Система работы с одарёнными детьми в поликультурном обществе
статья на тему
Я представляю опыт своей работы с одарёнными детьми, изучающими удмуртский язык в русскоязычной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_s_odaryonnymi_detmi_v_polikulturnom_obshchestve.docx | 25.03 КБ |
Предварительный просмотр:
В современном обществе самой большой ценностью признана свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в современной поликультурной и многонациональной среде, сохраняющая свою социально-культурную идентичность, стремящаяся к пониманию других культур, уважающая иные культурно-этнические общности, умеющая жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, рас, верований.
В нашей школе созданы условия на сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия. Коллектив школы работает над развитием индивидуальности ребенка, обеспечивает образовательные потребности одаренных детей, чтобы в будущем эти способности превратились в их достижения. В этом плане большим образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом обладает удмуртский язык.
Тема моего выступления «Система работы с одаренными детьми в образовательном пространстве в условиях поликультурного региона». Моя задача в работе с детьми с признаками одаренности заключается в том, чтобы обеспечить усвоение образовательных программ по предмету удмуртский язык, но и в том, чтобы продвинуть детей в развитии. Удмуртский язык , в отличии от других учебных предметов, является средством коммуникации и познания поликультурного мира. Основной упор в методике преподавания удмуртского языка делаю на развитие умений общаться, на формирование коммуникативных компетенции как основе познания многонациональной среды, в которой мы живем.
Работа с одаренными детьми требует глубокого понимания природы «одаренности». Психолог Теплов Б.М. понятие «одаренность» трактует как обеспечение успешности в какой-либо деятельности не отдельной способностью, а своеобразным их сочетанием, которые характеризует личность. Статистика гласит, что только 10% детей одарены природой, а 80% обладают определенными способностями, которые могут раскрыться в определенных ситуациях, при определенных методах работы педагога.
Самое главное – одаренных детей надо уметь выявить. Как это делаю? Как правило, ребята, имеющие способности к языкам, легко усваивают сразу несколько языков. В нашем случае - родной- удмуртский, английский, русский. В 4-ом классе, давая разноуровневые задания, выявляю способных. В глаза бросается явная разница между понятием «способный» и «одаренный». Редким исключением являются дети, у которых одаренность проявляется гораздо позже. Одаренные дети имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью.
А теперь о самом трудном- организации обучения одаренных.Определив одаренных детей, стараюсь заинтересовать их своим предметом, его значимостью на современном интегрированном развитии общества, научить их логически мыслить, обогатить их познания, словарный запас, занимать их творческими, проблемными заданиями, дать толчок творчеству и пробудить воображение, предпринимать все возможное для развития их одаренности.
Вместе с тем доказано, характер деятельности может предопределять изменение мотивационной сферы, то есть через обучение можно влиять на формирование мотивации.
Систему работы с одаренными детьми по удмуртскому языку можно разделить на 3 части:
- урочная деятельность- традиционные уроки, инновационные уроки: уроки с ИКТ, проекты, круглый стол, экскурсии, диспут, ролевая игра, интегрированные уроки и т.д.;
- внеурочная деятельность: предметные недели, предметные олимпиады, научно-исследовательская работа, конкурсы, читательские конференции, факультативы, элективные курсы, консультации;
- самостоятельная работа.
Реализация создания условий для развития личности к родному языку происходит в основном на учебных занятиях, где учитываю возрастные и индивидуальные особенности детей, уровень предметных знаний и уровень обученности в целом. Урок является основой для работы с одаренными детьми, но в данном случае он требует иной композиции, иного содержания и иной организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Уроки удмуртского языка строю на межпредметных связях с русским языком и литературой, биологией, историей, музыкой, изобразительным искусством, которые позволяют обеспечить максимальную эффективность уроков удмуртского языка, способствуют интеллектуальному развитию учеников, расширению лингвистического, филологического и общего кругозора, развивает литературный талант. Учащиеся самостоятельно переводят отрывки из произведений великих писателей, причем оцениваю не точность перевода, а стиль написания. Очень нравится ребятам конкурсы стихотворных переводчиков. Такие задания способствуют развитию творческих способностей и расширяют словарный запас школьников. Учащиеся осознают, что иногда в литературном переводе нельзя сохранить все подробности оригинала. Есть результат такой работы: в прошлом учебном году в республиканском конкурсе «Перевод в поле многоязычия-2013» стали дипломантами.
Разноуровневая технология предполагает незримое подразделение детей на одаренных, продвинутых и обычных. Большое внимание уделяю учебному сотрудничеству, коллективно-творческой деятельности, то есть работе в команде или группе, когда каждая группа получает одинаковое задание (при этом оговаривается роль каждого ученика). Одаренный ученик выполняет роль наставника: помогает понять прочитанное, грамматические структуры, лексику, исправляет ошибки в случае необходимости. Работая в малых группах, можно максимально реализовать дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяя разные методы работы: наблюдение, эксперимент, используя ИКТ. Это позволяет учесть различные потребности и возможности одаренных детей. В то же время для развития способностей постоянно усложняю задания основной деятельности ребенка, в которой он получает положительные эмоции. Обычному ученику даю 10 заданий, то способному ученику-15. Если задание для всех - ответить на вопросы, то одаренному- ответить и объяснить, почему он так думает; если задание- пересказать текст, то одаренному- проанализировать поступки героев, сделать выводы. Одаренные дети в большинстве своем индивидуалисты, предпочитают трудиться в одиночку, поэтому при работе с ними применяю индивидуальные и коллективные формы (парные, групповые, командные).
Работая по принципу «Языку нельзя научить, языку можно только научиться», я использую на уроках такие задания, которые стимулировали бы творческое мышление ребят. К таким заданиям отношу ребусы, головоломки и другие. Так как одаренных школьников отличает высокая скорость переработки и усвоения информации, они обожают не только решать головоломки, кроссворды, ребусы, но и составляют такого рода задания. При этом ребята прочно усваивают лексический материал, запоминают написание слов, учатся работать со словарем.
В настоящее время большую популярность приобретает образовательная технология «Портфолио». В 6 классе, изучающем удмуртский язык, объявила конкурс, итоги будут подведены в мае. Использование технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но творческих и коммуникативных достижениях.
Необходимо учитывать и тот факт, что развитие одаренности происходит не только в системе обучения, но и воспитания. Мне не безразлично, какими они становятся, формируются как личности, приобретая качественные знания. Поэтому необходимы и следующие мероприятия:
-встречи с интересными людьми, экскурсии по малой родине удмуртских поэтов и писателей, просмотр удмуртских передач, кинофильмов на удмуртском языке- все эти мероприятия позволяют обогащать словарный запас, узнавать культуру своего народа, чувствовать себя частью этого этноса;
- открытые уроки с приглашением всех родителей в 6 классе. Активное сотрудничество 2-3 поколений способствует гармонизации детско-родительских отношений. На мероприятиях использую диалоговые технологии. При изучении литературных произведений любого исторического периода прослеживаю связь с современностью, что повышает интерес к предмету.
Еще одна из форм организации образовательной деятельности с одаренными учащимися это факультатив и элективные курсы. Что они дают для них? На этих занятиях они повышают степень самостоятельности, расширяют познавательные возможности, формируют навыки исследовательской, творческой и проектной деятельности.
Данными видами деятельности начинаю знакомить в среднем звене, когда школьникам поручаю подготовить небольшие сообщения по тем или иным темам изучаемых предметов, представить вышедшие из печати новые удмуртские книги на родном языке. Постепенно задачу усложняю публичной защитой самостоятельно выполненных творческих работ.
Сложилась традиция проводить неделю удмуртского языка. Мероприятия разные (доклады, викторины, школьный тур олимпиады) по форме и содержанию, но вывод один: развивается творческая активность учащихся, повышается мотивация, а в итоге это дает хорошую возможность устанавливать на уроках деловые отношения. По удмуртскому языку учащиеся 8,9 классов выступают с докладами такими как «Как сложилась народная кухня удмуртов», «Народные игры», «Обряды удмуртов» и другими перед учащимися 5,6,7 классов. Подготовленными материалами Карабаевой Анастасии, Салтыкова Павла и других заинтересовались и редакция газеты «Выль даур», и они были опубликованы, а так же учащиеся 7-го класса выступили на городском телевидении по теме «Мынам родняе ож вакытэ».
Мои воспитанники участвовали в городской акции «Книги Н.Байтерякова в вашем доме», посвященной памяти народного поэта Удмуртии, и награждены грамотой Нестерова Алена за 3 место, Прозорова Юлия в городском конкурсе «Родник поэзии» награждена дипломом 3 степени. Нестерова Алена заняла 2 место по созданию буктрейлера по творчеству народного поэта. Ежегодно принимаем активное участие в городской читательской конференции, в этом году впервые присуждали места: Овечкин Дмитрий 2 место, Балашова Ульяна 3 место, Дмитриева Виктория дипломом за участие.
Мои воспитанники участники республиканских научно-практических конференции, посвященных Степану Широбокову, Игнатию Гаврилову. В этом учебном году выступили с докладом в УдГУ во втором туре конференции «Мои первые шаги в науку» наравне с детьми, хорошо знающими удмуртский язык. Выступления на научно-практических конференциях с сообщениями и докладами помогают одаренным детям увидеть свои сильные и слабые стороны.
Конечно, не обходится и без самостоятельной работы. На начальном этапе с учащимся ставим вопросы: что я должен знать и уметь, что я хочу знать и уметь, что я могу, как я буду идти к поставленной цели, чему я должен научиться и что мне нужно доработать». Используем ряд учебных пособий, которые имеются в общеобразовательном учреждении, а также других учреждений, современные информационные технологии.
И учебные занятия, и внеурочная деятельность, самостоятельная работа способствуют дальнейшему развитию одаренных детей. Представленные мною методы работы позволяют добиться хороших результатов:
- высокое качество знаний по предмету (70-76%),который я преподаю;
-100%-ный уровень обученности учащихся в классе, где работаю;
-результаты диагностики мотивационной сферы учащихся показывают преобладание учебно-познавательных мотивов над узколичностными.
Потенциал «сильных» детей раскрывается в их участии в предметных олимпиадах. Последние четыре года мои ученики, к сожалению есть такой термин слабо владеющие удмуртским языком, наравне с гимназией имени К. Герда города Ижевска участвуют в городских и межрегиональных олимпиадах и занимают призовые места.
Творческая работа с одаренными детьми дорого стоит: радостно смотреть на то, как ученики получают наслаждение, доставленное им знанием родного языка.
Считаю, что моя задача не подготовка профессионального лингвиста или специалиста гуманитарных профессий. Главная цель- воспитание образованного, порядочного и здорового человека, готового самостоятельно выбирать свой жизненный путь, знающего многовековую культуру своего народа, уважающего другие этнические общности. Знание –это большая сила, а в руках невежи –оружие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы с одарёнными детьми в школе (презентация)
Данная презентация показывает систему работы с одарёнными детьми в школе, её результативность, использование современных форм и методов вовлечения детей в креативную деятельность....
Система работы с одарёнными детьми (из опыта работы)
Описание системы работы с одарёнными детьми...
«Система работы с одарёнными детьми в рамках школьного научного общества» (на основе изучения опыта работы Быковой М.И., педагога-психолога, руководителя школьного научного общества «Эврика» МБОУ «Прутская СОШ», Павловский район).
В представленной работе «Система работы с одарёнными детьми в рамках школьного научного общества» рассматривается педагогический опыт работы Быковой Марии Игнатьевны, педагога – психолога, руководител...
Работа с одарёнными детьми: опыт, методики, достижения. "Городской математический праздник "Математическая перестрелка" в рамках городской системы работы с одарёнными детьми"
Выступление на 1 съезде учителей математики Самарской области "Реализация концепции развития Российского математического образования", 20.04.2016Выступление на окружной конференции педагогов "Реализац...
Практико-значимая работа по курсу: «Основа проектирования системы работы с одарёнными детьми»
Тема: Обеспечение эффективности реализации программы по выявлению и сопровождению одаренных детейАвторы проекта: Нефедова С.Н., учитель химии МАОУ Лицей № 21 Смирнова Ю.В., ст. воспитатель М...
Система работы с одарёнными детьми в рамках общеобразовательного пространства школы, инновационные стратегии поиска и выявления одарённых детей
Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе выявили потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе...
Система работы с одарёнными детьми в условиях введения ФГОС. Из опыта работы.
Работа с одарёнными и способными детьми по физике и математике....