Система работы с одарёнными детьми (из опыта работы)
статья (9 класс) на тему
Описание системы работы с одарёнными детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_odaryonnymi_detmi.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мульминская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»
Система работы с одарёнными детьми
(Из опыта работы)
Автор: учитель физики и информатики
МБОУ «Мульминсая СОШ»
Ахмитянова Флюра Рафгатовна.
2011 год
Не существует сколько – ни будь достоверных
тестов на одарённость, кроме тех, которые
проявляются в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой поисковой
исследовательской работе.
А.Н. Колмогоров.
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются ещё на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех. Кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Что же понимается под термином «одарённость»?
В обыденной жизни одарённость – синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребёнка с признаками одарённости талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.
В мировой психолого-педагогической науке, существуют концептуальные модели одарённости. Одной из наиболее популярных теоретических моделей одарённости является концепция, разработанная американским исследователем Дж. Рензулли. Он считает, что одарённость есть сочетание трёх основных характеристик:
- интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);
- креативности;
- настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).
Кроме того, он выделял знания (эрудицию) и благоприятную окружающую среду. Фактически, он предлагает относить к категории одарённых тех детей, которые проявили высокие показатели хотя бы по одной из этих характеристик. В своих работах автор заменяет термин «одарённость» на «потенциал».
Для педагогов концепция Дж. Рензулли представляет собой универсальную схему, применимую для разработки системы воспитания и обучения не только одарённых детей, но и всех остальных, что отвечает задаче массовой школы. Действительно, детей, обладающих потенциальными возможностями, в школе достаточно. Если не разглядеть его, не развить, этот дар природы так и останется не востребованным.
Одарённых детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.
Часто про одарённых людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Именно поэтому на протяжении многих лет своей педагогической деятельности я занимаюсь развитием и воспитанием одарённых детей. Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды, мои учащиеся являются победителями районных, региональных олимпиад и конкурсов, лауреатами и призерами всероссийских и международных конкурсов, успешно сдают ЕГЭ и поступают в высшие учебные заведения и подтверждают свои глубокие знания.
Как я достигаю таких результатов?
Система моей работы с одарёнными детьми включает в себя следующие компоненты:
- выявление одарённых детей;
- развитие творческих способностей на уроках;
- развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа, проектная работа, научно – практические конференции, всероссийские и международные предметные чемпионаты и конкурсы);
- создание условий для всестороннего развития одарённых детей.
Прежде всего, одарённых детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенности: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Кроме того, диагностику одарённости я провожу. Использую классические тесты Айзенка и Беннета.
Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету. В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я использую творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи, тесты.
Мною разработана система развивающих задач-минуток, которые предлагаю учащимся в качестве разминки в начале урока. На решение таких задач я отвожу не более одной минуты и требую обязательно подробного объяснения хода решения задачи. В случае затруднения даю подсказки, подробно разбираем эти задачи. Например, для учащихся 8 класса: «У вас есть моток тонкой проволоки, карандаш и тетрадь в клетку. Как можно определить примерно площадь поперечного сечения проволоки?»
Для многих тем урока физики я стараюсь использовать дифференциацию: для способных детей я предлагаю более сложные задачи: комбинированные, с недостающими или лишними данными. Например. В 9 классе при изучении темы «Ускорение свободного падения на Земле и на других небесных телах» предлагаю задачу: «Найдите ускорение свободного падения на Марсе, или на Юпитере». При этом заранее раздаю детям справочные материалы, чтобы нужные константы они могли найти. После решения задачи сравниваем данные результаты с табличными значениями ускорения свободного падения. При выявлении ошибок работаем над её устранением.
На уроках физики, по мере возможности, нужно показать учащимся, что знание предмета необходимо всем, в любой работе, специализации. Для этих целей целесообразнее использовать беседы, конкретные примеры, эксперименты, качественные задачи.
Систематически провожу уроки с практической направленностью, включающие в себя задачи политехнического содержания, уроки – экскурсии на сельскохозяйственные предприятия. Основная задача этих уроков: нацелить учащихся на большую и интересную работу, которая поможет им подготовить себя к выбору профессии, к выходу в большую жизнь.
Провожу интегрированные уроки: физика и информатика, информатика и математика, физика и биология, физика и химия. Как использовать время одарённого ребенка, в силу того, что они не нуждаются в бесконечных повторениях очевидного? Есть несколько путей: 1) ускорение обучения, то есть можно пройти материал за меньшее время, 2) обогащение обучения, то есть расширение изучаемой области, быстрое продвижение к познавательным уровням в области изучаемого предмета, в моем случае физики.
Невозможно привить интерес к дисциплине ребятам, если сам учитель не увлечён своим предметом. Поэтому я постоянно учусь, совершенствую свои знания через курсы повышения квалификации, в очной или дистанционной форме, методические объединения школы и района, проектную деятельность, научно-практические конференции, работая над методической темой. Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную деятельность по физике. Систематически в школе проводятся недели физики и информатики. На которых учащиеся могут проявить себя в различных викторинах, конкурсах: «КВН», «Умники и умницы», «Кто хочет стать миллионером?», «Счастливый случай», «Поле чудес», «Юный физик школы» и д и р.
Между талантливыми выпускниками и нынешними учащимися существует связь, дружба. Этих ребят часто приглашаем в школу, в внеклассные мероприятия.
Важнейшей формой работы с одарёнными детьми являются предметные олимпиады и чемпионаты муниципального, республиканского, всероссийского и международного уровней. Работу по подготовке к этим мероприятиям провожу систематически. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности ученика, творческой работе, научной и практической. Эта работа дает свои плоды.
Немаловажным для всестороннего развития личности считаю создание условий: режим и полноценное питание. Для этого нужно работать в тесном контакте с родителями.
Развиваю у школьников также самостоятельность, уметь ставить и решать поставленные задачи, уметь оценивать себя и своих друзей. Приступая к самообразованию, также следует помнить: «Когда идёшь за кем – то вслед, дорога не запоминается, а так по которой сам прошёл вовек не позабудется» и что «Талант – это 1% способностей, а 99% потения»
Сознание ребёнка находится в стадии становления, и именно поэтому слежу за тем, чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь приумножался. Для того чтобы работать с талантливой, одарённой молодёжью необходимо работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Бахмутский А.Е. Школьная система мониторинга качества образования. Псков: АНО «Центр социального проектирования «Возрождение», 2004 г.. – 96 стр.
- Необычные учебные материалы по физике: задачи, тесты, практические работы, книжка для чтения и раздумий./ Сост. Э.М. Браверман. М.: Школа-Пресс. 80 с.
- Федотова Н.К. Из опыта работы с одаренными детьми / Н.К.Федотова// Вестник НГУ. Серия: Педагогика/ Новосиб.гос.ун-т. – 2008 год – Т.9, вып.1. – с.53-56.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из личного опыта: Описание системы работы с одарёнными детьми (руководство проектной и учебно-исследовательской деятельностью обучающихся, подготовка к рейтинговым состязаниям различного уровня)
Результатом обучения в школе должно стать формирование личности, сочетающей в себе мировоззренческую культуру, высокие нравственные качества, деловитость и творческую индивидуальность, гуманистическое...
Презентация "Формы работы с одарёнными детьми". Из опыта работы.
Материал представлен в форме презентации. Можно познакомиться с формами работы во внеурочное время....
Описание системы работы с одарёнными детьми (руководство проектной и учебно-исследовательской деятельностью обучающихся, подготовка к рейтинговым состязаниям различного уровня) - из личного опыта учителя.
Система работы с одаренными учащимися: Работа с одаренными детьми достаточно актуальна для современного общества. По выявлению одаренных учащихся предъявляются сегодня вы...
Система работы с одаренными детьми (из опыта работы)
В современную эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированны...
«Система работы с одарёнными детьми в рамках школьного научного общества» (на основе изучения опыта работы Быковой М.И., педагога-психолога, руководителя школьного научного общества «Эврика» МБОУ «Прутская СОШ», Павловский район).
В представленной работе «Система работы с одарёнными детьми в рамках школьного научного общества» рассматривается педагогический опыт работы Быковой Марии Игнатьевны, педагога – психолога, руководител...
Система работы с одарёнными детьми в условиях введения ФГОС. Из опыта работы.
Работа с одарёнными и способными детьми по физике и математике....
Система работы с одаренными детьми ( Из опыта работы. Выступление на заседании РМО)
Модернизация образования РФ – это долгосрочный комплексный проект, в основе которого лежит реализация педагогических инноваций. Последние продиктованы реалиями времени – стремительно...