Знаки препинания в сложносочиненном предложении
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме

Драй Тамара Васильевна

Урок русского языка в 11 классе. Повторение и системацизация материала по теме"Знаки препинания в сложносочиненном предложении". Эта тема представлена на ЕГЭ в задании А19. Поэтому урок является и подготовкой к ЕГЭ. В ходе урока рассматриваются  правила постановки запятой, тире в ССП, а также отсутствие запятой между простыми предложениями в ССП. Материал сопровождается презентацией. Содержит повторение орфографии и орфоэпии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon zapyataya_v_ssp.ppt67 КБ
Microsoft Office document icon ssp.doc38.08 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

11 класс

Тема: Знаки препинания в сложносочиненном предложении

Цель: повторить и систематизировать знания по теме «Знаки препинания в сложносочиненном предложении»

Задачи:

  1. Учащиеся должны знать, какое предложение является сложносочиненным,

средства связи в ССП, правила постановки запятой или её отсутствия в ССП;

  1. Учащиеся должны уметь отличать ССП от простого осложненного, находить средства связи, правильно расставлять знаки препинания.

Оборудование: презентация, карточки, учебник

Ход урока

  1. Оргмомент.

Объявление темы урока, постановка цели и задач на урок

  1.  Орфоэпическая разминка (слайд №2)
  1. Орфографическая работа (по карточкам)

     Вариант1. Выписать слова с гласными –У-(-Ю-), объяснить условия выбора орфограмм

    Вариант2. Выписать слова с гласными – Е-(-И-), объяснить условия выбора орфограмм

Дремл..щий, скле..в, стел..тся, пен..щиеся, наруша..мый, окле..вать, расходу..мый, обид..лся, усво..в, кол..щиеся, щипл..щий, клокоч..т родники

Одновременно 2 человека выполняют задание на доске.

Индивидуальное задание перед орфографической работой:

Составить связный рассказ на тему «Виды сложных предложений»,записать примеры ССП, СПП,СБП, сложного с различными видами связи.

  1. Проверка орфографической работы

Вопрос классу: Как называется ИВС, используемое в словосочетании клокочут родники?

  1. Повторение «Виды сложных предложений» - проверка индивидуального задания. Дайте определение ССП
  1. Повторение сочинительных союзов «Союзный дождь» (слайд № 3)

 Учащиеся выписывают только сочинительные союзы, распределяя их на группы

1) соединительные          2) противительные                 3) разделительные

Как…так и                                но                                                 или

И                                                зато                                             либо

Да (=и)                                     да  (=но)                                     то…то

Тоже                                           а                                                не то…не то

Не только…но и                      однако                                        то ли…то ли

Также

Ни…ни

7. Проверка (слайды №4,5,6)

- Какую еще роль выполняют сочинительные союзы?

- Как отличить простое предложение от сложного?

7. Работа с учебником – стр 331 «Синтаксический разбор ССП»

  1. Постановка знаков препинания в ССП (слайды № 7,8,9,10)

Одновременно анализируем предложения (на карточках у каждого ученика)

К слайду №8

1. На небе были звезды и светился изредка застилаемый дымом молодой месяц.

2. Возможно, дождь скоро кончится и мы снова отправимся в путь.

3. Когда мы вышли из автобуса, шёл неприятный косой дождь и было холодно.

К слайду №9

1. Где вы провели вчера день и в каком музее вы хотели бы побывать завтра?

2. Как вкусно пахнет в пекарне и такой чудесный хлеб пекут там!

3. Мерный стук колес и редкие встречные огоньки.

  1. Тренировочные задания в формате ЕГЭ

Класс делится на 2 группы:  слабые, средние - сильные

1 группа анализирует предложения по карточкам.

Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложениях.

  1. В начале апреля уже шумели скворцы ( ) и летали желтые бабочки.
  1. На углу недавно поставили новый киоск ( ) и теперь там продают газеты.
  1. Громадные тюки и бочки под оглушительный шум и лязг цепей и лебедок подавались на берег ( ) и укладывались правильными рядами.
  1.  Темнеет ( ) и странная тишина царит в селе.

2 группа определяет на слух вид предложения и записывает ответы цифрами (предложения читаются учителем)

  1. Мосты разрушены ( ) и мы переезжаем реку вброд.
  1.  Дорога вилась среди ореховых и дубовых кустов опушки ( ) и терялась в тенистой чаще леса.
  1. Берег постепенно исчезал за кормой ( ) и на востоке росла стена темноты.
  1.  За рекой играла гармонь ( ) и пели девчата.
  1. Отдохни ( ) и мы пойдем дальше.
  1. Откуда приехали ваши друзья ( ) и куда они держат свой путь?
  1.  Морозная ночь ( ) и заунывный волчий вой.
  1. Водяная пыль ( ) и капли покрупнее окутали лес.
  1.  Стало свежо ( ) и резко пропали все запахи.
  1.  По улицам бродили только куры ( ) да изредка показывались собаки.

Варианты ответов (слайд №10)

  1. Сложносочиненное предложение, перед союзом и нужна запятая.
  1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая.
  1.  Сложносочиненное предложение, перед союзом и не нужна запятая.

4)   Простое предложение с однородными членами, перед союзом и не нужна запятая

  1. Проверка (слайд №11)
  1. Обобщение ( при наличии времени составить таблицу "Запятая в ССП")
  1. Итоги урока.
  1. Дом. задание:  параграф 94

                                      упр. 467, А19 вар.10-15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении"

Урок русского языка в 11 классе по теме "Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении". На уроке обобщаются знания, полученные в 9 классе, углубляются знания о знаках препинани...

Урок русского языка в 11 классе по теме "Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении."

Урок русского языка в 11 классе по теме "Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении."...

Урок русского языка по теме "Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении"

Конспект урока составлен с учетом возрастных особенностей обучающихся, требованиями методики проведения занятий....

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Знаки препинания в сложносочиненном предложении"

Урок по теме «Знаки препинания в сложносочиненном предложении» разработан для учащихся 9  класса, обучающихся  по программе по русскому языку для основной школы, подготовленной под научной р...

Урок русского языка в 10 классе по теме "Повторение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. "

Урок русского языка в 10 классе по теме "Повторение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении."  Сценарий урока составлен в соответствии с ФГОС с использованием карточек платформ...

Тест на тему:"Знаки препинания в сложносочиненных предложениях"

Выполните, ребята, данное задание и проверьте свои знания. Желаю удачи!...