Календарно-тематическое планирование по литературе по учебнику Б.Ланина. 6 класс.
календарно-тематическое планирование по литературе (6 класс) на тему
Календарно-тематическое планирование по литературе 6 класс. Учебник Б.Ланина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno-teiaticheskoe_planirovanie_6_klass_literatura.docx | 31.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование. Литература. 6 класс. По учебнику Б.Ланина.
№ п/п | Тема урока, основное содержание | Кол-во часов | Домашнее задание | Примечание |
1. | Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои. Выражение авторской позиции. Выявление уровня литературного развития учащихся. | 1 | Прочитать статью учебника об обрядовом фольклоре (стр. 6 – 10), подготовить выразительное чтение песен, вопросы (стр. 10 – 11). | |
2. | Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Обрядовые песни. Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора. Их народная мудрость. Загадки как малый жанр фольклора. Афористичность загадок. | 1 | Прочитать статью учебника «Пословицы и поговорки»; подобрать интересные пословицы и поговорки, связанные с годичным земледельческим циклом. Придумать небольшой рассказ по одной из пословиц. Прочитать статью учебника «Древнерусская литература»; «Сказание о белгородском киселе». | |
3. | Русские летописи. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях. | 1 | Пересказ «Сказания о белгородском киселе», вопросы (стр. 24). | |
4. | Русские басни. И.И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Осуждение безделья, лени, хвастовства. Аллегория и мораль в басне. Особенность языка XVIII столетия. | 3 1 | Прочитать статью учебника «Русская басня»; выразительное чтение басни И.И. Дмитриева, вопросы (стр. 30). | |
5. | И.А. Крылов. Слово о баснописце. «Листы и корни». Роль власти и народа в достижении общественного блага. «Ларчик». Критика мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. | 2 1 | Прочитать статью о И.А. Крылове, вопросы (стр. 34), выучить наизусть одну басню. Выразительное чтение басни «Ларчик», вопросы (стр.43 вопрос 4). | |
6. | И.А. Крылов. «Осёл и Соловей». Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства. Развитие понятия об аллегории. Конкурс инсценированной басни. Подготовка к домашнему сочинению «Что осуждается в русских баснях?» | 1 | Инсценировать басню (групповое задание). Сочинение «Что осуждается в русских баснях?». | |
7. | А.С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. Обучение выразительному чтению. «Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворения. Роль композиции в понимании смысла стихотворения. Подготовка к домашнему сочинению по анализу стихотворения «Зимнее утро». | 10 1 | Прочитать статью учебника о лицейских годах Пушкина (стр. 45 – 51), составить план статьи; индивид.: рассказать о детстве Пушкина, его семье. Выразительное чтение наизусть стихотворения «Узник». Выучить стихотворение наизусть, сочинение по анализу стихотворения «Зимнее утро». Индивид.: подготовить выразительное чтение воспоминаний друзей Пушкина. | |
8. | А.С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И.И. Пущину». «Чувства добрые» в лирике А.С. Пушкина. Жанр стихотворного послания. «Зимняя дорога». Изображение действительности и внутреннего мира человека. Тема жизненного пути. Эпитет, метафора как средства создания художественных образов в лирике А.С. Пушкина. | 1 | Выразительное чтение стихотворения. Знать двусложные размеры стиха, подобрать примеры ямба и хорея. Прочитать «Барышня-крестьянка». | |
9. | А.С. Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Роль антитезы в композиции повести. Пародия на романтические темы и мотивы в повести «Барышня-крестьянка». «Лицо и маска» героев повести. Роль случая в композиции произведения. | 1 | Пересказ указанного отрывка, вопросы. Пересказ указанного отрывка, вопросы. | |
10. | А.С. Пушкин. «Выстрел». Мастерство композиции повести. Три выстрела и три рассказа о них. | 1 | Пересказ указанных отрывков. | |
11. | А.С. Пушкин. «Дубровский». Картины жизни русского барства. Конфликт Андрея Дубровского и Кириллы Троекурова. | 6 1 | Устное рисование: какими вы видите Дубровского и Троекурова? Перечитать II и III главы, озаглавить их. Перечитать главы IV – V, озаглавить их. Пересказать эпизод «Троекуров во дворе Дубровских». | |
12. | Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма. Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке». Роль эпизода в повести. | 1 | Перечитать главы VI – VII. Перечитать VIII, IX, X главы, озаглавить их. Приготовить пересказ эпизода «Обед в Покровском» от лица одного из персонажей (Дефоржа, Маши, Троекурова). | |
13. | Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям. Развитие понятия о композиции художественного произведения. | 1 | Перечитать главы XI – XVI, озаглавить их. | |
14 – 15. | Контрольное сочинение № 1 «Защита человеческой личности в повести А.С. Пушкина „Дубровский“». | 2 | Подготовиться к контрольной работе по творчеству Пушкина. | |
16. | Анализ письменных работ. | 1 | Работа над ошибками. Прочить статью о М.Ю. Лермонтове в учебнике. | |
17. | М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи». Основное настроение и композиция стихотворения. Особенности поэтических интонаций. | 3 1 | Выучить стихотворение «Тучи» наизусть. | |
18. | Антитеза как основной композиционный приём в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Листок», «Утёс», «На севере диком…». Особенности выражения темы одиночества. Обучение анализу одного стихотворения. | 1 | Выразительное чтение стихотворений, выучить наизусть стихотворение «На севере диком …». | |
19. | М.Ю. Лермонтов. «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром. Двусложные и трёхсложные размеры стиха. Поэтическая интонация. | 1 | Стр. 166, вопросы и задания. Сочинение по анализу одного стихотворения. | |
20. | Н.В. Гоголь. «Старосветские помещики». | 1 | Прочитать «Бежин луг». | |
21. | И.С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания. Юмор автора. | 2 1 | Прочитать статью учебника(стр.167 – 170, 197 – 198). Вопросы стр. 199. Составить рассказ о героях по иллюстрациям. | |
22. | Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Портреты героев как средство изображения их характеров. И.С. Тургенев – мастер портрета и пейзажа. | 1 | Выразительное чтение отрывков. Устное рисование: портреты героев. | |
23. | Ф.И. Тютчев. Слово о поэте. Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева. «Неохотно и несмело…». «С поляны коршун поднялся…». Судьба человека и судьба коршуна. Роль антитезы в стихотворении. | 2 1 | Выразительное чтение стихотворения. Выучить одно стихотворение наизусть. Анализ стихотворения. | |
24. | Ф.И. Тютчев. «Листья». Обучение анализу стихотворения. | 1 | Анализ стихотворения, выразительное чтение. | |
25. | А.А. Фет. Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. «Ещё майская ночь». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. «Учись у них – у дуба, у берёзы…». Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности. | 1 | Выразительное чтение стихотворения, одно стихотворение выучит наизусть. Анализ стихотворения. | |
26. | Н.А. Некрасов. Слово о поэте. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Величие народа-созидателя. Своеобразие композиции стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога»: эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа, особенности поэтических интонаций. | 2 1 | Прочитать стихотворение «Железная дорога», выучить наизусть три последних строфы II части. Повторить двусложные размеры стиха. Знать трёхсложные размеры стиха. Сделать таблицу стихотворных размеров с примерами. | |
27. | Н.А. Некрасов. Историческая поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Н.А. Некрасова. | 1 | Подготовиться к сочинению. | |
28 – 29. | Контрольное сочинение № 2 по творчеству М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова. | 2 | Прочитать сказ «Левша». | |
30. | Анализ письменных работ. | 1 | Работа над ошибками. | |
31. | Н.С. Лесков. Слово о писателе. «Левша». Понятие о сказе. Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа. Изображение представителей царской власти в сказе Н.С. Лескова «Левша». Бесправие народа. Авторское отношение к героям повести. | 3 1 | Перечитать IV – X главы сказа, выписать цитаты, характеризующие Николая Павловича, Платова, левшу. Приготовить пересказ эпизода на выбор. Перечитать сказ до конца, составить рассказ о характере и судьбе тульского косого левши. | |
32. | Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша». Подготовка к сочинению «Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении Н.А. Некрасова „Железная дорога“ и сказе Н.С. Лескова „Левша“». | 1 | Сочинение. | |
33. | Н.С. Лесков. «Человек на часах». | 1 | Прочитать рассказы Чехова «Пересолил», «Лошадиная фамилия», др. | |
34. | А.П. Чехов. Слово о писателе. «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и другие рассказы Антоши Чехонте. | 2 1 | Ответ на вопрос «Как достигается в рассказах Чехова юмористический эффект?». | |
35. | А.П. Чехов. «Толстый и тонкий», разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора. | 1 | Подготовить выразительное чтение одного стихотворения (наизусть), сделать иллюстрации к стихотворениям. | |
36. | Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. Я.П. Полонский. «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…». Художественные средства, передающие состояния природы и человека в пейзажной лирике. Е.А. Баратынский. «Весна! Весна! Как воздух чист…», «Чудный град…». А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…». Развитие понятия о лирике. | 1 | Прочитать рассказ «Неизвестный цветок». | |
37. | А.П. Платонов. Слово о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное – вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова. | 1 | Устное рисование: сделать устные иллюстрации к эпизодам, которые произвели наибольшее впечатление. Прочитать рассказы «Июльская жара», «Корова». Прочитать «Алые паруса». | |
38. | А.С. Грин. Рассказ о писателе. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни. Душевная чистота главных героев книги А.С. Грина «Алые паруса». Авторская позиция в произведении. | 1 | Стр. 28, вопросы и задания. Прочитать «Кладовая солнца». | |
39. | М.М. Пришвин. Слово о писателе. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти. Образ природы в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». | 2 1 | Подготовить пересказы истории Антипыча, эпизодов «Митраша в беде» и «Приключения Насти в лесу» от лица героев (три группы учеников), для желающих – иллюстрации. Выразительное чтение указанного эпизода. | |
40. | Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе». Особенности композиции и смысл названия сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Подготовка к сочинению. | 1 | Отзыв о сказке-были. Подготовиться к сочинению. | |
Р 41 – 42. | Контрольное сочинение № 3 «Человек и природа в сказке-были М.М. Пришвина „Кладовая солнца“». | 2 | Выразительное чтение стихотворений о войне. | |
Р 43. | Анализ письменных работ. | 1 | Работа над ошибками. | |
44. | Стихотворения русских поэтов о Великой Отечественной войне. Слово о поэтах фронтовиках. К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…». Д. Самойлов. «Сороковые» и др. патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне. Обучение выразительному чтению. | 1 | 1. Выучить одно стихотворение наизусть (по выбору). 2. Прочитать «Последние холода» А. А. Лиханова. | |
45. | А.А. Лиханов. «Последние холода». Дети и война. | 1 | Прочитать «Конь с розовой гривой». | |
46. | В.П. Астафьев. Слово о писателе. «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы. Самобытность героев рассказа. Нравственные проблемы рассказа. | 2 1 | Пересказать один из эпизодов рассказа (по выбору). Составить по тексту рассказа небольшой словарь местных «сибирских» слов. | |
47. | В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении. Подготовка к домашнему сочинению «Роль речевых характеристик в создании образов героев рассказа В.П. Астафьева „Конь с розовой гривой“». | 1 | Вопросы (стр. 106 – 107). Сочинение. | |
48. | В.Г. Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники. Отражение в повести трудностей военного времени. | 2 1 | Пересказ эпизода (по выбору), вопросы (стр. 147 – 148). | |
49. | Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского». Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика. | 1 | Вопросы и задания (стр. 148 – 149). Сочинение «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.П. Астафьева и В.Г. Распутина». | |
50. | Н.М. Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в его «тихой» лирике. | 1 | Прочитать «Тринадцатый подвиг Геракла». | |
51. | Ф. Искандер. Слово о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. | 2 1 | Вопросы и задания (стр. 184). | |
52. | Юмор и его роль в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла». | 1 | Прочитать статью учебника (стр. 186 – 192), сделать рисунки по мотивам стихотворений (по желанию). | |
53. | Родная природа в русской поэзии XX века. А.А. Блок. Слово о поэте. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…». Поэтизация родной природы. Средства создания поэтических образов. С.А. Есенин. Слово о поэте. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». Чувство любви к родной природе и Родине. Способы выражения чувств в лирике С.А. Есенина. Обучение выразительному чтению. | 2 1 | Выучить одно стихотворение наизусть. Вопросы 3, 4 (стр. 193). | |
54. | А.А. Ахматова. Слово о поэте. «Перед весной бывают дни такие…». Обучение анализу одного стихотворения. Подготовка к домашнему сочинению по анализу лирики. | 1 | Вопрос 5 (стр. 193). | |
55. | В.М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Срезал». Особенности рассказов Шукшина. Рассказ «Критики». Образ «странного» героя в творчестве Шукшина. | 1 | Прочитать статьи учебника (стр. 152 – 154), вопросы (стр. 154). Прочитать рассказ «Критики». Вопросы и задания (стр. 201). | |
56. | К. Кулиев. Слово о поэте. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малым мой народ…». Теме Родины и народа. Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации. Г. Тукай. Слово о поэте. «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине, верность традициям народа. Великая роль книги в жизни человека. | 1 | Вопросы и задания (стр. 198). Прочитать статью учебника «Мифы Древней Греции», вопросы и задания (стр. 203). Прочитать мифы о двенадцати подвигах Геракла. Подготовить пересказ одного мифа. Подготовить доклад об истории Олимпийских игр (по желанию). | |
57. | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Понятие о мифе. | 1 | Прочитать и пересказать миф о двенадцатом подвиге Геракла. Составить план мифа, разбив его на микротемы. Вопрос 3 (стр. 210). Задания III, IV (стр. 211). | |
58. | Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки. | 1 | Вопросы (стр. 214). Прочитать статью учебника о Гомере; прочитать отрывок из «Одиссеи: ответить на вопросы (стр. 248). | |
59. | Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. Хитроумный Одиссей: характер и поступки. Понятие о героическом эпосе. | 1 | Прочитать роман «Дон Кихот», вопросы (стр. 251). | |
60. | М. Сервантес Сааведра. Слово о писателе. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире. «Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы. Народное понимание правды жизни как нравственная ценность. Образ Санчо Пансы. | 1 | Отзыв о романе. Прочитать статью учебника (стр. 252 – 253), баллады, вопросы (стр. 258). | |
61. | Ф. Шиллер. Слово о писателе. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести. | 1 | Прочитать статью учебника (стр. 258 – 260), «Матео Фальконе», вопросы (стр. 277). | |
62. | П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтизм и реализм в произведении. | 1 | Прочитать «Приключения Гекльберри Финна». | |
63. | М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Дружба Тома и Гека. Их поведение в критических ситуациях. | 2 1 | Характеристика героя (письменно). | |
64. | Том и Гек: общность и различие. Средства создания комического. Юмор в произведении. | 1 | Прочитать статью учебника (стр. 279 – 282), вопросы (стр. 282), «Маленький принц». | |
65. | А. де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. «аленький принц» как философская сказка-притча. | 2 1 | Вопросы (стр. 299). | |
66. | Маленький принц, его друзья и враги. Мечта о естественных отношениях между людьми. Вечные истины в сказке. Понятие о притче. | 1 | Отзыв о произведении. | |
67 | Контрольное сочинение № 4 по зарубежной литературе. | 1 | ||
68. | Анализ письменных работ. Письменный ответ на вопрос «Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?». Выявление уровня литературного развития учащихся. Урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса». Задания для летнего чтения. | 1 | Работа над ошибками. Подготовиться к читательской конференции. Список литературы на лето. | |
69-70. | Резервные уроки. | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...
Календарно-тематическое планирование по литературе для 5 и 6 класса (учебник В.П. Полухина, В.Я. Коровиной и др.)
Данная методическая разработка предназначена для 5 и 6 классов, работающих по УМК под ред. В.Я. Коровиной по литературе....
Календарно-тематическое планирование по литературе к учебнику В.Ф. Чертова. ФГОС. 6 класс
Количество часов в неделю – 3.Количество часов в год – 102....
Календарно-тематическое планирование по литературе по учебнику Б.Ланина. 10 класс
Календарно-тематическое планирование по литературе по учебнику Б.Ланина. 10 класс...