Рабочая программа по литературе для 11 класса (Т.Ф. Курдюмова).
материал по теме
Данная рабочая программа составлена в соответствии
· с государственным стандартом общего образования 2004 г. (стандартом первого поколения);
· с примерной программой среднего (полного) общего образования по литературе (X-XI классы);
· с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ, предусматривающим обязательное изучение учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования; в XI классе в ОУ выделяется 105 часов (из расчёта 3 учебных часа в неделю), из которых 10 % учебного времени – «региональный компонент» (10 учебных часов);
· с программой по дисциплине «Литература» для 11 класса общеобразовательных учреждений под редакцией Т. Ф. Курдюмовой, определяющей основные принципы организации учебного материала, его структурирование, последовательность изучения;
· с приказом минобразования Ростовской области от 14.07.2011 № 610 об утверждении Примерного регионального положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);
· с положением о рабочей программе учителя муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения лицея РГСУ Кировского района города Ростова-на-Дону;
· с расписанием уроков на 2012-2013 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_literatura_11_klass_kurdyumova.doc | 371 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена в соответствии
- с государственным стандартом общего образования 2004 г. (стандартом первого поколения), в котором указаны нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса;
- с примерной программой среднего (полного) общего образования по литературе (X-XI классы), созданной на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, детализирующей и раскрывающей содержание стандарта, определяющей общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом;
- с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ, предусматривающим обязательное изучение учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования; в XI классе выделяется 105 часов (из расчёта 3 учебных часа в неделю), из которых 10 % учебного времени - региональный компонент (10 учебных часов);
- с программой по дисциплине «Литература» для 11 класса общеобразовательных учреждений под редакцией Т. Ф. Курдюмовой, определяющей основные принципы организации учебного материала, его структурирование, последовательность изучения;
- с приказом минобразования Ростовской области от 14.07.2011 № 610 об утверждении Примерного регионального положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);
- с положением о рабочей программе учителя муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Лицея РГСУ Кировского района города Ростова-на-Дону;
- с расписанием уроков на 2012-2013 учебный год;
- с производственными календарями на 2012, 2013 годы.
Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий, формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.
Достижение данных целей способствует приобретению учащимися следующих компетентностей.
Общекультурная литературная компетентность - эмоциональное восприятие и глубокое осмысление литературных произведений; понимание литературы как неотъемлемой части родной и мировой культуры; осознание социокультурной значимости литературы в обществе, значения и специфики художественного слова; знание литературных произведений, обязательных для изучения, основных фактов жизни и творчества выдающихся писателей; понимание авторского замысла; способность к самообразованию в сфере литературы; формирование читательской культуры, предполагающей освоение теоретико-литературных понятий; развитие потребности в самообразовании, в решении задач информационного самообеспечения, определении необходимых источников знаний, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в сети Интернет.
Ценностно-мировоззренческая компетентность - сформированность гуманистического видения мира, духовно-нравственных ценностей, собственного мнения и убеждения, способности утверждать и отстаивать их; понимание необходимости литературы для саморазвития и самореализации духовного мира человека, для достижения гармонических отношений индивидуума и окружающего мира; осмысление внутреннего единства разных систем ценностей, отраженных в литературе; способность к критическому мышлению, умение противостоять антигуманистическим тенденциям в современной культуре; удовлетворение духовных запросов учащихся, обусловленных психологическими особенностями старшего подросткового и юношеского возраста, нахождение ими в изучаемых литературных произведениях ответов на волнующие их актуальные социальные и нравственно-эстетические проблемы.
Читательская компетентность - способность к творческому чтению и осмыслению литературного произведения на личностном уровне; сформированность собственного круга чтения; способность вступать в диалог с эпохой и культурой, воплощенными в произведениях; к сопереживанию с героями литературных произведений.
Речевая компетентность - свободное владение основными видами речевой деятельности, активизация речевой деятельности; освоение и использование специфики языка изящной словесности; использование функциональных стилей языка в речевой практике; совершенствование навыков устной и письменной речи, умений и навыков интеллектуальной деятельности в условиях информационного общества, способствующих достижению высокой информационной культуры учащегося.
Реализация указанных целей и формирование названных компетентностей достигается в результате освоения следующего содержания образования, которое состоит из четырех частей:
Первая часть - литературные произведения, предназначенные для обязательного изучения.
Вторая - основные историко-литературные сведения.
Третья - основные теоретико-литературные понятия.
Четвертая - основные виды деятельности по освоению литературных произведений и теоретико-литературных понятий.
Содержание учебного предмета «Литература» в 11 классе
№№ | Компетентности | Базовый уровень | Повышенный уровень | |
Знать | Уметь | |||
1. | Общекультурная | Литература - неотъемлемая часть родной и мировой культуры. Социально-культурную значимость литературы в обществе, значение и специфику художественного слова. Литературные произведения, обязательные для изучения, основные факты жизни и творчества выдающихся писателей. Основные закономерности историко-литературного процесса, черты литературных направлений. Теоретико-литературные понятия. | Эмоционально воспринимать и глубоко осмыслять литературные произведения. Понимать авторский замысел. Самообразовываться в сфере литературы. Определять необходимый источник знаний, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в сети Интернет. Воспроизводить конкретное содержание литературного произведения, определять его тематику и проблематику. Соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой. Связывать литературную классику со временем написания и с современностью. Выявлять «сквозные темы» русской литературы. Соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи (классицизмом, романтизмом, реализмом, модернизмом). Использовать биографические материалы, а также литературоведческую и критическую литературу. При необходимости обращаться к различным формам взаимодействия искусств, используя эти материалы как при обращении к конкретному произведению, так и к определённым этапам литературного процесса. | Знать литературные произведения, необязательные для изучения Дополнительные факты жизни и творчества выдающихся писателей. Закономерности историко-литературного процесса |
2. | Ценностно-мировоззренческая | Духовно-нравственные ценности, отражённые в литературе. Роль литературы в саморазвитии и самореализации духовного мира человека, в достижении гармонических отношений индивидуума и окружающего мира. | Видеть мир с позиций гуманизма. Утверждать и отстаивать духовно-нравственные ценности. Критически мыслить. Находить в художественной литературе ответы на волнующие юношей и девушек актуальные социальные и нравственно-эстетические проблемы. Выявлять ключевые проблемы русской литературы, раскрывать их нравственный смысл. | Особенности видения мира выдающимися писателями. |
3. | Читательская | Круг обязательного чтения, содержание художественных произведений русской литературы XIX-XX веков, отдельных произведений зарубежной литературы и литературы народов России. | Владеть различными приёмами изучения художественного текста как при классном анализе, так и при самостоятельном чтении. Уметь анализировать стихотворное произведение. Творчески читать литературное произведение. Вступать в диалог с эпохой и культурой, воплощёнными в произведениях. Сопереживать героям литературных произведений. Определять род и жанр произведения. Определять авторское отношение к изображаемому. Определять виды и функции авторских изобразительно-выразительных средств, элементов художественной формы. Давать интерпретацию изученного произведения на основе личностного восприятия. Анализировать эпизод (сцену, фрагмент) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения. Уметь определять содержательные элементы текста, связанные с местом данного фрагмента в структуре произведения, его принадлежностью к конкретной части (главе); хронологией эпизода, его соотнесённостью с системой образов произведения. Творчески использовать аналитический пересказ. | Расширение круга чтения. |
4. | Речевая | Основные виды речевой деятельности. Нормы русского литературного языка. | Активизировать речевую деятельность. Использовать специфику языка изящной словесности. Использовать в речевой практике функциональные стили, сведения по истории и теории литературы при анализе и оценке художественного произведения, его проблематики, системы образов, особенностей композиции, изобразительно-выразительных средств языка. Выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть. Давать устную или письменную аргументированную оценку изученному в классе или самостоятельно прочитанному литературному произведению, а также инсценировке, экранизации. Аргументированно формулировать в устных и письменных высказываниях свою позицию, отстаивать её, участвуя в диалоге или дискуссии. Составлять конспекты, планы, тезисы статей на литературные, научные и публицистические темы. Писать рецензии на самостоятельно прочитанное произведение, сочинения на литературные и свободные темы. Писать развёрнутое рассуждение о роли и месте эпического или драматического фрагмента в произведении, тематике и проблематике фрагмента. Писать развёрнутое рассуждение о связи проблематики данного фрагмента с произведениями других отечественных писателей-классиков. | Совершенствование навыков устной и письменной речи. |
Календарно-тематическое планирование
Номер урока | Дата урока | Раздел учебной программы, тема урока | Теория литературы | Основные виды учебной деятельности | Домашнее задание | Виды контроля |
03.09 | Литература XX века. Введение. История XX века и судьбы искусства. Русская литература XX века в контексте мировой культуры. | Литературный процесс, сложности и противоречия. | Составление тезисного плана. | Подготовить монолог на литературную тему по составленному плану. | ||
03.09 | Зарубежная литература первой половины XX века Общий обзор европейской литературы первой половины XX в. Основные направления. Дж. Лондон. «Любовь к жизни». Б. Шоу. «Пигмалион». | Модернизм. | Беседа. Отзыв о прочитанном произведении. | Сформулировать для одноклассников вопросы по теме. Индивидуальное задание: подготовить доклад. | ||
05.09 | Г. Аполлинер. Лирика («Мост Мирабо» и др.). Экспериментальная направленность лирики. | Монолог на учебную тему. Беседа по составленным дома вопросам. Доклад. | Составить план доклада. Выучить стихотворение наизусть. | |||
10.09 | Русская литература рубежа XIX-XX веков Развитие гуманистических традиций русской классической литературы в конце XIX - начале XX в. Богатство и разнообразие литературных направлений. | Литературное направление. Литературные направления начала XX в. | Устный опрос. Составление тезисного плана. | Стр. 10-11. Стр. 12-15. Подготовиться к диалогу на литературную тему по составленному плану. Индивидуальное задание: подготовить доклад. | ||
10.09 | Реализм Развитие критического реализма. И. А. Бунин. Традиции XIX в. в лирике Бунина. Чувство всеобщности жизни, ее вечного круговорота. Элегическое восприятие действительности. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. | Традиции и новаторство. | Доклад. Составление хронологической таблицы. Стихотворение наизусть. Анализ лирического текста. | Стр. 11-12. Стр. 72-81, 81-83. Подготовить монолог на учебную тему с опорой на хронологическую таблицу. | ||
12.09 | «Господин из Сан-Франциско». Толстовские и чеховские традиции в прозе Бунина. Осуждение бездуховности существования. Изображение мирового зла в рассказе. | Диалог на учебную тему. Анализ рассказа. Выразительное чтение эпизодов. Беседа. Аналитический пересказ. Отзыв о прочитанном произведении. | Стр. 84-86. Ответить на проблемный вопрос. | |||
17.09 | «Чистый понедельник» - любимый рассказ Бунина. Поэтизация мира ушедшей Москвы. Герои, их романтическое и трагическое чувство. Литературные реминисценции и их роль в рассказе. Неожиданность финала. | Дискуссия. Беседа. Художественный пересказ эпизодов. Характеристика образов. Отзыв о произведении. | Систематизировать наблюдения над произведением при помощи сложного плана. | |||
17.09 | «Темные аллеи». Трагизм сюжетов. Образы героинь рассказов. Концентрированность повествования как характерная черта рассказов Бунина. Их эстетическое совершенство. | Психологизм. | Беседа. Художественный пересказ. Составление тестовых заданий по теме «И. А. Бунин». | Стр. 86-89. Выполнить составленные одноклассниками тестовые задания. Индивидуальное задание: подготовить доклад. | ||
19.09 | Тест по теме «И. А. Бунин». | Выполнение тестовых заданий. | Индивидуальное задание: подготовить доклад. | Т. № 1 | ||
24.09 | А. И. Куприн. «Гранатовый браслет». Романтическое изображение любви героя. Мастерство Куприна-реалиста. | Критический реализм. | Доклад. Беседа. Характеристика образов. Аналитический пересказ. Отзыв о прочитанном произведении. | Стр. 92-101. Стр. 101-107. Ответить на проблемный вопрос. | ||
24.09 | В. Г. Короленко. «Без языка», «Река играет». Гуманистический пафос произведений писателя. Защита человеческого достоинства. | Доклад. Составление плана доклада. Краткий пересказ. | Подготовиться к диалогу на учебную тему с опорой на составленный план. Индивидуальное задание: подготовить доклад. | |||
26.09 | М. Горький. Жизнь, творчество, личность. М. Горький в Ростове. Роль ростовских впечатлений в разработке им «босяцкой» темы. | Дискуссия. Диалог на учебную тему. Доклад. Составление хронологической таблицы. | Стр. 46-55. Подготовить монолог на учебную тему с опорой на хронологическую таблицу. Индивидуальное задание: подготовить доклад. Подготовиться к инсценировке. | Р. к. № 1 | ||
01.10 | Раннее творчество. Суровая правда рассказов и романтический пафос революционных песен. Соотношение романтического идеала и реалистической картины жизни в философской концепции Горького. | Монолог на учебную тему. Характеристика образов. Художественный пересказ эпизодов. | Стр. 47-55. Индивидуальное задание: подготовить доклад. | |||
01.10 | Горький-драматург. «На дне» как социально-философская драма. Спор о назначении человека. | Социально-философская драма. | Беседа. Доклад. Составление плана по теме. Художественный пересказ эпизодов. Инсценировка эпизодов произведения. | Стр. 56-62. Подготовить монолог на литературную тему по составленному плану. Работа с текстом произведения по вопросам. | ||
03.10 | Герои пьесы. Авторская позиция и способы ее выражения. Композиция пьесы. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. | Монолог на учебную тему. Характеристика образов. Инсценировка эпизодов произведения. | Сформулировать для одноклассников вопросы по теме. | |||
08.10 | Своеобразие литературных портретов, созданных Горьким. Публицистика М. Горького. Роль писателя в судьбах русской культуры. | Литературный портрет. | Беседа по составленным дома вопросам. Анализ текстов. | Стр. 65-70, 62-65. Систематизировать наблюдения над текстом в виде тезисов. | ||
08.10 | Р. р. Подготовка к сочинению по творчеству М. Горького. | Беседа. Составление плана сочинения. Подбор цитат по заданным темам. Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы. | Создать собственный письменный текст по плану, отредактировать работу. Написать сочинение. | С. № 1 | ||
10.10 | Поэзия конца XIX - начала XX века Серебряный век как своеобразный «русский Ренессанс». Символизм. Истоки. Эстетические взгляды символистов. Пафос трагического миропонимания. Интерес к проблемам культурных традиций разных народов. | Символ в поэтике символизма. | Составление тезисного плана. | Стр. 19-26. Подготовить монолог на литературную тему по составленному плану. Индивидуальное задание: подготовить доклад. Выучить стихотворение наизусть. | ||
15.10 | В. Я. Брюсов. Брюсов как теоретик символизма. Историко-культурная и общественно-гражданская проблематика произведений. | Устный опрос. Доклад. Выразительное чтение. Анализ лирического текста. | Индивидуальное задание: подготовить доклад. | |||
15.10 | К. Д. Бальмонт. Основные темы и мотивы лирики Бальмонта. Музыкальность стиха. | Доклад. Выразительное чтение. Стихотворение наизусть. Анализ лирического текста. | Выучить стихотворение наизусть. | |||
17.10 | А. Белый. Тема родины. Боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии. | Доклад. Составление хронологической таблицы. Выразительное чтение. Стихотворение наизусть. Анализ лирического текста. | Подготовить монолог на учебную тему с опорой на хронологическую таблицу. Индивидуальное задание: подготовить доклад. | |||
22.10 | А. А. Блок. Жизнь и творчество. Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. | Устный опрос. Доклад. Выразительное чтение. | Стр. 109-115, 115-122. Подготовиться к диалогу на учебную тему с опорой на хронологическую таблицу. Стихотворение наизусть. | |||
22.10 | Эволюция творчества Блока. Тема любви к Родине. | Выразительное чтение. Анализ лирического текста. | Подготовить отзыв о самостоятельно прочитанном произведении. | |||
24.10 | «Двенадцать» - первая попытка осмыслить социальную революцию в поэтическом произведении. Неоднозначность трактовки финала. «Вечные образы» в поэме. Философская проблематика. | Диалог на учебную тему. Стихотворение наизусть. Краткий пересказ. Выразительное чтение. Характеристика образов. Комментированное чтение. | Стр. 122-125. Ответить на проблемный вопрос. | |||
29.10 | Р. р. Подготовка к сочинению по творчеству А. А. Блока. | Беседа. Составление плана сочинения. Подбор цитат по заданным темам. Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы. | Создать собственный письменный текст по плану, отредактировать работу. Написать сочинение. | С. № 2 | ||
29.10 | Акмеизм. Истоки акмеизма. Акмеизм как национальная форма неоромантизма. Связь поэтики символизма и акмеизма. | Устный опрос. Выразительное чтение. | Стр. 26-30. Выучить стихотворение наизусть. Индивидуальное задание: подготовить доклад. | |||
31.10 | Н. С. Гумилев. Героический и жизнеутверждающий пафос поэзии Гумилева. Особенности восприятия мира. Трагическая судьба поэта. | Доклад. Выразительное чтение. Стихотворение наизусть. Анализ лирического текста. | Выучить стихотворение наизусть. Индивидуальное задание: подготовить доклад. | |||
12.11 | Футуризм. Русский футуризм. Манифесты, их пафос и проблематика. И. Северянин. В. В. Хлебников. | Составление тезисного плана. Выразительное чтение. | Индивидуальное задание: подготовить доклад. | |||
12.11 | В. В. Маяковский. Жизнь и творчество. Донские страницы. Дух бунтарства в ранней лирике. Словотворчество поэта. | Тоническое стихосложение. | Доклад. Составление плана по теме. Выразительное чтение. | Стр. 128-133, 133-142. Подготовиться к диалогу на литературную тему по составленному плану. Выучить стихотворение наизусть. | Р. к. № 2 | |
14.11 | «Облако в штанах». Черты избранничества лирического героя. Материализация метафоры в строках его стиха. Роль гиперболы и гротеска. | Монолог на литературную тему. Выразительное чтение. | Стр. 142-146. Сформулировать для одноклассников вопросы по теме. | |||
19.11 | Драматургия поэта. Сатирические произведения. | Беседа по составленным дома вопросам. Выразительное чтение по ролям. | Подготовить выразительное чтение эпизодов произведения по ролям. | |||
19.11 | Любовная лирика и поэмы. | Анализ лирических текстов. Стихотворение наизусть. | Выучить стихотворение наизусть. | |||
21.11 | Тема поэта и поэзии. Новаторство поэта. | Стихотворение наизусть. Выразительное чтение. Составление тестовых заданий по теме «Поэзия конца XIX - начала XX века». | Выполнить составленные одноклассниками тестовые задания. | |||
26.11 | Тест по теме «Поэзия конца XIX - начала XX века». | Выполнение тестовых заданий. | Не дано. | Т. № 2 | ||
26.11 | Крестьянская поэзия. Продолжение традиций XIX в. Н. А. Клюев. Особенности лирики. | Имажинизм. | Беседа. Выразительное чтение. Анализ лирического текста. | Стр. 36-41. Индивидуальное задание: подготовить доклад. | ||
28.11 | С. А. Есенин. Жизнь и творчество. Трагическая судьба поэта. | Устный опрос. Доклад. Беседа. Выразительное чтение. | Стр. 147-161. Выучить стихотворение наизусть. | |||
03.12 | Глубокое чувство родной природы. Любовь и сострадание «ко всему живому». Народно-песенная основа лирики поэта. Лиричность и исповедальность поэзии Есенина. | Стихотворение наизусть. Беседа. Выразительное чтение. | Стр. 162-172. Подготовить отзыв о самостоятельно прочитанном произведении. | |||
03.12 | «Анна Онегина» - поэма о судьбе человека и Родины. Биографические мотивы. Образ лирического героя. Лирика Есенина в музыке. | Выразительное чтение эпизодов художественного произведения. Отзыв о прочитанном. | Стр. 172-176. Сформулировать для одноклассников вопросы по теме. | |||
05.12 | Р. р. Подготовка к сочинению по творчеству С. А. Есенина. | Беседа по составленным дома вопросам. Составление плана сочинения. Подбор цитат по заданным темам. Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы. | Создать собственный письменный текст по плану, отредактировать работу. | |||
10.12 | Р. р. Сочинение по творчеству С. А. Есенина. | Аудиторное сочинение. | Не дано. | С. № 3 | ||
10.12 | Р. р. Сочинение по творчеству С. А. Есенина. | Аудиторное сочинение. | Не дано. | |||
12.12 | Р. р. Работа над ошибками, допущенными в сочинении. | Беседа. | Поработать над ошибками. Индивидуальное задание: подготовить доклад. | |||
17.12 | Русская литература 20-40-х годов Общая характеристика развития страны после Октябрьской революции. Сложность периодизации русской литературы послереволюционных лет. | Составление тезисного плана. | Стр. 180-198. Подготовить монолог на литературную тему по составленному плану. | |||
17.12 | А. Н. Толстой. Советский исторический роман. «Петр Первый». | Исторический роман. | Доклад. Составление хронологической таблицы. Художественный пересказ эпизодов. Отзыв о прочитанном произведении. | Стр. 198-201. Подготовиться к диалогу на учебную тему с опорой на хронологическую таблицу. | ||
19.12 | Образ Петра. Изображение народа. Художественное своеобразие романа. | Монолог на учебную тему. Беседа. Характеристика образов. Выборочный пересказ. | Ответить на проблемный вопрос. | |||
24.12 | А. А. Фадеев. Писатель в Ростове. Тема Гражданской войны в литературе. «Разгром». А. Бусыгин - один из прототипов Морозки. Нравственные проблемы в романе. Современная полемика о романе. | Дискуссия. Характеристика образов. Художественный пересказ эпизодов. | Выучить наизусть отрывки из произведений И. Ильфа и Е. Петрова, поработать над выразительностью. | Р. к. № 3 | ||
24.12 | И. Ильф и Е. Петров. «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок». Сатирическая картина 20-х гг. | Дилогия как новый тип романа-фельетона. | Инсценировка эпизодов произведения. | Стр. 201-203. Выучить наизусть отрывки из произведений И. Ильфа и Е. Петрова, поработать над выразительностью. | ||
26.12 | Герои и их свершения. Остап Бендер как герой своего времени. | Инсценировка эпизодов произведения. | Индивидуальное задание: подготовить доклад. Выучить стихотворение наизусть. | |||
14.01 | М. И. Цветаева. Трагедийная тональность творчества. Испытания и беды годов «великого перелома» в России. | Доклад. Стихотворение наизусть. | Стр. 260-267. Проанализировать лирический текст по плану. | |||
14.01 | Поэзия как напряжённый монолог. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Необычность образа лирического героя. | Устный опрос. Стихотворение наизусть. | Стр. 267-272. Сформулировать для одноклассников вопросы по теме. | |||
16.01 | Р. р. Подготовка к сочинению по творчеству М. И. Цветаевой. | Беседа по составленным дома вопросам. Составление плана сочинения. Подбор цитат по заданным темам. Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы. | Создать собственный письменный текст по плану, отредактировать работу. | |||
21.01 | Р. р. Сочинение по творчеству М. И. Цветаевой. | Аудиторное сочинение. | Не дано. | С. № 4 | ||
21.01 | Р. р. Сочинение по творчеству М. И. Цветаевой. | Аудиторное сочинение. | Не дано. | |||
23.01 | О. Э. Мандельштам. Яркость поэтической палитры поэта. Философичность лирики. Исторические и литературные образы. | Беседа. Выразительное чтение. Анализ лирического текста. | Стр. 250-258. Индивидуальное задание: подготовить доклад. | |||
28.01 | А. А. Ахматова. Жизнь и творчество. Отражение в лирике глубины человеческих переживаний. Тема любви и искусства. | Доклад. Анализ лирического текста. | Стр. 205-213, 213-221. Выучить стихотворение наизусть. | |||
28.01 | Патриотизм и гражданственность поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Новаторство формы. | Стихотворение наизусть. Анализ лирического текста. | Ответить на проблемный вопрос. | |||
30.01 | «Реквием». Смысл названия. Библейские мотивы и образы. Основной пафос поэмы. Особенности жанра, композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога. Роль детали в создании поэтического образа. | Дискуссия. Выразительное чтение. Составление тестовых заданий по теме «А. А. Ахматова». | Стр. 221-227. Выполнить составленные одноклассниками тестовые задания. Выучить стихотворение наизусть. | |||
04.02 | Тест по теме «А. А. Ахматова». | Выполнение тестовых заданий. | Индивидуальное задание: подготовить доклад. | Т. № 3 | ||
04.02 | Б. Л. Пастернак. Поэтическая эволюция Пастернака. Восторг перед миром природы. Размышления о жизни, любви, природе искусства. | Доклад. Стихотворение наизусть. | Стр. 229-233, 234-241. Проанализировать лирический текст по плану. | |||
06.02 | Яркость формы и философская насыщенность лирики Пастернака. Человек и природа. Поэт и поэзия. Тема интеллигенции в революции. Герой и автор. | Устный опрос. Стихотворение наизусть. Комментированное чтение. | Проанализировать лирический текст по плану. | |||
11.02 | «Доктор Живаго» (обзор). Жанровое своеобразие романа. Соединение эпического и лирического начала. Образ Юрия Живаго. Цикл стихотворений героя. Его связь с проблематикой романа. | Беседа. Выразительное чтение. Отзыв о прочитанном. | Стр. 233-234, 241-248. Ответить на проблемный вопрос. Индивидуальное задание: подготовить доклад. | |||
11.02 | М. А. Булгаков. Жизнь, творчество, личность. | Дискуссия. Доклад. Составление тезисного плана. | Стр. 274-284. Подготовить монолог на учебную тему с опорой на составленный план. | |||
13.02 | «Белая гвардия». Проза и драматургия в творчестве писателя. Новаторство Булгакова-драматурга. | Монолог на учебную тему. Выразительное чтение по ролям. Анализ эпизодов произведения. | Систематизировать наблюдения над произведением при помощи плана. | |||
18.02 | «Мастер и Маргарита». Необычность композиции романа. Человеческое и божественное в облике Иешуа Га-Ноцри. Образ Понтия Пилата и его роль в романе. Тема совести. | Разнообразие типов романа в русской литературе. | Отзыв о прочитанном произведении. Характеристика образов. Художественный пересказ эпизодов. Выразительное чтение. | Стр. 285-295. Ответить на проблемный вопрос. | ||
18.02 | Мастер и его Маргарита. Образы Воланда и его свиты. Масштаб изображения главных героев романа. Мастерство Булгакова-сатирика. | Беседа. Характеристика образов. Художественный пересказ эпизодов. Выразительное чтение. | Сформулировать для одноклассников вопросы по теме. | |||
20.02 | Проблема нравственного выбора в романе. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа. | Дискуссия. Беседа по составленным дома вопросам. | Ответить на проблемный вопрос. Индивидуальное задание: подготовить доклад. | |||
25.02 | Р. р. Подготовка к сочинению по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». | Дискуссия. Беседа. Составление плана сочинения. Подбор цитат по заданным темам. Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы. | Создать собственный письменный текст по плану, отредактировать работу. Написать сочинение. | С. № 5 | ||
25.02 | А. П. Платонов. Трудная судьба писателя. «Непростые» простые герои Платонова. Необычность стилистики писателя. | Доклад. Выразительное чтение. Аналитический пересказ. Характеристика героев. | Стр. 295-315. Систематизировать наблюдения над текстом при помощи тезисов. | |||
27.02 | А. П. Платонов. «Сокровенный человек». | Устный опрос. Отзыв о прочитанном произведении Составление плана характеристики главного героя. | Стр. 315-322. Охарактеризовать главного героя по составленному плану. Индивидуальное задание: подготовить доклад. | |||
04.03 | М. А. Шолохов. Жизнь и творчество писателя. | Беседа. Доклад. Составление плана доклада. | Стр. 327-335. | Р. к. № 4 | ||
04.03 | «Тихий Дон» - роман-эпопея о всенародной трагедии. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. Яркость характеров и жизненных коллизий в романе. | Беседа. Краткий пересказ. Характеристика образов. Художественный пересказ эпизодов. Выразительное чтение. | Стр. 335-356. Ответить на проблемный вопрос. | Р. к. № 5 | ||
06.03 | «Вечные темы» в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. | Дискуссия. Беседа. Комментированное чтение. | Подготовить текстовые иллюстрации к «вечным темам». | Р. к. № 6 | ||
11.03 | Специфика художественного строя романа. Роль картин природы в изображении жизни героев. | Выразительное чтение. Анализ эпизодов. | Найти в тексте произведения изображение масштабных событий в жизни народа. | Р. к. № 7 | ||
11.03 | Полемика вокруг авторства. Традиции Л. Толстого в изображении масштабных событий в жизни народа. | Выразительное чтение. Беседа. Составление тестовых заданий по теме «М. А. Шолохов». | Выполнить составленные одноклассниками тестовые задания. | Р. к. № 8 | ||
13.03 | Тест по теме «М. А. Шолохов». | Выполнение тестовых заданий. | Индивидуальное задание: подготовить доклад. | Р. к. № 9 Т. № 4 | ||
18.03 | Русская литература за рубежом. 1917-1941 годы Русская литература в изгнании. «Золотое десятилетие» русской литературы за рубежом (1925-1935). | Составление тезисного плана. | Стр. 4-24. | |||
18.03 | И. С. Шмелев. Творческий путь в России и в эмиграции. Острое чувство родины. | Устный опрос. Доклад. | Составить план доклада. Индивидуальное задание: подготовить доклад. | |||
20.03 | М. А. Алданов. Исторические романы и повести, портреты и очерки. Суворов и его походы в романе «Чёртов мост». | Беседа. Доклад. Выразительное чтение. Анализ эпизодов. | Индивидуальное задание: подготовить доклад. | |||
01.04 | В. В. Набоков. Раннее признание таланта Набокова. | Автор двух литератур. | Доклад. Составление плана доклада. | Стр. 24-49. | ||
01.04 | «Дар» - последний роман Набокова на русском языке. Необычность композиции. Мастерство Набокова-стилиста. | Краткий пересказ. Характеристика образов. Художественный пересказ эпизодов. Выразительное чтение. | Вспомнить о событиях 1941-1945 гг. Подготовиться к диалогу по теме «Лирика военных лет». | |||
03.04 | Великая Отечественная война в литературе Война и духовная жизнь общества. Патриотические мотивы и сила народного чувства в лирике военных лет. Драматургия. «Нашествие» Л. Леонова. | Жанровое богатство произведений литературы на тему войны. | Беседа. Выразительное чтение. Составление плана. | Стр. 52-99. Монолог на литературную тему по составленному плану. | ||
08.04 | «Матерь человеческая» В. А. Закруткина - книга о величии простой женщины-казачки, женщины-матери. Необычность ракурса изображения, гуманистическая концепция, оригинальность сюжетосложения, глубина психоанализа. | Беседа. Комментированное чтение. Характеристика образов. Художественный пересказ эпизодов. Выразительное чтение. | Вспомнить о трагических конфликтах 50-90 гг. | Р. к. № 10 | ||
08.04 | Р. р. Подготовка к сочинению по теме «Великая Отечественная война в литературе». | Беседа. Составление плана сочинения. Подбор цитат по заданным темам. Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы. | Создать собственный письменный текст по плану, отредактировать работу. Написать сочинение. Индивидуальное задание: подготовить доклад. | С. № 6 | ||
10.04 | Русская литература 50-90-х годов XX века Литература 50-х начала 60-х гг. Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев. | Беседа. Составление тезисного плана. | Стр. 102-145. Подготовить монолог на литературную тему по составленному плану. Выучить стихотворение наизусть. | |||
15.04 | Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, Г. Бакланова, Б. Васильева. | Устный опрос. Характеристика образов. Художественный пересказ эпизодов. Выразительное чтение. | Систематизировать характеристику образов с помощью сложного плана. | |||
15.04 | Поэзия Б. Ахмадулиной, И. Бродского, Е. Винокурова, А. Вознесенского. Новые идеи, темы, образы в поэзии периода «оттепели». | Беседа. Стихотворение наизусть. | Проанализировать лирический текст по плану. | |||
17.04 | «Городская» и «деревенская» проза. | Беседа. Краткий пересказ. Анализ эпизодов художественного произведения. | Ответить на проблемный вопрос. Подготовиться к инсценировке эпизодов пьесы. | |||
22.04 | Нравственная острота проблематики пьес. | Дискуссия. Беседа. Инсценировка эпизодов пьесы. | Групповые задания. | |||
22.04 | Литература русского зарубежья. «Вторая волна» русской литературной эмиграции. | Беседа. | Подготовить записи любимых авторских песен на электронном носителе. | |||
24.04 | Авторская песня в развитии литературного процесса и музыкальной культуры народа. | Прослушивание записей авторских песен. Отзывы о произведениях. | Подготовить перечень литературных журналов, к которым обращались родственники, знакомые. Индивидуальное задание: подготовить доклад. | |||
29.04 | Литературные журналы. Возрастание роли публицистики, публицистическая направленность многих художественных произведений конца 80-90-х гг. | Новые тенденции в развитии русской литературы. | Беседа. Выразительное чтение. Анализ эпизодов. | |||
29.04 | А. Т. Твардовский. Чувство сопричастности к судьбам родной страны, желание понять истоки побед и потерь | Устный опрос. Доклад. Составление хронологической таблицы. | Стр. 147-154. Подготовить монолог на учебную тему с опорой на хронологическую таблицу. | |||
06.05 | «За далью - даль» - поэтическое и философское осмысление трагических событий прошлого. | Проблемы традиций и новаторства в литературе. | Монолог на учебную тему. Выразительное чтение. Анализ эпизодов. Отзыв о прочитанном произведении. | Стр. 154-156. | ||
06.05 | И. А. Бродский. Стихотворения из сборников «Конец прекрасной эпохи». Трагическая судьба поэта. Нобелевская премия (1987). Творческие поиски и мастерство поэта. | Доклад. Выразительное чтение. Анализ лирического текста. | Стр. 217-236. Выучить стихотворение наизусть. Индивидуальное задание: подготовить доклад. | |||
08.05 | А. И. Солженицын. Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве и ответственности народа, а также его руководителей за настоящее и будущее страны. | Стихотворение наизусть. Доклад. Аналитический пересказ художественного текста. | Стр. 158-173. Сформулировать для одноклассников вопросы по теме. | |||
13.05 | Р. р. Подготовка к сочинению по творчеству А. И. Солженицына. | Беседа. Составление плана сочинения. Подбор цитат по заданным темам. Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы. | Создать собственный письменный текст по плану, отредактировать работу. Написать сочинение. | С. № 7 | ||
13.05 | Ф. А. Абрамов. Тема русской деревни, ее сложной судьбы. | Беседа. Анализ эпизода художественного произведения. | Индивидуальное задание: подготовить доклад. | |||
15.05 | В. П. Астафьев. «Последний поклон» - многоплановое произведение писателя. | Доклад. Характеристика образов. Художественный пересказ эпизодов. Выразительное чтение. | Стр. 175-193. Индивидуальное задание: подготовить доклад. | |||
20.05 | В. Г. Распутин. Тема гражданской ответственности в романе «Живи и помни». Трагедия человека, отторгнувшего себя от общества. | Устный опрос. Доклад. Беседа. Характеристика образов. Художественный пересказ эпизодов. Выразительное чтение. | Стр. 195-215. | |||
20.05 | Зарубежная литература второй половины XX века Основные тенденции развития. Э. Хемингуэй. «Старик и море». Раздумья писателя о человеке и его жизненном пути. | Постмодернизм. | Беседа. Составление тезисного плана. Отзыв о прочитанном произведении. | Стр. 237-240. Подготовить монолог на учебную тему по составленному плану. | ||
22.05 | Литература на современном этапе Общий обзор произведений последних лет. Итоги Судьбы русской литературы в драматическом процессе движения культуры и литературы конца тысячелетия. Связи и зависимости литератур и культур народов мира в XX в. | Монолог на учебную тему. Беседа. | Не дано. |
Система оценки планируемых результатов
Предмет «Литература» Класс 11 «А» Учитель Смирнова Н. А.
Количество часов | Формы и виды контроля | |||||
Четверть | Количество недель | Количество часов в неделю | Всего часов | № недели | Сочинение | Тест |
I. | 9 недель | 3 | 27 | |||
+ | ||||||
+ | ||||||
+ | ||||||
II. | 7 недель | 3 | 21 | |||
+ | ||||||
+ | ||||||
III. | 10 недель | 3 | 30 | |||
+ | ||||||
+ | ||||||
+ | ||||||
+ | ||||||
IV. | 8 недель | 3 | 23 | |||
+ | ||||||
+ | ||||||
ИТОГО: | 101 | 34 | 7 | 4 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
I. Печатные пособия
1) Основная литература
- Литература. 11 класс. В 2 ч.: учебник для общеобразовательных учреждений / Т. Ф. Курдюмова, О. Б. Марьина, Н. А. Демидова и др.; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. - М.: Дрофа, 2008.
- Программа по литературе (донской региональный компонент) для V-XI классов. - Ростов-на-Дону, 1998. Авторы: Р. Б. Небратенко, зам. директора по НМР СШ №81 (V-XI классы), Г. Ф. Саенко, методист-референт РО ИПК и ПРО (IX-XI классы), В. Д. Яцык, методист НМЦО (V-VIII классы). Консультант Г. Ф. Саенко, методист-референт РО ИПК и ПРО. Редактор Э. К. Колосова, методист НМЦО.
- Сборник нормативных документов. Литература / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2008.
- Косивцова Л. И. Литература. 11 класс. Поурочные планы по программе Т. Ф. Курдюмовой. - В.: Учитель, 2003.
- Программа для общеобразовательных учреждений (5-11 классы). / Т. Ф. Курдюмова, Н. А. Демидова, Е. Н. Колокольцев и др.; под редакцией Т. Ф. Курдюмовой. - М.: Дрофа, 2010.
- Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений «Донской региональный компонент». - Методический центр образования города Ростов-на-Дону, 2007.
2) Дополнительная литература
- Альфонсов В. Поэзия Пастернака. - Л., 1990.
- Альфонсов В. Нам слово нужно для жизни: В поэтическом мире Маяковского. - Л., 1984.
- Анненский И. Ф. Книги отражений. - М., 1979.
- Белая Г. А. Дон-Кихоты 20-х годов. «Перевал» и судьба его идей. - М., 1989.
- Бродский И. О. Марине Цветаевой. - М., 1998.
- Виленкин В. В. В сто первом зеркале. - М., 1987.
- Волошин М. Лики творчества. - Л., 1989.
- Гаспаров М. Л. Русские стихи 1890-х - 1925 годов в комментариях. - М., 1993.
- Геллер М. Андрей Платонов в поисках счастья. - М., 1999.
- Гинзбург Л. О лирике. - Л., 1974.
- Горький М. О литературе. - М., 1980.
- Громов П. А. Блок, его предшественники и современники. - Л., 1986.
- Гумилёв Н. С. Письма о русской поэзии. - М., 1990.
- Долгополов Л. К. Александр Блок. - Л., 1980.
- Долгополов Л. К. На рубеже веков: О русской литературе конца XIX - начала XX века. - Л.,1985.
- Долгополов Л. К. Поэма Александра Блока «Двенадцать». - Л., 1979.
- Енишерлов В. П. Я лучшей доли не искал. - М., 1988.
- Жизнь Есенина: Рассказывают современники. - М., 1988.
- Жирмунский В. М. Анна Ахматова. - Л., 1975.
- Жирмунский В. М. Теория литератур. Поэтика. Стилистика. - Л., 1977.
- Захаров А. Н. Поэтика Есенина. - М., 1995.
- Карабчевский Ю. Воскресение Маяковского. - М., 1990.
- Кучеровский Н. М. И. Бунин и его проза (1887-1917). - Тула, 1980.
- Колобаева Л. А. Концепции личности в русской литературе рубежа XIX - XX веков. - М., 1990.
- Ломтев С. В. Проза русских символистов: Пособие для учителей. - М., 1994.
- Максимов Д. Е. Поэзия и проза А. Блока. - Л., 1981.
- Максимов Д. Е. Русские поэты начала века: Очерки. - Л., 1986.
- Мальцев Ю. Иван Бунин. 1870-1953. - М., 1994.
- Мандельштам О. Слово и культура. - М., 1987.
- Марченко А. Поэтический мир Есенина. - М., 1989.
- Носик Б. Мир и дар Набокова: Первая русская биография писателя. - М., 1995.
- Орлов В. Гамаюн. Жизнь Блока. - М., 1981.
- Павловский А. Анна Ахматова: Жизнь и творчество. - М., 1991.
- Павловский А. Куст рябины: О поэзии Марины Цветаевой. - Л., 1989.
- Прокушев Ю. Л. Сергей Есенин: Образ. Стихи. Эпоха. - М., 1985.
- Семёнова С. Валентин Распутин. - М., 1987.
- Саакянц А. А. Марина Цветаева: Жизнь и творчество (1910-1922). - М., 1997.
- Савченко Т. К. Сергей Есенин и его окружение. - М., 1990.
- Скороспелова Е. Б. Идейно-стилевые течения в русской советской прозе первой половины 20-х годов. - М., 1979.
- Скороспелова Е. Б. Русская советская проза 20-30-х годов: судьбы романа. - М. 1985.
- Смелянский А. Михаил Булгаков в Художественном театре. - М., 1986.
- Спиридонова Л. М. Горький: диалог с историей. - М., 1994.
- Сухих С. И. Заблуждения и прозрения Максима Горького. - Нижний Новгород, 1992.
- Хватов А. Художественный мир Шолохова. - М., 1978.
- Хейт А. Анна Ахматова: Поэтическое странствие. - М., 1991.
- Чалмаев В. Александр Солженицын. Жизнь и творчество. - М., 1994.
- Шаховская З. А. В поисках Набокова: Отражения. - М., 1991.
- Швейцер В. А. Быт и Бытие Марины Цветаевой. - М., 1992.
- Юзовский Ю. «На дне» М. Горького. Идеи и образы. - М., 1968.
- Яновская Л. Творческий путь М. Булгакова. - М., 1983.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по литературе 5 класс, к учебнику Т.Ф. Курдюмовой
Рабочая программа по литературе 5 класс к учебнику Т.Ф.Курдюмовой.Рабочая программа содержит: пояснительную записку, тематическое планирование, содержание,календарно- тематическое планирование, т...
Рабочая программа по литературе 9 класс к учебнику Курдюмовой
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание тем учебного курса, требования к знаниям и умениям выпускников, календарно - тематическое планирование...
Рабочая программа по литературе 8 класс учебник Т.Курдюмовой
Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе программы Т.Курдюмовой из расчёта 70 учебных часов...
рабочая программа по литературе 8 класс по программе Т.Ф.Курдюмовой
Рабочая программа по литературе по программе Т.Ф.Курдюмовой 8 класс...
Рабочая программа по литературе 7 класс по программе Т.Ф.Курдюмовой
Рабочая программа по литературе 7 класс по программе Т.Ф.Курдюмовой...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по литературе 9 класс по программе Т.Ф.Курдюмовой
Рабочая программа по литературе 9 класс по программе Т.Ф.Курдюмовой...