Система работы с одарёнными детьми в условиях введения ФГОС. Из опыта работы.
методическая разработка по физике (6 класс)
Работа с одарёнными и способными детьми по физике и математике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Работа с одарёнными и способными детьми по физике и математике. | 37.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа работы с одарёнными детьми на 2020 – 2021 учебный год
Пояснительная записка
Проблема работы с одарёнными обучающимися актуальна для современного российского общества. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для этого, чтобы они могли проявить свои дарования — это умелое руководство со стороны взрослых.
Индивидуальная программа работы учителя физики и математики по сопровождению одарённых и талантливых детей нацелена на работу с обучающимися 6-7 классов. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений обучающихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь обучающимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Данный курс способствует развитию эстетического вкуса, формирует духовную культуру детей, гражданскую позицию, развивает творческие способности и склонности обучающихся, их фантазию, образное мышление. Программа способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, формирует навыки исследовательской деятельности, предполагает использование методов активного обучения.
Целью программы является создание системы условий, направленных на поддержку и развитие одарённых и талантливых обучающихся 6,7 классов в области математики, физики и экологии:
- выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одарённых и талантливых детей;
- создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на данный момент, может быть, ещё не проявилась, а так же способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на развитие способностей.
Задачи:
- организация разнообразной творческой и научной деятельности, способствующей самореализации личности школьника, совершенствование практического мышления;
- выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей;
- организация проектной деятельности;
- использование инновационных педагогических и информационных технологий на уроках с целью достижения максимального уровня развития детей;
- проведение различных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр и др., позволяющих обучающимся проявить свои способности;
- сформировать банк данных «Одарённые дети».
Ожидаемые конечные результаты реализации программы
- создание системы взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, родителями обучающихся;
- использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности;
- развитие потенциала детей;
- проведение мероприятий по различным направлениям с одаренными детьми;
- создание условий поддержки и защиты одаренных детей.
Показатели эффективности реализации программы работы с одаренными и талантливыми детьми
- удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей;
- повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности;
- адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем;
- повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями;
- увеличение числа таких детей.
Выявление одарённых детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения за учеником, изучения его психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности учителя.
Среди современных концепций одаренности самой популярной является концепция Дж.Фензулли. Согласно его теории, одаренность - это сочетание 3-х характеристик: интеллектуальные способности, превышающие средний уровень, креативность (творческие способности) и настойчивость (мотивация, ориентированная на определенную задачу). Кроме того, в его теоретической модели учтены знания (эрудиция) и благоприятная окружающая среда. Раскрывая суть одаренности как природного явления, эта концепция определенно указывает направления педагогической работы.
Одарённые дети:
- имеют более высокие по сравнению с большинством ровесников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и способы их проявления;
- имеют доминирующую активную, большую познавательную потребность;
- испытывают радость от добывания знаний, от умственного труда.
Условно можно выделить следующие категории одарённых детей:
- дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями;
- дети с признаками умственной одарённости в определённой области наук и конкретными способностями;
- дети с высокими творческими (художественными) способностями;
- дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями;
- обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Одарённость - это врождённая способность человека к успешному освоению достаточно сложной деятельности. Одарёнными называют людей, имеющих хорошие задатки к развитию способностей, необходимых для соответствующего вида деятельности. Но быть одарённым не значит быть способным, так как человек легко может освоить любой вид деятельности и добиться в нём успехов.
Одаренность определяется обладанием большими способностями. Иногда способности считают врожденными, «данными от природы». Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом развития задатков.
Самой общей и в то же время самой основной способностью человека является аналитико-синтетическая способность. Благодаря этому человек различает отдельные предметы или явления в сложном их комплексе, выделяет главное, характерное, типичное, улавливают самую суть явления, объединяет выделенные моменты в новом комплексе и создает что-то новое, оригинальное.
Математика и физика являются одними из тех предметов, где индивидуальные особенности психики (внимание, восприятие, память, мышление, воображение) имеют решающее значение для его усвоения. Эти особенности порождают и различия в знаниях – их глубине, прочности, обобщенности. По этим качествам знаний обычно судят об одаренности детей.
Никакая отдельная способность не может быть достаточной для успешного выполнения деятельности. Надо чтобы у человека было много способностей, которые находились бы в благоприятном сочетании. Качественное своеобразное сочетание способности, необходимы для успешного выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью.
Вообще, одарённость, талант, гениальность проявляются в личности как яркие индивидуально-неповторимые творческие, интеллектуальные, эмоциональные, физические способности в той или иной области человеческой деятельности.
Основные направления реализации программы.
создание благоприятных условий для работы с одарёнными и талантливыми детьми:
- внедрение передовых образовательных технологий;
- укрепление материально-технической базы;
- нормативно-правовое обеспечение деятельности;
- формирование банков данных по проблеме одарённости.
методическое обеспечение работы с одарёнными и талантливыми детьми:
- повышение профессионального мастерства педагогов;
- организация обмена опытом учителей, работающих с одарёнными детьми;
- научно-методическое и информационное обеспечение программы.
мероприятия по работе с одарёнными и талантливыми детьми: предусматривается участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки).
Планируемые результаты освоения обучающимися рабочей программы;
развитие у одарённых детей высокого уровня знаний,
самостоятельности мышления, инициативности,
научно – исследовательских навыков,
творческих способностей в урочной и внеурочной деятельности.
Используемые методы и технологии:
Информационно – коммуникационная технология
Технология проблемного обучения
Технология развивающего обучения
Проектная технология
Здоровье сберегающая технология
Технология личностно - ориентированного обучения.
Этапы и сроки реализации
I. Организационный этап (сентябрь–октябрь)
Данный этап включает в себя программное обоснование работы с одаренными детьми
Диагностика одаренности: - учебные характеристики; - мотивационные характеристики; - творческие характеристики; - лидерские характеристики.
Анкетирование и беседы с родителями с целью определения их основных подходов к данному вопросу.
Повышение компетенции педагога в работе с одарёнными детьми через самообразование.
II. Практический этап (ноябрь–апрель)
Данный этап предполагает: реализацию программы по работе с одаренными обучающимися; расширение форм работы с одарёнными обучающимся. Создание методической копилки (тесты, карточки для дифференцированной работы, олимпиадные задания, задания повышенной трудности по математике и физике, разработки интеллектуальных марафонов, игр).
Развитие и стимуляция познавательного интереса учащихся: - умения учиться; - постановка и решение учебных проблем; - творческие работы; - исследования; - дидактические игры.
Развитие общеучебных умений самостоятельной работы:
творческие умения: - уметь видеть проблему; - уметь сформулировать проблему; - уметь выдвинуть гипотезу; - уметь составить план решения проблемы, задачи; - уметь делать обобщения и выводы; - уметь систематизировать материал; - уметь составить доклад по теме (на основании разных источников); - уметь перекодировать материал (изобразить его в виде схемы, рисунка, диаграммы, таблицы); - уметь решить задачу; - уметь делать прогноз; - организационно-рефлексивные умения: - уметь планировать свою деятельность (ставить цели, составлять план); - уметь анализировать свою деятельность (вычленять успешные и неудачные способы, приемы, затруднения, сравнивать результаты с целями); - уметь оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность
Создание условий для работы с одаренными детьми во внеурочное время: - участие в предметных неделях, творческих конкурсах; - работа с учащимися в консультационные дни; - участие в региональном конкурсе математических проектов; - участие в мероприятиях экологического направления.
III. Обобщающий этап (май)
На данном этапе предполагается: соотнесение результатов реализации программы с поставленными целями, распространение опыта работы педагога, проектирование перспектив, путей и способов дальнейшей работы по поддержке и развитию одаренных обучающихся.
Формы работы с одарёнными и талантливыми обучающимися.
- объединения дополнительного образования;
- внеурочная деятельность;
- конкурсы, марафоны и конференции;
- участие в олимпиадах;
- индивидуальный подход на занятиях, задания повышенного уровня;
- дополнительные занятия с одарёнными детьми в совместной деятельности;
- проектная деятельность;
- посещение интеллектуальных и творческих кружков;
- экскурсии;
- интеллектуальные игры, викторины;
- ведение детских портфолио.
Помощь одарённым и талантливым обучающимся в самореализации их творческой направленности.
- cоздание для ученика ситуации успеха и уверенности через обучение и воспитание;
- организация научно-исследовательской деятельности;
- организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях;
- разработка и реализация межпредметных научно-исследовательских проектов;
- изготовление компьютерных презентаций, видеороликов, исследований;
- контроль над развитием познавательной деятельности одаренных школьников;
- контроль за обязательным участием одаренных и талантливых детей в конкурсах разного уровня;
- поощрение одаренных детей;
- публикация в СМИ, на сайте школы;
- награждение.
Методическая работа педагога:
- самообразование;
- повышение профессионального мастерства;
- взаимопосещение занятий;
- участие в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях ШМО и РМО педагогов;
- проведение открытых занятий;
- подготовка материалов и заданий к проведению школьных олимпиад;
- занимательно-познавательные мероприятия с обучающимися объединения.
Работа с родителями.
- учитывать одаренность как сложное явление;
- учитывать личностные и возрастные способности одаренных детей;
- создать условия для формирования у ребенка положительной
«Я-концепции» для полной реализации потенциальных возможностей; - оказывать помощь в создании семейного микроклимата, в повышении образовательного уровня семьи;
- формировать умение ребенка адаптироваться в социально значимой среде (семье, среди сверстников, педагогов);
Ожидаемые результаты
- Получение, расширение и углубление теоретических и практических навыков учащихся
- Повышение качества знаний по физике и математике.
- Участие учащихся в конкурсах, конференциях, олимпиадах и иных конкурсных мероприятиях разног уровня.
БАНК ДАННЫХ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ | |||
№ п/п | Фамилия, имя | класс | Способности |
1 | Адов Илья | 7Б | По уровню: высокие |
2. | Адова Алина | 7Б | По уровню: высокие По личностной сфере: умственные (умение мыслить, анализируя, сопоставляя факты), творческие (нестандартное мышление и видение мира); исполнительские. По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание) |
3. | Лестева София | 7А | По уровню: высокие По личностной сфере: умственные (умение мыслить, анализируя, сопоставляя факты), творческие (нестандартное мышление и видение мира); исполнительские. По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание) |
4. | Литвинова Анна | 7А | По уровню: высокие; По личностной сфере: умственные (умение мыслить, анализируя, сопоставляя факты), творческие (нестандартное мышление и видение мира); исполнительские. По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание) |
5. | Зверев Юрий | 7А | По уровню: высокие; По личностной сфере: умственные (умение мыслить, анализируя, сопоставляя факты), творческие (нестандартное мышление и видение мира); исполнительские. По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание) |
6. | Петров Денис | 7А | По уровню: высокие; По личностной сфере: умственные (умение мыслить, анализируя, сопоставляя факты), творческие (нестандартное мышление и видение мира); исполнительские. По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание) |
7. | Шипаев Артём | 6Б | По уровню: высокие; По личностной сфере: умственные (умение мыслить, анализируя, сопоставляя факты), творческие (нестандартное мышление и видение мира); исполнительские. По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание) |
8. | Алехин Максим | 6Б | По уровню: высокие; По личностной сфере: умственные (умение мыслить, анализируя, сопоставляя факты), творческие (нестандартное мышление и видение мира); исполнительские. По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание) |
9. | Страхова Елена | 6Б | По уровню: средние; По личностной сфере: творческие (нестандартное мышление и видение мира, умение творить); исполнительские. По общности проявления: общие (активность, критичность) |
Программа работы с одаренными детьми
№ | Содержание мероприятия | Форма проведения | Срок | Ответственный |
1 | Работа по выявлению одарённых и талантливых детей. Изучение интересов и склонностей обучающихся. Диагностика родителей и индивидуальные беседы. Формирование списков обучающихся. Анкетирование, собеседование. Составление плана работы с одаренными и талантливыми детьми по русскому языку и литературе. | Анкетирование, собеседование. Заседание ШМО | август-сентябрь | Рук. ШМО, учитель физики и математики |
2 | Подготовка к школьной олимпиаде по предметам. Практические занятия. Продолжение работы по выявлению одарённых детей и талантливых детей. | Практические занятия. | октябрь | Рук. ШМО, |
3 | Подготовка к участию в очных/заочных предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях разных уровней. | Инд. занятия с победителями школьных олимпиад. | ноябрь | Учитель физики и математики |
4 | Участие в очных/ заочных олимпиадах и конкурсах, фестивалях, конференциях. | Инд. занятия с победителями школьных олимпиад. | декабрь | Учитель физики и математики |
5 | Выпуск информационного бюллетеня о результатах участия в мероприятиях. | Бюллетень. | декабрь май | Рук. ШМО, редколлегия. |
6 | Участие в очных/заочных олимпиадах и конкурсах, фестивалях, конференциях. | Лекционно -практическое занятие. | январь | Учитель физики и математики |
7 | Индивидуальные консультации и завершение работы по оформлению исследований. Участие в очных/заочных олимпиадах и конкурсах, фестивалях, конференциях. | Лекционно -практическое занятие.. | февраль | Учитель физики и математики |
8 | Участие в очных/заочных олимпиадах и конкурсах, фестивалях, конференциях. | Заседание ШМО Учебное занятие. | март | Рук. ШМО, учитель физики и математики |
9 | Создание методической копилки (тесты, карточки, олимпиадные задания, задания повышенной трудности по русскому языку и литературе) | Неделя творчества. | апрель | Рук. ШМО, учитель физики и математики |
10 | Подведение итогов. Вручение грамот и благодарственных писем. Планирование работы на 2021 – 2022 учебный год. | Составление плана. | май | Рук. ШМО, учитель физики и математики |
В течение года | Размещение материалов по работе с одаренными и талантливыми детьми на сайте школы и на личных страничках. |
Дополнительные занятия с одаренными и талантливыми детьми на сайтах Интернет-онлайн. Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных и талантливых детей. | |
Создание в учебном кабинете материальной базы и картотеки материалов повышенного уровня сложности | |
Исследовательская деятельность по предмету, проведение тематических исследований. | |
Участие в разноуровневых олимпиадах, конкурсах, проектах, фестивалях. Награждение по итогам учебного года одарённых и талантливых детей. |
Список использованной литературы
1. Алексеева Н.В. Развитие одаренных детей: программа, планирование, конспекты занятий, психологическое сопровождение. - Волгоград: Учитель, 2012.
2. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М, 1991.
3. Больных Е.М., Икрин Г.В., Пиянзина О.П. Личностно-ориентированное образование и развитие одаренности: Научно-методическое пособие. – Екатеринбург: Объединение «Дворец молодежи», 2002.
4. Вьюжек Т.Логические тесты, игра и упражнения. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
5. Одаренные дети: Пер. с англ./ Общ. ред. Г.В.Бурменской и В.М.Слуцкого. – М.: «Прогресс», 1991.
6. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.C.Лейтеса. – М., 2000.
7. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. М.: 2000.
8. Чудновский В.Э., Юркевич В.С. "Одаренность: дар или испытание", М. Знание, 1990.
9. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: Иллюзии и реальность М.: Просвещение, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с одарёнными детьми в рамках внедрения ФГОС ( из опыта работы школы)
« В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат». ...
Работа с одарёнными детьми в условиях реализации ФГОС в рамках внеурочной деятельности. Из опыта работы.
Статья " Работа с одарёнными детьми в условиях реализации ФГОС в рамках внеурочной деятельности. Из опыта работы" напечатана в сб. "Профессионализм и гражданственность - важнейшие приоритеты росс...
Система работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования (из опыта работы)
Система работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования (из опыта работы)...
Аналитическая записка ""Система работы с одарёнными детьми в условиях внедрения ФГОС на основе применения современных педагогических технологий "
Аналитическая записка на конкурс "Учитель года России" 2020...
Система работы с одаренными детьми в рамках реализации ФГОС - из опыта работы
Одним из наиболее дискуссионных вопросов является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две точки зрения: «все дети являются одаренными» и «одаренные дети встречаются крайне ред...
Система работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования (из опыта работы ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района)
Кернасовская Владислава ВалерьевнаМартынова Марина Владимировна,методисты методического отдела государственного бюджетного учреждения дополнительного образованияДворца детского (юношеск...
«Работа с одарёнными детьми в условиях введения ФГОС на уроках татарского языка и литературного чтения».
Основной задачей работы с одарёнными детьми, является создание условий для развития и реализации их способностей, причём не, только специальных, но и общих. Поэ...