«Одарённые дети и особенности работы с ними в старшей профильной школе» из опыта работы Сидельниковой И.В., учителя русского языка и литературы
учебно-методический материал по литературе (10 класс) на тему
Тезисы выступления.
«Ничто не служит таким очевидным показателем умственной одаренности, как постоянное возникновение у человека новых мыслей». А. Н. Леонтьев.
Под одарённостью ребёнка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Выделяют три категории одарённых в умственном отношении детей:
- дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях;
- дети с признаками специальной умственной одарённости (профильная одарённость);
- дети потенциально одарённые, обладающие яркой познавательной активностью и незаурядными умственными резервами, но не достигшие успехов в учении и пока себя не проявившие.
Педагогический коллектив гимназии работает в направлении выявления, поддержки, развития не только интеллектуальной одаренности учащихся, но и спортивной, художественно-эстетической, коммуникативной.
Одарённые ученик, «образовывается» в гимназии под непосредственным влиянием команды учителей - предметников, учителя – тьютера, психолого-педагогической среды гимназии в целом и уклада школьной жизни.
Встреча с одаренными учениками, по сути, является для педагога своеобразным экзаменом в профессиональном, личностном и даже в духовно-нравственном отношениях.
Работа с ОД в старшей профильной школе диктует определенные требования к личности педагога.
Для определения квалификационных характеристик педагога, необходимых для работы с одаренными детьми, можно использовать перечень профессиональных умений, который включает:
- умение строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка;
- умение модифицировать учебные программы;
- умение стимулировать способности учащихся;
- умение работать по экспериментальному плану;
- умение консультировать родителей.
Встреча с одаренными учениками, по сути, является для педагога своеобразным экзаменом в профессиональном, личностном и даже в духовно-нравственном отношениях.
Развитие творческих, писательских способностей учащихся – поле деятельности, близкое мне как учителю русского языка и литературы. На протяжении многих лет, с 2006 года, я занимаюсь с учениками, проявляющими интерес и способности к написанию художественных и публицистических текстов. Работа над созданием художественного и публицистического произведения формирует устойчивый интерес к литературе, что способствует и выбору профессии. Мои ученики - победители и лауреаты научно-практической городской конференции «Шаг в будущее» в номинации «Литература» и «Журналистика». Активное участие принимают учащиеся 10-11 классов и в проекте «Познание и творчество». Российский открытый заочный конкурс-олимпиада 2009г. Журналистика. Мир человека 9-11 классов Титаева Евгения, учащаяся 11В класса. Ежегодно
В последние годы в старших профильных классах я преподаю элективный курс «Основы журналистики» и являюсь руководителем ДиМО (Детского и Молодёжного Объединения) «Юный журналист», редактором школьной газеты «Гимназист».
Цель курса состоит не только в том, чтобы овладеть основами журналистского профессионального мастерства, но и углубить знания учащихся по теории литературы и русского языка, развить умение анализировать художественный текст.
В программе элективного курса есть раздел «Газетно - журнальные жанры», где в качестве практикума «Проба пера» мы с учащимися повторяем теорию стихосложения (виды рифм, стихотворные размеры), читаем и анализируем стихи известных поэтов (как правило, Серебряного века), разбираем выразительные средства (тропы), пытаемся понять те законы красоты, по которым пишутся стихи, изучаем жанры лирики. Интересно проходят занятия, на которых говорим о том, чем отличается проза от поэзии, что такое лирическая проза.
Как учитель русского языка и литературы стараюсь, чтобы ребята увлеклись поэзией, поняли, какое место она занимает в жизни человека. Не каждый из старшеклассников, кто посещает элективный курс, станет поэтом или профессиональным журналистом, но вкус к художественному слову, умение образно выразить свою мысль может пригодиться в жизни, сформирует личность.
Заканчиваются занятия практической работой.
Ребята готовят рубрики: «Поговорим о пустяках в стихах», «Я объявляю Вам любовь…», «РИО (район интенсивного общения)», в которые входят наиболее удачные поэтические или прозаические тексты.
Фрагменты (этапы) занятий с одарёнными детьми в старшей профильной школе.
I. Формулирование проблемных вопросов.
- Чем отличается поэзия от прозы?
Ребятам дается задание сравнить отрывок из романа И.С. Тургенева «Накануне» и стихотворение А. Фета и ответить на вопросы:
1.Что общего в отрывке из романа И. С. Тургенева и в стихотворении А. А. Фета?
2. Рассмотрите средства создания образности в предложенных произведениях (выразительные средства)
3. В чём отличие прозаического текста от поэтического?
4. В чём своеобразие тургеневской прозы?
II. Сравнительный анализ поэтических образов:
И.С. Тургенев |
А.А. Фет |
Под липою | |
Под липой было прохладно и спокойно |
Как здесь свежо под липою густою |
Цветы | |
Как очарованные, как мёртвые, висели мягкие гроздья жёлтых цветов |
И тысячи висящих надо мною Качаются душистых опахал |
Воздух | |
Вдали…всё сверкало, всё горело лучистый пар колебался над землёй |
А там, вдали, сверкает воздух жгучий, колебляся, как будто дремлет он |
Кузнечики | |
Кузнечики трещали повсеместно… горячий звук жизни |
Так резко-сух снотворный и трескучий Кузнечиков неугомонный звон |
Сходство текстов
- Предмет описания (жаркий летний день)
- Присутствие героя («приятно было слушать», «висящих надо мною…»)
- Использование выразительных средств:
- эпитетов («воздух жгучий», «сладкий запах» и др.)
- олицетворений («пробегал ветерок», «проходят облака» и др.)
- сравнений («высокие стебельки стояли, как очарованные», «И, как мечты почиющей природы, волнистые проходят облака») и т. д.
Отличия текстов
- Описание летнего дня в романе И.С Тургенева более подробное, детальное (см., например, синтаксические конструкции, обилие выразительных средств).
- Пейзаж в лирическом произведении изображается ради себя самого, то есть ради самого изображения и прямой связи с внутренним состоянием души лирического героя.
Пейзаж в эпическом произведении – элемент сюжета, служит приёмом тематического развития события (раскрывает душевное состояние героя, помогает понять авторскую позицию и т. д.)
III. Интерпретация поэтического текста. Создание текстов собственного сочинения.
Творческое задание: написать лирический этюд, миниатюру, стихотворение в прозе в рубрику «Я объявляю Вам любовь…» школьной газеты «Гимназист»
В основе всех занятий лежит деятельно – коммуникативный подход, что очень важно в настоящее время при организации работы со старшеклассниками. Ребята реализуют себя как творческую личность, на занятиях они не только говорят о важных проблемах своей жизни, но учатся высказывать мысли и чувства с помощью поэзии.
Работа по развитию литературных, творческих способностей учащихся старших профильных классов, работа с высокомотивированными учащимися – интересное и важное для учителя поле деятельности.
На занятиях элективного курса у учеников формируется полноценное восприятие художественных произведений, творческий подход к их анализу и умение создавать свои произведения, что в конечном итоге способствует развитию точной и выразительной письменной речи учащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Одарённые дети и особенности работы с ними в старшей профильной школе» из опыта работы Сидельниковой И.В., учителя русского языка и литературы
Тезисы выступления.
«Ничто не служит таким очевидным показателем умственной одаренности, как постоянное возникновение у человека новых мыслей». А. Н. Леонтьев.
Под одарённостью ребёнка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Выделяют три категории одарённых в умственном отношении детей:
- дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях;
- дети с признаками специальной умственной одарённости (профильная одарённость);
- дети потенциально одарённые, обладающие яркой познавательной активностью и незаурядными умственными резервами, но не достигшие успехов в учении и пока себя не проявившие.
Педагогический коллектив гимназии работает в направлении выявления, поддержки, развития не только интеллектуальной одаренности учащихся, но и спортивной, художественно-эстетической, коммуникативной.
Одарённые ученик, «образовывается» в гимназии под непосредственным влиянием команды учителей - предметников, учителя – тьютера, психолого-педагогической среды гимназии в целом и уклада школьной жизни.
Встреча с одаренными учениками, по сути, является для педагога своеобразным экзаменом в профессиональном, личностном и даже в духовно-нравственном отношениях.
Работа с ОД в старшей профильной школе диктует определенные требования к личности педагога.
Для определения квалификационных характеристик педагога, необходимых для работы с одаренными детьми, можно использовать перечень профессиональных умений, который включает:
- умение строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка;
- умение модифицировать учебные программы;
- умение стимулировать способности учащихся;
- умение работать по экспериментальному плану;
- умение консультировать родителей.
Встреча с одаренными учениками, по сути, является для педагога своеобразным экзаменом в профессиональном, личностном и даже в духовно-нравственном отношениях.
Развитие творческих, писательских способностей учащихся – поле деятельности, близкое мне как учителю русского языка и литературы. На протяжении многих лет, с 2006 года, я занимаюсь с учениками, проявляющими интерес и способности к написанию художественных и публицистических текстов. Работа над созданием художественного и публицистического произведения формирует устойчивый интерес к литературе, что способствует и выбору профессии. Мои ученики - победители и лауреаты научно-практической городской конференции «Шаг в будущее» в номинации «Литература» и «Журналистика». Активное участие принимают учащиеся 10-11 классов и в проекте «Познание и творчество». Российский открытый заочный конкурс-олимпиада 2009г. Журналистика. Мир человека 9-11 классов Титаева Евгения, учащаяся 11В класса. Ежегодно
В последние годы в старших профильных классах я преподаю элективный курс «Основы журналистики» и являюсь руководителем ДиМО (Детского и Молодёжного Объединения) «Юный журналист», редактором школьной газеты «Гимназист».
Цель курса состоит не только в том, чтобы овладеть основами журналистского профессионального мастерства, но и углубить знания учащихся по теории литературы и русского языка, развить умение анализировать художественный текст.
В программе элективного курса есть раздел «Газетно - журнальные жанры», где в качестве практикума «Проба пера» мы с учащимися повторяем теорию стихосложения (виды рифм, стихотворные размеры), читаем и анализируем стихи известных поэтов (как правило, Серебряного века), разбираем выразительные средства (тропы), пытаемся понять те законы красоты, по которым пишутся стихи, изучаем жанры лирики. Интересно проходят занятия, на которых говорим о том, чем отличается проза от поэзии, что такое лирическая проза.
Как учитель русского языка и литературы стараюсь, чтобы ребята увлеклись поэзией, поняли, какое место она занимает в жизни человека. Не каждый из старшеклассников, кто посещает элективный курс, станет поэтом или профессиональным журналистом, но вкус к художественному слову, умение образно выразить свою мысль может пригодиться в жизни, сформирует личность.
Заканчиваются занятия практической работой.
Ребята готовят рубрики: «Поговорим о пустяках в стихах», «Я объявляю Вам любовь…», «РИО (район интенсивного общения)», в которые входят наиболее удачные поэтические или прозаические тексты.
Фрагменты (этапы) занятий с одарёнными детьми в старшей профильной школе.
I. Формулирование проблемных вопросов.
- Чем отличается поэзия от прозы?
Ребятам дается задание сравнить отрывок из романа И.С. Тургенева «Накануне» и стихотворение А. Фета и ответить на вопросы:
1.Что общего в отрывке из романа И. С. Тургенева и в стихотворении А. А. Фета?
2. Рассмотрите средства создания образности в предложенных произведениях (выразительные средства)
3. В чём отличие прозаического текста от поэтического?
4. В чём своеобразие тургеневской прозы?
II. Сравнительный анализ поэтических образов:
И.С. Тургенев | А.А. Фет |
Под липою | |
Под липой было прохладно и спокойно | Как здесь свежо под липою густою |
Цветы | |
Как очарованные, как мёртвые, висели мягкие гроздья жёлтых цветов | И тысячи висящих надо мною Качаются душистых опахал |
Воздух | |
Вдали…всё сверкало, всё горело лучистый пар колебался над землёй | А там, вдали, сверкает воздух жгучий, колебляся, как будто дремлет он |
Кузнечики | |
Кузнечики трещали повсеместно… горячий звук жизни | Так резко-сух снотворный и трескучий Кузнечиков неугомонный звон |
Сходство текстов
- Предмет описания (жаркий летний день)
- Присутствие героя («приятно было слушать», «висящих надо мною…»)
- Использование выразительных средств:
- эпитетов («воздух жгучий», «сладкий запах» и др.)
- олицетворений («пробегал ветерок», «проходят облака» и др.)
- сравнений («высокие стебельки стояли, как очарованные», «И, как мечты почиющей природы, волнистые проходят облака») и т. д.
Отличия текстов
- Описание летнего дня в романе И.С Тургенева более подробное, детальное (см., например, синтаксические конструкции, обилие выразительных средств).
- Пейзаж в лирическом произведении изображается ради себя самого, то есть ради самого изображения и прямой связи с внутренним состоянием души лирического героя.
Пейзаж в эпическом произведении – элемент сюжета, служит приёмом тематического развития события (раскрывает душевное состояние героя, помогает понять авторскую позицию и т. д.)
III. Интерпретация поэтического текста. Создание текстов собственного сочинения.
Творческое задание: написать лирический этюд, миниатюру, стихотворение в прозе в рубрику «Я объявляю Вам любовь…» школьной газеты «Гимназист»
В основе всех занятий лежит деятельно – коммуникативный подход, что очень важно в настоящее время при организации работы со старшеклассниками. Ребята реализуют себя как творческую личность, на занятиях они не только говорят о важных проблемах своей жизни, но учатся высказывать мысли и чувства с помощью поэзии.
Работа по развитию литературных, творческих способностей учащихся старших профильных классов, работа с высокомотивированными учащимися – интересное и важное для учителя поле деятельности.
На занятиях элективного курса у учеников формируется полноценное восприятие художественных произведений, творческий подход к их анализу и умение создавать свои произведения, что в конечном итоге способствует развитию точной и выразительной письменной речи учащихся.
Скриншот(ы) презентации «Одарённые дети и особенности работы с ними в старшей профильной школе» ( Из опыта работы учителя русского языка Сидельниковой И.В.) от 10.02.14г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический семинар "Одарённые дети и особенности работы с ними"
Методический семинар в форме исследования темы "Одарённые дети и особенности работы с ними" сопровождается презентацией....
Методический семинар "Одарённые дети и особенности работы с ними"
Методический семинар проведён в форме исследования темы, сопровождается презентацией....
Материалы из опыта работы Богдановой Ирины Викторовны учителя русского языка и литературы ГБОУ 456 Колпинского района Спб
Материал содержит ключевые технологии .методы и приемы работы учителя...
План работы школьного методического объединения учителей русского языка и литературы МБОУ «Школа №71 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г. Казани на 2015-2016 учебный год
Представлен план работы школьного методического объединения учителей русского языка и литературы МБОУ «Школа №71 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г. Казанина 2015-...
План работы школьного методического объединения учителей русского языка и литературы МБОУ «Школа №71 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г. Казани на 2015-2016 учебный год
Представлен план работы школьного методического объединения учителей русского языка и литературы МБОУ «Школа №71 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г. Каза...
Выявление одарённых детей и особенности работы с ними
В условиях быстро развивающемся информационном мире, развитии новых технологий, резко ставится вопрос о талантливых...
Положительная оценка методической разработки, подтверждающая внедрение в педагогическую практику инновационного опыта работы Петровской Елены Алексеевны, учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ лицея №9 г. Сальска
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ лицей №9 г.Сальска Михайленко И.М....