Методическая разработка урока. МДК 01.03 Детская литература с практикумом по выразительному чтению. Тема: «Произведения Б. Житкова для детей. Характеры и жизненные ситуации в рассказах сборника «Морские истории».
методическая разработка по литературе

Агафонова Светлана Юрьевна

В методической разработке представлена разработка урока по МДК.01.03 Детская литература с практикумом по выразительному чтению. По теме: "ПРоизведения Б. Житкова для детей. Характры и жизненые ситуации в рассказах сборника "Морские истории". На уроке применяется технология развития критического мышления, особое внимание уделяется приемам рефлексивного обучения. Представлена пояснительная записка, технологическая карта урока, дополнительный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc131.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

МДК 01.03 «Детская литература с практикумом по выразительному чтению»

Пояснительная записка

        Методическая разработка составлена в соответствии с рабочей программой по междисциплинарному курсу МДК 01.03 «Детская литература с практикумом по выразительному чтению», раздел «Детская литература второй половины XIXвека – начала XX века», тема «Художественно-познавательная литература для детей» и предназначена для проведения практического занятия по теме: «Произведения Б. Житкова для детей. Характеры и жизненные ситуации в рассказах сборника «Морские истории».

        В методической разработке представлены все необходимые элементы проведения занятия: обоснование актуальности темы, цель, задачи занятия, знания и умения по данной теме, оснащение, этапы проведения занятия, список литературы.

        Содержание занятия направленно на формирование следующих общих и профессиональных компетенций: ОК1., ОК2., ОК3., ОК4., ОК5., ПК1.1, ПК1.4., ПК2.2.

На занятии особое внимание уделяется формированию коммуникативных компетенций обучающихся, развиваются  навыки критического мышления, рефлексивного обучения. Студенты отрабатывают приемы технологии развития критического мышления и рефлексивного обучения.

Компетенции формируются на основе ранее изученного лекционного материала, с учетом знаний и умений, полученных обучающимися на дисциплинах общеобразовательного цикла.

Обоснование темы

Эффективность профессиональной деятельности учителя начальных классов зависит от многих факторов: характера профессиональной среды, уровня профессионализма, наличия развитой профессиональной культуры и т.д. Среди них значительное место принадлежит умению работать творчески, нестандартно подходить к решению учебных задач. 

        Уметь активно действовать в соответствии с полученной информацией и соотнести её с полученными знаниями, способность к внутреннему размышлению, к обсуждению и взаимодействию с другими людьми помогает технология развития критического мышления.

Критическое мышление — это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учётом как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление это точка опоры для мышления человека, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный личный опыт.     

Современные образовательные технологии, в частности технология развития критического мышления построена на рефлексии.

Профессиональная рефлексия представляет собой психологический механизм профессионального самосовершенствования и самоактуализации, проявляющийся в способности специалиста занимать аналитическую позицию по отношению к себе, к своей профессии. Критериями развития профессиональной рефлексии являются сформированность способов и приемов рефлексии:

- активность студента, обусловленная потребность в рефлексии,

- сформированность компонентов психологической готовности к профессиональной деятельности,

-степень удовлетворенность собой в процессе установления соответствия образа Я и образа я в профессии.

В данной методической разработке будет представлено занятие, с использование приемов технологии развития критического мышления. Данное занятие является вторым в серии занятий, направленных на развитие критического мышления. На первом занятии, обучающиеся познакомились с понятием рефлексивное мышление, критическое мышление, приемами: ассоциации, «Знаю - Не знаю, Хочу узнать», «Фишбоун», 6 шляп, и приемом рефлексии «Вопрос себе». На втором, представленном занятии, обучающиеся познакомиться с новыми приемами:  «Корзина идей», «Письмо по кругу», «Тонкие  и толстые вопросы».

 Рефлексия занятий способствовала осознанию обучающимися, насколько интересно может быть обучение, когда ты меняешь тип мышления, знания становятся более глубокими, формируется устойчивый интерес к детской литературе.

Технологическая карта урока

По специальности: 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании

По дисциплине, по модулю: ПМ.01, МДК.01.03 Детская литература с практикумом по выразительному чтению

Тема занятия: «Б. Житков - детский писатель с морской душой».

Продолжительность: 90 мин.

Вид занятия: лекционо-практическое

Тип урока: закрепления изученного

Используемые технологии: ТРКМ

Цель занятия: создать условия для закрепления знаний о творчестве Б. Житкова, на примере анализа цикла рассказов «Морские истории».

Задачи занятия:

Учебные:  самостоятельно выполнять литературоведческий анализ незнакомого рассказа

Развивающие: развивать критическое мышление, рефлексивную компетентность.

Воспитательные: воспитывать групповую интегрированность личности, способность идентифицировать себя с конкретной общностью людей, группой, понимание единства с людьми, воспитание нравственных качеств (смелости, отваги, честности)

Перечень формируемых компетенций: ОК1., ОК2., ОК3., ОК4., ОК5., ПК1.1, ПК1.4., ПК2.2.

Оптимизация учебного процесса

Использованы современные педагогические формы и методы обучения, стимулирующие развитие рефлексивного мышления, самостоятельной творческой активности, коммуникативных навыков, навыков работы в команде.

Основная форма работы  - групповая, основной метод  - частично-поисковый, творческо-воспроизводящий.

Оптимизация учебного процесса достигается путем использования приемов технологии развития критического мышления (ТРКМ): «Корзина идей», «Письмо по кругу», «Тонкие  и толстые вопросы».

Оснащение занятия

1. Методическая разработка.

2. Мультимедийная презентация.

3. Бланки вопросов для контроля исходных знаний (кластер).

4. Задания для самостоятельной работы в группах.

5. Вопросы на рефлексию.

6. Бланки для ответов на заключительный контроль усвоения знаний.

Ход занятия:

Этап  урока

Методические материалы

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Время (в мин.)

1

2

3

4

5

6

1

Организационная часть

Психологический настрой на урок, активизация деятельности. Проверка присутствующих на занятии.

Настрой на восприятие материала.

2

2

Формулировка темы и ее обоснование.

Сегодня мы продолжаем знакомиться с приемами работы в рамках ТРКМ, направленными на развитие рефлексивной компетенции.

Включает звуки моря…Послушайте звуки, какие ассоциации у вас возникли?

Давайте выстроим ассоциативный ряд.

Прочитайте тезис. Детский писатель с морской душой. О каком детском писателе, могли бы так сказать?

Определите тему нашего урока.

Запишите ее к себе в тетрадь.

Выстраивают ассоциативный ряд

Море – стихия  - воспоминания – сказка о рыбаке и рыбке – рассказы о море, морские писатели

Борис Житков, Владислав Крапивин, Виктор Конецкий и т.д.

Записывают тему

«Б. Житков - детский писатель с морской душой».

3

3

Определение целей занятия

Рассмотрите иллюстрации. Как вы думаете, о каких рассказах пойдет речь сегодня на  уроке? О морских рассказах.

 - Какую цель вы поставите перед собой?

 Море во все времена привлекало человека. Бескрайние морские просторы будоражили душу не только моряков, по и поэтов, писателей, художников.

Литература и море  - похожи. Как вы думаете чем они похожи?

Цель познакомиться со сборником рассказов «Морские истории», узнать в чем их художественная привлекательность.

Нельзя кривить душой в море и в литературе

3

4

Предварительный контроль исходных знаний.

Вопросы для фронтального опроса

Постройте кластер у себя в тетради.

- Что я  знаю об авторе и его рассказах? Что хотел бы узнать?

Отвечают на вопросы

10

5

Изложение нового материала

Презентация

Прием «Корзина идей»

 - Что вы можете рассказать о Б.Житкове? Всю информацию мы будем собирать в корзину идей. Запишите несколько фактов у себя в тетради. Обменяйтесь информацией в группах. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного. Все сведения кратко записываются в “корзине идей”, даже если они ошибочны.

Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.        

Что вы знаете об этом сборнике рассказов «Морские истории»?

Вы многое знаете? Но есть такие вопросы, на которые вы не знаете ответа, но хотите узнать?

Ответы, на какие вопросы вы бы хотели получить?

- Были ли герои вымышленными?

 - Какие качества Житков ценил в людях?

 - Какие новые знания может получить ребенок из рассказов?

Борис Степанович родился 11 сентября 1882 года в Великом Новгороде.

Начал печататься поздно.

Был моряком и обошел на корабле весь земной шар.

Основоположник научно-художественного жанра. 

20 рассказов. Каждая история о смелости, отваге людей, посвятившим свою жизнь большой воде. Каждый герой из рассказа - яркая личность, готовая пойти на подвиг, рискуя собственной жизнь ради спасения других.

20

6

Самостоятельная аудиторная работа

задания

Сейчас мы разделимся на 3 группы. Каждая группа выскажет предположения, а ответ найдет в конце урока, когда мы закончим работать над сборником рассказов.

Задание для групп:

1. Выберите один из рассказов. Прочитайте его.

2. Распределите задания:

 - подготовить краткий пересказ.

- описать главного героя, его характер.

 - выписать морскую лексику из рассказа

 - какие новые слова узнает ребенок со страниц?  

 - чему учит?

Каждая группа презентует своей рассказ (другие группы пишут тонкие вопросы и толстые)

Вывод: найдите общее и различное в представленных рассказах. Результаты обсудите в группе.

1. Делятся на группы

2. Читают задания.

3. Обсуждают задания.

4. На бланках записывают свое решение.

35

7

Заключительный контроль усвоения знаний

Тестовые задания

Давайте вернемся к кластеру.

Получили ли вы ответ на свой вопрос? Запишите ответ в свою тетрадь.

Какой вопрос автору  вы бы хотели задать?

выскажитесь. Поразмышляем на заданную тему.

Прием “Письмо по кругу”

Прием “Письмо по кругу” предполагает групповую форму работы. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. Каждый член группы записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает свой листок соседу. Получив листок, сосед продолжает его размышления. Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения.

Каждый обучающийся получает свой листок, желающие зачитывают коллективные рассуждения.

Выполняют задание на индивидуальном листе.

10

8

Подведение итогов. Рефлексия

Вопросы для рефлексии

- Какая была тема урока? Какая цель? - Достигли ли мы цели урока?

Что дал этот урок вам?

Используем прием «6 Шляп».

Отвечают на вопросы

5

9

Домашнее задание

Инструкция по выполнению домашнего задания

Чтение рассказов Б. Житкова для детей  из цикла «Рассказы о животных»

Записывают в тетради  задание и дату выполнения домашнего задания.

2

90

Дополнительный материал к уроку.

         Борис Житков – известный писатель, прозаик, исследователь. Автор 192 произведений, среди которых приключенческие рассказы, повести и романы.

В каждом из нас живет ребенок, с его детской наивностью и любовью к путешествиям. Только одни, подрастая, забывают о своей детской мечте, а другие продолжают упорно следовать к своей цели. Для некоторых путешествия – это покорение неизвестных стран, новые знакомства и впечатления, а для других достаточно хорошей книги о путешествиях, чтобы удовлетворить свое любопытство. Книги писателя Бориса Житкова лучше всех описывают многообразие жизни животных, взрослых и детей. Его герои на собственном примере учат различать добро и зло и сделать правильный выбор в жизни. Рассказы писателя написаны на доступном языке, поэтому понятны даже маленьким детям, только-только начинающим познавать, что такое красота родной речи, честность, труд, любовь к природе.

Борис Житков родился в Великом Новгороде 30 августа 1882 года. Он стал вторым ребенком своих родителей  после сестры Веры в семье Степана Житкова, преподавателя Новгородского учительского института и Татьяны Житковой , популярной пианистки, постигавшей азы профессии под руководством Антона Рубинштейна. Отец будущего писателя издавал книги собственного производства, по его книжкам на протяжении долгих лет дети познавали азы алгебры, арифметики, геометрии.

Степан  Житков был евреем по национальности, и по этой причине за ним была установлена слежка представителями государственных структур. Вскоре после рождения сына Степан вступил в конфликт с одним из местных политических деятелей, и ему пришлось срочно подыскивать новое место жительства. После года, проведенного в бесконечных разъездах по России, Степан отвез родных в Одессу, где к тому времени жили его брат с сестрой.

        Борис Житков в детстве.По приезду отец семейства нашел себе работу кассира-бухгалтера на пароходе, а мама будущего писателя занималась репетиторством, помогала юным дарованиям осваивать клавишные инструменты. Программу начальной школы Вера с Борисом прошли дома, а потом продолжили обучение в гимназии №5. Именно здесь Борис встретил Корнея Чуковского, который стал ему другом на всю жизнь. Среди знакомых Житкова появился и Владимир Жаботинский, которому суждено было стать организатором Еврейского легиона.

Гимназию Борис окончил в 1901-м, и в том же году стал студентом Императорского Новороссийского университета. Молодой человек решил посвятить свою жизнь естественным наукам. Уже учась в вузе, Житков всерьез увлекается музыкой. Он во всю играет на скрипке, хотя спустя несколько лет переключится на фотографию. У него неплохо получалось, жаль только, что ни один из снимков не сохранился для потомков. Много времени уделяет Житков физическому развитию, будучи студентом третьего курса, занимается парусным спортом, выигрывает призы самых разных соревнований тех лет.

Парень обладал гиперактивным характером и имел собственное мнение по поводу революции 1905 года. Он занимается поставками оружия для матросов-бунтовщиков. В следующем году Борис окончил вуз, и достаточно долго не мог найти себе подходящую работу. Один из знакомых посоветовал Житкову податься в моряки. Он вышел в море несколько раз, а потом решил, что пора сдавать экзамены на звание штурман. Уже в новом качестве Житков побывал в Турции и Болгарии.

Творческая биография Бориса Житкова стартовала достаточно поздно. Но если разобраться, то он начал писать именно благодаря своей насыщенной событиями жизни, которые и легли в основу его произведений. Борис делал ежедневные записи в личном дневнике, посылал домой письма, постепенно отшлифовывая писательское мастерство. В 1909-м получает новое назначение, Житкова назначают на должность капитана на научно-исследовательское судно, следовавшее по Енисею с ихтиологической экспедицией.

Вернувшись из столь увлекательного путешествия, Житков решил, что ему нужно продолжить образование, и становится студентом Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Он остановил свой выбор на отделении судостроения. В 1910-м в качестве рабочего-металлиста Борис уехал в Данию на практику. Спустя два года принял участие в кругосветном путешествии, которое было для него первым. Борис оказался под большим впечатлением от азиатских стран – Индии, Японии, Китая. В 1916-м Житков вышел из стен вуза с дипломом по специальности «Инженер-судостроитель».

Борис еще учился в политехническом вузе, и на протяжении года служил в морской авиации. В год выпуска он получил звание прапорщика в авиации, а в 1917-м стал подпоручиком по адмиралтейству. В том же году Борис уходит со службы, находит работу по специальности в Одесском морском порту. Его трудовая биография была связана с этим местом вплоть до 1924-го, а после писатель переехал в Петербург.

Он принял такое решения по двум причинам. Первая – это результат кочевого характера, требующего постоянной смены мест, а не сидения на одном много лет. Вторая – необходимость побывать в издательстве, чтобы отвезти рукопись своего рассказа «Злое море». Членам редакции произведение понравилось, его напечатали буквально спустя несколько месяцев. В 1925-м Борис находит себе работу преподавателя в одной из местных школ. У него появляется много свободного времени, которое он может тратить на любимое занятие – написание книг. Биографам Бориса Житкова удалось подсчитать творческое наследие писателя. Оказалось, что оно состоит из 74 очерков, 59 рассказов и повестей, семи романов и четырнадцати статей.

Борис Житков приобрел славу детского писателя. Именно для детской аудитории он создал большинство своих произведений, вышедших в сборниках под названием «Что я видел», «Что бывало», «Рассказы о животных», «Морские рассказы». В сборнике 1935 года «Рассказы о животных» собраны истории, в основе которых впечатления писателя от пребывания в Индии. Они были простыми и бесхитростными, учили малышей различать добро и зло – «Храбрый утенок», «Беспризорная кошка», «Про слона», «Про обезьянку», «Галка», «Про змею и мангуста», «Волк».

Но сам писатель считал вершиной своего творческого пути не эти сборники, а роман под названием «Виктор Вавич», в основу которого легли события революции 1905 года. Достаточно долго роман не издавался, на него наложили запрет. Первая книга романа вышла в 1929 году, вторая в 1934-м. Весь тираж полного издания романа, состоящего из трех книг, уничтожили в 1941 году, отрицательную рецензию на него дал А.Фадеев.  Напечатать его удалось только в 1999-м, и то благодаря совершенно постороннему человеку – Лидии Чуковской, дочери его друга Корнея Чуковского. После смерти отца женщина разбирала его архивы, и случайно наткнулась на эту рукопись. Из-за запоздалой публикации романа, ставшего значимым произведением после 1933-го года, он просто выпал из литературного процесса.

Роман Бориса Житкова первое издание 1929г. Нужно сказать, что роман Житкова «Виктор Вавич»  приводил в восторг многих образованных людей того времени. Книга понравилась ведущей Авдотье Смирновой, писателю Борису Пастернаку, публицисту Дмитрию Быкову. По мнению критиков, именно цензура не дала этому произведению возможности разделить триумф с романом «Тихий Дон» и «Доктор Живаго». Только в 1988-м, в честь 50-летия со дня смерти Житкова, читатели смогли познакомиться с первым собранием его произведений.

Писатель вел кочевую жизнь, которая не дает ни устроить свою личную жизнь, ни жить нормальной семейной жизнью. Он так и не вступил в официальный брак, прожил со своей гражданской женой до смерти. Избранницу писателя звали Вера Арнольд. Ее отец был директором в Белгородском училище и советским шифровальщиком.

В этом браке дети так и не родились. Единственным родным человеком стал для Житкова племянник Алексей, сын старшей сестры. Именно образ племянника  Житков использовал в качестве прообраза, когда писал свои рассказы для сборника под названием «Что я видел».   Но есть сведения,  что на самом деле у писателя остались прямые наследники, двое детей, рожденных Фелицатой Гусевой. Если верить этой информации, то женщина родила писателю сына Николая и дочку Фелицату. Правда это, или очередной вымысел досужих журналистов, выяснить так и не удалось. Но пресса упорно не желает развенчивать этот миф.

Первое недомогание писатель почувствовал в 1937-м. Доктора диагностировали у Бориса рак легких. Один из его знакомых посоветовал  лечиться с помощью лечебного голодания, но этот метод не просто не помог, он нанес непоправимый урон здоровью Житкова. В то время Борис трудился над книгой под предварительным названием «Энциклопедия для четырехлетних граждан «Почемучка», но самостоятельно писать ее так и не смог. Текст под диктовку писателя записывала жена. Этот сборник издали спустя несколько лет, и теперь он назывался «Что я видел».

Еще одну свою книгу, получившую название «Помощь идет», Житков так и не закончил. Сюжет произведения о технике, поставленной на благо человечества. Однако ее тоже издали, озаглавив «Рассказы о технике». Бориса Житкова не стало 19 августа 1938 года. Местом его упокоения стало столичное Ваганьковское кладбище.

Многие из его произведений вдохновили отечественных мультипликаторов на создание мультфильмов для детей. К примеру, лента «Кнопочки и человечки» снята по мотивам рассказа «Как я ловил человечков», в основу мультика «Почему слоны» лег  рассказ с названием «Про слона». Помимо мультфильмов, некоторые произведения Житкова использованы и как основа сценария для художественных лент –«День ангела», «Морские рассказы», «Шторм на суше».

Некоторые подробности биографии писателя Бориса Житкова использовал в своих стихотворениях и Самуил Маршак – «Почта» 1927 года, «Военная почта» 1943 года, «На миг оглянуться» 1984 года выпуска.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Злое море

Морские истории

Элчан-Кайя

Чёрные паруса

Орлянка

Паровозы

Удав

Каменная печать

Микроруки

Морские истории

Морские рассказы

Рассказы о животных

Что я видел

Рассказы

Виктор Вавич

Рассказы о технике

Красный командир

Про слона: Рассказы

«Семь огней: Очерки, рассказы, повести, пьесы»

«Виктор Вавич»

«Избранное»

Рассказы для детей

Как я ловил человечков: Рассказы

Я больше не буду!

Детский журнал

Ссылки

Страница в Википедии

Источник: https://biographe.ru/znamenitosti/boris-zhitkov

О книге «Морские истории» и её авторе

«Морские истории» — это рассказы о жизни и труде на море. Их написал известный советский детский писатель Борис Степанович Житков (1882–1938 гг.).

Почему писатель посвятил свои рассказы труженикам моря? Море ему было близко с детства: он вырос в большом портовом городе Одессе.

Отец Житкова долгие годы служил в Русском обществе пароходства. Братья отца плавали на военных кораблях и дослужились до адмиральского чина.

Взрослые часто брали мальчика в небольшие путешествия по морю на парусных шлюпках, яхтах.

Подростком Борис Житков пешком обошел Черноморское побережье от Батуми до Одессы.

Поступив в университет, молодой Житков одновременно занимается морским делом и сдает экзамены на штурмана дальнего плавания. После университета он оканчивает кораблестроительное отделение Петербургского политехнического института.

В 1912 году Борис Житков отправляется в кругосветное путешествие через Гибралтар, Суэцкий канал, Красное море, мимо берегов Африки до Мадагаскара. Побывал в Индии, на Цейлоне, в Шанхае, Японии. Пересек три океана: Атлантический, Индийский и Тихий. Впоследствии много плавал по Белому морю.

Б. С. Житков был удивительнейшим человеком. Его жизнь не менее интересна, чем его рассказы. Он изучил еще много других профессий, владел многими языками.

О чем бы ни писал Борис Житков, — все это в одинаковой степени интересно и познавательно. Все это он сам видел, слышал, пережил. Потому-то «Морские истории» и читаются с необычайным увлечением. Они написаны для подростков. В них повествуется о настоящем мужестве, воле, истинной храбрости.

Рассказ «Механик Салерно» исключительно посвящен мужеству, выдержке, храбрости. Они написаны для подростков. В них повествуется о настоящем мужестве, воле, истинной храбрости. Рассказ «Механик Салерно» исключительно посвящен мужеству, выдержке, храбрости.

Кроме «Морских историй», Б. С. Житков создал для детей еще немало рассказов, потому что хотел свои знания передать маленькому читателю. Это рассказы о животных («Про слона», «Про обезьяну», «Мангуста»), о технике («Пароход», «Свет без огня», «Про эту книгу»).

Б. С. Житков стал писать поздно, когда уже имел большой жизненный опыт, большие знания.

«Морские истории» — первая его книга. Она вышла в свет в 1925 году.

ДЖАРЫЛГАЧ

Новые штаны

Это хуже всего — новые штаны. Не ходишь, а штаны носишь: все время смотри, чтоб не капнуло или еще там что-нибудь. Из дому выходишь — мать выбежит и кричит вслед на всю лестницу: «Порвешь — лучше домой не возвращайся!» Стыдно прямо. Да не надо мне этих штанов ваших! Из-за них вот все и вышло.

Старая фуражка

Фуражка была прошлогодняя. Немного мала, правда. Я пошел в порт, последний уж раз: завтра ученье начиналось. Все время аккуратно, между подвод прямо змеей, чтоб не запачкаться, не садился нигде, — все это из-за штанов проклятых. Пришел, где парусники стоят, дубки. Хорошо: солнце, смолой пахнет, водой, ветер с берега веселый такой. Я смотрел, как на судне двое возились, спешили и держался за фуражку. Потом как-то зазевался, и с меня фуражку сдуло в море.

На дубке

Тут один старик сидел на пристани и ловил скумбрию. Я стал кричать: «Фуражка, фуражка!» Он увидел, подцепил удилищем, стал подымать, а она вот-вот свалится, он и стряхнул ее на дубок. За фуражкой можно ведь пойти на дубок?

Я и рад был пойти на судно. Никогда не ходил, боялся, что заругают.

С берега на корму узенькая сходня, и страшновато идти, — а я так, поскорей. Я стал нарочно фуражку искать, чтоб походить по дубку, — очень приятно на судне. Пришлось все-таки найти, и я стал фуражку выжимать, — а она чуть намокла. А эти, что работали, и внимания не обратили. И без фуражки можно было войти. Я стал смотреть, как бородатый мазал дегтем на носу машину…

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=621149&p=1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 9 класе "Сравнение как средство выразительности речи"

Предмет: русский язык, литература.Используемые образовательные технологии: личностно-ориентированные технологии.Тема: «Сравнение как средство выразительности речи».Цели урока: познакомить учащихся со ...

Методическая разработка урока Образ матери в русской литературе

Образ матери в русской литературе рассматривается на примере произведений Паустовского "Телеграмма", В.Н.Крупина "Молитва матери" и Д.Кедрина "Мать"...

Методическая разработка урок в 8 классе по литературе по рассказу Л.Н.Толстого "После бала"

Тема : Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг.Перестроится мир не извне, а изнутри. И поэтому вся энергия на внутреннюю работу.Л.Толстой. Из «Дневников&raqu...

Методическая разработка урока алгебры и начала анализа в 11 классе "Исследование функций. Чтение графика"

Презентация к уроку на тему: Исследование функций. Чтение графика. Программа: государственная базовая "Алгебра и начала математического анализа - 11". Автор учебника Ш.А. Алимов и др., 2010г...

Комплект оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по междисциплинарному курсу «Детская литература с практикумом по выразительному чтению»

Комплект оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения ПМ 01 Преподавание по программам начального общего образования МДК 01.03. Детская литература с практикумом по выразительному чте...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МДК 01.03 «Детская литература с практикумом по выразительному чтению»

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности  44.02.02  «Преподавание в начальных классах&raq...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ОП.08 Детская литература с практикумом по выразительному чтению.

Настоящий сборник предназначен в качестве методического пособия при проведении внеаудиторных самостоятельных работ обучающимися по программе дисциплины ОП.08  «Детская литература с практику...