Причастие и деепричастие - особые формы глагола
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Конспект обобщающего урока в 6 классе по программе М.М.Разумовской.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prichastie__i__deeprichastie_-_osobye__formy__glagola.zip | 20.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Российской Федерации
Муниципальное учреждение средняя общеобразовательная школа № 14
Конспект урока на фестиваль - конкурс
"Открытый урок"
Номинация
"Преподавание русского языка"
Разработала Князева Е.А.,
учитель МУ СОШ № 14 г.Иваново
«С правилами и условиями проведения конкурса ознакомлен и согласен»
Иваново, 2008
Конспект урока русского языка в 7 классе
"Причастие и деепричастие – особые формы глагола"
(по программе М.М.Разумовской)
Ход урока.
- Организационный момент.
- Словарная работа.
- Повторение известного о причастии.
- Повторение известного о деепричастии.
- Подведение итогов.
- Домашнее задание.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1.Организационный момент (2 мин.) | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. | Готовятся к уроку. Приветствуют учителя. |
2. Словарная работа(5 мин.) | Диктует слова Оптимист, пессимист; грамматика, синтаксис; сокращать, прекращать, укрощать, укротитель. | Записывают слова в тетради, один учащийся – на доске. |
Предлагает назвать проверочные слова к словам сокращать и укрощать, составить предложения с этими словами. | Устно подбирают проверочные слова (сокращать – краткий, укрощать - кроткий), составляют предложения. | |
3.Повторение известного о причастии. (15 мин.) | Обращает внимание учащихся на запись на доске: "Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу" (М.В.Ломоносов) - О какой особой форме глагола идёт речь? Что это за имя? | Читают высказывание Ломоносова. Отвечают на вопросы. |
Обращает внимание учащихся на записанное на доске предложение Лучи солнца, которое ещё не зашло за горизонт, скользили по легким волнам, которые набегали на берег. - Нравится вам это предложение? Как мы можем его отредактировать? | Читают предложение. Предлагают варианты исправления предложения. | |
Подводит итог обсуждению. Предлагает записать полученный вариант: Лучи не зашедшего еще за горизонт солнца скользили по легким волнам, набегавшим на берег. | Записывают предложение, один - на доске, выделяют причастный оборот, объясняют постановку запятой. | |
- Можно ли записать это предложение без запятых? Что для этого нужно сделать? | Устно перестраивают предложение, поменяв местами определяемое слово и причастный оборот (Лучи не зашедшего еще за горизонт солнца скользили по набегавшим на берег легким волнам.) | |
- Прав ли был Ломоносов, утверждая, что причастие "служит к сокращению человеческого слова"? | Размышляют над словами Ломоносова. | |
Обращает внимание на записанные на доске слова В.И. Даля: "Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного" - Какие же признаки причастие позаимствовало у глагола, а какие – у прилагательного? | Читают высказывание В.И.Даля. Дети вспоминают признаки глагола и признаки прилагательного у причастия | |
Предлагает выполнить морфологический разбор причастия набегавшим из записанного ранее предложения. | Выполняют морфологический разбор причастия. | |
4. Повторение известного о деепричастии.(15 мин.) | - Об одном удивительном "гибриде" мы с вами вспомнили. Но у глагола есть ещё одна особая форма, также совмещающая в себе признаки двух частей речи. О чём я говорю? Признаки каких частей речи совмещает в себе деепричастие? | Вспоминают определение деепричастия. |
Предагает найти деепричастие среди записанных на доске слов. - Как вы его узнали? | Находят деепричастие среди записанных на доске слов (заключая), вспоминают суффиксы деепричастий. | |
- Давайте выполним его морфологический разбор. | Выполняют морфологический разбор деепричастия заключая. | |
- Зачем нам нужны деепричастия? Какова их роль в речи? Предлагает выполнить задание: Замените, где это возможно, глаголы-сказуемые деепричастиями. Солнце вставало из самого моря и рассеивало утреннюю дымку. Море играло маленькими волнами, украшало бахромой пены, сталкивало друг с другом. | Выполняют задание. | |
- Какие предложения лучше передают динамичность, стремительность в развитии действия? Сделайте вывод о роли деепричастий в речи. | Отвечают на вопрос. Делают вывод. | |
5. Подведение итогов. ( 5 мин.) | - Есть что-то общее у причастия и деепричастия? | Учащиеся называют общие признаки причастия и деепричастия: 1) образуются от глагола; 2) совмещают признаки двух частей речи |
- А различия между этими формами есть? Заполните таблицу " Отличие причастия от деепричастия" (приложение 1) | Заполняют таблицу (работа в парах) | |
Проверка заполнения таблицы. Подведение итогов. | ||
6.Домашнее задание. | Объявляет номер домашнего упражнения (упр. 165(2)), комментирует задание. | Записывают домашнее задание в дневник. |
Приложение 1.
" Отличие причастия от деепричастия"
причастие | деепричастие | |
1. На какие вопросы отвечают? | ||
2. Что обозначают? | ||
3. Признаки каких частей речи сочетают в себе? | ||
4. Как изменяются? | ||
5. Имеют суффиксы: | ||
6.Чем отличаются по морфемному составу? | ||
7. Какими членами предложения могут быть? | ||
8. Какую часть речи распространяют в предложении? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деепричастие как особая форма глагола
Конспект урока в 6 классе по уч. Разумовской....
Деепричастие как особая форма глагола
В презентации "Деепричастие как особая форма глагола" дано определение деепричастия, указаны морфологические признаки глагола и наречия. Также указаны суффиксы, с помощью которых дее...
Презентация "Деепричастие как особая форма глагола"
Презентация "Деепричастие как особая форма глагола" выполнена учащимися 7 класса. В ней дано определение деепричастия, указаны признаки глагола и наречия, показано, как с помощью суффиксов...
деепричастие и причастие - особые формы глагола
таблица в помощь учащимся...
Причастие и деепричастие как особые формы глагола.
Методическая разработка посвящена вопросам преподавания одной из наиболее сложных тем раздела «Морфология»: «Причастие и деепри...
Презентация к уроку "Причастие и деепричастие особые формы глагола"
Презентация, составленная в PowerPoint....
Конспект урока русского языка "Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастия"
Деепричастие как особая форма глагола. Образование и правописание деепричастийЦель: повторить и обобщить знания учащихся о деепричастии как форме глагола.Учебная задача: какие признаки имеет и как обр...