Материалы из опыта работы Богдановой Ирины Викторовны учителя русского языка и литературы ГБОУ 456 Колпинского района Спб
методическая разработка на тему
Материал содержит ключевые технологии .методы и приемы работы учителя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty_bogdanovoy_i.v.docx | 24.39 КБ |
opyt_bogdanovoy_i._v.docx | 22.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание опыта работы Богдановой Ирины Викторовны, учителя русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 456
Формирование универсальных учебных действий через использование современных образовательных технологий на уроках литературы
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют быстрого совершенствования образовательного пространства. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД). Поэтому я пытаюсь организовать учебный процесс, нацеленный на формирование УУД.
Главная цель моей педагогической деятельности – это раскрытие способностей каждого ученика, формирование личности, готовой к самостоятельным действиям и принятию решений.
Задачи:
• формирование УУД
• развитие у детей способности к саморазвитию и самосовершенствованию;
• формирование умения использовать на практике полученные знания и навыки.
Теперь учащимся необходимо осваивать новые формы процесса обучения, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию.
ФГОС побуждает учителя планировать не только урок в целом, но и вариативную деятельность ребенка, в которой учителю в большей мере приходится следовать за ходом мысли ученика, так как главная составляющая - проектировать образовательную среду ученика, класса, учить ребёнка добывать знания, самосовершенствоваться.
Добиться этого можно только через специальную организацию учебно-воспитательного процесса.
Развитие системы универсальных учебных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сферы ребенка.
Я использую в своей работе следующие приемы и технологии формирования универсальных учебных действий.
1.Проектное обучение.
Это эффективный метод формирования УУД, который предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.
Проект — это возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, афиш и объявлений, проведение интервью и исследований (с последующим оформлением), составление планов посещения мест с иллюстрациями, картой и т. д. В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика как члена проектной группы. Самое важное то, что ребенок, а не учитель определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация.
Работа в группах построена на следующих основных правилах:
- Будьте добросовестными по отношению к товарищам, работайте в полную меру своих сил.
-Слушайте каждого члена группы внимательно, не перебивая.
-Говорите коротко, ясно, чтобы все могли высказаться
-Поддерживайте друг друга, несмотря на интеллектуальные разногласия.
-Отвергая предложенную идею, делайте это вежливо и не забывайте предлагать альтернативу.
Все учащиеся участвуют в обсуждении этих правил. При этом у детей формируются универсальные учебные действия: личностные (желание приобретать новые знания, освоение роли ученика, формирование интереса к учению), коммуникативные (участие в диалоге сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации), познавательные, регулятивные (работа по инструкции, которую сами выработали).
Установлено, что у детей, занимающихся проектной деятельностью, учебная мотивация учения в целом выражена высоко. Обязательно распределение ролей в группах: организатор, генератор идей, шлифовальщик, энтузиаст и т.д.
Организуя групповую форму работы на уроке, учитель должен стремиться не фиксировать отсутствие знаний, умений и навыков учащихся, а создавать условия, при которых каждый ученик в меру своих сил и возможностей добивается успехов в учебе.
5. Информационно-коммуникативные технологии
Чтобы урок был интересен ученикам, я, как современный учитель-словесник, осваиваю новые технологии и применяю их в своей практике. Без процесса информатизации образования уже невозможно представить современный урок.
Я работаю по следующим направлениям:
- использование готовых программных продуктов («Энциклопедию русской литературы», продукты серии «Уроки Кирилла и Мефодия»)
- работа с программами MS Office (Word, Power Point, Microsoft Publisher)
- работа с ресурсами Интернет (материалы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru , http://www.rusedu.ru /: это видеофрагменты, литературоведческими справки, иллюстрации, репродукции картин, звуковые фрагменты, интерактивные задания. )
Здесь предполагаются следующие варианты исследовательских заданий:
- создать информационный проект на основе материалов ЦОР (это задание формирует у школьников навыки работы с информацией);
- решить поставленную проблему, посредством обращения к источникам, выходящим за рамки школьной программы (реализация межпредметного знания, формирование умения критически, многогранно смотреть на мир);
- исследование лексического и этимологического значений слова, используя электронные этимологические, толковые и др. словари.
Я предлагаю следующие варианты исследовательских заданий:
1) найди ошибки в предложенной презентации и доработай ее, изменив тему исследования, аспект рассмотрения проблемы, аргументированно доказать свою позицию
2)на основе анализируемой презентации сформулируй тему, а затем выяви логику расположения слайдов;
3) сопоставь несколько презентаций на одну тему и оцени их по плану, данному ученику.
План анализа презентации (Автор, тема, цели, задачи, содержание презентации, межпредметные связи, отзывы)
Использование ИКТ на уроках позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
ИКТ-технологии позволяют формировать адекватную самооценку, осознанность учения и учебной мотивации, адекватное реагирование на трудности, критическое отношение к информации и избирательность её восприятия, уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей, формируется основа правовой культуры в области использования информации
7. Технология продуктивного чтения.
Формирование правильного типа читательской деятельности представляет собой трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения и после чтения).
Выделяем этапы работы с текстом на уроках:
I этап. Работа с текстом до чтения.
Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.
Главная задача – вызвать у ребёнка желание прочитать книгу.
- Читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.
- Если дети читают текст дома самостоятельно, этап антиципации сохраняется. Работу в классе начинаю с вопросов: «Какими были ваши ожидания? Какие вопросы до чтения у вас возникали? На что вы обратили внимание перед чтением и почему?» и т.п.
Затем предлагаю прочитать текст, проверить возникшие предположения.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации.
Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста.
Первичное чтение текста.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
Перечитывание текста
Повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).
Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов )
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
Беседа по содержанию текста.
Обобщение прочитанного. Выявление совпадений первоначальных предложений учащихся с окончательными выводами по тексту. Обращение к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
III этап. Работа с текстом после чтения.
Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.
Главная задача – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.
Ставит вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Её результатом должно стать понимание авторского смысла.
1)Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного. Соотнесение читательских интерпретаций произведения с авторской позицией. Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2)Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3)Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
4) Творческие задания, опирающиеся на какую-то сферу читательской деятельности учащихся: эмоции, воображение, осмысление
Содержания.
Данная технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, а именно, – умения извлекать информацию из текста.
Теперь дети сами находят решение главной проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Учитель становится партнёром, помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор личностного развития. Данная технология способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению высоких результатов обучения и воспитания.
Выводы:
В результате работы по данным технологиям на моих уроках у обучающихся развивается интерес к урокам литературы, достигаются стабильные положительные результаты.
Использование новых технологий, форм и средств обучения позволяет создавать рабочую атмосферу на уроках, развивает творческие способности школьников, формируют все виды универсальных учебных действий: и личностные (самоанализ, самоконтроль), и регулятивные (формирование умений ставить цель, планировать её достижение, прогнозирование и адекватная оценка результатов), познавательные ( поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий), коммуникативные: аргументирование своей точки зрения, выслушивание собеседника и ведение диалога, умение обратиться за помощью, адекватная реакция на замечания.
Я люблю свою работу, люблю своих учеников и уверена, что неуспешных детей не бывает! И это, считаю, самое главное! Я с детства мечтала стать учителем. Мечта осуществилась. 10 лет уже отдано школе. За долгое время работы с учащимися поняла, что для успешной работы нужны только душа и сердце! Я уверена в этом!
Предварительный просмотр:
Тема «Формирование речевой и мыслительной деятельности с опорой на технологию развития критического мышления через чтение и письмо литературы».
Моя педагогическая деятельность направлена на реализацию социального общественного заказа, цель которого заключается в формировании у обучающихся гражданской ответственности, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе. Эти качества могут быть реализованы только творческой личностью.
Педагогические задачи, стоящие передо мной:
• помочь личности осознать происходящие в ее психике процессы развития;
• вызвать их мотивацию;
• научить ребенка осознанно управлять ими, ставить цели своего развития.
В основе моей методической системы заложены элементы технологии критического мышления через чтение и письмо (ТРКМП). Я убеждена, что творческая самореализация личности будет успешной только лишь в результате продуктивной деятельности, на основе собственного опыта учащихся и их возможностей.
Стратегия технологии критического мышления помогает учащимся анализировать, применять полученные знания и их результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам; развивает способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы.
Ожидаемые результаты:
• самосовершенствование личности;
• развитие творческих способностей;
• умения критически мыслить и принимать взвешенные решения;
• сформированность навыков самостоятельной и групповой работ;
Как построить урок, чтобы научить ученика размышлять над прочитанным, задавать вопросы и находить ответы, совершать открытия и радоваться процессу поиска? Здесь на помощь мне приходят приемы технологии развития критического мышления
Цель технологии критического мышления — научить в процессе чтения понимать информацию, имеющуюся в тексте, осмыслять ее, сопрягать с собственным опытом и формировать на ее основе самостоятельное аналитическое суждение.
Методика критического мышления включает три этапа, или стадии: вызов, осмысление и рефлексию.
Первая стадия — вызов. Ее применение на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет актуализировать и обобщить знания ученика по изучаемой теме или проблеме, вызвать устойчивый интерес к ней, мотивировать к учебной деятельности, побудить к активной работе на уроке и дома.
Возможные приёмы и методы - корзина идей, дерево предсказаний, кластеры, прогнозирование по портрету, верные-неверные утверждения.
Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведётся индивидуально – в парах – группах.
Вторая стадия — осмысление — позволяет ученику получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями. На этой стадии. Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации.
Возможные приёмы и методы - маркировка с использованием значков (по мере чтения ставятся на полях справа), ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов, корзина толстых и тонких вопросов и др. Учащиеся находятся в непосредственном контакте с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведётся индивидуально или в парах.
Третья стадия — рефлексия — предполагает целостное осмысление и обобщение полученной информации, присвоение нового знания, новой информации учеником, формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Учащиеся соотносят получаемую информацию с уже известной, используя знания, полученные на стадии осмысления. Производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы. Выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно- следственные связи.
Возможные приёмы и методы - заполнение кластеров, таблиц, написание творческих работ (синквейны, эссе) шесть шляп мышления). Учащиеся творчески анализируют изученную информацию, работа ведётся индивидуально – в парах – группах. Технология критического мышления позволяет строить процесс обучения на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.
Результативность применения ТРКМП
ТРКМ позволяет развить у детей умения конструировать текст, умения ставить вопросы к тексту, повышает уровень познавательных запросов учащихся. Проведенные исследования показали, что данные умения и навыки у учащихся после применения ТРКМП значительно более развиты, чем у учащихся, занимающихся в традиционном режиме.
Важным вопросом в процессе работы с применением технологии критического мышления является мониторинг деятельности учащихся в процессе изучения, обобщения и закрепления учебного материала. Следует отметить, что использование листов оценки, анкетирование позволяет учащимся быстро, четко и объективно оценить свои знания и активность каждого участника групповой работы в процессе изучения материала. На мой взгляд, это определенный стимул для самоорганизации в процессе групповой учебной деятельности.
Личностно-ориентированная направленность лежит в основе моих уроков, на которых учащиеся приобретают навыки ориентироваться в изучаемом материале, определять или участвовать в определении цели конкретной учебной деятельности, реализовывать план деятельности.
Учащиеся приучаются к самостоятельному добыванию знаний из книги, из дополнительных источников, готовят сообщения, рефераты. Школьники получают задания творческого характера: составить кроссворды, загадки, сказки, стихи, рассказ, эссе по заданной тематике.
Уровень познавательных запросов учащихся
| традиционная методика | технология РКМ |
высокий | 14 | 35 |
средний | 43 | 55 |
низкий | 43 | 10 |
Технология ТРКМ позволяет значительно поднять уровень познавательных запросов учащихся, повысить интерес к предмету, привить потребность к чтению и научить получать максимальное количество информации из прочитанного текста.
На уроках русского языка и литературы результативными являются интерактивные формы работы, в основе которых лежит общение. Это уроки-конференции, круглые столы, диспуты, деловые игры, групповые игры, творческие отчеты. Они развивают коммуникативные навыки учащихся, помогают четко выражать детям свои мысли, воспитывают культуру общения. Иногда лидеры групп привлекаются к ведению урока в роли учителя: готовят опорные таблицы для изучения нового материала, проверяют правильность выполнения заданий, учатся объективно оценивать своих товарищей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Сельницина Нина Викторовна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 75 г. Челябинска
Роль русского языка в школах Российской Федерации сегодня необычайно высока. Известно, что язык в школе выполняет двойную функцию: является не только предметом обучения, но и средством приобретения зн...
«Одарённые дети и особенности работы с ними в старшей профильной школе» из опыта работы Сидельниковой И.В., учителя русского языка и литературы
Тезисы выступления. «Ничто не служит таким очевидным показателем умственной одаренности, как постоянное возникновение у человека новых мыслей». А. Н. Леонтьев. Под одарённостью ребёнка пон...
Система поддержки одаренных детей. (Из опыта работы учителя русского языка и литературы ГБОУ школы № 83 г. Санкт-Петербурга)
Мысль о том, что каждый ребенок одарен от природы, справедлива. Учитель должен найти возможность раскрыть таланты детей, помочь им развиваться в нужном направлении, используя при этом различные формы ...
Положительная оценка методической разработки, подтверждающая внедрение в педагогическую практику инновационного опыта работы Петровской Елены Алексеевны, учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ лицея №9 г. Сальска
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ лицей №9 г.Сальска Михайленко И.М....
Урок литературы по теме "Вступление к поэме А.С. Пушкина "Медный всадник". 7 класс Разработала и провела учитель русского языка и литературы ГБОУ лицея №486 Выборгского района Санкт-Петербурга Цыбина Татьяна Анатольевна
Цели урока:1. Образовательная. Продолжить знакомство с творчеством А.С. Пушкина, рассмотреть образ Петра I.2. Развивающая. Совершенствовать навыки анализа стихотворения. Познакомить с новым ...
Презентация к уроку литературы по теме "Вступление к поэме А.С. Пушкина "Медный всадник". 7 класс Разработала и провела учитель русского языка и литературы ГБОУ лицея №486 Выборгского района Санкт-Петербурга Цыбина Татьяна Анатольевна
Цели урока:1. Образовательная. Продолжить знакомство с творчеством А.С. Пушкина, рассмотреть образ Петра I.2. Развивающая. Совершенствовать навыки анализа стихотворения. Познакомить с новым ...
Технологическая карта урока литературы в 5 классе «Сочиню свою загадку» Учитель русского языка и литературы ГБОУ школа № 459 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Задачи:Образовательные: научиться создавать загадкиФормировать УУД:Коммуникативные: представлять результаты своего труда, строить продуктивное общение в паре, излагать свою точку зрения.Познавате...