Анализ работы РМО «Филология» за 2015-2016 учебный год
статья на тему
Анализ работы РМО «Филология» за 2015-2016 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_raboty_rmo_2016.doc | 145 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ работы РМО «Филология» за 2015-2016 учебный год
Процесс повышения профессиональной компетентности учителей русского языка и литературы осуществляется через вовлечение их в работу районного методического объединения, деятельность которого ориентирована, прежде всего, на развитие личности каждого учителя с учётом его интересов и потребностей. Заседаниям районных методических объединений характерна практическая направленность: учителя обмениваются опытом работы, посещают открытые уроки. Грамотно организованная методическая работа помогает учителям строить учебный процесс с учётом современных тенденций в преподавании русского языка, главная из которых – развитие языковых компетенций у учащихся. Достижение этой цели возможно при решении следующих задач:
повышение профессионального уровня учителей;
освоение и внедрение новых компьютерных технологий в преподавании русского языка;
использование форм и методов работы, способствующих повышению мотивации к изучению русского языка;
совершенствование форм и методов организации исследовательской работы учащихся и учителей.
В состав РМО учителей русского языка входят 14 учителей школ района. Основной состав учителей – это творчески работающие личности, способные к полной самоотдаче, готовые к постоянной и систематической работе над собой и повышением своего педагогического мастерства. Учителя русского языка принимают активное участие на фестивалях методических идей, показывая интересные приёмы и формы работы, проходят курсы повышения квалификации в институте образования (СКИРО ПК и ПРО), курсы Педагогического университета «Первое сентября».
В 2015-2016 учебном году методическое объединение работало активно и плодотворно над темой: «Инновационные педагогические технологии как условие развития ключевых компетенций при обучении русскому языку и литературе». Цели и задачи, поставленные МО, выполнены. Все запланированные вопросы рассмотрены и обсуждены. Заседания МО проводились регулярно, сопровождались открытыми уроками и обобщением опыта работы педагога. Все инструкции, приказы, положения, информации были рассмотрены на заседаниях РМО, приняты за основу и выполнялись.
В августе был составлен и утвержден план работы районного методического объединения:
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные | |
1. Организационно-методическая деятельность | ||||
1.1. | Составить планы работы РМО и ШМО учителей русского языка и литературы | До 15 сентября | Щербак Е.В., руководители МО | |
1.2. | Провести анализ кадрового обеспечения РМО учителей русского языка и литературы | 2-10 сентября | Щербак Е.В., руководители МО | |
1.3. | Изучить с учителями методические рекомендации по преподаванию предметов в 2015-2016 учебном году | Август-сентябрь | Щербак Е.В., руководители МО | |
1.4. | Принять участие в районном конкурсе «Учитель года» | Декабрь Февраль | руководители МО | |
1.5. | Принять участие в работе районного фестиваля «Вдохновение» | В течение периода | руководители МО | |
1.6. | - Расширить участие школьников в олимпиаде «Интеллект»; - принять участие в районных предметных олимпиадах | По плану олимп. Ноябрь | руководители МО | |
1.7. | Принять участие в работе комиссии по проверке олимпиадных работ по русскому языку и литературе | Ноябрь | Щербак Е.В., руководители МО | |
1.8. | Принять участие в передаче опыта работы учителей-победителей ПНПО | В течение года | Щербак Е.В. | |
1.9. | Организовать Кирилло-Мефодиевские чтения | Май | Щербак Е.В., руководители МО | |
1.10. | Принять участие в мероприятиях по обобщению и распространению опыта учителей русского языка и литературы СОШ № 13 , 2 по вопросам подготовки учащихся к итоговой аттестации, введению ФГОС | В течение года | Щербак Е.В., руководители МО | |
1.11. | Принять участие в выступлениях ОУ в печати на педагогические темы | В течение года | Щербак Е.В., руководители МО | |
1.12. | Разработать план мероприятий по обобщению и распространению опыта учителей русского языка и литературы СОШ № 13, 2 по вопросам подготовки учащихся к итоговой аттестации | В течение года | Щербак Е.В., руководители МО | |
2. Информационная деятельность | ||||
2.1. | Издать печатную продукцию из опыта работы учителей русского языка и литературы | Май | Щербак Е.В., руководители МО | |
2.2. | Организовать работу по изучению методических рекомендаций по преподаванию предметов в 2015-2016 учебном году | Сентябрь | руководители МО | |
3. Консультационная деятельность | ||||
3.1. | Принять участие в консультативной работе по вопросам итоговой аттестации | В течение года | Щербак Е.В. | |
3.2. | Мастер-классы по вопросам подготовки учащихся к итоговой аттестации по русскому языку | В течение года | Щербак Е.В., руководители МО | |
4. Аналитическая деятельность | ||||
4.1. | Провести мониторинг потребности педагогических работников в курсовой подготовке, участии в семинарах, конференциях по повышению квалификации | До 10 сентября | Щербак Е.В., руководители МО | |
4.2. | Организовать мониторинг участия учителей школ в работе РМО | В течение периода | Щербак Е.В., руководители МО | |
4.3. | Принять участие в смотре школьных методических кабинетов по проблеме: «Организация и методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов» | Апрель | Щербак Е.В., руководители МО | |
4.4. | Методическая служба как форма повышения квалификации педагогов | В течение года | Щербак Е.В., руководители МО | |
4.5. | Собрать данные об используемых УМК по русскому языку и литературе | Сентябрь | Щербак Е.В., руководители МО | |
4.6. | Разработать аналитические материалы по итогам работы МО за 2015-2016 учебный год | Июнь | Щербак Е.В., руководители МО | |
5. Деятельность в области информатизации | ||||
5.1 | Совершенствовать использование информационно-коммуникационных технологий в педагогической деятельности | В течение года | Щербак Е.В., руководители МО | |
6. Научно-методическая деятельность | ||||
6.1. | Организовать и провести семинары для учителей русского языка и литературы | В течение года | Щербак Е.В., руководители МО | |
6.2. | Принять участие в семинарах с руководителями районных методических объединений | В течение года | Щербак Е.В., руководители МО | |
6.3. | Принять участие в педагогическом фестивале «Талант-2015» | Ноябрь | руководители МО | |
7. Контроль за организацией образовательного процесса | ||||
7.1. | Подготовить материал для входных и итоговых работ по русскому языку | Сентябрь | руководители МО | |
7.2. | Провести входные и итоговые контрольные работы по русскому языку | Сентябрь, май | руководители МО | |
7.3. | Провести районные диагностические работы в новой форме для выпускников 9-х классов, в форме и по материалам ЕГЭ в выпускных 11 классах | Март, апрель | руководители МО | |
7.4. | Подготовить варианты КИМов для проведения районных диагностических работ по русскому языку, контрольных работ по тексту ОО | Декабрь, март | Левченко О.Н., Щербак Е.В. | |
7.5. | Разработать аналитические материалы по результатам выполнения репетиционных работ и экзаменов по материалам и в форме ЕГЭ, ОГЭ | март июнь | Левченко О.Н., Щербак Е.В. руководители МО |
План
августовского заседания районного методического объединения
учителей русского языка и литературы общеобразовательных школ района
Повестка дня:
- Анализ работы РМО учителей русского языка и литературы за 2014-2015 учебный год, перспективы и задачи взаимодействия учителей на 2015-2016 учебный год.
Щербак Е. В., руководитель РМО
Левченко О. Н., заведующая ИМО
- Обсуждение и утверждение плана работы РМО учителей русского языка и литературы на 2015-2016 учебный год.
Щербак Е. В., руководитель РМО
3. О проектах демоверсий ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку и литературе,
направления итогового сочинения
Щербак Е. В., руководитель РМО
4.Результаты ГИА-2015 по русскому языку, литературе.
Левченко О. Н., заведующая ИМО
5.Единая база рабочих программ по русскому языку и литературе, элективных и факультативных курсов
Печурина В.А.учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ№14 п. Ясный, Медведева О.И., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ№5 с.Казгулак Айполатова Э. Д., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ№1 с. Летняя Ставка Щербак Е. В., руководитель РМО
6.Концепция филологического образования как фактор повышения качества изучения русского языка и литературы в современной школе.
Щербак Е. В., руководитель РМО
Заседания
РМО учителей русского языка и литературы
№ | Тема | Сроки | Ответственные | Форма проведения |
Заседание 2 | октябрь | |||
1. | Проблемы подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку и литературе и пути их решения | Щербина Л.В. Печурина В.А. | выступление | |
2. | Направления итогового сочинения. Методические рекомендации по подготовке к выпускному сочинению. | Щербак Е.В. | Обсуждение методических рекомендаций | |
3. | ФГОС. Формирование универсальных учебных действий, метапредметных и предметных компетенций на уроках русского языка и литературы | Медведева О.И. Мучак С.Я. | выступление | |
4. | ФГОС. Эффективность и актуальность научно-исследовательской и проектной деятельности на уроках русского языка и литературы. | Пчеленко В.В. | выступление | |
5. | ФГОС. Контрольно-оценочная деятельность в практике работы учителя русского языка и литературы. УМК по русскому языку и литературе. | Эреджепова Э.Р. | выступление | |
Заседание 3- семинар для всех учителей русского языка и литературы ОУ района по вопросам подготовки, проведения, проверки итогового сочинения-2015 | ноябрь | Левченко О.Н. Щербак Е.В. | Обсуждение методических рекомендаций и нормативных документов | |
Заседание 4 | январь | |||
1. | Преподавание русского языка и литературы в условиях открытой информационно-образовательной среды. Использование ресурсов и возможностей сети Интернет в обучении русскому языку и литературе. | Грибанова И.Э. | выступление | |
2. | Читательские интересы школьников и проблемы формирования культуры чтения. | Захарченко О.П., Ротко Т.С., Айполатова Э.Д. | выступление | |
3. | Организация работы с одаренными детьми в рамках Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов. | Пчеленко В.В. | выступление | |
4. | Современные УМК по русскому языку и литературе: сравнительный анализ в контексте требований ФГОС нового поколения. | Щербак Е.В., Печурина В.А., Медведева О.И. | выступление | |
5. | Использование регионального компонента на уроках литературы. Из опыта работы. | Дружинина С.И. Пчеленко В.В. | выступление | |
6. | Социальный заказ и современный учитель литературы - профессиональный портрет (компетентность и компетентностный подход в современном образовании). | Мучак С.Я. | выступление | |
Заседание 5 | апрель | |||
1. | Результаты репетиционных работ по русскому языку в форме ОГЭ и ЕГЭ. Типичные ошибки. | Левченко О.Н., Щербак Е.В. | Обсуждение аналитической справки | |
2. | Заполнение бланков ОГЭ и ЕГЭ. Типичные ошибки. | Щербак Е.В. | Обсуждение методических рекомендаций и нормативных документов | |
3. | Подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку: задания с развернутым ответом. Из опыта работы. | Ротко Т.С., Тагандурдыева Г.Д. | Обобщение опыта работы | |
4. | Подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации по литературе. Из опыта работы. | Салич Е.В. | Обобщение опыта работы |
Обсуждалась нормативная база для составления тематических планирований по предметам. Создан в течение учебного года банк рабочих программ по русскому языку и литературе по разным учебным комплектам.
Также с самого начала учебного года учителя 5-11 классов начали активную подготовку учащихся к ежегодным предметным олимпиадам, Всероссийскому конкурсу сочинений, итоговому сочинению, итоговой аттестации выпускников.
В августе было проведено первое заседание РМО. Были рассмотрены следующие темы:
1.Анализ работы РМО учителей русского языка и литературы за 2014-2015 учебный год, перспективы и задачи взаимодействия учителей на 2015-2016 учебный год.
2. Обсуждение и утверждение плана работы РМО учителей русского языка и литературы на 2015-2016 учебный год.
3.О проектах демоверсий ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку и литературе, направления итогового сочинения
4.Результаты ГИА-2015 по русскому языку, литературе.
5. Единая база рабочих программ по русскому языку и литературе, элективных и факультативных курсов 6.Концепция филологического образования как фактор повышения качества изучения русского языка и литературы в современной школе.
В октябре было проведено заседание РМО на базе МКОУ СОШ №13 п. Красный Маныч. Были рассмотрены следующие темы:
1. Подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку: задания с развернутым ответом. Обобщение опыта работы.
2. Социальный заказ и современный учитель литературы - профессиональный портрет (компетентность и компетентностный подход в современном образовании). Обобщение опыта работы.
3.Проблемы подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку и литературе и пути их решения.
4. Направления итогового сочинения. Методические рекомендации по подготовке к выпускному сочинению.
5. ФГОС. Формирование универсальных учебных действий, метапредметных и предметных компетенций на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы творческих групп.
6. ФГОС. Эффективность и актуальность научно-исследовательской и проектной деятельности на уроках русского языка и литературы.
7. ФГОС. Контрольно-оценочная деятельность в практике работы учителя русского языка и литературы. УМК по русскому языку и литературе.
В ходе рассмотрения данных вопросов проведено обобщение опыта работы Щербина Л.В., Мучак С.Я.. Выступили Щербина Л.В., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №13, Мучак С.Я., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №13, Печурина В.А., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №14, Щербак Е.В., руководитель РМО, учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №4, Медведева О.И., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №5, Пчеленко В.В., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №2, Эреджепова Э.Р., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №1.
Учителя посмотрели открытые уроки:
1.Элективное занятие по русскому языку в 10 классе по теме: «Комплексный анализ текста - подготовка к итоговой аттестации» (Щербина Л.В., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №13)
2.Урок литературы в 11 классе по теме: «Тема Родины в лирике Александра Блока» (Мучак С.Я.,учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №13)
3.Литературно-музыкальная композиция к 120-летию Сергея Есенина «Несказанное,синее,нежное» (Сокурова Е.А., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №13)
Проведено обобщение опыта работы учителей, накопленный учителями материал распространен среди коллег.
В ноябре для всех учителей русского языка и литературы был проведен семинар по вопросам проведения и написания итогового сочинения. Под руководством Левченко О.Н. и Щербак Е.В. были рассмотрены следующие документы: Порядок проведения итогового сочинения, рекомендации по заполнению бланков итогового сочинения, методические рекомендации по написанию и проверке итогового сочинения и другие. Были рассмотрены следующие темы:
1. Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения).
2. Рекомендации по подготовке к итоговому сочинению, проверке работ экспертами.
3. Заполнение бланков итогового сочинения (изложения).
4. Проблемы подготовки обучающихся к итоговому сочинению. Из опыта работы.
5. Итоги районного этапа Всероссийского конкурса сочинений.
2 декабря выпускники школ района успешно написали итоговое сочинение, все получили допуск к итоговой аттестации.
В январе проведено очередное заседание РМО. Были рассмотрены следующие темы:
1. Проблемы подготовки обучающихся к ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку и литературе и пути их решения.
2. Применение современных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях стандарта второго поколения.
3. Работа по развитию речи на уроках литературы.
4. Особенности обучения русскому языку в специальных коррекционных классах восьмого вида.
5. Практическое занятие по написанию задания 15.3 ОГЭ по русскому языку.
В ходе рассмотрения данных вопросов выступили Медведева О.И. (СОШ№5) , Щербак Е.В. (СОШ №4), Айполатова Э.Д. (СОШ№1), Шпакова Т.Л. (СОШ№1), Тимощенко Л.В. (СОШ№2).
Коллеги получили ценный материал из методической копилки учителей: презентации по подготовке выпускников к итоговой аттестации, презентации к урокам русского языка и литературы, алгоритм написания сочинения 15.3 и другое.
В марте - апреле были проведены районные репетиционные работы с подвозом на ППЭ. Проверка осуществлялась на муниципальном уровне учителями русского языка из всех школ района.
В апреле было проведено заседание РМО на базе МКОУ СОШ №11 МКОУ СОШ №11 с. Кендже-Кулак. Были рассмотрены вопросы: 1. Результаты репетиционных работ по русскому языку в форме ОГЭ и ЕГЭ. Типичные ошибки. Оформление заданий с развернутым ответом ОГЭ и ЕГЭ на бланках.
2. Подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку и литературе (итоговое сочинение). Из опыта работы.
3. ЕГЭ по литературе – экзамен по выбору. Из опыта работы по подготовке выпускников к итоговой аттестации. Методика выполнения заданий с развернутым ответом.
4. Проверка заданий с развернутым ответом работ ЕГЭ по русскому языку в соответствии с системой оценивания 2016 года. Практическое занятие.
5. Презентация районного Сборника детских творческих работ «Вдохновение».
6. Обобщение опыта работы. Презентация районного Сборника методических материалов
«ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГА - ФИЛОЛОГА: ПРОБЛЕМЫ И ОПЫТ».
В ходе рассмотрения данных вопросов выступили Ротко Т.С., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №11, Тагандурдыева Г.Д., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №10, Салич Е.В., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №11, Щербак Е.В., руководитель РМО, учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №4.
Учителя посмотрели открытые уроки:
1.Урок русского языка в 5 классе по теме: «Прилагательные полные и краткие» (Салич Е.В., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №11)
2.Урок литературы в 10 классе по теме: «Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Подготовка к итоговому сочинению» (Ротко Т.С., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №11)
3. Урок литературы в 9 классе по теме: «М.А. Шолохов «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины» (Омельченко Л.И., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №11)
Учителя провели обмен опытом работы, предложив презентации, памятки.
В сентябре - октябре учителя - словесники провели школьный и районный этапы Всероссийского конкурса сочинений, школьные предметные олимпиады по русскому языку и литературе среди учеников 5-11 кл., по итогам которых на районные олимпиады были отправлены победители. Затем победители 2 этапа готовились к краевым олимпиадам, приняли участие в январе 2016 года.
В декабре-январе традиционный месячник русского языка и литературы прошёл по строго запланированному плану в каждой школе, запланированы и проведены в школах мероприятия, посвященные Дням славянской письменности, Году литературы, информация о проведении выставлена на школьных сайтах.
В течение всего учебного года уделялось много внимания вопросу подготовки к ЕГЭ, ОГЭ, итоговому сочинению. Подготовка старшеклассников к ЕГЭ, ОГЭ осуществляется согласно плану экзаменационной работы следующим образом: все лингвистические нормы, умения и навыки части 1 и 2 отрабатываются по определенному плану: рассматриваем теоретический материал, представляем его в виде таблицы, схемы в тетрадь- справочник, закрепляем по подборке заданий в тетрадях на печатной основе ( тетради- тесты, тетради- практикумы), Затем решаем аналогичные задания в КИМах (тетради на печатной основе по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ). При подготовке к написанию части 2 отрабатываем навыки и умения согласно критериям оценивания по определенному плану сочинения- рассуждения. Работы учащихся проверяются по критериям как учителем, так и самими учащимися. У каждого ученика есть своя папка документов по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, итоговому сочинению. Учителями проводятся дополнительные занятия, несколько часов дополнительных занятий отводится на заполнение образцов бланков ЕГЭ. Учителя и выпускники работают по пособиям Цыбулько И.П., Н.А. Сениной, Л.И. Пучковой, Д.И. Архаровой, Н.М. Кабановой, Л.П. Прокофьевой, Г.Т,Егораевой, М.В. Козулиной и др., а также используют в работе тетради- тесты на печатной основе с 5 по 11 класс. С целью улучшить качество знаний выпускников учителя проводили диагностические контрольные работы, делали анализ этих работ и работу над ошибками.
В марте – апреле учителя – кандидаты в эксперты по проверке экзаменационных работ прошли курсы в СКИРО ПК и ПРО: Щербак Е.В., Медведева О.И., Дружинина С.И., Колмыченко Л.Г., Пчеленко В.В.. Они будут принимать участие в проверке экзаменационных работ ЕГЭ; Щербак Е.В., Колмыченко Л.Г., Пчеленко В.В. – работ ОГЭ. В течение учебного года учителя вместе со своими учениками активно принимали участие в конкурсах, конференциях районного, краевого и федерального уровней, получили призовые места и подарки. Щербак Е.В. оказала помощь в составлении диагностических работ по тексту ОО. Щербак Е.В. в течение учебного года оказывала методическую помощь учителям района. Работа РМО «Филология» за 2015-2016 учебный год оценена на «удовлетворительно». Намечен план работы на новый учебный год. Задачи на новый учебный год:
дальнейшее совершенствование работы над языковыми компетенциями;
активное применение ИКТ на уроках и внеклассной работе;
создание каждым учителем методической копилки цифровых образовательных ресурсов;
активное вовлечение учащихся в дистанционные олимпиады.
Руководитель РМО учителей русского языка и литературы Щербак Е.В. подготовила к печати и издала сборник из опыта работы учителей русского языка и литературы района «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГА - ФИЛОЛОГА: ПРОБЛЕМЫ И ОПЫТ » и районный детский сборник поэтического мастерства «ВДОХНОВЕНИЕ». Щербак Е.В. является автором статей газеты «Рассвет», в которых рассказывается о работе РМО учителей русского языка и литературы.
30.05.16г. Руководитель районного МО «Филология»- Е.В.Щербак
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ воспитательной работы с 5а классом (2015/ 2016 учебный год)
Анализ воспитательной работы...
Информация о работе учителя 2014-2015, 2015-2016, 2016-1017, 2017-2018, 2018-2019, 2019-2020, 2020-2021, 2021-2022, 2022-2023 учебные годы
Отчет проделанной работы за учебный год...
Анализ работы детской организации за 2015-2016 у.г
Анализ работы детской организации за 2015-2016 учебный год. Взаимодействие органов детских и молодежных объединений в образовательных организациях обосн...
Анализ работы педагога – психолога за 2015 – 2016 учебный год
Сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся в процессе обучения и воспитания; формирование социально-адаптированных личностей обучающихся. Оказание психологической по...
Анализ работы классного руководителя за 2015-2016 год
Анализ работы классного руководителя за год...
Анализ работы ШМО 2014/2015, 2015/2016
Здесь представлен анализы работы ШМО естественно-математического цикла....