Рабочая программа по литературе УМК Курдюмовой 6 класс
рабочая программа (6 класс) на тему

Андрианова Ольга Ивановна

Структура документа

Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов:

1. Пояснительную записку;

2. требования к уровню подготовки учащихся;

3. содержание тем учебного курса;

4. учебно-тематический план;

5. календарно-тематическое планирование

     6. перечень учебно-методического обеспечения

Пояснительная записка

 

Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе

1. Закона «Об образовании» №273-ФЗ от 29.12.2012 г.

2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. Приказом МОиН РФ №1987 от 17.12.2010г);

   3.Авторской программы по литературе для общеобразовательных    учреждений (5-9 классы) под редакцией  Т.Ф.   Курдюмовой / автор Т.Ф.    Курдюмова - Москва, «Дрофа», 2010 г. в соответствии с федеральным   компонентом государственного стандарта основного общего образования; 

4. Приказа МОиН РФ от 05.03.2004г №1089 (ред. от  19.10.2009г.) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

      Обучение  в  6 классе  ведётся  по  учебнику; «Литература. 6 кл.: учебник – хрестоматия для общеобразовательных  учреждений. Автор – составитель Т.Ф. Курдюмова,  Н.А.Демидова, Е.Н. Колокольцев и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2014», соответствующем Приказу Минобрнауки России от 19.12.2012 N 1067"Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год"(Зарегистрировано в Минюсте России 30.01.2013 N 26755).

   Количество часов по учебному плану МКОУ «Чернская СОШ№2» на 2015-2016 учебный год – 102 часа (3 часа в неделю).

 

         Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию её нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.

Осваивая программу, ученик накапливает солидный читательский багаж, формирует представление о литературе как виде искусства, постигает её специфические внутренние законы, знакомится с литературным процессом, учится понимать его связь с процессом историческим. Образование на уроках литературы идёт рука об руку с воспитанием; они в равной мере реализуются под сильнейшим воздействием эмоциональной силы художественного слова.

Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы. На этих уроках ученики должны:

·        сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и её месте в культуре страны и народа;

·        осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

·        освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

·        овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;

·        воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

·        использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь юному читателю в осознании окружающего мира.

           Ученик, овладевая читательской деятельностью, осваивает определённые умения, знания, конкретные навыки, например, навык беглого грамотного чтения. Логика этого процесса определяется структурой программы. Данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика.

В шестом классе реализация  модели герой – жанр- автор обеспечивается за счёт произведений, в центре рассмотрения которых герой. Поскольку убедительнее и интереснее для подростков герой-ровесник, то он часто находится в центре событий программных произведений. Особую роль при реализации именно этой модели на данном этапе может играть обращение к ученическому творчеству, что позволяет продуктивно использовать стихию прямого подражания. Программа этого класса знакомит учеников и с появлением в 19 веке специальной  и увлекательной литературы для детей и юношества, которая сразу же завоёвывает всемирное признание. При этом ученики попутно наблюдают за тем, как разнообразна литература для юных читателей.

В рабочую программу также включён региональный компонент, включающий в себя произведения адыгейских авторов, писавших для детей. В центре повествования находится герой-подросток, что соответствует реализации модели герой – жанр – автор, являющейся ключевой в курсе литературы для 6 класса.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

 

Введение. Герой художественного произведения. (1ч.)

Герой художественного произведения. Герой  художественного произведения как главное действующее лицо сюжета. Главные герои русского народного эпоса- былинные богатыри. Герой художественного произведения как организатор событий сюжета. «Разновозрастный отряд» героев художественных произведений. Подросток – герой художественных произведений. «Золотое детство» и «пустыня отрочества» (Лев Толстой) в художественной литературе. Представления учеников об отрочестве. Знаменитые писатели  и великие люди в отрочестве: их жизнь, их попытки творчества.

 

История человечества в произведениях литературы (8ч.)

Герой как организатор событий сюжета. Разнообразие участников событий и их роль в развитии сюжета.

«На заставе богатырской», «Три  поездки  Ильи  Муромца».  События на краю родной земли. Герои былин – атаман Илья Муромец, податаман Добрыня Никитич и есаул Алёша Попович на заставе богатырской. Поединок Ильи Муромца с «нахвальщиком». Связь героя с родной землёй и его победа. Подвиг богатыря – основа сюжета былины. Сила, смелость, решительность и отсутствие жестокости как характерные качества героев былин. Прозаический пересказ былины  и его особенности. Герои былин в других видах искусств..

Теория литературы. Герой былины. Портрет героя былины.

Александр Николаевич Островский. «Снегурочка» (сцены). А.Н. Островский как создатель русского национального театра.  Пьеса «Снегурочка» - «весенняя сказка», по определению автора. Идеальное царство берендеев и юная героиня этой пьесы в стихах.

Теория литературы. Пьеса-сказка в стихах (драматическая поэма в стихах).

 

Литература XIX века (52ч.)

Иван Андреевич Крылов. «Два мальчика». «Волк и Ягнёнок». Школа жизни подростка в баснях Крылова. Басня «Два мальчика» Федюша и Сеня как герои, представляющие два типа поведения. Осуждение эгоизма и отсутствия чувства благодарности у Федюши. Басня «Волк и Ягнёнок». Мораль взаимоотношений сильного и слабого в мире людей и зверей. Обличение несправедливости, жестокости, наглого обмана в басне. Суровые уроки басен Крылова и их мораль. Басни Крылова в восприятии юного читателя.

Теория литературы. Мораль в басне

Василий Андреевич Жуковский. «Лесной царь». Годы учёбы в благородном пансионе. Жуковский – автор баллад. Тематика и герои его баллад. Смелость, благородство, бесстрашие юных герое баллад. Трагические события баллады «Лесной царь». Школа рыцарской доблести и сюжеты баллад Жуковского. Роль метафоры в загадках.

Теория литературы. Баллада. Герои и события баллады. Загадка в стихах.

          Сергей Тимофеевич Аксаков. «Детские годы Багрова-внука». «Буран». Читатель-подросток а автобиографическом произведении (фрагмент из «Детский годов Багрова- внука»). Гимназические годы подростка. Герой произведения как читатель.

         «Буран» как одно из самых ярких описаний природы в русской литературе 18 века. Художественные особенности картины бурана. Человек и стихия в этой зарисовке.

Теория литературы. Пейзаж и приёмы его воспроизведения в прозаическом произведении. Герой литературного произведения как читатель.

          Владимир Фёдорович Одоевский. «Отрывки из журнала Маши». «Пёстрые сказки» В. Ф. Одоевского. Повести, рассказы и другие жанры прозы, объединённые в этом сборнике. Дневник Маши («Отрывки из журнала Маши»). Сюжет и особенности повествования. Дневник и его автор. Герои и героини дневника Маши.

          Теория литературы. Дневник как жанр художественного произведения.

         Портрет героя литературного произведения

         Герой литературного произведения  и описание его внешности.

         Александр Сергеевич Пушкин. «К сестре». «К Пущину» (4 мая). «Послание к Юдину». «Товарищам». Годы учения великого поэта. Лицей.  Учителя и товарищи отроческих лет. Тема юношеской дружбы в ранней лирике Пушкина и в последующие годы. Послание близким, друзьям и родным. Оптимизм и радостное  чувство от общения с близкими людьми. Совершенство и  лёгкость формы пушкинских посланий. Стихотворение «Товарищам» как гимн школьной дружбе.

Теория литературы. Гимн.

         Михаил Юрьевич Лермонтов. «Утёс». «Листок». «Панорама Москвы». Эпиграммы. «Утёс», «Листок» - стихотворения, которые ярко воплощают тему одиночества. Эпиграммы как жанр, способствующий острой постановке нравственных вопросов. «Панорама Москвы» - патриотическая картина родной столицы, созданная в ученическом сочинении поэта.

Теория литературы. Эпиграмма.

Иван Сергеевич Тургенев. «Бежин луг». Природа и быт российской лесостепи в «Записках охотника». «Бежин луг» - один из самых популярных рассказов сборника. Мальчики: Павлуша, Илюша, Костя, Ванечка, Федя- герои рассказа. Мастерство портретных характеристик. Групповая характеристика героев. Сравнительная характеристика рассказчиков. Утверждение богатства духовного мира крестьянских детей. Поэтический мир народных поверий в их рассказах. Легенды, мифы, сказки, предания, поверья, былички. Их различие. Отличие быличек от сказок. Особенности диалога в рассказе. Выразительность сцены у костра и её инсценировки. Картины природы и их связь с рассказами мальчиков. Речевая характеристика героев.

Теория литературы. Былички

Речевая характеристика героев

Герой художественного произведения и его речь. Место речевой характеристики в обрисовке героя художественного произведения.

Личность подростка в адыгейской литературе А. Евтых «Мой старший брат»

Николай Алексеевич Некрасов.

Тема детства в лирике Некрасова: «Крестьянские дети», «Школьник». Тяга к знаниям и упорство как черта характера подростка.

Теория литературы. Сюжет в лирическом произведении. Речевая характеристика героев.

Лев Николаевич Толстой. «Отрочество»(главы). «Отрочество» как часть автобиографической трилогии писателя. «Пустыня отрочества», сменяющая в трилогии картины «золотого детства».  Отрочество Николеньки Иртеньева. Николенька и его окружение: семья, друзья, учителя. Формирование взглядов подростка. Его мечты и планы.

Теория литературы. Автобиографическая трилогия.

Личность подростка в адыгейской литературе. Х. Ашинов «Последняя неделя августа»

           Фёдор Михайлович Достоевский. «Мальчики» (фрагмент романа «Братья Карамазовы»). Герои фрагмента. Глубина сопереживания автора при рассказе о судьбах своих героев.

Теория литературы. Эпизод в художественном произведении.

Антон Павлович Чехов. «Каникулярные работы институтки Наденьки №», «Хамелеон», «Толстый и тонкий». Юношеские рассказы Чехова. Рассказы о подростках. «Каникулярные работы институтки Наденьки №». Комментарий к творчеству Наденьки. «Хамелеон», «Толстый и тонкий». Смысл заголовков. Юмор сменяет сатира. Герои сатирических рассказов. Особенности композиции. Художественная деталь в рассказах. Говорящие фамилии и говорящие характеристики героев.

Теория литературы. Герой и сюжет. Поступок героя и характер. Герой и его имя.

Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда»). Отрочество героя в главах повести «Детство Тёмы». Годы  учёбы как череда тяжких испытаний в жизни подростка. Мечты и попытки их реализовать. Жестокое нравственное испытание в главе «Ябеда». Предательство и муки совести. героя.

Теория литературы. Диалог в прозе. Место речевой характеристики в обрисовке героя художественного произведения.

 

 

Мир путешествий и приключений (18 ч.)

Путешествия и приключения в нашем чтении.

Далёкое прошлое человечества на страницах художественных произведений (беседа по материалам самостоятельного чтения). Интерес читателей к событиям и приключениям в жизни героев прошедших времён. Научная достоверность, доступная времени создания произведения, художественная убедительность изображения. Обзор произведений, прочитанных на уроках истории и внеклассного чтения (Рони - старший. «Борьба за огонь», Д Эрвильи. «Приключения доисторического мальчика»). Природа и человек в произведениях о  доисторическом прошлом.

Теория литературы. Богатство литературы для детей и юношества. Жанры исторической прозы: повесть, роман, рассказ.

     Т. Х. Уайт.  «Свеча  на  ветру».  Жизнь короля Артура и его рыцарей в зарубежной литературе. «Король былого и грядущего» Теренса Хенбери Уайта, — одна из популярных тетралогий о легендарном короле. «Свеча на ветру» как часть этой тетралогии. Ее герои — король Артур и Ланселот. В ней Ланселот — подросток. Сочетание в произведении сказки и реальной истории, живого юмора и трагических событий. Решение нравственной проблемы соотношения Сильной руки и Справедливости. Решение вопроса о роли Красоты в жизни человека.

     Т е о р и я.  Тетралогия.

Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Марк Твен и его автобиографические повести. «Приключения Гекльберри Финна» как вторая часть автобиографического повествования. Странствия Гека и Джима по полноводной реке Миссисипи. Гек и Том стали старше: становление изменение характеров. Диалог в повести. Мастрество Марка Твена – юмориста. Природа на страницах повести.

Теория литературы. Юмор.

Жюль  Верн.  «Таинственный остров». Жюль Верн и 65 романов его «необыкновенных путешествий». «Таинственный остров» - одна из самых  популярных «робинзонад». Герберт – юный герой среди взрослый и товарищей по несчастью. Роль дружбы и дружеской заботы о младшем в романе великого фантаста. Названия героев и имена героев.

Теория литературы. Научно-фантастический роман. Жюль Верн как создатель жанра научно-фантастического рамана.

О. Уайльд. «Кентервильское привидение». Рассказы и сказки О. Уальда. Рассказ «Кентервильское привидение» как остроумное разоблачение мистических настроений и суеверий. Ирония и весёлая пародия как способ борьбы писателя против человеческих заблуждений. Юные герои и воинствующие Кентервильское привидение, их забавный поединок и победа юных героев. Остроумная и доброжелательная концовка «страшной» истории.

Теория. Пародия.

     О. Генри.  «Дары  волхвов».  Истинные и ложные ценности. Сентиментальный сюжет новеллы и ее герои. Особенности сюжета Рождественский рассказ и его особенности.

    Т е о р и я.  Рождественский рассказ.

     А. де Сент-Экзюпери.  «М а л е н ь к и й  п р и н ц».  Герой сказки и ее сюжет. Ответственность человека за свою планету. Философское звучание сказки.

Т е о р и я.  Философское звучание романтической сказки.

 

Литература 20 века. (23 ч.)

XX  век и культура чтения.

Юный читатель XX века. Чтение и образование. Роль художественной литературы в становлении характера и взглядов подростка. Литература XX века и читатель XX века. Любимые авторы. Путь к собственному творчеству. М. Эндэ. «Бесконечеая книга» - путешествие мальчика Бастина по стране под названием Фантазия. «Бесконечная книга» в багаже читателя. «Бесконечная книга» и чтение.

     Родная природа в стихах русских поэтов

А. Блок.  «В е т е р  п р и н е с  и з д а л е к а...»,  «П о л н ы й  м е с я ц  в с т а л  н а д  л у г о м»,  «Б е л о й  н о ч ь ю  м е с я ц  к р а с н ы й...».  Отражение высоких идеалов в лирике поэта.

И. А. Бунин.  «Д е т с т в о»,  «П о м н ю  д о л г и й  з и м н и й  в е ч е р...»,  «П е р в ы й  с о л о в е й».  Мир воспоминаний в процессе творчества. Лирический образ живой природы. Голос автора в строках стихов.

К. Д. Бальмонт.  «З о л о т а я  р ы б к а»,  «К а к  я  п и ш у  с т и х и».  Совершенство стиха поэта. Близость фольклорным образам. Лирика Бальмонта и ее воплощение в музыке многих композиторов.

Б. Л. Пастернак.  «И ю л ь».  Необычность мира природы в стихах поэта.

     Родная природа в стихотворениях адыгских поэтов.

     Т е о р и я.  Творчество читателя как исполнителя стихов и прозы.

А. Т. Аверченко. «Смерть африканского охотника». Герой рассказа и его любимые книги. Мечты юного читателя о судьбе африканского охотника и реальность.

Посещение цирка и встреча с цирковыми артистами. Разочарование увлечённого любителя приключенческой литературы. Эпилог рассказа. Смысл заголовка.

Теория литературы. Эпилог. Смысл названия.

М. Горький «Детство» (фрагмент). Изображение внутреннего мира подростка. Активность авторской позиции.

Теория литературы. Авторская позиция.

А. С. Грин. «Гнев отца». Преданность сына отцу – путешественнику. Как возник сюжет и название рассказа. Комизм сюжета. Благородство и чуткость отношения взрослого к сыну.

Теория литературы. Слово в рассказе.

К. Г. Паустовский. «Повесть о жизни» (главы «Гардемарин», «Как выглядит рай»). Цикл автобиографических повестей писателя. «Далёкие годы» как первая из шести частей повести «Повести о жизни». Глава «Гардемарин». Встреча героя с гардемарином. Благородство поведения гардемарина. Прав ли автор, утверждая, что «жалость оставляет в душе горький осадок»? Игра в свой флот. «Как выглядит рай» в автобиографической повести. Мастерство пейзажа в прозе писателя. Главы повести как этапы рассказа о становлении характера.

Личность подростка в адыгейской литературе. П. Кошубаев «Семь дождливых дней»

Теория литературы. Роль пейзажа в прозе.

Ф. А. Искандер. «Детство Чика» («Чик и Пушкин»). Герой цикла рассказов по имени Чик. Увлекательная игра со словом в прозе  Искандера. Важность главы «Чик и Пушкин» как описание пути юного читателя к постижению тайны собственного творчества. Поединок тщеславия и творческой радости от игры на сцене. Яркость изображения характера героя. Герой и автор.

Теория литературы. Инсценировка.                

Великая Отечественная война в лирике и прозе.

Лирические и прозаические произведения о жизни и подвигах подростков в  годы  Великой Отечественной войны: Б. А. Лавренев «Разведчик Вихров»; К. М. Симонов. «Мальчишка на лафете», «Сын артиллериста»; Е. К. Винокуров. «В полях за Вислой сонной..»; песни военных лет; «Моя Москва» (стихи М. Лисянского, музыка И. Дунаевского).

Теория литературы. Быстрота отклика искусства на события жизни. Изображение героизма и патриотизма в художественном произведении.

Итоги

Чтение и обсуждение классических произведений юношеской литературы. Важнейшие проблемы в жизни подростка.

Тема защиты природы в литературе XX века. Произведения М. М. Пришвина и В. В. Бианки. Книга Б. Андерсена «Простите, где тут природа?», созданная по письмам ребят Дании.

Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса

 

 

Предметные результаты:

— адекватное восприятие воспринятых на слух или прочитанных произведений в объеме программы;

— знание изученных текстов;

— обогащение навыков анализа литературного произведения (умение охарактеризовать героев, оценить их место в сюжете, роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания);

— знание основных теоретических понятий, связанных с героем (литературный герой, имя героя, поступки и характер, речевая характеристика, отношения с другими героями, авторская оценка).

 

Метапредметные результаты:

— овладение техникой составления разных типов плана;

— овладение различными способами пересказа;

— обогащение приемов структурирования материала, в том числе с использованием цитирования;

— умение работать со справочными материалами и интернет-ресурсами;

— умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы.

 

Личностные результаты:

— знание наизусть художественных текстов в рамках программы;

— умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;

— умение создавать творческие работы, связанные с анализом личности героя: письма, дневники, «журналы», автобиографии;

— осознанно продолжать формирование собственного круга чтения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

 

Разделы

Уроки развития речи

Кол-во часов

Введение

 

1

История человечества в произведениях литературы

 

8

Литература 19 века

12

52

Мир путешествий и приключений

2

18

Литература 20 века

4

12

 

Общее количество часов – 102; кол-во часов развития речи – 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечень учебно-методического обеспечения

1.Программа по литературе (5-11 кл.) под редакцией Т.Ф. Курдюмовой. М: «Дрофа», 2010

2.Литература. 6 кл.: учебник – хрестоматия для общеобразовательных  учреждений. Автор – составитель Т.Ф. Курдюмова,  Н.А.Демидова, Е.Н. Колокольцев и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2013

3.Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 6 класс. М.: Вако, 2007.

4.Савина Л. М. Литература. 6 класс.. Волгоград: Учитель –АСТ, 2007.

5. Анализ лирических произведений /С.В. Толстошей. – Краснодар: Школа развития речи, 2007

6. Литература, 5-11 классы. Инновации и традиции / Е.Н. Попова и др. – Волгоград: Учитель, 2009

7. Диалоговые формы обучения / Л.В. Перепилицына. – Волгоград: Учитель, 2008

8. Презентации к урокам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_literature_6_kl_c_uud.doc208.5 КБ

Предварительный просмотр:

Темы уроков

                           

Кол-во

ча-сов

Тип, вид урока

Текущий и промежуточный контроль

УУД

Д/З

Дата

1

Герой в мире художественного слова.

1

Лекция с элементами беседы

Организация совместной учебной

деятельности.

Устный или письменный ответ на вопрос.

Участие в коллективном диалоге.

С 4, вопрос 6  (в тетради) или 9 (на отлеьном листе формата А 4) письменно.

ИСТОРИЯ   ЧЕЛОВЕЧЕСТВА   В   ПРОИЗВЕДЕНИЯХ   ЛИТЕРАТУРЫ.

2-3

Былины-богатырский эпос русского народа.

2

Лекция с элементами беседы

Беседа

Формулирование вопросов по тексту.

Пересказ теоретическо-го материала

4-5

«На заставе богатырской». Характеры главных героев.

2

Урок-знакомство

Выразитель-ное чтение

Выразительное чтение произведения и рецензирование.

Поиск незнакомых слов и определение их значения  с помощью словарей и справочной литературы.

Характеристика героев былины.

Формулирование вопросов по

Индивидуаль-ные сообщения

6

«На заставе богатырской». Художественное совершенство былины

1

Объяснение нового материала

Организация совместной учебной деятельности

Устный (письменный) ответ на вопрос (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Работа со словарём литературоведческих терминов.

Творческая работа.

Сообщение об Островском А. Н.

7-8-9

А.Н. Островский. «Снегурочка». Основные герои. Предания и обряды.

3

Знакомство с новым материалом; интегрированный урок (музыка)

Аналитическая беседа; пересказ сюжета

Устный рассказ о драматурге.

Выразительное чтение пьесы-сказки (в том числе и по ролям) и рецензирование.

Поиск незнакомых слов и определение их значения  с помощью словарей и справочной литературы.

Различные виды пересказов.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Выявление черт фольклорной традиции в пьесе-сказке, определение фольклорной функции фольклорных образов.

Нравственная оценка героев пьесы-сказки.

Определение родовых особенностей драмы, жанровых особенностей пьесы-сказки.

Выразительно читать пьесу-сказку «Снегурочка»

Составить рассказ о Снегурочке, используя подчёркнутый материала,  рисование

ЛИТЕРАТУРА   19   ВЕКА.

10-11

Два типа поведения в басне И.А. Крылова «Два мальчика».

2

Знакомство с новым материалом; психологический практикум

Выразительное чтение; сравнительный анализ

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов интернета (под руководством учителя).

Устный рассказ о писателе.

Выразительное чтение басен (в том числе и наизусть) и рецензирование.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Характеристика героев басен.

Выявление характерных для басен образов и приёмов изображения человека.

Обсуждение произведений книжной графики.

Презентация и защита собственных иллюстраций к басням.

Составление устного (письменного) ответа на проблемный вопрос.

Создание  собственных иллюстраций к басне; характеристика персонажей

12

Два типа характера в басне «Волк и Ягнёнок»

1

Знакомство с новым материалом; психологический практикум

Выразительное чтение; сравнительный анализ

Учить наизусть басню по выбору обучающегося

13

Баллада как жанр литературы. В.А. Жуковский.

1

Лекция с элементами беседы

Составление плана статьи

Устный рассказ о поэте.

Восприятие и выразительное чтение  стихотворений и баллад (в том числе и наизусть) и рецензирование.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Составление плана произведения (в том числе цитатного).

Составление характеристик героев баллад и их нравственная оценка.

Работа со словарём литературоведческих терминов.

Пересказать теоретический материал; прочитать басню.

14-15

«Лесной царь». Особенности повествования.

2

Знакомство с новым материалом; урок-беседа

Пересказ сюжета; выразительное чтение; анализ

Выразительное чтение баллады,  рисование

16-17

С.Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука». Герой как рассказчик.

2

Знакомство с новым материалом; урок-исследование

Аналитическое чтение  

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов интернета (под руководством учителя).

Устный рассказ о писателе.

Выразительное чтение произведений (в том числе наизусть).

Различные виды пересказов.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Характеристика сюжета произведения, его тематики, проблематики, идейно-художественного содержания.

Нравственная оценка героев произведения.

Письменная (устная)  характеристика героя.

Составление устного (письменного) ответа на проблемный вопрос.

Работа со словарём литературоведческих терминов.

Пересказ понравившихся эпизодов. Характеристи-ка героя как читателя.

18-19

«Буран». Описание стихийного бедствия.

2

Знакомство с новым материалом

Выразительное чтение; составление плана анализа эпизода

Подготовить выразительное чтение эпизода; ответить на вопросы к тексту

20-21

Р.р.№2. Анализ эпизода «Стихийное бедствие».

2

Развитие речи

Анализ эпизода

Продолжить анализ по плану

22-23-24

В.Ф. Одоевский. «Отрывки из журнала Маши». Особенности  дневника.

3

Урок-знакомство с жанром дневника

Беседа

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов интернета (под руководством учителя)..

Выразительное чтение произведения.

Устные ответы на вопросы(с использованием цитирования).

Нравственная оценка героев произведения.

Письменная  характеристика героя.

Составление устного (письменного) ответа на проблемный вопрос.  Создание дневника

Работа со словарём литературоведческих терминов.

Выписать темы рассуждений героини. Подготовиться к творческой работе

25-26

Р.р.№3-4. Творческая работа. Создание  дневника.

2

Развитие речи

Сочинение

Найти материала о детских и лицейских годах А. С. Пушкина

27-28

А.С. Пушкин. Послание и их роль в творчестве поэта. «К сестре».

2

Знакомство с новым материалом; исследование

Беседа

Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы, ресурсов интернета (под руководством учителя).

Устный рассказ о поэте.

Выразительное чтение  произведений (в том числе наизусть) и рецензирование.

Участие  в коллективном диалоге.

Выявление в стихотворениях  их жанровых особенностей.

Устный и письменный анализ стихотворений.

Прочитать стихотворения, выучить наизусть одно из них

29

« К Пущину», «Послание к Юдину». Особенности жанра.

1

Знакомство с новым материалом; исследование

Беседа

Прочитать «Товари-щам». Определить особенности жанра.

30

«Товарищам». Послание как гимн дружбе.

1

Знакомство с новым материалом; практикум

Анализ содержания

Подготовить индивидуальные сообщения

31-32-33

М.Ю. Лермонтов. Ранняя лирика. Чтение и комментарий. Работа со словарём рифм.

3

Знакомство с новым материалом; исследование

Комментированное чтение

Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы, ресурсов интернета (под руководством учителя).

Устный рассказ о поэте.

Выразительное чтение  произведений (в том числе наизусть) и рецензирование.

Участие  в коллективном диалоге.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Выявление в стихотворениях  их жанровых особенностей.

Устный и письменный анализ стихотворений.

Различение образов лирического героя и автора в лирике.

Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта и определение их художественной функции.

Работа со словарём литературоведческих терминов.

Устный и письменный анализ стихотворений.

Учить наизусть стихотворение  или логически законченный отрывок (по выбору обучающегося).

34-35

Р.р.№5. Комплексный анализ стихотворения (на выбор).

2

Урок развития речи

Анализ стихотворения по плану

Выразительное чтение произведения, рисование.

36

«Панорама Москвы». Работа с описанием.

1

Знакомство с новым материалом

Комментированное чтение

Прочитать материала  о Тургеневе И.С., ответить на вопрос (письменно).

37-38

И.С. Тургенев. «Бежин луг». Характеристики и портреты мальчиков. Речевая характеристика.

2

Знакомство с новым материалом; психологический практикум

 Психологическая характеристика героев; речевая характеристика

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов интернета (под руководством учителя).

Устный рассказ о писателе.

Выразительное чтение фрагментов (в том числе наизусть) и рецензирование.

Поиск незнакомых слов и определение их значения  с помощью словарей  и справочной литературы.

Различные виды пересказов.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Составление устной и письменной характеристики героев или групповой характеристики героев.

Нравственная оценка героев.

Различение образов рассказчика и автора-повествователя.

Пересказ

понравив-

шейся былички. Отметить описания картин природы.

39-40

Рассказы мальчиков у костра.

2

Урок-слушание

Пересказ

Отметить и дать названия описаниям природы,  выучить одно наизусть (по выбору обучающегося). Индивидуальные задания по речевой характеристике героев (по вариантам)

40-41

Р/р №6. Речевая характеристика одного из героев.

2

Урок развития речи

Письменная работа

Индивидуаль-ные задания по рассказу А.Евтыха

42-43

Н.А. Некрасов «Крестьянские дети», «Школьник».

2

Знакомство с новым материалом; урок-слушание

Комментированное чтение

Поиск сведений о поэте; выразительное чтение; участие в коллективном диалоге; слушание произведений

Прокомментировать одно из произведений

44-45

Л.Н. Толстой. «Отрочество». Герой-подросток и круг его чтения.

2

Знакомство с новым материалом

Комментированное чтение

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов интернета (под руководством учителя).

Устный рассказ о писателе.

Выразительное чтение фрагментов  и рецензирование.

Различные виды пересказов.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Составление устной  и письменной характеристики героев.

Нравственная оценка героев.

Различение образов рассказчика и автора-повествователя.

Анализ различных форм выражения авторской позиции.

Читать «Отрочество».

46

Мысли, чувства, поступки Н. Иртеньева.

1

Проблемный урок

Психологическая характеристика героя

Пересказ понравившихся эпизодов.

47-48-49-50

Ф.М. Достоевский. Мальчики (из романа «Братья Карамазовы»)

4

Знакомство с новым материалом

Комментированное чтение

Подготовить индивидуальные сообщения об А.П. Чехове

51-52-53

А.П. Чехов. «Хамелеон». Роль деталей в рассказе.

3

Знакомство с новым материалом; психологический практикум

Психологическая характеристика героев

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов интернета (под руководством учителя).

Устный рассказ о писателе.

Различные виды пересказов.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Составление устной  и письменной характеристики героев.

Нравственная оценка героев.

Различение образов рассказчика и автора-повествователя.

Анализ различных форм выражения авторской позиции.

Составление письменного ответа на проблемный вопрос.

Читать рассказы А. П. Чехова; ответить на вопросы

54-55

«Толстый и тонкий». Смысл заголовка. Герой и сюжет.

2

Проблемный урок

Определение основной мысли рассказа и смысла заголовка

Пересказ понравившихся эпизодов. Ответить на вопрос (письменно).

Подготовить рассказ о Н.Г. Гарине-Михайловском.

56-57

Н.Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» как рассказ о детстве и отрочестве. «Иванов», «Ябеда». Нравственная атмосфера в гимназии.

2

Знакомство с новым материалом; психологический практикум

Психологическая характеристика героев; пересказ сюжета

Устный рассказ о писателе.

Участие в коллективном диалоге.

Составление устной  и письменной характеристики героя.

Нравственная оценка героя.

Анализ различных форм выражения авторской позиции.

Ответить на вопросы, прочитать главы «В Америку», «Экзамены»

58-59

Главы «В Америку», «Экзамены». Поступок героя и характер.

2

Знакомство с новыми главами

Сопоставление планов бегства

Выбрать героя, составить его характеристику по плану.

60-61

Р.р.№7. Характеристика литературного персонажа. Творческая работа.

2

Урок развития речи

Письменная работа

МИР   ПУТЕШЕСТВИЙ   И   ПРИКЛЮЧЕНИЙ.

62-63

Т. Х. Уайт.  «Свеча на  ветру».  Решение нравственной проблемы соотношения Сильной руки и Справедливости.

2

Знакомство с новым материалом

Аналитическая беседа по прочитанному

Устные рассказы о писателях на основе поиска  материалов о них с использованием справочной литературы и ресурсов интернета (под руководством учителя).

Выразительное чтение фрагментов произведений и рецензирование.

Различные виды пересказов.

Сопоставительный анализ произведений.

Анализ различных форм выражения авторской позиции.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Устная и письменная характеристика героев.

Работа со словарём литературоведческих терминов.

Презентация и  защита собственных иллюстраций.

Пересказ понравившихся эпизодов.

64-65-66

Марк Твен.  «Приключения  Гекльберри  Финна».  

3

Знакомство с новым материалом

Беседа

Пересказ понравившихся эпизодов. Ответить на вопрос (письменно).

67-68-69

Ж. Верн. «Таинственный остров». Герои романа. Пять путников и их характеристики.

3

Знакомство с новым материалом; психологический практикум

Характеристика героев (групповая работа)

Ответить на вопросы к тексту

70-71-72

О. Уайльд. «Кентервильское приведение». Сюжет и его важнейшие моменты.

3

Знакомство с новым материалом; урок комментированного чтения

Пересказ сюжета; комментарий

Дать характеристику главным персонажам; пересказать эпизоды

73

Главные герои. Автор: отношение к событиям и их участникам. Юмор и ирония.

1

Проблемный урок

Пересказ сюжета; характеристика героев

Подготовиться к диспуту.

74

Урок-диспут по темам: «Герой и друзья», «Герой и второстепенные персонажи», «Дружба героев».

1

Урок-диспут

Пересказать сюжет рассказа «Дары волхвов»

75-76

О. Генри.  «Дары  волхвов».  Истинные и ложные ценности

2

Знакомство с новым материалом

Пересказ текста; аналитическая беседа.

Пересказать отрывок из сказки «Маленький принц»

77-78-79

А. де Сент-Экзюпери.  «Маленький  принц».  Герой сказки и ее сюжет. Ответственность человека за свою планету. Философское звучание сказки.

3

Знакомство с новым материалом

Комментированное чтение; пересказ отрывка; беседа

Подготовить чтение наизусть понрвившихся стихотворе-ний о природе.

         ДВАДЦАТОЕ   СТОЛЕТИЕ

80-81-82

Родная природа в стихах русских поэтов(А. Блока, И. Бунина, К.Д. Бальмонта)

3

Урок-концерт

Чтение наизусть

Поиск материалов о биографии и творчестве поэтов с использованием справочной литературы и ресурсов интернета (под руководством учителя).

Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть) и рецензирование

Выучить наизусть стихотворение (на выбор)

83-84

А.Т. Аверченко. «Смерть африканского охотника».  Книги и столкновение с реальностью.

2

Размышление

Аналитическая беседа; определение смысла заголовка

Устные рассказы о писателях на основе поиска  материалов о них с использованием справочной литературы и ресурсов интернета (под руководством учителя).

Выразительное чтение фрагментов произведений и рецензирование.

Различные виды пересказов.

Анализ различных форм выражения авторской позиции.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Устная и письменная характеристика героев.

Работа со словарём литературоведческих терминов.

Презентация и  защита собственных иллюстраций.

 

Прочитать отрывок из «Детства», ответить на вопросы

85-86-87

М. Горький. «Детство». Фрагменты. Воспоминания о детстве.

3

Знакомство с новым  материалом

Пересказ текста беседа

Прочитать «Гнев отца», пересказать сюжет

88-89

А.С. Грин. «Гнев отца». Благородство души и смелость героев.

2

Знакомство с новым  материалом

Пересказ текста беседа

Прочитать главы из «Повести о жизни», пересказать, ответить на вопросы.

90-91

К.Г. Паустовский. «Повесть о жизни». Глава «гардемарин». Роль гардемарина в мечтах и поступках героя.

2

Знакомство с новым  материалом

Пересказ текста беседа

Подготовиться к творческой работе.

92-93

Р.р.№8. Творческая работа о том, как мечты определяют решения и поступки.

2

Урок развития речи

Письменная работа

Индивидуаль-ные задания по рассказу П.Кошубаева

94-95-96

Ф.А. Искандер. «Детство Чика». Радость творчества и путь к творчеству.

3

Знакомство с новым материалом

Пересказ текста; беседа

Выбрать стихотворение для анализа и чтения наизусть.

97-98

Р.р.№9. Комплексный анализ стихотворения (на выбор).

2

Урок развития речи

Анализ стихотворения

Устные рассказы о поэтах-фронтовиках.

Выразительное чтение стихотворения (в том числе наизусть) и рецензирование.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге. Различение образов лирического героя и автора.

Выявление роли изобразительно

-выразительных средств

Прочитать «Сын артиллериста»

99-100

К.М. Симонов. «Сын артиллериста». Дети войны.

2

Слушание

Выразительное чтение; чтение наизусть

101

Итоговое  тестирование по изученному за год

1

102

Подведём итоги. Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул

1


Структура документа

Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов:

1. Пояснительную записку;

2. требования к уровню подготовки учащихся;

3. содержание тем учебного курса;

4. учебно-тематический план;

5. календарно-тематическое планирование

     6. перечень учебно-методического обеспечения

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе

1. Закона «Об образовании» №273-ФЗ от 29.12.2012 г.

2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. Приказом МОиН РФ №1987 от 17.12.2010г);

   3.Авторской программы по литературе для общеобразовательных    учреждений (5-9 классы) под редакцией  Т.Ф.   Курдюмовой / автор Т.Ф.    Курдюмова - Москва, «Дрофа», 2010 г. в соответствии с федеральным   компонентом государственного стандарта основного общего образования;  

4. Приказа МОиН РФ от 05.03.2004г №1089 (ред. от  19.10.2009г.) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

      Обучение  в  6 классе  ведётся  по  учебнику; «Литература. 6 кл.: учебник – хрестоматия для общеобразовательных  учреждений. Автор – составитель Т.Ф. Курдюмова,  Н.А.Демидова, Е.Н. Колокольцев и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2014», соответствующем Приказу Минобрнауки России от 19.12.2012 N 1067"Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год"(Зарегистрировано в Минюсте России 30.01.2013 N 26755).

   Количество часов по учебному плану МКОУ «Чернская СОШ№2» на 2015-2016 учебный год – 102 часа (3 часа в неделю).

         Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию её нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.

Осваивая программу, ученик накапливает солидный читательский багаж, формирует представление о литературе как виде искусства, постигает её специфические внутренние законы, знакомится с литературным процессом, учится понимать его связь с процессом историческим. Образование на уроках литературы идёт рука об руку с воспитанием; они в равной мере реализуются под сильнейшим воздействием эмоциональной силы художественного слова.

Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы. На этих уроках ученики должны:

  • сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и её месте в культуре страны и народа;
  • осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;
  • освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
  • овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;
  • воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
  • использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь юному читателю в осознании окружающего мира.

           Ученик, овладевая читательской деятельностью, осваивает определённые умения, знания, конкретные навыки, например, навык беглого грамотного чтения. Логика этого процесса определяется структурой программы. Данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика.

В шестом классе реализация  модели герой – жанр- автор обеспечивается за счёт произведений, в центре рассмотрения которых герой. Поскольку убедительнее и интереснее для подростков герой-ровесник, то он часто находится в центре событий программных произведений. Особую роль при реализации именно этой модели на данном этапе может играть обращение к ученическому творчеству, что позволяет продуктивно использовать стихию прямого подражания. Программа этого класса знакомит учеников и с появлением в 19 веке специальной  и увлекательной литературы для детей и юношества, которая сразу же завоёвывает всемирное признание. При этом ученики попутно наблюдают за тем, как разнообразна литература для юных читателей.

В рабочую программу также включён региональный компонент, включающий в себя произведения адыгейских авторов, писавших для детей. В центре повествования находится герой-подросток, что соответствует реализации модели герой – жанр – автор, являющейся ключевой в курсе литературы для 6 класса.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

        

Содержание программы

Введение. Герой художественного произведения. (1ч.)

Герой художественного произведения. Герой  художественного произведения как главное действующее лицо сюжета. Главные герои русского народного эпоса- былинные богатыри. Герой художественного произведения как организатор событий сюжета. «Разновозрастный отряд» героев художественных произведений. Подросток – герой художественных произведений. «Золотое детство» и «пустыня отрочества» (Лев Толстой) в художественной литературе. Представления учеников об отрочестве. Знаменитые писатели  и великие люди в отрочестве: их жизнь, их попытки творчества.

История человечества в произведениях литературы (8ч.)

Герой как организатор событий сюжета. Разнообразие участников событий и их роль в развитии сюжета.

«На заставе богатырской», «Три  поездки  Ильи  Муромца».  События на краю родной земли. Герои былин – атаман Илья Муромец, податаман Добрыня Никитич и есаул Алёша Попович на заставе богатырской. Поединок Ильи Муромца с «нахвальщиком». Связь героя с родной землёй и его победа. Подвиг богатыря – основа сюжета былины. Сила, смелость, решительность и отсутствие жестокости как характерные качества героев былин. Прозаический пересказ былины  и его особенности. Герои былин в других видах искусств..

Теория литературы. Герой былины. Портрет героя былины.

Александр Николаевич Островский. «Снегурочка» (сцены). А.Н. Островский как создатель русского национального театра.  Пьеса «Снегурочка» - «весенняя сказка», по определению автора. Идеальное царство берендеев и юная героиня этой пьесы в стихах.

Теория литературы. Пьеса-сказка в стихах (драматическая поэма в стихах).

Литература XIX века (52ч.)

Иван Андреевич Крылов. «Два мальчика». «Волк и Ягнёнок». Школа жизни подростка в баснях Крылова. Басня «Два мальчика» Федюша и Сеня как герои, представляющие два типа поведения. Осуждение эгоизма и отсутствия чувства благодарности у Федюши. Басня «Волк и Ягнёнок». Мораль взаимоотношений сильного и слабого в мире людей и зверей. Обличение несправедливости, жестокости, наглого обмана в басне. Суровые уроки басен Крылова и их мораль. Басни Крылова в восприятии юного читателя.

Теория литературы. Мораль в басне

Василий Андреевич Жуковский. «Лесной царь». Годы учёбы в благородном пансионе. Жуковский – автор баллад. Тематика и герои его баллад. Смелость, благородство, бесстрашие юных герое баллад. Трагические события баллады «Лесной царь». Школа рыцарской доблести и сюжеты баллад Жуковского. Роль метафоры в загадках.

Теория литературы. Баллада. Герои и события баллады. Загадка в стихах.

          Сергей Тимофеевич Аксаков. «Детские годы Багрова-внука». «Буран». Читатель-подросток а автобиографическом произведении (фрагмент из «Детский годов Багрова- внука»). Гимназические годы подростка. Герой произведения как читатель.

         «Буран» как одно из самых ярких описаний природы в русской литературе 18 века. Художественные особенности картины бурана. Человек и стихия в этой зарисовке.

Теория литературы. Пейзаж и приёмы его воспроизведения в прозаическом произведении. Герой литературного произведения как читатель.

          Владимир Фёдорович Одоевский. «Отрывки из журнала Маши». «Пёстрые сказки» В. Ф. Одоевского. Повести, рассказы и другие жанры прозы, объединённые в этом сборнике. Дневник Маши («Отрывки из журнала Маши»). Сюжет и особенности повествования. Дневник и его автор. Герои и героини дневника Маши.

          Теория литературы. Дневник как жанр художественного произведения.

         Портрет героя литературного произведения

         Герой литературного произведения  и описание его внешности.

         Александр Сергеевич Пушкин. «К сестре». «К Пущину» (4 мая). «Послание к Юдину». «Товарищам». Годы учения великого поэта. Лицей.  Учителя и товарищи отроческих лет. Тема юношеской дружбы в ранней лирике Пушкина и в последующие годы. Послание близким, друзьям и родным. Оптимизм и радостное  чувство от общения с близкими людьми. Совершенство и  лёгкость формы пушкинских посланий. Стихотворение «Товарищам» как гимн школьной дружбе.

Теория литературы. Гимн.

         Михаил Юрьевич Лермонтов. «Утёс». «Листок». «Панорама Москвы». Эпиграммы. «Утёс», «Листок» - стихотворения, которые ярко воплощают тему одиночества. Эпиграммы как жанр, способствующий острой постановке нравственных вопросов. «Панорама Москвы» - патриотическая картина родной столицы, созданная в ученическом сочинении поэта.

Теория литературы. Эпиграмма. 

Иван Сергеевич Тургенев. «Бежин луг». Природа и быт российской лесостепи в «Записках охотника». «Бежин луг» - один из самых популярных рассказов сборника. Мальчики: Павлуша, Илюша, Костя, Ванечка, Федя- герои рассказа. Мастерство портретных характеристик. Групповая характеристика героев. Сравнительная характеристика рассказчиков. Утверждение богатства духовного мира крестьянских детей. Поэтический мир народных поверий в их рассказах. Легенды, мифы, сказки, предания, поверья, былички. Их различие. Отличие быличек от сказок. Особенности диалога в рассказе. Выразительность сцены у костра и её инсценировки. Картины природы и их связь с рассказами мальчиков. Речевая характеристика героев.

Теория литературы. Былички

Речевая характеристика героев

Герой художественного произведения и его речь. Место речевой характеристики в обрисовке героя художественного произведения.

Личность подростка в адыгейской литературе А. Евтых «Мой старший брат»

Николай Алексеевич Некрасов.

Тема детства в лирике Некрасова: «Крестьянские дети», «Школьник». Тяга к знаниям и упорство как черта характера подростка.

Теория литературы. Сюжет в лирическом произведении. Речевая характеристика героев.

Лев Николаевич Толстой. «Отрочество»(главы). «Отрочество» как часть автобиографической трилогии писателя. «Пустыня отрочества», сменяющая в трилогии картины «золотого детства».  Отрочество Николеньки Иртеньева. Николенька и его окружение: семья, друзья, учителя. Формирование взглядов подростка. Его мечты и планы.

Теория литературы. Автобиографическая трилогия.

Личность подростка в адыгейской литературе. Х. Ашинов «Последняя неделя августа»

           Фёдор Михайлович Достоевский. «Мальчики» (фрагмент романа «Братья Карамазовы»). Герои фрагмента. Глубина сопереживания автора при рассказе о судьбах своих героев.

Теория литературы. Эпизод в художественном произведении.

Антон Павлович Чехов. «Каникулярные работы институтки Наденьки №», «Хамелеон», «Толстый и тонкий». Юношеские рассказы Чехова. Рассказы о подростках. «Каникулярные работы институтки Наденьки №». Комментарий к творчеству Наденьки. «Хамелеон», «Толстый и тонкий». Смысл заголовков. Юмор сменяет сатира. Герои сатирических рассказов. Особенности композиции. Художественная деталь в рассказах. Говорящие фамилии и говорящие характеристики героев.

Теория литературы. Герой и сюжет. Поступок героя и характер. Герой и его имя.

Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда»). Отрочество героя в главах повести «Детство Тёмы». Годы  учёбы как череда тяжких испытаний в жизни подростка. Мечты и попытки их реализовать. Жестокое нравственное испытание в главе «Ябеда». Предательство и муки совести. героя.

Теория литературы. Диалог в прозе. Место речевой характеристики в обрисовке героя художественного произведения.

Мир путешествий и приключений (18 ч.)

Путешествия и приключения в нашем чтении.

Далёкое прошлое человечества на страницах художественных произведений (беседа по материалам самостоятельного чтения). Интерес читателей к событиям и приключениям в жизни героев прошедших времён. Научная достоверность, доступная времени создания произведения, художественная убедительность изображения. Обзор произведений, прочитанных на уроках истории и внеклассного чтения (Рони - старший. «Борьба за огонь», Д Эрвильи. «Приключения доисторического мальчика»). Природа и человек в произведениях о  доисторическом прошлом.

Теория литературы. Богатство литературы для детей и юношества. Жанры исторической прозы: повесть, роман, рассказ.

     Т. Х. Уайт.  «Свеча  на  ветру».  Жизнь короля Артура и его рыцарей в зарубежной литературе. «Король былого и грядущего» Теренса Хенбери Уайта, — одна из популярных тетралогий о легендарном короле. «Свеча на ветру» как часть этой тетралогии. Ее герои — король Артур и Ланселот. В ней Ланселот — подросток. Сочетание в произведении сказки и реальной истории, живого юмора и трагических событий. Решение нравственной проблемы соотношения Сильной руки и Справедливости. Решение вопроса о роли Красоты в жизни человека.

     Т е о р и я.  Тетралогия.

Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Марк Твен и его автобиографические повести. «Приключения Гекльберри Финна» как вторая часть автобиографического повествования. Странствия Гека и Джима по полноводной реке Миссисипи. Гек и Том стали старше: становление изменение характеров. Диалог в повести. Мастрество Марка Твена – юмориста. Природа на страницах повести.

Теория литературы. Юмор.

Жюль  Верн.  «Таинственный остров». Жюль Верн и 65 романов его «необыкновенных путешествий». «Таинственный остров» - одна из самых  популярных «робинзонад». Герберт – юный герой среди взрослый и товарищей по несчастью. Роль дружбы и дружеской заботы о младшем в романе великого фантаста. Названия героев и имена героев.

Теория литературы. Научно-фантастический роман. Жюль Верн как создатель жанра научно-фантастического рамана.

О. Уайльд. «Кентервильское привидение». Рассказы и сказки О. Уальда. Рассказ «Кентервильское привидение» как остроумное разоблачение мистических настроений и суеверий. Ирония и весёлая пародия как способ борьбы писателя против человеческих заблуждений. Юные герои и воинствующие Кентервильское привидение, их забавный поединок и победа юных героев. Остроумная и доброжелательная концовка «страшной» истории.

Теория. Пародия.

     О. Генри.  «Дары  волхвов».  Истинные и ложные ценности. Сентиментальный сюжет новеллы и ее герои. Особенности сюжета Рождественский рассказ и его особенности.

    Т е о р и я.  Рождественский рассказ.

     А. де Сент-Экзюпери.  «М а л е н ь к и й  п р и н ц».  Герой сказки и ее сюжет. Ответственность человека за свою планету. Философское звучание сказки.

Т е о р и я.  Философское звучание романтической сказки.

Литература 20 века. (23 ч.)

XX  век и культура чтения.

Юный читатель XX века. Чтение и образование. Роль художественной литературы в становлении характера и взглядов подростка. Литература XX века и читатель XX века. Любимые авторы. Путь к собственному творчеству. М. Эндэ. «Бесконечеая книга» - путешествие мальчика Бастина по стране под названием Фантазия. «Бесконечная книга» в багаже читателя. «Бесконечная книга» и чтение.

     Родная природа в стихах русских поэтов 

А. Блок.  «В е т е р  п р и н е с  и з д а л е к а...»,  «П о л н ы й  м е с я ц  в с т а л  н а д  л у г о м»,  «Б е л о й  н о ч ь ю  м е с я ц  к р а с н ы й...».  Отражение высоких идеалов в лирике поэта.

И. А. Бунин.  «Д е т с т в о»,  «П о м н ю  д о л г и й  з и м н и й  в е ч е р...»,  «П е р в ы й  с о л о в е й».  Мир воспоминаний в процессе творчества. Лирический образ живой природы. Голос автора в строках стихов.

К. Д. Бальмонт.  «З о л о т а я  р ы б к а»,  «К а к  я  п и ш у  с т и х и».  Совершенство стиха поэта. Близость фольклорным образам. Лирика Бальмонта и ее воплощение в музыке многих композиторов.

Б. Л. Пастернак.  «И ю л ь».  Необычность мира природы в стихах поэта.

     Родная природа в стихотворениях адыгских поэтов.

     Т е о р и я.  Творчество читателя как исполнителя стихов и прозы.

А. Т. Аверченко. «Смерть африканского охотника». Герой рассказа и его любимые книги. Мечты юного читателя о судьбе африканского охотника и реальность. 

Посещение цирка и встреча с цирковыми артистами. Разочарование увлечённого любителя приключенческой литературы. Эпилог рассказа. Смысл заголовка.

Теория литературы. Эпилог. Смысл названия.

М. Горький «Детство» (фрагмент). Изображение внутреннего мира подростка. Активность авторской позиции.

Теория литературы. Авторская позиция.

А. С. Грин. «Гнев отца». Преданность сына отцу – путешественнику. Как возник сюжет и название рассказа. Комизм сюжета. Благородство и чуткость отношения взрослого к сыну.

Теория литературы. Слово в рассказе.

К. Г. Паустовский. «Повесть о жизни» (главы «Гардемарин», «Как выглядит рай»). Цикл автобиографических повестей писателя. «Далёкие годы» как первая из шести частей повести «Повести о жизни». Глава «Гардемарин». Встреча героя с гардемарином. Благородство поведения гардемарина. Прав ли автор, утверждая, что «жалость оставляет в душе горький осадок»? Игра в свой флот. «Как выглядит рай» в автобиографической повести. Мастерство пейзажа в прозе писателя. Главы повести как этапы рассказа о становлении характера.

Личность подростка в адыгейской литературе. П. Кошубаев «Семь дождливых дней»

Теория литературы. Роль пейзажа в прозе.

Ф. А. Искандер. «Детство Чика» («Чик и Пушкин»). Герой цикла рассказов по имени Чик. Увлекательная игра со словом в прозе  Искандера. Важность главы «Чик и Пушкин» как описание пути юного читателя к постижению тайны собственного творчества. Поединок тщеславия и творческой радости от игры на сцене. Яркость изображения характера героя. Герой и автор.

Теория литературы. Инсценировка.                

Великая Отечественная война в лирике и прозе.

Лирические и прозаические произведения о жизни и подвигах подростков в  годы  Великой Отечественной войны: Б. А. Лавренев «Разведчик Вихров»; К. М. Симонов. «Мальчишка на лафете», «Сын артиллериста»; Е. К. Винокуров. «В полях за Вислой сонной..»; песни военных лет; «Моя Москва» (стихи М. Лисянского, музыка И. Дунаевского).

Теория литературы. Быстрота отклика искусства на события жизни. Изображение героизма и патриотизма в художественном произведении.

Итоги

Чтение и обсуждение классических произведений юношеской литературы. Важнейшие проблемы в жизни подростка.

Тема защиты природы в литературе XX века. Произведения М. М. Пришвина и В. В. Бианки. Книга Б. Андерсена «Простите, где тут природа?», созданная по письмам ребят Дании.

Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул.

 Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса

Предметные результаты:

— адекватное восприятие воспринятых на слух или прочитанных произведений в объеме программы;

— знание изученных текстов;

— обогащение навыков анализа литературного произведения (умение охарактеризовать героев, оценить их место в сюжете, роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания);

— знание основных теоретических понятий, связанных с героем (литературный герой, имя героя, поступки и характер, речевая характеристика, отношения с другими героями, авторская оценка).

Метапредметные результаты:

— овладение техникой составления разных типов плана;

— овладение различными способами пересказа;

— обогащение приемов структурирования материала, в том числе с использованием цитирования;

— умение работать со справочными материалами и интернет-ресурсами;

— умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы.

Личностные результаты:

— знание наизусть художественных текстов в рамках программы;

— умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;

— умение создавать творческие работы, связанные с анализом личности героя: письма, дневники, «журналы», автобиографии;

— осознанно продолжать формирование собственного круга чтения.

Тематическое планирование

Разделы

Уроки развития речи

Кол-во часов

Введение

1

История человечества в произведениях литературы

8

Литература 19 века

12

52

Мир путешествий и приключений

2

18

Литература 20 века

4

12

Общее количество часов – 102; кол-во часов развития речи – 18

Перечень учебно-методического обеспечения

1.Программа по литературе (5-11 кл.) под редакцией Т.Ф. Курдюмовой. М: «Дрофа», 2010

2.Литература. 6 кл.: учебник – хрестоматия для общеобразовательных  учреждений. Автор – составитель Т.Ф. Курдюмова,  Н.А.Демидова, Е.Н. Колокольцев и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2013

3.Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 6 класс. М.: Вако, 2007.

4.Савина Л. М. Литература. 6 класс.. Волгоград: Учитель –АСТ, 2007.

5. Анализ лирических произведений /С.В. Толстошей. – Краснодар: Школа развития речи, 2007

6. Литература, 5-11 классы. Инновации и традиции / Е.Н. Попова и др. – Волгоград: Учитель, 2009

7. Диалоговые формы обучения / Л.В. Перепилицына. – Волгоград: Учитель, 2008

8. Презентации к урокам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе для 8 класса по учебнику Т.Ф.Курдюмовой

Рабочая программа рассчитана на 102 часа в год. Состоит из пояснительной записки, содержания программы, календарно-тематического планирования. В программу включен региональный компонент (Литература До...

Рабочая программа по литературе для 9 класса по учебнику Т.Ф.Курдюмовой

Рабочая программа составлена с учетом регионального компонента и составлена на 4 часа в неделю. В программе есть пояснительная записка, содержание программы и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по литературе для 10 класса (Т.Ф. Курдюмова).

Данная рабочая программа составлена в соответствии·      с государственным стандартом общего образования 2004 г. (стандартом первого поколения);·...

Рабочая программа по литературе для 11 класса (Т.Ф. Курдюмова).

Данная рабочая программа составлена в соответствии·      с государственным стандартом общего образования 2004 г. (стандартом первого поколения);·...

Рабочая программа по литературе для 6 класса. Учебник Курдюмовой Т.Ф.

Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Концепцией модернизации российского образова...

Рабочая программа по литературе для 5 класса на основе программы Курдюмовой в соответствии с требованиями ФГОС

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федераль...

Рабочая программа по литературе в 11 классе по программе Т.Ф. Курдюмовой

Программа по литературе для 11  класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по литер...