Система работы с одарёнными детьми (из опыта работы)
статья (9 класс) на тему

Ахмитянова Флюра Рафгатовна

Описание системы работы с одарёнными детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_odaryonnymi_detmi.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мульминская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»

Система работы с одарёнными детьми

(Из опыта работы)

Автор: учитель физики и информатики

 МБОУ «Мульминсая СОШ»

 Ахмитянова Флюра Рафгатовна.

2011 год

Не существует сколько – ни будь  достоверных

тестов на одарённость, кроме тех, которые

 проявляются в результате активного участия

хотя бы в самой маленькой поисковой

 исследовательской работе.

А.Н. Колмогоров.

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех  его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются ещё на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех. Кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска  в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Что же понимается под термином «одарённость»?

В обыденной жизни одарённость – синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребёнка с признаками одарённости талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.

В мировой психолого-педагогической науке, существуют концептуальные модели одарённости. Одной из наиболее популярных теоретических моделей одарённости является концепция, разработанная американским исследователем Дж. Рензулли. Он считает, что одарённость есть сочетание трёх основных характеристик:

  • интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);
  • креативности;
  • настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).

Кроме того, он выделял знания (эрудицию) и благоприятную окружающую среду. Фактически, он предлагает относить к категории одарённых тех детей, которые проявили высокие показатели хотя бы по одной из этих характеристик. В своих работах автор заменяет термин «одарённость» на «потенциал».

Для педагогов концепция Дж. Рензулли представляет собой универсальную схему, применимую для разработки системы воспитания и обучения не только одарённых детей, но и всех остальных, что отвечает задаче массовой школы. Действительно, детей, обладающих потенциальными возможностями, в школе достаточно. Если не разглядеть его, не развить, этот дар природы так и останется не востребованным.

Одарённых детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они  требуют особого подхода, особой системы обучения.

Часто про одарённых людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия.  Именно поэтому на протяжении многих лет своей педагогической деятельности я занимаюсь развитием и воспитанием одарённых детей. Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды, мои учащиеся являются победителями районных, региональных олимпиад и конкурсов, лауреатами и призерами всероссийских и международных конкурсов, успешно сдают ЕГЭ и поступают в высшие учебные заведения и подтверждают свои глубокие знания.

Как я достигаю таких результатов?

Система моей работы с одарёнными детьми включает в себя следующие компоненты:

  • выявление одарённых детей;
  • развитие творческих способностей на уроках;
  • развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа, проектная работа, научно – практические конференции, всероссийские и международные предметные чемпионаты и конкурсы);
  • создание условий для всестороннего развития одарённых детей.

Прежде всего, одарённых детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенности: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Кроме того, диагностику одарённости я провожу. Использую классические тесты Айзенка и  Беннета.

Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся  к предмету. В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я использую творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи, тесты.

Мною разработана система развивающих задач-минуток, которые предлагаю учащимся в качестве разминки в начале урока. На решение таких задач я отвожу не более одной минуты и требую обязательно подробного объяснения хода решения задачи. В случае   затруднения даю подсказки, подробно разбираем эти задачи. Например, для учащихся 8 класса: «У вас  есть моток тонкой проволоки, карандаш и тетрадь в клетку. Как можно определить примерно площадь поперечного сечения проволоки?»

Для многих тем урока физики я стараюсь использовать дифференциацию: для способных детей я предлагаю более сложные задачи: комбинированные, с недостающими или лишними данными. Например. В 9 классе при изучении темы «Ускорение свободного падения на Земле и на других небесных телах» предлагаю задачу: «Найдите ускорение свободного падения на Марсе, или на Юпитере». При этом заранее раздаю детям справочные материалы, чтобы нужные константы они могли найти. После решения задачи сравниваем  данные результаты с табличными значениями ускорения свободного падения. При выявлении ошибок работаем над её устранением.

На уроках физики, по мере возможности, нужно показать учащимся, что знание предмета необходимо всем, в любой работе, специализации. Для этих целей целесообразнее использовать беседы, конкретные примеры, эксперименты, качественные задачи.

Систематически  провожу уроки с практической направленностью, включающие в себя задачи политехнического содержания, уроки – экскурсии на сельскохозяйственные предприятия. Основная задача этих уроков: нацелить учащихся на большую и интересную работу, которая поможет им подготовить себя к выбору профессии, к выходу в большую жизнь.

Провожу интегрированные уроки: физика и информатика, информатика и математика, физика и биология, физика и химия. Как использовать время одарённого ребенка, в силу того, что они не нуждаются в бесконечных повторениях очевидного? Есть несколько путей: 1) ускорение обучения, то есть можно пройти материал за меньшее время, 2) обогащение обучения, то есть расширение изучаемой области, быстрое продвижение к познавательным уровням в области изучаемого предмета, в моем случае физики.

Невозможно привить интерес к дисциплине ребятам, если сам учитель не увлечён своим предметом.  Поэтому я постоянно учусь, совершенствую свои знания через курсы повышения квалификации, в очной или дистанционной форме, методические объединения школы и района, проектную деятельность, научно-практические конференции, работая над методической темой. Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную деятельность по физике. Систематически в школе проводятся недели физики и информатики. На которых учащиеся  могут проявить себя в различных викторинах, конкурсах: «КВН», «Умники и умницы», «Кто хочет стать миллионером?», «Счастливый случай», «Поле чудес», «Юный физик школы»  и д и р.

Между талантливыми выпускниками и нынешними учащимися существует связь, дружба. Этих ребят часто приглашаем в школу, в внеклассные мероприятия.

Важнейшей формой работы с одарёнными детьми являются предметные олимпиады и чемпионаты муниципального, республиканского, всероссийского и международного уровней.  Работу по подготовке к этим мероприятиям провожу систематически. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности ученика, творческой работе, научной и практической. Эта работа дает свои плоды.

Немаловажным для всестороннего развития личности считаю создание условий: режим и полноценное питание. Для этого нужно работать в тесном контакте с родителями.

Развиваю у школьников также самостоятельность, уметь ставить и решать поставленные задачи, уметь оценивать себя и своих друзей.  Приступая к самообразованию, также следует помнить: «Когда идёшь за кем – то вслед, дорога не запоминается, а так по которой сам прошёл вовек не позабудется» и что «Талант – это 1% способностей, а 99% потения»

Сознание ребёнка находится в стадии становления, и именно поэтому слежу за тем, чтобы творческий  потенциал не был растрачен впустую, а лишь приумножался. Для того чтобы работать с талантливой, одарённой молодёжью необходимо работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бахмутский А.Е. Школьная система мониторинга качества образования. Псков: АНО «Центр социального проектирования «Возрождение», 2004 г.. – 96 стр.
  2. Необычные учебные материалы по физике: задачи, тесты, практические работы, книжка для чтения и раздумий./ Сост.  Э.М. Браверман. М.: Школа-Пресс. 80 с.
  3. Федотова Н.К. Из опыта работы с одаренными детьми / Н.К.Федотова// Вестник НГУ. Серия: Педагогика/ Новосиб.гос.ун-т. – 2008 год – Т.9, вып.1. – с.53-56.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из личного опыта: Описание системы работы с одарёнными детьми (руководство проектной и учебно-исследовательской деятельностью обучающихся, подготовка к рейтинговым состязаниям различного уровня)

Результатом обучения в школе должно стать формирование личности, сочетающей в себе мировоззренческую культуру, высокие нравственные качества, деловитость и творческую индивидуальность, гуманистическое...

Презентация "Формы работы с одарёнными детьми". Из опыта работы.

Материал представлен в форме презентации. Можно познакомиться с формами работы во внеурочное время....

Описание системы работы с одарёнными детьми (руководство проектной и учебно-исследовательской деятельностью обучающихся, подготовка к рейтинговым состязаниям различного уровня) - из личного опыта учителя.

Система работы с  одаренными   учащимися:   Работа с одаренными детьми достаточно актуальна для современного общества. По выявлению одаренных учащихся предъявляются сегодня вы...

Система работы с одаренными детьми (из опыта работы)

В современную эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированны...

«Система работы с одарёнными детьми в рамках школьного научного общества» (на основе изучения опыта работы Быковой М.И., педагога-психолога, руководителя школьного научного общества «Эврика» МБОУ «Прутская СОШ», Павловский район).

В представленной работе «Система работы с одарёнными детьми в рамках школьного научного общества» рассматривается педагогический опыт работы Быковой Марии Игнатьевны, педагога – психолога, руководител...

Система работы с одарёнными детьми в условиях введения ФГОС. Из опыта работы.

Работа с одарёнными и способными детьми по физике и математике....

Система работы с одаренными детьми ( Из опыта работы. Выступление на заседании РМО)

Модернизация образования РФ – это долгосрочный комплексный проект, в основе которого лежит реализация педагогических инноваций. Последние продиктованы реалиями времени – стремительно...