Календарно-тематическое планирование по литературе. 7 класс. Учебник Т.Ф.Курдюмова
рабочая программа (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование уроков литературы 7 класс к учебнику Т. Ф. Курдюмовой
Составила Чебакина Л. С. ,учитель русского языка
и литературы
2015 год
Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся | Виды контроля, самостоятельной деятельности | Домашнее задание | Дата проведения | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
ВВЕДЕНИЕ(1 час) | |||||||||
1-1 | Роды и жанры художественной литературы | Урок изучения нового материала, урок- беседа | Беседа о прочитанных за лето книгах. Понятие о синкретическом искусстве. Виды творческой деятельности человека. Главнейшие роды литературы (эпос, лирика, драма), богатство и разнообразие их жанров. Род как исторически сложившаяся разновидность художественных произведений. Литературный процесс от древности до наших дней. Постоянное обновление жанров (появление новых жанров и угасание старых, обогащение и слияние жанров). Повторение изученного в 6 классе. Викторина по теории литературы. Знакомство с учебником для 7 класса | Знать: авторов и героев произведений, изученных ранее; основную проблему изучения литературы в 7 классе (роды и жанры в художественной литературе, их развитие). Понимать: значение изучения литературы. Уметь: различать произведения разных литературных родов; рассказывать о прочитанных книгах | Рассказы о прочитанных за лето книгах, викторина, задание 1 первого уровня (с. 4) | Вопросы и задания третьего уровня (с. 4) | 32.9.14 | ||
ФОЛЬКЛОР (3 часа) | |||||||||
2-1 | Жанры фольклора. Сатирическая драма «Барин» | Урок изучения нового материала, урок- беседа | Повторение изученного о фольклоре. Различные жанры народной драматургии и их особенности. Народный театр на ярмарках и гуляньях. Народные пьесы на ярмарочных подмостках и в обычной избе. Элементы игры в народных пьесах. Сатирическая драма «Барин» как пьеса и как народная игра. Комментированное чтение | Знать: основные жанры фольклора и особенности их развития; жанры народного театра; содержание народной драмы «Барин». Понимать: двойственный характер пьесы- игры; сатирический пафос произведения. Уметь: определять жанр народной драмы; выразительно читать текст по ролям | Вопросы и задания третьего уровня (с. 4), 1—2 первого уровня (с. 10) | Задания 3 первого уровня, 1 третьего уровня (с. 10), подготовка к представлению пьесы «Барин» | 6.9. | ||
3-2 | Представление сатирической драмы «Барин» | Игровой урок | Сюжет, герои и участники пьесы-игры — все присутствующие, которые именуются «фофанцы». Ученики в роли фофанцев. Включение в пьесу-игру реплик о школьных проблемах | Знать: содержание народной драмы; особенности пьесы-игры. Понимать: открытый характер и творческую направленность пьесы-игры. Уметь: включаться в игру; сатирически изображать актуальные проблемы | Задания 3 первого уровня, 1 -третьего уровня (с. Ю) | Чтение раздела «Детский фольклор» (с. 10-12), вопросы и задания (с. 11 — 12) | 9.9 | ||
4-3 | Детский фольклор | Урок изучения нового материала, урок- беседа | Понятие о детском фольклоре. Фольклор для детей и собственно детский фольклор. Жанры детского фольклора. Конкурс детского фольклора | Знать: теоретико-литературное понятие детский фольклор; жанры детского фольклора. J Понимать: значение детского фольклора л для развития воображения, фантазии, ё ? творческих способностей. Уметь: исполнять произведения детского фольклора; создавать подобные произведения самостоятельно | Вопросы и задания (с. 11, 12)*, конкурс детского фольклора | Чтение трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта» | 13.9 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||
ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (3 часа) | ||||||||||
5-1 | Мир и человек в эпоху Возрождения. У. Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта» | Урок изучения нового материала, урок- беседа | Мир и человек в эпоху Возрождения. Слово об У*г Шекспире. Биографические легенды о Драматурге. Трагедия как жанр драмати- - ческогб произведения. «Ромео и Джульетта» - первая трагедия У. Шекспира. Сюжет и композиция трагедии. Приметы эпохи в произведений. Отражение в трагедии вечных тем (любовь, преданность, вражда, месть) | Знать: сведения о жизни и творчестве У. Шекспира (кратко); сюжет и героев трагедии «Ромео и Джульетта»; теоретико- литературные понятия драматическое произведение, трагедия, сюжет, вечные темы; особенности жанра трагедии. Понимать: своеобразие вечных тем в трагедии. Уметь: прослеживать развитие драматургического конфликта; определять элементы сюжета; находить в тексте приметы эпохи | Выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания первого уровня (с. 28) | Выразительное чтение эпизода по ролям, вопросы и задания второго и третьего уровней (с. 28) | 16.9 | |||
6-2 | Художественные особенности трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта» | Урок- беседа, урок- практикум | Основной конфликт трагедии. Судьба юных влюбленных в мире несправедливости и злобы. Роль характеров героев и роль обстоятельств в развитии сюжета. Речевая характеристика героев. Изобразительно - выразительные средства, их роль в трагедии. Смысл финала трагедии. Понятие о катарсисе. Имена героев трагедий У. Шекспира, ставшие нарицательными. Театральные постановки и экранизации пьес У. Шекспира. Просмотр фрагментов трагедии, обсуждение | Знать: признаки трагедии; сюжеты и героев трагедии «Ромео и Джульетта» и других произведений У. Шекспира; теоретико-литературные понятия конфликт, катарсис. Понимать: гуманистический пафос произведения; значение творчества У. Шекспира для мировой культуры. Уметь: выразительно читать текст по ролям; анализировать эпизоды трагедии; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Характеристика героев по плану, анализ текста, выразительное чтение по ролям, вопросы и задания второго и третьего уровней (с. 28) | Сообщения о жанре сонета, выразительное чтение одного из сонетов У. Шекспира | 20.9 | |||
7-3 | Сонеты У. Шекспира | Урок изучения нового материала, урок- прак- тикум | Сонет как одна из популярных форм лирической поэзии в литературе разных стран на протяжении ряда столетий. Сюжеты У. Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (BJ. Белинский). Сонет «Ее глаза на звезды не похожи...». Живая мысль, подлинные горячие чувства, авторская ирония, облеченные в строгую форму сонетов. Воспевание поэтом любви и дружбы. Анализ поэтических интонаций. Обучение выразительному чтению. А.С. Пушкин «Суровый Дант не презирал сонета...», И.Ф. Анненский «Перебой ритма», К.Д. Бальмонт «Хвала сонету», В.Я. Брюсов «Сонет к форме» и другие сонеты русских поэтов | Знать: теоретико-литературное понятие сонет; историю жанра сонета; темы и содержание сонетов У. Шекспира и русских поэтов. Понимать: лирический пафос сонетов У. Шекспира; авторскую иронию, искренность и глубину чувств; причины популярности и долговечности жанра сонета. Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему; выразительно читать и анализировать сонеты; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; прослеживать развитие жанра сонета | Сообщения, выразительное чтение, элементы анализа поэтических текстов, вопросы и задания (с. 29-30) | Чтение статьи «Жанры классической литературы XIX века», вопрос к статье (с. 32-33) | 23.9 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (37 часов) | ||||||||
8-1 | Жанры классической литературы XIX века | Урок изучения нового материала | Самые популярные жанры литературы XIX века. Расцвет жанра басни в начале XIX века. Золотой век русской поэзии. Классические жанры русской прозы (роман, повесть, рассказ). Жанры драматургии. Связь жанров. Обзор произволений XIX века, изученных ранее | Знать: отличительные черты литературы XIX века; теоретико-литературные понятия эпос, лирика, драма; жанровые особенности ранее изученных произведений XIX века. Понимать: роль XIX века в развитии русской литературы. Уметь: строить развернутые высказывания на основе прочитанного | Обсуждение проблемного вопроса (с. 33) | Чтение раздела «Из истории басни» (с. 33-37), выразительное чтение басен | 27.9 | |
9-2 | Из истории басни | Ком- бини- рован- ный урок | Повторение и обобщение изученного о басне. Художественная и нравственная ценность басен. Басни И А. Крылова. Мораль, аллегория, иносказание (развитие понятий). Стойкость басни как жанра. Сопоставление басен разных авторов на один сюжет (Эзоп, Ж. де Лафонтен, В.К. Тредиаковский, А.П. Сумароков, И.А. Крылов). Общее и различное в баснях разных авторов | Знать: историю развития и отличительные черты жанра басни; теоретико-литературные понятия олицетворение, аллегория, иносказание, эзопов язык, мораль; изученные басни И.А. Крылова наизусть. Понимать: аллегорический смысл басен; значение басен для развития речи. Уметь: выразительно читать и анализировать басни; характеризовать героев и их поступки; давать сравнительную характеристику басен разных авторов на один сюжет | Выразительное чтение, сопоставительный анализ басен, вопросы и задания (с. 34, 35, 36-37) | Вопросы и задания (с. 37—38), сообщения о жизни и творчестве В.А. Жуковского | 30.09 | |
10-3 | В.А. Жуковский, Баллада «Светлана» | Урок изучения нового материала, урок- беседа | Слово о В.А. Жуковском (сообщения учащихся). В.А. Жуковский — автор баллад. Развитие понятия о балладе. Тематика и герои баллад В.А. Жуковского. Сюжет и композиция баллады «Светлана». Фольклорная основа баллады. Комментированное чтение | Знать: сведения о жизни и творчестве В.А. Жуковского (кратко); произведения поэта, изученные ранее; признаки жанра баллады; содержание баллады «Светлана». Понимать: значение сна Светланы в композиции баллады; роль В.А. Жуковского в обогащении русской литературы произведениями европейских авторов. Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему; выразительно читать и анализировать балладу; определять элементы сюжета и композиции; находить признаки фольклора в балладе | Сообщения, вопросы и задания первого уровня (с. 46-47) | Выразительное чтение баллады В.А. Жуковского «Светлана», вопросы и задания второго и третьего уровней (с. 47) | 4.10 | |
11-4 | Художественные особенности баллады В.А. Жуковского «Светлана» | Урок- практикум | Характеристика героини баллады, ее романтический облик, неразрывная связь с миром природы. Изобразительно-выразительные средства, их роль в балладе. Приметы фольклора в балладе. Голос автора-рассказчика в произведении. Юмор в балладе | Знать: содержание баллады. Понимать: связь картин природы с характером героини и общим настроением повествования. Уметь: выразительно читать и анализировать балладу; характеризовать героиню и ept поступки; определять стихотворные размеры; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Выразительное чтение, краткий пересказ, вопросы и задания второго и третьего уровней (с. 47) | Выразительное чтение баллады В.А. Жуковского «Перчатка», вопросы и задания (с. 49) | 7.10 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
12-5 | В.А. Жуковский. Баллада «Перчатка» | Урок- беседа | Школа рыцарской доблести и сюжеты баллад В.А. Жуковского. Судьбы героев баллад. Авторы, «подсказавшие» поэту сюжеты баллад (И.В. Гёте, Ф. Шиллер и др.). Составление плана баллады «Перчатка». Смелость рыцаря, его благородство, мужество, хладнокровие и чувство собственного достоинства. Изобразительно-выразительные средства, их роль в балладе. Требовательность нравственной позиции и честность автора. Словарная работа | Знать: сюжет и героев баллады «Перчатка»; признаки жанра баллады. Понимать: лексику баллады; позицию автора, его отношение к героям. Уметь: выразительно читать и пересказывать балладу, составлять ее план; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания (с. 49) | Выразительное чтение одной из баллад В.А. Жуковского, сопоставительный анализ переводов баллады «Перчатка» М.Ю.Лермонтова и В.А. Жуковского | 11.10 | 11.10 |
13-6 | Из истории баллады. Сопоставление переводов баллады Ф. Шиллера «Перчатка» | Урок изучения нового материала, урок- практикум | Истоки жанра баллады. Баллада «Перчатка» в переводах В.А. Жуковского и М.Ю. Лермонтова. Отражение творческой личности поэтов в переводах баллады. Представление об особенностях художественного перевода. Чтение и элементы анализа баллад В.А. Жуковского | Знать: историю жанра баллады (кратко); переводы баллады «Перчатка» В.А. Жуковского и М.Ю. Лермонтова. Понимать: лексику переводов баллады; разницу между переводами одного произведения разными авторами; отношение авторов к изображаемому. Уметь: выразительно читать текст; сопоставлять разные литературные переводы одного произведения; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Сопоставительный анализ переводов баллады «Перчатка» М.Ю.Лермонтова и В.А. Жуковского | Сообщения о Болдинской осени 1830 года | 14.10 | 14.10 |
14-7 | Жанры лирики А.С. Пушкина | Урок изучения нового материала, урок- беседа | Слово об А.С. Пушкине. Сообщения о Бол- динской осени 1830 года. Богатство тематики и разнообразие жанров в творчестве А.С. Пушкина. Жанры лирики поэта (послание, элегия, стансы, эпиграмма и др.). «Элегия», «К портрету Жуковского», «Певец», «Туча». Эмоциональная яркость и совершенство формы лирических произведений поэта. Элементы анализа поэтического текста. Словарная работа | Знать: сведения о жизни и творчестве А.С. Пушкина, жанры его лирики. Понимать: роль тропов, звукописи в стихотворениях; чувства и настроения автора. Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему; выразительно читать стихотворения; прослеживать изменение настроения в лирических произведениях; определять стихотворные размеры; объяснять значение устаревших слов | Сообщения, выразительное чтение, элементы анализа поэтических текстов, вопросы и задания первого и второго уровней (с. 52, 53, 54, 60-61) | Вопросы и задания третьего уровня (с. 52,53,61), выразительное чтение и анализ стихотворения «19 октября» (1825 года), сообщения о друзьях поэта | 18.10 | 18.10 |
15-8 | Анализ стихотворения А.С. Пушкина | Урок- практикум | Стихотворения А.С. Пушкина в жанре послания. История создания стихотворения «19 октября» (1825 года). Сообщения о друзьях поэта, упомянутых в стихотворении. Роль Лицея в жизни его выпускников. | Знать: сведения о Лицее, соучениках и друзьях А.С. Пушкина; особенности жанра послания; стихотворения А.С. Пушкина в жанре послания; содержание стихотворения «19 октября» (1825 года). | | Сообщения, вопросы и задания третьего уровня (с. 52, 53, 61), вырази- | Выразительное чтение стихотворений А.С. Пушки- | 21.10 | 21.10 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
«19 октября» (1825 года) | Особенности жанра произведения. Приемы создания портретов друзей А.С. Пушкина. Роль образов природы, изобразительно-выразительных средств в стихотворении. Словарная работа | Понимать: своеобразие жанра стихотворения; роль картин природы, тропов, деталей в стихотворении; настроение автора, его отношение к адресатам послания. Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему; выразительно читать стихотворение; прослеживать изменение настроения в лирическом произведении; определять стихотворные размеры, приемы создания портретов; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте | тельное чтение, анализ поэтического текста, вопросы и задания (с. 59-60) | на о любви, вопросы и задания третьего уровня (с. 62, 63) | ||||
16-9 | Любовная лирика А.С. Пушкина в жанре посланий | Урок изучения нового материала, урок- беседа | Стихотворения «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил...». Признаки жанра послания в стихотворениях. Настроения, чувства, выраженные в произведениях. Совершенство и легкость формы пушкинских посланий. Адресаты любовных посланий поэта. Изобразительно-выразительные средства, их роль в стихотворениях. Словарная работа. Прослушивание романсов на стихи А.С. Пушкина, обсуждение | Знать: содержание и адресатов любовных посланий А.С. Пушкина. Понимать: совершенство стихотворений А.С. Пушкина о любви; глубину и искренность чувств автора; роль стихотворений в развитии музыкального искусства. Уметь: выразительно читать стихотворения; характеризовать чувства и настроения лирического героя; определять стихотворные размеры, способы рифмовки; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в стихотворениях; сопоставлять произведения литературы и музыки | Выразительное чтение, анализ поэтических текстов, вопросы и задания (с. 62, 63) | Выразительное чтение наизусть одного из любовных посланий А.С. Пушкина, выразительное чтение стихотворений «Стансы», «Моя эпитафия», «Друзьям», вопросы и задания (с. 66, 67), итоговые вопросы и задания (с. 67) | 25.10 | 25.10 |
17-10 | Итоговый урок по лирике А.С. Пушкина | Урок- практикум | Жанровое разнообразие стихотворений А.С. Пушкина. Анализ стихотворений «На перевод "Илиады"», «Стансы», «Друзьям», «Моя эпитафия». Влияние жанра стихотворения на его исполнение. Конкурс исполнителей стихов А.С. Пушкина | Знать: признаки разных жанров лирики; стихотворения А.С. Пушкина разных жанров. Понимать: настроения и чувства лирического героя. Уметь: выразительно читать и анализировать стихотворения; определять стихотворные размеры | Выразительное чтение наизусть, анализ поэтических текстов, вопросы и задания (с. 66, 67), итоговые вопросы и задания (с. 67) | Чтение повести А.С. Пушкина « Барышня-крестьянка», вопросы и задания первого уровня (с. 87) | 28.10 | 28.10 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
22-15 | Владимир Дубровский и Маша Троекурова | Урок - беседа. урок- практикум | Характеристика Маши Троекуровой, мотивировка ее поступков. Отношения героини с отцом и братом. Развитие отношений Маши и Дубровского-Дефоржа. Окружение героев и его влияние на них. Судьба героев, причины обреченности их романа | Знать: сюжет и героев романа. Понимать: роль портрета в характеристике героини; отношение автора к героине. Уметь: составлять план характеристики; характеризовать героиню и объяснят ь ее поступки; прослеживать изменения в отношении Маши к Дубровскому | Пересказ эпизода «Обед в Покровском» от лица разных персонажей, вопросы и задания 2-3 второго уровня, 4—6 третьего уровня (с. 108) | Итоговые вопросы и задания (с. 108), чтение статьи «Из истории романа» (с. 108-109), вопросы и задания (с. 109) | 22.11 | 22.11 |
23-16 | Из истории романа | Урок развития речи | Понятие о романе. Расцвет жанра романа. Богатство вариантов этого жанра. Споры о его роли в современной литературе. Обсуждение тем сочинения:
| Знать: теоретико-литературное понятие роман; историю жанра романа (крат ко). Понимать: жанровые особенности произведений А.С. Пушкина; подвижность жанрового определения романа. Уметь: определять жанр произведения; строить развернутые высказывания на заданную тему; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения | Итоговые вопросы и задания (с. 108), вопросы и задания (с. 109), составление плана сочинения, подбор материалов | Сочинение, сообщения о детстве и юности М.Ю.Лермонтова | 25.11 | 25.11 |
24-17 | М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Смерть поэта» | Урок изучения нового материала, урок- практикум | Слово о М.Ю. Лермонтове. Сообщения о детстве и юности поэта. Стихотворение «Смерть поэта» и его роль в судьбе автора. Особенности композиции стихотворения. Яркость стилистики, передающей силу чувств автора. Изобразительно-выразительные средства, их роль в стихотворении. Обучение выразительному чтению и анализу поэтического текста | Знать: сведения о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова; историю создания и содержание стихотворения «Смерть поэта»; теоретико-литературные понятия эпитет, сравнение, метафора, олицетворение. Попилишь: гневный, обличительный пафос стихотворения; роль стихотворения в судьбе поэта. Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему; выразительно читать и анализировать стихотворение; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Сообщения, анализ поэтического текста, вопросы и задания (с. 113-114) | Выразительное чтение наизусть стихотворения М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта», чтение фрагмента ст атьи о поэте (с. 114-115), вопросы и задания третьего уровня (с. 115-116) | 29.11 | 29.11 |
25-18 | Жанровое разнообразие лирики М.Ю.Лермонтова | Урок изучения нового материала, урок- прак- тикум | Богатство лирических жанров в творчестве М.Ю. Лермонтова. Стихотворения «Элегия», «Романс», «Песня», «Стансы», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Новогодние мадригалы и эпиграммы», «Эпитафия» . Изобразительно-выразительные средства, их роль в стихотворениях. Обучение выразительному чтению и анализу поэтического текста | Знать: жанры и основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова; стихотворение «Смерть поэта» наизусть; теоретико-литературные понятия: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение. Понимать: настроения и чувства лирического героя; осознание поэтом неповторимости своего творчества. Уметь: выразительно читать и анализи- | Выразительное чтение наизусть, вопросы и задания (с. 116, 117, 118, 119-120, 121) | Чтение статьи о жанре поэмы в творчестве М.Ю.Лермонтова и о поэме «Мцыри» (с. 121-123), | 2.12 | 2.12 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
' | ровать стихотворения, определять их жанровую принадлежность; характеризовать особенности сюжета и композиции стихотворений; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль | чтение и составление цитатного плана поэмы | ||||||
26-19 | Особенности сюжета и композиции поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри» | Урок изучения нового материала, урок- беседа | Жанр поэмы в творчестве М.Ю. Лермонтова. История создания поэмы «Мцыри». «Мцыри» как лироэпическое произведение. Сюжет, композиция, герой поэмы. Исповедь Мцыри. Роль эпиграфа к поэме. Словарная работа | Знать: содержание поэмы «Мцыри». Понимать: лироэпический характер поэмы; особенности сюжета и композиции произведения; смысл эпиграфа к поэме. Уметь: выразительно читать поэму, составлять ее цитатный план и пересказывать по плану; объяснять значение слов и в ы раже н и й, вс грет и в ш и хс я в те кете | Вопросы и задания первого уровня (с. 144-145) | Выразительное чтение наизусть отрывка поэмы, вопросы и задания второго и третьего уровней (с. 145) | 6.12 | 6.12 |
27-20 | Герой поэмы «Мцыри» — «любимый идеал» М.Ю.Лермонтова | Урок- беседа | Романтический сюжет и романтический герой. Развитие понятия о романтическом герое. Особенности романтического пейзажа. Отношения человека и природы в поэме. Тема красоты, гармонии человека с миром. Обучение анализу поэтического текста. Изобразительно-выразительные средства, их роль в поэме. Автор и герой произведения. Рисунки учащихся к поэме. Музыкальные произведения по мотивам поэмы. Словесное рисование | Знать: содержание поэмы. Понимать: роль образов природы в поэме; гуманистический пафос произведения; отношение автора к герою; роль поэмы в развитии русского искусства. Уметь: выразительно читать и анализировать фрагменты поэмы; находить признаки романтизма в произведений; находить в тексте изобразительно -вы разительные средства и определять их роль; создавать словесные картины; сопоставлять произведения литературы, живописи и музыки | Выразительное чтение наизусть, элементы анализа текста, вопросы и задания второго и третьего уровней (с. 145) | Итоговые вопросы и задания (с. 146-147) | 9.12 | 9.12 |
28-21 | Значение творчества М.Ю.Лермонтова | Урок- беседа | Влияние творчества М.Ю. Лермонтова на последующую литературу. Лермонтовские мотивы в творчестве Н.А. Некрасова. Сопоставление элегий А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова: разница в мироощущении поэтов. Совершенство стиха М.Ю. Лермонтова. Словарь рифм поэта | Знать: произведения М.Ю. Лермонтова. Понимать: роль творчества М.Ю. Лермонтова в развитии русской литературы и искусства; разницу в мироощущении А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Уметь: определять стихотворные размеры; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять произведения разных авторов в одном жанре | Итоговые вопросы и задания (с. 146-147) | Чтение статей «Из истории поэмы», «Лироэпи- ческие произведения» (с. 147-150), вопросы и задания (с. 150) | 13.12 | 13.12 |
29-22 | Лироэпи- ческие произведения | Ком- бини- рованный урок | Краткий экскурс в историю жанра поэмы. Понятие о пограничных явлениях в родах литературы. Авторские отступления в эпических произведениях. Признаки эпоса и лирики в изученных произведениях. Поэма и баллада: общее и различное | Знать: историю жанра поэмы; теоретико- литературные понятия эпос, лирика, лиро- эпическое произведение, поэма, баллада; особенности лироэпических произведений. Понимать: суть явления взаимопроникновения родов и жанров литературы. Уметь: определять жанровые признаки произведений | Элементы анализа текста, вопросы и задания (с. 150) | Сообщен и я о детстве и юности Н.В, Гоголя, чтение пьесы «Ревизор» | 16.12 | 16.12 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
30-23 | Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор» | Урок изучения нового материала | Слово о Н.В. Гоголе. Сообщения о детстве и юности писателя. История создания и постановки комедии «Ревизор». Смысл эпиграфа к комедии. Список действующих лиц, «говорящие» фамилии. Роль «Замечаний для господ актеров». Композиция комедии. Комментированное чтение. Словарная работа | Знать: сведения о жизни и творчестве Н.В. Гоголя; историю создания, сценическую судьбу, сюжет и героев комедии «Ревизор». Понимать: значение эпиграфа к комедии; замысел автора. Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему; определять тему комедии, элементы композиции; выяснять значение незнакомых слов | Сообщения, вопросы и задания 1—4, 6—8 первого уровня, 3 второго уровня (с. 242-243) | Выразительное чтение пьесы по ролям, вопросы и задания 5 первого уровня, 1 второго уровня (с. 242) | 20.12 | 20.12 |
31-24 | «Ревизор» Н.В. Гоголя как социальная комедия | Урок изучения нового материала, урок- беседа | «Ревизор» — комедия «со злостью и солью». Поворот русской драматургии к социальной теме. Россия XIX века в сюжете и героях комедии. Образ типичного уездного города. Цель автора — высмеять «все дурное в России». Образ Петербурга в пьесе. Особенности отражения действительности на страницах драматического произведения. Сила обличения социального зла в комедии. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии. Словарная работа | Знать: сюжет и героев комедии; оценку пьесы современниками. Понимать: социальную остроту и сатирический пафос комедии; роль пьесы в истории русской драматургии. Уметь: выразительно читать по ролям и анализировать комедию, определять ее тему; вычленять социальные проблемы, поставленные автором; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте | Выразительное чтение по ролям, вопросы и задания 5 первого уровня, 1 второго уровня (с. 242) | Характеристика чиновников, вопросы и задания 2 второго уровня, 2—3 третьего уровня (с. 242-243) | 23.12 | 23.12 |
32-25 | Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» | Урок- беседа, урок- практикум | Городничий и чиновники. Разоблачение пороков чиновничества: пошлости, чинопочитания, угодничества, беспринципности, взяточничества, казнокрадства, лживости, невежества. Приемы сатирического изображения чиновников. Женские образы в комедии. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе. Роль гротеска в комедии. Мастерство драматурга в композиции и создании речевых характеристик. Ремарки как форма выражения авторской позиции. Ремарки и диалоги как приемы создания образов. Словарная работа | Знать: сюжет и героев комедии; приемы, сатирического изображения (несоответствие, речевая характеристика, самохарактеристика, гротеск, значимые фамилии); теоретико - литературные понятия комедия, сатира, юмор. Понимать: роль гротеска, речевых характеристик в создании образов; отношение автора к героям; роль ремарок в прояснении авторской позиции. Уметь: выразительно читать текст по ролям; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте | Характеристика героев, вопросы и задания 2 второго уровня,2—3 третьего уровня (с. 242-243) | Характеристика Хлестакова, вопрос 4 второго уровня (с. 243) | 27.12 | 27.12 |
33-26 | Хлестаков и хлестаковщина | Урок- прак- тикум | Основной конфликт комедии и стадии его развития. Страх перед «ревизором» как основа развития комедийного действия. Реальный Хлестаков. Значение образа Осипа. Особенности поведения и речи Хлестакова. Понятие о хлестаковщине. Хлестаковщина как общественное явление. Словарная работа. Выразительное чтение по ролям | Знать: сюжет и героев комедии; теоретико-литературные понятия конфликт, развитие действия. Понимать: смысл понятия хлестаковщина в чем загадка образа Хлестакова; сатирический пафос комедии; нравственные идеалы автора, его отношение к героям. Уметь: выразительно читать текст по ролям; прослеживать развитие комедийного | Характеристика Хлестакова, вопрос 4 второго уровня (с. 243) | Сообщения о сценической истории комедии, вопросы и задания 1,4 треть- его уровня (с. 243) | 13.01.15 | 13.01.15 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
действия; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте | ||||||||
34-27 | Сценическая история комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» | Урок развития речи | Жизнь комедии «Ревизор» в театре и кино (сообщения учащихся). Просмотр и обсуждение фрагментов экранизаций комедии. Обсуждение тем сочинения:
| Знать: сценическую историю комедии «Ревизор»; способы выражения позиции автора в произведении. Понимать: возможность различных трактовок одного произведения. Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему; сопоставлять различные трактовки одного драматического произведения; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения | Сообщения, вопросы и задания 1, 4 третьего уровня (с. 243), составление плана сочинения, подбор материалов | Сочинение, сообщения о жизни и творчестве И.С. Тургенева | 17.1 | 17.1 |
35-28 | И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе | Урок изучения нового материала, урок- беседа | Слово об И.С. Тургеневе (сообщения учащихся). Чтение статьи о писателе (с. 243—244). История создания сборника «Стихотворения в прозе». Понятие о стихотворениях в прозе. Нравственный пафос и художественные особенности стихотворений «Собака», «Дурак», «Воробей», «Русский язык». Выражение преданной и безграничной любви к Родине в стихотворении «Русский язык». Соотнесение личной судьбы с судьбой страны | Знать: сведения о жизни и творчестве И.С. Тургенева (кратко); историю создания сборника «Стихотворения в прозе»; теоретико-литературное понятие стихотворение в прозе; содержание стихотворений «Собака», «Дурак», «Воробей», «Русский язык». Понимать: идейное своеобразие стихотворений в прозе; гуманистический пафос произведений; чувства и настроения автора. Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему; выразительно читать стихотворения, определять их темы и жанровую принадлежность; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Сообщения, вопросы и задания (с. 245, 247, 248—249) | Сообщения о жизни и творчестве Н.А. Некрасова, выразительное чтение стихотворения «Размышления у парадного подъезда» | 20.1 | 20.1 |
36-29 | Н.А. Некрасов. Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» | Урок изучения нового материала, урок- беседа | Слово о Н.А. Некрасове (сообщения учащихся). Гражданская лирика Н.А. Некрасова, судьба народа в его лирических и лироэпических произведениях. «Размышления у парадного подъезда» как отклик на самые острые вопросы современности. Сюжет, композиция и герои произведения. Особенности жанра стихотворения. Роль антитезы. Автор в произведении. Стиль, отвечающий те м е. Изобразительно – выразительные средства, их роль в стихотворении. Словесное рисование. Словарная работа | Знать: сведения о жизни и творчестве Н.А. Некрасова; историю создания и содержание стихотворения «Размышления у парадного подъезда». Понимать: роль приемов, характерных для устного народного творчества, в стихотворении; гневный, гражданский, сатирический пафос произведения, его нравственную проблематику; позицию автора. Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему; выразительно читать стихотворение, определять его тему и жанр; | Сообщения, выразительное чтение, вопросы и задания (с. 253-254) | Сообщения о жизни и творчестве Н.С. Лескова, чтение сказа «Левша», пересказ текста | 24.1 | 24.1 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; создавать словесные картины | ||||||||
37-30 | Н.С. Лесков «Левша». Особенности жанра сказа | Урок изучения нового материала | Слово о Н.С. Лескове (сообщения учащихся). Чтение статьи о писателе (с. 254—255). Сказ «Левша». Особенности жанра сказа. Сюжет сказа, его близость к фольклору. Особенности стиля прозы Н.С. Лескова, «тонко знающего русский язык и влюбленного в его красоту» (М. Горький). Язык произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Комментированное чтение, пересказ. Словарная работа | Знать: сведения о семье, юности и начале литературной деятельности Н.С. Лескова; сюжет и героев сказа «Левша»; историческую основу произведения; способы создания образов. Понимать: гуманистический пафос произведения; отношение автора к героям; комический эффект игры слов. Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему; объяснять особенности жанра сказа у Н.С. Лескова; выразительно читать и пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение просторечных слов и выражений | Сообщения, выразительное чтение, выборочный пересказ, элементы анализа текста, вопросы и задания 1—2 первого уровня (с. 268) | Вопросы и задания 3—4 первого уровня, 1—2 второго уровня, 3 третьего уровня (с. 268-269) | 27.1 | 27.1 |
38-31 | Герои сказа Н.С. Лескова «Левша» | Урок- беседа, урок развития речи | Герои сказа (Левша, Платов, цари государства Российского и чиновники разных рангов). Вымышленные персонажи и исторические лица, трактовка их образов автором. Левша: фольклорный характер героя. Пафос творческого труда в произведении. Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Речевая характеристика героев. Сочетание юмора, сатиры и драматизма в произведении. Сатирическое изображение царских чиновников. Комментированное чтение. Подготовка к сочинению на тему «Изображение лучших качеств русского народа в сказе Н.С. Лескова "Левша"» | Знать: сюжет и героев сказа. Понимать: гуманистический, патриотический пафос произведения; иронию автора, его отношение к героям. Уметь: пересказывать эпизоды сказа; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение просторечных слов и выражений; находить в тексте изобразительно - выразительные средства и определять их роль; сопоставлять разные литературные произведения на одну тему; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения | Вопросы и задания 3—4 первого уровня, 1—2 второго уровня,3 третьего уровня (с. 268-269) | Сочинение, чтение статьи «Из истории жанра сатиры» (с. 4-5)*, вопросы и задания 1—5 (с. 6-8) | 31.1 | 31.1 |
39-32 | Из истории жанра сатиры | Урок изучения нового материала, урок- прак- тикум | Развитие понятия о сатире. Сатира — одна из форм комического. Сатира как «гром негодования, гроза духа» (В.Г. Белинский). Сатира в произведениях А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина. Сатира в лирике и прозе | Знать: теорегико-литературные понятия сатира, гротеск; историю жанра сатиры (кратко). Понимать: разные значения понятия сатира; роль сатиры в искусстве и в жизни общества. > Уметь: определять жанр литературного произведения; находить признаки сатиры в литературных произведениях | Вопросы и задания (с. 6—8) | Выразительное чтение «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е. Салтыкова-Щедрина | 3.2 | 3.2 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
40-33 | М.Е. Сал тыков- Щедрин «Повесть о том, как один му жик двух генералов прокор мил» | Урок изуче ния но вого мате риала, урок- беседа | Слово р М.Е Салтыкове-Щедрине. Чтение статно писателе (с. 9—11). Герои и сюжеты сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина. Социаль ная острота и художественные особенности сказок. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Жанровое определе ние произведения и его условность. Сюжет и герои сказки. Изображение в произведе нии нравственных пороков общества. Пара- зитйзм, тунеядство генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорно сти мужика. Сатира и юмор в «Повести...». Особенности сатирического образа. Роль гротеска, гипербол. Речевая характеристика героев. Словарная работа | Знать: сведения о жизни и творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина; сюжет и геро ев «Повести...»; теоретико-литературные понятия гипербола, гротеск, аллегория, ирония. Понимать: сатирический пафос произ ведения; позицию автора, его отношение к героям. Уметь: выразительно читать текст; давать сравнительную характеристику героев; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте | Выразитель ное чтение, сравнительная характери стика героев, вопросы и за дания первого и второго уров ней (с. 20) | Вопросы и задания третьего уровня (с. 20), со общения о жизни и творчестве М. Твена, чтение рас сказа «Как я редактиро вал сельско хозяйствен ную газету» | 7.2 | 7.2 | |
41-34 | М. Твен. Рассказ «Как я ре дактировал сельско хозяй ственную газету» | Урок изуче ния но вого мате риала, урок- беседа | Слово о М. Твене (сообщения учащих ся). Америка в зеркале сатиры М. Твена. «Приключения Тома Сойера» и «Приклю чения Гекльберри Финна» как автобио графические повести юмориста о детстве и отрочестве. Рассказ «Как я редактировал сельскохозяйственную газету» как памфлет. Особенности сатиры М. Твена. Сюжет, герои и приемы изображения. Гротеск как прием. Актуальность рассказа | Знать: сведения о жизни и творчестве М. Твена; содержание рассказа «Как я ре дактировал сельскохозяйственную газету»; теоретико-литературные понятия пам флет, гротеск, ирония. Понимать: сатирический пафос и злобо дневность произведения; позицию автора. Уметь: выступать с сообщениями на лите ратурную тему; выразительно читать и ана лизировать текст, определять его жанр; характеризовать героев и их поступки | Сообщения, вопросы и за дания треть его уровня (с. 20), первого и третьего уровней (с. 28) | Выразитель ное чтение рассказов А, ГТ Чехова «Жалобная книга», «Хи рургия» | 10.2 | 10.2 | |
42-35 | А.П. Че хов. Рас сказы «Жалобная книга», «Хирур гия» | Урок изуче ния но вого мате риала, урок- беседа | Слово об А.П. Чехове. Чтение статьи о писа теле (с. 28—30). Рассказы «Жалобная книга», «Хирургия». Смысл названий. Особенности жанра юморески. Изобразительно-выра зительные средства, их роль в рассказах. Средства создания комического. Средства характеристики персонажей («говорящие» фамилии, речь). Своеобразие героев рас сказа «Жалобная книга». Сценичность рас сказа «Хирургия». Художественная деталь в рассказе. Динамичность композиции. Точность, лаконичность, образность языка. Словарная работа 1 | Знать: сведения о жизни и творчестве А.П. Чехова; содержание рассказов «Жа лобная книга», «Хирургия»; теоретико- литературные понятия юмор, юмореска, ирония, сюжет, композиция, завязка, кульминация, развязка; особенности жанра юморески. Понимать: жанровое своеобразие расска зов; юмористический пафос произведе ний; совершенство прозы А.П. Чехова. Уметь: выразительно читать и анализиро вать рассказы; определять средства созда ния комического; характеризовать героев и их поступки; прослеживать изменения в поведении героев и объяснять причины этих изменений; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в рассказах | Выразитель ное чтение, элементы ана лиза текста, вопросы и за дания первого и второго уров ней (с. 31—32, 36) | Вопросы и задания третьего уровня (с. 32, 36), чте ние статьи «Портрет героя в худо жественных произведе ниях разных жанров» (с. 37), во просы и зада ния (с. 38) | 14.2 | 14.2 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
43-36 | Портрет героя в художественных произведениях разных жанров | Повтор и- тедь- но- обоб- шаю- щий урок, урок- практикум | Развитие понятия о портрете в художественных произведениях. Отсутствие индивидуального психологического портрета в фольклорных произведениях. Искусство портрета в творчестве писателей XIX века. Портрет в эпических произведениях. Портрет в поэме. Портрет в лирических произведениях. Зависимость портрета героя от замысла автора. Сопоставление портретов в произведениях литературы, живописи и графики. Жанры художественной литературы XIX века (обобщение) | Знать: теоретико-литературные понятия портрет, психологический портрет. Понимать: зависимость портрета героя от замысла автора. Уметь: определять жанр литературного произведения; находить различия в создании портрета в художественных произведениях разных жанров; сопоставлять портреты литературных героев с портрета- ми-иллюстрация ми | Вопросы и задания (с. 38) | Подготовка к сочинению-описанию героя литературного произведения | 17.2 | 17.2 | |
44-37 | Сочинение- описание героя литературного произведения | Урок развития речи | Выбор произведений, подбор материалов к сочинению. Написание сочинения. Консультации учителя | Знать: сюжеты и героев прочитанных произведений; особенности портрета героя в произведениях разных жанров; этапы работы над сочинением. Понимать: роль портрета в художественных произведениях. Уметь: раскрывать тему сочинения; аргументировать свою точку зрения | Сочинение | Выразительное чтение стихотворений В.Я. Брюсова «Труд», «Хвала Человеку» | 21.2 | 21.2 | |
ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (26 часов) | |||||||||
45-1 | Жанры эпоса, лирики и драмы в произведениях XX века | Урок изучения нового материала | Новые жанры в искусстве XX века. Лирика начала XX века. Отражение духовных поисков человека XX века в лирике. Понятие о Серебряном веке русской поэзии. Нравственная проблематика лирики XX века. Богатство и разнообразие жанров и формы стиха. Стихотворения В.Я. Брюсова «Труд», «Хвала Человеку». Словарная работа | Знать: теоретико-литературное понятие Серебряный век; особенности поэзии Серебряного века; содержание стихотворений В.Я. Брюсова «Труд», «Хвала Человеку». Понимать: идейное своеобразие лирики XX века. Уметь: воспринимать лекцию учителя; анализировать стихотворения, определять их темы и идеи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в стихотворениях | Выразительное чтение, вопросы и задания (с. 43, 45-46) | Выразительное чтение стихотворений «Бог СОЗДШ1 мир из ничего...» К.Д. Бальмонта, «Не завидуй другу...» И. Северянина, «Если», «Заповедь» Р. Киплинга | 24.2 | 24.2 | |
46-2 | Избранная лирика начала XX века | Урок- практикум | Обучение анализу поэтических текстов. Тема призвания поэта в стихотворении К.Д. Бальмонта «Бог создал мир из ничего...». Актуальность нравственных проблем в стихотворении И. Северянина «Не завидуй другу...». Важные качества человека в стихотворениях Р. Киплинга «Если», «Заповедь» (в переводах С.Я. Маршака и МЛ. Лозинского) | Знать: содержание стихотворений К.Д. Бальмонта, И. Северянина и Р. Киплинга; теоретико-литературные понятия сравнение, эпитет, метафора, олицетворение, риторические фигуры. Понимать: роль тропов в стихотворения^; лирический пафос произведений. Уметь: воспринимать лекцию учителя; анализировать стихотворения, определять | Выразительное чтение, анализ поэтических текстов, вопросы и задания (с. 47, 48, 51) | Чтение статьи «Из истории сонета» (с. 51-53), выразительное чтение одного из сонетов, вопросы | 28.2 | 28.2 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
их жанры, темы и идеи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в стихотворениях | и задания (с. 54-56) | |||||||
47-3 | М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль». «Легенда о Данко» | Урок изучения нового материала, урок- беседа | Слово о М. Горьком (сообщения учащихся). Творчество писателя и его роль в судьбах русской культуры. «Старуха Изергиль» как один из самых популярных ранних рассказов писателя. Сочетание в рассказе реалистического повествования и легенд о Данко и JIappe. «Легенда о Данко» как утверждение подвига во имя людей. Романтический сюжет легенды и романтический образ Данко. Элементы композиции произведения | Знать: сведения о жизни и творчестве М. Горького; содержание «Легенды о Данко»; теоретико-литературные понятия легенда, романтический герой, эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, гипербола. Понимать: идею произведения (подвиг во имя общего счастья); позицию автора. Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему; выразительно читать легенду, определять ее тему и идею, элементы композиции; характеризовать героев и их поступки | Сообщения, вопросы и задания (с. 62-63) | Выразительное чтение сказки М. Горького «Старый Год», вопросы и задания третьего уровня (с. 67) | 3.3 | 3.3 |
48-4 | М. Горький. Сказка «Старый Год» | Урок изучения нового материала, урок- беседа | Своеобразие жанра произведения М. Горького «Старый Год». Композиция сказки. Фольклорные традиции в произведении. Аллегорический характер образов. Особая роль Правды | Знать: сюжет и героев сказки «Старый Год»; теоретико-литературные понятия аллегория, олицетворение. Понимать: идею произведения; позицию автора; роль аллегории и олицетворения в сказке. Уметь: выразительно читать сказку, определять ее тему и идею, элементы композиции; характеризовать героев и их поступки | Выразительное чтение, вопросы и задания первого уровня (с. 67) | Сообщения О ЖИЗНИ и творчестве В.В. Маяковского, выразительное чтение стихотворений «Необычайное приключение, бывшее | 7.3 | 7.3 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
с Владимиром Маяковским летом на даче», «Гимн обеду» | |||||||||
49-5 | Жанр гимнов в творчестве В.В. Маяковского | Урок изучения нового материала, урок- беседа | Слово о В.В. Маяковском (сообщения учащихся). Чтение статьи о поэ^е (с. 67—68). «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» как гимн творчеству. Проблема творчества в ли- роэпическом произведении. Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Новаторство В.В. Маяковского. Своеобразие стихотворного ритма. Словотворчество В.В. Маяковского. Яркая метафоричность произведения. Юмор в стихотворении. Роль фантастики, гипербол. Своеобразие художественной формы, ритмики и рифмы в стихотворении. Сатирические гимны поэта. «Гимн обеду». Новое оформление старых жанров. Словарная работа | Знать: сведения о жизни и творчестве В.В. Маяковского; содержание стихотворений «Необычайное приключение...», «Гимн обеду»; теоретико-литературные понятия ритмика, рифма, гимн, гипербола, гротеск, метафора, олицетворение, эпитет,,звукопись. Понимать: гуманистический и сатирический пафос произведений; роль тропов в создании образов. Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему; воспринимать поэзию В.В. Маяковского; выразительно читать и анализировать стихотворения, определять их темы и идеи; характеризовать героев и их поступки | Сообщения, выразительное чтение, вопросы и задания (с. 73, 74) | Чтение пьесы М.А. Булгакова «Ревизор с вышибанием» | 10.3 | 10.3 | |
50-6 | МЛ. Булгаков «Ревизор с вышибанием» (новая постановка) | Урок изучения нового материала, урок- практикум | Слово о М.А. Булгакове. Н.В. Гоголь —любимый писатель М.А. Булгакова. «Ревизор с вышибанием» — сатира на злобу дня и на невежество героев «новой постановки». Связь реального события и сюжета «Ревизора» Гоголя. Участники крохотной юмористической сценки. Роль публики. Роль суфлера. Осмеяние хамства в произведении. Необычная связь эпиграфа с текстом | Знать: сведения о жизни и творчестве М.А. Булгакова (кратко); содержание сценки «Ревизор с вышибанием»; теоретико-литературные понятия сатира, юмор, драматическая сценка. Понимать: смысл названия и сатирический пафос произведения. Уметь: выразительно читать гто ролям и анализировать текст, определять его тему и идею; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять литературные , произведения друг с другом | Выразительное чтение по ролям, вопросы и задания (с- 78) | Чтение произведения К. Г. Паустовского «Рождение рассказа», вопросы и задания третьего уровня (с. 88) | 14.3 | 14.3 | |
51-7 | К. Г. Паустовский «Рождение рассказа» | Урок изучения нового материала, урок- беседа | Слово о К.Г. Паустовском. Поэтическая проза писателя. Мир героев К.Г. Паустовского и мир творчества. Попытка писателя воссоздать в художественном слове процесс творчества. «Рождение рассказа». Герой рассказа и его мучительные поиски творческого подъема, вдохновения. Природа и окружающие люди как причина возникновения творческого импульса. Составление плана рассказа | Знать: сведения о жизни и творчестве К. Г. Паустовского; содержание произведения «Рождение рассказа»; другие произведения писателя. Понимать: смысл названия произведение; роль природы в рассказе. Уметь: выборочно пересказывать анализировать текст, определять его тему и идею; строить развернутые высказывания на основе прочитанного | Составление плана рассказа, вопросы и задания (с. 88) | Чтение статьи «Роман — повесть — рассказ» (с. 88-89), вопросы и задания (с. 89) | 17.3 | 17.3 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
52-8, 53-9 | М.А. Шолохов. Главы из романа «Они сражались за Родину» | Уроки изучения нового материала, уро- ки-бе- седы | Великая Отечественная война в литературе. Слово о М.А. Шолохове. Битва за Родину в первые месяцы войны. Трагические события отступления армии. Эпизоды боев в южных степях страны. Стойкость и героизм участников сражений. Описание событий войны по их живым следам. Художественные приемы создания образов. Роль деталей в произведении. Просмотр фрагментов художественного фильма «Они сражались за Родину», обсуждение | Знать: произведения о Великой Отечественной войне; сведения о жизни и творчестве М.А. Шолохова (кратко); историческую основу и содержание глав романа «Они сражались за Родину». Понимать: роль природы, деталей в произведении; смысл названия романа; патриотический, гуманистический пафос произведения. Уметь: выразительно читать и анализировать главы романа, определять его тему и идею; находить в тексте изобразительно- выразительные средства и определять их роль; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; сопоставлять роман и его экранизацию | Выразительное чтение, вопросы и задания (с. 105) | Выразительное чтение наизусть одного из стихотворений А.Т. Твардовского о природе | 21.3 4.4 | 21.3 4.4 | |
54-10 | А.Т. Твардовский. Стихотворения о природе | Урок изучения нового материала, урок- беседа | Слово об А.Т. Твардовском. Богатство тематики произведений поэта. Тема Великой Отечественной войны и мирных трудовых будней (повторение). Образы природы в стихотворениях «Как после мартовских метелей...», «Июль — макушка лета...». Художественные средства, передающие состояния природы и человека. Лирические раздумья поэта. Словесное рисование | Знать: сведения о жизни и творчестве А.Т. Твардовского; одно из стихотворений поэта о природе наизусть. Понимать: настроение стихотворений, их лирический пафос. Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть, определять их темы; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительнее средства и определять их роль; создавав словесные картины | Выразительное чтение наизусть, вопросы и задания (с. 106-107) | Чтение и выборочный пересказ рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского» | 7.4 | 7.4 | |
55-11 | В.Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского». Смысл названия | Урок изучения нового материала, урок- беседа | Слово о В. Г. Распутине. Отражение трудностей военного времени в рассказе «Уроки французского». Значение названия рассказа. Развитие понятия об автобиографическом произведении. Жажда знаний, любознательность юного героя, его нравственная стойкость, чувство собственного достоинства. Роль пейзажа, портрета в создании образа героя. Комментированное чтение. Словарная работа | Знать: особенности изображения войны на страницах послевоенной прозы; сведения о жизни и творчестве В.Г. Распутина (кратко); историю создания, сюжет и героев рассказа «Уроки французского»; теоретико-литературные понятия автобиографическое произведение, рассказ, сюжет. Понимать: смысл названия произведения; гуманизм рассказа; позицию автора. | Аналитический пересказ, вопросы и задания первого и второго уровней (с. 139) | Вопросы и задания третьего уровня (с. 139) | 11.4 | 11.4 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Уметь: пересказывать и анализировать эпизоды рассказа; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение просторечных слов; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль | ||||||||
56-12 | Нравственные проблемы в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского» | Урок- беседа | Душевная щедрость, действенная доброта учительницы, ее умение помочь ученику, ее роль в жизни мальчика. Противопоставление портретов героя и Лидии Михайловны. Роль игры в рассказе. Просмотр фрагментов фильма «Уроки французского», обсуждение | Знать: сюжет и героев рассказа. Понимать: нравственную проблематику произведения; отношение автора к героям. Уметь: пересказывать и анализировать эпизоды рассказа; характеризовать героев и их поступки; давать сравнительную характеристику героев; аргументировать свою точку зрения | Аналитический пересказ, вопросы и задания третьего уровня (с. 139) | Подготовка к сочинению по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского» | 14.4 | 14.4 |
57-13 | Ф.А. Абрамов. Рассказ «О чем плачут лошади» | Урок изучения нового материала, урок- беседа | Понятие о деревенской прозе. Слово о Ф.А. Абрамове. Рассказ «О чем плачут лошади». Особенности жанра произведения. Эстетические, нравственные и экологические проблемы, поднятые писателем в рассказе. Рыжуха и ее диалог с рассказчиком-автором. Логика истории и развития связей природы и человека. Олицетворение как средство раскрытия образов. Роль диалога в композиции рассказа. Горечь автора от утраты народных традиций, искренности, связи человека и природы. Словарная работа | Знать: сведения о жизни и творчестве Ф.А. Абрамова (кратко); содержание рассказа «О чем плачут лошади». Понимать: смысл названия рассказа; роль олицетворения в рассказе; аллегорический характер героев; гуманистический пафос произведения; позицию автора. Уметь: пересказывать эпизоды рассказа, определять его тему и идею; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте | Аналитический пересказ, элементы анализа текста, вопросы и задания (с. 151) | Выразительное чтение по ролям водевиля А.В. Вампилова «Несравненный Наконечников», задания первого уровня, 1,4 третьего уровня (с. 166) | 18.4 | 18.4 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
58-14 | А. В. Вам- пилов. Водевиль «Несравненный Наконечников» (фрагмент) | Урок изучения нового материала, урок- беседа | Слово об/А.В. Вампилове. Понятие о водевиле. «Несравненный Наконечников». Водевильное решение проблемы выбора призвания. Наконечников, Эдуардов и другие герои. Психологическая точность и юмор диалогов. Мастерство ремарок. Серьезные проблемы веселого жанра. Замысел и композиция незавершенного водевиля. Обучение выразительному чтению по ролям г | Знать: сведения о жизни и творчестве А.В. Вампилова (кратко); теоретико-лите- ратурное понятие водевиль; особенности жанра водевиля; сюжет и героев пьесы «Несравненный Наконечников». Понимать: юмористический пафос произведения; позицию автора; серьезность проблем, поставленных драматургом. Уметь: выразительно читать текст по ролям, определять его тему и идею, элементы композиции; характеризовать героев и их поступки; определять средства создания комического | Выразительное чтение по ролям, вопросы и задания (с. 166) | Чтение статьи «Из истории пародии» (с. 166-167) | 21.4 | 21.4 |
59-15 | Из истории пародии | Урок изучения нового материала, урок- беседа | Пародия как жанр кригико-сатирической литературы. Пародия и ее роль в истории литературы. Пародия в литературе разных эпох. Козьма Прутков и его творчество. Современная пародия. Пародия и карикатура. Пародия и шарж. Своеобразие пародии Д.Д. Минаева на стихотворение А,А. Фета (в учебнике — на втором месте). Палиндромон, или палиндром (чтение от конца к началу), как способ создания пародии | Знать: теоретико-литературные понятия ирония, парафраз, пародия, палиндромон (палиндром), фельетон, шарж\ примеры пародий. Понимать: цель авторов пародий. Уметь: определять жанр произведения; доказывать совершенство стиха; аргументировать свою точку зрения; определять способы создания пародий | Выразительное чтение, вопросы и задания (с. 168) | Чтение рассказа Р. Шекли «Запах мысли», вопросы и задания (с. 185) | 25.4 | 25.4 |
60-16 | Научно- фантасги- ческая литература. Р. Шекли. Рассказ «Запах мысли» | Урок изучения нового материала, урок- беседа | Понятие о научно-фантастической литературе. Жанр рассказа в научно-фантастической литературе. Слово о Р. Шекли. Рассказ «Запах мысли». Лерой Кливи и обитатели планеты З-М-22. Что помогло спас тись герою рассказа. Виды коммуникаций и телепатия. Особенности юмора в фантастическом произведении. Реальное и фантастическое в рассказе. Словарная работа | Знать: теоретико-литературные понятия фантастика, научная фантастика; жанры научной фантастики; сведения о жизни и творчестве Р.Шекли; содержание рассказа «Запах мысли». Понимать: смысл названия рассказа; юмористический пафос произведения; значение научно-фантастической литературы. Уметь: пересказывать текст и определять его жанр; воспринимать авторскую иронию; определять соотношение реального и фантастического в рассказе | Выборочный пересказ, вопросы и задания (с. 185) | Чтение новеллы А. Конан Дойла «Пляшущие человечки», вопросы и задания (с. 190, 218) | 28.4 | 28.4 |
61-17 62-18 63-19 64-20 65-21 | Модуль”Наш Шолохов”(Изучение казачьих песен) Казачьи песни. История их происхождения Литературно- музыкальная композиция «Многоликий Шолохов» Литературный журнал «Наш Шолохов» Прослушивание отрывков из оперы. И Дзержинского «Тихий Дон» с обсуждением Радиоспектакль с музыкальным сопровождением «Они сражались за Родину» | ) | 5.5 12.5 16.5 19.5 23.5 | 5.5 12.5 16.5 19.5 23.5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...
Календарно-тематическое планирование по литературе к учебнику В.Ф. Чертова. ФГОС. 6 класс
Количество часов в неделю – 3.Количество часов в год – 102....
Календарно-тематическое планирование по литературе по учебнику Б.Ланина. 6 класс.
Календарно-тематическое планирование по литературе 6 класс. Учебник Б.Ланина...
Календарно-тематическое планирование по литературе по учебнику В.Коровиной. 5 класс.18.07.17г
Календарно-тематическое планирование по литературе по УМК В.Коровиной. 5 класс...
Календарно-тематическое планирование по литературе по учебнику Б.Ланина. 10 класс
Календарно-тематическое планирование по литературе по учебнику Б.Ланина. 10 класс...
Календарно-тематическое планирование по литературе к учебнику Г.С.Меркина. 5 класс
Календарно-тематическое планирование по литературе к учебнику Г.С.Меркина (5 класс) составлено на основе Программы курса "Литература" 5-9 классы (авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин). В...