Рабочая программа по литературе для 8 класса по учебнику Т.Ф.Курдюмовой
рабочая программа по литературе (8 класс) по теме
Рабочая программа рассчитана на 102 часа в год. Состоит из пояснительной записки, содержания программы, календарно-тематического планирования. В программу включен региональный компонент (Литература Дона).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8 класс литература | 242.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы основного общего образования для 8-11 классов, составитель Т.Ф.Курдюмова, Н.А.Демидова, Е.Н.Колокольцев.
Изучение курса реализуется через УМК: учебник-хрестоматия «Литература. 8 класс» Т.Ф.Курдюмова; работа ведется по авторской программе Т.Ф.Курдюмовой, соответствующей концентрической структуре современной школы. Планирование уроков литературы в 8 классе полностью охватывает все материалы, представленные в учебнике-хрестоматии. Программа направлена на воспитание ученика как образованного и вдумчивого читателя, способного понять художественную ценность произведений, определить их место в историко-литературном процессе.
В программе раскрывается жанровая структура литературных произведений, приводятся сведения об истории развития некоторых жанров.
Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.
Задачи, которые решаются на уроках литературы в 8 классе:
- сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
- осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;
- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
- овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;
- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствованию собственной устной и письменной речи.
Структура курса каждого из средних классов – литературный процесс в его последовательности от древности до наших дней.
В 8 классе ученики обращаются к проблеме времени на страницах произведения искусства, которую невозможно изучить, не касаясь позиции автора. Сложность отношения литературы и времени демонстрируется практически каждым конкретным произведением, включенным в курс 8 класса, начиная с былин и завершая историческими романами 20 века.
Основные теоретические понятия, которые должны усвоить в 8 классе: жизнь истории на страницах литературы.
Кроме того, на уроках литературы в 8 классе реализуется региональный компонент основного общего образования по литературе, целью которого является обогащение духовного мира учащихся путем их приобщения к лучшим образцам искусства слова Дона и о Доне и на основе творческой деятельности формирование гуманистического мировоззрения, воспитание любви и уважения к нравственным ценностям донской культуры, к лучшим чертам менталитета жителей донского края, развитие читательской культуры, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений Дона и о Доне.
Примерная программа основного общего образования для 8-11 классов рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.
По учебному плану школы на 2011-2012 учебный год на изучение литературы в 8 классе отведено 105 часов в год, 3 часа в неделю.
Моя рабочая программа рассчитана на 102 часа часов, 3 часа в неделю, потому что 3 часа в году выпадают на праздничные дни:23 февраля, 8 марта и 9 мая.
25 часов отведено на изучение произведений регионального компонента, которые изучаются на протяжении всего учебного года.
Распределение часов рабочей программы по разделам:
№ п/п | Раздел программы | Количество часов | Способы отслеживания результатов обучения |
1 | Введение. | 4ч | |
2 | Фольклор. | 6ч | |
3 | Древнерусская литература. | 8ч | Тест №1 – 12.10.11г |
4 | Литература XVIII века. | 3ч | |
5 | Литература XIX века. | 52ч | Сочинение №1 – 21, 22.12.11г Тест №2 – 06.02.12г Тест №3 – 15.03.12г |
6 | Литература XX века. | 29ч | Тест №4 – 30.05.12г |
Итого | 102ч | Тестов – 4, сочинений -1 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение(4ч)
Литературный процесс как часть исторического процесса.
Жанры художественной литературы.
Х.К.Андерсен: Сказка Х.К.Андерсена «Калоши счастья» как эпиграф к изучению исторической тематики.
Поэты казачьего зарубежья: П.С.Поляков «Ветла», «Надежды».
Фольклор (6ч)
Художественные особенности исторической песни «Правеж».
Народная драма как органическая часть праздничного народного быта. Драматический и комический конфликт в драме «Как француз Москву брал».
Связь донских песен «При лужку», «По Дону гуляет» с обрядами.
Донские легенды «Братья», «Про Пугача» как свидетельство былых событий. Сюжет и герои донских легенд «Братья», «Про Пугача».
Древнерусская литература (8ч)
Особенности отражения исторического прошлого в литературе средних веков.
«Повесть временных лет» как первый общерусский летописный свод.
События и герои на страницах «Повести о разорении Рязани Батыем». Евпатий Коловрат как подлинный народный герой.
Жития святых как исторические повествования. «Сказание о житии Александра Невского» как героя русской истории.
Особенности изображения героя в житии «Преподобный Сергий Радонежский».
Литература XVIII века (3ч)
Русские поэты о Доне: А.С.Пушкин. «Казак», «Калмычке».
Н.М.Княжнин: Отражение и оценка событий русской истории в творчестве Н.М.Княжнина. Образы-антиподы в «Марфе-посаднице».
Литература XIX века (52ч)
А.И.Куприн: Донские страницы в очерке А.И.Куприна «Костя Попов». Автор и его герой в очерке «Костя Попов».
Проблема человека и времени в произведениях 19 века. Былины и их герои в поэзии 19 века.
А.К.Толстой: Народный идеал и авторская позиция в балладах «Илья Муромец», «Правда» А.К.Толстого.
Г.Лонгфелло: Образ народного героя Гайаваты в произведении Г.Лонгфелло.
А.С.Серафимович: Прошлое донского казачества в рассказе А.С.Серафимовича «Чибис». Великая Отечественная война в были «На хуторе» А.С.Серафимовича. Стилистические особенности произведений о Доне А.С.Серафимовича.
В.Скотт: Изображение героев и эпохи в романе В.Скотта «Айвенго». Концепция истории и человека в романе В.Скотта.
И.А.Крылов: Кутузов и Наполеон в басне И.А.Крылова «Волк на псарне».
В.А.Закруткин: Великая Отечественная война в повести В.А.Закруткина «Матерь человеческая». Мастерство В.А.Закруткина в создании образа главной героини. Смысл названия повести «Матерь человеческая».
А.С.Пушкин: Сюжет баллады А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге» и сюжет летописного эпизода. Образ Петра в поэме «Полтава» - образ вдохновителя победы Исторические и нравственные проблемы в трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов». Творческая история «Капитанской дочки». Становление личности Петра Гринева под влиянием «благих потрясений». Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести. Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка». Отношение автора и рассказчика к народной войне. Смысл названия повести «Капитанская дочка».
М.Ю.Лермонтов: Прошлое донского казачества в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Два сокола». Быт и нравы XVI века в поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова». Герои поэмы и их судьбы. Купец Калашников и опричник Кирибеевич. Образ Ивана Грозного и его роль в сюжете поэмы.
Герои исторической повести. Историческая повесть и исторический труд.
К.Д.Бальмонт: Восприятие, истолкование, оценка стихотворения К.Д.Бальмонта «Скифы».
Н.В.Гоголь: Историческая основа повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Запорожская Сечь как прославление боевого товарищества в «Тарасе Бульбе». Отец и сыновья. Характеры главных героев повести. Пафос произведения о защите Родины. Описания в повести (пейзаж, портрет, интерьер).
Мотивы былого в лирике поэтов 19 века.
А.А.Блок: Изображение исторических событий в стихотворении А.Блока «На поле Куликовом».
А.Дюма: Трансформация исторических событий и исторических героев в романе А.Дюма. Увлекательность сюжета и яркость характеров в романе А.Дюма «Три мушкетера».
А.К.Толстой: Подлинные исторические лица в балладе А.К.Толстого. Василий Шибанов как нравственный идеал автора. Эпоха Ивана Грозного в романе А.К.Толстого «Князь Серебряный». Реальные исторические лица и вымысел на страницах романа А.К.Толстого. Вымысел и реальность в художественном произведении.
И.А.Бунин: Восприятие, истолкование, оценка стихотворения И.А.Бунина «Ковыль».
Л.Н.Толстой: Контраст как основа композиции в рассказе Л.Н.Толстого «После бала». Роль случая в жизни и судьбе человека.
Время и пространство в художественном тексте.
Русские поэты о Доне: Н.Ф.Щербина «Южная ночь», «Таганрогским грекам».
Литература XX века (29ч)
Автор и время на страницах произведений 20 века. Былины и их герои в поэзии 20 века.
Ю.Н.Тынянов: Исторические герои и события в рассказе Ю.Н.Тынянова «Подпоручик Киже». Осуждение нелепостей воинской службы в армии при Павле I. Образ Петра и его окружения в повести Ю.Тынянова «Восковая персона». Язык и стиль повести «Восковая персона».
История в стихотворениях донских поэтов: Ф.И.Анисимов «Всколыхнулся, взволновался…».
М.Алданов: Родная история и история Европы в романе М.Алданова «Чертов мост». Изображение полководца Суворова в романе «Чертов мост».
Тема поэта и поэзии в стихотворениях Н.К.Доризо.
С.Цвейг: Мастерство батальных сцен в исторической миниатюре С.Цвейга. Образ Наполеона в миниатюре «Невозвратимое мгновение».
Б.Васильев: Изображение ходынской трагедии в романе Б.Васильева «Утоли моя печали…» Исторические лица, изображенные в романе. Смысл заглавия романа «Утоли моя печали…».
И.М.Бондаренко: Тема Великой Отечественной войны в повести И.М.Бондаренко. Приключенческие мотивы в повести «Приговор обжалованию не подлежит».
Великая Отечественная война в лирике А.Ахматовой, А.Прокофьева, К.Симонова, А.Твардовского. Великая Отечественная война в лирике Ю.Друниной, Б.Окуджавы, В.Высоцкого.
Тема природы в стихах А.Рогачева, В.Жака, А.Софронова. Восприятие, истолкование, оценка стихотворений донских поэтов.
Л.М.Леонов: Судьбы героев и их идеалы в пьесе Л.М.Леонова «Золотая карета». Смысл названия пьесы «Золотая карета».
В.Конецкий: Внеклассное чтение. Эхо войны в повести В.Конецкого «Тамара». Мотив жизни и смерти в повести «Тамара».
Мотивы былого в лирике В.Брюсова, З.Гиппиус, Н.Гумилева, М.Цветаевой. Мотивы былого в лирике Е.Евтушенко, В.Высоцкого, М.Кузмина.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАССЕ.
3 часа в неделю 102 часа в год
№ | Тема урока | Кол-во часов | Сроки | Цели и задачи раздела | Знания по теории литературы | Знания по стилистике | Основные виды деятельности |
1 | Литературный процесс как часть исторического процесса. | 1 | 01.09.11г | Дать более глубокое, чем раньше представление о литературе как одном из видов искусства, о ее месте в жизни общества и отдельного человека. | Понятие о художественном произведении, художественном образе. | Особенности конспектирования, составление тезисов. | Рассказ учителя с элементами беседы, работа с учебником. |
2 | Жанры художественной литературы. | 1 | 05.09.11г | Продолжить знакомство с жанрами художественной литературы. | Жанры художественной литературы | Особенности конспектирования, составление тезисов. | Беседа, ответы на вопросы, приведение примеров произведений разных жанров. |
3 | Сказка Х.К.Андерсена «Калоши счастья» как эпиграф к изучению исторической тематики. | 1 | 07.09.11г | Продолжить знакомство с творчеством Х.К.Андерсена. | Понятие о сказке. Жанровые особенности сказки. Вымысел и реальность в произведении. | Выразительное чтение. | Чтение с элементами анализа. |
4 | Поэты казачьего зарубежья: П.С.Поляков «Ветла», «Надежды». | 1 | 08.09.11г | Жизнь и творчество Полякова. Развивать навык выразительного чтения, анализа стихотворения. | Углубление понятия о лирике. Выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение. | Партитура выразительного чтения. | Чтение и анализ стихотворений. Работа со средствами выразительности языка. |
ФОЛЬКЛОР (6ч) | |||||||
5 | Художественные особенности исторической песни «Правеж». | 1 | 12.09.11г | Способствовать воспитанию любви к Отечеству, желанию изучать свой родной край. Народные песни как жанр фольклора. Дать понятие об обрядовых и необрядовых песнях. | Историческая народная песня. | Работа с выразительными средствами языка. | Рассказ учителя с элементами беседы, самостоятельная работа учащихся, сообщения, анализ исторических песен. |
6 | Народная драма как органическая часть праздничного народного быта. | 1 | 14.09.11г | Дать расширенное представление о народном театре. | Развитие понятия о драме, пьесе. Народная драма. | Работа с выразительными средствами языка. | Чтение и комментирование. Анализ. |
7 | Драматический и комический конфликт в драме «Как француз Москву брал». | 1 | 15.09.11г | ||||
8 | Связь донских песен «При лужку», «По Дону гуляет» с обрядами. | 1 | 19.09.11г | Познакомить с казачьей песней, с историей создания казачьих легенд. Герои песни. Показать связь донских песен с обрядами. | Легенды. Детский фольклор. Жанры донского фольклора. | Слово учителя, работа с учебником-хрестоматией. | Чтение, выборочный пересказ. |
9 | Донские легенды «Братья», «Про Пугача» как свидетельство былых событий. | 1 | 21.09.11г | ||||
10 | Сюжет и герои донских легенд «Братья», «Про Пугача». | 1 | 22.09.11г | ||||
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (8ч) | |||||||
11 | Особенности отражения исторического прошлого в литературе средних веков. | 1 | 26.09.11г | Дать понятие о древнерусской литературе. Помочь учащимся осмыслить закономерности ее развития и роль в становлении отечественной и современной литературы. | Дать понятие о духовной литературе, канонизации. Древнерусская литература. Летопись. | Развитие монологической речи учащихся. | Рассказ учителя с элементами беседы. Чтение текста с элементами беседы. |
12 | «Повесть временных лет» как первый общерусский летописный свод. | 1 | 28.09.11г | ||||
13 | События и герои на страницах «Повести о разорении Рязани Батыем». | 1 | 29.09.11г | Углубить понятие о воинской повести. Раскрыть связь повести с народно-поэтическим творчеством. | Воинская повесть | Выразительное чтение. Рассказ учителя. | Чтение и комментирование, беседа |
14 | Евпатий Коловрат как подлинный народный герой. | 1 | 03.10.11г | ||||
15 | Жития святых как исторические повествования. | 1 | 05.10.11г | Дать понятие о жанре жития. Раскрыть историческую основу «Сказания…». | Раскрыть понятие «житийная литература». Житие. | Анализ текста. Партитура выразительного чтения. Пересказ. Умение находить авторскую позицию в изображении исторического героя в древнерусской литературе. | Сообщение учащегося, беседа. Работа над текстом. |
16 | «Сказание о житии Александра Невского» как героя русской истории. | 1 | 06.10.11г | ||||
17 | Особенности изображения героя в житии «Преподобный Сергий Радонежский». | 1 | 10.10.11г | Дать понятие о жанре жития. Раскрыть историческую основу жития. | Жанр жития. | Развивать навыки анализа текста. | Сообщение ученика, беседа, элементы анализа текста. |
18 | Тестовый контроль №1 по теме «Фольклор. Древнерусская литература». | 1 | 12.10.11г | Проверить знания учащихся по теме. | Тест №1 | ||
ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА (3ч) | |||||||
19 | Русские поэты о Доне: А.С.Пушкин. «Казак», «Калмычке». | 1 | 13.10.11г | Продолжить знакомство с жизнью и творчеством Пушкина. Обучение анализу лирического стихотворения. | Восприятие, истолкование, оценка. | Навыки анализа лирического произведения. Партитура выразительного чтения. | Чтение и комментирование. Анализ лирического произведения. Наизусть. |
20 | Отражение и оценка событий русской истории в творчестве Н.М.Карамзина. | 1 | 17.10.11г | Научить сопоставлению исторического труда и художественного текста. Дать отличие героини повести и исторического персонажа. | Историческая драма. | Партитура выразительного чтения. | Сообщение учителя, беседа, комментированное чтение. |
21 | Образы-антиподы в «Марфе-посаднице». | 1 | 19.10.11г | ||||
ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (52ч) | |||||||
22 | Донские страницы в очерке А.И.Куприна «Костя Попов». | 1 | 20.10.11г | Познакомить с основными биографическими сведениями писателя. История создания рассказа. | Овладение понятиями: рассказ, особенности жанра рассказа. | Партитура выразительного чтения. Понятие о подробном и сжатом пересказе. | Выразительное чтение, выборочный пересказ |
23 | Автор и его герой в очерке «Костя Попов». | 1 | 24.10.11г | ||||
24 | Проблема человека и времени в произведениях 19 века. Былины и их герои в поэзии 19 века. | 1 | 26.10.11г | Показать историческое прошлое в литературе 19 века. Роль автора и его позиции в изображении времени минувшего. Раскрыть настоящее, прошедшее и будущее в их взаимной связи. | Характеристика литературного героя. | Развитие монологической речи учащихся. Умение давать оценку характеру и поступкам. | Составление и запись тезисов лекции учителя. |
25 | Народный идеал и авторская позиция в балладах «Илья Муромец», «Правда» А.К.Толстого. | 1 | 27.10.11г | Показать значение жанра исторического романа в литературе 19 века, значение былин в поэзии 19 века. | Понятие об анализе поэтического текста. | Развивать навыки анализа поэтического текста. | Выступления учащихся, рассказ учителя, выразительное чтение. |
26 | Образ народного героя Гайаваты в произведении Г.Лонгфелло. | 1 | 09.11.11г | Показать интерес автора и переводчика к народным легендам и преданиям аборигенов Америки. | Характеристика литературного героя. Герой и обстоятельства. | Партитура выразительного чтения. | Чтение фрагментов с комментарием, беседа, рассказ о писателе. |
27 | Прошлое донского казачества в рассказе А.С.Серафимовича «Чибис». | 1 | 10.11.11г | Познакомить учащихся с жизненным и творческим путем Серафимовича. Развивать навык художественного пересказа, выборочного пересказа. | Развитие понятия о были, повести как жанре художественной литературы. | Характеристика литературного героя. | Лекция учителя. Чтение и комментирование, выборочный пересказ. |
28 | Великая Отечественная война в были «На хуторе» А.С.Серафимовича. | 1 | 14.11.11г | ||||
29 | Стилистические особенности произведений о Доне А.С.Серафимовича. | 1 | 16.11.11г | ||||
30 | Изображение героев и эпохи в романе В.Скотта «Айвенго». | 1 | 17.11.11г | Обсудить на уроке самостоятельно прочитанное произведение. | Характеристика главного героя. | Развитие монологической речи учащихся | Чтение фрагментов, аналитическая беседа. |
31 | Концепция истории и человека в романе В.Скотта. | 1 | 21.11.11г | ||||
32 | Кутузов и Наполеон в басне И.А.Крылова «Волк на псарне». | 1 | 23.11.11г | Показать особенности отражения истории в баснях. | Развитие понятия о басне как жанре художественного произведения. | Характер литературного героя. | Чтение басни по ролям. Анализ. |
33 | Великая Отечественная война в повести В.А.Закруткина «Матерь человеческая». | 1 | 24.11.11г | Краткий рассказ о писателе. Знакомство с текстом. История создания рассказа | Углубление понятия «характеристика литературного героя». | Партитура выразительного чтения. Понятие о подробном и выборочном пересказе. Отзыв на литературное произведение. | Пересказ, выразительное чтение |
34 | Мастерство В.А.Закруткина в создании образа главной героини. | 1 | 28.11.11г | ||||
35 | Смысл названия повести «Матерь человеческая». | 1 | 30.11.11г | ||||
36 | Сюжет баллады А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге» и сюжет летописного эпизода. | 1 | 01.12.11г | Показать интерес к истории как одно из важнейших подтверждений широты взгляда на мир великого поэта. | Развитие понятия о повести, романе, хронике. | Расширить понятия о прототипе, прообразе, мятеже, восстании. | Аналитическая беседа, сжатый пересказ статей учебника, сообщение учащихся. |
37 | Образ Петра в поэме «Полтава» - образ вдохновителя победы. | 1 | 05.12.11г | Определить место этого произведения в создании образа Петра I автором. | Поэма. | Работа над выразительными средствами языка. | Выразительное чтение, беседа по вопросам. |
38 | Исторические и нравственные проблемы в трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов». | 1 | 07.12.11г | Показать роль и судьбу летописца Пимена в пьесе. | Историческая проза. Эпиграф. | Партитура выразительного чтения. Анализ лирического текста. | Лекция учителя, реализация межпредметных связей с историей, выразительное чтение, беседа по вопросам. |
39 | Творческая история «Капитанской дочки». | 1 | 08.12.11г | Расширить представление учеников о личности А.С.Пушкина как историка. Познакомить учащихся с творческой историей написания повести «Капитанская дочка». | Развитие понятия о повести. | Чтение и комментирование. Анализ прозаического текста. | Рассказ учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение, комментарии учителя. |
40 | Становление личности Петра Гринева под влиянием «благих потрясений». | 1 | 12.12.11г | Обобщение, систематизация знаний по образу Петра Гринева. В ходе работы увидеть те изменения, которые происходят в душе героя под влиянием встреч с Пугачевым. | Дать понятие иллюзии; что есть честь и достоинство. | Характеристика главного героя, выборочный пересказ. | Аналитическая беседа, сообщение, пересказ. |
41 | Образ Маши Мироновой. | 1 | 14.12.11г | Систематизация изученного материала по образу Маши Мироновой; раскрыть смысл названия повести. | Углубление понятия о литературном герое, характере литературного героя. Герой и обстоятельства. | Развитие монологической речи учащихся. | Составление и запись тезисов лекции учителя, подготовка сообщений по теме. |
42 | Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка». Отношение автора и рассказчика к народной войне. | 1 | 15.12.11г | ||||
43 | Смысл названия повести «Капитанская дочка». | 1 | 19.12.11г | Обобщение и систематизация материала, глубина и обаяние личности Пугачева. | Умение давать оценку характеру и поступкам. Обреченность, противоречивость. Непредсказуемость. | Выборочное чтение, ответы на вопросы, запись в тетрадях. | |
44-45 | Р.р.Обучающее сочинение по повести «Капитанская дочка». | 2 | 21.12.11г 22.12.11г | Развитие связной речи учащихся, умение выразить свое отношение к предложенным темам сочинения. | Сочинение №1 | ||
46 | Прошлое донского казачества в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Два сокола». | 1 | 26.12.11г | Продолжить знакомство с жизненным и творческим путем М. Ю.Лермонтова | Эпитет, метафора, олицетворение. | Выразительное чтение, анализ. | |
47 | Герои исторической повести. Историческая повесть и исторический труд. | 1 | 28.12.11г | На примере повести «Капитанская дочка» рассмотреть героев, составить сравнительную характеристику мужских образов, женских, сделать выводы. | Знакомство с понятиями «историческая повесть», «исторический труд». Сюжет и фабула. | Аналитическая беседа, чтение эпизодов повести. | |
48 | Быт и нравы XVI века в поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова». | 1 | 29.12.11г | Продолжить знакомство учащихся с фактами биографии, лирикой поэта. Работа с текстом поэмы. | Характер литературного героя. | Анализ отрывков поэмы. | Рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа поэтического текста. |
49 | Герои поэмы и их судьбы. Купец Калашников и опричник Кирибеевич. | 1 | 16.01.12г | Познакомить учащихся с историей создания поэмы, выявить структурные особенности произведения. Сопоставительный анализ героев поэмы. | Продолжить знакомство с понятиями «поэма, тема, идея, сюжет, композиция». | Анализ отрывков поэмы. Сравнительная характеристика героев. | Выразительное чтение, анализ эпизодов. |
50 | Образ Ивана Грозного и его роль в сюжете поэмы. | 1 | 18.01.12г | Дать характеристику Ивана Грозного, проникнуть в замысел автора, выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы. | Образ в литературе. Пафос романтической поэмы о былом. | Партитура выразительного чтения. Средства художественной выразительности. | Беседа, рассуждения по поэме, анализ эпизодов. |
51 | Восприятие, истолкование, оценка стихотворения К.Д.Бальмонта «Скифы». | 1 | 19.01.12г | Познакомить учащихся с фактами биографии поэта, лирикой поэта. | Расширение понятия о художественном своеобразии языка (ритм, рифма, стихотворение, строфа). Антитеза, лирический герой. | Партитура выразительного чтения. | Аналитическая беседа. Работа в группах. Чтение наизусть. |
52 | Историческая основа повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». | 1 | 23.01.12г | Работа над статьей учебника, обучение письменному высказыванию, составлению плана. | Художественная деталь. Тема и идея произведения. | Рассказ о писателе, слово учителя, работа по карточкам, словарная работа. | |
53 | Запорожская Сечь как прославление боевого товарищества в «Тарасе Бульбе». | 1 | 25.01.12г | Познакомить учащихся с атмосферой повести, с исторической эпохой. Дать представление о различии между исторической истиной и художественными задачами писателя. | Продолжение знакомства с понятиями «повесть, историческое, эпическое». | Углубление представления о повести. | Исторический экскурс, комментированное чтение. |
54-55 | Отец и сыновья. Характеры главных героев повести. | 2 | 26.01.12г 30.01.12г | Выработка навыков определения характеров персонажей. Их развития в ходе повести. | Массовое сознание, индивидуальное сознание. | Ответы на вопросы, анализ характеров двух братьев на примере сцен. | |
56-57 | Пафос произведения о защите Родины. Описания в повести (пейзаж, портрет, интерьер). | 2 | 01.02.12г 02.02.12г | Показать пафос произведения, роль описания в повести. | Гипербола. | Выборочное чтение, комментирование, анализ отдельных эпизодов. | |
58 | Тестовый контроль №2 по теме «Литература XIX века». | 1 | 06.02.12г | Проверить знания учащихся по теме. | Тест №2 | ||
59 | Мотивы былого в лирике поэтов 19 века. | 1 | 08.02.12г | Продолжить знакомство учащихся с творчеством Жуковского, Пушкина, Давыдова. Проследить, как отображается тема исторического прошлого в лирике этих поэтов. | Средства художественной выразительности. | Партитура выразительного чтения. | Выразительное чтение, анализ стихотворений. |
60 | Изображение исторических событий в стихотворении А.Блока «На поле Куликовом». | 1 | 09.02.12г | Продолжить знакомство с творчеством А.А.Блока. развивать навык выразительного чтения. | Углубление понятия о лирике. Выразительные средства языка. | Партитура выразительного чтения. | Выразительное чтение, работа со средствами языка. |
61 | Трансформация исторических событий и исторических героев в романе А.Дюма. | 1 | 13.02.12г | Раскрыть причину популярности произведения. Дать общую характеристику произведения: сюжет, герои, яркость и убедительность позиции автора. | Тема и идея произведения. | Беседа, выборочное чтение, чтение по ролям. | |
62 | Увлекательность сюжета и яркость характеров в романе А.Дюма «Три мушкетера». | 1 | 15.02.12г | ||||
63 | Подлинные исторические лица в балладе А.К.Толстого. | 1 | 16.02.12г | Познакомить учащихся с одним из первых произведений А.К.Толстого на тему русской истории. | Продолжить знакомство с понятием «баллада». | Составление характеристики героя. | Аналитическая беседа, ответы на вопросы, комментированное чтение. |
64 | Василий Шибанов как нравственный идеал автора. | 1 | 20.02.12г | ||||
65 | Эпоха Ивана Грозного в романе А.К.Толстого «Князь Серебряный». | 1 | 22.02.12г | Показать элементы реализма на страницах романтического повествования. Познакомить с образом жестокого и коварного властителя. | Углубление понятия о романе. Стихотворная сатира. | Составление сравнительной характеристики героев. | Выборочное чтение, комментирование. |
66 | Реальные исторические лица и вымысел на страницах романа А.К.Толстого. | 1 | 27.02.12г | ||||
67 | Вымысел и реальность в художественном произведении. | 1 | 29.02.12г | Показать мастерство воссоздания атмосферы эпохи. Нравственные идеалы автора и их воплощение в образах князя Серебряного и Елены Морозовой. | Использование фольклора. | Написание отзыва о прочитанном. | Чтение отрывков романа, запись в тетрадях, беседа, ответы на вопросы. |
68 | Восприятие, истолкование, оценка стихотворения И.А.Бунина «Ковыль». | 1 | 01.03.12г | Продолжить знакомство с биографией и творчеством поэта. Учить опознавать в стихах средства художественной выразительности языка. | Выразительные средства языка. Лирический герой: его чувства, мысли, переживания. | Партитура выразительного чтения. | Просмотр презентации, выразительное чтение, работа со средствами языка. |
69 | Контраст как основа композиции в рассказе Л.Н.Толстого «После бала». | 1 | 05.03.12г | Познакомить с основными биографическими сведениями писателя. История создания рассказа «После бала». | Духовный мир героев, обусловленность поведения героя обстоятельствами. Контраст как основной художественный прием рассказа. | Развитие монологической и диалогической речи учащихся. | Аналитическая беседа с чтением отдельных эпизодов. |
70 | Роль случая в жизни и судьбе человека. | 1 | 07.03.12г | Понять главную мысль рассказа: человек должен чувствовать свою личную ответственность за все, что совершается в жизни. | Понятие о диспуте. | Развитие монологической и диалогической речи учащихся. | Беседа с элементами диспута, слово учителя, тест. |
71 | Время и пространство в художественном тексте. | 1 | 12.03.12г | Проследить, как Толстой употребляет в рассказе «После бала» прием контраста; выяснить, для чего он использует этот прием, какова его роль в произведении. | Понятие о контрасте как художественном приеме. | Чтение эпизодов рассказа, в которых используется прием контраста, анализ этих эпизодов. | Работа со статьей учебника. |
72 | Русские поэты о Доне: Н.Ф.Щербина «Южная ночь», «Таганрогским грекам». | 1 | 14.03.12г | Жизнь и творчество Н.Ф.Щербина. Развивать навыки работы со стихотворным текстом. | Углубление понятия о лирике. Выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение. | Партитура выразительного чтения. Элементы анализа лирического произведения. | Чтение и анализ стихотворений. |
73 | Тестовый контроль №3 по теме «Литература XIX века». | 1 | 15.03.12г | Проверить знания учащихся по теме. | Тест №3 | ||
ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (29ч) | |||||||
74 | Автор и время на страницах произведений 20 века. | 1 | 19.03.12г | Показать прочность традиций. Поиски новых форм. Роль автора и истории на страницах исторических произведений 20 века. | Развитие монологической и диалогической речи. | Конспектирование, беседа, выразительное чтение. | |
75 | Былины и их герои в поэзии 20 века. | 1 | 21.03.12г | Познакомить обзорно с былинами и их героями. | Углубление понятия о былинах, понятие о статистике былины, своеобразие построения былин. | Партитура выразительного чтения. | Чтение по ролям, выборочное чтение, анализ. |
76 | Исторические герои и события в рассказе Ю.Н.Тынянова «Подпоручик Киже». | 1 | 22.03.12г | Познакомить учащихся с творчеством Тынянова. Тема истории и деспотизма на страницах произведений Тынянова. | Углубление понятия об иронии и гротеске. Язык и стиль исторического повествования | Чтение и обсуждение рассказа. | |
77 | Осуждение нелепостей воинской службы в армии при Павле I. | 1 | 02.04.12г | ||||
78 | История в стихотворениях донских поэтов: Ф.И.Анисимов «Всколыхнулся, взволновался…». | 1 | 04.04.12г | Жизнь и творчество Анисимова. Навыки работы со стихотворным текстом. | Углубление понятия о лирике. Выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение. | Партитура выразительного чтения. | Чтение и анализ стихотворений. |
79 | Образ Петра и его окружения в повести Ю.Тынянова «Восковая персона». | 1 | 05.04.12г | Познакомить с необычностью воссоздания образа Петра. Раскрыть художественное своеобразие произведения. | Сопоставление фраз, сравнение описаний. | Партитура выразительного чтения. | Выборочное чтение, пересказ, комментирование, составление тезисов. |
80 | Язык и стиль повести «Восковая персона». | 1 | 09.04.12г | ||||
81 | Родная история и история Европы в романе М.Алданова «Чертов мост». | 1 | 11.04.12г | Познакомить с творчеством Алданова. Тема героического прошлого России в произведениях Алданова. | Тетралогия, трилогия. Исторический роман. | Пересказ, анализ эпизодов, запись тезисов, самостоятельное чтение. | |
82 | Изображение полководца Суворова в романе «Чертов мост». | 1 | 12.04.12г | ||||
83 | Тема поэта и поэзии в стихотворениях Н.К.Доризо. | 1 | 16.04.12г | Жизнь и творчество Доризо. Навыки работы со стихотворным текстом. | Углубление понятия о лирике. Выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение. | Партитура выразительного чтения. | Чтение и анализ стихотворений. |
84 | Мастерство батальных сцен в исторической миниатюре С.Цвейга. | 1 | 18.04.12г | Биографические труды и исторические миниатюры писателя. | Миниатюры. | Отзыв и рецензия на самостоятельно прочитанное произведение. | Самостоятельное чтение. |
85 | Образ Наполеона в миниатюре «Невозвратимое мгновение». | 1 | 19.04.12г | Показать роль «мгновения» в судьбе человека и исторического события. | Анализ эпизодов, выразительное чтение эпизодов. | Исполнение миниатюры и ее обсуждение. | |
86 | Изображение ходынской трагедии в романе Б.Васильева «Утоли моя печали…» | 1 | 23.04.12г | Дать характеристику творчества Васильева. Познакомить с романом о судьбах властителей и простых людей на страницах истории. | Продолжить знакомство с жанром романа. Уметь выделить жанр романа среди других жанров, основываясь на основные отличительные признаки этого жанра. | Партитура выразительного чтения. Подробный пересказ, его стилевые и жанровые особенности. Понятие о конспекте. | Работа с учебником. Беседа. Составление плана. Словарно-лексическая работа. |
87 | Исторические лица, изображенные в романе. | 1 | 25.04.12г | ||||
88 | Смысл заглавия романа «Утоли моя печали…». | 1 | 26.04.12г | Дать представление о проблеме трагического на страницах романа. | Понятие трагедии человечества. | Добиваться овладения всей партитурой выразительного чтения. Анализировать речь героя с точки зрения образности, синтаксиса словоупотребления. | Слушание, говорение, письмо, выразительное чтение. |
89 | Тема Великой Отечественной войны в повести И.М.Бондаренко. | 1 | 30.04.12г | Знакомство с творчеством автора. Развитие навыков самостоятельной работы с учебником. | Фантастика. | Развитие творческих способностей учащихся. Партитура выразительного чтения. | Выразительное чтение, художественный пересказ. |
90 | Приключенческие мотивы в повести «Приговор обжалованию не подлежит». | 1 | 02.05.12г | ||||
91 | Великая Отечественная война в лирике А.Ахматовой, А.Прокофьева, К.Симонова, А.Твардовского. | 1 | 03.05.12г | Познакомить со стихами о войне, поднимать эстетические, нравственные проблемы, воспитывать патриотизм, чувство долга, любовь к миру. | Расширение представления о поэзии 20 века. | Дать представление о стилистике Твардовского: пауза, просторечие. Значение стилистической окраски метафор и неологизмов. | Работа со статьями о поэте. Анализ выражения. Анализ стихотворения в единстве формы и содержания. |
92 | Великая Отечественная война в лирике Ю.Друниной, Б.Окуджавы, В.Высоцкого. | 1 | 07.05.12г | ||||
93 | Тема природы в стихах А.Рогачева, В.Жака, А.Софронова. | 1 | 10.05.12г | Познакомить с жизнью и творчеством донских поэтов. | Углубление понятия о лирике. Выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение | Партитура выразительного чтения. | Чтение и анализ стихотворений. Работа со средствами выразительности языка. |
94 | Восприятие, истолкование, оценка стихотворений донских поэтов. | 1 | 14.05.12г | ||||
95 | Судьбы героев и их идеалы в пьесе Л.М.Леонова «Золотая карета». | 1 | 16.05.12г | Познакомить с творчеством писателя, с судьбами героев. | Расширение понятия нравственности. Символика названия произведения. | Понимать значение стиля художественной литературы, метафор. | Работа с учебником, анализ, устное рисование. |
96 | Смысл названия пьесы «Золотая карета». | 1 | 17.05.12г | ||||
97 | Внеклассное чтение. Эхо войны в повести В.Конецкого «Тамара». | 1 | 21.05.12г | Продолжить знакомство с литературой, посвященной теме ВОВ. | Расширение понятия нравственности, чувства долга и ответственности перед Отечеством. | Партитура выразительного чтения, характеристика литературного героя | Выразительное чтение, словарная работа, исследовательская работа, беседа по вопросам. |
98 | Внеклассное чтение. Мотив жизни и смерти в повести «Тамара». | 1 | 23.05.12г | ||||
99 | Мотивы былого в лирике В.Брюсова, З.Гиппиус, Н.Гумилева, М.Цветаевой. | 1 | 24.05.12г | Дать понятие о Серебряном веке русской литературы. Обзор поэзии 20 века. Показать разнообразие тематики поэзии, влияние истории страны на творчество поэтов. | Средства художественной выразительности. | Партитура выразительного чтения. | Выразительное чтение. Анализ стихотворений. |
100 | Мотивы былого в лирике Е.Евтушенко, В.Высоцкого, М.Кузмина. | 1 | 28.05.12г | ||||
101 | Тестовый контроль №4 по теме «Литература XX века». | 1 | 30.05.12г | Выявить пробелы в знаниях учащихся, наметить план по коррекции. | Тест №4 | ||
102 | Повторение изученного за курс 8 класса. | 1 | 31.05.12г | Проверить знания учащихся по теме. |
Всего часов - 102
Тестов – 4 внеклассное чтение – 2 развитие речи – 2 литература Дона - 25
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по литературе 5 класс, к учебнику Т.Ф. Курдюмовой
Рабочая программа по литературе 5 класс к учебнику Т.Ф.Курдюмовой.Рабочая программа содержит: пояснительную записку, тематическое планирование, содержание,календарно- тематическое планирование, т...
Рабочая программа по литературе 7 класс.По учебнику Т.Ф. Курдюмовой
Рабочая программа по литературе 7 класс. По учебнику Курдюмовой Т.Ф....
Рабочая программа по литературе 9 класс к учебнику Т.Ф.Курдюмовой
Данная рабочая программа включает пояснительную записку, требования к уровню подготовки учащихся, учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по литературе 9 класс к учебнику Курдюмовой
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание тем учебного курса, требования к знаниям и умениям выпускников, календарно - тематическое планирование...
рабочая программа по литературе, 5 класс, 102 часа (Т. Ф. Курдюмова)
пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, программно-методическое обеспечение...
Рабочая программа по литературе 10 кл. по учебнику Т.Ф. Курдюмовой
Рабочая программа по литературе 10 кл. по учебнику Т.Ф. Курдюмовой рассчитана на 3 урока в неделю всего 105 часов в год. Содержит: пояснительную записку,цели и задачи курса, требования к ур...
Рабочая программа по литературе. 5 класс (по учебнику Т.Ф.Курдюмовой)
Материал содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе...