Дидактические материалы по русскому языку для уроков в классе с полиэтническим составом. Тема «Правописание падежных окончаний имен существительных».
статья на тему
Дидактические материалы по русскому языку для уроков
в классе с полиэтническим составом.
Тема «Правописание падежных окончаний имен существительных».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didaktich._materialy.docx | 28.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Никитина Елена Анатольевна МКОУ БучальскаяСОШ Кимовского района Тульской области
Дидактические материалы по русскому языку для уроков
в классе с полиэтническим составом.
Тема «Правописание падежных окончаний имен существительных».
Ученики-инофоны испытывают трудности в определении написания окончания имени существительного. Отсутствие категории рода в родном языке ученика, фонетические особенности языка, непонимание лексического значения слова и т.д. являются причинами ошибок. Работа по данной теме в классе с полиэтническим составом предполагает определенную последовательность.
Перед диктантом следует с каждым учеником-инофоном провести индивидуальную работу по составлению таблицы «Правописание падежных окончаний имен существительных» и включению в нее примеров. (Это важно: не дать готовую таблицу, а составить ее). Таблица должна находиться перед глазами ученика во время диктанта.
Далее нужно провести работу с лексическим значением трудных для понимания слов. Здесь можно использовать соответствующие иллюстрации или натуральную и предметную наглядность (показать предметы, признаки, действия, называемые словом). Положительный результат дадут задания для работы в парах (русский и инофон): сделать морфемный и словообразовательный анализ слова, подобрать синоним, найти значение слова, определить происхождение слова, объяснить значение фразеологизма. Работа со словарями (толковым, этимологическим, синонимов и антонимов, фразеологизмов) должна проводиться систематически. Кроме того, работа в паре с товарищем другой национальности формирует умение толерантно относиться друг к другу.
Во время диктанта нужно медленно и четко проговаривать слова, правило написания, которых еще не изучено, также нужно останавливаться и кратко пояснять написание имен собственных, их значение.
Материалом для диктантов являются предложения из произведений классической литературы, народные пословицы и поговорки.
Имена собственные:
Митраша, Антипыч, дядя Ерошка, Оленин, Пульхерия Ивановна, Савва, Антошка, Афонюшка, Обломов, Хорь, Калиныч, Лиза, Егорушка, Травка [собака], Изумруд [конь], Максим Максимыч, Лукашка, Дубровский; село Горюхино, село Луповицы, источник Нарзан, Ледовитый океан.
Словарь:
Аллея – дорога (в саду, парке) с рядами деревьев, посаженными по обеим ее сторонам.
Козлы – сиденье для кучера в передке экипажа (кучер - слуга, работник, который правит лошадьми в экипаже).
Лакей – слуга в господском доме или в гостинице, ресторане.
Ливрея – одежда с шитьем для лакеев, кучеров.
Горница – чистая половина крестьянской избы.
Сторожка – помещение для сторожа, жилье сторожа.
Сундук – тяжёлый напольный ящик для хранения вещей с крышкой на петлях и с замком.
Гончар – мастер, изготовляющий глиняную посуду, керамику.
Суслик – небольшое животное семейства беличьих.
Аул – селение (на Кавказе, в Ср. Азии).
Черкесы – народ, живущий в Карачаево-Черкессии.
Зной – сильная жара от нагретого солнцем воздуха.
Кладовая – помещение для хранения товаров, припасов, материалов.
Амбар – строение для хранения зерна, муки, припасов.
Отрочество – возраст между детством и юностью; период жизни в таком возрасте.
Купол – выпуклая крыша, свод в виде полушария.
Хутор – в южных областях: крестьянский поселок, селение.
Парча – Плотная узорчатая шелковая ткань с переплетающимися золотыми, серебряными нитями.
Рогожа - плетеный из мочала материал для упаковки
Ежевичником – куст ягод ежевики.
Проталина - место, где стаял снег и открылась земля.
а) 1-е склонение; родительный, дательный и предложный падежи
1. От всей избушки остался на лесной поляне холмик. (Пр.) 2. Горячее солнце было матерью каждой травинки, каждой ягодки. (Пр.) 3. С крыши капало, серебрились сосульки. (Ш.) 5. Вдруг на аллее показалась фигура. (Л. Т.) 6. На козлах сидел лакей в ливрее и с длинным хлыстом в руках. (Ч.) 7. На старой засохшей после пожара яблоне одиноко сидел нахохлившийся скворец. (Ш.) 8. На воронке водосточной трубы сидит галка, чистит перья. (М. Г.) 9. Я обогнул бугор и очутился в лощине. (Т.) 10. В горнице было чисто, уютно. 11. Митраша пошёл за клюквой по своей тропе, но не подумал о корзине для клюквы и о пище. 12. Антипыч всё жил, жил в своей лесной сторожке. (Пр.) 13. В берёзовой роще и еловом лесу села Горюхина нет недостатка в орехах, клюкве, бруснике и чернике. (П.) 14. Дядя Ерошка при каждой луже, на которой были следы зверя, останавливался и указывал их Оленину. (Л. Т.) 15. Комната Пульхерии Ивановны была уставлена сундуками, ящиками, ящичками и сундучочками. (Гог.)
16. Кошке — игрушки, а мышке — слёзки. (Пог.) 17. Доброму Савве добрая и слава. (Пог.) 18. Делу — время, потехе — час. (Посл.) 19. Шутке — минутки, а делу — час. (Посл.) 20. С миру по нитке — голому рубашка. (Посл.) 21. По одёжке встречают, по уму провожают. (Посл.) 22. У лжеца на одной неделе семь четвергов. (Пог.) 23. На чужой сторонушке рад своей воронушке. (Пог.) 24. Стоит Антошка на одной ножке, его ищут, а он не отзывается. (Загадка. Гриб.) 25. Сидит на ложке, свесив ножки. (Загадка. Лапша.) 26. В тесноте, да не в обиде. (Пог.) 27. Скучно Афонюшке на чужой сторонушке. (Пог.)
б) 2-е склонение; предложный падеж
1. В воздухе и на земле звенели жаворонки.( Т.) 2. Мысль о переезде тревожила Обломова. (Гонч.) 3. Одето небо чёрной мглою, в тумане месяц чуть блестит. (Л.) 4. Вечером гончар на обрыве жёг горшки. (Ч.) 5. Светает. Горы снеговые на небосклоне голубом зубцы подъемлют золотые. (Л.) 6. На выгоне свистели суслики. (Ш.) 7. В ауле, на своих порогах, черкесы праздные сидят. (П.) 8. На заре, в овраге старого леса, в заросшем низу на полянке, радостно выли головастые волчата. (Л. Т.) 9. В шуме воли моря и ропоте реки слышно звучат человечьи голоса. (М. Г.) 10. За ужином я заговорил о Хоре да о Калиныче.(Т.) 11. Подоконник квадратного окна был на уровне плеча мальчика. (М. Г.)12. Тайга лежала перед людьми в сверкающем розовом инее. (Фад.) 12. В сарае на сене расположились па ночлег запоздавшие охотники. 13. В зное дремали деревянные домики на горячей земле. (М. Г.) 14. Лётчик подробно рассказал о своём путешествии. (Ефр.) 15. Топот лошади один раздавался в ночном безмолвии. (П.) 16. Лиза была в восхищении от своей выдумки. (П.) 17. В отчаянии я опустился на землю. (Т.) 18. Удушливый зной принудил меня подумать о сбережении последних наших сил и способностей. (Т.)19. В углублении, среди ящиков, кто-то завозился, вздохнул. (М. Г.) 20. Егорушка опустился в изнеможении на лавочку. (Ч.) 21.Хозяйство Пульхерии Ивановны состояло в беспрестанном отпирании запирании кладовой, в солении, сушении, варении бесконечного множества фруктов и растений. (Гог.) 22. На обмане далеко не уедешь. (Пог.) 23. Было бы в амбаре, будет и в кармане. (Посл.) 24. Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки. (Посл.) 25. Хоть сзади, да в том же стаде. (Пог.)
в) 3-е склонение; родительный, дательный и предложный падежи
1. В детстве и отрочестве я слишком много испытал горечи обид, слишком много видел жестокости, злой глупости, бессмысленной лжи. (М. Г.) 2. Н глубине площади громоздились купола и башенки. (Вер.) 3. Среди зелени прошлого года виднелись новые цветочки подснежника. (Пр.)4. Со степи понеслось звонкое ржание жеребёнка. (Гог.) 5. На окнах стоят горшки герани и фуксии. (М. Г.) 6 . Месяц, золотясь, спускался к степи. (Л. Т.) 7. Трудно было Травке [собаке] привыкать к дикой жизни. (Пр.) 8. Лодка подвинулась близко к мели. (М. Г.) 9. Привязанный к коновязи Изумруд [конь] ржал, плясал задними ногами. (Купр.) 10. Внезапно я почувствовал, что дневная усталость куда-то отходит, уступая место бодрости. (Ефр.) . 11.Снег лежал ослепительной пеленою на необозримой степи. (П.) 12. Максим Максимыч стоял в глубокой задумчивости. (Л.) 13. Чайки бродят по отмели, раскрыв клювы. (М. Г.) 14. Солнце уже высоко стояло на безоблачной лазури. (Т.) 15. Что-то пробегало в тени около старинного колодца на площади. (Т.) 16. В степной глуши, на верховьях тихого
Дона, стоит село Луповицы. (М.-П.) 17. Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. (Ч.) 18. В закрытые двери стучался ветер, в печке гудело. (Ч.) 19. Вдали виден хуторок, весь в зелени. (Ч.) 20. В радости сыщут, а в горести забудут. (Пог.) 21. Алмаз и в грязи виден. (Посл.)
г) О, Е после шипящих и ц
1. Солнце легло спать и укрылось багряной золотой парчой. (Ч.) 2. Послышалось шарканье туфель, и в комнатку вошёл хозяин в халате и со свечой. (Ч.) 3. Я вышел на опушку кустов и побрёл по полю межой. (Т.) 4. Ваня лежал и не шевелился под своей рогожей. (Т.) 5. Мать сидела с сестрицей и братцем, занимаясь кройкою какого-то белья для нас. (С. Акс.) 6. Лукашка остановился, нагнулся над лужицей и свистнул. (Л. Т.) 7. Над детской головой моей венцом сливались облака твои [Кавказ] седые. (Л.) 8. Недаром Нарзан называют богатырским ключом. (Л.) 9. Краснеют сизые вершины, лучом зари освещены. (Л.) 10. Под крыльцом послышался шёпот. (Вер.) 11. В заросшей плющом каменной ограде была решётчатая калитка. (Вер.) 12.Каждая маленькая полянка вся заросла ежевичником и камышом. (Л. Т.) 13. На проталинках под косым лучом солнца доверчиво поют жаворонки. (Т.) 14. Белым мячом мелькнул
по болоту зайчонок. (М. Г.) 15.Утренняя заря разливается кротким румянцем. (Т.)
д) Правописание падежных окончаний множественного числа
1. На пустынных берегах Ледовитого океана среди скал, словно по волшебству, возникли здания, порты, мастерские, колонии, шахты. (Горб.) 2. Воспоминания о
детстве освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений. (Л. Т.) 3. Собраны были сведения о местопребывании Дубровского. (П.) 4. Последние происшествия обратили уже не на шутку внимание правительства на дерзновенные разбои Дубровского. (П.) 5. Батюшка не любил ни переменять свои намерения, ни откладывать их исполнение. (П.) 6. Сквозь мглу видно всё, но трудно разобрать цвет и очертания предметов. (Ч.) 7. Ни на стенах, ни на окнах не было ничего похожего на украшения. (Ч.) 8. Нам приходилось переживать по дороге рискованные приключения, но стремление к цели заставляло нас одолевать самые трудные препятствия. (Ефр.) 9. Сплошные круглые листья болотных лилий мешали ходу нашей лодки. (Т.) 10. Каждый шаг моей некованой лошади глухо раздавался в молчании ущелий. (Л.) 11. Кушаний было множество, но мать нам с сестрицей почти ничего есть не позволила. (С. Акс.)
Условные сокращения
С. Акс. — С. Т. Аксаков
Вер. — В. В. Вересаев
Гог. — Н. В. Гоголь
Гонч. — И. А. Гончаров
Горб. — Б. Горбатов
М. Г. — А. М. Горький
Ефр. — И. А. Ефремов
Купр. — А. И. Куприн
Л. — М. Ю. Лермонтов
М.-П. — П. И. Мельников-Печерский
Пог. — Поговорка
Посл. — Пословица
Пр. — М. М. Пришвин
П. — А. С. Пушкин
Л. Т. — Л. Н. Толстой
Т. — И. С. Тургенев
Фад. — А. А. Фадеев
Ч. — А. П. Чехов
Ш. — М. А. Шолохов
Литература
1. С. Аксаков Детские годы Багрова-внука. - М.: Искательпресс, 2015г.;
2. В.Вересаев Повести и рассказы.- М.: Правда, 1961г.;
3. Н. В. Гоголь Сочинения в 2 томах.- Самара: Самарский дом печати,1994г.;
4. В.И. Даль Пословицы и поговорки русского народа. – М.: Астрель АСТ, 2001г.
5. И. А. Гончаров Избранное. - М.:Государственное издательство художественной
литературы, 1959г.;
6. Б. Горбатов Непокоренные. – М.: Правда, 1987г.;
7. А. М. Горький Детство. – М.: Детская литература, 2002г.;
8. И. А. Ефремов Сердце земли. - М.: Оникс 21 век, 2004г.;
9. А. И. Куприн Повести и рассказы. -М.: АСТ, 2016г.
10. М. Ю. Лермонтов Избранное. - М.: Художественная литература, 1967г.;
11. П. И. Мельников (Печерский) В лесах – М.: Астрель, 2010г.;
12. С.И. Ожегов Толковый словарь русского языка. – М.: АЗЪ, 1993г.
13. М. М. Пришвин Рассказы. – М.: Детская литература, 1975г.;
14. А. С. Пушкин Избранное – М.: Государственное издательство художественной
литературы, 1949г.;
15. Л. Н. Толстой Рассказы. – М.: Детская литература, 2008г.;
16. И. С. Тургенев Рассказы. – М.: Государственное издательство художественной
литературы, 1953г.;
17. А. А. Фадеев Молодая гвардия.- М.: Детская литература. Москва, 2015г.;
18. А. П. Чехов Рассказы. – Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1985г.;
19. М. А. Шолохов Собрание сочинений в 8 томах. Тихий Дон. – М.: Государственное
издательство художественной литературы, 1956г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
10 класс. Урок систематизации и обобщения знаний, умений и навыков. Тема урока: «Правописание падежных окончаний имен существительных».
Методическая цель урока: показ приемов работы по совершенствованию навыков правописания падежных окончаний имен существительных с использованием информационно-коммуникационных технологий. Работ...
Урок по теме: "Упражнения в правописании падежных окончаний имен существительных первого склонения"
Урок был основан на экскурсии в городской парк. На данном уроке учащиеся закрепляли правописание падежных окончаний существительных первого склонения. Сравнивали падежные окончания родительного, дател...
Конспект урока русского языка "Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го и 2-го склонения. Закрепление." в 5 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
Урок русского языка в 5 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида....
Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему: «Безударные падежные окончания имен существительных»
Конспект урока по русскому языку на тему "Безударные падежные окончания существительных". Комбинированный с использованием программы Smart Notebook....
Карточки по теме: "Правописание падежных окончаний имен существительных"
Карточки по проверке теоретического и практического материала по теме: "Правописание падежных окончаний имен сущ." для 10 класса...
Урок русского языка в 5 классе "Правописание падежных окончаний имен существительных"
Урок с использованием различных видов деятельности учащихся: фронтальной работы, работы в парах, самостоятельной работы. Учащиеся самостоятельно формулируют тему и цель урока, анализируют данные; рабо...
Конспект урока по предмету «Русский язык» по теме «Правописание падежных окончаний имен существительных 3 склонения в родительном, дательном, предложном падежах в единственном числе», 6 класс, 2019г., для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Конспект урока по предмету «Русский язык» по теме «Правописание падежных окончаний имен существительных 3 склонения в родительном, дательном, предложном падежах в единственном числе...