Конспект урока русского языка в 8 классе по программе Т. А. Ладыженской
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме
Цель урока: научить правилам постановки на письме тире между подлежащим и сказуемым, в устной речи -- интонации произнесения с нулевой связкой между подлежащим и сказуемым.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_mikovoy_m.v.doc | 153.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет - русский язык.
Урок по программе Т. А. Ладыженской «Русский язык. 8 класс». Учебник Л. А. Тростенцовой 2012 г.
№ урока | Тема | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Формы организации работы | Дом. задание | |
21 | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | Комбини- рованный урок | Условия постановки тире между подлежащим и сказуемым | Знать основные нормы русского литературного языка (орфографические и пунктуационные). Уметь находить подлежащее и сказуемое; ставить знаки препинания между ними; составлять предложения с грамматическим заданием; писать сочинения-миниатюры с использованием тире (на тему «Наши великие соотечественники») | Беседа, проблемные задания, работа |
|
Цель урока: научить правилам постановки на письме тире между подлежащим и сказуемым, в устной речи – интонации произнесения предложений с нулевой связкой.
Механизмы создания мотивационного поля:
- обращение к видеоряду,
- соотнесённость с домашним заданием,
- возможность использовать интернет (телефон, компьютер).
Проблемная задача – выбор задания по трудности выполнения.
Учебная задача – составление опорной схемы.
Проблемная ситуация – знак разделения (тире) между подлежащим и сказуемым
Формирование УУД.
Метапредметные.
- Познавательные:
-самостоятельно выделять и формулировать цель, тему;
-применять правила и пользоваться инструкциями;
-сбор и выделение существенной информации;
--извлекать информацию и структурировать её.
- Регулятивные:
-сличать способ действия и его результат с заданным эталоном;
-планировать деятельность в соответствии с поставленной задачей;
-осуществлять контроль по результату;
-выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить;
-адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению ошибок.
- Коммуникативные:
-предлагать помощь и сотрудничество;
-строить монологическое высказывание;
-вести диалог, слушать собеседника;
-осуществлять взаимный контроль.
Планируемые личностные результаты:
-готовность и способность к самоопределению;
-сформированность мотивации к обучению и познанию;
-самооценка на основе критериев,
- навыки сотрудничества, умение не создавать конфликты.
Предметные.
Расширить понятие о главных членах предложения, закрепить умение ставить тире между подлежащим и сказуемым, продолжить работу по восполнению пробелов в орфографии, развивать речь и творческие способности.
Ход урока.
Орг. момент
- Проверка домашнего задания: упр. 112, 113. (В тексте о Санкт-Петербурге встретились разные виды сказуемых. Их нужно назвать, объяснить, какую функцию они выполняют. Текст предлагается озаглавить, разделить на абзацы, составить план.)
- Изучение новой темы
Видеофрагмент о Санкт-Петербурге. Перед учениками лежит текст, который читает учитель:
Разгадать красоту и тайну Петербурга – постичь его душу. К этому стремились многие писатели и поэты, создавая в своих произведениях особый петербургский мир. Задача литературы – показать многоликость Петербурга. Город Пушкина – это «пышность» и «бедность», ликование и страдание. Петербург Гоголя – реальность и фантастика.
- Найдём главные члены предложения.
- Почему в 1, 3-5 предложениях между подлежащим и сказуемым стоит знак разделения (тире), ведь предложения ничем не осложнены?
Возможно, понадобятся наводящие вопросы:
- Какие интонационные особенности характерны для 1, 3-5 предложений?
(Отсутствие связки в составных сказуемых вынуждает выделять тоном голоса подлежащее и делать паузу между подлежащим и сказуемым.)
- Каковы морфологические особенности главных членов этих предложений? Являются ли они опознавательным признаком для паузы в устной речи и употребления знака разделения в письменной речи?
- Следовательно, какая тема урока?
- Запишите тему урока: Тире между подлежащим и сказуемым.
- Какой будет цель урока?
Цель урока: научить правилам постановки на письме тире между подлежащим и сказуемым, в устной речи – интонации произнесения предложений с нулевой связкой.
Составление опорной схемы в тетради, используя материал учебника.
Тире ставится | Тире не ставится |
____сущ___________ -- _________сущ_________ ______________________
____inf___________ -- _________ inf _________ ____________________ ____ inf ___________ -- _________ сущ _________ _______________________ ____числ___________ -- _________числ_________ ______________________ ____сущ___________ -- _________числ_________ ______________________ Подсказка - слова: это, вот. | ____мест________ -- ________сущ_________ _____________________ ____сущ____ как (словно) ______сущ____ ______________ ____сущ________ не ______сущ____ ______________ |
- Закрепление.
Задание на выбор (письменно):
Упр.115 (полегче) – Спишите, ставя, где надо, разделительные тире и пропущенные запятые. Подчеркните грамматическую основу предложения, укажите вид сказуемого.
Упр. 117 (потруднее) – Замените в предложениях сказуемые составными именными сказуемыми с нулевой связкой. Предложения какого стиля речи у вас получились?
Упр.118 – устно (все). Уч-ся составляют 4 предложения, употребив сочетания слов с собственными существительными в качестве подлежащих, а с нарицательными – в качестве сказуемых. Вывод на основе упр. 117. 118 - зависит ли от темперамента успешность деятельности человека.
Самостоятельная работа. Упр.119 (все) письменно. Ребята дописывают предложения, используя составные именные сказуемые с различными связками, и характеризуют великих соотечественников: Кутузова, Нахимова, Пржевальского, Глинку, Жукова, Гагарина, Ломоносова. Есть возможность воспользоваться интернетом, энциклопедиями, справочниками.
- Контроль знаний.
Индивидуальные задания для уч-ся по карточкам.
Подчеркните подлежащее и сказуемое, укажите, чем они выражены. У сказуемых определите вид. Поставьте, где нужно знаки препинания, графически объяснив их постановку.
1 вариант.
- Повторение мать учения.
- Гусь свинье не товарищ.
- Жизнь прожить не поле перейти.
- Точность и краткость вот первые достоинства прозы.
- Руки как грабли.
2 вариант.
- Дом сержанта Павлова дом Солдатской славы.
- Бедность не порок.
- Жить Родине служить.
- Слово серебро молчание золото.
- Глаза как алмазы.
Самопроверка по образцу.
- Домашнее задание. Параграф 22, учить правило по таблице. На выбор: а) упр. 116, б) выписать из словаря пословиц и поговорок 5 предложений с тире между подлежащим и сказуемым и 5 афоризмов по теме придумать самому. Подчеркнуть главные члены предложений и указать, чем они выражены.
- Подведение итогов
Рефлексия.
Закончите фразу: сегодня я узнал…, мне стало понятно..,
теперь я могу…, я поняла, что…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка 5 класс
Конспект урока русского языка по теме "- тся и - ться в глаголах". Урок проводится с использованием ЭОР....
Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида
Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....
План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"
Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....
Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"
Данный урок ориентирован на учебник "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой. Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...