Открытое урок: "Нетрадиционные виды рисования. Осенний пейзаж."
план-конспект

Селезнева Лидия Анатольевна

 

Цель: развитие познавательного интереса к искусству через освоение нетрадиционного способа  рисования у детей 8 – 10 лет.

 

Задачи:

Образовательные:  

-  ознакомление  с  разнообразием  техник  в  живописи,  изобразительными

средствами  для  передачи  изображений;  учить    видеть  прекрасное  в

окружающей жизни;

-формирование  умений  применять  знания  при  решении  практических творческих заданий,  интереса к изобразительной деятельности

 

Развивающие:

-развитие  восприятия  цвета,  композиции,    колористического  видения,

фантазии,  речевой    активности,  познавательного    интереса;  расширение 

кругозора; приобщать к реалистическому искусству.

 

Воспитательные:

- любовь к родной природе; воспитание  творческих способностей, позитивных  и  интеллектуальных    качеств,  воспитание  нравственных  и  эстетических  чувств, эмоционально  -  ценностного  позитивного отношения  к  себе  и окружающему.

 

Результат:

- Создание пейзажа с использованием нетрадиционных техник.

 

Вид деятельности:

Вид    деятельности:  нетрадиционное  рисование  -  рисование  капустным листом.

Нетрадиционное рисование – ватными палочками, занятие творчеством с элементами  взаимного обучения.

 

Тип занятия: комбинированный

 

Метод обучения: нетрадиционный (введение коллективных заданий; отказ от традиционной работы с предварительным карандашным наброском,

замена  кисточки  палочкой;    применение  метода  пальцевой    живописи);

словесный, наглядный, творческий, интегрированный, практический.

 

Форма  организации  деятельности:  фронтальная,  групповая,  парная,  индивидуальная

 

Оборудование:

 

Для учителя: конспект, слайды «Пуантилизм», слайд –шоу «Наша осень», мольберт, доска, материалы для тренировки, капуста

 

Для детей:  краски, кисти, бумага (тонированный лист, листы ватмана с готовым фоном), ватные  палочки,  капустные  листы,  тряпочки,  баночки  с  губкой,  баночки  с водой  

 

Оформление классной доски: осенние листья

 

Предварительная организация класса:

Предварительная организация  класса:   

- внешнее состояние помещения (проветривание, освещение), рабочих мест,

состояние классной доски,  организация детского внимания, внешний вид;

- готовность учителя к уроку:  наличие конспекта  (подробного плана) урока,

наглядных пособий, материалов и инструментов.

 

План занятия:

 

1. Организационная часть- 2-3 мин.

 

2. Актуализация знаний -8-10 мин.

- гости – мастер-класс;

- дети –  работа в группах: формирование темы урока через постановку

проблемного вопроса.

3. Постановка учебной задачи – 3-5 мин

 - постановка цели путём подведения к проблеме при помощи диалога.

4. Физкультминутка

5.Практическая работа учащихся –20 - 25 мин.

- первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала через

показ учителя и тренировочные упражнения учеников;

-  приёмы  повторения  ранее  усвоенных  учебных  действий  необходимых  и достаточных для восприятия;

 

Самостоятельная творческая работа учащихся в группах.

- инструктаж о последовательности работы;

- работа в группах сменного состава.

(Организационные  виды  деятельности  в  группе:  постановка  цели,

планирование работы, распределение работы, обсуждение проблем и выход

из них, анализ, контроль и самоконтроль, рефлексия.

Учитель:  контролирует  ход  работы  в  группах,  отвечает  на  вопросы,

регулирует  споры,  порядок  работы  и  в  случае  крайней  необходимости

оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом).

 

5. Подведение итогов. Анализ работ. 3-5 мин.

6.Завершение занятия. Уборка рабочих мест. - 2-3 мин.

Формирование универсальных учебных действий (УУД).

Личностные УУД:

- вызвать интерес, эмоциональную отзывчивость, эмоциональное восприятие

темы;

-  ориентация  на  понимание  причин  успеха  или  неуспеха  выполненной

работы,  на  восприятие  и  понимание  предложений  и  оценок  учителей  и

товарищей;

- духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого

отношения к природе — источнику красоты и вдохновения.

Регулятивные УУД:

- учить применять ранее полученные знания о композиции, цвете и цветовых

контрастах;

- развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои

действия в соответствии с ней;

- вырабатывать способность различать способ и результат действия;

-в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи;

- вырабатывать навыки оценивания своей работы.

 

Познавательные УУД:

- развивать творческую фантазию и чувство гармонии;  

- развивать способность смыслового восприятия художественного текста;

- осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.

Коммуникативные УУД:

Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения

различных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;

- задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;

-  договариваться  и  приходить  к  общему  решению  в  совместной

деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов;

-  адекватно  оценивать  свою  роль  в  коллективной  (парной)  творческой

деятельности.

Ожидаемые результаты.

Личностные

·  формирование эстетических потребностей :

 - в общении с искусством, природой,

-  в творческом  отношении к окружающему миру,

-  в самостоятельной практической творческой деятельности;

·  умение:

-  сотрудничать с товарищами; вести диалог.

- обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и

работу  одноклассников  с  позиций  творческих  задач  данной  темы,  с  точки  зрения содержания и средств его выражения;

·  пополнение  готовыми    работами  наглядно-иллюстративной  копилки 

класса.

 

Метапредметные

·  овладение  умением  творческого  видения  с  позиций  художника,  т.е.

умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

·  умение  планировать  и  грамотно  осуществлять  учебные  действия  в

соответствии  с  поставленной  задачей,  находить  варианты  решения

различных художественно-творческих задач;

·  умение  рационально  строить  самостоятельную  творческую

деятельность, умение организовать место занятий;

·  осознанное  стремление  к  освоению  новых  знаний  и  умений,  к

достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

 

Предметные

· применение  художественных  умений,  знаний  и  представлений  в

процессе выполнения художественно-творческих работ;

· способность  передавать  в  художественно-творческой  деятельности

характер,  эмоциональные  состояния  и  свое  отношение  к  природе,

человеку, обществу;

· умение  компоновать  на  плоскости  листа  и  в  объеме  задуманный

художественный образ;

· освоение  умений  применять  в  художественно—творческой 

деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты.

 

Ход занятия.

 

1. Организационный момент. Приветствие.

 

Учитель:      

Утром ранним кто-то странный заглянул в мое окно.

На ладони появилось ярко-рыжее пятно.

Это солнце заглянуло, будто руку протянуло тонкий лучик золотой.

И, как с первым лучшим другом, поздоровалось со мной.

 

- Ну и я скажу в ответ:

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, солнце ясное!

Здравствуйте, мои друзья!  

Всех вас рада видеть я!

 

/// Раздать бумажные листья двух цветов (красного и жёлтого) – дети пока не

знают, что это будут 2 разные группы. Так ненавязчиво происходит деление

детей на группы.

 

 Приветствие гостей.

 

- Ребята, у нас в классе гости, поприветствуем их.

 

/В  классе  гости.  Дети  приветствуют  гостей.  Подходят  к  ним,    ставят  перед ними  краски,  дают  подкладной  лист    -  остаются  2  ведущих  ученика  для мастер - класса. Остальные проходят на места  – там их ждёт  задание/.

 

2.  Погружение в урок. Выход на тему урока.

 

Учитель:

 

-Ну  что,  ребята!    Посмотрите  на  свои  листочки?  Те,  у  кого  они красные,   подойдите  к  первому  столу,  а  те,  у  кого жёлтые –  ко второму. У вас 2 группы.  

Эх, закрутятся дела!

Только яркий лист не прост -

Он достойный держит пост -

Свой секрет он  стережет!

 

- Подойдите, прочитайте внимательно и действуйте по плану.  

В это время 2 ученика проводят мастер-класс с опорой на слайды

Ученик  с красным  листом – для 1 группы.  

- Ребята!  

- Отгадаете загадку – узнаете тему урока.

 

Пришла без красок

И без кисти

И перекрасила

Все листья.

Ну, конечно же это… (Осень)

 

-  Как вы думаете – какова тема урока?  

- Приготовьте для себя всё необходимое для урока.

 

Ученик с жёлтым листком  – для 2 группы.  

- Ребята!  

- Отгадайте загадку.

 Клёны смотрят удивлённо:

Маляра и краски нет.

Кто ж окрасил их, зелёных,

В красный и лиловый цвет? (Осень)

 

-Как вы думаете, что мы будем рисовать?  

-Приготовь  всё необходимое для работы.

 

3. Мастер-класс.

Ученик 1:

- Здравствуйте. Уважаемые гости,  как вы думаете, зачем мы вам поставили

краски? Посмотрите, мы заранее смочили их водой, но вам не предложили 

ни кисточки, ни палитры? Вы сегодня будете художниками! Но не простыми

художниками,  а  художниками-пуантилистами.  Удивились?  Это  здорово!

Всегда интересно узнавать что-то новое.

Ученик 2:

-  Уважаемые гости.   Пока  ребята  выполняют  свои  задания,  мы  проведём  с вами мастер-класс.

 - А вы знаете, что такое ПУАНТИЛИЗМ?

- Пуанты – такое красивое слово, по-настоящему французское. Когда

слышишь  его,  почему-то  сразу  перед  глазами  возникает  образ  воздушной балерины, которая парит над сценой в очередном художественном образе, заставляя  зрителя  в  немом  восторге  восхищаться  гибкостью,  стройностью балерины. Она  едва касается  пола носками балетных туфелек – пуантами. И если  человек  впервые  сталкивается  с  таким  понятием  как  «художник-пуантилист», то совершенно естественно, что оно вызывает у него улыбку и легкое  недоумение:  неужели  эти  художники  ходили  на  пуантах?!

Ученик 1:

На самом деле художники в балетках не ходили, а рисовали картины в стиле

пуантилизма  (от  французского  pointiller  –  «писать  точками»).

Пуантилизм

является одним из интереснейших и необычных направлений живописи. Это

такая  манера  письма  картин  раздельными  мазками  правильной,  точечной

или  прямоугольной  формы.  Художники,  нанося  на  холст  чистые,    не

смешанные  заранее  на  палитре      краски,  рассчитывали  на  оптическое

смешение цветов в глазу зрителя, и им это удавалось.  

Разработал  оригинальную  живописную  технику  письма    Жорж-Пьер  Сёра – молодой французский художник 19 века. Этот приём использовался и другими художниками – пуантилистами, среди которых известны Поль Синьяк, Анри Кросс, Люсьен Писсарро, Камиль Писсаро.

4. Показ слайдов

Поль Синьяк "Дерево в окрестностях Сен-Тропез". 1892 г.

Анри Эдмон Кросс "Венецианский канал". 1903-1905 г.г.

 

Анри Кросс "Прачка". 1895-1896 г.г.

Люсьен Писсаро "Дом глухой женщины".

  Анри Кросс "Натюрморт".

Анри Кросс «После полудня»

 

А вот это работы уже наших современных художников, которые вдохновились глядя на работы великих мастеров.

«Вечер». По мотивам картины Поля Синьяка «Летний вечер в Сен - тропе».

 

«Натюрморт с белым молочником» (написано с натуры).

 

 

Ученик 2:

  –  Для  работы  мы  взяли  обычные  ватные  палочки.  Рисование  с

помощью точек разного цвета мы начинали, как и все другие, с упражнений.

Можно - чётко,  ровно,  строго  как  по линеечке,    рядом,  друг  за  другом;  можно свободно располагать  точки – как захочется.  

 - Краски заранее смочить водой, палочку держать вертикально,

вот  так  (показ).  Ватную  палочку  необходимо  напитать  краской  –  тогда

отпечаток на листе будет ярким и чётким.  

Ученик 1:

 – Если работа с шаблоном, то необходимо:

·  обвести  выбранный шаблон карандашом;

·  цветными точками (по выбору) нанести контур;

·   перейти  к заполнению основной части;

 -  И завершить картину по своему замыслу.

Ученик 2:    

–Предлагаем  Вам  изобразить  птиц.  Для  вас  мы  заранее  приготовили

заготовки    разных  птиц.  Выбирайте,  какая  нравится.  Можно  выполнить  не одну, а несколько. Тренировка необходима, но вы можете выполнять работу. Вам  не  стоит  расстраиваться,  ведь  выполняя  работу    ватными  палочками  - испортить её  просто невозможно. И если ваши птички будут не серыми,  а  яркими и нарядными –  они  просто поднимут всем настроение!  Поверьте и сами проверьте - это очень увлекательно!

 – Удачи!

 /Дети раздают ватные палочки и заготовки птиц/.

Учитель:

- Ребята, наши гости уже приступили к выполнению поставленной  задачи. А

я спрошу вас: отгадали ли, вы, загадки ? Какова тема урока? (Да! Осенний пейзаж!)

- А почему вы так решили? Какие слова вам подсказали?

1) Пришла без красок

И без кисти

И перекрасила

Все листья.

2)Клёны смотрят удивлённо:

Маляра и краски нет.

Кто ж окрасил их, зелёных,

В красный и лиловый цвет?

 

5. Проверка готовности к уроку.

- Вы молодцы, самостоятельно приготовили всё необходимое для работы. Но всё же проверим: тонированные листы, красная и жёлтая  краска, краски холодных тонов, кисти, баночки с водой, палочки.

6. Постановка проблемы. Предполагаемая цель.

- У меня вопрос: не вижу  палитры на ваших столах? Не нужна? А смешивать

цвета  не  будете?  Чем  же  вы  будете  тогда  ещё  работать?  (смешивать

пальцами сразу на листе и палочками ватными).

- А капустные листья зачем у меня?

- Мы будем рисовать капустными  листьями! Ещё не умеем. Значит, какова

наша цель? (научиться рисовать -  новый приём рисования). Зачем нам это

надо? (узнавать новое, делать приятное, радовать других …)  

- Как вы думаете, что мы будем рисовать капустными листьями? Посмотрите

внимательно на форму листа. Деревья! Мы будем изображать деревья!

7. Актуализация знаний.

Учитель:

 -  Сегодня  у  нас  коллективное  творчество:  наши  гости  будут  изображать  

птиц,  которые  к  концу  урока  займут  своё  место  на  ваших  картинах,  а    мы будем рисовать пейзаж.  А что такое пейзаж?  

Начнём?  Да,  и  как  всегда,  с  тренировки.  Мы  же  ещё  никогда  не  рисовали капустным листом …

7.Тренировочные упражнения.

Поэтапное объяснение.

-  На  подкладной  лист  (клеёнка)  положите  капустный  лист.  Берём  широкую кисть.  Наберите  жёлтой  краски столько, чтобы покрыть ею капустный лист.  Нанесите на него краску.  Вода поможет показать прозрачность, но не переборщите - с кисточки вода не должна капать.  

 Наносите и по центру  и ведите по прожилкам листа. Можно взять красные, пурпурные оттенки.    Я тоже решила попробовать.  И  так  же,  проведу  краской  по листу.  Достаточно.  А  теперь  берём  наш  лист  переворачиваем  на  листок бумаги. Получился отпечаток. На что похож? На дерево. Дерево почти готово! Потом прорисуем ствол и веточки, тогда дерево станет повыразительнее.  

А почему оно жёлтое? (Это - осень).   

-  Нравится? Это была лишь тренировка. Убери свои работы на подоконник.  

8. Физкультминутка.

 - Вы не устали?

Гриша шел — шел — шел, (Шагаем на месте.)
Белый гриб нашел. (Хлопок в ладоши.)
Раз-грибок, (Наклоны вперед.)
Два — грибок, (Наклоны вперед.)
Три — грибок, (Наклоны вперед.)
Положил их в кузовок. (Хлопок в ладоши.)

- Сейчас вы будете  работать в группе. Каждая группа создаст  свой осенний

пейзаж. С чего начинаем работать?

- Рисуя пейзаж, художник начинает с того, что он проводит линию горизонта.

А что такое ЛГ? Это линия схода земли и неба. Она проходит на уровне глаз

смотрящего.  У каждого пейзажа  есть свои основные предметы (неодушевлённые) и объекты (одушевлённые). В зависимости от ЛГ будут располагаться и наши предметы.  Чем  предмет  ближе  к  ЛГ,  тем  он  меньше  –  меньше  выглядит  для смотрящего.  Значит,  чем  предмет  ближе  к  смотрящему,  тем  он  больше, крупнее на первом плане.  

- Вам необходимо  помнить, что в работе должно быть  не менее 3 основных

объектов. Рисовать надо начинать с самого  большого (крупного) предмета.

Как  вы  думаете,  какой  предмет  у  вас  будет  самым  большим?  Дерево.

Рисовать  вы    его  будете  совсем  необычным  способом  –  при  помощи

капустного листа.

- Но достаточно ли это для создания пейзажа.?

- Какие объекты (предметы) можно ещё изобразить?

(самый  маленький  предмет  –  луну (солнце),  она  высоко  над  ЛГ,  далеко  от  нас  – смотрящих  на неё, а значит маленького размера).

- Что ещё можно изобразить?  

(избушку лесника, водоём, грибника с корзиной… )

- А опавшие листья?

9.  «Мозговая атака»:

-Какой бывает листва? (пёстрая, шуршащая, как ковёр …)

- А холодные оттенки на листве могут быть? (если изобразить тени на деревьях и земле …).

- Какое настроение вызывает у вас цвет листвы?

- Фон готов, время суток разное изображено. Вы в группе должны решить  и

сделать выбор. (Затонированные заранее  листы ватмана: утро – зорька алая,

день,  вечер,  ночь).  

Основные  предметы  мы  предположили.  Остались  лишь добавить  детали:    может  идти дождик;  появится  тропинка  –  не  забудьте, что уходя вдаль, она визуально (зрительно) сужается;  следы зверей, начнёт вдруг кружить ветер – детали могут быть разные.  

- Что вы  можете  использовать вместо  кисти?

( я буду работать пальцем).  

-  Вспомните  правила  работы  в  группе.    Главное,  уметь  договариваться.  Не забудьте,  чтобы  у  вас  были  грамотно  размещены  основные  предметы,

правильно подобранные цвета.  

///Группы выбирают фон, берут капустные листы и приступают к работе.  

- Нельзя терять ни минуты! Я желаю вам удачи.

10. Самостоятельная работа.

///  1. Слайд-шоу «Наша осень».

 

       2. Музыка фоном.  

 

Группы работают. Гости работают. Учитель в роли помощника-консультанта.

Контроль времени.  

11. Представление готовых работ.

Дети на доске закрепляют готовые пейзажи.

12. Рефлексия. Анализ работ.

-  Какие  основные  предметы?  Дополнительные?  Что  получилось,  что  нет?

Какие были трудности?

Конструирование работ.

Гости свои работы крепят на детские работы. В итоге – коллективное панно.

13. Подведение итогов.

 Эмоциональное завершение занятия, как средство сохранения психического

здоровья школьников.

 

                                  «Волшебный горшочек».

 

Учитель  ставит  в  центре  круга  красивый  горшочек.  В  горшочек  дети

«складывают»  всё,  чему  научились  -  новые  знания  и    положительные

эмоции.  Затем  учитель  «фонтаном  выплёскивает»  их  на  всех  ребят  и

взрослых – поделимся знаниями и хорошим настроением.

Спасибо.

14. Уборка рабочих мест.

 

 

Слайды:

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в студии рисования, группа дети 6-7 лет, тема: «Осенний пейзаж»

Данный конспект разработан для занятия по рисованию  с детьми 6-7 лет, в детско-юношеском центре. Также он может быть полезен, не толькопедагогам дополнительного образования, но и воспитателям де...

"Осенний пейзаж" открытое занятие

Работа с природным материалом ( осенними листьями), практические задания, знакомство с картинами великих художников, определение понятия "Пейзаж", виды пейзажа....

"Осенний пейзаж" открытое занятие

Работа с природным материалом ( осенними листьями), практические задания, знакомство с картинами великих художников, определение понятия "Пейзаж", виды пейзажа....

Рисование на тему: "Осенний пейзаж".

Конспект урока "Рисование осеннего пейзажа" в нетрадиционной технике рисования - монотипия....

Рисование в средней группе «Осенний пейзаж». Нетрадиционная техника рисования «Печать листьями».

Рисование в средней группе «Осенний пейзаж».Нетрадиционная техника рисования «Печать листьями»....

Конспект урока по рисованию "Осенний пейзаж".

Урок для обучающихся  3 класса (по программе 2 класса) с нарушением интеллекта, с использованием нетрадиционных техник рисования( при помощи ватных палочек и губки)...