Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему: «Безударные падежные окончания имен существительных»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Конспект урока по русскому языку на тему "Безударные падежные окончания существительных". Комбинированный с использованием программы Smart Notebook.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etapy_uroka_prilozhenie.docx | 20.16 КБ |
moy_urok_konspekt.docx | 21.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Формулировка темы урока | Вопрос: В эстонском языке их 14, во французском и английском их нет, в немецком четыре, а в русском шесть. О чем пойдет речь сегодня на уроке? | Отвечают на вопрос. О падежах |
Представление результатов исследовательской деятельности | На прошлом уроке мы говорили о падежах, и многие вопросы показались нам интересными. Дети объединились в группы и выбрали темы исследовательской работы.
| Представляют результаты исследовательской деятельности. |
Актуализация знаний | Продолжим заниматься падежами, но сначала все повторим. Работа с терминами. Повторили, что такое морфология, имя существительное, склонение. Почти все существительные в русском языке склоняются. Сколько склонений в русском языке? Какие существительные относятся к 1, 2, 3му склонению? Что нужно сделать, чтобы определить склонение? Чтобы закрепить это, выполним следующее задание. Словарная работа. В словах, с которыми вы работали пропущены буквы. Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы, объясните написание. Работа с толковым словарем. Составим предложение с новым словом так, чтобы между подлежащим и сказуемым было тире. | Один ученик работает на интерактивной доске, собирают по определению название термина, остальные в тетради. Слайды 2-6 1е, 2е, 3е. Отвечают развернутым ответом. Поставить слово в начальную форму, определить род, выделить окончание. Работа со смартдоской. Комментируя, распределяют слова по трем столбикам, соответственно их склонению. Слайд7-8 Вставляют буквы, объясняют написание. Слайд 9 Объясняют значение непонятного слова(Цикада) Слайд 10 Цикада – насекомое с прозрачными крыльями, обитающее на Кавказе, в Крыму. Работают с предложением(орфографическая работа, синтаксическая). |
Открытие нового знания, определение задач урока. | Все, что нужно, повторили, обратимся к карточкам. В некоторых словах пропущены орфограммы. С ней будем работать. В словах какой части речи пропущены буквы? В какой морфеме? Сделайте вывод. Какая орфограмма? С чем будем работать на уроке? Что нужно знать, чтобы правильно вставить пропущенные буквы? Вспомним еще раз падежи и вопросы падежей. Мы повторили склонение, падежи. Осталось вспомнить какие окончания будут в каких падежах, для этого обратимся к первой таблице. Заполним вторую таблицу(продублируем окончания) Обведем буквы Е и И. На интерактивной доске при помощи пера распознавания фигур обвожу два треугольника. Сделаем вывод. Когда пишется Е, И? Как помогут нам слова из таблицы №1? Как поможет таблица №2? | Читают текст карточки, отвечают на вопросы. Слайд 12 Имена существительные. В окончании. Самостоятельно называют орфограмму(безударное падежное окончание существительных) Склонение, падеж. Называют падежи с вопросами. Читают задание в карточке. Работают с таблицей по цепочке. Склоняют слова, выделяют окончание (ударное окончание). Слайд 13 Работают с таблицей. Слайд 14 Несколько учеников, пользуясь таблицей делают вывод. В них ударное окончание (можно подставить) Если забыл правило, её легко можно воспроизвести. |
Составление алгоритма | Что повторяли? Зачем повторяли? Нужно объединить знания и составить алгоритм действий (спросить, что такое алгоритм). | Склонение, падежи, окончания. Чтобы работать с орфограммой. Выстраивают правильный порядок действий, записывают его в тетради. Слайд 15 |
Закрепление знаний | Вернемся к первому заданию. Орфографическая работа, синтаксическая работа с предложением с однородными членами. | Работают с карточками, вставляют буквы, пользуясь алгоритмом. (работа на интерактивной доске.) |
Рефлексия | Что нового узнали на уроке? О какой орфограмме говорили? Как с ней работать? Все ли было понятно? | Отвечают на вопросы, показывают +/- |
Домашнее задание | Слайд 16, комментарий к домашнему заданию. |
Список использованной литературы
- Нормативное сопровождение ФГОС основного общего образования.
- Психологическая концепция универсальных учебных действий(А.Г. Асмолов)
- http://www.smartboard.ru/
- http://gramota.ru/
- http://www.slovari.ru/
Приложение (карточка)
Определите, какая орфограмма пропущена в словах.
- Без букваря и грамматик.. не научишься и математик…
- От почк.. к почк.. скатывается капля, сливается с каплей возле другой почк.. и падает на землю.
- От нашей деревн.. далеко и до пристан.. , и до железной дорог…
Просклоняйте существительные.
Река | Конь | Степь | |
Р.п. | - | ||
Д.п. | - | ||
П.п. |
Продублируйте получившиеся окончания в таблицу.
1 скл. | 2 скл. | 3 скл. | |
Р.п. | - | ||
Д.п | - | ||
П.п. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
Конспект урока
по русскому языку в 5 классе
на тему: «Безударные падежные окончания имен существительных»
Учитель: Кондрашина Д.Б.
Квалификационная категория: Первая
Ефремов, 2015
Ф.И.О. учителя: Кондрашина Дарья Борисовна
Предмет: русский язык
Класс: 5
Тип урока: комбинированный с использованием программы Smart Notebook
Тема: Безударные падежные окончания имен существительных
Цель: Расширить представление о категории падежа в русском языке; знать условия выбора гласных Е, И в безударных падежных окончаниях имен существительных,
Задачи:
Образовательные:
- Расширить знания учащихся о появлении падежей, о названии падежей, о роли падежей в современном русском языке;
- Обеспечить понимание и усвоение алгоритма выбора безударной гласной в падежном окончании имени существительного;
Развивающие:
- Формировать и развивать навыки исследовательской деятельности учащихся;
- Формировать компетентность в использовании информационно-коммуникационных технологий;
- Развивать у учащихся умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;
- Совершенствовать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой, в том числе интернет-источниками;
Воспитательные:
- Вызвать заинтересованность в изучении истории языка;
- Закрепить в учащихся уверенность в необходимости изучения истории языка;
- Побудить учащихся к активности в изучении языка;
- Пробудить в учащихся любознательность;
- Возбудить готовность решать задачи самостоятельно;
Оборудование:
Мультимедийный проектор, компьютер, Smart доска, раздаточный материал
УУД:
Личностные:
- смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор; умение соотносить события и явления прошлого с принятыми этическими принципами;
Регулятивные:
- Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
- Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия.
- Оценка – осознание уровня и качества усвоения.
- Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов;
- управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий.
- умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи.
Познавательные:
- поиск и необходимой информации; применение методов информационного поиска, исследовательской деятельности
- структурирование и обобщение знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать:
- Сведения из истории падежей(происхождение падежей, смысл названия падежей)
- Правило выбора гласных Е, И в безударных падежных окончаниях;
Уметь:
- Находить и анализировать необходимую информацию по заданной тематике;
- Владеть способом действий при выборе гласных в безударных окончаниях имен существительных;
Личностные:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
Метапредметные:
- владеть всеми видами речевой деятельности, строить устное и письменное высказывание;
- уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности;
- владеть навыками познавательной и учебно-исследовательской деятельности;
- владеть способами самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Основные понятия:
Морфология, имя существительное, категория падежа, склонение, окончание, орфограмма
Формы урока: фронтальная, групповая
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буквы Е-И в безударных падежных окончаниях имен существительных в ед. ч.
Открытый урок, проведенный мною в 5 классе. Тема: «Закрепление правописания гласных в падежных окончаниях ...
Проверочная работа. 4 класс. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе.
Тематический контроль знаний....
Ударные и безударные падежные окончания имен существительных первого склонения единственного числа.
Актуализация знаний на закрепление правила "Правописание безударных окончаний имен прилагательных" через разные виды деятельности. Активизация деятельности рецепторов, через чувственное познание окруж...
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: "Правописание падежных окончаний имён существительных" (УМК "Школа России")
Урок построен необычным образом - учащимся предлагается создать свой выпуск газеты. При этом ребята и повторяют теоретический материал, и самостоятельно подбирают примеры, и редартируют текст....
Дидактические материалы по русскому языку для уроков в классе с полиэтническим составом. Тема «Правописание падежных окончаний имен существительных».
Дидактические материалы по русскому языку для уроковв классе с полиэтническим составом.Тема «Правописание падежных окончаний имен существительных»....
Урок русского языка в 5 классе. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных
Презентация предназначена для дистанционного урока в 5 классе по УМК. под ред. М.М Рзумовской, П.А.Леканта, - 5 -е изд., стереотип. -М.: Дрофа, 2016....
Конспект урока по предмету «Русский язык» по теме «Правописание падежных окончаний имен существительных 3 склонения в родительном, дательном, предложном падежах в единственном числе», 6 класс, 2019г., для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Конспект урока по предмету «Русский язык» по теме «Правописание падежных окончаний имен существительных 3 склонения в родительном, дательном, предложном падежах в единственном числе...