Звучит красивая музыка. Кто знает, что это за произведение? Да, это «Времена года» П.И. Чайковского, «Октябрь». О чем будет сегодняшний наш урок и почему его будут вести два учителя? Конечно, урок будет об осени. Об осени в биологии и литературе. А какая самая знаменитая осень была в творчестве А.С. Пушкина? Конечно, Болдинская осень. Итак, сформулируйте тему урока
- Слайд 4. Природа в творчестве А.С.Пушкина. Стихи об осени.
Учитель. А.С. Пушкин… Знакомство с его творчеством происходит в раннем детстве с чарующими стихами о природе. Она занимает особое место в творчестве поэта, начиная со времени его учебы в Лицее. Давайте вспомним строчки произведений А.С. Пушкина, посвященные природе. Литературный калейдоскоп Дети вспоминают любимые строки из стихотворений А.С. Пушкина Учитель литературы предлагает учащимся ответить на вопросы: -Почему поэту так мила осенняя пора? -Почему он сравнивает ее с нелюбимым ребенком в семье?
Учитель литературы Правительство в 30-е годы продолжало бдительно следить за творчеством поэта. Пушкин с тревогой видел, что дела его ухудшаются. Семья росла, жизнь в Петербурге стоила дорого. Материальное положение поэта стало катастрофическим. К тому же прибавилось новое, серьезное беспокойство: светские сплетни вокруг его жены. Несмотря на это, Пушкин много пишет. Особенно плодотворно было уединение поэта в Болдине осенью 1833 года. - Слайд 5. Болдинская осень
Учитель литературы Давайте просмотрим фрагмент фильма «Болдинская осень» об этом периоде в творчестве Пушкина - Какие известные произведения пишет Пушкин в Болдине? Осень как время года в творчестве музыкантов, поэтов, художников
Учитель литературы Почему осень так привлекала поэтов, музыкантов, художников? Звучит музыка Чайковского Учитель биологии (на фоне музыки) Слайд 6. Осенняя красота природы обусловлена процессами, происходящими в жизни растений с наступлением осени. Предоставляю слово 1-й группе биологов. - Осень. Она заглянула на поля и в сады. В полях убрали хлеб, но в сентябре стоят еще погожие деньки. Не случайно в стихотворении Пушкина звучат такие слова: «Короткая, но дивная пора». Почему? Желтые, красные, синие, лиловые листья на деревьях и кустарниках, конечно, говорят, что лето прошло.
Слайд 7. На картине Левитана «Осень» особенно печален и красив русский лес в ранние осенние дни. От дерева к дереву протянуты серебристые нити липкой паутины. Именно в это время разлетаются на тонких паутинках пауки, занимая свои экологические ниши. - Почему же листья изменили свою окраску?
- Слайд 8 Понижение температуры в ночное время, короткий световой период. Всё это приводит к разрушению пигмента хлоропластов – хлорофилла. Одновременно с ним в листьях присутствовали и другие красящие вещества – ксантофиллы – пигменты красно-оранжевых и синих цветов. Летом они не были видны из-за интенсивной окраски зелени. Но как только хлорофилл стал разрушаться, в полную силу вспыхнули другие цвета: оранжевый, желтый, фиолетовый. Не случайно в народе, например, сентябрь называют «Златоцвет».
Учитель биологии Какие погодные условия привели к изменению химического состава растительной клетки? (Температура и свет) С какими пластидами связаны изменения окраски листьев? (Хлоропласты и хромопласты) - Анализ текста стихотворения «Осень»
Уч. Литературы. Что нам открыл Пушкин в своем стихотворении «Осень»? А теперь, чтобы понять мысли поэта о том, «как рождается в душе его вдохновение», мы должны познакомиться с формой стихотворения, его рифмовкой. Слайд 9. Поможет нам в этом первая группа литературоведов. Домашним заданием этой группы был анализ стихотворения «Осень» по предложенному плану. Предоставим им слово. . Слайд 10. - Готовясь к уроку, мы установили, что стихотворение написано «октавой» - это восьмистрочная строфа. Октава была разработана еще в Италии в эпоху Возрождения. Из русских поэтов октавами писали Жуковский, Лермонтов, Майков. И Пушкин для решения своих художественных задач использует октаву, отказываясь от четырехстопного ямба:
Четырехстопный ямб мне надоел: Им пишет всякий. Мальчикам в забаву Пора б его оставить. Я хотел Давным-давно приняться за октаву. А в самом деле: я бы совладел С тройным созвучием. - А.С. Пушкин в стихотворении «Осень» использует октаву с характерной для этой строфы системой рифмовки а.б.а.б.а.б.в.в. На 8 строк – всего три рифмы, что усиливает слитность в единое всех стихов строфы. Давайте вместе убедимся в этом.
Подсчитайте количество строк в строфе. Сколько? Теперь посмотрите на рифмовку: 1,3,5 перекрестная рифма 2,4,6 7,8 – смежные или парные. - А теперь рассмотрим, каким размером написано стихотворение. Прочитаем строчки: «Как весело, обув железом острым ноги». Перед вами шестистопный ямб. Длинный, сложный метр стиха. (Метр – стихотворный размер).
- В некоторых строфах – значительное количество пиррихиев, что облегчает стопу и способствует тону спокойного раздумья.
И с каждой осенью я расцветаю вновь, Здоровью моему полезен русский холод… - В других строфах появляется иногда спондей, который нарушает ямб стяжением ударения, что перебивает метр стиха, вносит в него оживление.
Слайд 10, …Вонь, грязь – весной я болен… - Природа осенью
Уч.литературы. Итак, урок литературоведения прервем ненадолго. Дадим слово группе биологов, которые расскажут об изменениях в природе, происходящих в октябре, именуемом в народе позимником.
1.Октябрь – это еще терем расписной. Буйство красок. Но подует ветер, и в воздухе запорхают и упадут на землю разноцветные листья. Серые тучи затянули всё небо, сеет холодный дождь. Гуляет сердитый ветер. Плохое настроение, дисгармония. Наверное, в этом конфликт человека и природы: + (плюс) осень - (минус) плохое настроение. «Дни поздней осени бранят обыкновенно». И есть за что. 2. Слайд 11. Так почему опадают листья? Почему растения готовятся к зиме? Когда почва делается очень холодной, корни растения теряют способность нести свою службу и впитывать растворы из земли. От этого больше всего страдают листья, потому что именно эти части растения теряют много воды с испарением. Надо прекратить испарение и движение воды по стеблю, иначе она замерзнет и разрушит стебель. Растение образует разделительный слой у основания листового черешка. Здесь накапливается и избыток минеральных солей. Эта часть черешка стала хрупкой. И небольшое дуновение ветерка приводит к опаданию листа. Вместе с ним из растения будут удалены соли тяжелых металлов и других вредных веществ, накопившихся за лето. Листопад – это еще и защита от поломки кроны от налипшего снега и инея. Учитель биологии: Итак, повторим. Какое значение имеет для растений опадание листьев?
- Как Пушкин рисует в стихотворении картину осени? Слайд 12
Уч. Литературы. Да, унылая пора, но для очей – очарованье. Пушкину она приятна. Осень – его любимое время года. И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. Послушаем первую строфу стихотворения. Уч. Литературы. Какую картину осени рисует поэт? (Первая строфа – реалистическая картина осени. Реализм осени передан наблюдениями не только из жизни природы, но и в определенных рамках места и времени: это русская осень, русская усадьба, русская деревня. ) - Каково описание осени? На какие детали указывает поэт? (Реалистически, правдиво изображает деревенскую осень, необычайно «предметно», точно указывает месяц; поэт отбирает наиболее существенные явления и создает картину точную и выразительную. Детали – «журча еще бежит за мельницу ручей», «пруд уже застыл», «последние листы», «дорога промерзает»). Слайд 13 -Чем нам дорого это описание? -А как вы поняли строчки: «…сосед мой поспешает В отъезжие поля с охотою своей, И страждут озими от бешеной забавы…»? - В какое время, в какой России жил А.С. Пушкин? (Хоть на мгновенье, но поэт вспоминает о крепостной деревне, о взаимоотношениях помещика и крестьянина, то есть поэт, отбирая явления, не обходит и социальных противоречий – неравенства между богатыми и бедными) -А эти предметные образы с какими соседствуют? Какое изобразительное средство обращает на себя внимание? (Соседствуют с метафорическими образами, это олицетворения – «роща отряхает», «дохнул осенний хлад».) -Что можно сказать о лексике? Какие слова использует поэт? Какова их роль? (Есть слова обычной разговорной речи: сосед, мельница, бежит ручей, лай собак. Находим и славянизмы: хлад, страждут. Слова высокого литературного ряда: листы, нагие ветви, отряхает. Их роль – в том, что они придают описанию несколько приподнятый тон. ) - Слайд 14. Как поэт подводит нас к мысли, что осень для него – пора вдохновения? (Лексика)
Уч. Литературы. Над этим вопросом работала другая группа учащихся. Обратимся к тексту стихотворения.
По ходу выступления вопросы задает учитель литературы -Чем 2,3,4 строфы отличаются от 1-й? 1. Во второй строфе появляется поэт, он рассказывает о своем восприятии различных времен года. Начинает с весны, его признание откровенно. «Я не люблю весны», «зимой я более доволен», - заявляет он. Он любит снега, быстрый бег саней. Он весело скользит на коньках по зеркалу стоячих рек, нравятся ему зимние праздники. Лето не любит за пыль, комаров и мух. -Определите тон строфы. Какую лексику использует поэт? 2. Так как поэт передает свои впечатления, то мерный ритм первой строфы сменяется несколько убыстренным ритмом. Это достигается спондеями, о которых уже говорили: «вонь, грязь», «Кровь бродит». Слова «Вонь, грязь, кровь» - слова низкого ряда. Там, где Пушкин развивает тему радостных зимних впечатлений, - тон бодрый, жизнерадостный, а по отношению к себе – несколько иронический. … Нельзя же целый век Кататься нам в санях с Армидами младыми Иль киснуть у печей за стеклами двойными «Армидами и киснуть» - слова различной эмоциональной окраски – вызывают у нас улыбку. В описании лета сохраняется тот же характер живого разговора: «Ох, лето красное»... Таким образом, личная тема, рассказ поэта о своем отношении к различным временам года, привел поэта к сниженной лексике. -А теперь послушаем следующие строфы: 5-8-ю. Чему они посвящены? (Осени) - По сравнению с предыдущими сменился ли ритм, тон речи? Какую строфу напоминает? (Поэт возвращается к описанию осени. Лексика, замедленный тон напоминают первую строфу). -На какие строчки особенно обращаем внимание? Унылая пора (у, ы, а придают стиху протяжный и несколько унылый характер) Очей очарованье А рядом – аллитерация, она усиливает эмоциональность стиха, или музыкальную инструментовку стиха. -А чем интересна 8-я строфа? (поэт вновь обращается к своим ощущениям и переживаниям) Поэт провозглашает: «И с каждой осенью я расцветаю вновь».
- Слайд 15. Как объясняет поэт свое творческое вдохновение именно осенью?
Уч. Литературы. Третья группа литературоведов проводила исследование 9,10 и 11-й строф. Давайте их послушаем. Им были предложены вопросы, которые лежат перед вами: -Что описывает Пушкин в 9,10 и 11 строфах? -Что пробуждает «думы долгие», которые он питает в своей душе? -Что происходит с его душой? -Какой момент самый радостный? -Какие средства помогают понять его настроение? - В 9 строфе мы наблюдаем переход к новой теме – теме творчества. Тема поэта и поэзии ставится здесь как живая, образная картина психологического состояния поэта в минуты пробуждения вдохновения:
...В камельке забытом Огонь опять горит – то яркий свет лиет, То тлеет медленно, а перед ним читаю… И пробуждается поэзия во мне… - Подбор слов точно выражает состояние поэта в начале его поэтического труда. Поэзия рождается из того многообразного, бесконечного ряда ощущений, наблюдений, размышлений, переживаний, о которых мы говорили, анализируя предшествующие строфы.
- Вот слова большого значения, выражающие то, что происходит в душе поэта: «воображение», стеснение души «лирическим волнением», стремление «излиться наконец свободным проявленьем», мысли «волнуются в отваге, и рифмы легкие навстречу им бегут». Такова природа поэтического мышления. Форма рождается одновременно с содержанием. Изображение душевного состояния поэта в минуты творческого вдохновения заканчивается строкой:
Минута – и стихи свободно потекут Учитель литературы. Как же объясняет поэт своё творческое вдохновение? Слайд 16. Учитель биологии. Тем, что «здоровью моему полезен русский холод». Послушайте выступление группы биологов о самом холодном осеннем месяце. - Ноябрь – грудень, прозван так в народе из-за замерзших к этому времени дорожных кочек. В лесу стоят голые деревья. Сокодвижение прекращено, наступил полный покой, но ничто не мешает растениям ожить весной. А для поэта всё самое живительное начинается осенью:
И с каждой осенью я расцветаю вновь, Здоровью моему полезен русский холод...
Да, действие холода на организм некоторых людей – это повышение активности: Легко и радостно играет в сердце кровь, Желания кипят – я снова счастлив, молод, Я снова жизни полон – таков мой организм…
- Вы наверное замечали, как после долговременной прогулки на свежем и морозном воздухе ваше лицо приобретает здоровый и румяный оттенок, а общее состояние бодрое и удовлетворенное. Это ли не чудо морозного воздуха? Современная криотерапия (лечение холодом) была хорошо знакома и нашим предкам — издревле они с лечебной целью применяли обкладывания льдом, обертывания в смоченные холодной водой простыни. Умеренное, не вызывающее оледенения охлаждение используется в медицине для уменьшения воспалений, как кровоостанавливающее, болеутоляющее и уменьшающее отек средство. Лечение холодом вызывает стрессовое состояние организма, активно регулирует обмен веществ, способствует образованию необходимых гормонов, улучшает не только кровообращение, но и все процессы в организме человека, что дает возможность долго оставаться здоровым.
Учитель биологии. Итак, какие изменения происходят в жизни растений и человека осенью? Слайд 17. Учитель литературы. Осень – любимая пора Пушкина. Болдинская осень – его творческий «урожай». В сентябре им написаны «Гробовщик», «Барышня-крестьянка», «Сказка о попе и работнике его Балде». В октябре – «Метель», «Выстрел», «Станционный смотритель», «Домик в Коломне», «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери». В ноябре: «Каменный гость», «Пир во время чумы», «История села Горюхина».
Учитель литературы Итак, ребята, урок наш подходит к концу. Давайте попробуем кратко сформулировать основную мысль урока.
Достигнуты ли цели урока?
Оцените свое самочувствие на сегодняшнем уроке. Оцените себя. Сдайте листочки самооценки. Всем спасибо за сотрудничество! Лист самооценки __________________________________________________ Предмет | Активность на уроке (каждый устный ответ отмечается значком +) | Какую оценку ты поставил бы себе за урок | Понравился ли тебе урок (да, нет, не совсем) | Как ты понял материал (понял, не всё понял, не понял) | Литература |
|
|
|
| Биология |
|
|
|
|
- Выучить стихотворение «Осень» наизусть
- Написать сочинение-миниатюру «Болдинская осень – творческий «урожай» поэта».
О творчестве А. С. Пушкина говорим мы не в первый раз. И знаем восторженного, одержимого стихами, нелепого и трогательного "Кюхлю". Кто он?
О чём это стихотворение? Каким настроением проникнуты строки?
Вопрос: Обратите внимание еще раз на эпиграф. Для Пушкина дружба- это счастье, а почему горе? (Уход лицеистов из жизни). 5. Учитель: Дружбу Пушкин понимал не только как отношения, возникающие между двумя людьми. "Дружество" для него - это целый круг людей, близких "по судьбе", это "братство", "наш союз". В стихотворении «19 октября 1825 года» поэт славит верную нерушимую дружбу, которая прошла через все испытания. Анализ отрывка из стихотворения "19 октября" - манифеста дружбы. Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа неразделим и вечен- Неколебим, свободен и беспечен Срастался он под сенью дружных муз, Куда бы нас не бросила нас судьбина, И счастие куда б не повело, Все те же мы: нам целый мир чужбина, Отечество нам Царское Село. Слово учителя. Таким образом, вызывает восхищение верная братская дружба, которую Пушкин и друзья его юности пронесли через годы жестоких испытаний; уважение к жизненному подвигу этого поколения, к их высоким идеалам, к их мужеству и благородству. Учитель: Тема дружбы звучит и в стихах Кюхельбекера. И вот опять Лицея день священный; Но уж и Пушкина меж вами нет. Не принесет он новых песней вам, И с них не затрепещут перси ваши; Не выпьет с вами он заздравной чаши: Он воспарил к заоблачным друзьям.
|
Комментарии
Нравится мне эта разработка,
Нравится мне эта разработка, нравится, но... только одно НО - я ее уже встречал на просторах сети:
https://uchitelya.com/literatura/48343-integrirovannyy-urok-boldinskaya-...