Знаки препинания в сложносочиненных преложениях
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме
Урок по русскому языку по теме: Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Рассчитан на учащихся 10-11-х классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_ssp.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях». (1 час).
Тема программы: Тема 8. Синтаксис и пунктуация.
Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.
Цель урока: Расширить знания учащихся о постановке знаков препинания в сложносочиненных предложениях.
Задачи урока:
1. Образовательная:
- углубить знание о постановки знаков препинания в ССП.
2. Развивающая:
- учить работать с дополнительной литературой и другими источниками информации;
- выступать перед аудиторией;
- учить рационально организовывать и планировать свой труд, анализировать выполненную работу с позиции достижения наилучших результатов при наименьших затратах времени;
- развивать умения сравнения, сопоставления, выделения главного.
3. Воспитательная:
- формировать любовь к родному языку;
- формировать ответственное отношение к порученному заданию;
- формировать уверенность в себе, способность к самовыражению, умение работать в команде.
Организация пространства: групповая работа, фронтальная работа, индивидуальная работа.
Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал.
Ход урока
№ и название этапа | Дидактические задачи этапа | Деятельность преподавателя | Виды и содержание цифровых образовательных ресурсов | Деятельность учащихся |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Организационный этап. 1 – 2 минуты. | Подготовка учащихся к работе на уроке. | Предъявление единых педагогических требований: приветствие. | Отвечают на приветствие. | |
Психологическая установка на восприятие материала урока. | Организация внимания и готовности учащихся к уроку (устранение отвлекающих факторов: посторонний шум, лишние предметы на рабочем месте) | Готовятся к восприятию урока. | ||
2. Вводный этап. Сообщение темы. | Подготовка к основному этапу урока. | Мы продолжаем изучать раздел синтаксиса и пунктуации | Слайд-текст с названием изучаемого раздела | |
Орфоэпическая разминка | Слайд-текст со словами, в которых надо поставить ударение. Слайд-текст для самопроверки. | Записывают слова в тетради, ставят ударения; проверяют себя, исправляют ошибки. | ||
Мотивация. | Обеспечение возникновения у учащихся желания разобраться в предложенной теме. | Придумайте предложение с союзом И, используя слова, в которых вы расставляли ударения (желательно поработать с тем словом, в котором допустили ошибку). | Записывают предложения, желающие читают вслух. | |
Два предложения – в одном нет запятой перед союзом И, в другом есть – записываются на доске. | ||||
Организует фронтальную беседу, цель которой подтолкнуть учащихся к размышлению над темой урока. (Анализируем знаки препинания; вспоминаем основные понятия раздела синтаксис). Значит, таким простым правилом не ограничивается тема. Оказывается, не всегда между частями ССП необходимо ставить запятую. Иногда это может быть тире или точка с запятой. Бывают такие случаи, когда знаков препинания между частями нет вообще. | Слайд-текст с темой урока и основным материалом по данной теме. | Участвуют в беседе. | ||
Постановка цели. | Как бы вы сформулировали цель нашего урока? | Слайд-текст с целью урока: Расширить знания учащихся о постановке знаков препинания в сложносочиненных предложениях | Осознают проблему, цель урока; по-разному её формулируют. | |
Как вы думаете, почему…? | Слайд-текст с ССП, в которых нет запятой или стоит другой пунктуационный знак | Выдвигают гипотезы, объясняющие постановку знаков препинания. | ||
Планирование деятельности учащихся. | Куда мы обращаемся, чтобы найти информацию? | Слайд-текст | Определяют, где и как искать информацию. | |
3. Основной этап. | Обеспечение самореализации через саморегуляцию и самоосмысление. | Организует групповую деятельность учащихся Выдает группам раздаточный материал (по теории и по практике), памятки работы в группе, листы самооценки, критерии оценивания работы группы (см.приложение).Определяет время выполнения работы. | Рассаживаются по группам. | |
Наблюдает за работой каждой группы и работой отдельных учеников, уточняет задания и проверяет понимание задания учащимися, контролирует соблюдение правил групповой работы. | Работают в группах; записывают основные положения, необходимые для представления результатов работы. | |||
Организует проверку работы группы в виде игры. | Слайд – текст с предложениями, иллюстрирующими теоретический материал. | Отвечают, исправляют ошибки, дополняют друг друга. | ||
Контролирует результаты работы, уточняет выводы. | Ведут записи в тетрадях. | |||
Организует выполнение теста с самопроверкой. | Выполняют тест, проверяют себя, анализируют ошибки. | |||
4. Заключительный этап. Рефлексия учебной деятельности. | Анализ и оценка успешности достижения цели урока. | Организует проведение рефлексии каждой группы. | Самоанализ выполненной работы. Заполняют лист самооценки группы (см. приложение). | |
Проводит оценивание работы группы в соответствии с критериями (см. приложение) (словесное оценивание работы группы). Ставит оценки учащимся. | Самокоррекция | |||
Мотивация. | Формирование у учащихся ориентации на успех. | Поощрение учащихся в процессе достижения ими поставленной цели. | Самоактуализация. | |
Домашнее задание. | Обеспечение понимания цели домашнего задания. Обеспечение понимания содержания и способов выполнения домашнего задания. | Слайд-текст с домашним заданием. | Осмысление содержания и способов выполнения домашнего задания. |
Приложение
Раздаточный материал
Лист самооценки работы группы
1. Как справились члены группы с решением проблемной задачи? Что удалось и что не удалось? Почему?
2. Удалось ли соблюдать правила работы в группе? Что нужно учесть при последующей работе?
3. Как справились члены группы с ролями организаторскими (организатор, секретарь-оформитель, докладчик)? Рекомендации (если есть).
4. С какими трудностями вы столкнулись при работе в группе? Почему?
5. Как усовершенствовать работу группы в следующий раз?
Критерии для оценивания работы группы
1. Глубина и правильность раскрытия проблемы задания.
2. Логика изложения материала, четкость выводов.
3. Полнота и точность выражения мыслей.
4. Соблюдение учениками правила работы в группе, умение сотрудничать.
5. Владение монологической и диалогической формами речи.
6. Выполнение членами группы своих организационных и интеллектуальных ролей.
Памятка «Правила работы в группе»
1.Каждому необходимо активно участвовать в работе группы.
2.Нужно слушать и понимать друг друга.
3.Нужно уметь договариваться.
4.Необходимо соблюдать процедуру работы в группе (заданное время, особые условия выполнения задания).
5. Не бери всю инициативу на себя.
6. Не жди подсказки.
Для эффективной работы группы необходимо:
1. Распределить организаторские роли – выбрать организатора, секретаря-оформителя, докладчика (они работают в соответствии со своими функциями)
2. Помнить всем членам группы, что все вы – генераторы идей, вы все выдвигаете предложения по решению учебной проблемы, от вклада каждого из вас будет зависеть качество работы группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 11 классе по теме: "Трудные случаи постановки знаков препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении"
Данная разработка помогает подготовить учащихся к выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ по русскому языку в разделе:"Синтаксис и пунктуация" . Рассматриваются трудные случаи постановки знаков ...
Знаки препинания в сложносочиненном предложении
Урок русского языка в 11 классе. Повторение и системацизация материала по теме"Знаки препинания в сложносочиненном предложении". Эта тема представлена на ЕГЭ в задании А19. Поэтому урок является и под...
Конспект урока русского языка в 11 классе по теме Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении"
Урок русского языка в 11 классе по теме "Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении". На уроке обобщаются знания, полученные в 9 классе, углубляются знания о знаках препинани...
Урок русского языка в 11 классе по теме "Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении."
Урок русского языка в 11 классе по теме "Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении."...
Урок русского языка по теме "Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении"
Конспект урока составлен с учетом возрастных особенностей обучающихся, требованиями методики проведения занятий....
Тренировочные упражнения к заданию 12 (ОГЭ, русский язык): «ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЕННОМ И СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ»
«ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЕННОМ И СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ». Задания с сайта ФИПИ....
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Знаки препинания в сложносочиненном предложении"
Урок по теме «Знаки препинания в сложносочиненном предложении» разработан для учащихся 9 класса, обучающихся по программе по русскому языку для основной школы, подготовленной под научной р...