Рабочая программа по литературе для 6 класса. Учебник Курдюмовой Т.Ф.
рабочая программа по литературе (6 класс) по теме

Каплина Марина Владимировна

Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Концепцией модернизации российского образования, Уставом МБОУ Советская СОШ, Примерным региональным положением о рабочей программе (Приложение к приказу минобразования Ростовской области от 14.07.2011 №610) Положением о рабочей программе МБОУ Советская СОШ и должностными инструкциями педагогических работников, примерной программой по литературе для средне­го (полного)  общего образования на базовом уровне и программой  по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Т.Ф. Курдюмовой, с учётом регионального компонента (РК).

 Данная рабочая программа составлена в соответствии с образовательным стандартом основного общего образования и на основании учебного плана МБОУ Советская СОШ, реализующего стандарт первого поколения на второй ступени образования.

Рабочая программа относится к основному общеобразовательному  виду, является компилятивной.

Согласно базисному учебному плану на изучение литературы в 6 классе отводится 2 часа в неделю.

Рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне.

Учебная рабочая программа рассчитана на 34 недели, по 2 часа в неделю, таким образом, общее количество часов, отведённых на изучение литературы в 6 классе, составляет  68 часов.

Программе соответствует учебник «Литература, 6 класс, в 2-х частях», автор Т.Ф.Курдюмова. – М.: Дрофа, 2010 г    

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progr_lit_6_2013_14.01.doc325 КБ

Предварительный просмотр:

 Рассмотрено и рекомендовано                   Рассмотрено и рекомендовано                    Утверждено

 к утверждению                                             к утверждению                                              Приказом №   204      от  30.08.2013г.    

 на заседании МО учителей                         на педагогическом  совете школы               Директор школы     ______       Т.Н.Емельяненко

 русского языка и литературы                      протокол №1    от 27.08.2012г.                    

 протокол № 1   от 26.08.2013г.                              

 руководитель МО______

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СТ. СОВЕТСКОЙ

СОВЕТСКОГО РАЙОНА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Рабочая программа

по литературе

для 6 класса «Б» на 2013-2014  учебный год  

Составлена учителем русского языка и литературы

                                                                                                            Лозовой Мариной Владимировной

ст. Советская

2013г.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

   

1. Пояснительная записка………………………………………………………

2. Содержание  учебного курса………………………………………………..

3. Календарно – тематическое планирование …………..................................

4. Материально – техническое обеспечение учебного процесса …………...

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Главнейшая цель школы – подготовка каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности, которая может быть плодотворной лишь тогда, когда ее реализует человек, осознающий свою роль в окружающем мире. Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.

Цели и задачи

      Цели литературного образования в школе значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль литературы как школьного предмета в ряду других гуманитарных предметов.

      Данная программа основывается на целях и задачах  школы и МО русского языка и литературы.

       Цель программы:  способствовать духовному становлению личности, формирование ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному овладению речью.

      Основные задачи литературного образования в 6 классе:

  1. Осмысление литературы как особой формы культурной традиции.
  2. Формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности.
  3. Формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью.
  4. Формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений,
  5. Совершенствование навыков грамотной устной и письменной речи.
  6. Развитие потенциальных творческих способностей школьников.

Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Концепцией модернизации российского образования, Уставом МБОУ Советская СОШ, Примерным региональным положением о рабочей программе (Приложение к приказу минобразования Ростовской области от 14.07.2011 №610) Положением о рабочей программе МБОУ Советская СОШ и должностными инструкциями педагогических работников, примерной программой по литературе для среднего (полного)  общего образования на базовом уровне и программой  по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Т.Ф. Курдюмовой, с учётом регионального компонента (РК).

 Данная рабочая программа составлена в соответствии с образовательным стандартом основного общего образования и на основании учебного плана МБОУ Советская СОШ, реализующего стандарт первого поколения на второй ступени образования.

Рабочая программа относится к основному общеобразовательному  виду, является компилятивной.

Согласно базисному учебному плану на изучение литературы в 6 классе отводится 2 часа в неделю.

Рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне.

Учебная рабочая программа рассчитана на 34 недели, по 2 часа в неделю, таким образом, общее количество часов, отведённых на изучение литературы в 6 классе, составляет  68 часов.

Программе соответствует учебник «Литература, 6 класс, в 2-х частях», автор Т.Ф.Курдюмова. – М.: Дрофа, 2010 г    

            Как одна из дисциплин эстетического цикла литература предполагает постижение школьниками этого вида искусства, овладение ими навыками творческого чтения, что невозможно без знакомства с основными законами литературного творчества.

 Исходным материалом литературы как вида искусства является слово, а значит, изучение этой дисциплины способствует формированию навыков устной и письменной речи школьников, освоению ими законов родного языка, раскрытию его поэтических возможностей.

В то же время процесс художественного восприятия немыслим без одновременного творчества чнтателя, без чего образная структура литературного произведения остается мертвым конгломератом содержательных знаков. Следовательно, литературное образование в школе является составной частью раскрытия творческого потенциала учеников.

Программа основывается на изучении понятия «герой художественного произведения». Часто герой-подросток  -  активный и равноправный участник событий на страницах произведений. В центре анализа - герой. Материал в планировании расположен по литературным темам, что обеспечивает последовательность изучения литературных явлений, обобщения, закрепления и развития литературных знаний.

 Планированием предусматривается проведение уроков различных типов: уроки-лекции (при изучении тем, предусматривающих знакомство с основными закономерностями историко-литературного процесса; этапами творческой эволюции писателей; историко-культурным контекстом и творческой историей изучаемых произведений; основными литературными направлениями и течениями и реализацией их в художественном произведении), аналитические беседы,  направленные на формирование умения аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, выявлять авторскую позицию; эвристические беседы, обучающие умению выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы, связывать изучаемое произведение с современностью и литературной традицией, эпизод или сцену ; проблематикой произведения в целом. Большое внимание уделяется комплексному анализу текста, выявляющему авторский замысел и различные средства его воплощения, в том числе и языковые, их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

  Поскольку программа изучения литературы допускает известное варьирование количества часов, отводимых на изучение литературных тем, в данном планировании предлагаемый программой под редакцией Т. Ф. Курдюмовой литературный материал систематизирован с целью отбора произведений, обладающих несомненной эстетической ценностью, доступных читательскому восприятию обучающихся, соответствующих образовательным целям программы, способствующих решению обозначенных в программе задач. Весь корпус литературного материала скомпонован вокруг центральной проблемы 6 класса - «Герой-подросток на страницах литературных произведений». Подробно изучаются произведения, включенные в «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» и предназначенные для обязательного изучения на базисном уровне среднего (полного) общего образования. Реализация принципа вариативности в изучении литературы заключается в расширении списка писательских имен и произведений для обзорного изучения, расширяющих читательский кругозор обучающихся, позволяющих глубже осознать основные закономерности историко-литературного процесса, множественность литературно-художественных стилей. Дальнейшее освоение теоретических понятий происходит на материале, адресованном герою. Теоретические понятия: портрет, характер, автобиографическая проза и др. связаны с раскрытием образа героя. С целью преодоления недостаточной сформированности навыков владения художественным словом в раскрытии мысли школьников большое внимание уделяется читательскому комментарию изучаемого произведения, формирующему самостоятельность мышления обучающихся, навыки коррекции стилистических недочетов в письменной и устной речи, умение употреблять с наибольшей художественной выразительностью слова, формы слов, определять их порядок, видеть отношения между ними.

Данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика.  Осваивая программу, учащийся накапливает солидный читательский багаж, формирует представление о литературе как виде искусства, постигает ее специфические внутренние законы, знакомится с литературным процессом, учится понимать его связь с процессом историческим.

В 6 классе продолжается формирование умения осознанного чтения произведений разных жанров, умения выявлять авторскую оценку и выражение собственного отношения к  изображаемому в произведении.

Проблемный  анализ  содержания произведения имеет целью приобщение детей к нравственно – этическому  и философскому опыту человечества.

В курсе литературы 6 класса  представлены все три рода: эпический,  лирический и частично драматический.

Произведения эпического характера – небольшие по объёму рассказы и повести классиков русской и зарубежной  литературы 19 и 20 вв.               Большинство из них – произведения о  сверстниках, их  духовной жизни, нравственном выборе  в непростой жизненной ситуации.         

Лирика представлена стихотворениями А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова и тематическими блоками «Родная природа в стихотворениях  русских поэтов 19  и  20  веков»  и  стихами русских поэтов о Великой Отечественной   войне.

   Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  • выразительное чтение художественного текста;
  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
  • анализ и интерпретация произведения;
  • составление планов и написание отзывов о произведениях;
  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

     

 При изучении предмета у учителя остается право на корректировку программы в целях обеспечения высокого уровня образовательного процесса.

Для эффективного усвоения программы используется методическое обеспечение кабинета  №19, 20 (таблицы, схемы), мультимедийное оборудование кабинетов № 19,20  и библиотечного фонда.

Список литературы для учителя

  1. Курдюмова, Т. Ф. Литература : программа для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы / Т. Ф. Курдюмова [и др.]. - М. : Дрофа, 2009.
  2. Курдюмова, Т. Ф. Литература. 6 класс : учебник-хрестоматия : в 2 ч. - 12-е изд., стереотип. / Т. Ф. Курдюмова. - М. : Дрофа, 2010.
  3. Курдюмова, Т. Ф. Литература. 6 класс : методические рекомендации / Т. Ф. Курдюмова. - М.: Дрофа, 2009.
  4. Сборник нормативных документов ЛИТЕРАТУРА: федеральный компонент государственного стандарта, федеральный базисный учебный план. – М.: Дрофа, 2006
  5. Литература Дона: Хрестоматия для чтения в 5 – 7 классах. – Ростов н/Д: ЗАО «Книга», 2005

              Учебно-методический комплект дополняет литература, используемая при реализации данной программы:

  1. Мещерякова, М. И. Литература в таблицах и схемах / М. И. Мещерякова. - М. : Айрис-Пресс, 2009.
  2. Харитонова, О. Н. Сборник литературных игр для учащихся 5-9 классов / О. Н. Харитонова. - М. : Феникс, 2010.
  3. Финтисова О.А.Литература: 6 кл.:  Поурочные планы по учебнику Т.Ф. К /  Финтисова О.А. – Волгоград: Учитель, 2007.М
  4. Ерёмина О.А. Уроки литературы в 6 классе. Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2008.
  5. Литература 6 класс. Проверочные  работы. С., Лицей, 2007.

Список литературы для учащихся

  1. Курдюмова, Т. Ф. Литература. 6 класс : учебник-хрестоматия : в 2 ч. - 12-е изд., стереотип. / Т. Ф. Курдюмова. - М. : Дрофа, 2010
  2. Мещерякова, М. И. Литература в таблицах и схемах / М. И. Мещерякова. - М. : Айрис-Пресс, 2009.
  3. Литература Дона: Хрестоматия для чтения в 5 – 7 классах. – Ростов н/Д: ЗАО «Книга», 2005
  4. Литературы: справочные материалы: Кн для учащихся/ Л64 с.в. Тураев, л.и. Тимофеев, К.Д. Вишневский и др..- М.: Просвещение, 1989. – 335 с.
  5. Русские писатели. Библиографический словарь. (В 2ч.) Редкол.: Б.Ф. Егоров и др.; Под ред. П.А. Николаева._ М.: Просвещение, 1990.
  6. Три века русской поэзии/ Сост. Н.В. Банников._ 3-е изд..- М.: Просвещение, 2010.

Применение информационно-коммуникационных технологий.

Урок является непосредственным инструментом реализации основных идей информационно-коммуникационных технологий. Кабинеты русского языка и литературы оснащены  необходимым для этого оборудованием: компьютером, экраном, проектором, интерактивной доской, принтером.

Технологии мультимедиа позволяют осмысленно и гармонично интегрировать многие виды информации. С помощью компьютера информация представляется в различных формах, таких как:

  • изображения, включая отсканированные фотографии, чертежи, карты и слайды;
  • звукозаписи голоса, звуковые эффекты и музыка;
  • видео, сложные видеоэффекты;
  • анимации и анимационное имитирование.

Использование интерактивной доски на уроках позволяет учителю вести обучение на принципиально новом качественном уровне, использовать все преимущества современных компьютерных технологий.

Интерактивная доска соответствует способу восприятия, к которому привыкло нынешнее поколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах.  Темпераментная визуальная информация, зрительная стимуляция - тот уровень восприятия, который им нужен. Благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу, обостряется восприятие, повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.

Работа с интерактивной доской может быть запланирована на любом этапе урока.

Применение учителем мультимедиа должно соответствовать санитарным нормам.

График прохождения программы по  литературе в 6 классе в 2013 – 2014 учебном году.

Учитель  Лозовая М.В.

Курдюмова, Т. Ф. Литература. 6 класс: учебник-хрестоматия : в 2 ч. - 12-е изд., стереотип. / Т. Ф. Курдюмова. - М. : Дрофа, 2010

№ п/п

Раздел программы

Кол-во часов

Сроки прохождения

Система оценки планируемых результатов

Герой в мире художественного слова.

1

 03.09.

 История человечества в произведениях литературы.

6

05.09. - 24.09.

Тест

 Русская классическая литература  ХIХ  века.

32

26.09. - 04.02.

Творческая работа

Тест

Сочинение

Зачет

Зачет

Тест

Контрольная работа

Мир путешествий и приключений.

7

06.02 – 27.02.

Сочинение

Литература ХХ века.

18

04.03. – 13.05

Тест

Зачет

Контрольная работа

                                                                                                 Итого

68

2.   СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Наименование раздела

Кол-во часов

Содержание раздела

Планируемый результат

Система оценки

планируемых результатов

 Далёкое прошлое человечества.

7

Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства. Понимание литературы как искусства слова, формирующего в человеке понятия добра и зла, истины, красоты, справедливости, совести, дружбы, любви, дома, семьи, свободы и ответственности

Представление о художественной литературе как особой форме познания действительности; понятие авторства героя литературного произведения; выявление уровня литературного развития учащихся

Своеобразие былин как фольклорного жанра. Ритмико-мелодическая организация былины. Сравнение былины со сказкой: сюжет, система образов, герои. Выражение в былинах исторического сознания русского народа

Расширение представления о мире сказок, сказочных жанрах и элементах. Способы построения литературной сказки. Виды сказок. Составление рассказа о герое

Знать:: определение литературы как особой формы познания действительности; понятия автора и героя в литературном произведении своеобразие былин как героических песен эпического характера; жанровые особенности сказки. 

 Уметь: использовать сведения по теории литературы при обсуждении; работать с доступным справочным материалом;воспринимать и анализировать поэтику былин; использовать формы диалога как при чтении художественных текстов, так и в процессе обсуждения; характеризовать героев сказки; строить схему построения волшебной сказки; отличать виды сказок, строить рассказ о герое

Тест

 Русская классическая литература  ХIХ  века.

35

Знакомство с творчеством писателей 19 века. Знакомство с биографической основой произведений.

Основные мотивы лирики поэтов в целом и основной мотив стихотворения в отдельности. Баллада. Антитеза. Сравнение. Стихотворными размеры

Отражение в рассказе социального, бытового и культурного уклада русской жизни начала XIX века. Мастерство портретных характеристик. Сравнительная характеристика героев. Приемы, которые использует писатель при создании портрета. Роль имени героя как средства создания образа. Содержание понятия герой художественного произведения. Речевая характеристика героев. Роль имени героя в художественном произведении

Жанр социально-психологической повести. Образ повествователя.

Главная мысль произведения. Глубина сопереживания автора при рассказе о судьбах своих героев

Знать: основные факты биографии писателей; содержание прочитанных

произведений.

Уметь: воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою; привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения художественных произведений; выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное; характеризовать литературного героя, сопоставлять поступки героев рассказа, делать выводы, рассуждать, формулировать свои впечатления от рассказа, в том числе и в письменной форме; аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению; воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою

Творческая работа

Тест

Сочинение

Зачет

Зачет

Тест

Контрольная работа

Мир путешествий и приключений.

9

Знакомство с биографией и своеобразием творчества писателей, изучаемых в разделе. Составление цитатного плана эпизода. Сочетание в произведении сказки, реальной истории, живого юмора и трагических событий.  Характер главного героя, его душевные и нравственные качества. Главная мысль произведения. Роль пейзажа в повести. Научно-фантастический роман

Разоблачение мистических настроений и суеверий. Сентиментальный сюжет новеллы и ее герои

Знать: содержание прочитанного произведения.

 Уметь: воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою

Сочинение

Литература ХХ века.

17

Знакомство с творчеством писателей 20 века. Характер главного героя, его душевные и нравственные качества. Главная мысль произведения. Изображение внутреннего мира подростка. «Свинцовые мерзости жизни» и живая душа русского человека. Активность авторской позиции. Знакомство с творчеством писателя. Характер главного героя, его душевные и нравственные качества. Главная мысль произведения. Комизм сюжета. Благородство и чуткость отношения взрослого к сыну. Закрепление умения пересказывать пейзажную зарисовку. Анализ лирического произведения; совершенствование навыков выразительного чтения

Совершенствование умений анализировать лирическое произведение; навыков выразительного чтения. Развитие интереса к истории своей семьи и государства Знакомство с изображением героического прошлого России в творчестве поэтов XX века. Знакомство с творчеством донских писателей. Главная мысль произведения. Характер главного героя, его душевные и нравственные качества.

Изображение внутреннего мира подростка

Знать: содержание прочитанных произведений; авторов, изображающих героическое прошлое России.

 Уметь: воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою; анализировать поэтическое произведение (определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении);  анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; пользоваться различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению; самостоятельно делать выводы об активности авторской позиции; выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное

Тест

Зачет

Контрольная работа

Итоговая контрольная

 работа

Итого

68

Критерии оценивания различных видов работ

 

ОСНОВНЫЕ  ВИДЫ  УСТНЫХ И ПИСЬМЕННЫХ  РАБОТ

Устно: правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.

Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с максимальным использованием                 художественных особенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.

Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя или героев (в том числе групповая, сравнительная).

Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщений, доклада, эссе, интервью на литературную тему; диалога литературных героев (воображаемых, на основе прочитанного).

Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых в этих классах произведений (в процессе беседы, интервью, сообщений, докладов и пр.).

Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов.

Письменно: развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы в 5—9 классах.

Создание рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).

Создание небольшого отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.

Создание плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).

Создание оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).

Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого   школьниками в 5—9 классах.

       «Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе. В них устанавливаются:

единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной речью (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания);

единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;

объем различных видов контрольных работ;

количество отметок за различные виды контрольных работ.

    Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки.

Оценка устных ответов учащихся

    Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по литературе. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

    При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

полнота и правильность ответа;степень осознанности, понимания изученного;

языковое оформление ответа.

    Оценка «5» ставится, если ученик:

полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

     Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

     Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

     Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

     Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

     Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике. 

        Сочинения– основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

        С помощью сочинений проверяются:

умение раскрывать тему;

умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

соблюдение языковых норм и правил правописания.

    Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе, первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

    Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

Соответствие работы ученика теме и основной мысли;

Полнота раскрытия темы;

Правильность фактического материала;

Последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

Разнообразие словаря и грамматического строя речи;

Стилевое единство и выразительность речи;

Число речевых недочетов.

    Грамотность оценивается согласно нормам оценивания работ по русскому языку для данного класса.      

    Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида

   Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:«5» - 90 – 100 %;«4» - 78 – 89 %;«3» - 60 – 77 %;«2»- менее 59 %. 

  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 6 КЛАСС

урока

Раздел                         Тема урока

Тип урока

Кол-во часов

Дата план

Дата факт

Теория литературы

Далёкое прошлое человечества

7

  1.  

Читатель и герой прочитанных книг.

Комбинированный

урок

1

03.09.

Былины – богатырский эпос русского народа. «На заставе богатырской».

Урок ознакомления с новым материалом

1

06.09.

Герои былины «На заставе богатырской». Герои сказок и былин.

Комбинированный

урок

1

10.09.

Пьеса «Снегурочка» - весенняя сказка. А. Н. Островского.

Урок ознакомления с новым материалом

1

13.09.

Пьеса-сказка в стихах

Снегурочка в пьесе-сказке Островского. Герои сказки.

Комбинированный

 урок

1

17.09.

Главные герои

Герои сказки Островского «Снегурочка». Тест по теме  «Пьеса «Снегурочка».

Комбинированный

урок

1

20.09.

Цитата

Мир вещей далёкого прошлого.

Комбинированный

урок

1

24.09.

Литература  ХIХ  века.

32

Особенности жанра басни. Басни И. А. Крылова.

Урок ознакомления с новым материалом

1

26.09.

Басня

Характер взаимоотношений в человеческом обществе и его аллегорическое отражение в басне «Волк и ягнёнок».

Комбинированный

 урок

1

01.10.

В.А.  Жуковский – мастер перевода. Баллада  «Лесной царь».

Комбинированный

урок

1

03.10.

Баллада

Герой литературного произведения как читатель в повести С. Т. Аксакова  «Детские годы Багрова-внука».

Комбинированный

урок

1

08.10.

Автобиографическая повесть

 Очерк  С. Т. Аксакова «Буран» как одно из самых ярких описаний природы в русской литературе ХIХ  века.

Комбинированный

 урок

1

10.10.

Мир природы в поэтических строках ХIХ  века.

Комбинированный

 урок

1

15.10.

Пейзаж

Мир природы в поэтических строках ХIХ  века.

Комбинированный

 урок

1

18 .10.

В. Ф. Одоевский «Отрывки из журнала Маши». О дневнике как о жанре литературы.

Урок ознакомления с новым материалом

1

22.10

Дневник

Мир интересов героини.

Комбинированный

 урок

1

25.10

Р. Р. «Портрет героя художественного произведения». Сочинение-миниатюра

Урок применения знаний и умений

1

29.10

Портрет

Тема дружбы  в лирике А.С. Пушкина.

Комбинированный

урок

1

12.11.

Ямб

А.С. Пушкин. Послания друзьям.

Комбинированный

урок

1

15.11

Послание

Тема  одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова.

Комбинированный

 урок

1

19.11.

Эпиграмма, амфибрахий

Зачет «Средства художественной выразительности».

Урок применения знаний и умений

1

22.11

Средства художественной изобразительности

М. Ю. Лермонтов. «Панорама Москвы». Описание обширной местности. 

Комбинированный

урок

1

26.11.

Панорама

Мастерство портретных характеристик в  рассказе И. С. Тургенев. «Бежин луг».

Урок ознакомления с новым материалом

1

29.11.

Очерк, рассказ

 И. С. Тургенев. «Бежин луг». Картины природы как естественный фон рассказов мальчиков.

Комбинированный

 урок

1

03.12.

Речевая характеристика литературных героев.

Урок применения знаний и умений

1

06.12.

Речевая характеристика

Тема детства в произведениях Н. А. Некрасова  «Крестьянские дети», «Школьник».

Комбинированный

урок

1

10.12.

Поэтический монолог

Л. Н. Толстой. «Отрочество» как часть автобиографической трилогии писателя.

Урок ознакомления с новым материалом

1

13.12.

Автобиографическая трилогия

Формирование взглядов подростка, его мечты и планы  в повести.

Комбинированный

урок

1

17.12.

Творческая работа «Мир подростка»

Урок применения знаний и умений

1

20.12.

Тема сострадания в творчестве Ф. М. Достоевского.

Комбинированный

урок

1

24.12.

Важность человечности и дружбы в отрывке « Мальчики»  из романа Ф. М. Достоевского  «Братья Карамазовы».

Комбинированный

урок

1

27.12.

Характер главного героя, его душевные и нравственные качества.

Комбинированный

урок

1

10.01.

Каким должен быть настоящий человек?

Урок проверки и коррекции знаний

1

14.01.

Великий мастер слова А. П. Чехов.

Урок ознакомления с новым материалом

1

17.01.

Псевдоним

Особенности композиции рассказа  А. П. Чехова «Хамелеон».  Роль художественной  детали в рассказе.

Комбинированный

урок

1

21.01.

Композиция, художественная деталь

 Приметы « хамелеонства» в поведении героев рассказа А. П. Чехова  «Толстый и тонкий».

Комбинированный

 урок

1

24.01.

Сюжет и герой.

Урок ознакомления с новым материалом

1

28.01.

Мир героя в автобиографической  повести  Н. Г. Гарина-Михайловского «Детство Тёмы».

Урок ознакомления с новым материалом

1

30.01

Эпизод

Победа Тёмы над собой. Становление характера героя

Комбинированный

 урок

1

04.02

Характер

Поступок героя и характер.

Урок ознакомления с новым материалом

1

07.02

Мир вещей 19 века.

Комбинированный

 урок

1

11.02

Контрольная работа по разделу «Литература  ХIХ  века».

Урок проверки и коррекции знаний

1

14.02

Мир путешествий и приключений.

9

Рыцарь Ланселот – образец рыцарской доблести  в книге Т.Х.Уайта  «Свеча на ветру».

Урок ознакомления с новым материалом

1

18.02.

Тетралогия

Юмористическое изображение героя в повести М. Твена   «Приключения Гекльберри Финна».

Комбинированный

 урок

1

21.02.

Псевдоним

Приключенческие произведения Ж. Верна.

Комбинированный

 урок

1

25.02.

«Робинзонада»

Роль дружбы в романе Ж. Верна «Таинственный остров».

Комбинированный

 урок

1

04.03.

Научно-фантастический роман

Особенности юмористического рассказа О. Уайльда «Кентервильское привидение».

Урок ознакомления с новым материалом

1

07.03.

Ирония

Герои рассказа О. Уайльда.

Комбинированный

 урок

1

11.03.

Пародия

Особенности сказки-притчи Антуана Сент-Экзюпери «Маленький принц».

Комбинированный

 урок

1

14.03.

Жизненные уроки «Маленького принца».

Комбинированный

 урок

1

18.03.

Р. Р. Герой среди героев. Сочинение-миниатюра «Я расскажу о понравившемся герое».

Урок применения знаний и умений

1

21.03.

Литература ХХ века.  

17

Автор и его герой в  рассказе А. Аверченко «Смерть африканского охотника».

Урок ознакомления с новым материалом

1

01.04.

Юмористический рассказ

Внутренний мир подростка в автобиографической повести  

М. Горького «Детство»

Комбинированный

 урок

1

04.04.

«Свинцовые мерзости жизни» и живая душа русского человека в повести М. Горького «Детство».

Комбинированный

 урок

1

08.04.

Благородство и чуткость отношений отца и сына  в рассказе А. С. Грина «Гнев отца».

Комбинированный

урок

1

11.04.

Мир главного героя в автобиографической повести К. Г. Паустовского «Повесть о жизни».

Комбинированный

урок

1

15.04.

Композиция

Особенности композиции повести К.Г.Паустовского «Повесть о жизни».

Комбинированный

урок

1

18.04

Увлечения героя в рассказе Ф.А Искандера «Детство Чика».

Урок ознакомления с новым материалом

1

22.04

Сюжет, автор

Немного о школьных инсценировках.

Комбинированный

 урок

1

 25.04.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов ХХ века.

Урок ознакомления с новым материалом

1

29.04.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов ХХ века.

Урок применения знаний и умений

1

02.05

Стихи, тропы

Судьба юных героев войны в стихотворении   К. М. Симонова «Сын артиллериста».

Урок ознакомления с новым материалом

1

06.05

стихи

Песни о Великой Отечественной войне.

Комбинированный

 урок

1

13.05

Песни

А. С. Серафимович. Юный герой рассказа «Маленький шахтёр».

Комбинированный

 урок

1

16.05

Особенности рассказов А. И. Солженицына. «Крохотки».

Комбинированный

 урок

1

20.05.

Герои художественного произведения и автор.

Комбинированный

 урок

1

23.05.

 Итоговая контрольная работа

Урок проверки и коррекции знаний

1

27.05.

Природа и человек.

Урок обобщения и систематизация знаний

1

30.05.

4.Материально – техническое обеспечение учебного процесса

№ п/п

Вид ресурса

Примечания

Газета «Литература»

Электронная версия газеты «Литература».

Сайт газеты (http://lit.1september.ru) разделён на две части: архив номеров и копилка педагогических идей «Я иду на урок» - по сути, копилка статей по тому или иному вопросу.

http://lit.1september.ru/ 

Урок в формате А4

Сайт является виртуальной библиотекой по предмету «Литература», предназначенной в помощь школьникам и учителям. Здесь собраны биографические сведения о писателях, литературоведческие и критические статьи, тексты произведений, фотоальбомы и иллюстрации. Алфавитный указатель имён значительно облегчает поиск нужной информации.

Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам.

http://www.a4format.ru/index.php 

Русские словари

http://www.slovari.ru/   

Программно-педагогические средства

  • электронный репетитор «Литература» (система обучающих тестов);
  • репетитор по литературе (Кирилла и Мефодия);
  • репетитор «Литература» (весь школьный курс);
  • программа «Домашний репетитор».

Презентации по изучаемым темам

Электронный банк презентаций по русскому языку Лозовой М.В.

Демонстрационно-наглядные пособия

Таблицы по изучаемым темам Кабинеты № 19, 20

Диски с программным обеспечением по русскому языку

Библиотечный фонд

Компьютерное место учителя

Кабинет № 20

Экран

Кабинет № 20

Медиаоборудование

Кабинет № 20

Интерактивная доска

Кабинет № 20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 11 класс, учебник Курдюмовой

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования,разработанной авторским коллективом под руководством Т.Ф.Курдюмовой на основе приме...

Рабочая программа по литературе 7 класс.Учебник В.Я.Коровиной

Программа с пояснительной запиской,УМК....

Рабочая программа по литературе.8 класс.Учебник В.Я.Коровиной

Рабочая программа составлена на основе  авторской  программы основного общего  образования В.Я. Коровиной.Рассчитана на 68ч +2ч резерв....

Рабочая программа по литературе 7 класс, учебник Коровиной

Программа общеобразовательных учреждений составлена на основе Государственного стандарта общего образования и  рассчитана на изучение литературы в 7 классе на базовом уровне в объеме70 часо...

Рабочая программа по литературе. 6 класс. учебник В. Коровиной

Рабочая программа рассчитана на изучение тех произведений и предусматривает то количество часов (по разделам), которые указаны в Федеральном стандарте. Федеральный стандарт определяет количество часов...

Рабочая программа по литературе. 5 класс. учебник В. Коровиной

Рабочая программа рассчитана на те произведения и то количество часов (по разделам), которые предусмотрены Федеральным стандартом. Федеральный стандарт определяет количество часов по разделам для 5-6 ...

Рабочая программа по литературе 8 класс уч.Курдюмовой

Содержание:1.Пояснительная записка2.Содержание программы3.Календарно-тематическое планирование4.Учебно-методический материал...