О детских фантазиях, страхах и детской литературе
статья по психологии на тему
В статье приводятся некоторые теоретические положения о воображении, возникновении детских страхов. Отмечаются возрастные особенности детских страхов.
На примере из практики рассматривается роль воображения, фантазии и детской литературы в возникновении страхов. Подчеркивается важность детско-родительского общения в профилактике эмоционального напряжения, возникающего у ребенка под влиянием различных литературных произведений, жизненных впечатлений. Предлагается анкета для родителей, которая поможет проанализировать содержание фантазий ребенка, а следовательно, предотвратить возникновение детских страхов, затрудняющих социальную адаптацию.
Содержание статьи, возможно, поможет родителям сориентироваться и в выборе литературы для чтения ребенку и для его самостоятельного чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Афанасьева Т.М., педагог-психолог
Санкт-Петербург
О детских фантазиях, страхах и детской литературе
Сначала некоторые сведения из общей психологии.
Фантазия, или воображение (это синонимы), является высшим познавательным процессом [3]. В структуре познавательной деятельности человека она занимает особое место. Благодаря фантазии человек способен мысленно преодолевать расстояние, переноситься в далекое прошлое и будущее.
Как же возникают образы фантазии? С помощью ощущений, восприятия, мышления человек узнает о свойствах и связях вещей, явлений и процессов, закрепляя все это в памяти в виде образов, мыслей. Именно образы представления, удерживаемые памятью, являются тем строительным материалом, из которого формируются новые образы - образы воображения. Если память возобновляет образы в максимально приближении к эталону, то фантазия, воображение, преобразует их, отражая реальную действительность в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях.
Ни одно живое существо, кроме человека, не обладает фантазией – это исключительно человеческое свойство. При этом фантазия – важное условие развития личности. Она необходима для свободного выявления творческих возможностей человека, особенно в детстве. Фантазия выступает как одно из условий создания картины мира, усвоения общественного опыта. В то же время, образы фантазии питают детские страхи
Страх принадлежит к категории фундаментальных эмоций человека. Эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула.
Страх – аффективно заостренное восприятие угрозы для жизни, самочувствия и благополучия человека [2].
Несмотря на свою отрицательную окраску, страх выполняет разнообразные функции в психической жизни человека. Как реакция на угрозу страх позволяет избежать встречи с ней, играя защитную роль в системе психической саморегуляции. Страх – своеобразное средство познания окружающей действительности, ведущее к более избирательному и более критичному отношению к ней. Таким образом, он выполняет определенную социализирующую или обучающую роль в процессе формирования личности. Представления об образующих страх источниках опасности являются известным коммуникативным или жизненным опытом
Человек не мог бы выжить, пренебрегая страхом темноты, огня и пожара, стихии – всего того, что было развито у первобытных людей, одухотворяющих многие неизвестные и опасные для них явления природы.
Возникновение детских страхов естественно и закономерно, они проявляются в определенной последовательности. В 1 год у детей вызывают страх громкие звуки, новые люди и новые предметы. К трем годам дети начинают бояться темноты и самых разных животных, к 5 годам эти страхи уменьшаются, но появляются новые, связанные с различными фантастическими персонажами, от которых может исходить опасность [1].
Вот здесь и обнаруживается чрезвычайная важность роли детской литературы как источника образов фантазии и детских страхов.
В современной литературе для детей большое место занимают книжки с короткими текстами и изобилием картинок, подчас сомнительного качества. В книгах часто отсутствуют описание природы, характеристика интерьера или городского пейзажа, словесные портреты персонажей. Авторы, к сожалению, руководствуются представлением о том, что дети при чтении часто пропускают эти страницы, отдавая предпочтение диалогам и действиям, или, говоря современным языком, «экшену». Между тем, такие книги дают мало пищи воображению, обедняют эмоциональное развитие личности – фантазии не могут развернуть яркие и красочные картины. Итак, пищи для развития личности мало, а вот для детских страхов – сколько угодно!
Разумеется, во все времена дети замирали, когда им читали какой-нибудь «страшный» эпизод в сказке. Неудивительно, что приключения героев современных «страшных» книжек вызывают у них похожую реакцию. Повод для беспокойства возникает тогда, когда страхи, вызванные скелетами, роботами, пиратами, космическими пришельцами, о которых читают детям (или они читают сами), мешают детям жить
Приведу пример из психологической практики.
За психолого-педагогической помощью обратилась мама мальчика старшего дошкольного возраста. По телефону женщина сообщила, что наблюдает проблемное поведение у своего шестилетнего сына Никиты. Проблема осложнялась психосоматическими особенностями мальчика. Он страдал бронхиальной астмой. Из-за этого он не мог посещать дошкольное образовательное учреждение и воспитывался дома матерью. Мама была обеспокоена большим количеством страхов у ребенка, практически не отпускавшего ее от себя. При этом общение со сверстниками у Никиты не складывалось. Он часто бывал агрессивен, эмоционально возбужден. Непоседливый и несосредоточенный, он очень быстро стал «нежелательным» в группе Дома детского творчества, где посещал занятия по программе сказкотерапии.
Занимаясь дома с ребенком, мама обратила внимание на то, что основное содержание его рисунков – черепа, скелеты, покойники и мумия. Сюжеты с участием этих персонажей повторялись и в ходе индивидуальной психолого-педагогической работы с Никитой. Было очевидно, что они практически полностью заняли воображение мальчика: снились ему, пугали его. Особенно угрожающими были рассказы о мумии.
При попытках выяснить происхождение страхов мама предположила, что связаны они с тем, что незадолго до их появления она стала покупать сыну энциклопедию о строении тела человека. Никите очень нравилось рассматривать ее, даже на прием к психологу он приносил эту книгу. Принимая во внимание, что страхи, вызванные черепами, скелетами, покойниками, свойственны большинству детей шестилетнего возраста [1], можно было успокоиться и не форсировать коррекцию этих страхов, сосредоточившись на снижении эмоциональной напряженности. Но страх мумии?!
Мама рассказала, что мумия запомнилась мальчику во время посещения Эрмитажа. После этой экскурсии они с Никитой читали детскую энциклопедию о Древнем Египте. Это многое объясняло в происхождении страхов и фантазий, но вызывали сомнения агрессивные действия мумий, о которых постоянно рассказывал Никита, комментируя свои рисунки и сновидения. Все встало на свои места, когда мама вспомнила, что, следуя интересу мальчика, купила комиксы про мумию, восставшую из гробницы. Эта мумия преследовала путешественников, ученых-египтологов, расхитителей гробниц и проч. и проч. По этим комиксам ребенок учился чтению, но содержание их дома не обсуждалось, постепенно обрастая в фантазиях впечатлительного мальчика все новыми и новыми зловещими подробностями. В результате потребовалась помощь психолога в борьбе со страхом, в борьбе за адаптацию ребенка в реальном мире.
Несомненно, родитель, заботящийся о психическом здоровье ребенка, постарается уберечь его от псевдолитературных историй, описывающих потоки крови, трупы, сцены насилия и восстания из могил. Однако и безобидного, на «взрослый» взгляд, комикса может быть достаточно, чтобы в фантазии ребенка возникли «ужастики», замещающие гуманные и добрые образы, которые всегда отличали русскую литературу для детей.
Заблуждаются те взрослые (и пишущие для детей, и читающие детям, выбирающие для них книги), которые считают, что привыкнув к литературным ужасам, дети быстрее изживут свои иррациональные страхи. Напротив, под влиянием некачественной литературы страхи могут стать постоянными, у детей могут возникнуть неврозы.
При большем, чем в норме, количестве страхов и их невротическом характере возникает состояние психического напряжения, скованности. Поведение становится пассивным, атрофируется любопытство, любознательность. Ребенок избегает любого риска, связанного с вхождением в новую, неизвестную своими последствиями ситуацию. Вместо непосредственности и открытости развивается настороженность и аффективная замкнутость, отгороженность, уход в себя и свои проблемы [2].
Так же, как привычные кощеи, водяные, людоеды, современные «страшилки» нуждаются в совместном обсуждении взрослых и детей. При этом чрезвычайно важно обратить внимание на склонность ребенка к фантазированию, замещающему познание реального мира, на содержание фантазий, так как патологическое фантазирование может быть признаком серьезного психического заболевания – шизофрении [5]. Помочь в таких случаях может специалист – детский психиатр
В помощь взрослым, озабоченным состоянием и сохранением психического здоровья детей, предлагаю анкету. Она поможет организовать работу с миром фантазий в детском учреждении, предотвратить развитие страхов, затрудняющих формирование адекватной картины мира. В семье она поможет развитию и воспитанию детей, в том числе, и при выборе литературы для чтения. А писателям, пишущим для детей, эта анкета может быть полезна при обдумывании их творческих замыслов и фантазий, в выборе персонажей и сюжетов, которые помогут педагогам и родителям «сеять разумное, доброе, вечное».
Анкета для анализа детских фантазий и страхов
(для педагогов и родителей)
- Что читают ребенку (или читает сам)? Какие фильмы смотрит, в какие компьютерные игры играет?
- Как прочитанное, увиденное обсуждается дома?
- Какие страхи, опасения Вы отмечали или отмечаете в настоящее время у Вашего ребенка?
- Какие особенности поведения Вы наблюдаете в контактах Вашего ребенка со взрослыми людьми?
- Предпочитает общение со взрослыми общению с другими детьми.
- Выбирает для общения отвлеченные темы.
- Чрезмерно опасается общения со взрослыми, особенно с малознакомыми или незнакомыми людьми.
- Пытается спрятаться, если в дом приходят гости.
- В общении с близкими людьми послушен, ласков.
- В общении с близкими людьми может проявлять агрессивность.
- Ваши собственные наблюдения _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Какие из перечисленных особенностей поведения Вы когда-либо наблюдали у Вашего ребенка (или наблюдаете в настоящее время):
- повышенная впечатлительность;
- вялость;
- безучастность, безразличие;
- чуткость, чувствительность;
- жестокость;
- стремление разрушать, ломать игрушки, рвать книги;
- склонность к уединению;
- склонность к неуемному фантазированию;
- наличие повторяющихся (навязчивых) действий?
Ваши собственные наблюдения: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какие особенности засыпания, сна, пробуждения Вы можете отметить у Вашего ребенка?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Обсуждаете ли Вы с ребенком содержание его сновидений? ___________________
- Если да, то, кто бывает инициатором обсуждений? Каково это содержание?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Литература
- Егорова М.С., Зырянова Н.М., Пьянкова С.Д., Чертков Ю.Д. Из жизни людей дошкольного возраста. Дети в изменяющемся мире. – СПб.: Алетейя, 2001. – 239 с.
- Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 448 с.
- Общая психология. Учебник для студентов пед. ин-тов. Под ред. А.В.Петровского. – М.: Просвещение, 1977. – 470 с.
- Практикум по общей психологии: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. Под ред. А.И.Щербакова. – М.: Просвещение, 1990. 288 с.
- Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. – М.: Медицина, 1974. – 320 с.
- Чех Е.В. Мне страшно. Расскажи мне сказку. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. – 156 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская образовательная программа "Специальное фортепиано" для детских школ искусств, центров детского творчества
Дана программа является результатом многолетней работы по специальности «Специальное фортепиано», попыткой скорректировать и дополнить типовую программу в соответствии с новыми требованиями, которые д...
ПРАЗДНИК «ДЕТСКИЕ ФАНТАЗИИ»
Цели: развить интерес и любознательность, интеллектуальные умения учащихся; воспитывать добр...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/10/picture-789298-1462886473.jpg)
Методические рекомендации на тему: Развитие детской фантазии и воображения посредством нетрадиционных техник рисования
В данном материале автор показывает как и какие он использует нетрадиционные техники рисования на своих занятиях по изобразительному искусству....
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/10/picture-789298-1462886473.jpg)
Методические рекомендации на тему : Развитие детской фантазии и воображения посредством нетрадиционных техник рисования. Приложение №1
Данный материал является прдолжением предыдущего материала....
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/10/picture-789298-1462886473.jpg)
Методические рекомендации на тему: Развитие детской фантазии и воображения посредством нетрадиционных техник рисования. Приложение №2
Данный материал является продолжением основного материала "Методические рекомендации на тему : Развитие детской фантазии и воображения посредством нетрадиционных техник рисования"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/10/picture-789298-1462886473.jpg)
Рецензия на методическую разработку педагога Лавренко Т.М. "Развитие детской фантазии и воображения посредством нетрадиционных техник рисования и современных направлений изобразительного искусства
Рецензия на методическую разработку педагога Лавренко Т.М. ,данная директором МБОУ ДО ДЮЦ г.Ейска Горбик Е.В....
![](/sites/default/files/pictures/2023/05/11/picture-1467421-1683808281.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Детские Фантазии»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Детские Фантазии»...