Методическая разработка урока русского языка в 6 классе "Условное наклонение глагола"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Методическая разработка урока русского в 6 классе по теме "Условное наклонение".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
урока русского языка в 6 классе
учителя русского языка и литературы
ГБОУ СОШ № 283
Назаровой С.А.
Тема урока «Условное наклонение глагола».
Тип урока: изучение нового материала.
Форма работы: индивидуально – групповая.
Используемая технология: ТВУ (технология встречных усилий) (по классификации Муштавинской И.В. технология обучения в сотрудничестве).
Обоснование выбора технологии: ТВУ позволяет объединить усилия учителя и учеников при изучении сложной для шестиклассников темы «Условное наклонение глагола».
Цель урока:
-ввести понятие «условного наклонения глагола» и способов его образования.
Планируемые результаты
-предметные:
- знать определение условного наклонения;
- закрепить правописание частицы бы;
- ввести понятие придаточного условия.
-метапредметные:
- развитие логического мышления, умения сопоставлять факты, развитие навыков работы с текстом;
- уметь определять и формулировать задачи деятельности.
-личностные:
- воспитание умения сопоставлять свои реальные возможности и желаемое;
- воспитание стремления задуматься над тем, что нужно сделать, чтобы мечта стала былью, какие качества при этом в себе развивать;
- выработка активной жизненной позиции (что бы я изменил в родном городе), неравнодушного отношения к проблемам родного города;
- углубление представления о дружбе.
4. Формирование УУД:
- личностные: способность к самооценке;
- регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, анализировать допущенные ошибки;
- коммуникативные: слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме, адекватно понимать текст;
- познавательные: ориентироваться в своей системе знаний, составлять ответы на вопросы.
Ход урока
I этап урока – «разминка»
Цель этого этапа урока – создать эмоциональный настрой на совместную учебную работу.
1.На первом этапе урока используется приём «эпиграф». (3 мин.)
Учащимся предлагается в качестве эпиграфа к уроку стихотворение Д. Родари. Работая в группах, они должны осмыслить, как эпиграф связан с темой урока. При каком условии возможно всё то, о чём мечтает Д. Родари? Почему условное наклонение иногда называют мечтательным? Почему в тексте так много многоточий?
Я решил бы… «Я б турецкий изучил…
Я сказал бы… Я бы радио включил…
Поспешил бы… Нет, постойте-ка,
Написал бы… Вначале
До чего же замечательное Я сыграл бы на рояле…
Наклоненье сослагательное! Я сыграл бы,
Никогда не чертыхается, Коль умел бы,
Не скандалит, не кричит, Если б мог бы,
В кресло мягкое забьётся Полетел бы.
И мечтательно журчит: Я бы съел вагон пирожных,
Если только их имел бы!..»
(Д. Родари)
Деятельность учащихся. Учащиеся в группах обсуждают ответы на вопросы, а затем 1 человек от группы высказывает мнение всей группы. Учитель подводит итог.
2.Далее используется приём «погружение» (коллективная работа по «учебной цепочке»). Повторяется тема «Глагол». Учитель задаёт вопрос: «Что такое глагол?» Ученик отвечает и сам задаёт вопрос: «Как изменяется глагол в настоящем и будущем времени?» и т.д. (3 мин.)
II этап урока «Контрольно – подготовительный»
Цель данного этапа урока – «уплотнение» имеющихся знаний, создание основы для дальнейшего продуктивного освоения учебного материала.
Используемый приём – «Согласен – не согласен» (5 мин.)
На формате А4 каждому учащемуся выдаются тезисы, напротив которых он пишет: «Согласен – не согласен».
1.Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам, числам и родам.
2.Глаголы имеют 3 наклонения.
3.Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по родам.
4.Чтобы правильно написать суффикс глагола в прошедшем времени перед –л-, нужно поставить глагол в инфинитив.
5.В словах: отта…л, ре…л, ка…лся – пропущена одна и та же буква (суффикс –я-).
6.Частицы бы, ли, же пишутся со словами раздельно.
Затем идёт коллективная проверка, и учитель по ответам учашихся делает вывод о степени усвоения материала.
III этап урока – постановка учебной цели, создание ситуации «вызова»
Цель «вызова» в создании ситуации преодоления. Учащиеся должны сами определить, что они уже знают по теме, а чему должны научиться на уроке. Главное, чтобы ученики не боялись незнания, понимали, что незнание преодолимо, и наиболее эффективный способ преодоления незнания – самостоятельный и коллективный поиск, соединение усилий учителя и учащихся.
1.Используемый приём – «Знаю – не знаю». (3 мин.)
Каждый учащийся заполняет таблицу по теме «Условное наклонение»
Знаю Не знаю Хочу узнать
К этой таблице обязательно вернёмся в конце урока.
2.Учащимся предлагается текст, используется приём «Вопросы к тексту» (10 мин.). Учащиеся ставят на полях текста «сигналы» степени освоения темы:
И – известные факты
+ - хотелось бы узнать подробнее
? – нуждается в дополнительных разъяснениях.
Глаголы в условном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определённых условиях.
Глаголы в условном наклонении образуются от основы неопределённой формы при помощи суффикса –л- и частицы бы(б). Эта частица может стоять после глагола и перед ним, может быть отделена от глагола другими словами, поэтому она пишется раздельно: вылечить – вылечил бы.
Глаголы в условном наклонении изменяются по числам, а в единственном числе по родам.
«По своему значению и образованию сослагательное наклонение древнерусского языка близко к современному. В древнерусском языке оно образовывалось сочетанием причастия на –л- и спрягаемых форм аориста от глагола быти: быхъ думалъ. С исчезновением простых прошедших времён в сослагательном наклонении закрепляется бывшая форма 2 и 3 лица ед.ч. аориста от быти – бы, превратившаяся в частицу». (В.В. Иванов, З.А. Потиха «Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе».- М., «Просвещение», 1985).
IV этап урока – сотворчество
Цель этого этапа – поддержка активности, интереса, усилий и сведение этих усилий в совокупное знание.
1.Коллективная работа – приём «кластер» - коллективный опорный сигнал по теме. (3 мин.)
Условное наклонение
Действие как возможное форма прошедшего вр. + част. бы
Число
Единственное множественное
Род и
м.р. ж.р. ср.р.
о а
2.Проверка домашнего задания – зачитывание миниатюр «Если бы я был волшебником…» (5 мин.)
Учитель подводит итог: какие добрые дела совершили бы дети, если бы они всё могли. А можно ли какие-то из этих действий совершить без волшебной палочки? Что для этого нужно сделать?
3.Учитель сообщает учащимся, что глаголы в условном наклонении часто употребляются в предложениях с союзом если. В таком случае придаточное предложение отвечает на вопрос: при каком условии? И называется условным.
В тетрадь записывается предложение: если бы не было костра, путники замёрзли бы. Чертится схема, даётся характеристика предложения (5 мин.) А также выполняется морфологический разбор слова «замёрзли бы».
V этап урока – рефлексия (15 мин.).
Основная цель этого этапа – осмысление результатов работы, со-участие учеников в определении домашнего задания. Обязательно возвращаемся к эпиграфу урока, к таблице «Знаю – не знаю – хочу узнать».
Используется приём «эссе».
Звучит 1 куплет и припев песни В. Шаинского «Если с другом вышел в путь…» Что же ожидает человека, если в путь он вышел с другом? Но ведь путь – это и дорога жизни… Учащиеся пишут эссе и подчёркивают глаголы в условном наклонении. Какую роль они играют в тексте?
VI этап урока – домашнее задание
Сочинение-миниатюра «Если бы я мог (могла), что я изменил(а) бы в родном городе?» Объяснение домашнего задания (3 мин.).
Таким образом, ТВУ способствует формированию педагогического взаимодействия учителя и учащихся, формирует обратную связь. Она создаёт предпосылки для развития встречных усилий, взаимопонимания и взаимодействия на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме "Причастие как особая форма глагола"
Вводный урок (презентация) в 7 классе по теме "Причастие как особая форма глагола"....
Методическая разработка урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС. 5 класс. Правописание глаголов изъявительного и повелительного наклонения.
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС....
Методическая разработка урока русского языка по теме: «Повелительное наклонение глагола» в 6 классе
Урок построен в технологии деятельностного метода и направлен на формирование универсальных учебных действий....
Разработка урока русского языка по теме "Наклонения глаголов" 6 класс
Цель урока: знакомство с наклонениями глаголов. Задачи урока: дать понятие наклонения глаголов; научить отличать наклонения глаголов; научить образовывать наклонения глаголов; повторить...
План-конспект урока русского языка по теме: "Наклонение глагола"
План-конспект урока русского языка по теме: "Наклонение глагола". Урок с элементами проектной деятельности...
Методическая разработка урока русского языка "Наклонение глагола"
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС...
Методическая разработка урока русского языка в 6 классе "Глаголы настоящего времени в рассказе о прошедшем" (по рассказу Н.С.Евдокимова "Стёпка, мой сын")
Данный урок разработан в соответствии с учебной программой и проводится после изучения темы «Времена глагола» в 6 классе. Тип урока – урок обобщения и систематизации знаний. Ор...