Рабочая программа по курсу «Русская стилистика»
рабочая программа (7 класс) по теме
Рабочая программа
по курсу «Русская стилистика»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._titulnyy_list_1.docx | 12.48 КБ |
2._planiruemye_rezultvty.docx | 25.15 КБ |
soderzhanie_uchebnogo_kursa.docx | 21.95 КБ |
ktp.docx | 42.93 КБ |
Предварительный просмотр:
02-10 Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Гимназия №26»
Введено приказом от 30.09.2016 г. № 275
Директор МБОУ «Гимназия №26»
_______________ А.Л.Сальников
Рабочая программа
по курсу «Русская стилистика» для 7 класса
(2 часа в неделю, 60 часов в год)
Составитель: Кривилева С.Н, учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
«Согласовано»
Заместитель директора по УР ___________ Макария К.Н. от_________2016 г.
Подпись Ф.И.О.
«Рассмотрено»
На заседании МО, протокол от 27.08.2016 г. № 1
Руководитель МО ___________ Шишина Л.Л. от_________2016 г.
Подпись Ф.И.О.
г. Набережные Челны
2016 г.
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты изучения курса
Название раздела | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты | |
ученик научится | ученик получит возможность научиться | |||
Стилисти ка и культура речи. | Участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета. | Анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их. | Регулятивные УУД
| Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования. |
Владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета. | Участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта. |
| Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствова- нию. | |
Стилистика и риторика. | Владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала. |
| Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения. | |
Стилистика и лексика. | Участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета. | Самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. |
| Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. |
Стилистика и фразеология. | Анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка. | Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. | Познавательные УУД
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. | Умение осознавать и определять (называть) свои эмоции. |
Стилисти ка и пунктуа- ция. | Соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи. | Писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры. |
| Умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать. |
Владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета. | Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
| Осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | ||
Участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета. | Участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта. | Коммуникативные УУД Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет: определять возможные роли в совместной деятельности; играть определенную роль в совместной деятельности; принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации; строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен); критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; выделять общую точку зрения в дискуссии; договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога. |
Предварительный просмотр:
Содержание учебного курса
Название раздела | Краткое содержание | Количество часов |
Стилистика и культура речи (15 час.) | Введение. «Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура» (Д.С. Лихачев). Уметь говорить, слушать и слышать. Выбор слова. Лексическая сочетаемость. Выбор предложения. Преобладание форм и их роль в тексте. | 1 |
Место стилистики в системе наук языкознания. Связь стилистики с культурой речи, поэтикой, теорией ораторского искусства. | 1 | |
Задачи грамматической, функциональной стилистики и стилистики текста. Основные разделы стилистики. Грамматическая стилистика. Функциональная стилистика. Стилистика текста. Практическая стилистика. | 4 | |
Практическая стилистика. Функциональная и коммуникативная стилистика. Формирование коммуникативных единиц. Нормативная лексика. Принцип «экономии». Тенденции практической стилистики. | 5 | |
Культура речи как предмет языкознания. Составные части культуры речи. Историческая, социальная, психологическая стилизация. Тексты для детей и тексты, написанные от лица ребенка. Собственный стиль речи. Не собственно прямая речь. | 4 | |
Стилистика и риторика (10 Ч.) | О древней науке риторике. Понятие о науке «риторика». Риторика Древней Греции и Рима. О видах речи. Функции ораторской речи. Квинтилиан и три рода ораторской речи. Цицерон. Риторика Средневековья и европейского возрождения. Разнообразные сочинения по риторике на Руси. | 2 |
Книжно-славянская письменная традиция. Русское письменное двуязычие. Размежевание в пределах единого литературного языка. Единые общерусские разговорные нормы на базе говора Москвы. Типы литературного языка. Общие вопросы письма. | 1 | |
Три стиля в российском языке. Истоки возникновения теории «трех стилей». Развитие теории трех стилей на Руси. Макарий и его «Роды речений». | 1 | |
Категория «высокого» и «низкого». Общие категории «высокого» и «низкого» в литературе и в самой жизни, их современное содержание. Логическая грамматика (А.А.Потебня). Стилистическое расслоение языка. Основной источник «высокого» и «низкого» в русском языке. Идея «высокого» и «низкого» в других языках.
| 1 | |
«Хороший», «дурной» и истинный вкус. Истоки книжно-письменной речи. Новое отношение к языку и стилю в период классицизма. Эпоха А.Пушкина – начало современного литературного языка. Понятие о вкусе от Сумарокова до Пушкина.
| 5 | |
Стилистика и лексика (13 Ч.) | Слово и сфера его употребления. Значение слова и его конкретное употребление. Общеязыковая закономерность. Творческие возможности языка. Психологический и языковой механизм возникновения противоположного значения. | 2 |
Внутренняя форма слова. Цели и задачи обращения к внутренней форме слова. Способы связи звучания и морфологического состава с содержанием слова. Признаки внутренней формы слова. | 2 | |
Словотворчество и возможности его использования в стилистических целях. «Прозаические» и « поэтическое» мышление. Набор схем, по которым образованы или могут быть образованы слова. Словотворчество. Границы словотворчества.
| 2 | |
Системные связи слов.
Упорядоченность системы хранения слов. Тематические группы. | 3 | |
Созвучия. «Забавные» и «коварные». Сходства и различия звуковой формы слов. Полное совпадение в звуковом облике разных слов или форм. Неполное совпадение звучания разных слов. | 4 | |
Стилистика и фразеология (16 час.) | Устойчивые и свободные словосочетания. Словорасположение. Роль устойчивых сочетаний и свободных словосочетаний. «Свободный» синтаксис и несвободный синтаксис некоторых народов.
| 4 |
Период. Прозаическая строфа. Понятие о периоде. Виды периодов. Виды прозаической строфы. Нестандартные случаи использования фразеологизмов в различных формах существования речи. Морфологические свойства фразеологического оборота. Варианты фразеологического оборота. Стилистические пласты фразеологии современного языка. Важнейшие процессы в развитии фразеологии на современном этапе. Стилистическое использование фразеологических оборотов в художественной литературе и публицистике. | 12 | |
Стилистика и пунктуация (6 час.) | Пунктуационные нормы современного русского языка. Стилистические аспекты пунктуации. Структурный принцип пунктуации Смысловой принцип пунктуации. Экспрессивный синтаксис. Комбинированные знаки препинания. Аналитическая работа с текстами классиков и современных авторов. | 6 |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование курса 7 В класс
№ п/п | Название разделов | Тема занятий | Коли-чество часов | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Дата проведения | |
план | факт | |||||
1 | Стилистика и культура речи ( 15 час.) | Введение. Выбор слова. Лексическая сочетаемость. | 1 | Рассматривание схем, упражнения по определению стилей и типов речи. | 04.10 | |
2 | Место стилистики в системе наук языкознания. Задачи грамматической, функциональной стилистики. | 1 | Выразительное чтение текстов, их осмысление, пересказ. | 06.10 | ||
3 | Практикум по редактированию текста. | 1 | Выполнение упражнений с комментированием, выписывание из текста глаголов со значением начала действия. | 11.10 | ||
4 | Основные разделы стилистики. Грамматическая стилистика. | 1 | Чтение теоретической части. Выразительное чтение текста М.Бубличенко. | 13.10 | ||
5 | Функциональная стилистика. | 1 | Запись высказывания М.Горького. | 18.10 | ||
6 | Стилистика текста. | 1 | Чтение и осмысление алгоритма рассуждения. | 20.10 | ||
7 | Практическая стилистика. | 1 | Определение речевой ситуации, основной мысли, пересказ текста. | 25.10 | ||
8 | Практикум. Практическая стилистика. | 1 | Повторение теоретического материала, подготовка устного высказывания. | 27.10 | ||
9 | Виды стилистических ошибок. Выполнение упражнений повышенной трудности. | 1 | Повторение суффиксов причастий и прилагательных. | 08.11 | ||
10 | Коммуникативная стилистика. | 1 | Составление устного высказывания. | 10.11 | ||
11 | Формирование коммуникативных единиц. | 1 | Выполнение упражнений. | 15.11 | ||
12 | Культура речи как предмет языкознания. | 1 | Выразительное чтение текстов, составление предложений. | 17.11 | ||
13 | Стилистические особенности эстетического аспекта культуры речи. | 1 | Составление предложений по опорным словосочетаниям, устное описание картины. | 22.11 | ||
14 | Стилистические особенности нормативного аспекта культуры речи. | 1 | Творческая работа по таблице, выполнение заданий. | 24.11 | ||
15 | Этико-социальные аспекты культуры речи. | 1 | Устное сочинение по картине, запись предложений. | 29.11 | ||
16 | Стилистика и риторика ( 10 час.) | Понятие о науке «риторика». Риторика Древней Греции и Рима. | 1 | Чтение и обсуждение теоретического материала. Устные высказывания. | 01.12 | |
17 | Графическое представление науки риторики. Виды речи. | 1 | Повторение теории, сопоставительный анализ предложений. | 06.12 | ||
18 | Книжно - славянская письменная традиция. | 1 | Монологическое высказывание по плану. | 08.12 | ||
19 | Категории «высокого» и «низкого» стилей. | 1 | Отработка практических навыков, сопоставление предложений текстов. | 13.12 | ||
20 | «Хороший», «дурной» и истинный вкус. | 1 | Отработка образца рассуждения. | 15.12 | ||
21 | Стилистические особенности просторечной лексики. | 1 | Чтение и обсуждение теоретического материала. | 20.12 | ||
22-23 | Исследовательская работа. Изучение речи окружающих, объявлений в маршрутках, на заборах. | 2 | Отработка практических навыков, сопоставление предложений текстов. | 22.12 10.01 | ||
24 25 | Исследования текстов А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова. Эпоха А.Пушкина - начало современного русского литературного языка. | 1 1 | Редактирование предложений, работа по таблице. Работа с текстами. | 12.01 17.01 | ||
26 | Стилистика и лексика (13 час.) | Разновидности языка. Ненормативные слова. | 1 | Чтение материалов «Возьмите на заметку!», редактирование предложений. | 19.01 | |
27 | Социальные диалекты. | 1 | Анализ текстов, выполнение упражнений. | 24.01 | ||
28-29 | Нестандартные случаи использования слов ограниченного употребления. | 2 | Чтение и обсуждение теоретического материала. | 26.01 31.01 | ||
30-31 | Исследование общеязыковых закономерностей на основе текста стихотворений В.Вишневского. | 2 | Чтение и анализ текстов, составление таблицы. | 02.02 07.02 | ||
32-33 | Слово и сфера его употребления. | 2 | Анализ слова и сферы его употребления. | 09.02 14.02 | ||
34 | Внутренняя форма слова. | 1 | Выполнение заданий, составление схем. | 16.02 | ||
35-36 | «Забавные» и «коварные» созвучия. Сопоставление грамматических правил немецкого, английского, французского языков. | 2 | Чтение материалов «Возьмите на заметку!», редактирование предложений. | 21.02 24.02 | ||
37-38 | Системные связи слов – синонимические, предметно-тематические, антонимические. | 2 | Выполнение упражнений. | 28.02 02.03 | ||
39 | Стилистика и фразеоло- гия (16 час.). | Устойчивые и свободные словосочетания. | 1 | Составление телеграммы по образцу. Чтение теоретического материала. | 07.03 | |
40 | Словорасположение. | 1 | Отработка практических навыков, сопоставление предложений. | 09.03 | ||
41 | «Свободный» синтаксис некоторых народов. | 1 | Фонетическая и орфоэпическая работа, выразительное чтение текстов русских поэтов. | 14.03 | ||
42 | Несвободный синтаксис некоторых народов. | 1 | Монологическое высказывание по плану. | 16.03 | ||
43 | Период. Прозаическая строфа. | 1 | Выполнение заданий. | 30.03 |
| |
44-45 | Практикум. Крылатые выражения древнегреческих мифов. | 2 | Составление предложений по опорным словосочетаниям. Работа с фразеологизмами. | 04.04 06.04 | ||
46 | Стилистические пласты фразеологии современного языка. | 1 | Составление устного высказывания. | 11.04 | ||
47-48 | Исследование и рецензирование текстов разных стилей. | 2 | Работа с текстами, ответы на вопросы. | 13.04 18.04 | ||
49-50 | Важнейшие процессы в развитии фразеологии на современном этапе. | 2 | Работа с теоретическим материалом. | 20.04 25.04 | ||
51-52 | Стилистическое использование фразеологических оборотов в художественной литературе и публицистике. | 2 | Работа с текстами, составление таблиц. | 27.04 02.05 | ||
53-54 | Практикум. Стилистические особенности текстов статей В.Костикова («Аргументы и факты»). | 2 | Работа с текстами, ответы на вопросы. | 04.05 | ||
55 | Стилистика и пунктуация (6 час.) | Стилистические аспекты пунктуации. | 1 | Выполняют упражнения, отвечают на вопросы. | 11.05 | |
56 | Структурный принцип пунктуации. | 1 | Выполнение заданий. | 16.05 | ||
57 | Смысловой принцип пунктуации. | 1 | Выразительное чтение текстов, составление предложений. | 18.05 | ||
58 | Экспрессивный синтаксис. Учебный театр: разыгрывание речевых ситуаций – анализ интонаций и возможных знаков препинания. | 1 | Составление устного высказывания. | 23.05 | ||
59 | Нерегламентированная пунктуация: историческая, концептуально обусловленная, собственно авторская. | 1 | Выразительное чтение текстов, составление предложений. | 25.05 | ||
60 | Аналитическая работа с текстами классиков и современных авторов. | 1 | Работа с текстами. | 30.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса русского языка в 11 классе
Рабочая программа курса русского языка в 11 классе по учебнику В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко ...
рабочая программа курса Русское правописание
Рабочая программа элективного курса Русское правописание рассчитана на подготовку учащихся к ЕГЭ, содержание обучение ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека,...
Рабочая программа курса русская словесность 5 класс
Программа курса " Русская словесность" на этапе основной школы решает потребности углублённой подготовки учащихся, включённых в процесс гуманитарного образования, в сфере функционирования языка....
Рабочая программа курса "Русский язык". 8 класс
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса сставлена на основе программы Баранова....
Рабочая программа курса «Русский язык» 6 класс на 2014 – 2015 учебный год
Рабочая программа по «Русскому языку» 6 класс составлена на основе авторской программы: Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М. Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык 5-9 класс...
Рабочая программа курса «Русский язык» 7 класс на 2014 – 2015 учебный год
Рабочая программа по «Русскому языку» 7 класс составлена на основе авторской программы: Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М. Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык 5-9 класс...
Рабочая программа курса «Русский язык» 8 класс на 2014 – 2015 учебный год
Рабочая программа по «Русскому языку» 8 класс составлена на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения и ориенти...