Конспект урока русского языка в 6 классе (по программе Т.А.Ладыженской) "Переходные и непереходные глаголы"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Особенность урока - применение элементов технологии уровневой дифференциации, а также подбор дидактического материала из сказки-были М.Пришвина "Кладовая солнца"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Катаева Елена Леонидовна, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №27» города Кирова
Конспект урока русского языка в 6 классе
(по программе Т.А.Ладыженской, учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой)
Тема урока – «Переходные и непереходные глаголы».
Тип урока – урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Особенность урока: применение технологии разноуровневого обучения.
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала и успешного применения знаний средствами технологии разноуровневого обучения.
Образовательные цели:
- Знать, какие глаголы называются переходными, какие – непереходными.
- Уметь определять и доказывать, переходный глагол или непереходный, пользуясь алгоритмом.
- Повторять орфограммы и пунктограммы, грамматические разборы.
Воспитательные цели:
- Учить добру, взаимопомощи, любви к природе на примере произведений художественной литературы (подбор дидактического материала из повести М.М.Пришвина «Кладовая солнца»).
- Учить общаться (работа в парах).
Развивающие цели:
- Развивать интеллектуальные умения и навыки (анализ, синтез, классификация и т.п.).
- Развивать эмоции.
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная, индивидуальная, парная.
Методы:
1.По источнику приобретения знаний:
- словесный;
- наглядный.
2.По степени закрытости от ученика элементов процесса усвоения знаний:
- проблемный;
- объяснительно-иллюстративный.
3.По степени самостоятельности ученика в приобретении знаний:
- частично-поисковый;
- репродуктивный.
Оборудование:
- Карточки с заданиями для самостоятельной работы на этапе повторения.
- Карточки с заданиями для определения уровня обученности (уровневая самостоятельная работа в конце урока).
- Презентация «Power point» (либо доска).
- Алгоритм определения переходности-непереходности глаголов.
- Портрет М.М.Пришвина, иллюстрации художников (или учащихся) к сказке-были «Кладовая солнца».
Цели урока (образовательный аспект):
1-й уровень:
Знать, что такое переходные и непереходные глаголы.
Уметь определять, переходный или непереходный глагол.
2-й уровень:
Цели 1-го уровня плюс:
Уметь доказывать, переходный или непереходный глагол.
Уметь применять знания, умения и навыки в сходных и несколько измененных ситуациях.
3-й уровень:
Цели 1-го и 2-го уровней плюс:
Уметь применять знания, умения, навыки в сложных ситуациях (например: конструирование текстов на заданную тему с использованием переходных и непереходных глаголов).
Ход урока.
I. Организация начала занятия. Целеполагание и мотивация.
Проверка готовности к уроку, оформление работы в тетрадях.
– Знаем ли мы, что такое переходные и непереходные глаголы? (Нет.)
Попробуем поставить цели на сегодняшний урок: узнать, какие глаголы называются переходными, а какие – непереходными; научиться определять, переходный или непереходный глагол; учиться правильно употреблять переходные и непереходные глаголы в речи; повторить некоторые виды орфограмм и пунктограмм.
II. Подготовка к основному этапу.
- Фронтальный опрос.
– Какой раздел науки о языке мы изучаем? (Морфологию.)
– Какую часть речи мы сейчас изучаем? (Глагол.)
–Вспомним, по какому плану мы характеризуем любую часть речи? (учащиеся отвечают, план появляется на слайде презентации или на доске):
Общее значение, вопрос. Начальная форма. Морфологические признаки (постоянные и непостоянные). Синтаксическая роль.
– Расскажем о глаголе по этому плану.
- Самостоятельная работа на карточках.
– Проверим, как мы владеем знаниями, умеем ли их применять: вам нужно найти глагол в предложении, выписать его, написать, на какой вопрос он отвечает; поставить в начальную форму; определить его морфологические признаки и синтаксическую роль.
Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растет в болотах
летом
3. Взаимопроверка (в парах по образцу на слайде презентации или на доске), оценка, объявление результатов.
III. Усвоение новых знаний и способов действий.
1.Объяснение нового материала.
Наблюдение над предложениями (на слайде презентации или на доске).
– Прочитайте предложения.
Много раз случалось ей на гону поймать зайца. Часто вовсе голодная, она не позволяла себе есть его. Она брала зайца в зубы и тащила домой. Хозяин любил ее, кормил и берег от волков.
–Из какого произведения эти строки? (М.М.Пришвин «Кладовая солнца»). – О ком эти строки? ( О Травке, собаке Антипыча).
– Выпишем подчёркнутые глаголы вместе с теми словами, к которым они относятся; определим, в какой форме стоят зависимые слова и к каким частям речи они относятся (работа на доске ив тетрадях):
Поймать ( кого?) зайца ( сущ. Вин.пад.)
Есть (кого?) его (местоим. Вин.пад.)
Брала (кого?) зайца (сущ. Вин.пад.)
Любил (кого?) его (местоим. Вин.пад.)
– Какую закономерность мы видим?
–Глаголы, которые подчеркнуты в тексте, называются переходными. (Формулировка определения переходных глаголов также появляется на экране или на доске):
Переходные глаголы - это такие глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительными, местоимениями, числительными в винительном падеже без предлога.
2.Показ образца применения знаний в сходных условиях.
–Как мы будем действовать, если нам нужно определить, переходный или непереходный глагол (составление алгоритма).
–А сейчас вместе определим, переходные или непереходные глаголы в следующих предложениях (текст появляется на экране или заранее записан на доске):
Настя вст..вала д..леко до со…ца, в предрассветный час. С хворостинкой в руке выг..няла она свое любимое стадо и к..тилась обратно в избу. Она растопляла печь, чистила к..ртошку и так хл..потала по хозяйству до ночи.
Учащиеся записывают предложения, вставляют пропущенные буквы, раскрывают скобки, объясняют орфограммы, пунктограммы; определяют, переходные или непереходные глаголы в тексте, применяя алгоритм.
IV. Первичная проверка понимания.
Самостоятельная работа (текст появляется на экране или записан на доске). Задание: определить, переходные или непереходные глаголы.
Митраша выучился у отца делать деревя..ую посуду: боч..нки, шайки, лохани.Он бывает на всех с..браниях, ст..рает?ся понять обществе…ые заботы и ,навернре, чт-то см..кает.
Проверка. Объяснение орфограмм и пунктограмм.
V. Обобщение и систематизация.
– Итак, как определить, переходный или непереходный глагол?
VI.Тестирование на определение уровня обученности.
Самостоятельная работа по уровням:
1.Определите, переходные или непереходные глаголы:
встречать весну, изобразить природу, бежать по лесу, радовать людей, слушать птиц, подойти к нам, наклонить ветку, присесть на пенек.
2.Выпишите только переходные глаголы:
чувствовать, видеть, говорить, тосковать, вдыхать, размышлять, расти, стоять, смотреть.
3.Составьте 6 глагольных словосочетаний на тему «Весна», используя существительные:
небо, воздух, птицы, солнце, трава, цветы.
*Можно использовать глаголы из предыдущего задания.
Определите переходность-непереходность глаголов.
4.Напишите сочинение-миниатюру на тему «Весна», используя переходные и непереходные глаголы (можно использовать словосочетания из 3 задания). Определите переходность-непереходность глаголов.
На «5» —3,4 задания. На «4» — 2,3 задания. На «3» —1,2 задания.
VI. Подведение итогов урока, рефлексия.
– Итак, что нового мы сегодня узнали на уроке о глаголе?
– Давайте вспомним, какие цели мы ставили перед собой в начале урока? Достигли мы их?
– Чему научились мы на уроке? Подумайте каждый про себя и ответьте на этот вопрос.
– Что было особенно интересно, трудно?
– Достигли ли мы всех целей урока, покажут результаты вашей самостоятельной работы, следующий урок мы начнем с ее анализа.
VIII. Инструктаж о домашнем задании, постановка целей на следующий урок.
Домашнее задание уровневое (по выбору учащихся):
– на отметку «4»: параграф 82, упр.476 (или выписать 5 предложений из сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца», определить переходность – непереходность глаголов);
– на отметку «5»: сочинение-миниатюра на тему «Берегите природу»; определить переходность – непереходность глаголов. Объем не меньше 10 предложений.
Всем: внимательно прочитать теорию в параграфе 82, обратить внимание на то, что при некоторых переходных глаголах существительные, местоимения, числительные могут стоять в родительном падеже. Когда это бывает? Найдите ответ на этот вопрос.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка 5 класс
Конспект урока русского языка по теме "- тся и - ться в глаголах". Урок проводится с использованием ЭОР....
Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида
Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....
План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"
Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....
Конспект урока. Русский язык 8 класс "Словосочетания"
Урок включает лингвистическую разминку - осложненный словарный диктант. Знакомство с новыми теримнами "Согласование, управление, примыкание" происходит во время просмотра компьютерной презентации. Раз...