Конспект урока русского языка: "Написание письма"
план-конспект урока (6 класс) на тему

Рудакова Светлана Николаевна

Урок проведён в 6 классе коррекционной школы VIII вида с обучающимся на дому ребёнком с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon napisanie_pisem_6_klass.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: письмо и развитие речи

               

 Учитель индивидуального обучения: 

Рудакова  С. Н.

(6 класс д/о специальной школы VIII вида)

Тема урока: «Написание писем».

Цель   урока:   повысить   интерес   обучающегося   к   эпистолярному   жанру, истории возникновения письма.

Задачи урока: познакомить с культурой написания писем; развивать навыки работы    со    словарём; формировать    и    обогащать    словарный    запас обучающегося, совершенствовать навыки работы с ТСО, лингвистическую культуру языка.

Основные    методы    педагогического    воздействия:     повествовательный, сравнения,     вопросно-ответный,     стимулирования,     самостоятельной и творческой деятельности.

Проверка эффективности: творческое задание.

Оборудование:   опорные   схемы,   образцы писем,   словарные слова, ТСО.

Ход урока

1. Организационный момент (психологический настрой).

Цель: хорошее настроение, готовность воспринимать материал.

Сегодня у нас пройдёт необычный урок. Сегодня мы будем заниматься творческой работой.

Мы получили письмо, что нам надо сделать? Правильно, написать ответ. Мы будем составлять письмо твоему другу, познакомимся с разными видами писем.

2. Подготовка к изучению нового материала.

 •   Вводная беседа.

Знаешь ли ты, как писать письма, чтобы нечаянно не обидеть кого-то и не выставить себя невоспитанным? Не секрет, что сейчас, по сравнению с нашими предками XIX века, писать письма разучились.

До изобретения телефона переписка занимала весомую часть жизни многих выдающихся людей. Эпистолярный жанр, так стали называть умение писать письма. Свое название он получил от греческого слова «epistole», означающего «послание, письмо».

Общеизвестно, что первыми письмами на русском языке принято считать берестяные грамоты. От них берёт свое начало эпистолярный жанр в русском языке.

Не все умели составлять письма, чтобы они читались легко и с интересом. Для тех, кому эта наука не давалась, создавались особые руководства - «Письмовники», в которых предлагались образцы переписки как личного, так и делового характера. Нужно было соблюдать и правильность написания письма.

Прежде всего помни о том, что вежливый человек не оставит ни одно пришедшее к нему послание без ответа. Вряд ли вам домой приносят по мешку писем в день, так что ты, скорее всего, в состоянии написать людям, которые нашли время и желание пообщаться.

Не тяни с отправкой ответного письма, напиши его в ближайшее же время, но без спешки: нетрудно определить, что человек настрочил что-то по-быстрому, лишь бы отделаться. Это заметно даже по почерку! Так что если пишешь послание от руки, постарайся, чтобы "каракули" были разборчивыми!

Если же ты пользуетесь компьютером, в конце все равно лучше добавить хотя бы несколько строк от руки, а уж подписывать письмо обязательно надо собственноручно. Пиши искренне, от души. И конечно, не в плохом настроении. Если ты не уверен в том, что написал какое-либо слово правильно, загляни в орфографический словарь. Ошибки всегда производят очень неприятное впечатление, и лучше перестраховаться, даже если отвечаешь давним знакомым.

Постарайся сразу продумать, что будешь писать. Хорошо бы, конечно, избегать приписок, но если вдруг перед самой отправкой письма ты вспомнил что-то очень важное, о чем нельзя не упомянуть, то в конце послания поставь две буквы "PS" ("post scriptum", что в переводе с латыни означает "после написанного") и затем добавь то, что хотел.

Ниже поставь свои инициалы.

Никогда не читай чужие письма. И, конечно же, если ты считаешь себя порядочным человеком, то не станешь никому отправлять анонимные записки не слишком приятного содержания.

А что же делать с полученными посланиями от друзей? Просто выбросить, прочитав? Ну, уж нет! Это память, так что сохрани её. Хорошие, добрые письма, написанные от души, обладают какой-то особой магией. Когда у нас плохое настроение, стоит достать из укромного местечка пару-тройку таких посланий и прочитать их, и тогда радостная улыбка целый день не покинет нашего лица.

  Вводный инструктаж:

Для дальнейшей работы нам нужен ПК. Давай повторим правила техники безопасности при работе за ПК.

3. Основная часть.

Открой нужную папку, прочитай, что же такое письмо? Из каких частей оно состоит? Закрой. (См. приложение 1 - 2)

  Работа в тетради.

(Обращаю внимание на запись в тетради, каллиграфию, осанку. Раздаю опорные схемы).

                                                                                       Число.

 Письмо другу.

План

  1. Обращение. Вступление.        

 2. Основная часть. Сообщение чего-либо.        

3.  Заключение. Просьба, пожелание.        

  1.  Дата, подпись.

ФИЗМИНУТКА (для глаз).

4.        Закрепление изученного материала.

Составление      письма      (обращаю    внимание    на    помощь орфографического словаря, на составление простых предложений).

- Какие события происходят в нашей школе? Кто является активным участником школьных дел? Что можно пожелать?

Самостоятельная работа.

Открой текстовый редактор Word. Приступай к работе.

- Прочитай внимательно основную часть, если всё написано, пиши заключение. Не забудь дату и подпись.

Дополнение учителя:

- Деловое письмо: что это за письма, кому пишутся и кем?

На уроке рассматриваются и правила написания делового письма. Показать примерные письма общественных организаций и служб.

  -Чем же деловое письмо отличается от дружеского?

(Ребёнок получает навыки грамотного письма на основе написания письма другу, учится правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме. Данный урок позволяет  социально адаптировать детей с ограниченными возможностями здоровья в плане общего развития и формировать нравственные качества.)

5.        Итог урока (прослушивание письма).
Выставление оценок за содержание и за грамотность.

Приложение 1

6 класс

Письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь. Это система графических знаков для передачи, запечатления речи, манера художественного изображения.

ФОРМА ПИСЬМА: 1. Обращение.

                                      2. Сообщение чего-либо.

                                      3. Просьба, пожелание.

                                      4. Дата. Подпись.

Образец:                                  Здравствуй, Оля!

                     Хочу поделиться с тобой новостями. В школе у нас интересно. Мы всем классом участвовали в конкурсе на лучший рисунок. Я научился выразительно читать стихи об осени. В конце четверти у нас будет литературный вечер, посвящённый осени.

  Напиши, что интересного в твоей жизни? Желаю тебе хорошо закончить четверть.

1 ноября.                                              Твой друг Максим.

Приложение 2

Письма играют важную роль в жизни людей. С помощью писем люди общаются на расстоянии, сообщают друг другу новости, делятся впечатлениями. Письма могут быть коротенькими, в несколько строк, и длинными. В любом случае письмо – это текст. В тексте письма выделяют три части:

 1. Вступление.

2. Основная часть.

3. Заключение.

Письма пишут по разным поводам. Есть официальные письма, письма-сообщения, письма-поздравления.

Письмо-поздравление выгодно отличается от поздравительной телеграммы тем, что в нём не нужно подсчитывать слова, экономя деньги. В письме можно выразить свои чувства не только словами, но и рисунками. Можно украсить страничку красивым орнаментом. Получить такое поздравление приятнее, чем на готовом бланке. Адресат оценит твоё старание и твою искренность.

ПОДСКАЗКА: Дорогой мой…!     Моя самая любимая…!  Мой верный…!  Уважаемая…!  Милый мой…!

С уважением, ваш(-а) ученик(-ца)…  . Твой искренний друг…   Любящий(-ая) тебя…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку русского языка "Написание сочинения по картине И.И. Шишкина "Корабельная роща"

Данная презентация может помочь при проведении урока развития речи по русскому языку  в 5 классе по картине И.И. Шишкина "Корабельная роща"...

Урок русского языка "Написание не и ни в отрицательных наречиях"

Урок дан на районном конкурсе "Учиталь года 2014", рассчитан на 30 минут. При необходимости материал можно расширить до стандартов урока в 45 минут....

Конспект урока русского языка в 10 классе по теме «Употребление ь для обозначения на письме мягкости согласных и для обозначения грамматических форм»

Повторительно-обобщающий урок русского языка в 10 классе по теме «Употребление ь  для обозначения  на письме мягкости согласных и для обозначения грамматических форм»...

Конспект урока русского языка. "Открытое письмо в стенгазету". 8 класс, коррекционная школа VIIIвида.

Представлен урок по развитию речи в коррекционной школе. Он был приурочен к Дню рождения города Нижневартовска....

Презентация к уроку русского языка - написание сочинения по картинке Радлова

Данная презентация к уроку развития речи  в 6 классе - обучение написанию сочинения - повествования по сюжетным картикам....

План - конспект урока русского языка в 5 классе.Тема урока:"Деловое письмо. Записка".

Знакомство с запиской как видом делового пись­ма.Формирование умения различать и выделять смысловые части в тексте записки. Упражнение учащихся в написании записок. Коррекция недостатков речемысли...

Конспект урока по русскому языку «Написание адреса на конверте»

Конспект урока по русскому языку «Написание адреса на конверте» (коррекционная школа)...