Рабочая программа по литературе для 11 класса (Т.Ф. Курдюмова).
материал по теме

Смирнова Наталья Александровна

Данная рабочая программа составлена в соответствии

·      с государственным стандартом общего образования 2004 г. (стандартом первого поколения);

·      с примерной программой среднего (полного) общего образования по литературе (X-XI классы); 

·      с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ, предусматривающим обязательное изучение учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования; в XI классе в ОУ выделяется 105 часов (из расчёта 3 учебных часа в неделю), из которых 10 % учебного времени – «региональный компонент» (10 учебных часов);

·      с программой по дисциплине «Литература» для 11 класса общеобразовательных учреждений под редакцией Т. Ф. Курдюмовой, определяющей основные принципы организации учебного материала, его структурирование, последовательность изучения;

·      с приказом минобразования Ростовской области от 14.07.2011 № 610 об утверждении Примерного регионального положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);

·      с положением о рабочей программе учителя муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения лицея РГСУ Кировского района города Ростова-на-Дону;

·      с расписанием уроков на 2012-2013 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_literatura_11_klass_kurdyumova.doc371 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена в соответствии

  • с государственным стандартом общего образования 2004 г. (стандартом первого поколения), в котором указаны нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса;
  • с примерной программой среднего (полного) общего образования по литературе (X-XI классы), созданной на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, детализирующей и раскрывающей содержание стандарта, определяющей общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом;  
  • с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ, предусматривающим обязательное изучение учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования; в XI классе выделяется 105 часов (из расчёта 3 учебных часа в неделю), из которых 10 % учебного времени - региональный компонент (10 учебных часов);
  • с программой по дисциплине «Литература» для 11 класса общеобразовательных учреждений под редакцией Т. Ф. Курдюмовой, определяющей основные принципы организации учебного материала, его структурирование, последовательность изучения;
  • с приказом минобразования Ростовской области от 14.07.2011 № 610 об утверждении Примерного регионального положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);
  • с положением о рабочей программе учителя муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Лицея РГСУ Кировского района города Ростова-на-Дону;
  • с расписанием уроков на 2012-2013 учебный год;
  • с производственными календарями на 2012, 2013 годы.

Изучение литературы в старшей  школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий, формирование общего представления об историко-литературном процессе;
  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.

Достижение данных целей способствует приобретению учащимися следующих компетентностей.

Общекультурная литературная компетентность - эмоциональное восприятие и глубокое осмысление литературных произведений; понимание литературы как неотъемлемой части родной и мировой культуры; осознание социокультурной значимости литературы в обществе, значения и специфики художественного слова; знание литературных произведений, обязательных для изучения, основных фактов жизни и творчества выдающихся писателей; понимание авторского замысла; способность к самообразованию в сфере литературы; формирование читательской культуры, предполагающей освоение теоретико-литературных понятий; развитие потребности в самообразовании, в решении задач информационного самообеспечения, определении необходимых источников знаний, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в сети Интернет.

Ценностно-мировоззренческая компетентность - сформированность гуманистического видения мира, духовно-нравственных ценностей, собственного мнения и убеждения, способности утверждать и отстаивать их; понимание необходимости литературы для саморазвития и самореализации духовного мира человека, для достижения гармонических отношений индивидуума и окружающего мира; осмысление внутреннего единства разных систем ценностей, отраженных в литературе; способность к критическому мышлению, умение противостоять антигуманистическим тенденциям в современной культуре; удовлетворение духовных запросов учащихся, обусловленных психологическими особенностями старшего подросткового и юношеского возраста, нахождение ими в изучаемых литературных произведениях ответов на волнующие их актуальные социальные и нравственно-эстетические проблемы.

Читательская компетентность - способность к творческому чтению и осмыслению литературного произведения на личностном уровне; сформированность собственного круга чтения; способность вступать в диалог с эпохой и культурой, воплощенными в произведениях; к сопереживанию с героями литературных произведений.

Речевая компетентность - свободное владение основными видами речевой деятельности, активизация речевой деятельности; освоение и использование специфики языка изящной словесности; использование функциональных стилей языка в речевой практике; совершенствование навыков устной и письменной речи, умений и навыков интеллектуальной деятельности в условиях информационного общества, способствующих достижению высокой информационной культуры учащегося.

Реализация указанных целей и формирование названных компетентностей достигается в результате освоения следующего содержания образования, которое состоит из четырех частей:

Первая часть - литературные произведения, предназначенные для обязательного изучения.

Вторая - основные историко-литературные сведения.

Третья - основные теоретико-литературные понятия.

Четвертая - основные виды деятельности по освоению литературных произведений и теоретико-литературных понятий.


Содержание учебного предмета «Литература» в 11 классе

№№

Компетентности

Базовый уровень

Повышенный уровень

Знать

Уметь

1.

Общекультурная

Литература - неотъемлемая часть родной и мировой культуры.

Социально-культурную значимость литературы в обществе, значение и специфику художественного слова.

Литературные произведения, обязательные для изучения, основные факты жизни и творчества выдающихся писателей.

Основные закономерности историко-литературного процесса, черты литературных направлений.

Теоретико-литературные понятия.

Эмоционально воспринимать и глубоко осмыслять литературные произведения.

Понимать авторский замысел.

Самообразовываться в сфере литературы.

Определять необходимый источник знаний, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в сети Интернет.

Воспроизводить конкретное содержание литературного произведения, определять его тематику и проблематику.

Соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой.

Связывать литературную классику со временем написания и с современностью.

Выявлять «сквозные темы» русской литературы.

Соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи (классицизмом, романтизмом, реализмом, модернизмом).

Использовать биографические материалы, а также литературоведческую и критическую литературу.

При необходимости обращаться к различным формам взаимодействия искусств, используя эти материалы как при обращении к конкретному произведению, так и к определённым этапам литературного процесса.

Знать литературные произведения, необязательные для изучения

Дополнительные факты жизни и творчества выдающихся писателей.

Закономерности историко-литературного процесса

2.

Ценностно-мировоззренческая

Духовно-нравственные ценности, отражённые в литературе.

Роль литературы в саморазвитии и самореализации духовного мира человека, в достижении гармонических отношений индивидуума и окружающего мира.

Видеть мир с позиций гуманизма.

Утверждать и отстаивать духовно-нравственные ценности.

Критически мыслить.

Находить в художественной литературе ответы на волнующие юношей и девушек актуальные социальные и нравственно-эстетические проблемы.

Выявлять ключевые проблемы русской литературы, раскрывать их нравственный смысл.

Особенности видения мира выдающимися писателями.

3.

Читательская

Круг обязательного чтения, содержание художественных произведений русской литературы XIX-XX веков, отдельных произведений зарубежной литературы и литературы народов России.

Владеть различными приёмами изучения художественного текста как при классном анализе, так и при самостоятельном чтении.

Уметь анализировать стихотворное произведение.

Творчески читать литературное произведение.

Вступать в диалог с эпохой и культурой, воплощёнными в произведениях.

Сопереживать героям литературных произведений.

Определять род и жанр произведения.

Определять авторское отношение к изображаемому.

Определять виды и функции авторских изобразительно-выразительных средств, элементов художественной формы.

Давать интерпретацию изученного произведения на основе личностного восприятия.

Анализировать эпизод (сцену, фрагмент) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.

Уметь определять содержательные элементы текста, связанные с местом данного фрагмента в структуре произведения, его принадлежностью к конкретной части (главе); хронологией эпизода, его соотнесённостью с системой образов произведения.

Творчески использовать аналитический пересказ.

Расширение круга чтения.

4.

Речевая

Основные виды речевой деятельности.

Нормы русского литературного языка.

Активизировать речевую деятельность.

Использовать специфику языка изящной словесности.

Использовать в речевой практике функциональные стили, сведения по истории и теории литературы при анализе и оценке художественного произведения, его проблематики, системы образов, особенностей композиции, изобразительно-выразительных средств языка.

Выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть.

Давать устную или письменную аргументированную оценку изученному в классе или самостоятельно прочитанному литературному произведению, а также инсценировке, экранизации.

Аргументированно формулировать в устных и письменных высказываниях свою позицию, отстаивать её, участвуя в диалоге или дискуссии.

Составлять конспекты, планы, тезисы статей на литературные, научные и публицистические темы.

Писать рецензии на самостоятельно прочитанное произведение, сочинения на литературные и свободные темы.

Писать развёрнутое рассуждение о роли и месте эпического или драматического фрагмента в произведении, тематике и проблематике фрагмента.

Писать развёрнутое рассуждение о связи проблематики данного фрагмента с произведениями других отечественных писателей-классиков.

Совершенствование навыков устной и письменной речи.

Календарно-тематическое  планирование

Номер  урока

Дата урока

Раздел учебной программы, тема урока

Теория

литературы

Основные виды учебной

деятельности

Домашнее задание

Виды контроля

03.09

Литература XX века.

Введение.

История XX века и судьбы искусства. Русская литература XX века в контексте мировой культуры.

Литературный процесс, сложности и противоречия.

Составление тезисного плана.

Подготовить монолог на литературную тему по составленному плану.

03.09

Зарубежная литература первой половины XX века

Общий обзор европейской литературы первой половины XX в. Основные направления.

Дж. Лондон. «Любовь к жизни».

Б. Шоу. «Пигмалион».

Модернизм.

Беседа. Отзыв о прочитанном произведении.

Сформулировать для одноклассников вопросы по теме. Индивидуальное задание: подготовить доклад.

05.09

Г. Аполлинер. Лирика («Мост Мирабо» и др.). Экспериментальная направленность лирики.

Монолог на учебную тему. Беседа по составленным дома вопросам. Доклад.

Составить план доклада. Выучить стихотворение наизусть.

10.09

Русская литература рубежа XIX-XX веков

Развитие гуманистических традиций русской классической литературы в конце XIX - начале XX в. Богатство и разнообразие литературных направлений.

Литературное направление. Литературные направления начала XX в.

Устный опрос. Составление тезисного плана.

Стр. 10-11. Стр. 12-15. Подготовиться к диалогу на литературную тему по составленному плану. Индивидуальное задание: подготовить доклад.

10.09

Реализм

Развитие критического реализма.

И. А. Бунин. Традиции XIX в. в лирике Бунина. Чувство всеобщности жизни, ее вечного круговорота. Элегическое восприятие действительности. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова.

Традиции и новаторство.

Доклад. Составление хронологической таблицы. Стихотворение наизусть. Анализ лирического текста.

Стр. 11-12. Стр. 72-81, 81-83. Подготовить монолог на учебную тему с опорой на хронологическую таблицу.

12.09

«Господин из Сан-Франциско». Толстовские и чеховские традиции в прозе Бунина. Осуждение бездуховности существования. Изображение мирового зла в рассказе.

Диалог на учебную тему. Анализ рассказа. Выразительное чтение эпизодов. Беседа. Аналитический пересказ. Отзыв о прочитанном произведении.

Стр. 84-86. Ответить на проблемный вопрос.

17.09

«Чистый понедельник» - любимый рассказ Бунина. Поэтизация мира ушедшей Москвы. Герои, их романтическое и трагическое чувство. Литературные реминисценции и их роль в рассказе. Неожиданность финала.

Дискуссия. Беседа. Художественный пересказ эпизодов. Характеристика образов. Отзыв о произведении.

Систематизировать наблюдения над произведением при помощи сложного плана.

17.09

«Темные аллеи». Трагизм сюжетов. Образы героинь рассказов. Концентрированность повествования как характерная черта рассказов Бунина. Их эстетическое совершенство.

Психологизм.  

Беседа. Художественный пересказ. Составление тестовых заданий по теме «И. А. Бунин».

Стр. 86-89. Выполнить составленные одноклассниками тестовые задания. Индивидуальное задание: подготовить доклад.

19.09

Тест по теме «И. А. Бунин».

Выполнение тестовых заданий.

Индивидуальное задание: подготовить доклад.

Т. № 1

24.09

А. И. Куприн. «Гранатовый браслет». Романтическое изображение любви героя. Мастерство Куприна-реалиста.

Критический реализм.

Доклад. Беседа. Характеристика образов. Аналитический пересказ. Отзыв о прочитанном произведении.

Стр. 92-101. Стр. 101-107. Ответить на проблемный вопрос.

24.09

В. Г. Короленко.   «Без   языка»,   «Река играет». Гуманистический пафос произведений писателя. Защита человеческого достоинства.

Доклад. Составление плана доклада. Краткий пересказ.

Подготовиться к диалогу на учебную тему с опорой на составленный план. Индивидуальное задание: подготовить доклад.

26.09

М. Горький. Жизнь, творчество, личность. М. Горький в Ростове. Роль ростовских впечатлений в разработке им «босяцкой» темы.

Дискуссия. Диалог на учебную тему. Доклад. Составление хронологической таблицы.

Стр. 46-55. Подготовить монолог на учебную тему с опорой на хронологическую таблицу. Индивидуальное задание: подготовить доклад. Подготовиться к инсценировке.

Р. к. № 1

01.10

Раннее творчество. Суровая правда рассказов и романтический пафос революционных песен. Соотношение романтического идеала и реалистической картины жизни в философской концепции Горького.

Монолог на учебную тему. Характеристика образов. Художественный пересказ эпизодов.

Стр. 47-55. Индивидуальное задание: подготовить доклад.

01.10

Горький-драматург. «На дне» как социально-философская драма. Спор о назначении человека.

Социально-философская драма.

Беседа. Доклад. Составление плана по теме. Художественный пересказ эпизодов. Инсценировка эпизодов произведения.

Стр. 56-62. Подготовить монолог на литературную тему по составленному плану. Работа с текстом произведения по вопросам.

03.10

Герои пьесы. Авторская позиция и способы ее выражения. Композиция пьесы. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга.

Монолог на учебную тему. Характеристика образов. Инсценировка эпизодов произведения.

Сформулировать для одноклассников вопросы по теме.

08.10

Своеобразие литературных портретов, созданных Горьким. Публицистика М. Горького. Роль писателя в судьбах русской культуры.

Литературный портрет.

Беседа по составленным дома вопросам. Анализ текстов.

Стр. 65-70, 62-65. Систематизировать наблюдения над текстом в виде тезисов.

08.10

Р. р. Подготовка к сочинению по творчеству М. Горького.

Беседа. Составление плана сочинения. Подбор цитат по заданным темам. Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы.

Создать собственный письменный текст по плану, отредактировать работу. Написать сочинение.

С. № 1

10.10

Поэзия конца XIX - начала XX века

Серебряный век как своеобразный «русский Ренессанс».

Символизм. Истоки. Эстетические взгляды символистов. Пафос трагического миропонимания. Интерес к проблемам культурных традиций разных народов.

Символ в поэтике символизма.

Составление тезисного плана.

Стр. 19-26. Подготовить монолог на литературную тему по составленному плану. Индивидуальное задание: подготовить доклад. Выучить стихотворение наизусть.

15.10

В. Я. Брюсов. Брюсов как теоретик символизма. Историко-культурная и общественно-гражданская проблематика произведений.

Устный опрос. Доклад. Выразительное чтение. Анализ лирического текста.

Индивидуальное задание: подготовить доклад.

15.10

К. Д. Бальмонт. Основные темы и мотивы лирики Бальмонта. Музыкальность стиха.

Доклад. Выразительное чтение. Стихотворение наизусть. Анализ лирического текста.

Выучить стихотворение наизусть.

17.10

А. Белый. Тема родины. Боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.

Доклад. Составление хронологической таблицы. Выразительное чтение. Стихотворение наизусть. Анализ лирического текста.

Подготовить монолог на учебную тему с опорой на хронологическую таблицу. Индивидуальное задание: подготовить доклад.

22.10

А. А. Блок. Жизнь и творчество. Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока.

Устный опрос. Доклад. Выразительное чтение.

Стр. 109-115, 115-122. Подготовиться к диалогу на учебную тему с опорой на хронологическую таблицу. Стихотворение наизусть.

22.10

Эволюция творчества Блока. Тема любви к Родине.

Выразительное чтение. Анализ лирического текста.

Подготовить отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.

24.10

 «Двенадцать» - первая попытка осмыслить социальную революцию в поэтическом произведении. Неоднозначность трактовки финала. «Вечные образы» в поэме. Философская проблематика.

Диалог на учебную тему. Стихотворение наизусть. Краткий пересказ. Выразительное чтение. Характеристика образов. Комментированное чтение.

Стр. 122-125. Ответить на проблемный вопрос.

29.10

Р. р. Подготовка к сочинению по творчеству А. А. Блока.

Беседа. Составление плана сочинения. Подбор цитат по заданным темам. Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы.

Создать собственный письменный текст по плану, отредактировать работу. Написать сочинение.

С. № 2

29.10

Акмеизм. Истоки акмеизма. Акмеизм как национальная форма неоромантизма. Связь поэтики символизма и акмеизма.

Устный опрос. Выразительное чтение.

Стр. 26-30. Выучить стихотворение наизусть. Индивидуальное задание: подготовить доклад.

31.10

Н. С. Гумилев. Героический и жизнеутверждающий пафос поэзии Гумилева. Особенности восприятия мира. Трагическая судьба поэта.

Доклад. Выразительное чтение. Стихотворение наизусть. Анализ лирического текста.

Выучить стихотворение наизусть. Индивидуальное задание: подготовить доклад.

12.11

Футуризм. Русский футуризм. Манифесты, их пафос и проблематика. И. Северянин. В. В. Хлебников.

Составление тезисного плана. Выразительное чтение.

Индивидуальное задание: подготовить доклад.

12.11

В. В. Маяковский. Жизнь и творчество. Донские страницы. Дух бунтарства в ранней лирике. Словотворчество поэта.

Тоническое стихосложение.

Доклад. Составление плана по теме. Выразительное чтение.

Стр. 128-133, 133-142. Подготовиться к диалогу на литературную тему по составленному плану. Выучить стихотворение наизусть.

Р. к. № 2

14.11

«Облако в штанах». Черты избранничества лирического героя. Материализация метафоры в строках его стиха. Роль гиперболы и гротеска.

Монолог на литературную тему. Выразительное чтение.

Стр. 142-146. Сформулировать для одноклассников вопросы по теме.

19.11

Драматургия поэта. Сатирические произведения.

Беседа по составленным дома вопросам. Выразительное чтение по ролям.

Подготовить выразительное чтение эпизодов произведения по ролям.

19.11

Любовная лирика и поэмы.

Анализ лирических текстов. Стихотворение наизусть.

Выучить стихотворение наизусть.

21.11

Тема поэта и поэзии. Новаторство поэта.

Стихотворение наизусть. Выразительное чтение. Составление тестовых заданий по теме «Поэзия конца XIX - начала XX века».

Выполнить составленные одноклассниками тестовые задания.

26.11

Тест по теме «Поэзия конца XIX - начала XX века».

Выполнение тестовых заданий.

Не дано.

Т. № 2

26.11

Крестьянская поэзия. Продолжение традиций XIX в.

Н. А. Клюев. Особенности лирики.

Имажинизм.

Беседа. Выразительное чтение. Анализ лирического текста.

Стр. 36-41. Индивидуальное задание: подготовить доклад.

28.11

С. А. Есенин. Жизнь и творчество. Трагическая судьба поэта.

Устный опрос. Доклад. Беседа. Выразительное чтение.

Стр. 147-161. Выучить стихотворение наизусть.

03.12

Глубокое чувство родной природы. Любовь и сострадание «ко всему живому». Народно-песенная основа лирики поэта. Лиричность и исповедальность поэзии Есенина.

Стихотворение наизусть. Беседа. Выразительное чтение.

Стр. 162-172. Подготовить отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.

03.12

«Анна Онегина» - поэма о судьбе человека и Родины. Биографические мотивы. Образ лирического героя. Лирика Есенина в музыке.

Выразительное чтение эпизодов художественного произведения. Отзыв о прочитанном.

Стр. 172-176. Сформулировать для одноклассников вопросы по теме.

05.12

Р. р. Подготовка к сочинению по творчеству С. А. Есенина.

Беседа по составленным дома вопросам. Составление плана сочинения. Подбор цитат по заданным темам. Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы.

Создать собственный письменный текст по плану, отредактировать работу.

10.12

Р. р. Сочинение по творчеству С. А. Есенина.

Аудиторное сочинение.

Не дано.

С. № 3

10.12

Р. р. Сочинение по творчеству С. А. Есенина.

Аудиторное сочинение.

Не дано.

12.12

Р. р. Работа над ошибками, допущенными в сочинении.  

Беседа.

Поработать над ошибками. Индивидуальное задание: подготовить доклад.

17.12

Русская литература 20-40-х годов

Общая характеристика развития страны после Октябрьской революции. Сложность периодизации русской литературы послереволюционных лет.

Составление тезисного плана.

Стр. 180-198. Подготовить монолог на литературную тему по составленному плану.

17.12

А. Н. Толстой. Советский исторический роман. «Петр Первый».

Исторический роман.

Доклад. Составление хронологической таблицы. Художественный пересказ эпизодов. Отзыв о прочитанном произведении.

 Стр. 198-201. Подготовиться к диалогу на учебную тему с опорой на хронологическую таблицу.

19.12

Образ Петра. Изображение народа. Художественное своеобразие романа.

Монолог на учебную тему. Беседа. Характеристика образов. Выборочный пересказ.

Ответить на проблемный вопрос.

24.12

А. А. Фадеев. Писатель в Ростове. Тема Гражданской войны в литературе. «Разгром». А. Бусыгин - один из прототипов Морозки. Нравственные проблемы в романе. Современная полемика о романе.

Дискуссия. Характеристика образов. Художественный пересказ эпизодов.

Выучить наизусть отрывки из произведений И. Ильфа и Е. Петрова, поработать над выразительностью.

Р. к. № 3

24.12

И. Ильф и Е. Петров. «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок». Сатирическая картина 20-х гг.

Дилогия как новый тип романа-фельетона.

Инсценировка эпизодов произведения.

Стр. 201-203. Выучить наизусть отрывки из произведений И. Ильфа и Е. Петрова, поработать над выразительностью.

26.12

Герои и их свершения. Остап Бендер как герой своего времени.

Инсценировка эпизодов произведения.

Индивидуальное задание: подготовить доклад. Выучить стихотворение наизусть.

14.01

М. И. Цветаева. Трагедийная тональность творчества. Испытания и беды годов «великого перелома» в России.

Доклад. Стихотворение наизусть.

Стр. 260-267. Проанализировать лирический текст по плану.  

14.01

Поэзия как напряжённый монолог. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Необычность образа лирического героя.

Устный опрос. Стихотворение наизусть.

Стр. 267-272. Сформулировать для одноклассников вопросы по теме.

16.01

Р. р. Подготовка к сочинению по творчеству М. И. Цветаевой.

Беседа по составленным дома вопросам. Составление плана сочинения. Подбор цитат по заданным темам. Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы.

Создать собственный письменный текст по плану, отредактировать работу.

21.01

Р. р. Сочинение по творчеству М. И. Цветаевой.

Аудиторное сочинение.

Не дано.

С. № 4

21.01

Р. р. Сочинение по творчеству М. И. Цветаевой.

Аудиторное сочинение.

Не дано.

23.01

О. Э. Мандельштам. Яркость поэтической палитры поэта. Философичность лирики. Исторические и литературные образы.

Беседа. Выразительное чтение. Анализ лирического текста.

Стр. 250-258. Индивидуальное задание: подготовить доклад.

28.01

А. А. Ахматова. Жизнь и творчество. Отражение в лирике глубины человеческих переживаний. Тема любви и искусства.

Доклад. Анализ лирического текста.

Стр. 205-213, 213-221. Выучить стихотворение наизусть.

28.01

Патриотизм и гражданственность поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Новаторство формы.

Стихотворение наизусть. Анализ лирического текста.

Ответить на проблемный вопрос.

30.01

«Реквием». Смысл названия. Библейские мотивы и образы. Основной пафос поэмы. Особенности жанра, композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога. Роль детали в создании поэтического образа.

Дискуссия. Выразительное чтение. Составление тестовых заданий по теме «А. А. Ахматова».

Стр. 221-227. Выполнить составленные одноклассниками тестовые задания. Выучить стихотворение наизусть.

04.02

Тест по теме «А. А. Ахматова».

Выполнение тестовых заданий.

Индивидуальное задание: подготовить доклад.

Т. № 3

04.02

Б. Л. Пастернак. Поэтическая эволюция Пастернака. Восторг перед миром природы. Размышления о жизни, любви, природе искусства.

Доклад. Стихотворение наизусть.

Стр. 229-233, 234-241. Проанализировать  лирический текст по плану.

06.02

Яркость формы и философская насыщенность лирики Пастернака. Человек и природа. Поэт и поэзия. Тема интеллигенции в революции. Герой и автор.

Устный опрос. Стихотворение наизусть. Комментированное чтение.

Проанализировать лирический текст по плану.

11.02

«Доктор Живаго» (обзор). Жанровое своеобразие романа. Соединение эпического и лирического начала. Образ Юрия Живаго. Цикл стихотворений героя. Его связь с проблематикой романа.

Беседа. Выразительное чтение. Отзыв о прочитанном.

Стр. 233-234, 241-248.  Ответить на проблемный вопрос. Индивидуальное задание: подготовить доклад.

11.02

М. А. Булгаков. Жизнь, творчество, личность.

Дискуссия. Доклад. Составление тезисного плана.

Стр. 274-284. Подготовить монолог на учебную тему с опорой на составленный план.

13.02

«Белая гвардия». Проза и драматургия в творчестве писателя. Новаторство Булгакова-драматурга.

Монолог на учебную тему. Выразительное чтение по ролям. Анализ эпизодов произведения.

Систематизировать наблюдения над произведением при помощи плана.

18.02

«Мастер и Маргарита». Необычность композиции романа. Человеческое и божественное в облике Иешуа Га-Ноцри. Образ Понтия Пилата и его роль в романе. Тема совести.

Разнообразие типов романа в русской литературе.

Отзыв о прочитанном произведении. Характеристика образов. Художественный пересказ эпизодов. Выразительное чтение.

Стр. 285-295. Ответить на проблемный вопрос.

18.02

Мастер и его Маргарита. Образы Воланда и его свиты. Масштаб изображения главных героев романа. Мастерство Булгакова-сатирика.

Беседа. Характеристика образов. Художественный пересказ эпизодов. Выразительное чтение.

Сформулировать для одноклассников вопросы по теме.

20.02

Проблема нравственного выбора в романе. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.

Дискуссия. Беседа по составленным дома вопросам.

Ответить на проблемный вопрос. Индивидуальное задание: подготовить доклад.

25.02

Р. р. Подготовка к сочинению по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Дискуссия. Беседа. Составление плана сочинения. Подбор цитат по заданным темам. Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы.

Создать собственный письменный текст по плану, отредактировать работу. Написать сочинение.

С. № 5

25.02

А. П. Платонов. Трудная судьба писателя. «Непростые» простые герои Платонова. Необычность стилистики писателя.

Доклад. Выразительное чтение. Аналитический пересказ. Характеристика героев.

Стр. 295-315. Систематизировать наблюдения над текстом при помощи тезисов.

27.02

А. П. Платонов. «Сокровенный человек».

Устный опрос. Отзыв о прочитанном произведении Составление плана характеристики главного героя.

Стр. 315-322. Охарактеризовать главного героя по составленному плану. Индивидуальное задание: подготовить доклад.

04.03

М. А. Шолохов. Жизнь и творчество писателя.

Беседа. Доклад. Составление плана доклада.

Стр. 327-335.

Р. к. № 4

04.03

«Тихий Дон» - роман-эпопея о всенародной трагедии. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. Яркость характеров и жизненных коллизий в романе.

Беседа. Краткий пересказ. Характеристика образов. Художественный пересказ эпизодов. Выразительное чтение.

Стр. 335-356. Ответить на проблемный вопрос.

Р. к. № 5

06.03

«Вечные темы» в романе: человек и история, война и мир, личность и масса.

Дискуссия. Беседа. Комментированное чтение.

Подготовить текстовые иллюстрации к «вечным темам».

Р. к. № 6

11.03

Специфика художественного строя романа. Роль картин природы в изображении жизни героев.

Выразительное чтение. Анализ эпизодов.

Найти в тексте произведения изображение масштабных событий в жизни народа.

Р. к. № 7

11.03

Полемика вокруг авторства. Традиции Л. Толстого в изображении масштабных событий в жизни народа.

Выразительное чтение. Беседа. Составление тестовых заданий по теме «М. А. Шолохов».

Выполнить составленные одноклассниками тестовые задания.

Р. к. № 8

13.03

Тест по теме «М. А. Шолохов».

Выполнение тестовых заданий.

Индивидуальное задание: подготовить доклад.

Р. к. № 9

Т. № 4

18.03

Русская литература за рубежом. 1917-1941 годы

Русская литература в изгнании. «Золотое десятилетие» русской литературы за рубежом (1925-1935).

Составление тезисного плана.

Стр. 4-24.

18.03

И. С. Шмелев. Творческий путь в России и в эмиграции. Острое чувство родины.

Устный опрос. Доклад.

Составить план доклада. Индивидуальное задание: подготовить доклад.

20.03

М. А. Алданов. Исторические романы и повести, портреты и очерки. Суворов и его походы в романе «Чёртов мост».

Беседа. Доклад. Выразительное чтение. Анализ эпизодов.

Индивидуальное задание: подготовить доклад.

01.04

В. В. Набоков. Раннее признание таланта Набокова.

Автор двух литератур.

Доклад. Составление плана доклада.

Стр. 24-49.

01.04

«Дар» - последний роман Набокова на русском языке. Необычность композиции. Мастерство Набокова-стилиста.

Краткий пересказ. Характеристика образов. Художественный пересказ эпизодов. Выразительное чтение.

Вспомнить о событиях 1941-1945 гг. Подготовиться к диалогу по теме «Лирика военных лет».

03.04

Великая Отечественная война в литературе

Война и духовная жизнь общества. Патриотические мотивы и сила народного чувства в лирике военных лет. Драматургия. «Нашествие» Л. Леонова.

Жанровое богатство произведений литературы на тему войны.

Беседа. Выразительное чтение. Составление плана.

Стр. 52-99. Монолог на литературную тему по составленному плану.

08.04

«Матерь человеческая» В. А. Закруткина - книга о величии простой женщины-казачки, женщины-матери. Необычность ракурса изображения, гуманистическая концепция, оригинальность сюжетосложения, глубина психоанализа.

Беседа. Комментированное чтение. Характеристика образов. Художественный пересказ эпизодов. Выразительное чтение.

Вспомнить о трагических конфликтах 50-90 гг.

Р. к. № 10

08.04

Р. р. Подготовка к сочинению по теме «Великая Отечественная война в литературе». 

Беседа. Составление плана сочинения. Подбор цитат по заданным темам. Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы.

Создать собственный письменный текст по плану, отредактировать работу. Написать сочинение. Индивидуальное задание: подготовить доклад.

С. № 6

10.04

Русская литература 50-90-х годов XX века

Литература 50-х начала 60-х гг. Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев.

Беседа. Составление тезисного плана.

Стр. 102-145. Подготовить монолог на литературную тему по составленному плану. Выучить стихотворение наизусть.

15.04

Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, Г. Бакланова, Б. Васильева.

Устный опрос. Характеристика образов. Художественный пересказ эпизодов. Выразительное чтение.

Систематизировать характеристику образов с помощью сложного плана.

15.04

Поэзия Б. Ахмадулиной, И. Бродского, Е. Винокурова, А. Вознесенского. Новые идеи, темы, образы в поэзии периода «оттепели».

Беседа. Стихотворение наизусть.

Проанализировать лирический текст по плану.

17.04

«Городская» и «деревенская» проза.

Беседа. Краткий пересказ. Анализ эпизодов художественного произведения.

Ответить на проблемный вопрос. Подготовиться к инсценировке эпизодов пьесы.

22.04

Нравственная острота проблематики пьес.

Дискуссия. Беседа. Инсценировка эпизодов пьесы.

Групповые задания.

22.04

Литература русского зарубежья. «Вторая волна» русской литературной эмиграции.

Беседа.

Подготовить записи любимых авторских песен на электронном носителе.

24.04

Авторская песня в развитии литературного процесса и музыкальной культуры народа.

Прослушивание записей авторских песен. Отзывы о произведениях.

Подготовить перечень литературных журналов, к которым обращались родственники, знакомые. Индивидуальное задание: подготовить доклад.

29.04

Литературные журналы. Возрастание роли публицистики, публицистическая направленность многих художественных произведений конца 80-90-х гг.

Новые тенденции в развитии русской литературы.

Беседа. Выразительное чтение. Анализ эпизодов.

29.04

А. Т. Твардовский. Чувство сопричастности к судьбам родной страны, желание понять истоки побед и потерь

Устный опрос. Доклад. Составление хронологической таблицы.

Стр. 147-154. Подготовить монолог на учебную тему с опорой на хронологическую таблицу.

06.05

«За далью - даль» - поэтическое и философское осмысление трагических событий прошлого.

Проблемы традиций и новаторства в литературе.

Монолог на учебную тему. Выразительное чтение. Анализ эпизодов. Отзыв о прочитанном произведении.

Стр. 154-156.

06.05

И. А. Бродский. Стихотворения из сборников «Конец прекрасной эпохи». Трагическая судьба поэта. Нобелевская премия (1987). Творческие поиски и мастерство поэта.

Доклад. Выразительное чтение. Анализ лирического текста.

Стр. 217-236. Выучить стихотворение наизусть. Индивидуальное задание: подготовить доклад.

08.05

А. И. Солженицын. Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве и ответственности народа, а также его руководителей за настоящее и будущее страны.

Стихотворение наизусть. Доклад. Аналитический пересказ художественного текста.

Стр. 158-173. Сформулировать для одноклассников вопросы по теме.

13.05

Р. р. Подготовка к сочинению по творчеству А. И. Солженицына.

Беседа. Составление плана сочинения. Подбор цитат по заданным темам. Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы.

Создать собственный письменный текст по плану, отредактировать работу. Написать сочинение.

С. № 7

13.05

Ф. А. Абрамов. Тема русской деревни, ее сложной судьбы.

Беседа. Анализ эпизода художественного произведения.

Индивидуальное задание: подготовить доклад.

15.05

В. П. Астафьев. «Последний поклон» - многоплановое произведение писателя.

Доклад. Характеристика образов. Художественный пересказ эпизодов. Выразительное чтение.

Стр. 175-193. Индивидуальное задание: подготовить доклад.

20.05

В. Г. Распутин. Тема гражданской ответственности в романе «Живи и помни». Трагедия человека, отторгнувшего себя от общества.

Устный опрос. Доклад. Беседа. Характеристика образов. Художественный пересказ эпизодов. Выразительное чтение.

Стр. 195-215.

20.05

Зарубежная литература второй половины XX века

Основные тенденции развития.

Э. Хемингуэй. «Старик и море». Раздумья писателя о человеке и его жизненном пути.

Постмодернизм.

Беседа. Составление тезисного плана. Отзыв о прочитанном произведении.

Стр. 237-240. Подготовить монолог на учебную тему по составленному плану.

22.05

Литература на современном этапе

Общий обзор произведений последних лет.

Итоги

Судьбы русской литературы в драматическом процессе движения культуры и литературы конца тысячелетия. Связи и зависимости литератур и культур народов мира в XX в.

Монолог на учебную тему. Беседа.

Не дано.


Система оценки планируемых результатов

Предмет «Литература»     Класс 11 «А»      Учитель Смирнова Н. А. 

Количество часов

Формы и виды

контроля

Четверть

Количество недель

Количество часов в

неделю

Всего часов

№ недели

Сочинение

Тест

I.

9 недель

3

27

+

+

+

II.

7 недель

3

21

+

+

III.

10 недель

3

30

+

+

+

+

IV.

8 недель

3

23

+

+

ИТОГО:

101

34

7

4

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

I. Печатные пособия

1) Основная литература

  1. Литература. 11 класс. В 2 ч.:  учебник для общеобразовательных учреждений / Т. Ф. Курдюмова, О. Б. Марьина, Н. А. Демидова и др.; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. - М.: Дрофа, 2008.
  2. Программа по литературе (донской региональный компонент) для V-XI классов. - Ростов-на-Дону, 1998. Авторы: Р. Б. Небратенко, зам. директора по НМР СШ №81 (V-XI классы), Г. Ф. Саенко, методист-референт РО ИПК и ПРО (IX-XI классы), В. Д. Яцык, методист НМЦО (V-VIII классы). Консультант Г. Ф. Саенко, методист-референт РО ИПК и ПРО. Редактор Э. К. Колосова, методист НМЦО.
  3. Сборник нормативных документов. Литература / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2008.
  4. Косивцова Л. И. Литература. 11 класс. Поурочные планы по программе Т. Ф. Курдюмовой. - В.: Учитель, 2003.
  5. Программа для общеобразовательных учреждений (5-11 классы). / Т. Ф. Курдюмова, Н. А. Демидова, Е. Н. Колокольцев и др.; под редакцией Т. Ф. Курдюмовой.  -  М.: Дрофа, 2010.
  6. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений «Донской региональный компонент». - Методический центр образования города Ростов-на-Дону, 2007.

2) Дополнительная литература

  1. Альфонсов В. Поэзия Пастернака. - Л., 1990.
  2. Альфонсов В. Нам слово нужно для жизни: В поэтическом мире Маяковского. - Л., 1984.
  3. Анненский И. Ф. Книги отражений. - М., 1979.
  4. Белая Г. А. Дон-Кихоты 20-х годов. «Перевал» и судьба его идей. - М., 1989.
  5. Бродский И. О. Марине Цветаевой. - М., 1998.
  6. Виленкин В. В. В сто первом зеркале. - М., 1987.
  7. Волошин М. Лики творчества. - Л., 1989.
  8. Гаспаров М. Л. Русские стихи 1890-х - 1925 годов в комментариях. - М., 1993.
  9. Геллер М. Андрей Платонов в поисках счастья. - М., 1999.
  10. Гинзбург Л. О лирике. - Л., 1974.
  11. Горький М. О литературе. - М., 1980.
  12. Громов П. А. Блок, его предшественники и современники. - Л., 1986.
  13. Гумилёв Н. С. Письма о русской поэзии. - М., 1990.
  14. Долгополов Л. К. Александр Блок. - Л., 1980.
  15. Долгополов Л. К. На рубеже веков: О русской литературе конца XIX - начала XX века. - Л.,1985.
  16. Долгополов Л. К. Поэма Александра Блока «Двенадцать». - Л., 1979.
  17. Енишерлов В. П. Я лучшей доли не искал. - М., 1988.
  18. Жизнь Есенина: Рассказывают современники. - М., 1988.
  19. Жирмунский В. М. Анна Ахматова. - Л., 1975.
  20. Жирмунский В. М. Теория литератур. Поэтика. Стилистика. - Л., 1977.
  21. Захаров А. Н. Поэтика Есенина. - М., 1995.
  22. Карабчевский Ю. Воскресение Маяковского. - М., 1990.
  23. Кучеровский Н. М. И. Бунин и его проза (1887-1917). - Тула, 1980.
  24. Колобаева Л. А. Концепции личности в русской литературе рубежа XIX - XX  веков. - М., 1990.
  25. Ломтев С. В. Проза русских символистов: Пособие для учителей. - М., 1994.
  26. Максимов Д. Е. Поэзия и проза А. Блока. - Л., 1981.
  27. Максимов Д. Е. Русские поэты начала века: Очерки. - Л., 1986.
  28. Мальцев Ю. Иван Бунин. 1870-1953. - М., 1994.
  29. Мандельштам О. Слово и культура. - М., 1987.
  30. Марченко А. Поэтический мир Есенина. - М., 1989.
  31. Носик Б. Мир и дар Набокова: Первая русская биография писателя. - М., 1995.
  32. Орлов В. Гамаюн. Жизнь Блока. - М., 1981.
  33. Павловский А. Анна Ахматова: Жизнь и творчество. - М., 1991.
  34. Павловский А. Куст рябины: О поэзии Марины Цветаевой. - Л., 1989.
  35. Прокушев Ю. Л. Сергей Есенин: Образ. Стихи. Эпоха. - М., 1985.
  36. Семёнова С. Валентин Распутин. - М., 1987.
  37. Саакянц А. А. Марина Цветаева: Жизнь и творчество (1910-1922). - М., 1997.
  38. Савченко Т. К. Сергей Есенин и его окружение. - М., 1990.
  39. Скороспелова Е. Б. Идейно-стилевые течения в русской советской прозе первой половины 20-х годов. - М., 1979.
  40. Скороспелова Е. Б. Русская советская проза 20-30-х годов: судьбы романа. - М. 1985.
  41. Смелянский А. Михаил Булгаков в Художественном театре. - М., 1986.
  42. Спиридонова Л. М. Горький: диалог с историей. - М., 1994.
  43. Сухих С. И. Заблуждения и прозрения Максима Горького. - Нижний Новгород, 1992.
  44. Хватов А. Художественный мир Шолохова. - М., 1978.
  45. Хейт А. Анна Ахматова: Поэтическое странствие. - М., 1991.
  46. Чалмаев В. Александр Солженицын. Жизнь и творчество. - М., 1994.
  47. Шаховская З. А. В поисках Набокова: Отражения. - М., 1991.
  48. Швейцер В. А. Быт и Бытие Марины Цветаевой. - М., 1992.
  49. Юзовский Ю. «На дне» М. Горького. Идеи и образы. - М., 1968.
  50. Яновская Л. Творческий путь М. Булгакова. - М., 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по литературе 5 класс, к учебнику Т.Ф. Курдюмовой

Рабочая программа по литературе 5 класс к учебнику Т.Ф.Курдюмовой.Рабочая программа содержит: пояснительную записку, тематическое планирование, содержание,календарно- тематическое планирование, т...

Рабочая программа по литературе 9 класс к учебнику Курдюмовой

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание тем учебного курса, требования к знаниям и умениям выпускников, календарно - тематическое планирование...

Рабочая программа по литературе 8 класс учебник Т.Курдюмовой

Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе программы Т.Курдюмовой из расчёта 70 учебных часов...

рабочая программа по литературе 8 класс по программе Т.Ф.Курдюмовой

Рабочая программа по литературе по программе Т.Ф.Курдюмовой 8 класс...

Рабочая программа по литературе 7 класс по программе Т.Ф.Курдюмовой

Рабочая программа по литературе 7 класс по программе Т.Ф.Курдюмовой...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по литературе 9 класс по программе Т.Ф.Курдюмовой

Рабочая программа по литературе 9 класс по программе Т.Ф.Курдюмовой...