Программа учебного курса «Основы декоративно – прикладного искусства» 5 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Программа учебного курса рассчитана на создание условия для формирования художественной культуры обучающихся как неотъемлемой части их духовной культуры, потребности в общении с народным искусством на основе постижения его содержания как живого воплощения общекультурных ценностей, социально – духовного опыта поколений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа учебного курса по изобразительному искусству 5 класс | 34.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Новоусманского района Воронежской области
«Никольская средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано» Зам. директора по УВР «___»__________ 2018г. | «Утверждаю» Директор школы «___» __________2018 г. |
Программа учебного курса
«Основы декоративно – прикладного искусства»
для 5 «а» класса
2018-2019 учебный год
Разработчик Лахина Наталья Андреевна
Учитель изобразительного искусства ВКК
П.1 отд. с-за Масловский - 2018 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана для обучающихся 5 «а» класса.
Тип программы - общеобразовательный.
Курс «Основы декоративно – прикладного искусства» относится к образовательной области – Искусство.
Программа учебного курса соответствует ФГОС ООО.
Цель курса: создание условия для формирования художественной культуры обучающихся как неотъемлемой части их духовной культуры, потребности в общении с народным искусством на основе постижения его содержания как живого воплощения общекультурных ценностей, социально – духовного опыта поколений.
Задачи:
- Формирование эстетических потребностей и художественного вкуса обучающихся;
- Понимание особенностей декоративно – прикладного искусства;
- Осмысление места декоративно – прикладного искусства в жизни общества;
- Осознание своей причастности к судьбам культуры, проявление уважительного, бережного отношения к культурному наследию.
Программа учебного курса рассчитана на реализацию в 1 год.
Количество часов в неделю - 0,5ч. по каждому классу.
Количество часов в год - 17ч. по каждому классу.
Формы текущего контроля знаний
1. Устный опрос
2. Викторины
3. Кроссворды
4. Художественно-практические задания
5. Защита проектов
Учебно - методический комплект
Учебник 5класс. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Н.А. Горяева, О.В. Островская. Под редакцией Б. М. Неменского. Издательство «Просвещение». Москва 2014 год.
Обучающийся научится:
- определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
- выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
- характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;
- различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;
- различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;
- находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов;
- различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России.
Обучающийся получит возможность научиться:
- активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);
- владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;
- различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства.
Содержание тем учебного курса
- Беседа об изобразительном искусстве: Роспись как русская народная живопись.
Аграрно – магическая символика. Солярные знаки.
- Декоративное рисование: Языческие мотивы и символы в народных росписях
Рассмотрение произведений декоративно-прикладного искусства. Составление композиции, с использованием солярных знаков.
- Беседа об изобразительном искусстве: Азбука народной росписи
Приобщение к народному искусству. Простота выполнения. Зашифрованные рисунки. Поклонение божествам.
- Декоративное рисование: Основные элементы народной росписи. . Капелька, листок, дуга, спираль, усик, штрих, точка, тычок.
- Беседа об изобразительном искусстве: Основы композиции
Гармония. Чувство меры. Зависимость всех частей композиции. Понятие «декоративная композиция». Равновесие. Виды равновесия. Правильная организация декоративной композиции. Понятие ритма в декоративно композиции
- Декоративное рисование: Орнамент. Композиция в прямоугольнике.
Орнамент основан на повторе элементов рисунка. Составление композиции в широкой рамке. Применение диагонали.
- Декоративное рисование: Орнамент. Композиция в круге.
Орнамент основан на повторе элементов рисунка. Составление композиции в круге. Применение диагонали, вертикальных и горизонтальных линий
- Декоративное рисование: Орнамент. Фризовая композиция.
Орнамент основан на повторе элементов рисунка. Составление композиции в полосе. Применение вертикальных и горизонтальных линий
- Декоративное рисование: Мезенская роспись.
Традиции мезенской росписи. Элементы мезенской росписи: уточка, олень, лошадка, журавль, цветок, холмик, росток. Орнамент – завершение мезенской росписи. Выполнение эскиза композиции
- Рисование с натуры: Городецкая роспись.
Традиции городецкой росписи. Элементы городецкой росписи: цветы – розетки, листья, бутоны с ягодами, купавка, розан, птицы, , лошадки. Жанровая композиция.
- Декоративное рисование: Городецкая роспись.
Традиции городецкой росписи. Элементы городецкой росписи: цветы – розетки, листья, бутоны с ягодами, купавка, розан, птицы, , лошадки. Жанровая композиция. Выполнение эскиза композиции
- Рисование с натуры: Хохломская роспись
Традиции хохломской росписи. Верховое и фоновое письмо. Основные элементы хохломской росписи: ягоды, трехлистники, завитки.
- Декоративное рисование: Хохломская роспись
Традиции хохломской росписи. Верховое и фоновое письмо. Основные элементы хохломской росписи: ягоды, трехлистники, завитки. Выполнение эскиза посуды
- Рисование с натуры: Декоративное искусство Воронежской области
Традиции воронежских мастеров. Деревянные игрушки. Воронежская матрешка.
- Декоративное рисование: Декоративное искусство Воронежской области
Традиции воронежских мастеров. Деревянные игрушки. Воронежская матрешка. Выполнение эскиза игрушки
- Декоративное рисование: Выполнение авторской композиции
Составление эскиза и его роспись. Авторское решение. Новаторство
- Беседа: Повторение изученного материала. Подведение итогов года
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Название темы | Количество часов |
Роспись как русская народная живопись. | 1 |
Языческие мотивы и символы в народных росписях | 1 |
Азбука народной росписи | 1 |
Основные элементы народной росписи | 1 |
Основы композиции | 1 |
Орнамент. Композиция в прямоугольнике | 1 |
Орнамент. Композиция в круге | 1 |
Орнамент. Фризовая композиция | 1 |
Мезенская роспись | 1 |
Городецкая роспись. | 2 |
Хохломская роспись | 2 |
Декоративное искусство Воронежской области | 2 |
Выполнение авторской композиции | 1 |
Повторение изученного материала | 1 |
Всего | 17 ч. |
Дополнительная литература для учителя
1. Губанова, Е.Н. Декоративно – прикладное искусство Воронежского края и его изучения в школе. – В.:Центр духовного возрождения Черноземного края,2003
2. Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. Л.: Искусство, 1975.
3. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. М.: Молодая гвардия, 1988.
4. Розенвассер, В.Б. Беседы об искусстве. - М.: просвещение, 1979.-183с: ил.
5. Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1984.
6. Тимченко С. Славянка: православный журнал , М.: Издательский Дом Славянка,2006.
7. Краснов Н.В. Беседы по изоискусству в начальной школе.- М.: Искусство, 1965
8. Соколова Т.М. Орнамент – почерк эпохи- Л.,1972
9. Попова О.С. Русские художественные промыслы- М,, 1984
10. Жегалова С.К. Русская народная роспись – М., -1984
11. Величко Н.А. Роспись – М., - 1999
.
Дополнительная литература для учащихся
- Попова О.С. Русские художественные промыслы- М,, 1984
- Жегалова С.К. Русская народная роспись – М., -1984
- Величко Н.А. Роспись – М., - 1999
Интернет ресурсы
- http://pedsovet.su/load/218-1-0-33324
- https://pedportal.net/starshie-klassy/izobrazitelnoe-iskusstvo/elektivnyy-kurs-izo-5-klass-333244
«Согласовано» Зам. директора по УВР Е.Н. Акимова «___»__________ 2018 г. | «Утверждаю» Директор М.Г. Фурсова «___» __________2018г. |
Календарно – тематическое планирование
учебного курса
«Основы декоративно – прикладного искусства»
для 5 «а» класса
2018-2019 учебный год
Разработчик: Лахина Наталья Андреевна
учитель изобразительного искусства ВКК
.
Поселок 1 отделения с-за «Масловский» - 2018 год
Тема урока | Дата по плану | Дата по факту | Приме чание | ||
1 | Т.Б.№ 46 Роспись как русская народная живопись. | 17.1 | |||
2 | Языческие мотивы и символы в народных росписях | 24.1 | |||
3 | Азбука народной росписи | 31.1 | |||
4 | Основные элементы народной росписи | 7.2 | |||
5 | Основы композиции | 14.2 | |||
6 | Орнамент. Композиция в прямоугольнике | 21.2 | |||
7 | Орнамент. Композиция в круге | 28.2 | |||
8 | Орнамент. Фризовая композиция | 7.3 | |||
9 | Мезенская роспись | 14.3 | |||
10 | Городецкая роспись. | 21.3 | |||
11 | Городецкая роспись. | 4.4 | |||
12 | Хохломская роспись | 11.4 | |||
13 | Хохломская роспись | 18.4 | |||
14 | Декоративное искусство Воронежской области | 25.4 | |||
15 | Декоративное искусство Воронежской области | 16.5 | |||
16 | Выполнение авторской композиции | 23.5 | |||
17 | Повторение изученного материала |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика проведения урока изо по теме "Декоративное-прикладное искусство в жизни человека".Декоративное искусство Древней Греции.Военные доспехи грека.
В публикуемой методической разработке урока изо рассматривается мужской костюм Древней Греции, а именно военные доспехи грека....
адаптационная программа факультативного курса ОСНОВЫ НАРОДНОГО И ДЕКОРАТИВНО_ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА 5, 6 классы
факультативный курс по народному и декоративно-прикладному искусству для учащихся 5-6 классов...
адаптационная программа факультативного курса ОСНОВЫ НАРОДНОГО И ДЕКОРАТИВНО_ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА 7-8 классы
рабочая программа по основам народного и декоративно-прикладного искусства для учащихся 7-8 классов...
Тема урока: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Витраж», раздел программы Б. М. Неменского: «Декоративное искусство в современном мире», тема по программе Б. М. Неменского: «Витраж в оформлении интерьера».
Наше время ставит перед современными технологами, дизайнерами, инженерами задачи, когда в начале работы уже надо представлять конечный продукт и его свойства. Для решения таких задач нужны практически...
Технологическая карта учебного занятия раздела «Декоративное искусство в современном мире» Тема: «Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж» 5 класс
Учебник «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяева 5 класс. Учебное занятие раздела «Декоративное искусство в современном мире». Тема: «Ты сам – мастер декоративно-пр...
конспект урока изобразительного искусства на тему "«Современное выставочное декоративно-прикладное искусство. Ты сам –мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж»
В ходе урока учащиеся знакомятся с современными формами декоративно-прикладного искусства, с разнообразием матералови техник , учатся понимать отличие современного от искусства традиционного народного...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА «ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО» (КОМПЛЕКСНАЯ) по учебным предметам «БУМАГОПЛАСТИКА» «АППЛИКАЦИЯ» «РАБОТА С МАТЕРИАЛОМ» «ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ И ТВОРЧЕСТВА»
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области декоративно-прикладного искусства, комплексного учебного предмета «Декоративно-прикладное искусство» разработан...