Система работы с одарёнными детьми (урочные и внеурочные формы работы) на уроках истории в условиях внедрения ФГОС
методическая разработка
Система работы с одарёнными детьми (урочные и внеурочные формы работы) на уроках истории в условиях внедрения ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разрабртка | 28.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка.
Система работы с одарёнными детьми (урочные и внеурочные формы работы) на уроках истории в условиях внедрения ФГОС
Современное развитие общества, образования вызывает необходимость разработки механизмов формирования человека XXI века – личности, способной активно участвовать в социокультурной деятельности, самостоятельно и ответственно принимать решения в постоянно меняющихся условиях. Работа с одаренными детьми является приоритетной в современных условиях развития образования в нашей стране. Федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед каждым учителем задачу развития личности в её индивидуальности, самобытности и неповторимости, а это значит, что он должен уметь выявить одаренного ребенка, развить его задатки и способности, поддержать на трудном пути самореализации. ФГОС через систему требований к структуре, условиям реализации и результатам освоения общеобразовательной программы расширяет возможности организации работы с одаренными детьми. Делая акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, стандарт предполагает, что ученик должен стать активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Актуальность выбора данной темы диктуется потребностями практики, поскольку школа должна выпускать людей, способных самостоятельно приобретать новые знания и применять их в изменяющихся условиях современной действительности. Обучение одарённых детей по обычным школьным программам, не даёт им возможности продвигаться в развитии в той мере, которая соответствует их индивидуальным способностям. Данное обстоятельство приводит к осознанию необходимости выстраивания особой системы по работе с одарёнными детьми.
Можно говорить о развитии разнообразных форм и помощи, предлагаемой детям с повышенными способностями. Работа с одарёнными детьми требует глубокого изучения и проработки её методологических основ.
Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития, определенные ФГОС. Основной задачей должно стать воспитание молодых людей, обладающих нестандартным мышлением, склонных к научным исследованиям, тех, кто будет готов заниматься внедрением результатов этих исследований в жизнь.
Важнейшим направлением решения данной проблемы, в ближайшей перспективе, является реализация специальных программ обучения, которые соответствовали бы потребностям и возможностям этой категории обучающихся и могли бы обеспечить дальнейшее развитие одаренности.
С этой целью создана дополнительная общеобразовательная программа «Система работы с одарёнными детьми (урочные и внеурочные формы работы) на уроках истории в условиях внедрения ФГОС» направленная на максимальную реализацию выявления, развития и поддержки одарённых детей, обеспечивающая условия для формирования и совершенствования всесторонне развитой личности. Программа рецензирована учителями на районном методическом объединении, где заслужила положительную оценку и была рекомендована к утверждению, публикации и использованию в учебном процессе.
Новизна программы заключается в разработке и практической реализации модели поиска, развития и поддержки одарённых детей.
Цель программы - создание оптимальных условий для выявления, развития, поддержки и сопровождения одаренных детей, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения в соответствии с их индивидуальными способностями.
Основные задачи программы:
- построить целостную систему работы с одаренными детьми в рамках учебной и внеурочной деятельности;
- организовать социально-психологическую поддержку одаренных и способных детей;
- расширить возможности для участия способных и одарённых обучающихся в олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, интеллектуальных конкурсах различных уровней;
- организовать поддержку талантливого ребенка совместно с родителями в реализации его интересов в лицее и семье.
- подготовка и повышение квалификации учителя, работающего с одаренными детьми;
- разработка нормативно-правового обеспечения
Направления работы по реализации программы
интеллектуальное, творческое , социальное
Одаренным детям, независимо от области проявления одаренности, свойственны:
- уровень развития способностей;
- высокая степень обучаемости;
- творческие проявления (креативность);
- мотивация – огромный интерес, активность, увлеченность деятельностью в области одаренности ребенка.
Проблема, над которой работает учитель: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей.
Концепция данного проекта: «Создание равных «стартовых» возможностей каждому ребенку, оказание помощи и поддержки одаренным и талантливым обучающимся, способствование увеличению доли одаренных детей в областях знаний по истории и обществознанию; развитию творческой деятельности».
Проект: «Система работы с одарёнными детьми (урочные и внеурочные формы работы) на уроках истории в условиях внедрения ФГОС» направлен на выявление и развитие одарённых учащихся МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ» через организацию урочной и внеурочной деятельности по предмету история. Основными направлениями реализации проекта являются:
- обеспечивать самостоятельность в учении;
- развивать методы исследовательской работы;
- развивать творческое начало;
- поощрять и стимулировать выдвижение новых идей;
- учить детей оценивать результаты работы с помощью разнообразных
- критериев, поощрять оценивание работы самими обучающимися.
«Педагогические технологии работы с одаренными детьми
в условиях внедрения ФГОС»
Изучая педагогический аспект данной проблемы, мы обратились к источникам и выяснили, что предложение отбирать и интенсивно обучать одаренных детей, впервые было высказано еще Конфуцием более 2,5 тысяч лет тому назад. Эта идея была реализована в Древнем Китае, где для отбора особо одаренных детей использовались различные испытания (тесты) на логическое мышление, творческую фантазию, память, умение красиво писать, сочинять стихи и романы.
Федеральная целевая программа «Дети России», ее подпрограмма «Одаренные дети», предусматривают реализацию системы мер по созданию благоприятных условий в стране для развития и обучения одаренных детей. Это, по мнению авторов программ, позволит им самореализоваться, а государству и обществу своевременно использовать творческие возможности и уникальные результаты их деятельности. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» отмечает, что «одним из основных направлений общего образования является, развитие системы поддержки талантливых детей». Федеральная целевая программа развития образования приоритетным направлением считает «внедрение моделей непрерывного профессионального образования, обеспечивающего каждому человеку возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста». Созданные условия должны формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Одаренные дети есть везде. Проблема в том, что не всегда одаренность адекватно оценивается учителем. Исходя из всего вышесказанного, мы решили обобщить наш опыт и поделиться им.
Одарённых детей отличает высокая скорость переработки и усвоения информации. Работать с такими детьми интересно и трудно. В классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения. Для одаренных детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании. Способность одаренного ребенка к самостоятельному обучению необычайно высока. Ученик, обладающий внутренним стимулом к обучению, получает от своей работы удовольствие. Изученное остается у них в памяти надолго. Поэтому, в своей работе мы стремимся к тому, чтобы мотивировать учащихся – значит дать им шанс реализоваться в процессе деятельности. Мы привлекаем учащихся к внеурочной деятельности, поддерживаем в них состояние успеха. Опыт показывает, что это очень важно, если мы хотим раскрыть «потенциальную» одаренность ребенка.
I этап - увлечь и выявить одаренных детей.
Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Самый первый шаг в работе с такой категорией детей – это диагностика, выявление одаренных, мотивированных, творческих детей. Стараемся заинтересовать учащихся своими предметами. Само желание сделать что-либо сверхурочной деятельности, заниматься исследовательской или проектной деятельностью, участвовать в конкурсе или олимпиаде свидетельствует об одарённости. Работу по выявлению одаренных детей начинаем на уроках с наблюдения за деятельностью учащихся. Учащиеся с большим интересом относятся к преподаваемым нами предметам, поэтому необходимо поддержать их интерес и выявить одаренных детей. Для этого мы используем творческие домашние задания, в ходе выполнения, которых проявляются способности учащихся.
II этап – раскрыть. Основной прием – индивидуализация заданий. Для эффективной организации работы на этом этапе важно не только иметь богатый инструментарий для формирования у детей базовых предметных знаний. Важно иметь широкий арсенал индивидуальных, нестандартных, творческих заданий или заданий повышенной сложности. Создание ситуации помогает одаренным детям не только проверить свои знания, но и «блеснуть» быстротой реакции, дополнительной информацией. С целью развития информационно коммуникативных компетенций у учащихся, активно работаем с компьютером, тем самым формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Предлагаем учащимся выполнение презентации на уроке: учебно-тренировочные и дома: для сопровождения сообщений, докладов, подготовки к конкурсам. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует коммуникативные компетенции. Часто на уроке и при подготовке конкурсных и олимпиадных заданий обращаемся к виртуальным словарям и энциклопедиям, сайтам с онлайн тестами. Используем средства Интернет и материалы мультимедийной продукции для творческой работы.
III этап – развить. Внеурочная деятельность как средство развития одарённости.
Когда способности ребенка становятся очевидными, возникает необходимость их максимального развития. Учитель должен создать условия, при которых любой ребёнок мог бы продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно. В рамках введения ФГОС второго поколения такая задача решается на внеурочных занятиях. Активно практикуем участие обучающихся в различных конкурсах, интеллектуальных играх, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, интернет-проектах. Учащиеся имеют возможность реализовать свои умения и навыки, получить объективную оценку от других специалистов. Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются олимпиады. Подготовку к решению олимпиадных заданий проводим индивидуально. Для этого разработана программа подготовки к олимпиадам. Предметная олимпиада – один из способов определения глубины интереса ребенка к предмету, выявления особых способностей к изучению определенной предметной области. Проектная деятельность обладает огромным образовательным потенциалом. Повышается мотивация учащихся в получении дополнительных знаний, изучаются важнейшие методы научного познания, развиваются исследовательские и творческие способности, умение ориентироваться в информационном пространстве, умение работать с различными типами документов, анализировать факты, рассматривая их с разных точек зрения. Развивается важнейшее умение интегрировать знания из различных областей для решения проблем. Участие в проектной деятельности развивает коммуникативные умения и навыки, способствуют формированию гражданских навыков: обогащению социального опыта учащихся путем активного включения в реальную жизнь, уважению мнения другого человека, открытости к диалогу. Благодаря этому фактический материал усваивается на более высоком уровне.
Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Раньше других обнаруживается художественная одарённость. В области науки быстрее всего проявляется математическая одарённость. Нередки случаи расхождения между общим умственным уровнем ребёнка и выраженностью специальных способностей. Научно-педагогической основой организации работы с одаренными детьми являются личностно-ориентированные технологии обучения.
Наша школа сегодня – это школа, решающая задачи поиска, воспитания, развития, обучения и поддержки одаренных детей. Для реализации познавательных возможностей, учащихся предусматривается обновление содержания образования и использование инновационных технологий, представляющих возможности развития одаренности.
Выявление и поддержка одарённых детей – одна из важнейших задач, как государственной политики, так и модернизации образования.
Актуальность выбранной темы очевидна, т.к. проблема работы с одарёнными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе сегодня предъявляются высокие требования.
Условно можно выделить три категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки (подростковый образ).
3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
Таким образом, актуальность данного проекта обусловлена необходимостью к разрешению противоречий между постоянным изменением в образовательном учреждении информационного образовательного пространства и уровнем компетентности одарённых участников образовательного процесса в сфере учебной деятельности.
Научная ценность данного проекта заключается в том, что обобщение приведенного в нем опыта работы по выявлению и развитию одаренных обучающихся в общеобразовательном учреждении может показать необходимость непрерывного формирования выявления и развития одаренных учащихся уже на начальных этапах, а далее на всех ступенях обучения, в связи с постоянно меняющимися потребностями информационного общества и экономики. Практическая ценность работы состоит в том, что приведенные примеры и результаты работы могут быть использованы учителями в процессе преподавания гуманитарных предметах.
Принципы проекта:
- научность;
- доступность;
- системность;
- обеспечение самостоятельной учебной деятельности учащихся;
- учет возрастных и социальных особенностей, учащихся;
- усиление практической направленности использования различных видов деятельности по истории в урочное и внеурочное время.
При работе с одаренными детьми я учитываю следующие принципы:
- у всех детей, независимо от уровня одаренности и даже уровня интеллектуальных возможностей необходимо развивать их креативные качества, вместе с тем с детьми, отличающимися повышенными возможностями в усвоении знаний, необходимо вести специальную работу;
- работа по развитию одаренности детей не должна и не может вестись только в направлении их интеллектуальных и творческих возможностей. Необходимо развитие всех личностных качеств в целом и только на этой основе целенаправленное развитие индивидуальных способностей;
- необходимо постоянное соотнесение учебных и индивидуальных способностей.
Как правило, одаренным детям интересна любая область науки. Они стараются объять необъятное, у них много идей и желаний. Моя задача состоит в том, чтобы поддержать их и помочь самореализоваться.
Считаю, что в работе с одаренными детьми нужно избегать двух крайностей:
- возведение ребенка на пьедестал, подчеркивания его особых прав,
- с другой стороны – публичного принижения достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со «звездностью».
Одаренные дети – это в первую очередь дети, которые не обязательно имеют столь же высокую эмоциональную и социальную зрелость (плохо адаптируются, не имеют развитого самоконтроля, не всегда способны заниматься самостоятельно, нуждаются в индивидуальном обучении и помощи). Они могут иметь некоторое отставание в физическом развитии (плохая координация движений и корявый почерк), застенчивость, отсутствие внешнего интеллекта, блеска. Им присущи высокая мотивация к достижениям, стремление быть лучшими, сознательные усилия в учебе
Убеждена в том, что одной из важнейших целей при работе с одаренными детьми — создание условий, стимулирующих развитие творческого мышления.
Уровень сотрудничества в учебной деятельности — актуальная проблема для педагогов, работающих с одаренными учащимися. Создаю на уроках доверительные межличностные отношения, взаимной личной информированностью, признанием права, учащегося на ошибку, обсуждаю с учащимися цели и задачи совместной деятельности, использую на уроке взаимный контроль учащихся и применяю оценки в качестве побудительного стимула к учению.
Сейчас в жизни нужны не только сами знания, сколько умение оперировать ими. Знания в головах наших часто лежат как вещи на плохом складе: навалом, без активного применения. Для того чтобы оживить их, надо научить почувствовать свои творческие возможности.
Создание условий для оптимального развития одарённых детей, включая детей, чья одарённость на настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений моей работы.
Методы и формы работы:
Все методы и формы работы с одарёнными детьми должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребёнка и быть направлены на помощь в решении его проблем. Творчески одарённые дети отличаются высокой потребностью в исследовательской и поисковой деятельности. Именно обеспечение условий для такой деятельности является условием их погружения в творческий процесс обучения и воспитания в них стремления к активному самопознанию и саморазвитию. Перед формами и методами работы с одаренными детьми ставится задача решать именно эти вопросы. Сегодня мы используем самые различные методы работы с одаренными детьми. Прежде всего, это организация их участия в предметных олимпиадах, конкурсах, викторинах, конференциях, интернет – проектах.
Очень важной является индивидуальная работа с одарёнными детьми, которая наиболее может помочь выявить внутренний потенциал ребенка. В обучении одаренных учащихся ведущими являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Все методы и формы работы с одарёнными детьми должны учитывать возрастные и индивидные особенности ребёнка и ориентироваться на помощь в решении его проблем. Формы работы с одарёнными детьми: классно-урочная (работа в парах, в малых группах), внеурочная, задания разного уровня, творческие задания, консультации по возникшей проблеме, дискуссии, игры – кроссворды, загадки.
Работа с одаренными детьми развивает учеников и обогащает учителя, ради ярких, неординарно мыслящих вундеркиндов, для которых мы придумываем, сочиняем, выискиваем разнообразные задания. Залог успеха при подготовке к олимпиадам и конкурсам – это правильное выявление одарённого и заинтересованного в данной предметной области ребёнка, индивидуальные занятия с ним, направленные не только на изучение материала, намного опережающего школьную программу, но и на умение применять свои знания в нестандартной ситуации, умение мыслить при выполнении заданий олимпиадного характера. В случае наличия перечисленных условий и совпадения желания и возможностей ребёнка к самосовершенствованию в предмете с желаниями и возможностями учителя – высокий результат не заставит себя долго ждать.
Выводы:
1. Работа должна носить систематический характер на протяжении всего процесса обучения,
2. Целесообразно проводить занятия, как с группой учащихся, так и индивидуально;
3. Работа с одаренными учащимися должна проводиться как на уроке, так и во внеурочное время.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитическая справка о наличии системы работы с одарёнными детьми (мотивированными учащимися) в рамках урочной и внеурочной деятельности
Опыт работы с одарёнными детьми и с мотивированными учащимися убеждает, что только широкий диапазон включенности ребенка в учебную творческую деятельность обеспечивает его благополучное развитие, форм...
Групповые формы работы на уроках истории как средство реализации ФГОС
Групповая форма работы на уроках истории необходима как один из методов активизации учебной деятельности учащихся . Она повышает не только познавательный интерес учащихся, но и повышает учебную...
Презентация «Нестандартные формы работы на уроках литературы в условиях внедрения инновационных методов
Презентация моего выступления на педагогическом совете школы...
Традиционные и нетрадиционные формы работы на уроках математики в условиях реализации ФГОС
Описан опыт рвботы на уроках математики в условиях реализации ФГОС...
Аналитическая записка ""Система работы с одарёнными детьми в условиях внедрения ФГОС на основе применения современных педагогических технологий "
Аналитическая записка на конкурс "Учитель года России" 2020...
Система работы с одарёнными детьми в урочной и во внеурочной деятельности
Данная статья будет интересна учителям английского языка при совершенствовании работы с одарёнными детьми....
Система работы с одарёнными детьми в урочной и внеурочной деятельности
Выявление и развитие интеллектуальных, творческих, художественных, познавательных способностей учащихся осуществляются через эффективное построение учебного процесса, интеграцию урочной и ...