О детских фантазиях, страхах и детской литературе
статья по психологии на тему
В статье приводятся некоторые теоретические положения о воображении, возникновении детских страхов. Отмечаются возрастные особенности детских страхов.
На примере из практики рассматривается роль воображения, фантазии и детской литературы в возникновении страхов. Подчеркивается важность детско-родительского общения в профилактике эмоционального напряжения, возникающего у ребенка под влиянием различных литературных произведений, жизненных впечатлений. Предлагается анкета для родителей, которая поможет проанализировать содержание фантазий ребенка, а следовательно, предотвратить возникновение детских страхов, затрудняющих социальную адаптацию.
Содержание статьи, возможно, поможет родителям сориентироваться и в выборе литературы для чтения ребенку и для его самостоятельного чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskie_fantazii.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Афанасьева Т.М., педагог-психолог
Санкт-Петербург
О детских фантазиях, страхах и детской литературе
Сначала некоторые сведения из общей психологии.
Фантазия, или воображение (это синонимы), является высшим познавательным процессом [3]. В структуре познавательной деятельности человека она занимает особое место. Благодаря фантазии человек способен мысленно преодолевать расстояние, переноситься в далекое прошлое и будущее.
Как же возникают образы фантазии? С помощью ощущений, восприятия, мышления человек узнает о свойствах и связях вещей, явлений и процессов, закрепляя все это в памяти в виде образов, мыслей. Именно образы представления, удерживаемые памятью, являются тем строительным материалом, из которого формируются новые образы - образы воображения. Если память возобновляет образы в максимально приближении к эталону, то фантазия, воображение, преобразует их, отражая реальную действительность в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях.
Ни одно живое существо, кроме человека, не обладает фантазией – это исключительно человеческое свойство. При этом фантазия – важное условие развития личности. Она необходима для свободного выявления творческих возможностей человека, особенно в детстве. Фантазия выступает как одно из условий создания картины мира, усвоения общественного опыта. В то же время, образы фантазии питают детские страхи
Страх принадлежит к категории фундаментальных эмоций человека. Эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула.
Страх – аффективно заостренное восприятие угрозы для жизни, самочувствия и благополучия человека [2].
Несмотря на свою отрицательную окраску, страх выполняет разнообразные функции в психической жизни человека. Как реакция на угрозу страх позволяет избежать встречи с ней, играя защитную роль в системе психической саморегуляции. Страх – своеобразное средство познания окружающей действительности, ведущее к более избирательному и более критичному отношению к ней. Таким образом, он выполняет определенную социализирующую или обучающую роль в процессе формирования личности. Представления об образующих страх источниках опасности являются известным коммуникативным или жизненным опытом
Человек не мог бы выжить, пренебрегая страхом темноты, огня и пожара, стихии – всего того, что было развито у первобытных людей, одухотворяющих многие неизвестные и опасные для них явления природы.
Возникновение детских страхов естественно и закономерно, они проявляются в определенной последовательности. В 1 год у детей вызывают страх громкие звуки, новые люди и новые предметы. К трем годам дети начинают бояться темноты и самых разных животных, к 5 годам эти страхи уменьшаются, но появляются новые, связанные с различными фантастическими персонажами, от которых может исходить опасность [1].
Вот здесь и обнаруживается чрезвычайная важность роли детской литературы как источника образов фантазии и детских страхов.
В современной литературе для детей большое место занимают книжки с короткими текстами и изобилием картинок, подчас сомнительного качества. В книгах часто отсутствуют описание природы, характеристика интерьера или городского пейзажа, словесные портреты персонажей. Авторы, к сожалению, руководствуются представлением о том, что дети при чтении часто пропускают эти страницы, отдавая предпочтение диалогам и действиям, или, говоря современным языком, «экшену». Между тем, такие книги дают мало пищи воображению, обедняют эмоциональное развитие личности – фантазии не могут развернуть яркие и красочные картины. Итак, пищи для развития личности мало, а вот для детских страхов – сколько угодно!
Разумеется, во все времена дети замирали, когда им читали какой-нибудь «страшный» эпизод в сказке. Неудивительно, что приключения героев современных «страшных» книжек вызывают у них похожую реакцию. Повод для беспокойства возникает тогда, когда страхи, вызванные скелетами, роботами, пиратами, космическими пришельцами, о которых читают детям (или они читают сами), мешают детям жить
Приведу пример из психологической практики.
За психолого-педагогической помощью обратилась мама мальчика старшего дошкольного возраста. По телефону женщина сообщила, что наблюдает проблемное поведение у своего шестилетнего сына Никиты. Проблема осложнялась психосоматическими особенностями мальчика. Он страдал бронхиальной астмой. Из-за этого он не мог посещать дошкольное образовательное учреждение и воспитывался дома матерью. Мама была обеспокоена большим количеством страхов у ребенка, практически не отпускавшего ее от себя. При этом общение со сверстниками у Никиты не складывалось. Он часто бывал агрессивен, эмоционально возбужден. Непоседливый и несосредоточенный, он очень быстро стал «нежелательным» в группе Дома детского творчества, где посещал занятия по программе сказкотерапии.
Занимаясь дома с ребенком, мама обратила внимание на то, что основное содержание его рисунков – черепа, скелеты, покойники и мумия. Сюжеты с участием этих персонажей повторялись и в ходе индивидуальной психолого-педагогической работы с Никитой. Было очевидно, что они практически полностью заняли воображение мальчика: снились ему, пугали его. Особенно угрожающими были рассказы о мумии.
При попытках выяснить происхождение страхов мама предположила, что связаны они с тем, что незадолго до их появления она стала покупать сыну энциклопедию о строении тела человека. Никите очень нравилось рассматривать ее, даже на прием к психологу он приносил эту книгу. Принимая во внимание, что страхи, вызванные черепами, скелетами, покойниками, свойственны большинству детей шестилетнего возраста [1], можно было успокоиться и не форсировать коррекцию этих страхов, сосредоточившись на снижении эмоциональной напряженности. Но страх мумии?!
Мама рассказала, что мумия запомнилась мальчику во время посещения Эрмитажа. После этой экскурсии они с Никитой читали детскую энциклопедию о Древнем Египте. Это многое объясняло в происхождении страхов и фантазий, но вызывали сомнения агрессивные действия мумий, о которых постоянно рассказывал Никита, комментируя свои рисунки и сновидения. Все встало на свои места, когда мама вспомнила, что, следуя интересу мальчика, купила комиксы про мумию, восставшую из гробницы. Эта мумия преследовала путешественников, ученых-египтологов, расхитителей гробниц и проч. и проч. По этим комиксам ребенок учился чтению, но содержание их дома не обсуждалось, постепенно обрастая в фантазиях впечатлительного мальчика все новыми и новыми зловещими подробностями. В результате потребовалась помощь психолога в борьбе со страхом, в борьбе за адаптацию ребенка в реальном мире.
Несомненно, родитель, заботящийся о психическом здоровье ребенка, постарается уберечь его от псевдолитературных историй, описывающих потоки крови, трупы, сцены насилия и восстания из могил. Однако и безобидного, на «взрослый» взгляд, комикса может быть достаточно, чтобы в фантазии ребенка возникли «ужастики», замещающие гуманные и добрые образы, которые всегда отличали русскую литературу для детей.
Заблуждаются те взрослые (и пишущие для детей, и читающие детям, выбирающие для них книги), которые считают, что привыкнув к литературным ужасам, дети быстрее изживут свои иррациональные страхи. Напротив, под влиянием некачественной литературы страхи могут стать постоянными, у детей могут возникнуть неврозы.
При большем, чем в норме, количестве страхов и их невротическом характере возникает состояние психического напряжения, скованности. Поведение становится пассивным, атрофируется любопытство, любознательность. Ребенок избегает любого риска, связанного с вхождением в новую, неизвестную своими последствиями ситуацию. Вместо непосредственности и открытости развивается настороженность и аффективная замкнутость, отгороженность, уход в себя и свои проблемы [2].
Так же, как привычные кощеи, водяные, людоеды, современные «страшилки» нуждаются в совместном обсуждении взрослых и детей. При этом чрезвычайно важно обратить внимание на склонность ребенка к фантазированию, замещающему познание реального мира, на содержание фантазий, так как патологическое фантазирование может быть признаком серьезного психического заболевания – шизофрении [5]. Помочь в таких случаях может специалист – детский психиатр
В помощь взрослым, озабоченным состоянием и сохранением психического здоровья детей, предлагаю анкету. Она поможет организовать работу с миром фантазий в детском учреждении, предотвратить развитие страхов, затрудняющих формирование адекватной картины мира. В семье она поможет развитию и воспитанию детей, в том числе, и при выборе литературы для чтения. А писателям, пишущим для детей, эта анкета может быть полезна при обдумывании их творческих замыслов и фантазий, в выборе персонажей и сюжетов, которые помогут педагогам и родителям «сеять разумное, доброе, вечное».
Анкета для анализа детских фантазий и страхов
(для педагогов и родителей)
- Что читают ребенку (или читает сам)? Какие фильмы смотрит, в какие компьютерные игры играет?
- Как прочитанное, увиденное обсуждается дома?
- Какие страхи, опасения Вы отмечали или отмечаете в настоящее время у Вашего ребенка?
- Какие особенности поведения Вы наблюдаете в контактах Вашего ребенка со взрослыми людьми?
- Предпочитает общение со взрослыми общению с другими детьми.
- Выбирает для общения отвлеченные темы.
- Чрезмерно опасается общения со взрослыми, особенно с малознакомыми или незнакомыми людьми.
- Пытается спрятаться, если в дом приходят гости.
- В общении с близкими людьми послушен, ласков.
- В общении с близкими людьми может проявлять агрессивность.
- Ваши собственные наблюдения _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Какие из перечисленных особенностей поведения Вы когда-либо наблюдали у Вашего ребенка (или наблюдаете в настоящее время):
- повышенная впечатлительность;
- вялость;
- безучастность, безразличие;
- чуткость, чувствительность;
- жестокость;
- стремление разрушать, ломать игрушки, рвать книги;
- склонность к уединению;
- склонность к неуемному фантазированию;
- наличие повторяющихся (навязчивых) действий?
Ваши собственные наблюдения: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какие особенности засыпания, сна, пробуждения Вы можете отметить у Вашего ребенка?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Обсуждаете ли Вы с ребенком содержание его сновидений? ___________________
- Если да, то, кто бывает инициатором обсуждений? Каково это содержание?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Литература
- Егорова М.С., Зырянова Н.М., Пьянкова С.Д., Чертков Ю.Д. Из жизни людей дошкольного возраста. Дети в изменяющемся мире. – СПб.: Алетейя, 2001. – 239 с.
- Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 448 с.
- Общая психология. Учебник для студентов пед. ин-тов. Под ред. А.В.Петровского. – М.: Просвещение, 1977. – 470 с.
- Практикум по общей психологии: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. Под ред. А.И.Щербакова. – М.: Просвещение, 1990. 288 с.
- Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. – М.: Медицина, 1974. – 320 с.
- Чех Е.В. Мне страшно. Расскажи мне сказку. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. – 156 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская образовательная программа "Специальное фортепиано" для детских школ искусств, центров детского творчества
Дана программа является результатом многолетней работы по специальности «Специальное фортепиано», попыткой скорректировать и дополнить типовую программу в соответствии с новыми требованиями, которые д...
ПРАЗДНИК «ДЕТСКИЕ ФАНТАЗИИ»
Цели: развить интерес и любознательность, интеллектуальные умения учащихся; воспитывать добр...
Методические рекомендации на тему: Развитие детской фантазии и воображения посредством нетрадиционных техник рисования
В данном материале автор показывает как и какие он использует нетрадиционные техники рисования на своих занятиях по изобразительному искусству....
Методические рекомендации на тему : Развитие детской фантазии и воображения посредством нетрадиционных техник рисования. Приложение №1
Данный материал является прдолжением предыдущего материала....
Методические рекомендации на тему: Развитие детской фантазии и воображения посредством нетрадиционных техник рисования. Приложение №2
Данный материал является продолжением основного материала "Методические рекомендации на тему : Развитие детской фантазии и воображения посредством нетрадиционных техник рисования"...
Рецензия на методическую разработку педагога Лавренко Т.М. "Развитие детской фантазии и воображения посредством нетрадиционных техник рисования и современных направлений изобразительного искусства
Рецензия на методическую разработку педагога Лавренко Т.М. ,данная директором МБОУ ДО ДЮЦ г.Ейска Горбик Е.В....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Детские Фантазии»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Детские Фантазии»...