Открытый урок - заочная экскурсия" Вспоминая Болдинскую осень"
план-конспект урока (9 класс) на тему

Архипова Наталья Анатольевна

 

Изучение биографии поэтов и писателей на уроках русской литературы – работа сложная и трудоемкая, так как заинтересовать детей фактами жизни пусть и великих людей непросто, если не задействовать нетрадиционные приемы и методики. Слово учителя становится «неживым» при условии, что оно упрощено элементарным пересказом и зачитыванием страниц учебника.

Актуальность применения нетрадиционного подхода при изучении подобных тем на уроке подтверждается и тем, что подрастающее поколение, как это не раз доказывала статистика, не любит читать. Как заинтересовать детей? Вовлечь их в исследовательский процесс, который сам по себе предполагает проявление инициативности, самостоятельности, серьезности подготовки. Заставить ребенка «прожить» и «прочувствовать» эпоху – вот стимул обучения!

Одним из приемов изучения биографий поэтов и писателей на уроке является заочная экскурсия. На современном этапе развития ИКТ  подготовка к подобному уроку упрощается большим выбором  данных  в Интернете, возможностью зрительно представить материал в виде мультимедиапрезентаций.

Я подготовила урок - заочную экскурсию в Болдино – имение А.С.Пушкина. Разработка предполагает предварительную подготовку и вовлечение в действие учащихся. Работа проходила в несколько этапов На первом этапе ученики получали индивидуальные задания – найти сведения о заданном  предмете (актуализация имеющихся знаний и представление о предмете изучения). Я детям распределила задания: кто-то стал историком ( получил соответствующее задание), кто-то взял на себя роль Пушкина,  один учащийся выписывал  произведения, написанные в Болдине, а  некоторые ученики готовили стихи.  Затем (второй этап) во время урока-экскурсии каждый ученик выступал в  своей роли, излагая собранный материал (используя собранные сведения,).  На уроке  по ходу экскурсии ребята  получили  дополнительное задание на внимательность. После этого (третий этап) ученики писали сочинение  «Болдинская осень в творчестве А.С.Пушкина» то есть происходил процесс осмысления и обобщения полученной информации, выработка собственного мнения к изученному материалу. Такие уроки формируют навыки критического, творческого мышления, расширяют познавательную активность, приобщают к ценностям общества, воспитывают патриотические чувства.
 

Цели урока:

1.Подготовить учащихся к духовному восприятию произведений А.С.Пушкина.

2.Повторить факты из жизни и творчества поэта.

3. Развивать навыки исследовательской работы и ораторских умений.

 

4.Развивать речь, дикцию, память.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon boldino_konspekt_uroka.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Большепечерская ООШ

Урок – заочная экскурсия.

Тема:

Вспоминая Болдинскую осень

Подготовила: учитель русского

языка и литературы

Архипова Наталья Анатольевна

Изучение биографии поэтов и писателей на уроках русской литературы – работа сложная и трудоемкая, так как заинтересовать детей фактами жизни пусть и великих людей непросто, если не задействовать нетрадиционные приемы и методики. Слово учителя становится «неживым» при условии, что оно упрощено элементарным пересказом и зачитыванием страниц учебника.

Актуальность применения нетрадиционного подхода при изучении подобных тем на уроке подтверждается и тем, что подрастающее поколение, как это не раз доказывала статистика, не любит читать. Как заинтересовать детей? Вовлечь их в исследовательский процесс, который сам по себе предполагает проявление инициативности, самостоятельности, серьезности подготовки. Заставить ребенка «прожить» и «прочувствовать» эпоху – вот стимул обучения!

Одним из приемов изучения биографий поэтов и писателей на уроке является заочная экскурсия. На современном этапе развития ИКТ  подготовка к подобному уроку упрощается большим выбором  данных  в Интернете, возможностью зрительно представить материал в виде мультимедиапрезентаций.

Я подготовила урок - заочную экскурсию в Болдино – имение А.С.Пушкина. Разработка предполагает предварительную подготовку и вовлечение в действие учащихся. Работа проходила в несколько этапов На первом этапе ученики получали индивидуальные задания – найти сведения о заданном  предмете (актуализация имеющихся знаний и представление о предмете изучения). Я детям распределила задания: кто-то стал историком ( получил соответствующее задание), кто-то взял на себя роль Пушкина,  один учащийся выписывал  произведения, написанные в Болдине, а  некоторые ученики готовили стихи.  Затем (второй этап) во время урока-экскурсии каждый ученик выступал в  своей роли, излагая собранный материал (используя собранные сведения,).  На уроке  по ходу экскурсии ребята  получили  дополнительное задание на внимательность. После этого (третий этап) ученики писали сочинение  «Болдинская осень в творчестве А.С.Пушкина» то есть происходил процесс осмысления и обобщения полученной информации, выработка собственного мнения к изученному материалу. Такие уроки формируют навыки критического, творческого мышления, расширяют познавательную активность, приобщают к ценностям общества, воспитывают патриотические чувства.

Цели урока:

1.Подготовить учащихся к духовному восприятию произведений А.С.Пушкина.

2.Повторить факты из жизни и творчества поэта.

3. Развивать навыки исследовательской работы и ораторских умений.

4.Развивать речь, дикцию, память.

5.Воспитывать чувство прекрасного, любовь к родному краю и гордость за его историческое наследие.

Оборудование: мультимедиапроектор, экран, компьютер, портреты А.С.Пушкина  и Н.Н.Гончаровой, иллюстрации к произведениям поэта болдинского периода, стенды с цитатами  «…Люблю я пышное природы увяданье…» , «Октябрь уж наступил …» и т.п.

        Такая форма  урока показала оправданность его проведения, т.к. ребята проявляли к  нему неподдельный интерес и активно участвовали  в его подготовке и проведении.

Урок – заочная экскурсия

Тема:

Вспоминая Болдинскую осень

Цели урока:

1.Подготовить учащихся к духовному восприятию произведений А.С.Пушкина.

2.Повторить факты из жизни и творчества поэта.

3. Развивать навыки исследовательской работы и ораторских умений.

4.Развивать речь, дикцию, память.

5.Воспитывать чувство прекрасного, любовь к родному краю и гордость за его историческое наследие.

Оборудование: мультимедиапроектор, экран, компьютер, портреты А.С.Пушкина  и Н.Н.Гончаровой, иллюстрации к произведениям поэта болдинского периода, стенды с цитатами  «…Люблю я пышное природы увяданье…» , «Октябрь уж наступил - уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей…» и т.п.

Ход  урока

(Экскурсия сопровождается презентацией «Болдинская осень»)

1.Организационный момент.

2.Вступительное слово учителя.

УЧИТЕЛЬ: Дорогие ребята! Есть в России места, примечательные не только архитектурой или красотами природы. Мы называем их и перед глазами возникают картины. Мы говорим: Болдино - и сразу возникает сочетание: Болдинская осень 1830 года, пора удивительного творческого взлета великого Пушкина. Того, что было написано им за три месяца в Болдино, хватило бы на несколько жизней.  Нам сегодня с вами предстоит совершить необычное путешествие. Не   автобусом, и не   поездом, и не самолетом отправимся в путь. Благодаря слову мы окажемся в имении Болдино, что в Нижегородской области. Это, конечно, заочная экскурсия. Но мы надеемся, что вам нетрудно будет представить то чудесное место, которое подарило нам величайшие творения! Итак, в путь!

 (Слайд)

Но хочу вас предупредить, что в дороге вам понадобится не только умение видеть и запоминать, но и быть внимательными: после «возвращения» вас ожидает задание - ответить на вопрос: сколько названий произведений Пушкина  прозвучало в нашей экскурсии.

3.Основная часть урока

ИСТОРИК – ученик:

         Историческая справка. Село Болдино получено в наследство в начале XVII века русскими потомственными дворянами Пушкиными. Оно находилось в Арзамасском уезде Нижегородской губернии. Дед Пушкина, Лев Александрович, передал его в наследство своим сыновьям, Василию и Сергею. В 1799 году Ольга Васильевна Пушкина крестила в Успенской церкви с.Болдино своего новорожденного внука Александра. К тому времени усадьба перешла  к Сергею Львовичу, и он выделил поместье в 1830 году сыну Александру накануне его брака с Натальей Николаевной Гончаровой.

(Слайд)

Звучит   романс   «Тройка мчится, тройка скачет…» в исполнении Д Хворостовского.

Ученик 1: 31 августа 1830 года Пушкин выезжает из Москвы в село Болдино. Прежде он в тех краях не бывал и только изредка вспоминал в письмах  про « болдинскую вотчину», где водятся курицы, петухи и медведи.

 Ехать четверо суток, около 500 верст. Кругом уже царствует осень …и холера!

 ИСТОРИК– ученик:

 Историческая справка. Летом 1830 в Россию с Кавказа проникла холера, не известная  до этого в стране. Она была распознана медиками с опозданием и через Астрахань быстро распространилась по Поволжью, Южному, а потом и Западному Краю Империи. Когда эпидемический характер болезни вполне проявился, в охваченных ею районах и соседних с ними, учредили губернские и уездные "комитеты по пресечению холеры и по мерам к предохранению от оной", пораженные холерой города и уезды окружили воинскими частями, направили туда дополнительные медицинские силы, повсюду создали карантины. 

Звучит «Прелюдия» Шопена (на фоне музыки):

Ученик 2: Пушкин впервые увидел Болдино: одноэтажный деревенский дедовский дом, рядом церковь и длинная деревня с избами, небольшой пруд и … Прошлой зимой поэт начал слагать стихи, но не было настроения закончить – и вот пришли случай и настроение. Раскрыта черновая тетрадь, рядом положены листки для беловика. Первое болдинское стихотворение.

(Слайд)

                     Бесы

Чтец:                                                    

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Еду, еду в чистом поле;

Колокольчик дин-дин-дин...

Страшно, страшно поневоле

Средь неведомых равнин!

Проходит совсем немного времени, и Пушкин пишет в письме другу

УЧЕНИК – Пушкин: «Я писал тебе премеланхолическое письмо, милый мой Петр Александрович, да ведь тебя меланхолией не удивишь. Теперь мрачные мысли мои порассеялись: приехал я в деревню и отдыхаю. Ах, мой милый! Что за прелесть здешняя деревня! Вообрази: степь да степь; соседей ни души, езди верхом сколько душе угодно, пиши дома, сколько вздумается, никто не помешает. Уж я тебе наготовлю всячины: и прозы, и стихов».

Ученик 3: А дальше – вот они, на столе в кабинете,  одно за другим, листы, исписанные мелким растянутым пушкинским почерком – так рождаются «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о Медведихе», «Элегия», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка», IX песнь «Евгения Онегина», «Труд», «Ответ анониму». И тут же письмо к Ней!

(Слайд)

УЧЕНИК –Пушкин:  

«…Моя дорогая, моя милая Наталья Николаевна, я у Ваших ног, чтобы благодарить Вас, и просить прощения за причиненное Вам беспокойство. Мое пребывание здесь может затянуться – у нас в окрестностях холера. И она может задержать меня дней на двадцать. Еще раз простите меня и верьте, что я счастлив, только будучи с вами».

Ученик 1: Первые дни по приезде в имение Пушкину приходится вникать в скучные деловые бумаги, сидя в вотчинной конторе, исполнять роль управляющего.  Вопросы с наследством утомили бы поэта, если бы не осень. Та самая, о которой он позже скажет:

Чтец:    Унылая пора! Очей очарованье

              Приятна мне твоя прощальная краса

            Люблю я пышное природы увяданье,

             В багрец и золото одетые леса.

             И мглой волнистою покрыты небеса,

             И редкий солнца луч, и первые морозы,

             И отдаленные седой зимы угрозы…

(Слайд)

Ученик 2: Листы и листы исписанной, изрисованной бумаги складываются, пересылаются издателю, невесте, друзьям, которые получают  послания поэта в проколотых и обкуренных серой конвертах (таким образом, считалось, можно предупредить распространение инфекции).

         А тем временем появляется соседка Пушкина по поместью и сообщает: «Холера пришла в Москву, там государь и жители все оставили город».

        Поэт ждет ответа о выдаче свидетельства на проезд через цепь карантинов. Пока придет ответ из Нижнего, пройдут дни, и, стало быть, рано складывать тетради  и листы и садиться в экипаж. Еще одна отсрочка…

        (Слайд)

Ученик 3: Начинается болдинский октябрь. Тенистые липовые аллеи, усыпанные шуршащей листвой, старая ива в усадебном парке, просторы, открывающиеся из верхней беседки, не позволяют Пушкину падать духом. Прозрачный  осенний воздух благотворен для поэта. Именно это время навеяло Александру Сергеевичу строки, которые появятся позже, в следующую поездку в деревню в 1833 году

(Слайд)

Чтец:  

Октябрь уж наступил — уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.

Журча еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает

В отъезжие поля с охотою своей,

И страждут озими от бешеной забавы,

И будит лай собак уснувшие дубравы.

… Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно...

Звук колокольчика

Ученик 1: Чу! Слышите? Звякнул колокольчик почтового экипажа! Пушкин выбегает ему навстречу – получен ответ из Нижнего! Летит прочь конверт! Где же разрешение на выезд? Выехать нельзя – карантин…Поэт подавлен. Вот он отправляет письмо к Наталье Николаевне.

УЧЕНИК –Пушкин:  « … Въезд в Москву запрещен, и вот я заперт в Болдине. Во имя неба, дорогая Наталья Николаевна, напишите, где Вы? Я совершенно пал духом, И, право, не знаю, что предпринять! Прощайте, прелестный ангел мой!»

Чтец:

                       В последний раз твой образ милый

                      Дерзаю мысленно ласкать,

                      Будить мечту сердечной силой

                      И с нею, робкой и унылой,

                      Твою любовь воспоминать.

                      Прими же, дальняя подруга,

                      Прощанье сердца моего

                      Как овдовевшая супруга,

                       Как друг, обнявший молча друга

                        Пред заточением его.

Ученик 3: Уныние принесли холодные дождливые короткие дни и зябкие вечера. Лишь горбатый мостик над прудиком может нам сказать, отчего так долго стоит поэт на нем, засмотревшись в темную гладь воды.

Тем не менее, мы видим, как на столе растет стопка рукописей. Ведь здесь можно уже распознать произведения, написанные за такой короткий срок: «Рифма», «Отрок», «Эпиграмма», «Заклинание», «Моя родословная», «Когда порой воспоминанья…», «Стамбул гяуры нынче славят…», «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Метель», «Выстрел», критические статьи «опыт отражения некоторых нелитературных обвинений», «Опровержения на критики и замечания на собственные сочинения», «Заметки о поэме «Граф Нулин».

Ученик 2: Вот  и ноябрь на дворе, но он не принес радостных вестей. Лишь  слухи, неприятные, злые, могут проникнуть куда угодно. Вот  и  в Болдино они донесли, что свадьба Пушкина и Натальи Николаевны расстроена, что она выходит замуж за господина Давыдова. А вот на столе мы видим газету «Ведомости». Как она смогла пройти через карантины из Москвы? И в ней тоже недобрые вести: сводки о тысячах заболевших.

Пушкину вдали от родных и друзей тяжело. Что же он делает? Да он собирается ехать! Без разрешения?! Эта попытка прорваться через цепи карантина будет, конечно, безуспешной. О чем он напишет своей Натали.

(Слайд)

УЧЕНИК –Пушкин:   «В Болдине, все еще в Болдине! Узнав, что вы не уехали из Москвы, я нанял почтовых лошадей и отправился в путь. Выехав на большую дорогу, я увидел, что вы правы. 14 карантинов являются только аванпостами — а настоящих карантинов всего три. — Я храбро явился в первый (в Севаслейке, Владимирской губ.); смотритель требует подорожную и заявляет, что меня задержат лишь на 6 дней. Потом заглядывает в подорожную. <Вы не по казенной надобности изволите ехать? — Нет, по собственной самонужнейшей. — Так извольте ехать назад на другой тракт. Здесь не пропускают. — Давно ли? — Да уж около 3 недель. — И эти свиньи губернаторы не дают этого знать? — Мы не виноваты-с. — Не виноваты! а мне разве от этого легче? Нечего делать — еду назад в Лукоянов; требую свидетельства, что еду не из зачумленного места. Предводитель здешний не знает, может ли после поездки моей дать мне это свидетельство — я пишу губернатору, а сам в ожидании его ответа, свидетельства и новой подорожной сижу в Болдине да кисну.> Вот каким образом проездил я 400 верст, не двинувшись из своей берлоги.»

Ученик 3: Что же остается делать? Природа гениальности не оставляет его в трудную минуту. Вот снова в одной из отапливаемых залов болдинской усадьбы подолгу горит огонь и мерцают свечи. Заглянем поэту незаметно через плечо. Рукописей стало еще больше. Что же нового появилось? «История села Горюхино», «Каменный гость», «Не розу пафосную…», «Пир во время чумы», «На перевод «Илиады», !Для берегов отчизны дальней», «ИЗ Barry Kornwall», «Предисловие к «Евгению Онегину», критические заметки «Возражения критику «Полтава», «Баратынский», «О народной драме», «О «Марфе Посаднице» М.П.Погодина».

Названия серьезные. Да и поэт не менее серьезен. Нахмурен лоб, задумчив взгляд. Одиноко. Хорошо, что есть друзья. Пусть  не рядом, но они становятся ближе через письма. Поэт  восполняет вынужденный отрыв от близких и друзей перепиской:  Плетневу П. А.,  Вяземскому П. А, Гончаровой Н. И.

(Слайд)

Ученик 1: Последние числа ноября. Осень позади. Прощание с прошлым и надежда, что жизнь повернется к лучшему.

       Можно выезжать! Точку в болдинском  вынужденном  заточении Пушкин ставит поэмой «Цыганы». 

Чтец:  

Волшебной силой песнопенья

В туманной памяти моей

Так оживляются виденья

То светлых, то печальных дней.

   (звучит пьеса П.И Чайковского «Времена года. Ноябрь. На  тройке.»)

Ученик 2: И снова лошади запряжены, и снова поставлен в коляску дорожный сундучок, а в нем несколько больших тетрадей и стопы бумаги, которые за месяцы болдинской осени словно пожелтели. Свидетельство на проезд в кармане. Пушкин выбегает на крыльцо, забирается в кибитку. «Пошел!» Возница тряхнул поводьям, звякнули бубенцы, и экипаж, ускоряя ход, катит вниз с косогора. Лошади бегут резво.

ИСТОРИК– ученик: Он вернется, три года спустя (1833), изъездив тысячи верст дорогами Пугачева, приедет и почувствует себя радостно: будет трудиться здесь над «Историей Пугачева», напишет «Анджело», «Медный всадник», «Пиковую даму». И еще год спустя, осенью 1834 года, в последний раз приедет он в Болдино. Деревня, несмотря на сентябрь, встретит его первым снегом. Пушкин будет ждать вдохновения, но оно не расщедрится – заботы, хлопоты, тревоги. Опять трудный год. Да много ли выпало на долю поэта легких годов? Это будет позже.

Ученик 3: А пока лошади бегут, не зная усталости. Последний проклятый карантин позади. Туго набит дорожный сундук рукописями. Будущее манит надеждой – впереди Москва, любимая, свадьба!

Удачи тебе, любимый  Поэт!  

 

4.Итоги урока

УЧИТЕЛЬ:  Вместе с гениальным поэтом мы побывали в  его имении Болдино. Мы были свидетелями того, как день за днем рождались талантливые строки. Ведь   осень в Болдино стала самым плодотворным периодом: в это время появился целый ряд знаменитых произведений. По ходу нашего путешествия были озвучены их названия. Вашей задачей было запомнить их названия и подсчитать, сколько же подарила Болдинская осень Пушкину моментов вдохновения, ставших известными стихами, строками. (опрос учащихся и сверка по предварительной записи  на слайде)

А теперь давайте обратимся к самим произведениям, написанным на нашей земле.

( Ученик читает «Элегию» )

УЧИТЕЛЬ:   

«Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…» Именно здесь поэт почувствовал истинность своего призвания. В чем загадка «плодовитости»творчества Пушкина здесь, в Болдине? Что за тайна?

 -Часто мы слышим такой ответ: «На болдинской земле на Пушкина снизошло вдохновение».Что такое вдохновение? (ответы уч-ся)

- А как вы понимаете слово «снизошло» по отношению к слову «вдохновение»? ( ответы уч-ся )

- Да, «снизошло»- значит пришло свыше, даровано человеку Богом. Недаром ведь есть выражение «божественные строки».

- Чем же особенна наша нижегородская земля, что именно на ней пришло к великому русскому поэту упоительное вдохновение? Почему есть Болдинская осень и нет, например, Михайловской? Да, наверное, потому, что наша земля тоже избрана Богом. Много в истории нашей страны имен, связанных с нижегородской землей. Что для вас значат имена К.Минина и Д. Пожарского? Серафима Саровского?  ( ответы уч-ся )

- Каждому гению дан тот уголок земли, та часть Родины, где он обретает неразрывную чудодейственную связь со своим народом, где он обретает право быть Учителем своего народа.  Давайте вспомним «Повести Белкина» Чему нас учит Пушкин в этих простых произведениях?

(Не будь завистлив и мстителен; почитай родителей своих; держи свое слово, данное перед Богом; не желай зла ближнему своему )

- Знакомые наставления? Где вы их встречали? (в Библии ) Разве мудрые пушкинские поучения расходятся с библейскими? Конечно, нет! Пушкин учит нас во всех жизненных ситуациях следовать православным заповедям.

- Осень, как самое значимое время года для поэта, пора вдохновения, всегда отмечалась А.С.Пушкиным. ( Ученик читает отрывок из письма Пушкина к Плетневу)

УЧЕНИК –Пушкин: «Осень подходит. Это любимое мое время – здоровье мое обыкновенно крепнет. Пора моих литературных трудов настает»

- А где мы, ребята, сможем увидеть осенний пейзаж во всей полноте и величии? ( ответ уч-ся: « В деревне»…«Ах, мой милый! Что за прелесть здешняя деревня!... пиши дома сколько вздумается, никто не помешает»)

Болдино для Пушкина, надеюсь, и для всех нас,- не просто географическая точка на карте. Это Богом избранное место, где для пушкинского гения соединилось поистине «божественная троица»- вдохновение, осень, деревня.

(Звучит «Осень» из «Времен года» П.И.Чайковского) 

Чтец:      И пробуждается поэзия во мне

- Ребята, я вам всем желаю вдохновения, за какое бы доброе дело вы не взялись. На наших уроках мы  будем обращаться к священному источнику Пушкинского Слова – к его творениям, рожденным Болдинской осенью

5.Домашнее задание: Написать сочинение«Болдинская осень в творчестве А.С.Пушкина»

6.Рефлекия

 А теперь пришла пора прощания. Пусть каждый из вас сохранит в себе сегодня дух поэзии и на осенних листочках, которые я вам раздала, напишет несколько красивых строк на тему «Осень ».

(Звучит «Осень» из «Времен года» П.И.Чайковского) 

Учитель собирает вырезанные из цветной бумаги кленовые листья и вывешивает на подготовленном стенде.)

До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок на тему : «Природа осенью»

  Цели урока:  1. Вспомнить слова и словосочетания, обозначающие приветствие, прощание, времена года, её состояние и признаки  .2.  Познакомить с новыми словами и грамматическими конструкциями.3. Разв...

Спектакль-путешествие «И с каждой осенью я расцветаю вновь…». Болдинская осень. Для учащихся 7-9 классов.

Спектакль состоит из пяти актов, каждый из которых представлен сценами. 1.Акт-зачин Тамбов-Болдино: «Только версты полосаты...», 2.Акт «Сентябрь», 3.Акт «Октябрь уж наступил...», 4.Акт «Стоял ноябрь у...

Открытый урок внеклассного чтения "Золотая осень"

Конспект открытого урока внеклассного чтения "Золотая осень" в коррекционной школе...

Презентация к уроку литературы "Болдинская осень А.С.Пушкина"

Конспект к  уроку литературы в 9 классе "Болдинская осень А.С.Пушкина"...

Технологическая карта интегрированного урока литературы и биологии в 9 классе по теме: «Болдинская осень - творческий «урожай» А.С. Пушкина»

Технологическая карта интегрированного урока литературы и биологии в 9 классе по теме: «Болдинская осень - творческий «урожай» А.С. Пушкина»...

Презентация по литературе "Болдинская осень" (урок-экскурсия)

Презентация по литературе "Болдинская осень" (урок-экскурсия)...

Открытое урок: "Нетрадиционные виды рисования. Осенний пейзаж."

Цель: развитие познавательного интереса к искусству через освоение нетрадиционного способа  рисования у детей 8 – 10 лет. Задачи:Образовательные:  -  ознакомление ...