Рабочая программа элективного курса "Основы риторики"
рабочая программа (8, 9 класс) на тему

В данном материале представлен опыт работы по изучению основ риторики в 8-9 классах средней школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs.doc127.5 КБ

Предварительный просмотр:

Элективный курс

 «Основы  риторики» (8-9 классы)

Пояснительная записка

        Риторика  – наука об убеждающей речи – необходима для всех  людей, которым в силу  их профессиональной принадлежности приходится говорить. Сегодня наибольший интерес к риторике проявляет так  называемый «говорящий класс»,         то есть люди, так или иначе связанные с публичным пространством,  –  журналисты, политики, политологи, юристы и т.п. Интерес к риторике проявляют и те,  кто обращается к небольшой аудитории, к группе людей или даже к одному человеку. В этом смысле в риторике заинтересованы бизнес, торговля, сфера обслуживания,  медицина, педагогика.  Этими факторами обусловлена актуальность данной дисциплины, а также   необходимость введения ее в  качестве факультативного курса  в средней школе в ряду других речеведческих дисциплин.

Для начала необходимо решение очень важного вопроса:  что такое РИТОРИКА?  В понимания сущности данного понятия нет единства.

  • С одной стороны,  риторику считают ораторским искусством, под которым подразумевается высшая степень мастерства владения устным словом. В таком смысле риторика –  культурно-историческая дисциплина, которая знакомит школьников с  учеными, общественными деятелями, вошедшими в историю культуры как  великие ораторы.
  • Довольно широко распространено понимание риторики как ремесла – умения выразить свою мысль разнообразно и красиво.
  • И, наконец,   риторику рассматривают как науку о  законах подготовки  и создания речи (устн6ой и письменной).

Так что же это?  Наверно, и то, и другое, и третье.  Ведь риторика связана со многими   гуманитарными дисциплинами, опирающимися на  речемыслительную деятельность и словесность в самом широком ее понимании (история, философия, логика, психология, смежные  языковедческие дисциплины: культура речи, стилистика, орфоэпия,  психолингвистика, социолингвистика,  лингвистика текста).

        Современная риторика переживает новое рождение, получив название неориторики.  Традиционное ораторское искусство становится рядовым разделом риторики, границы которой  значительно расширяются.  Неориторика изучает процесс коммуникации в целом, механизм каждого вида речи, ее  мотивов, целей. В сфере интересов неориторики  находится лингвистика текста, новая теория, используемая для  анализа и оценки готового текста на разных этапах его подготовки. Таким образом, текст становится объединяющим компонентом обучения.

        Всякому учителю, решившему вести этот курс, необходимо определить, какой подход он сам для себя  предпочитает, ибо от этого будет зависеть содержание, структура курса, его  цель и задачи, формы работы и конечный результат.

        Остановимся  на распространенной точке зрения. Риторика – это учебная дисциплина, предметом которой является обучение основам речемыслительной деятельности человека в определенных жизненных ситуациях. При этом  следует учесть, что  термин РЕЧЬ  имеет троякий смысл:

  • Речь как процесс.
  • Речь как продукт  речемыслительной деятельности (текст).
  • Речь как  жанр ораторского выступления.

При работе с двухгодичным  факультативным курсом следует остерегаться постановки  недостижимых целей: за 68 часов научить ребенка  свободно, логично и образно изъясняться на разные темы.

        Целью факультативного курса «Основы риторики»  (8-9 класс) является обучение школьников основам речемыслительной деятельности, которая включает в себя:

  • обдумывание замысла речи (устной или письменной),
  • предварительную работу с материалом,
  • подбор способов, средств аргументации, речевых средств выражения,
  • создание конспекта логичной, выразительной речи и его редактирование,
  • артикуляционно, интонационно и  психологически грамотное выступление перед аудиторией,
  • само- и взаимооценку,
  • анализ готовых устных выступлений.

Результаты освоения учебного курса (личностные, метапредметные, предметные)

Личностные результаты:

- Понимание  значимости  владения  искусством  слова  для  успешности  в

профессиональной деятельности и межличностном общении.

- Стремление  к  речевому  самосовершенствованию;  умение  осмыслить

собственный речевой поступок и адекватно себя оценивать.

Метапредметные результаты:

- Владение всеми видами речевой деятельности;

- Применение  приобретенных  коммуникативных (риторических)  навыков  в

повседневной жизни;

- Организация  эффективного  взаимодействия  с  окружающими  людьми  в

процессе речевого общения, совместного выполнения проекта, участия в дискуссиях;

овладение  национально-культурными  нормами  речевого  поведения  в  различных ситуациях  формального  и  неформального  межличностного  и  межкультурного общения;

- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров.

 Предметные результаты:

-    Понимание  риторики  как  науки,  обеспечивающей  успешность

человека в разных сферах жизнедеятельности;

-  Владение  всеми  видами  речевой  деятельности:  слушание  и  чтение;

говорение и письмо;

-  Овладение навыками составления текстов различных жанров;

-  Освоение базовых понятий риторики;

-  Проведение риторического анализа образца текста;

- Умение общаться в соответствии с речевой ситуацией, в том числе и

импровизировать,  соблюдая  при  этом  критерий  уместности  использования речевого жанра.

Требования к   уровню усвоения содержания факультативного курса:

В результате  изучения  материала названного факультативного курса учащиеся должны

знать:

  • назначение риторики как учебной дисциплины, уяснить ее самостоятельность и связь с другими дисциплинами,
  • ключевые понятия и категории  основных разделов риторики,
  • основные  правила подготовки к устному или письменному выступлению;

владеть:

  • навыками  анализа  различных аспектов текста как риторического произведения:

                          – интонационно-акустического,

                          – структурно-логического,

                          – эстетического,

  • навыками  использования различных логических форм и приемов изложения,
  • различными способами снятия эмоционального напряжения;

уметь:

  • находить оптимальные языковые средства, адекватные речевой ситуации,
  • собирать и обрабатывать материал для подготовки устного или письменного сообщения,
  • создавать сообщение на заданную тему, которое является  логически завершенным, аргументированным и выразительным.

  При построении разделов курса   в основном осуществляется унифицированный подход: каждая тема  начинается лекционным занятием, на котором предлагаются основные  понятия, касающиеся данной темы. Далее материал изучается на практических занятиях по схеме:

– анализ микротекста

– анализ макротекста

– контрольная работа по стилистическому анализу текста

                  – создание собственного речевого произведения данного стиля.

При составлении программы была использована примерная программа по риторике для учеников 10-11 классов (РЯШ 1/99), учитывались  возрастные и  интеллектуальные  особенности учеников 8-9 классов.

Необходимо  отметить следующую особенность работы. Методисты считают объединяющим компонентом обучения текст – это нашло отражение  в содержании работы факультатива.

Программа факультативного курса рассчитана на 68 часов  (8 класс – 34 часа, 9 класс – 34 часа).

Содержание программы:

Раздел 1. История риторики  (4 часа)

Ораторское искусство в Древней Греции, в Древней Риме, В России. Ораторская речь, ее виды.

Раздел 2. Техника речи (11 часов)

Основные свойства голоса: дикция, темп, тембр, сила, высота. Роль паузы и интонации в речи. Развитие речевого голоса, речевого дыхания. Артикуляционный практикум. Интонационно-акустические особенности звучащего текста.

Раздел 3.   Логические основы организации  речи.  (15 часов)

Понятие о композиции речи: зацепляющий крючок, вступление, структура основной части, заключение.  Логические формы изложения: анализ, синтез, обобщение, сравнение. Законы логики.  Приемы изложения (дедукция, индукция, аналогия). Виды аргументов. Способы сцепления смысловых блоков речи. Механизм создания текста.

Раздел 4.  Эстетические основы организации речи. (15 часов)

Словесная наглядность как  необходимый элемент устной и письменной речи. Тропы и риторические фигуры. Их роль в тексте, механизм воздействия на читателя и слушателя. Эстетическая организация микро- и макротекста. Механизм создания образного текста.

Раздел 5.   Подготовка к публичным выступлениям и развернутый письменным сообщениям. (15 часов)

Определение темы и  целевой направленности речи.  Составление плана речи. Сбор и систематизация материалов. Форма записи.  Работа с конспектом. Подготовка наглядного  материала. Запоминание и репродукция.

Раздел 6.  Психологические основы организации речи.  (6 часов)

Установление  психологического контакта оратора с аудиторией. Способы поддержания внимания и мобилизация памяти слушателей. Эмоциональные факторы  публичных выступлений. Языковые средства создания эмоциональной речи. Психологические и этические основы ведения спора.

Раздел 7.  Повторение изученного по курсу (2 час)

Содержание  факультативного курса «Основы риторики» по темам и видам занятий

№ темы

Название раздела

Содержание  лекционных и практических занятий

Колич

часов

ЛЗ

Колич

часов

ПЗ

итого

1

История риторики  

Ораторское искусство в Древней Греции, в Древней Риме, В России.

1

Ораторская речь, ее виды.

1

Определение видов ораторских речей

1

Содержательный анализ микротекстов (фрагменты выступлений  известных ораторов)

1

4

2

Техника речи

Основные свойства голоса: дикция, темп, тембр, сила, высота. Роль паузы и интонации в речи.

2

Развитие речевого голоса, речевого дыхания. Артикуляционный практикум.

4

Интонационно-акустические особенности звучащего текста.

5

11

3

Логические основы организации  речи

Понятие о композиции речи: зацепляющий крючок, вступление, структура основной части, заключение.

1

Логические формы изложения: анализ, синтез, обобщение, сравнение. Приемы изложения (дедукция, индукция, аналогия).

1

Анализ микротекстов по определению логических форм и приемов изложения.

3

Законы логики.  Виды аргументов.

1

Анализ микротекстов по определению логических форм и приемов изложения.

3

Способы сцепления смысловых блоков речи. Механизм создания текста.

1

Анализ  логической структуры макротекстов.

4

Контрольная работа по созданию собственного текста.

1

15

4

Эстетические основы организации речи.

Словесная наглядность как  необходимый элемент устной и письменной речи. Тропы и риторические фигуры. Их роль в тексте, механизм воздействия на читателя и слушателя.

2

 Эстетическая организация микро- и макротекста. Механизм создания образного текста.

1

Анализ  эстетической организации микротекстов.

4

Развернутый анализ эстетической организации художественного макротекста.

6

Создание собственного макротекста

2

15

5

  Подготовка к публичным выступлениям и развернутый письменным

сообщениям.

Определение темы и  целевой направленности речи.  Составление плана речи. Сбор и систематизация материалов. Форма записи.  Работа с конспектом. Подготовка наглядного  материала. Запоминание и репродукция.

3

 Практическая работа  по подготовке  к публичному выступлению

12

15

6

Психологические основы организации речи.  

Установление  психологического контакта оратора с аудиторией. Способы поддержания внимания и мобилизация памяти слушателей. Эмоциональные факторы  публичных выступлений. Языковые средства создания эмоциональной речи.

2

Психологический практикум

3

Психологические и этические основы ведения спора.

1

6

7

Повторение изученного по курсу.

2

17

49

68

Формы работы:

  • Лекция (Лекция сопровождается анализом слов-понятий и  моделированием  полученной информации).

  • Хоровое и парное проговаривание. (при изучении раздела «Техника речи» проводится 25-минутный комплекс артикуляционных упражнений и упражнений  на развитие речевого дыхания. При изучении других разделов курса каждое занятие начинается с 3-минутной артикуляционной гимнастики).

  • Работа с микро- и макротекстами (основная форма работы). В каждом разделе она имеет свою специфику. Так, работа по разделу «Техника речи» завершается интонационно-акустическим анализом  художественного текста. В разделе «История риторики»проводится содержательный анализ  фрагментов выступлений известных ораторов. Изучение раздела «логические основы организации речи заканчивается структурно-логическим анализом текста,  а раздел «Эстетические основы организации речи» –  художественным анализом.
  • Сбор и обработка материалов для выступления.
  • Создание собственного микро- или макротекста.
  • Выступление у  доски с небольшим сообщением.
  • Психотехнические  упражнения на снятие эмоционального напряжения, утомления.
  • Редактирование текста.
  • Само- и взаимоанализ.

Учебно-методическое, материально-техническое обеспечение  факультативного  курса

Для преподавания факультативного курса необходимо:

  • Кабинет русского языка и  литературы,
  • Методическое пособие для практических занятий по «Основам риторики»
  • Фонозапись для комплекса  психотехнических упражнений.
  • Схемы и таблицы  для изучения теоретического материала.
  • Индивидуальный раздаточный материал
  • Дидактический материал для контрольных работ.

Рекомендуемая литература

  • Михальская А. К. Основы риторики. Мысль и слово: Учеб пособие для уч. 10-11 классов.-М, 2010
  • Введенская Л.А. , Павлова Л.Г. Риторика для юристов.-Ростов-на Дону., 2009
  • Кохтев Н.Н.  Риторика: Пособие для учащихся  8-11 классов.-М.: просвещение, 2015
  • Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. – М.: Инфа, 2001
  • Ивин А.А. Основы теории аргументации, -М., 2002
  • Казарцева О.М.  Культура речевого  общения.- М.: Флинта,2004
  • Кузин Ф.А. Невербальные средства в деловой разговорной практике // Культура делового общения: Учебное пособие. –М., 2000
  • Сопер Поль. Основы искусства речи. Книга о науке убеждать.- Ростов-на Дону, 1999
  • Михальская  А.К. Русский Сократ и лекции по сравнительно-исторической риторике.-М.1998

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Риторика и культура речи"

Программа может быть использована как программа элективного курса при профильном обучении русскому языку учащихся старших классов (9-11 класс)....

Рабочая программа элективного курса "Риторика"

Каждому человеку, чтобы добиться успеха в жизни и в работе, необходимо, прежде всего, научиться общаться. Потребность в общении – неотъемлемая часть жизни человека, познания окружающего мира, других л...

Учебная программа элективного курса «Риторика» (курс предпрофильной подготовки для учащихся 8 – го класса на 17 часов)

Настоящая программа элективного курса «Риторика» составлена для учащихся 8-ых классов. Риторика готовит подростков к будущей жизни – успешной работе в коллективе. Курс школьной риторики, относящийся к...

Учебная программа элективного курса «Риторика»

Настоящая программа элективного курса «Риторика» составлена для учащихся 8-ых классов. Риторика готовит подростков к будущей жизни – успешной работе в коллективе. Курс школьной риторики, относящ...

Рабочая программа факультатива по риторике и КТП для 5-10 классов

Рабочая программа факультатива по риторике...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Риторика" 5 кл

Рабочая программа внеурочной деятельности "Риторика" 5 кл...