урок по детской литературе
план-конспект урока на тему
Предварительный просмотр:
ТЕМА: Г.Х.АНДЕРСЕН - «КОРОЛЬ» СКАЗОК
Цель: Познакомить студентов с жизнью и творчеством Г.Х.Андерсена. Формировать творческий подход к изучению произведений писателя. Закреплять навыки работы с текстом на уроках выразительного чтения. Активизировать познавательные интересы, творчество, развивать профессиональные навыки студентов. Оборудование: выставка книг Г.Х.Андерсена, портрет, фланелеграф и фигурки к нему, костюм для Дюймовочки, мультимедийная приставка, магнитофон.
Оформление доски: тема, цитата об Андерсене, иллюстрации к сказкам.
Вид урока: урок изучения нового и совершенствование знаний и умений, полученных ранее на уроках детской литератур и выразительного чтения.
Тип урока: путешествие в сказку.
Метод преподавания: побуждающий, рассказ, предваряющее задание, практические приемы, указания, оценка.
План
- Сообщение темы и цели урока, запись темы в тетрадь.
- Путешествие в сказку:
а) рассказ Оле-Лукойле;
б) рассказывание сказки «Дюймовочка»;
в) показ на фланелеграфе сказки «Принцесса на горошине».
- Ответы на вопросы.
- Подведение итога работы, задание на дом.
На доске высвечивается тема урока, портрет писателя.
Учитель: Сегодня на уроке мы попадем в удивительный сказочный мир - в мир сказок Г.Х.Андерсена. (Звучит тихая музыка). Наш урок будет проходить в форме путешествия в сказку. Только мне нужны помощники. Пусть ими будут Лена и Марина. Все остальные должны внимательно слушать и делать записи в тетрадях, т.к. в конце урока вам придётся отвечать на вопросы. А сейчас я привлекаю ваше внимание к выставке книг об Андерсене.
Есть на свете страна, которую мы узнаем и начинаем любить с самого детства. Это Дания. Маленькая северная страна с трех сторон окруженная морем, вызывает у нас с детства интерес потому, что в ней жил и писал величайший сказочник мира Ганс Христиан Андерсен.
Презентация об Андерсене.
Сказочник входит в наши дома прежде, чем мы научились читать, входит легкой, почти неслышной поступью, как, прославленный им волшебник, мастер снов и сказок маленький Оле-Лукойе, тот самый Оле, который появляется у постели детей по вечерам с двумя зонтиками под мышкой. А вот и он сам.
Бесшумно, на цыпочках, приложив палец к губам, входит Оле-Лукойе. Под мышкой у него два зонтика: разноцветный и черный. Он садится за столик, разложив зонтики, и при этом бормочет: «Черный - это сны для плохих людей, а цветной для хороших и добрых...»
Оле-Лукойе: Вот и я. Вы меня, наверняка, узнали. Ведь я живу на свете вторую сотню лет. Я - Оле-Лукойе. Помните меня? Я - сказочник! Никто на свете не знает столько сказок, сколько знаю их я. Я никогда ни к кому не приходил по приказу, или за деньги. Я рассказываю свои сказки, свои истории, похожие на сказки, только хорошим добрым людям. Для вас я принес очень интересную историю, историю жизни человека, который стал королем, не имея короны, и покорил вееь мир, даже не умея держать в руках меч. Это будет необыкновенная история, ибо нет сказки удивительней, чем та, которую придумывает сама жизнь. Слушайте. (Музыка)
Оле-лукойе берет в руки разноцветный зонтик, раскрывает его, несколько раз вертит, потом снова складывает и возвращается на место.
Жил-был в маленькой стране на берегу голубого моря бедный башмачник. Он был очень беден. Весёлый нрав, да искусные руки – вот и всё его богатство. Жена стирала бельё для богатых господ и вела скудное хозяйство. И был у них единственный сын. Звали его Ганс. Удивительный был мальчик. Больше всего на свете он любил мечтать, бродить по лугам, усыпанным цветами, слушать старинные песни, мудрые народные сказки. Иногда и сами цветы рассказывали ему самые невероятные истории…
МУЗЫКА. Э. Григ. Ноктюрн.
Появляется девочка, она протирает глаза.
Дюймовочка: Ах, как долго я спала! И какие чудесные сны я видела! Я – Дюймовочка, девочка, которая родилась из цветка. Я была такая маленькая, всего с дюйм ростом, потому и назвали меня – Дюймовочка. Скорлупа грецкого ореха служила мне колыбелью, голубые фиалки – матрацем, а лепестки розы – одеяльцем. Всё это было так мило. Но однажды ночью, когда я лежала в своей колыбельке, через окно влезла большая жаба, мокрая и безобразная. Она прыгнула прямо на стол, где я спала, и… о ужас! Взяла кроватку со мною и поскакала в сад.
Пришлось мне с той поры побывать и в обществе жаб, и майских жуков, и полевой мыши, и слепого крота, и ласточки… Одни из них были малосимпатичными, другие – добрыми, отзывчивыми, приветливыми. Особенно - благодарная ласточка, которой я помогла в страшную, холодную зиму. И теперь каждую весну, когда распускаются цветы, появляюсь и я…(садится на стул).
Лена: Я знаю эту сказку с детства. История о крошечной Дюймовочке очень лирична, проникнута сочувствием автора злоключениям героини.
Марина: Кроме того, она содержит сатирические выпады против обывателей: это и насмешка над безобразной жабой и её противным сыночком – «точь в точь мамашей»; это и ирония над кротом: «У тебя будет чудеснейший муж. У самой королевы нет такой бархатной шубки, как у него! Да и в кухне, и в погребе у него не пусто! Благодари Бога за такого мужа». Так рассказывает о нём мышь Дюймовочке.
Учитель: Андерсен выработал свою манеру повествования – непосредственно-наивную, мягко-ироничную. Размышления о собственной необыкновенной судьбе определил характер многих героев Андерсена – маленьких, беззащитных в огромном мире…, среди закоулков которого, так легко затеряться. Стойкий Оловянный солдатик, Дюймовочка, Герда, Трубочист, Ромашка – эти и другие герои воплощают авторский идеал мужества и веры в добро. Сказочник неизменно вознаграждал их, тем самым, подтверждая закон благоволения судьбы к таким героям.
Лена обращается к Оле-Лукойе: А как дальше складывалась жизнь писателя?
Оле-Лукойе: Когда мальчик Ганс подрос, он решил стать знаменитым артистом или поэтом (кто в юности не мечтает стать знаменитым) и отправился в самый большой город страны – Копенгаген. Он думал, что найдёт там своё счастье. Мать его осталась дома и горько плакала. Ещё бы ведь она всю жизнь мечтала, чтобы её сын, выучился какому – то ремеслу.
Вначале судьба оказалась не милосердной к юноше, обошлась с ним, так же как и с гадким утёнком. Помните его, того лебедя, который родился в утином гнезде?! Да, не беда появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца!
Шли годы. Много невзгод претерпел бедный, но способный трудолюбивый юноша. Ганс Кристиан стал сочинителем книг и сделался знаменитым. Его приглашали в самые знатные дома столицы. Все восхищались его произведениями, но не было в мире сердца, которое билось бы только для него. Отец и мать умерли. Полюбил красивую девушку, но она, хотя и любила его тоже, вышла замуж за другого. Ещё бы! Ведь она была богата и знатна, а он всего лишь – сын башмачника. И так повторялось не раз: каждый раз, когда сказочник думал, что нашёл своё счастье, судьба обманывала его. А как хотелось знаменитому писателю и очень одинокому человеку, чтобы хоть одна женщина на свете совершила для него, некрасивого и не богатого то, что сделала для любимого Русалочка, у которой был рыбий хвост, но любящее человеческое сердце!
Впрочем, если вы выйдите на берег моря и прислушаетесь к шуму волн, то услышите сами эту грустную и прекрасную историю о Любви и Смерти во имя возлюбленного!
Учитель: Творчество Андерсена отличается внушительными размерами. Он проявил себя почти во всех распространенных жанрах и для своих современников отнюдь не был лишь автором сказок. Начинал свой путь поэтом и драматургом, а позднее взялся ещё за роман и сказку, сказку, которая в будущем создала ему имя, стала венцом его творчества.
Лена: Что же толкнуло Андерсена в область сказки? Мысль пересказывать народные предания не была оригинальной. И он, наверное, тоже решил попробовать себя в этом жанре. Тем более, что в детстве он, по собственному признанию, больше всего любил слушать сказки.
К тому же писатель от рождения был наделён впечатлительностью. Животные большие и малые, становились для него рассуждающими личностями, неживые предметы получили у него индивидуальною жизнь. В одном из писем Андерсена можно прочесть: «У меня масса материала для сказок, больше, чем для другого вида творчества. Иногда мне кажется, будто каждый забор, каждый маленький цветок говорит: «Взгляни на меня, и тебе откроется история моей жизни!» И стоит мне так сделать, как у меня готов рассказ о любом из них!»
Марина: Однако, откуда бы не происходил сюжет, так «Огниво», «Принцесса на горошине» он слышал в детстве. «Дикие лебеди», «Свинопас» - это народные сказки, «Новое платье короля» -старый испанский анекдот. А ряд таких сказок, как «Дюймовочка», «Русалочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Оле-Лукойе» полностью придуманы им самим. Маленькие слушатели были от сказок в восторге. Сказки Андерсена читали, им восхищались не только в Дании, но и за рубежом. Читали не только дети, но и взрослые. Значит, прав был писатель, когда в одном из писем сообщил: «Теперь я рассказываю из головы, хватаю идею для взрослых – и рассказываю для детей, помня, что отец и мать тоже иногда слушают и им нужно дать пищу для размышлений».
Сам Андерсен был очень не доволен, что его причисляют к чисто детским писателям, поскольку считал свои сказки адресованными читателям всех возрастов. Тем не менее, дети особенно любят датского сказочника, и с радостью читают его «взрослые» сказки.
Оле – Лукойе раскрывает зонтик и вертит им, потом закрывает его и продолжает рассказ.
Шли годы. Сын бедного башмачника стал лучшим сказочником мира. Его называли «королём» сказок. У него появилось много друзей. Знаменитости считали за честь познакомиться с ним. Даже самые мрачные дни его жизни таили в себе искру радости. Дитя народа, он стал подлинным певцом простого человека, труженика, вознёсся на вершину славы! Но тепло домашнего очага, так и не согрело его душу. Сказки одинокого человека читали только чужие дети. Самая большая любовь пришла, когда ему было немало лет, и не покидала сказочника до последних лет его жизни. У неё было нежное имя Йенни. Она была певицей. Добрая и очаровательная Йенни покорила мир своим волшебным голосом, любила книги Андерсена, но не любила его самого. За прекрасный голос любимую Ганса Кристиана называли Соловьём. И ей он посвятил сказку о маленькой птичке, спасшей человека от смерти своим чудесным пением.
Сказочник любил простых и честных людей. Терпеть не мог изворотливых, лживых, хвастливых, чопорных, изнеженных людей. Он зло смеялся над ними в своих сказках.
Фланелеграф. Сказка «Принцесса на горошине»
Учитель: В чем мораль этой сказки?
Ответы студентов. (Он высмеивал чрезмерную изнеженность аристократов)
Оле - Лукойе: Великий сказочник умер более ста лет назад. В столице Дании Копенгагине, в Королевском саду ему сооружен памятник. Вход в Копенгагенский порт охраняет статуя Русалочки – героини одной из самых чудесных сказок Андерсена…
А…возможно, бессмертный сказочник мира, просто, по своему обыкновению, отправился в дальнее путешествие на сказочном ковре – самолете..Облетает землю, Смеётся над голыми королями и принцессами на горошине, учит видеть в неказистом утёнке прекрасного лебедя, растапливает лёд в сердцах..
Сегодня он прилетел и к нам… Теперь вы знаете, кто стал королём не имея короны, кто покорил весь мир, даже не имея в руках меч.
Оле – Лукойе берёт зонтики и уходит.
Лена и Марина: Спасибо за сказку, Оле – Лукойе.
Марина: Я поняла, что идея сказок писателя о богатстве жизни. Хороша жизнь, или дурна, справедлива или несправедлива. На первый взгляд сказки Андерсена отвечают на эти вопросы противоречиво. Некоторые утверждают нас в самых лучших надеждах («Дикие лебеди», «Гадкий утёнок»), другие – внушают успокоительные мысли. Но есть и такие, где события принимают совсем другой оборот. Эти сказки ироничные и беспощадные, когда дело касается пренебрежения к простому человеку, несправедливости и лжи. Тогда рядом с детской сердечностью в них прорывается едкий сарказм.
Лена: Как говорил об Андерсене К. Паустовский: «Жизненный путь этого человека не был усыпан розами. Андерсен страдал, страдал жестоко. И можно только приклоняться перед мужеством этого человека. Он страдал, но не покорялся. Он гордился своей близостью к беднякам – крестьянам и рабочим. Вот почему сейчас, по истечению стольких лет, больше всего в великом сказочнике поражает огромный размах личности, богатый запас человечности и выносливости, которые провели его через все испытания».
Учитель: Спасибо вам, мои помощницы, садитесь вместе со всеми. Теперь, совершив путешествие по сказкам, познакомившись с биографией сказочника, поработав самостоятельно с разными источниками, подведем итог. Выясним, каково место Андерсена в детской литературе.
Отвечает первая подгруппа.
- Почему Андерсена долго не признавали в его родной Дании, в то время как имя писателя было известно всему миру?
- Андерсен проявил себя во многих жанрах, но только сказка прославила его имя. В чём причина?
- Почему сказки у Андерсена так поэтичны и лиричны?
- Чем отличаются сказки Ганса Кристиана Андерсена от сказок Ш. Перро и братьев Гримм?
- В чём воспитательная ценность сказок Г. Андерсена для детей?
- Какое влияние оказало творчество Андерсена на развитие мировой детской литературы?
- Какие формы работы с детьми можно использовать при ознакомлении со сказками Андерсена?
Вопросы второй подгруппы
1. Выделить основные художественные особенности сказок Андерсена единственных датских произведений, вошедших в мировую литературу.
Вопросы третьей подгруппы
1.Чем отличаются сказки Г.Х.Андерсена от сказок братьев Гримм и Шарля Перро?
2. Дать письменно сравнительную характеристику сказок.
а) «Еж и заяц» братьев Гримм «Гадкий утенок» Андерсена;
б) «Красная Шапочка» Шарля Перро и «Новое платье короля» Андерсена.
Вопросы четвертой подгруппы
- В чем воспитательная ценность сказок Г.Х.Андерсена для детей?
- Влияние творчества Андерсена на развитие мировой детской литературы.
- Какие формы работы с детьми можно использовать при ознакомлении со сказками Андерсена?
- Задание: Написать сообщение: «Что я расскажу детям об Андерсене».
Выставка!
Учитель: Таким образом, сказки Андерсена очень своеобразны, имеют большое воспитательное воздействие на детей и на взрослых. Их знают и любят во всем мире.
Домашнее задание: по учебнику Е.Зубаревой стр.50-55. Анализ сказки «Принцесса на горошине»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование произведений английской и американской детской литературы на уроках английского языка
С позиций современных подходов, обучение иностранному языку рассматривается как процесс включения в иноязычную культуру, в ситстему мировоззрения и мирововсприятия другого народа, в многообразие культ...
Долинина Н. "Прочитаем "Онегина" вместе" Л.: Детская литература, 1971 + презентация к уроку
В книге Долининой Н. очень познавательно и интересно дается разбор "Евгения Онегина" А.С.Пушкина. Эта книга одинаково полезна как учителю, так и учащимся....
Презентация к уроку немецкого языка в 5 классе "Детская литература Германии"
В презентации предлагается детская литература известных во всём мире немецких сказочников и детских писателей....
Урок "Страшилка как жанр современной детской литературы".
Некоторые приёмы работы с текстом на примере данного урока....
О детских фантазиях, страхах и детской литературе
В статье приводятся некоторые теоретические положения о воображении, возникновении детских страхов. Отмечаются возрастные особенности детских страхов.На примере из практики рассматривается роль вообра...
Методическая разработка урока. МДК 01.03 Детская литература с практикумом по выразительному чтению. Тема: «Произведения Б. Житкова для детей. Характеры и жизненные ситуации в рассказах сборника «Морские истории».
В методической разработке представлена разработка урока по МДК.01.03 Детская литература с практикумом по выразительному чтению. По теме: "ПРоизведения Б. Житкова для детей. Характры и жизненые си...
Современная детская литература на уроках литературы и во внеурочной деятельности
Статья представляет собой презентацию опыта по использованию текстов современной детской литературы как на уроках литературы, так и во внеурочной деятельности. Рассмотрен воспитательный оптенциал неко...
Комментарии
Такой урок вызовет интерес у
Такой урок вызовет интерес у студентов. Спасибо, Любовь Петровна, что поделились опытом!