Рабочая программа по литературе для 10 класса (Т.Ф. Курдюмова).
материал по теме
Данная рабочая программа составлена в соответствии
· с государственным стандартом общего образования 2004 г. (стандартом первого поколения);
· с примерной программой среднего (полного) общего образования по литературе (X-XI классы);
· с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ, предусматривающим обязательное изучение учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования; в X классе выделяется 105 часов (из расчёта 3 учебных часа в неделю), из которых 10 % учебного времени – «региональный компонент» (10 учебных часов);
· с программой по дисциплине «Литература» для 10 класса общеобразовательных учреждений под редакцией Т. Ф. Курдюмовой;
· с приказом минобразования Ростовской области от 14.07.2011 № 610 об утверждении Примерного регионального положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);
· с положением о рабочей программе учителя муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения лицея РГСУ Кировского района города Ростова-на-Дону;
· с расписанием уроков на 2012-2013 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_literatura_10_klass_kurdyumova.doc | 360 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена в соответствии
- с государственным стандартом общего образования 2004 г. (стандартом первого поколения), в котором указаны нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса;
- с примерной программой среднего (полного) общего образования по литературе (X-XI классы), созданной на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, детализирующей и раскрывающей содержание стандарта, определяющей общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом;
- с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ, предусматривающим обязательное изучение учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования; в X классе выделяется 105 часов (из расчёта 3 учебных часа в неделю), из которых 10 % учебного времени - региональный компонент (10 учебных часов);
- с программой по дисциплине «Литература» для 10 класса общеобразовательных учреждений под редакцией Т. Ф. Курдюмовой, определяющей основные принципы организации учебного материала, его структурирование, последовательность изучения;
- с приказом минобразования Ростовской области от 14.07.2011 № 610 об утверждении Примерного регионального положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);
- с положением о рабочей программе учителя муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения лицея РГСУ Кировского района города Ростова-на-Дону;
- с расписанием уроков на 2012-2013 учебный год;
- с производственными календарями на 2012, 2013 годы.
Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий, формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.
Достижение данных целей способствует приобретению учащимися следующих компетентностей.
Общекультурная литературная компетентность - эмоциональное восприятие и глубокое осмысление литературных произведений; понимание литературы как неотъемлемой части родной и мировой культуры; осознание социокультурной значимости литературы в обществе, значения и специфики художественного слова; знание литературных произведений, обязательных для изучения, основных фактов жизни и творчества выдающихся писателей; понимание авторского замысла; способность к самообразованию в сфере литературы; формирование читательской культуры, предполагающей освоение теоретико-литературных понятий; развитие потребности в самообразовании, в решении задач информационного самообеспечения, определении необходимых источников знаний, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в сети Интернет.
Ценностно-мировоззренческая компетентность - сформированность гуманистического видения мира, духовно-нравственных ценностей, собственного мнения и убеждения, способности утверждать и отстаивать их; понимание необходимости литературы для саморазвития и самореализации духовного мира человека, для достижения гармонических отношений индивидуума и окружающего мира; осмысление внутреннего единства разных систем ценностей, отраженных в литературе; способность к критическому мышлению, умение противостоять антигуманистическим тенденциям в современной культуре; удовлетворение духовных запросов учащихся, обусловленных психологическими особенностями старшего подросткового и юношеского возраста, нахождение ими в изучаемых литературных произведениях ответов на волнующие их актуальные социальные и нравственно-эстетические проблемы.
Читательская компетентность - способность к творческому чтению и осмыслению литературного произведения на личностном уровне; сформированность собственного круга чтения; способность вступать в диалог с эпохой и культурой, воплощенными в произведениях; к сопереживанию с героями литературных произведений.
Речевая компетентность - свободное владение основными видами речевой деятельности, активизация речевой деятельности; освоение и использование специфики языка изящной словесности; использование функциональных стилей языка в речевой практике; совершенствование навыков устной и письменной речи, умений и навыков интеллектуальной деятельности в условиях информационного общества, способствующих достижению высокой информационной культуры учащегося.
Реализация указанных целей и формирование названных компетентностей достигается в результате освоения следующего содержания образования, которое состоит из четырех частей:
Первая часть - литературные произведения, предназначенные для обязательного изучения.
Вторая - основные историко-литературные сведения.
Третья - основные теоретико-литературные понятия.
Четвертая - основные виды деятельности по освоению литературных произведений и теоретико-литературных понятий.
Содержание учебного предмета «Литература» в 10 классе
№№ | Компетентности | Базовый уровень | Повышенный уровень | |
Знать | Уметь | |||
1. | Общекультурная | Литература - неотъемлемая часть родной и мировой культуры. Социально-культурную значимость литературы в обществе, значение и специфику художественного слова. Литературные произведения, обязательные для изучения, основные факты жизни и творчества выдающихся писателей. Основные закономерности историко-литературного процесса, черты литературных направлений. Теоретико- литературные понятия. | Эмоционально воспринимать и глубоко осмыслять литературные произведения. Понимать авторский замысел. Самообразовываться в сфере литературы. Определять необходимый источник знаний, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в сети Интернет. Воспроизводить конкретное содержание литературного произведения, определять его тематику и проблематику. Соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой. Связывать литературную классику со временем написания и с современностью. Выявлять «сквозные темы» русской литературы. Соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи (классицизмом, романтизмом, реализмом, модернизмом). | Знать литературные произведения, необязательные для изучения Дополнительные факты жизни и творчества выдающихся писателей. Закономерности историко-литературного процесса |
2. | Ценностно-мировоззренческая | Духовно-нравственные ценности, отражённые в литературе. Роль литературы в саморазвитии и самореализации духовного мира человека, в достижении гармонических отношений индивидуума и окружающего мира. | Видеть мир с позиций гуманизма. Утверждать и отстаивать духовно-нравственные ценности. Критически мыслить. Находить в художественной литературе ответы на волнующие юношей и девушек актуальные социальные и нравственно-эстетические проблемы. Выявлять ключевые проблемы русской литературы, раскрывать их нравственный смысл. | Особенности видения мира выдающимися писателями. |
3. | Читательская | Круг обязательного чтения, содержание художественных произведений русской литературы XIX-XX веков, отдельных произведений зарубежной литературы и литературы народов России. | Творчески читать литературное произведение. Вступать в диалог с эпохой и культурой, воплощёнными в произведениях. Сопереживать героям литературных произведений. Определять род и жанр произведения. Определять авторское отношение к изображаемому. Давать интерпретацию изученного произведения на основе личностного восприятия. Анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения. Творчески использовать аналитический пересказ. | Расширение круга чтения. |
4. | Речевая | Основные виды речевой деятельности. Нормы русского литературного языка. | Активизировать речевую деятельность. Использовать специфику языка изящной словесности. Использовать в речевой практике функциональные стили, сведения по истории и теории литературы при анализе и оценке художественного произведения, его проблематики, системы образов, особенностей композиции, изобразительно-выразительных средств языка. Выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть. Давать устную или письменную аргументированную оценку изученному в классе или самостоятельно прочитанному литературному произведению, а также инсценировке, экранизации. Аргументированно формулировать в устных и письменных высказываниях свою позицию, отстаивать её, участвуя в диалоге или дискуссии. Составлять конспекты, планы, тезисы статей на литературные, научные и публицистические темы. Писать рецензии на самостоятельно прочитанное произведение, сочинения на литературные и свободные темы. | Совершенствование навыков устной и письменной речи. |
Календарно-тематическое планирование
Номер урока | Дата урока | Раздел учебной программы, тема урока | Теория литературы | Основные виды учебной деятельности | Домашнее задание | Виды контроля |
03.09 | Введение (3 ч.) Русская история и русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века. | Составление тезисного плана. | Подготовить монолог на учебную тему по составленному плану. | |||
06.09 | Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Становление реализма в русской и мировой литературе. | Романтизм. Реализм. | Монолог на учебную тему. Беседа. | |||
06.09 | Зарождение и развитие русской профессиональной литературной критики. | Беседа. Составление плана раскрытия темы. | Подготовиться к диалогу на учебную тему по составленному плану. | |||
10.09 | Русская литература первой половины XIX века (20 ч.+4 р. р.) Россия в первой половине XIX века. Национальное самоопределение русской литературы. | Реализм и его становление. | Беседа. Составление тезисного плана. | Стр. 8-22. Подготовить монолог на учебную тему по составленному плану. Выучить стихотворение наизусть. | ||
13.09 | А. С. Пушкин (10 ч.+1 р. р.) Жизненный и творческий путь. Места, связанные с пребыванием Пушкина на Дону. | Монолог на учебную тему. Игра «Пушкинская азбука». Стихотворение наизусть. | Стр. 23-35. | Р. к. № 1 | ||
13.09 | Основные темы и мотивы лирики А. С. Пушкина. Вольнолюбивая и философская поэзия. | Выразительное чтение. Анализ стихотворений. | Стр. 35-49. Выучить стихотворение наизусть. | |||
17.09 | Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина. | Выразительное чтение. Анализ лирического текста по плану. | Подготовиться к диалогу на учебную тему. Выучить стихотворение наизусть. | |||
20.09 | Любовная лирика. Совершенство пушкинского стиха. Тема природы в лирике поэта. Художественные открытия А. С. Пушкина. | Стихотворение наизусть. Выразительное чтение. Составление тестовых заданий по теме «Лирика А. С. Пушкина». | ||||
20.09 | Тест по теме «Лирика А. С. Пушкина». | Выполнение тестовых заданий. | Не дано. | Т. № 1 | ||
24.09 | А. С. Пушкин. «Медный всадник». Проблема власти. Идея государственности, цена мощи и славы страны и судьба отдельного человека. | Беседа. Выразительное чтение. | Стр. 55-61. Сформулировать для одноклассников вопросы по теме. Подготовиться к инсценировке эпизодов трагедии. | |||
27.09 | Совершенство чеканных строк поэмы, звукопись. Своеобразие жанра и композиции произведения. | Ответы на вопросы одноклассников. Комментированное чтение. | ||||
27.09 | А. С. Пушкин. «Борис Годунов». Проблема народа и власти в трагедии. Царь Борис. Его противники и приспешники. | Беседа. Инсценировка эпизодов трагедии. Беседа. | Стр. 49-54. Составить сложный план характеристики героев. | |||
01.10 | Композиция первой реалистической трагедии в русской литературе. Язык и особенности стиха трагедии. | Беседа. Монолог на литературную тему. Выразительное чтение. | Выявить особенности пушкинской трагедии. | |||
04.10 | Развитие реализма в творчестве А. С. Пушкина. Значение творчества Пушкина для русской и мировой литературы. | Народность литературы. | Диалог на учебную тему. | Индивидуальное задание: подготовить доклад. | ||
04.10 | Р. р. Подготовка к сочинению по творчеству А. С. Пушкина. | Составление плана сочинения. Подбор цитат по заданным темам. Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы. | Создать собственный письменный текст по плану, отредактировать работу. Написать сочинение. Индивидуальное задание: подготовить доклад. | С. № 1 | ||
08.10 | М. Ю. Лермонтов (6 ч.+2 р. р.) Своеобразие художественного мира поэта, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Р. к. Казачья тема в стихотворениях «Атаман», «Черкесы», «Казачья колыбельная». | Доклад. План раскрытия темы. | Стр. 62-72. Подготовиться к диалогу на учебную тему по составленному плану. | Р. к. № 2 | ||
11.10 | Р. р. Работа над ошибками, допущенными в сочинении. | Беседа. | Поработать над ошибками. | |||
11.10 | Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова. Романтизм и реализм в творчестве поэта. | Реалистическое и романтическое начало в лирике Лермонтова. | Диалог на учебную тему. Анализ лирического текста. | Стр. 72-84. Выучить стихотворение наизусть. | ||
15.10 | Тема родины в лирике поэта. | Стихотворение наизусть. Выразительное чтение. Анализ лирического текста. | Выучить стихотворение наизусть. | |||
18.10 | Тема поэта и поэзии. | Стихотворение наизусть. Выразительное чтение. Анализ лирического текста. | ||||
18.10 | Мотив одиночества в поэзии М. Ю. Лермонтова. | Стихотворение наизусть. выразительное чтение. Беседа. | Выучить стихотворение наизусть. | |||
22.10 | Тема любви в лирике поэта. | Стихотворение наизусть. Выразительное чтение. Анализ лирического текста. | Индивидуальное задание: подготовить доклад. | |||
25.10 | Р. р. Подготовка к сочинению по творчеству М. Ю. Лермонтова. | Составление плана сочинения. Подбор цитат по заданным темам. Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы. | Создать собственный письменный текст по плану, отредактировать работу. Написать сочинение. Индивидуальное задание: подготовить доклад. | С. № 2 | ||
25.10 | «Эпоха Гоголя» (3 ч.+1 р. р.) Петербургские повести. | Доклад. План раскрытия темы. | Стр. 84-94. Подготовиться к диалогу на учебную тему по составленному плану. | |||
29.10 | Образ города в повести «Невский проспект». Пискарев и Пирогов. Сатира на страницах повести. «Нефантастическая фантастика» Гоголя. | Образ автора в произведении. | Диалог по составленному плану. Краткий художественный пересказ. Анализ эпизодов художественного произведения. | Стр. 94-99. Сформулировать для одноклассников вопросы по теме. | ||
01.11 | Р. р. Работа над ошибками, допущенными в сочинении. | Ответы на вопросы одноклассников. Беседа. | Поработать над ошибками. | |||
01.11 | В. В. Набоков. «Гоголь». | Конспектирование. | Подготовить монолог на учебную тему. | |||
12.11 | Русская литература второй половины XIX века (50 ч.+16 р. р.) Богатство проблематики и широта тематики. Традиции и новаторство. | Монолог на учебную тему. Составление тезисного плана. | Стр. 102-110. Подготовить монолог на учебную тему по составленному плану. Индивидуальное задание: подготовить доклад. Подготовиться к инсценировке эпизодов пьесы. | |||
15.11 | А. Н. Островский (5 ч.+3 р. р.) Жизнь и творчество драматурга. | Монолог на учебную тему. Доклад. Беседа. | Стр. 111-120. | |||
15.11 | «Гроза». Конфликт. Герои. Смысл названия и символика пьесы. | Беседа. Инсценировка эпизодов пьесы. | Стр. 120-134. Групповые задания: составить сложный план характеристики героев. | |||
19.11 | Драматургическое мастерство Островского. Пьесы драматурга на русской сцене. Современные постановки пьес Островского. | Выступление по группам. Беседа. | Стр. 134-137. Конспект статьи Н. А. Добролюбова. | |||
22.11 | Н. А. Добролюбов. «Луч света в тёмном царстве». | Диалог на учебную тему. | ||||
22.11 | А. А. Григорьев. «После «Грозы» Островского. Письма к И. С. Тургеневу». | Тезисный план статьи. | Индивидуальное задание: подготовить доклад. | |||
26.11 | Р. р. Подготовка к сочинению по пьесе А. Н. Островского «Гроза». | Составление плана сочинения. Подбор цитат по заданным темам. Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы. | Создать собственный письменный текст по плану, отредактировать работу. | |||
29.11 | Р. р. Сочинение по пьесе А. Н. Островского «Гроза». | Аудиторное сочинение. | Не дано. | С. № 3 | ||
29.11 | Р. р. Сочинение по пьесе А. Н. Островского «Гроза». | Аудиторное сочинение. | Индивидуальное задание: подготовить доклад. | |||
03.12 | Работа над ошибками, допущенными в сочинении. И. А. Гончаров (6 ч.) Краткая биография писателя. «Обломов». История создания. Особенности композиции. Приём антитезы в романе. | Доклад. Составление плана статьи. | Стр. 138-147. Подготовить монолог на учебную тему по составленному плану. | |||
06.12 | Сущность характера героя, его мироощущение, судьба. Обломов и Захар. Обломов и Штольц. Образ Обломова в ряду образов мировой литературы. | Нарицательные образы – герои художественных произведений. | Монолог на учебную тему. Сравнительная характеристика героев романа. | Стр. 147-158. | ||
06.12 | Женские образы в романе и их роль в развитии сюжета. | Выразительное чтение. Анализ эпизодов романа. Характеристика героинь романа. | Сопоставить роман и художественный фильм «Несколько дней из жизни Обломова». | |||
10.12 | Пейзаж, портрет, интерьер в художественном мире романа. Способы выражения авторской позиции в романе. «Обломов» - роман, утвердивший писателя как классика. | Беседа. Комментированное чтение. | Стр. 158-161. Сформулировать для одноклассников вопросы по теме. | |||
13.12 | Н. А. Добролюбов. «Что такое обломовщина?» Д. И. Писарев. «Обломов». А. В. Дружинин. «Обломов», роман Гончарова». | Ответы на вопросы одноклассников. Составление тезисного плана статьи Н. А. Добролюбова. Составление тестовых заданий по теме «И. А. Гончаров». | ||||
13.12 | Тест по теме «И. А. Гончаров». | Выполнение тестовых заданий. | Индивидуальное задание: подготовить доклад. | Т. № 2 | ||
17.12 | Работа над ошибками, допущенными в тесте. Ф. И. Тютчев (2 ч.) Поэт-философ. Очерк жизни и творчества. Раздумья о жизни, человеке, и мироздании. | Художественное своеобразие и ритмическое богатство стиха. | Доклад. Выразительное чтение. | Стр. 192-196. Выучить стихотворение наизусть. | ||
20.12 | Тема родины. Любовь как «поединок роковой». Художественное своеобразие и ритмическое богатство стиха поэта. | Стихотворение наизусть. Анализ лирического текста. | Стр. 196-206, 206-207. Индивидуальное задание: подготовить доклад. | |||
20.12 | А. А. Фет (2 ч.) Точность в передаче человеческого восприятия картин родной природы, оттенков чувств и душевных движений человека. | Теория «чистого искусства». | Доклад. Беседа. Выразительное чтение. | Стр. 208-225. Выучить стихотворение наизусть. | ||
24.12 | Фет и теория «чистого искусства». Волшебство ритмов, звучаний и мелодий. | Стихотворение наизусть. Анализ лирического текста. | Индивидуальное задание: подготовить доклад. | |||
27.12 | А. К. Толстой (2 ч.) Краткий обзор жизни и творчества. Своеобразие художественного мира поэта. | Доклад. Выразительное чтение. | Стр. 226-287. | |||
27.12 | Ведущие темы в лирике А. К. Толстого. Взгляд на русскую историю. Влияние романтической и фольклорной традиции на поэзию А. К. Толстого. | Влияние фольклора на лирику XIX века. | Ответы на вопросы одноклассников. | Индивидуальное задание: подготовить доклад. | ||
10.01 | К. Хетагуров (2 ч.) Стихотворения из сборника «Осетинская лира». | Стихотворный перевод. | Доклад. Выразительное чтение. Анализ лирического текста. | |||
10.01 | Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях К. Хетагурова. | Анализ лирического текста. | Индивидуальное задание: подготовить доклад. | |||
14.01 | Н. А. Некрасов (3 ч.) Очерк жизни и творчества. Поэт «мести и печали». Гражданственность лирики Некрасова, обострённая правдивость и драматизм изображения. | Народность творчества. | Доклад. План раскрытия темы. | Стр. 238-245, 245-255. Подготовиться к диалогу на учебную тему по составленному плану. | ||
17.01 | «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие, фольклорная основа, смысл названия. | Диалог на учебную тему. Беседа. | Стр. 255-267. Групповые задания: составить план характеристики героев. | |||
17.01 | Многообразие народных типов в галерее героев поэмы. Сатирические образы помещиков. Проблемы счастья и смысла жизни в поэме. | Характеристика героев по составленному плану. | Стр. 267-268. Индивидуальное задание: подготовить доклад. | |||
21.01 | И. С. Тургенев (6 ч.+3 р. р.) Очерк жизни и творчества. | Философские позиции автора и героев романа. | Доклад. Беседа. | Стр. 162-172. Подготовить монолог на учебную тему. | ||
24.01 | «Отцы и дети». Творческая история романа. Конфликт «отцов» и «детей» или конфликт жизненных позиций. Базаров в системе действующих лиц. | Социально-историческая обусловленность темы, идеи и образов романа. | Монолог на учебную тему. Беседа. | Стр. 172-188. | ||
24.01 | «Отцы» в романе, их нравственные и социальные позиции. | Характеристика героев. Беседа. Анализ эпизодов романа. | Ответить на проблемный вопрос. | |||
28.01 | «Вечные темы» в романе. Смысл финала произведения. Авторская позиция и способы её выражения в произведении. | Дискуссия. Комментированное чтение. | Стр. 188-191. Сформулировать для одноклассников вопросы по теме. | |||
31.01 | Полемика вокруг романа. М. А. Антонович. «Асмодей нашего времени». Д. И. Писарев. «Базаров». | Ответы на вопросы одноклассников. Составление тезисного плана статей. | Подготовиться к диалогу на учебную тему по составленному плану. | |||
31.01 | Н. Н. Страхов. «Отцы и дети» И. С. Тургенева». | Диалог на учебную тему. | Выбрать тему сочинения, продумать иллюстративный материал. | |||
04.02 | Р. р. Подготовка к сочинению по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети». | Составление плана сочинения. Подбор цитат по заданным темам. Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы. | Создать собственный письменный текст по плану, отредактировать работу. | |||
07.02 | Р. р. Сочинение по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети». | Аудиторное сочинение. | Не дано. | С. № 4 | ||
07.02 | Р. р. Сочинение по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети». | Аудиторное сочинение. | Не дано. | |||
11.02 | Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Н. Г. Чернышевский (1 ч.) «Что делать?» (обзор). Эстетическая теория писателя. Роль романа в литературном процессе 60-70-х годов XIX века. Идеологические, этические, эстетические проблемы в произведении. | Отражение жизненных коллизий в литературе. | Беседа. | Стр. 270-277. Индивидуальное задание: подготовить доклад. | ||
14.02 | Н. С. Лесков (3 ч.) Мастер изображения русского быта. Очерк жизни и творчества. | Сказ в творчестве Лескова. | Доклад. Беседа. | Стр. 278-287. | ||
14.02 | «Очарованный странник». Особенности сюжета. Национальный характер в изображении писателя. Иван Флягин – герой правдоискатель. | Беседа. Выразительное чтение. Анализ эпизодов художественного произведения. Составление тестовых заданий по теме «Н. С. Лесков». | Стр. 287-296, 296-298. Выполнить составленные тестовые задания. | |||
18.02 | Тест по теме «Н. С. Лесков». | Выполнение тестовых заданий. | Индивидуальное задание: подготовить доклад. | Т. № 3 | ||
21.02 | Работа над ошибками, допущенными в тесте. М. Е. Салтыков-Щедрин (3 ч.) Очерк жизни и творчества. Жизненная позиция писателя. | Понятие об условности в искусстве (эзопов язык, гротеск). | Доклад. Беседа. План раскрытия темы. | Стр. 300-314. | ||
21.02 | «История одного города» - сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Органчик и Угрюм-Бурчеев. | Беседа. Комментированное чтение. Характеристика героев. | Стр. 314-323. Подготовиться к диалогу на учебную тему по составленному плану. Систематизировать наблюдения над произведением при помощи сложного плана. | |||
25.02 | Тема народа и власти. Смысл финала романа. Р. к. «Атаманы» А. И. Петровского - пример следования традициям великого русского сатирика. Перекличка образов и сатирических приёмов. | Диалог на литературную тему. Комментированное чтение. | Стр. 323-325. Индивидуальное задание: подготовить доклад. | Р. к. № 3 | ||
28.02 | Ф. М. Достоевский (2 ч.+4 р. р.) Очерк жизни и творчества. Нравственная проблематика, острое чувство нравственной ответственности в произведениях писателя, философская глубина творчества. | Философская и идейно-нравственная проблематика. Психологизм. Полифонизм романов Достоевского. | Доклад. Беседа. | Стр. 326-338. | ||
28.02 | «Преступление и наказание». Образы романа. | Беседа. Характеристика героев. Комментированное чтение. | Стр. 338-356. Сформулировать для одноклассников вопросы по теме. | |||
04.03 | Р. р. Подготовка к сочинению по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». | Ответы на вопросы одноклассников. Составление плана сочинения. Подбор цитат по заданным темам. Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы. | Создать собственный письменный текст по плану, отредактировать работу. | |||
07.03 | Р. р. Сочинение по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». | Аудиторное сочинение. | Не дано. | С. № 5 | ||
07.03 | Р. р. Сочинение по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». | Аудиторное сочинение. | Не дано. | |||
11.03 | Р. р. Работа над ошибками, допущенными в сочинении. | Беседа. | Поработать над ошибками. Индивидуальное задание: подготовить доклад. | |||
14.03 | Л. Н. Толстой (6 ч.+5 р. р.) Жизненный и творческий путь писателя. Донские страницы творческой биографии Толстого. Духовные искания в годы юности. Начало творческой деятельности. Военный опыт писателя. «Севастопольские рассказы». Автобиографическая трилогия. | Доклад. План раскрытия темы. | Стр. 257-369. | Р. к. № 4 | ||
14.03 | «Война и мир». История создания. Своеобразие жанра. Художественные особенности: специфика композиции, психологизм и «диалектика души» в раскрытии характеров персонажей. | Роман-эпопея. | Беседа с элементами лекции. Комментированное чтение. | Стр. 369-387. Выучить отрывок наизусть. | ||
18.03 | «Мысль народная» и «мысль семейная» в эпопее. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Герои романа-эпопеи в поисках смысла жизни. | Чтение отрывка из романа наизусть. Выразительное чтение. Анализ эпизодов романа. Характеристика героев. | Сформулировать для одноклассников вопросы по теме. | |||
01.04 | Исторические личности на страницах романа. Кутузов и Наполеон. Смысл резкого противопоставления этих героев. | Ответы на вопросы одноклассников. Характеристика героев. Выразительное чтение. Анализ эпизодов романа. | Стр. 387-395. Подготовить план сравнительной характеристики героев. | |||
04.04 | Картины войны в романе. Осуждение войны. Бородинское сражение – идейно-композиционный центр романа. Партизанское движение. | Выразительное чтение. Анализ эпизодов романа. | ||||
04.04 | Лев Толстой – писатель-классик и самобытный философ. Интерес к Толстому в современном мире. | Диалог на литературную тему. | Сопоставить изображение войны 1812 года в произведениях разных авторов. | |||
08.04 | Р. р. Подготовка к сочинению по роману Л. Н. Толстого «Война и мир». | Составление плана сочинения. Подбор цитат по заданным темам. Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы. | Создать собственный письменный текст по плану, отредактировать работу. | |||
11.04 | Р. р. Сочинение по роману Л. Н. Толстого «Война и мир». | Аудиторное сочинение. | Не дано. | С. № 6 | ||
11.04 | Р. р. Сочинение по роману Л. Н. Толстого «Война и мир». | Аудиторное сочинение. | Не дано. | |||
15.04 | Р. р. Работа над ошибками, допущенными в сочинении. | Беседа. | Поработать над ошибками. Индивидуальное задание: подготовить доклад. | |||
18.04 | Р. р. Работа над ошибками, допущенными в сочинении. | Беседа. | Поработать над ошибками. | |||
18.04 | А. П. Чехов (6 ч.+1 р. р.) Рассказы, своеобразие тематики и стиля. «Биография настроений» как одно из важнейших достоинств рассказов Чехова. | Доклад. Беседа. | Стр. 397-410. | Р. к. № 5 | ||
22.04 | Мастерство писателя. Способы создания комического эффекта. | Своеобразие стиля Чехова. | Беседа с элементами лекции. Комментированное чтение. | Подготовиться к инсценировке пьесы. | Р. к. № 6 | |
25.04 | А. П. Чехов. «Вишнёвый сад» как одно из наиболее характерных для Чехова-драматурга произведений. Особенности сюжета и конфликта пьесы. Символический смысл образа вишнёвого сада. Тема времени в пьесе. | Лирическая комедия. | Диалог. Отзыв о самостоятельно прочитанном произведении. | Стр. 417-432. | Р. к. № 7 | |
25.04 | Раневская и Гаев как герои уходящего в прошлое усадебного быта. | Составление плана характеристики героев. | Сформулировать для одноклассников вопросы по учебной теме. | Р. к. № 8 | ||
29.04 | Образы Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Внесценические персонажи. | Ответы на вопросы одноклассников. Инсценировка эпизодов пьесы. | Групповые задания: характеристика персонажей пьесы по плану. | Р. к. № 9 | ||
02.05 | Новаторство Чехова-драматурга. Художественное своеобразие пьес писателя. Сценическая судьба драм Чехова на сценах России и мира. | Беседа с элементами лекции. | Р. к. № 10 | |||
02.05 | Р. р. Подготовка к сочинению по творчеству А. П. Чехова. | Составление плана сочинения. Подбор цитат по заданным темам. Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы. | Создать собственный письменный текст по плану, отредактировать работу. Написать сочинение. | С. № 7 | ||
06.05 | Зарубежная литература XIX века (9 ч.+1 р. р.) Основные тенденции в развитии зарубежной литературы XIX века. Поздний романтизм. Ведущая роль реализма. Символизм. Обзор творчества наиболее ярких писателей этой эпохи. | Составление тезисного плана. | Подготовить монолог на учебную тему по составленному плану. | |||
13.05 | Р. р. Работа над ошибками, допущенными в сочинении. | Монолог на учебную тему. Беседа. | Поработать над ошибками. Индивидуальное задание: подготовить доклад. | |||
16.05 | Э. Т. А. Гофман. «Серапионовы братья». Связь реального и фантастического в романтических произведениях Гофмана. «Двоемерие» в отражении действительности. | Доклад. Беседа. Краткий пересказ художественного произведения. | ||||
16.05 | Ч. Диккенс. «Записки Пиквикского клуба». История создания романа. Англия на его страницах. Герои и события. Смех как способ демонстрации оптимизма. Реальность и фантастика на страницах произведения писателя-реалиста. | Доклад. Беседа. Комментированное чтение. | Индивидуальное задание: подготовить доклад. | |||
20.05 | О. де Бальзак. «Гобсек». Тема власти денег. Реалистическое мастерство писателя. | Доклад. Беседа. Анализ эпизодов художественного произведения. | Индивидуальное задание: подготовить доклад. | |||
23.05 | В. Гюго. «Собор Парижской Богоматери». Главные герои: Эсмеральда, Квазимодо, Клод Фролло. Народ в романе. Образ собора и его роль в романе. | Доклад. Краткий пересказ художественного произведения. Составление плана характеристики героев. | ||||
23.05 | Э. А. По. «Золотой жук». Динамичность сюжета. Острая характерность облика и поведения героев. | Диалог на учебную тему. Доклад. Выразительное чтение. | Индивидуальное задание: подготовить доклад. | |||
27.05 | Г. де Мопассан. «Ожерелье». Грустные раздумья автора о несправедливости мира. Мечты героев и их неосуществимость. Тонкость психологического анализа. | Доклад. Краткий пересказ художественного произведения. Характеристика героев. | Индивидуальное задание: подготовить доклады. | |||
30.05 | Г. Ибсен. «Кукольный дом». Образ героини. Вопрос о правах женщины. Своеобразие «драм идей» как социально-психологических драм. | Социально-психологическая драма. | Доклад. Беседа. Выразительное чтение. | Не дано. | ||
30.05 | А. Рембо. «Пьяный корабль». Пафос отрицания устоявшихся норм. Символические образы в стихотворении. Подведение итогов полугодия и учебного года. Рекомендация литературы для летнего чтения. | Доклад. Анализ лирического текста. | Не дано. |
Система оценки планируемых результатов
Предмет «Литература» Класс 10 «А» Учитель Смирнова Н. А.
Количество часов | Формы и виды контроля | |||||
Четверть | Количество недель | Количество часов в неделю | Всего часов | № недели | Тест | Сочинение |
I. | 9 недель | 3 | 27 | 1. | ||
2. | ||||||
3. | + | |||||
4. | ||||||
5. | + | |||||
6. | ||||||
7. | ||||||
8. | + | |||||
9. | ||||||
II. | 7 недель | 3 | 21 | 1. | ||
2. | ||||||
3. | + | |||||
4. | ||||||
5. | + | |||||
6. | ||||||
7. | ||||||
III. | 10 недель | 3 | 30 | 1. | ||
2. | ||||||
3. | ||||||
4. | ||||||
5. | + | |||||
6. | + | |||||
7. | ||||||
8. | + | |||||
9. | ||||||
10. | ||||||
IV. | 9 недель | 3 | 25 | 1. | ||
2. | + | |||||
3. | ||||||
4. | ||||||
5. | + | |||||
6. | ||||||
7. | ||||||
8. | ||||||
9. | ||||||
ИТОГО: | 103 | 35 | 3 | 7 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
I. Печатные пособия
1) Основная литература
- Курдюмова Т. Ф., Леонов С. А., Марьина О. Б. Литература. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2010.
- Программа по литературе (донской региональный компонент) для V-XI классов. - Ростов-на-Дону, 1998. Авторы: Р. Б. Небратенко, зам. директора по НМР СШ №81 (V-XI классы), Г. Ф. Саенко, методист-референт РО ИПК и ПРО (IX-XI классы), В. Д. Яцык, методист НМЦО (V-VIII классы). Консультант Г. Ф. Саенко, методист-референт РО ИПК и ПРО. Редактор Э. К. Колосова, методист НМЦО.
- Сборник нормативных документов. Литература / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2008.
- Курдюмова Т. Ф., Колокольцев Е. Н., Леонов С. А. Литература: 10 класс: методические рекомендации. - М.: Дрофа, 2008.
- Программа для общеобразовательных учреждений (5-11 классы). / Т. Ф. Курдюмова, Н. А. Демидова, Е. Н. Колокольцев и др.; под редакцией Т. Ф. Курдюмовой. - М.: Дрофа, 2010.
- Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений «Донской региональный компонент». - Методический центр образования города Ростов-на-Дону, 2007.
2) Дополнительная литература
- Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. - М., 1994.
- Андроников И. Л. Лермонтов: Исследования и находки. - М.; Л., 1964.
- Анненков П. В. Материалы для биографии А. С. Пушкина. - М., 1984.
- Анненков П. В. Пушкин в русской философской критике. - М., 1990.
- Афанасьев В. В. Жуковский. - М., 1986.
- Батюто А. И. Тургенев-романист. - Л., 1972.
- Белинский В. Г. Статьи о Гоголе // Белинский В. Г. Статьи о Пушкине, Лермонтове, Гоголе. - М., 1983.
- Белинский В. Г. Статьи о Лермонтове // Белинский В. Г. Статьи о Пушкине, Лермонтове, Гоголе. - М., 1983.
- Белов С. В. Роман Достоевского «Преступление и наказание»: Комментарий. - М., 1985.
- Бердников Г. П. Чехов. - М., 1978. - ( Серия «Жизнь замечательных людей»).
- Бессараб М. Я. Жуковский. Книга о поэте. – М., 1975.
- Билинкис Я. С. Русская классика и изучение литературы в школе. - М., 1986.
- Благой Д. Д. Душа в заветной лире. - М., 1977.
- Бонди С. М. О Пушкине. - М., 1983.
- Бочаров С. Г. Поэтика Пушкина. - М., 1974.
- Бочаров С. Г. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир». - М., 1978.
- Бухштаб Б. Я. Сказки Салтыкова-Щедрина. - Л., 1962.
- Бушмин А. С. Художественный мир Салтыкова-Щедрина. - Л., 1987.
- Веселовский А. Н. В. А. Жуковский. Поэзия чувства и сердечного воображения. - Пг., 1918.
- Воропаев В. А. Н. В. Гоголь: Жизнь и творчество. - М.,1998.
- Герштейн Э. Судьба Лермонтова. - М., 1986.
- Гуковский Г. А. Пушкин и русские романтики. - М., 1965.
- Гуковский Г. А. Реализм Гоголя. - М.; Л., 1959.
- Дружинин А. В. Стихотворения Н. Некрасова. - В кн.: Дружинин А. В. Литературная критика. - М., 1983.
- Корман Б. О. Лирика Некрасова. - Ижевск, 1978.
- Коровин В. И. Творческий путь Лермонтова. - М., 1973.
- Краснощёкова Е. А. Роман И. А. Гончарова «Обломов». - М., 1966.
- Лакшин В. Я. Островский. - М., 1982.
- Лебедев Ю. В. Тургенев. - М., 1990. - (Серия «Жизнь замечательных людей».)
- Лесков А. Жизнь Николая Лескова. - М., 1984.
- Лобанов М. П. Островский. - М., 1989. - (Серия «Жизнь замечательных людей»).
- Ломинадзе С. В. Поэтический мир Лермонтова. - М., 1985.
- Лощиц Ю. М. Гончаров. - М., 1977. - (Серия «Жизнь замечательных людей»).
- Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий. - Л., 1983.
- Мануйлов В. А. Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: Комментарий. - Л., 1975.
- Маймин Е. А. Пушкин: Жизнь и творчество. - М.,1981.
- Макогоненко Г. М. Творчество Пушкина в 1833-1836 гг. - М.,1974.
- Максимов Д. Е. Поэзия Лермонтова. - М., 1964.
- Машинский С. А. Художественный мир Гоголя. - М., 1971.
- Михайлова Е. Проза Лермонтова. - М., 1957.
- Непомнящий В. С. Поэзия и судьба: Над строками духовной биографии Пушкина. - М., 1987.
- Николаев Д. П. Сатира Щедрина и реалистический гротеск. - М., 1977.
- Прозоров В. В. Произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина в школьном изучении. - Л., 1963.
- Пустовой П. Г. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети»: Комментарий. - М., 1991.
- Семанова М. Л. Чехов-художник. - М., 1976.
- Семенко И. М. Жизнь и творчество Жуковского. - М., 1976.
- Скатов Н. Н. Русский гений. - М., 1987.
- Скатов Н. Н. «Я лиру посвятил народу своему»: О творчестве Н. А. Некрасова. - М., 1985.
- Сквозников В. Д. Лирика Пушкина. - М., 1975.
- Турков А. М. Салтыков-Щедрин. - М., 1981. - (Серия «Жизнь замечательных людей»).
- Храпченко М. Б. Николай Гоголь: Литературный путь. Величие писателя. - М., 1981.
- Турков А. М. Чехов и его время. - М., 1987.
- Щеблыкин И. П. Лермонтов: Жизнь и творчество. - М., 1995.
II. Технические средства обучения
- Музыкальный центр «Panasonic».
III. Демонстрационные пособия
- Художественный фильм по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница».
- Художественный фильм по роману И. А. Гончарова «Обломов».
- Художественный фильм по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети».
- Художественный фильм по роману Л. Н. Толстого «Война и мир».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по литературе 5 класс, к учебнику Т.Ф. Курдюмовой
Рабочая программа по литературе 5 класс к учебнику Т.Ф.Курдюмовой.Рабочая программа содержит: пояснительную записку, тематическое планирование, содержание,календарно- тематическое планирование, т...
Рабочая программа по литературе 9 класс к учебнику Курдюмовой
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание тем учебного курса, требования к знаниям и умениям выпускников, календарно - тематическое планирование...
Рабочая программа по литературе 8 класс учебник Т.Курдюмовой
Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе программы Т.Курдюмовой из расчёта 70 учебных часов...
рабочая программа по литературе 8 класс по программе Т.Ф.Курдюмовой
Рабочая программа по литературе по программе Т.Ф.Курдюмовой 8 класс...
Рабочая программа по литературе 7 класс по программе Т.Ф.Курдюмовой
Рабочая программа по литературе 7 класс по программе Т.Ф.Курдюмовой...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по литературе 9 класс по программе Т.Ф.Курдюмовой
Рабочая программа по литературе 9 класс по программе Т.Ф.Курдюмовой...