План - конспект урока русского языка в 5 классе.Тема урока:"Деловое письмо. Записка".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Назарова Елена Александровна

Знакомство с запиской как видом делового пись­ма.

Формирование умения различать и выделять смысловые части в тексте записки. Упражнение учащихся в написании записок. Коррекция недостатков речемыслительной деятельности учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok5_russk._yaz_5_kl.docx19.52 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 – ом классе

специальной (коррекционной) школы.

Учитель: Назарова Е.А.

Тема урока: Деловое письмо. Записка.

Цели урока:

 Образовательная. Знакомство с запиской как видом делового письма.

Формирование умения различать и выделять смысловые части в тексте записки. Упражнение учащихся в написании записок.

Коррекционно – развивающая. Коррекция недостатков речемыслительной деятельности учащихся.

Воспитательная. Воспитание культуры общения.

Оборудование: презентация «Деловое письмо. Записка», образец написания записки, учебник «Русский язык» 5 класс для  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. 5 – е издание. Москва, «Просвещение» 2012 г., авторы: Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова.

Русский язык. Рабочая тетрадь для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы: Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. Москва «Просвещение», 2010 г.

Ход урока

  1. Организационный момент.

 Организация класса. Психологический настрой.

  1. Актуализация новых знаний.  Знакомство с данным видом делового письма.  (Слайды 1 - 4)

1) Обыгрывание ситуации получения записки.

  • Ребята, для каждого из вас у меня есть маленькое поручение. Но тратить на уроке время для объяснений жалко, поэтому я заранее написала вам записки с поручениями и разложила на партах. Откройте записки и прочитайте их.
  • Как я обращаюсь к каждому из вас? Найдите это в записке и прочитайте вслух.
  • Что я сообщаю в записке? Кто хочет прочитать? (Пожелавшие выступить ученики читают записки.)
  • Кто написал вам записку? Прочитайте.
  • На уроке вы напишете мне ответ и сдадите записки. Но сначала давайте разберемся, как правильно оформлять записки.

Примерные тексты записок ученикам.

Ваня!

Напиши мне, пожалуйста, фамилию, имя и отчество твоей мамы (новое название улицы, на которой ты живешь; сколько человек проживает в вашей квартире; ходит ли в детский сад твоя младшая сестренка и др.). Эти сведения нужны школьному секретарю.

Мария Ивановна.

Лена!

Напиши мне, пожалуйста, в какой день твоя мама (твой папа, твоя бабушка) может прийти в школу. Нужна помощь в оформлении класса

(в уборке класса, в подготовке к конкурсу и пр.)

Мария Ивановна.

2) Знакомство с оформлением записки. (Слайды 5 -7)

  • Прочитать сведения об оформлении записки (по учебнику).
  • Проанализировать структуру текста записки с опорой на схему (по учебнику).
  • Сравнить оформление записки от учителя со схемой.

—        Кому написана записка? Найдите обращение. Как оно размещается на листе бумаги? Какой знак стоит в конце?

—        Найдите сообщение. С какой строки оно начинается?
(С красной строки.)

  • Как вы думаете, сколько предложений может быть в сообщении? (Обратить внимание на то, что записка — это короткое сообщение.)
  • Найдите подпись. Где она ставится? Как пишется? (С большой буквы и точка в конце.)

    3) Работа над запиской учителю.

Учитель раздает бумагу для записок.

Обращение и подпись обсуждаются коллективно. Учитель обращает внимание учащихся на необходимость в данном случае подписывать записку не только своим именем, но и фамилией. Почему?

Сообщение учащиеся пишут самостоятельно.

 3.Физминутка. 

1. Комплекс упражнений для глаз.

2. Выполнение движений на внимание.

Мы осанку исправляем,

Спинки дружно прогибаем

Вправо, влево мы нагнулись,

До носочков дотянулись,

Плечи вверх, назад и вниз.

Улыбайся и садись.

4.        Закрепление изученного. Выборочное списывание.

1)        Самостоятельная работа учащихся с учебником

(упражнение № 142). Девочки выписывают записку мамы, мальчики — записку сына.

2)        Проверка выполненной работы: «мама» и «сын» читают
записки, посланные друг другу.

3)         Работа  над  содержанием  записки   (учебник, упражнение №  143).

 Чтение записки.

  • Для кого написана записка? Как девочка обращается к маме?
  • Кто написал записку? Почему в данном случае фамилию указывать не нужно?

 Обсуждение ситуации, в которой необходима была записка.

  • Почему девочка оставила маме записку?
  • Для чего она указала номер телефона?
  • Вы незнакомы с этой девочкой. Но что вы можете сказать о ней, прочитав записку? (Она любит свою маму и не хочет ее волновать; она хороший друг; она дисциплинированна, умеет организовать свое время, если указывает, когда вернется домой.)

5.        Задание на дом.

Написать маме (бабушке или другому члену семьи) записку о том, куда вы ушли и когда вернетесь домой.

—        В каком месте вы оставите записку? Что нужно учитывать
при этом? (На видном месте, чтобы можно было увидеть записку
сразу и не волноваться.)

Можно предложить ребятам изготовить на уроках труда специальную подвесную дощечку для записок, которая крепится к стене. Мальчики изготовят дощечки для всего класса, а девочки — плетеные петельки для крепления, мешочки для мела или другие детали и предметы (на усмотрение учителей трудового обучения, с которыми нужно заранее решить вопрос о возможности выполнения данной работы).

6.        Подведение итогов урока (рефлексия).

  • С каким видом делового письма вы познакомились?
  • По какому плану пишется текст записки?
  • В каких случаях пишут записки?

7.  Выставление оценок учащимся.

Комментарии результатов работы учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка, 11 класс Тема: Официально – деловой стиль речи

Показать необходимость владения официально-деловым стилем  речи, сформировать умение оформлять деловые бумаги....

Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"

Данный урок ориентирован на учебник  "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой.  Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...

План – конспект урока английского языка, 8 класс Тема: Great Britain

Отрабатывать фонетические навыки на конкретном примере; учить понимать иностранную речь в игровых ситуациях. Прививать интерес к культуре, традициям, достопримечательностям англоязычных стран; воспиты...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Конспект урока русского языка. 6 класс. Тема: «Суффикс существительных -чик- (-щик-) со значением «Профессия», или Джаз, джазист и суффикс -чик-»

Теоретический и практический материал урока  связан с профессиями как исчезнувшими, так и современными, востребованными сегодня на Ямале. Физкультминутка, как и  тема урока, связана с музыка...