Спектакль-путешествие «И с каждой осенью я расцветаю вновь…». Болдинская осень. Для учащихся 7-9 классов.
методическая разработка (7 класс) по теме
Спектакль состоит из пяти актов, каждый из которых представлен сценами. 1.Акт-зачин Тамбов-Болдино: «Только версты полосаты...», 2.Акт «Сентябрь», 3.Акт «Октябрь уж наступил...», 4.Акт «Стоял ноябрь уж у двора...», 5.Акт «Зазимок. Расставание». Мероприятие проводится для учащихся 7-9 классов в условиях камерного зала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_spektaklya_i_s_kazhdoy_osenyu.doc | 178.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка спектакля-путешествия «И с каждой осенью я расцветаю вновь…» Болдинская осень. Для учащихся 7-9 классов.
Спектакль состоит из пяти актов, каждый из которых представлен сценами. 1.Акт-зачин Тамбов-Болдино: «Только версты полосаты...», 2.Акт «Сентябрь», 3.Акт «Октябрь уж наступил...», 4.Акт «Стоял ноябрь уж у двора...», 5.Акт «Зазимок. Расставание.»
Акт первый. Тамбов-Болдино. «Только версты полосаты...»
Сценический комментарий Задник сцены украшен широким панно песочного цвета с изображением вверху портрета А.С.Пушкина работы художника К.Брюллова (1837), а по центру - фрагмент фотографии осеннего пейзажа Болдино: Верхний пруд, мостик, ведущий к вотчинной конторе. Рамка панно украшена натуральными осенними листьями и гроздьями рябины. Слова «И с каждой осенью я расцветаю вновь...» в черно-красной цветовой гамме располагаются над панно. Экран для проецирования изобразительных рядов помещаем под панно. На сцене преобладают цвета осени ( драпировка занавеса, мебель). В глубине сцены – круглый столик с бронзовыми канделябрами и небрежно положенными листами бумаги, гусиное перо, оловянная чернильница и букет желтых астр с листьями ясеня и клена. Со спинки венского стула свисает шелковая темно-вишневая шаль с длинными кистями. Боковые части сцены украшены стилизованными фонарями. Кресла зрительного зала расставлены полукружиями перед сценой. В спектакле задействовано две пары ведущих: первая - «дорожные» ведущие - «вожатые», одетые в крестьянские кафтаны и белые рубахи с вышитым у ворота орнаментом, вторая пара - «интерьерные»ведущие: девочка в платье и в прическе пушкинской поры и мальчик в черном фраке.
Методический комментарий. Каждая сцена акта представляет собой определённую этнокультурную картину, знакомящую школьников с бытом, традициями, культурой 19 века. По живописным картинам художников пушкинской поры, по произведениям самого поэта, используя приём ретроспективы, подбираем детали костюмов участников сцены, создающих «определённую ауру»(V;19) сцены. Избегаем излишней «маскарадности» в костюмах и атрибутах сценических образов, способных отвлечь зрителей от слов актёров. Музыкальное сопровождение сцены («Перезвоны») отвечает лейтмотиву дорожного путешествия. Видеоряд на экране отображает дорожные знаки пушкинской поры. Сцена включает элементы действия и диалога, вовлекающих зрителей в атмосферу театра. Главные участники сцены – сам поэт и ... будущий герой его повести станционный смотритель.
Сцена 1. В дорогу! Сценический комментарий. Звучит фрагмент симфонии-действа В.Гаврилина «Перезвоны» №20 «Дорога» (в течение 15 секунд громко – затем приглушенно.) На сцене, оживленно разговаривая, жестикулируя и смеясь, появляются люди, одетые в одежду разных сословий России первой половины Х1Х века: крестьяне, купец с окладистой бородой, мастеровые, франт в цилиндре и с тростью, няня с румяным малышом, чопорная гувернантка с девочками, надменная дама в дорожной шляпке, белошвейка с корзиной, бедно одетый студент с книгами, перевязанными веревочкой, богатый папаша с сыновьями-гимназистами – массовка 15 человек. На экран проецируются изображения верстового столба, почтовой станции, экипажа, запряженного тройкой лошадей. Пассажиры постепенно уходят за кулисы, остаются лишь небольшого роста господин с дорожным саквояжем да «станционный смотритель», который, разводя руки, обращается в зал: « Все, милостливые государи, лошадей свободных нет, экипажи не чинены, ни горсти овса... Сударь, извольте пройти в комнаты да откушать горячего чаю...».
«Сударь» поворачивается к «смотрителю»:
- Что же ты, голубчик, али не признал меня?
-Ах ты, Господи! Батюшка Александр Сергеевич! Да как же Вас не признать! Да что же это я? Вот незадача! (суетится, всплескивает рука. Бегу, батюшка, к Евсеичу – сей секунд лошадушки будут. А вы погодите маленечко...(убегает).
Пушкин: Много я колесил по трактам российским, редкого смотрителя не знаю в лицо. Если лошади попадутся добрые, так и за двое суток пятьсот
верст отмахать можно. А если дожди? А если лошаденка костлявая? Колеса засасывает по ступицы, из последних силенок лошадь выдирает карету из вязкой глины. О Господи! Быть русской лошадкой еще страшнее, чем двуногим обитателем «богом избранной страны»!.. Ну, слава тебе, Пресвятая
Богородица, бежит мой смотритель, верно, нашел лошадей...
- Что же, Михеич, хороши ли лошади?
- Да вроде бы ничего, справные, батюшка, правда, левая рессора в карете повизгивает...
- Ну, прощай, Михеич, жди с обратной дороги, да не забудь запасти чабреца для чая. Отменный у тебя чай с богородичной травой...
Звучит колокольный звон, созывающий к утренней обедне прихожан близлежащей деревни. Занавес.
Методический комментарий.
Вторая сцена акта обращает зрителей к «начальной точке» путешествия - из родного Тамбова проследуем в нижегородское Болдино. Лейтмотив народной мелодии станет одновременно и музыкальным фоном, и «эмоциональным концептом»(VI;3) сцены. Ведущие спектакля-путешествия помогают зрителям лучше понять происходящее на сцене ( как правило современные дети весьма скудно осведомлены об условности сценического действия). Видеоряд высвечивает знакомые тамбовские пейзажи – задействованы фотографии с видами города, выполненные самими участниками представления. Главное назначение сцены – объединить образ Пушкина с понятными и близкими для детей картинами родных мест, пробудить в них гордость за свой край, овеянный именем великого поэта
Сцена 2. Из Тамбова – в Болдино...
На сцену выходят «дорожные» ведущие - «вожатые». ( На фоне приглушенно звучащей народной мелодии «Степь да степь кругом...»)
1-й вожатый: Последуем и мы, о наши юные друзья, вслед за Пушкиным в дорогу, полюбуемся чудесными картинами ранней русской осени, вдохнем аромат последних цветов, насладимся протяжными напевами ямщика. Не так ли?..
2-й вожатый: Отчего же не так. Так-так! А еще и пылью дорожной надышимся, от лихачей озорных страха натерпимся, от клопов-тараканов на постоялых дворах начешемся...
1-й: Зачем же так мрачно? Посмотри, сколько народу собралось (показывает в зал рукой). И народец-то все молодой да смышленый. Неужто заскучаем с такими попутчиками в долгой дороге? (Завершение музыкальной заставки)
2-й: Тогда – по каретам и пролеткам, крестьянским дрогам и шарабанам, дилижансам и кибиткам, ландо и кабриолетам! В путь! В дорогу!
Звучит вальс Г.Свиридова «Тройка» из иллюстраций к повести А.Пушкина «Метель» На экране – фотовидеоряд: здание Тамбовского железнодорожного вокзала, деревья с осенней позолотой, памятник Г.Р.Державина, голубые купола храма Преображения; портреты М.А.Ганибалл, Н.К.Загряжской, А.А.Пушкина, М.А.Гартунг(старшей дочери А.С.Пушкина), Н.И.Кривцова; гравюра Х1Х века с изображением окрестностей Тамбова.
1-й:Мы не случайно начинаем путешествие из нашего родного Тамбова. На Тамбовской земле корни бабушки поэта Марии Алексеевны, в селе Кариан-Загряжском родилась его будущая жена Наталья Николаевна Гончарова...
2-й: А в Козлове (Мичуринске) служил старший сын поэта полковник Александр Александрович Пушкин и бережно хранил деревянные сундуки с архивами своего гениального отца... 1-й: Своему тамбовскому другу Николаю Ивановичу Кривцову поэт посвятил не только стихи, но, состоя с ним в активной переписке, прислушивался к мудрым советам своего старшего товарища. Уезжая в Болдино, Пушкин пишет письмо поэту и своему другу Н.И.Кривцову в имение Любичи Кирсановского уезда... (Под последние аккорды мелодии звучит стихотворение «Кривцову» (1819) в исполнении чтеца.) Занавес.
Методический комментарий.
Господствующим лейтмотивом третьей сцены станет минорная музыка, сообщающая действию оттенок «светлой печали». Этот отрезок спектакля задумывался нами как «сокровенный монолог души»(III;1) поэта. В воспитательном плане хотелось этой сценой обратить детей к доверительной форме эпистолярного жанра (современные дети и подростки, «измученные» сотовыми телефонами и плеерами, совершенно не умеют писать письма и не чувствуют в этом никакой надобности. Перед спектаклем на уроке русского языка семиклассники, например, пытались написать письма своим друзьям и близким – задание оказалось не из лёгких!)
Вторая задача сцены – запечатлеть в сознании детей образы любимых друзей Пушкина – вот им-то поэт и поверяет самые трепетные и сокровенные мысли, чувство дружбы в системе своих духовных ценностей поэт ставил на первое место.
Сцена 3. Письма... Сценический комментарий. Одинокая свеча освещает кабинет московской квартиры П.Вяземского. За столом Пушкин завершает письмо П.Плетневу. На фоне приглушенной мелодии Глюка из оперы «Орфей» (Жалобы Эвридики) он перечитывает написанное. На экране видеоряд - портреты П.А.Плетнева и П.А.Вяземского, А.Дельвига, П.В.Нащокина - друзей поэта. Московская застава-литография первой половины Х1Х века;картина Н.Г.Чернецова «Нижний Новгород»- 1838.
Пушкин: Милый мой, Петр Александрович! Расскажу тебе все, что у меня на душе: грустно, тоска, тоска. Свадьба моя отлагается день ото дня далее...Осень подходит. Это любимое мое время – здоровье мое обыкновенно крепнет – пора моих литературных трудов настает. Еду в деревню, Бог весть, буду ли там иметь время заниматься и душевное спокойствие, без которого ничего не произведешь...» (Поэт продолжает писать. На сцене появляются «интерьерные» ведущие.)
1-й ведущий. Поэта успокаивал, как мог, Петр Андреевич Вяземский, старый и верный друг. У него Пушкин жил все дни до отъезда. Вяземский и его жена, княгиня Вера, провожали Пушкина до заставы. Пушкин сел в кибитку, лошади тронули, пошли рысью, и он на три долгих дня остался один со своими неотвязными мыслями... Конец лета. Тридцать первое августа 1830 года. Путь поэта лежал в сторону Нижнего Новгорода. (Звон дорожного колокольчика, шумовой эффект едущего экипажа, концовка мелодии Глюка переходит в «Сентиментальный вальс» П.И.Чайковского). Занавес.
Методический комментарий.
Четвёртая сцена акта спектакля посвящена ключевому образу Болдинской поры – невесте, а потом жене поэта Наталье Николаевне Гончаровой, которая и становится невольной причиной отъезда Пушкина в нижегородское имение, которое отец Сергей Львович выделяет сыну в качестве будущего «семейного капитала»(III;8) Вокальное исполнение романса на стихи Пушкина, фортепьянное исполнение музыкальной миниатюры Бетховена и выразительное чтение стихотворения – создают романтичный образ прекрасной Натали, а детали светской залы, вальс и видеоряд воссоздают «давнюю мечту поэта о доме и о семье»(III;2)
Сцена 4. «Чистейшей прелести чистейший образец...» На сцене детали светского вечера. Гости, юная Натали Гончарова в бальном уборе и Пушкин танцуют тур вальса. Видеоряд на экране: портрет Н.Н.Пушкиной - гравюра по оригиналу А.П.Брюллова 1831, Наталья Николаевна Гончарова и автопортрет - рисунок А.С.Пушкина 1830 г.
1-й ведущий: Когда Пушкин впервые увидел Натали, красота ее поразила
его. Он полюбил! Голова его закружилась. Он сделал предложение. Ответ матери, при всей его неопределенности, давал ему надежду в будущем и на мгновение едва ли не свел с ума...
2-й: Пушкин едет в действующую армию, на юг России, - о, какая-то непроизвольная тоска гнала его из Москвы...
1-й: Через некоторое время Наталья Ивановна Гончарова (мать Таши) получила письмо, которое не скрывало ни пылких чувств, ни трезвых размышлений Пушкина.
2-й: Вот что пишет поэт: «Только привычка и длительная близость могли бы помочь мне заслужить расположение Вашей дочери; я могу надеяться возбудить со временем ее привязанность, но никак не могу ей понравиться; если она согласиться отдать мне свою руку, я увижу в этом лишь доказательство спокойного безразличия ее сердца...»
1-й: А на Кавказе тем временем слагаются прекрасные стихи, навеянные пленительным образом юной красавицы. (Вокальное трио исполняют романс М.Глинки «На холмах Грузии...»)
2-й: Через два года Пушкин вновь сватается к Гончаровой и получает согласие, но матушка невесты упрекает его в том, что дела его не устроены, что у правительства он на плохом счету...
1-й:Пушкин обращается к Бенкендорфу, прося его о добром слове государя, чтобы г-жа Гончарова не боялась отдать дочь за неблагонадежного человека.
2-й: Просил и еще об одной «милости»: дозволить к печати трагедию «Борис Годунов» в том виде, в каком она была написана четыре года назад. Бенкендорф дает утвердительный ответ.
1-й: В последние числа августа в Полотняный завод летит письмо Пушкина своей невесте (на фоне приглушенной мелодии Л.Ван Бетховена «Элизе» (фортепианное исполнение): «Я уезжаю в Нижний, не зная, что меня ждет в будущем. Если Ваша матушка решила расторгнуть нашу помолвку, а Вы решили повиноваться ей, - я подпишусь под всеми предлогами, какие ей угодно будет выставить, даже если они будут так же основательны, как сцена, утроенная ею мне вчера, и как оскорбления, которыми ей угодно меня осыпать. Быть может, она права, а не прав был я, на мгновение поверив, что счастье создано для меня. Во всяком случае, Вы совершенно свободны; что же касается меня, то заверяю Вас честным словом, что буду принадлежать только Вам, или никогда не женюсь».
На сцену выходит чтец и исполняет стихотворение «Мадонна». Занавес.
Методический комментарий
Пятая сцена спектакля возвращает зрителя к мотиву дороги, которая отображена на экране видеоряда в конкретных образах русской жизни – используем приём «концептуализирующей» репродукции (IV;10), которая, не являясь иллюстрацией к конкретному тексту или произведению, выражает главные «концепты» творческой биографии или произведения писателя. Приём «погружения зрителя» в атмосферу спектакля воплощаем в обращениях ведущих в зрительный зал – но делать это следует с чувством меры и художественного такта – в виде «риторических призывов»(V;27), помогающих «не забывать о зрителе», проявлять к нему уважение – актёры выходят на сцену именно ради зрителя! В сцене используем важный сценический приём, способный придать школьной постановке черты настоящего драматического спектакля – шумовой эффект. В названии сцены – явный намёк на ее «многолюдие». Мы стремились показать образ народной России во всей широте ее просторов, величии её природы, таланте русского народа – русский женский костюм в этой сцене становится ключевой деталью в обогащении «этнографического кругозора»(VII;4) детей: сарафан, круговая головная повязка, вышитая сорочка – для этой цели понадобилась экскурсия в этнографический зал Тамбовского краеведческого музея.
Сцена 5. По Владимирскому тракту. На экране видеоряд: рисунок М.Н.Воробьева «Почтовый тракт», литографии А.Дюрана «Дорога в Тверской губернии» и «Русская деревня» - первая половина Х1Х века; современное фото с изображением ветряной мельницы, литография А.О.Орловского «Тройка» - 1826; литография К.И.Кольмана «Завтрак путешественников на почтовой станции» - 1825; акварель неизвестного художника Х1Х в. «Гостиная в помещичьем доме»; литография И.Александрова «Крестьяне» - 1823; рисунок П.И.Челищева «Встреча фельдъегеря» - 1830).
(Звучит мелодия – вариации на тему русской народной песни «Вот мчится тройка удалая»). На сцене появляются «дорожные» ведущие - «вожатые». 1-й вожатый: Осень – пушкинская «пора стихов». Наш поэт в своей дорожной кибитке на безбрежных просторах России. Отец выделяет Пушкину свое Нижегородское имение Болдино накануне женитьбы поэта, обремененное долгами, невниманием к экономической стороне поместья. Последуем и мы поскорее вслед за Пушкиным. Вперёд, вперёд!.. 2-й: Над Владимирским трактом уползают за горизонт облака. Где еще так благоприятствует обстановка знакомству и разговору, как не в дороге? Когда перезакладывали лошадей, Пушкин уходил вперед, примыкал ненадолго то к богомольцам, то к солдатской команде, следующей с провиантом в полк...
1-й: Сначала простые люди сторонятся странного барина, но его приветливая речь, белозубая улыбка и уважение к собеседнику налаживали разговор...
2-й: Нагоняла кибитка, поэт прощался с людьми и уезжал вперед, а его попутчики снимали свои шапки и долго смотрели вслед удаляющемуся экипажу... (шумовой эффект: дождь, стучащий о крышу, свист ветра)
1-й: Перемежались дожди, и в маленькие оконца кибитки Пушкин видит то белую сельскую церквушку, то избы крестьян, изукрашенные резьбой, то промелькнет кокетливый особнячок с голубыми башенками – затея арзамасского помещика, а в проезжих деревнях голосисто поют новые, (Вокальная группа (девочки, одеты в сарафаны , на головах – расшитые орнаментом повязки) исполняет русскую народную песню «Лучинушка»).
2-й:За Муромом лесистая дорога сменилась холмами. С высоких мест открывались просторные пашни. В полях еще жали, двигались груженые возы. Мелькали полосатые столбы. Догорал третий медленный закат. Вот и Лукоянов остался позади. Пушкин считал последние версты. Лошади резво взяли подъем – и вот оно, Большое Болдино! Звучит колокольный звон. Занавес.
Методический комментарий.
Шестая сцена акта погружает зрителя в «сонную атмосферу» деревенской тишины (III;8) Ведущий приём – фотовидеоряд, знакомящий зрителей с пленительными пейзажами Большого Болдина. Мне довелось дважды побывать в музее-заповеднике Болдино – многие фото, представленные в этой сцене, выполнены мною – в этом случае участники спектакля должны познакомиться с дорогими для русского человека литературными местами страны. В диалогах Пушкина со своими дворовыми школьным актёрам надо отобразить особенности народной речи. Особенно тщательная и кропотливая работа в этом плане велась над сценической речью. Мы использовали приём речевой стилизации, долго отрабатывали речевые обороты, жесты и мимику персонажей сцены – от подобострастия и «мнимого трепета перед барином» до сметливости и простодушия. (V;10)
Сцена 6. Первое утро в вотчине. Сценический комментарий. На экране видеоряд: Портрет С.Л.Пушкина, фото: вход в кабинет поэта из зальца, дом Пушкиных, кабинет поэта, Верхний пруд усадьбы с упавшим в воду двухсотлетним деревом, озерцо в окрестностях Болдина близ села Черновское, веранда болдинского дома, колодец у древней липы в верхней части болдинского парка, фото осеннего леса близ села Черновское ( «лес Дубровского»), кабинет поэта при лунном свете.
Мизансцена: детали зальца в Болдино: столик с погасшей свечой. Пушкин в белой сорочке с расстегнутым воротом сидит в низком кресле. Перед ним для отчета стоят староста Михайла Калашников и крепостной ходатай Петр Киреев – всем своим видом выражают искреннюю готовность помочь барину.
Михайла (подает Пушкину неопрятные бумаги). Вот извольте, Ваше сиятельство, взглянуть ревизские сказочки...
Пушкин (быстро пробегая глазами листы, читая вполголоса). «Выдано розог за воровство крепостного Ивашки 20 штук, выдано розог за пьянство Василия, а также за побитие соседа и старухи матери – 30 штук. Оброку сдано худо-120 рублей, да живностью тощей, да грибом-ягодой самую малость, а пшеница и вовсе не уродилась нынче»... Что же , поверю на первый раз, но смотри, Михайла, Сергей Львович лишит тебя доверия, ежели впредь будешь утаивать и задерживать оброк... А у тебя что, Петр? Петр Киреев: Да вот, батюшка, прошение на Высочайшее имя о взыскании кистеневских душ. Извольте руку свою приложить...
(Пушкин берет перо, делает размашистый росчерк на бумаге)
Пушкин. Ступайте, только, Петр, зачем же «Птицы и протчие Угодьи» пишешь с прописной буквы-то?
Петр: Не изволю знать, Ваше сиятельство, так еще при папеньке Вашем было заведено. (оба уходят)
Пушкин (один) Да Бог с ними, авось, как-нибудь все уладится. Пусть хоть ненадолго оставят мне эту прекрасную, дождливую, серую осень с чудными запахами сырых березовых дров, мокрой шерсти и сладкого тлена... (Шумовой эффект - шорох дождя по листьям) Занавес.
Методический комментарий.
Второй акт спектакля - начало творчества «болдинского» периода жизни Пушкина. Главная задача акта – ввести детей в атмосферу пушкинских творений. В первой сцене приём «монологовой ретроспективы» позволяет при помощи шумового эффекта, пронзительной музыки П.И.Чайковского донести до зрителя, «из какого сора растут стихи, не ведая стыда» (Ахматова). Это одна из трудных сцен нашего спектакля, завершающаяся чтением сложного по своей философской архитектонике стихотворения «Безумных лет угасшее веселье...». «Эмоционально-звуковым скрепом»(VI;10) в этой сцене выступает музыка Глинки.
Акт 2. «Сентябрь». Видеоряд экрана: письменный стол Пушкина, женский профиль – рисунок поэта. Звучит музыкальная заставка-фрагмент пьесы «Сентябрь» из цикла П.И.Чайковского «Времена года».
Сцена 1. «Мчатся тучи, вьются тучи...» На сцене «интерьерные ведущие».
1-й: Болдинская осень оказалась для Пушкина поистине золотой. Драгоценным золотом прекрасных произведений она одарила читателей. Здесь и «Сказка о попе и работнике его Балде» и «Повести Белкина», и заключительные страницы «Евгения Онегина», и поэмы «Домик в Коломне», «Цыганы», и «Маленькие трагедии», и стихи, стихи...
2-й: (Подходит к круглому столику, зажигает свечу, берет листы, исписанные летящими строчками). Два листа - «Бесы». Вот рисунок пером. А за окном - луна в сентябрьской ночи Болдина. Что это? Я слышу быстрый бег тройки. Образы, образы роятся непрерывной чередой: искра алая, черная изба, знакомая сосна. .. О нет, пусть пока останутся две картины – небывалая верста да искра малая... (Шумовой эффект – свистящий вой ветра, конское тревожное ржание. Мизансцена: на сцене за круглым столом – семеро участников-чтецов рассказывают – каждый по одной строфе – стихотворение «Бесы», жестами и мимикой помогая передавать динамику произведения. На экране – видеоряд из рисунков Пушкина к стихотворению «Бесы»). С последними словами стихотворения затихает шум, гаснет свеча, столик с чтецами погружается в тень.
1-ый ведущий: 7 сентября Пушкин пишет своих «Бесов», а на другой день из-под его пера выходят полные элегического настроения стихи. (Звучит музыка – ноктюрн М.И.Глинки «Разлука» - на его фоне чтец исполняет элегию «Безумных лет угасшее веселье...» Занавес.
Методический комментарий.
Болдинскую прозу Пушкина невозможно представить без элемента фантастики, удивительной пушкинской иронии, когда «лета к суровой прозе клонят»(I;1). Инсценирование пушкинской прозы – задача не из лёгких для актёров-учеников: выбираем эпизод из повести «Гробовщик», показывающий «характерность» актёрского исполнений – какие заботы одолевали «простых» смертных, какие радости их иногда посещали, как в старину...пили чай. В видеоряд включаем рисунки самого поэта – летящее перо Пушкина-художника передаёт неудержимую творческую фантазию творца.
Сцена 2. «Гробовщик». На экране – видеоряд: фото – церковь Никиты великомученика на Старой Басманной улице в Москве, церковь Вознесения у Никитских ворот в Москве, рисунки Пушкина к повести «Гробовщик»: похоронная процессия, чаепитие Адриана Прохорова с сапожником Шульцом, портной и будочник, отставной сержант Курилкин, возница с кнутом. Исполняется сценка из повести «Гробовщик»(«Чаепитие»). На круглом столе, накрытым белой скатертью, самовар. За столом, держа блюдечко в растопыренных пальцах и шумно втягивая губами чай, сидит Адриан Прохоров
Прохоров: Эка, незадача: дождь проливной с утра, убытки великие, переезд на другую квартиру. Может купчиха Трюхина скоро помрет? Как бы ее наследники не переметнулись бы заказывать ей гроб к другим подрядчикам? Ох, Господи, дела наши мирские...(Раздаются три сильных удара в дверь) Прохор: Кто там? (Шумовой эффект – звук скрипучей двери. В комнату с веселым видом входит немец-сапожник- говорит с сильным акцентом).
Шульц: Извините, любезный сосед, что я вам помешал... я желал поскорее с вами познакомиться. Я сапожник, имя мое Готлиб Шульц, и живу от вас через улицу, в этом домике, что против ваших окошек. Завтра праздную мою серебряную свадьбу, и я прошу вас и ваших дочек отобедать у меня по-приятельски...
Прохор: Садитесь и выкушайте чашку чаю. (Шульц садится и берет в руки чашку, умильно смотрит на хозяина) Каково торгует ваша милость? Шульц: Э-хе-хе, и так и сяк. Пожаловаться не могу. Хоть, конечно, мой товар не то, что ваш: живой без сапог обойдется, а мертвый без гроба не живет...
Прохор: (отгрызая громко кусочек сахара, а затем с шумом втягивая с блюдечка чай): Сущая правда, однако ж, если живому не на что купить сапог, то, не прогневайся, ходит он и босой; а нищий мертвец и даром берет себе гроб.
Шульц: (кивая головой). Так есть. Засиделся я у вас. Домой пора. Прощайте. Милости просим вас завтра в гости.
Прохор: Придем. А кто ж еще-то гостями будут?
Шульц: О, самый тесный круг: будочник да чухонец Юрко... (Шульц встает из-за стола. Снова протяжный скрип двери. Колокольный звон, созывающий к вечерней обедни). Занавес.
Методический комментарий.
Задача сцены – показать поразительную многогранность пушкинского таланта Болдинского периода. Ведущий приём – погружение зрителя в ретроспективу пушкинской сказки, конкретным средством воплощения которой выступает предметно-образная наглядность – именно она как «зрительная опора»(V;21) позволяет подкреплять воссоздающее воображение зрителей. Многие предметы этой сцены (изготовленные участниками спектакля) отвечали всем правилам театральной бутафории
Сцена 3. Перемена настроения. Сценический комментарий. На сцене – базарная площадь воскресного Болдина. Веселый перезвон церковных колоколов. Через всю сцену идет нарядно одетая толпа народа: старики и старушки с посохами; щелкая орешки, пробегают три девчонки, степенные семейные люди тихо переговариваются. Прилавки торговых рядов уставлены товарами и снедью: корзины, тыквы, яблоки, глиняные свистульки, висящие сапоги вперемешку с шарами и гирляндами, яркие платки, ленты. Раздаются зазывные голоса купцов:
- Бабы, мужики и господа! У меня посуда хороша и дешева!
- Барин, купи кружку, будешь пиво пить-попивать, да казаринцев поминать!
По базару не спеша идет Пушкин, в поддевке, в плисовых шароварах, заправленных в сапоги, в старой шапке с козырьком, с неизменной тростью. Неожиданно навстречу ему детина, вдвое выше, с простодушным лицом, товар на рядах пробует. Взял горшок глиняный, сдавил леконько в руках – тот и рассыпался... Пушкин с восторгом смотрит ему вслед... На экране видеоряд - автоиллюстрации к «Сказке о попе и о работнике его Балде». 2-й ведущий: 10 сентября Пушкин вносит последние штрихи к сказке о Балде, а на следующий день завершил свой давний замысел - «Сказку о Медведихе».
На сцене – элементы крестьянской избы: длинная лавка, покрытая полосатым домотканым ковриком – сидят детишки, свесив ноги, напротив их бабушка – сказительница с веретеном в руках рассказывает «Сказку о Медведихе».(Звучит запись «Голоса птиц», журчащие переливы лесного ручья.) На экране видеоряд -иллюстрации художника В.Назарука к «Сказке о Медведихе». Последняя строфа сказки звучит на фоне фрагмента симфонии-действа «Перезвоны» В.Гаврилина №19 «Дудочка». Детишки соскакивают с лавки, обнимают «бабушку»-сказительницу. Занавес.
Методический комментарий.
Ведущий методический приём сцены – заочная экскурсия в музей станционного смотрителя – единственный в своём роде музей по сути пушкинского литературного героя, знакомящий с бытом «мученика 14-го класса». Композицию экскурсии выстраиваю на основе своей статьи, удостоенной диплома Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку к 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина.(V;20а) Реконструированные предметы быта пушкинской поры и иллюстрации художников к повести создают не только необходимый фон сцены, но и становятся «духовными свидетелями» той далёкой эпохи.
Сцена 4. Путешествие в музей станционного смотрителя.
Видеоряд – фото: горница, ямщицкая, комната Дуни, стол смотрителя в Музее станционного смотрителя в Выре; осенний фотопейзаж окрестностей села Львовки; фото «Деревенский натюрморт»; фото «Уголок сельского кладбища»; иллюстрации М.В Добужинского и Д.Шмаринова к повести «Станционный смотритель». Заочная экскурсия в музей станционного смотрителя сопровождается фрагментами реконструкции быта пушкинской эпохи : костюмы героев, элементы мебели - сундук, шкатулка, ручное зеркальце и др.
На сцене - «дорожные ведущие». Всю экскурсию сопровождает музыка М.Глинки «Вариации на русскую народную песню «Среди долины ровныя».
1-й вожатый: 13 сентября в черновых набросках Пушкина появились краткие записи: «Смотрители – люди несчастные и добрые. Приятель мой смотритель вдовый. Дочь. Тракт сей уничтожен. Недавно я поехал по нем. Дочери не нашел. История дочери. Любовь. Умирает отец. Могила за околицей. Еду прочь. Ямщик мне рассказывает о дочери...»
2-й: Узнали? Да, это наброски хорошо знакомой вам истории бедного смотрителя маленькой почтовой станции Самсона Вырина, у которого богатый повеса ротмистр Минский увез дочь Дуню, а безутешный отец умирает потом от горя...
1-й: А давайте-ка, юные почитатели поэзии Пушкина, отправимся в Музей станционного смотрителя – редчайший памятник литературному герою и быту той далекой эпохи.
2-й: На пути из Петербурга в Москву третья почтовая станция – Выра. Пушкин 13 раз проезжал через эту станцию. Эта бесконечная пушкинская дорога! Станция обслуживала прогон в 25 верст Выра – Гатчина. Жители Выры уверены, что история, описанная Пушкиным, произошла на их тракте, что фамилия Вырин происходит от названия места.( Шумовой эффект – храп лошадей, звон дорожных колокольчика и бубенцов, скрип колес экипажа).
1-й: Заглянем и мы в этот музей, представим удивительную обстановку пушкинской поры, проникнемся духом уважения и сочувствия к «маленькому человеку».
2-й: Мы в ямщицкой – большой комнате, где отдыхали ямщики, чинили конскую сбрую, коротали время, пока их господа изволят приказать ехать дальше. На стене – хомуты, дуга, уздечки, фонарь чугунного литья... Две лавки, шаткий столик с немудреной посудой. Домотканые дорожки на полу придают ямщицкой опрятность. Примечательная деталь – полотенце с вышивкой, изображающей лихую тройку. В красном углу теплится лампада перед образами, две картины в простых рамках с изображением батальных сцен. Перед стареньким табуретом стоят лапти. Словно хозяин сей обуви отлучился на миг и скоро вернется.
1-й: Рядом с ямщицкой – маленькая комнатка смотрителя, что-то вроде кабинета, которую почти полностью занимает массивный дубовый стол. Чернильница, гусиное перо, погасшая свеча в медном подсвечнике, развернутая книга, куда смотритель вписывал подорожные, несколько потертых ассигнаций дополняют каждодневную работу «мученика 14-го класса».
2-й: Из комнаты смотрителя мы попадаем в горницу – комнату для гостей, где господа могли скоротать непогожую пору, дождаться лошадей. Диван, кресло, непременная лавка у стола, чайная посуда, самовар, «горшки с бальзамином» на подоконниках и картинки на стенах, изображающие «историю блудного сына»...
1-й: (Перебирает предметы комнаты) В комнате Дуни все дышит чистотой и опрятностью. Высокий сундук, покрытый кружевной накидкой, на нем фарфоровый кувшинчик для цветов, маленькое зеркальце, шкатулка с вязанием. На диване – платье Дуни, которое она шила, когда приехал ротмистр Минский. На комоде портрет Самсона Вырина и Минского, рядом на стене – Дуни. «Ах, Дуня, Дуня! Что за девка-то была! Бывало, кто ни проедет, всякий похвалит, никто не осудит. Ею дом держался, что прибрать, что приготовить, за всем успевала...»(Вокальное трио исполняет романс М.Глинки «В поле чистом серебрится...» на стихи Пушкина) Занавес.
Методический комментарий.
Вводим в 5-ю сцену элементы «драматургической пасторали».(V;4) Игривый характер сцены должен убедить зрителей, что Пушкин в своих творческих пристрастиях был безграничен: печаль – ирония – светлая грусть – искромётный юмор и переполненность жизнью – вот что покоряет русское сердце в прозе Пушкина. Эта пасторальная сцена – одна из самых любимых у исполнителей нашего спектакля. Видеоряд дополняем фотофрагментами художественного фильма «Барышня-крестьянка». В этой сцене используем приём музыкального обрамления (звучит «живая» флейта).
Сцена 5. «Барышня-крестьянка». Видеоряд – фото: вотчинная конторка с деловыми бумагами Пушкина, девушки из .Львовки в старинных русских нарядах, уголок зальца дома Пушкиных, рисунок Пушкина «Собака»; Иллюстрации М.В.Добужинского к повести «Барышня-крестьянка»; литография А.Дюрана «Русская деревня», «Девушка с книгой» - картина неизвестного художника Х1Х века, гравюра Н.Кокере «Русская пляска» - 1812;
«Портрет неизвестного офицера на фоне пейзажа» К.К.Гампельна – 1828;
литография А.Орловского «Охота с борзыми» - 1820; реконструкция- платье и обувь болдинской девушки-крестьянки Х1Х века; фотофрагменты художественного фильма режиссера А.Сахарова «Барышня-крестьянка».1995
1-й ведущий: 20 сентября Пушкин завершил повесть «Барышня-крестьянка» одного из самых жизнерадостных произведений Болдинской осени. Представьте себе сюжет шекспировских Ромео и Джульетты, только со... счастливым исходом. 2-й: Да, все верно Пушкину накануне женитьбы очень хотелось быть счастливым или хотя бы верить в грядущее счастье...(На сцену выходит мальчик, одетый пастушком, и на флейте исполняет народную мелодию.)
Сценка из повести «Барышня-крестьянка». Первая встреча Лизы и Алексея Берестова в лесу. Лиза в крестьянской одежде, в платочке, с корзиной. Алексей в костюме охотника.
Лиза (идет задумчиво через сцену – за сценой звучит лай собаки, выстрел, девушка вскрикивает, мужской голос по-французски произносит слова: tout beau, Sbogar, ici...)
Алексей: Небось, милая, собака моя не кусается...
Лиза: (притворяясь испуганной): Да нет, барин, - боюсь: она, вишь, такая злая; опять кинется.
Алексей: Я провожу тебя, если ты боишься, ты мне позволишь идти подле себя?
Лиза: А кто те мешает? Вольному воля, а дорога мирская...
Алексей: Откуда ты?
Лиза: Из Прилучина; я дочь Василья-кузнеца, иду по грибы. (Машет кузовком)
А ты, барин? Тугиловский, что ли?
Алексей: (странно поспешно). Так точно. Я камердинер молодого барина.
Лиза: (смеясь) А лжешь, не на дуру напал. Вижу, что ты сам барин.
Алексей: Почему ж ты так думаешь?
Лиза: Да по всему.
Алексей: (удивленно) Однако ж?
Лиза: Да как же барина с слугой не распознать? И одет-то не так, и баишь иначе, и собаку кличешь не по-нашему.(Алексей пытается обнять Лизу, но она уворачивается и принимает строго-холодный вид. Алексей рассмеялся)
Лиза:(важно)Если вы хотите, чтобы мы были впредь приятелями, то не извольте забываться.
Алексей:(хохочет) Кто тебя научил этой премудрости? Уж не Настенька ли, моя знакомая, не девушка ли барышни вашей? Вот какими путями распространяется просвещение!
Лиза: (овладев собою после минутного смущения) А что думаешь, разве я на барском дворе никогда не бываю? Небось: всего наслышалась и нагляделась...Однако, болтая с тобою, грибов не наберешь. Иди-ка ты, барин, в сторону, а я в другую. Прощения просим...
Алексей: Как тебя зовут, душа моя? ( пытается удержать Лизу за руку)
Лиза: (освобождая свои пальца от руки Алексея) Акулиной. Да пусти ж, барин; мне и домой пора.
Алексей: (настойчиво) Ну, мой друг Акулина, непременно буду в гости к твоему батюшке, к Василью-кузнецу.
Лиза: (испуганно) Что ты, ради Христа , не приходи. Коли дома узнают, что я с барином в роще болтала наедине, то мне беда будет; отец мой, Василий-кузнец, прибьет меня до смерти.
Алексей: Да я непременно хочу опять с тобой видеться.
Лиза: Ну я когда-нибудь опять приду сюда за грибами.
Алексей: Когда же?
Лиза: Да хоть завтра.
Алексей: Милая Акулина, расцеловал бы тебя, да не смею. Так завтра, в это время, не правда ли?
Лиза: (кивая головой) Да, да.
Алексей: А ты не обманешь меня?
Лиза: Не обману.
Алексей: Побожись.
Лиза: (крестясь) Вот те святая пятница, приду.(Расстаются, расходятся в разные концы сцены. За сценой – лай собаки. На сцену вновь выходит пастушок уже в венке из ромашек и играет на флейте мелодию). Занавес.
Методический комментарий.
Для шестой сцены во время репетиции был найден лейтмотив, соотнесённый с вековой народной мудростью: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Холера на Руси – беда! Но именно тогда, взаперти, удалось Пушкину то, что так долго не давалось в руки: проза («Ведь рифмы запросто со мной живут; / Две придут сами, третью приведут...»).Сентиментальные «напевы» флейты сменяются «суровыми» звуками Вагнера и Сибелиуса. Возвращение к лейтмотиву письма.
Сцена 6. Холера. Карантин... Звучит фрагмент Антракта к 3 д. оперы Р.Вагнера «Лоэнгрин». На экране – фотовидеоряд пейзажей окрестностей Болдина и рисунков Пушкина)
Ведущие выходят с листами писем и распечатанных конвертов.
1-й ведущий: 29 сентября из Болдина в Петербург Пушкин пишет Плетневу: «Здравствуй, душа моя, каково поживаешь, а я, оконча дела мои, еду в Москву сквозь целую цепь карантинов. Месяц буду в дороге по крайней мере...».
2-й:30 сентября Пушкин пишет из Болдина в Москву Н.Н.Гончаровой : Наша свадьба точно бежит от меня – и эта чума с ее карантинами – не отвратительнейшая ли насмешка, какую только могла придумать судьба? Мой ангел, ваша любовь – единственная вещь на свете, которая мешает мне повеситься на воротах моего печального замка... Не лишайте меня этой любви и верьте, что в ней все мое счастье...».
1-й: Холера докатилась до Москвы. Пушкин волнуется за Натали и пытается прорваться через посты карантина, но тщетно. Вместо двух планируемых недель поэт остается в Болдино еще на два... месяца. (Звучит фрагмент «Грустного вальса» Я.Сибелиуса)
Акт 3. «Октябрь наступил...»
Методический комментарий.
Первая и вторая сцены акта -лирические миниатюры ,овеянные образом осени и усиленные определённой «камерной аурой»(VI;12) Оформление и характер сцен выполнены в жанре музыкально-поэтической гостиной, эффект «замкнутого пространства»,(VI;11) в котором легче и быстрее можно собрать внимание детей, чем в огромном зале. Музыка Чайковского и Рахманинова в этих сценах – это предельно эффективный язык, углубляющий выразительность и психологическое решение словесно-поэтических образом.
Сцена 1. Всю сцену сопровождает пьеса «Октябрь. Осенняя песня» П.И.Чайковского из цикла «Времена года». На экране – изображение поэтических символов – музы, лиры, розы; портрет Пушкина - гравюра Ф.Константинова. Чтецы исполняют стихи «Дорожные жалобы», отрывки из стихотворения «Осень».
Сцена 2. «Моя родословная...» На экране видеоряд: Болдино-кабинет поэта с зеленым креслом, портрет Пушкина работы И.Е.Вивьена -1826, портреты вельмож Меньшикова, Кутайсова, Безбородко, портреты А.П.Ганнибала и И.А.Ганнибала (двоюродного деда поэта); герб рода Пушкиных и экземпляры «Литературной газеты» за 1830 год.
Чтецы исполняют стихи поэта. «Два чувства дивно близки нам», «Моя родословная», «Заклинание». (На фоне музыкального фрагмента симфонии соль-минор С.В.Рахманинова)
Методический комментарий. Повесть «Метель», изучаемая на уроках литературы в 6 классе, потребовала предельно кропотливой работы над языком и стилем. Юные читатели быстро уловили необычность пушкинского сюжета, однако язык и стиль повести – а именной их своеобразие и составляет главную прелесть этого шедевра, - потребовали много усилий от детей и учителя. Анализируя повесть на уроках, стремилась воспитать читателя – именно такую задачу ставит и Пушкин своим произведением, то есть авторская задача в этом смысле подсказала мне как учителю и на уроке, и в работе над сценой спектакля идею воспитания «искушённого»(V;3) (профессионального!) читателя – задача непростая для подростков, но тем «слаще» плоды такого чтения, что сопряжены они с немалыми усилиями ума и души. Именоваться вдумчивым пушкинским читателем дети сочли за честь.
Сцена 3. «Вдруг метелица кругом...». На экране видеоряд – рисунки Пушкина в черновике к стихотворению «Осень» - 1833; зимние пейзажи Болдина; чернильница из вотчинной конторы Пушкиных; литография Х1Х в.»Путники, застигнутые метелью; хромолитография В.Васильева «Эпизод Бородинского сражения» - Х1Х в; фрагмент раскрашенной гравюры И.Иванова «Торжественное шествие гвардии через Триумфальную арку в Петербурге»-1814; Портрет гусара лейб-гвардии – неизвестный художник Х1Х в; акварель К.И.Кольмана «Девушка в саду» (из альбома А.Н.Оленина – 1830-е г.; иллюстрация Л.С.Хижинского к повести «Метель» - 1936; иллюстрации Д.Шмаринова и В.Дудина к повести «Метель».
Методический комментарий мизансцены. Данная мизансцена придумана нами с той целью, чтобы ввести зрителя в обстановку сценического действа по повести «Метель». Приём «сценической прелюдии» (V;27) помог настроить внимание зрителей на иронически-романтический характер сцены. Вместе с тем необходимо было вызвать искреннее сочувствие у зрителей к героям – людям «маленьким», но умеющим чувствовать, переживать и страдать.
Мизансцена: За круглым столиком сидит издатель И.П.Белкин и его гости: девица К.И.Т., титулярный советник А.Г.Н, подполковник И.Л.П, приказчик Б.В. (шумовой эффект – завывание вьюги)
Белкин: Ну что же, милостливые государи, истории, рассказанные вами, весьма занятные, сердце просто надрывается. А отчего молчит наша прелестная мадемуазель Катишь?
К.И.Т: Ах, господа, право же, жизнь уездной барышни не так разнообразна и героична как в столицах: строгие маменьки, условности провинциального быта.
Впрочем, вспомнила сейчас одну невероятно романтическую историю, которую мне совсем недавно рассказывала моя тетушка Алина. Рассказать?
Все: (хором) О да! Непременно! Рассказывайте.
К.И.Т: Итак, представьте себе юную особу лет осьмнадцати, воспитанную на французских романах, чувственных письмах с голубками и сердечками. Она страстно мечтает влюбиться в героя своего ...романа. Где его взять? А не надо его брать – вот он, рядом, бедный армейский прапорщик Владимир...
Белкин: Но, позвольте, богата ли эта девушка?
К.И.Т Да, единственная дочь Ненарадовских помещиков усмотрела в своем избраннике русского Сен-Прё...и решает тайком от родителей бежать с ним.
Приказчик Б.В.: Эка, невидаль, у нас третьего дня поп Василий венчал в церкви похожих «бегунов»...
Титулярный советник А.Г.Н.: Сударь, не перебивайте, что за охота во всем усомниться?..
К.И.Т:(понижая голос) Вот в такой же метельный вечер, подговорив свою верную служанку, Марья Гавриловна пишет прощальные письма родителям, подруге. Все готово к побегу: верный кучер Терешка уже ждет на заднем дворе в санях... Так, шаль потеплее, капот самый толстый, ах, шкатулка с драгоценностями. Служанка несет два огромных узла... Теперь неслышно в сад... А вон и сани...
Подполковник И.Л.П.: Позвольте, сударыня, да с такой поклажей не бежать надо, а дома сидеть. Где же романтизм?
К.И.Т.: О, как Вы меркантильны, сударь... Владимир и его возлюбленная должны встретиться в глухой церквушке, чтобы знакомый священник их обвенчал, но увы, не суждено этой встрече сбыться...
Все: (хором) Отчего же?
К.И.Т.: Не судьба! Злой рок вмешался в судьбы молодых – они разминулись. Владимир приехал к церкви слишком поздно, Маша вернулась домой...
Белкин: И все?
К.И.Т.: О нет! Но я думаю, настоящая-то героиня этой истории – вовсе не Маша. И правда, укутанной от непогоды и с шкатулкой в руках не страшны никакие незвгоды. А настоящим героем стал... Владимир – это он развязал романтические метельные страсти, «излечил» свою невесту от романтизма и указал дорогу в простую, полную обыденных, милых радостей жизнь... (На столе гаснет свеча, собеседники погружаются в тень, звучит романс Г.Свиридова из музыкальных иллюстраций к повести «Метель») Занавес
Методический комментарий. Главный приём в сценке - «динамичный, стремительно развивающийся диалог» (VI;11), сложность которого определяется «переливами» настроения главного героя, отображёнными в многообразных оттенках интонации. Шумовые эффекты метели, ветра в контрасте с размеренно текущем бытовым укладом глухой деревни и становятся драматургическим фоном «злоключений» героя.
Сценка из повести. «Злоключения Владимира». (Мелодия романса переходит в свист метели – на сцене появляется Владимир в заснеженной одежде, закрывает от ветра лицо, стучит в окно крестьянской избы, окно открывается, высовывается бородатый крестьянин)
Крестьянин: Что те надо? (сонным голосом)
Владимир: Далеко ли Жадрино?
Крестьянин: Жадрино-то далеко ли?
Владимир:Да, да! Далеко ли?
Крестьянин:Недалече; верст десяток будет.
Владимир:( хватает себя за волосы, как приговоренный к смерти) О-о-о!
Крестьянин (зевая) А отколе ты?
Владимир: Можешь ли ты, старик, достать мне лошадей до Жадрина?
Крестьянин: Каки у нас лошади?
Владимир: (настойчиво) Да не могу ли взять хоть проводника? Я заплачу, сколько ему будет угодно...
Крестьянин: Постой. (закрывает окно) Я те сына вышлю, он те проводит.
Владимир: (долго стоит, начинает от холода притоптывать ногами, трет замерзшие уши, похлопывает руками, снова стучит в окно)
Крестьянин: (открывает вновь окно) Что те надо?
Владимир: Что же твой сын?
Крестьянин: Сейчас выдет, обувается. Али ты прозяб? Взойди погреться...
Владимир: Благодарю, высылай скорее сына.(Раздается скрип двери, выходит молодой мужик с дубиной в руках ( шумовой эффект – скрип снега)
Владимир: (идет за мужиком) Который час? (за сценой – пение петуха)
Мужик: (сонно) Да уж скоро рассвенет. ( снова пение петуха, звон церковных колоколов постепенно затухают, переходя в мелодию вальса Г.Свиридова «Тройка».) Занавес.
Методический комментарий. Сцена, связанная с «Маленькими трагедиями», по нашему замыслу, должна была погрузить детей в далёкий мир страстей средневековой Европы, высветить этот обострённый интерес Пушкина к «вечным» темам и образам, которые не минует ни один большой писатель. Прогнозировалось «удивление» зрителя-подростка: и это тоже Пушкин?! Живое исполнение романса, старинная лютневая музыка немецких миннезингеров, портретно-иллюстративная галерея видеоряда и господствующий лейтмотив Моцарта – вот драматургический фон этой сцены.
Сцена 4. «Маленькие трагедии». Видеоряд – рисунки Пушкина ; рыцарские доспехи; старинные золотые и серебряные монеты; иллюстрация П.П.Соколова к драме «Скупой рыцарь» - 1854; «Реквием» - иллюстрация Г.Ф.Рерберга к драме «Моцарт и Сальери» - 1936;портреты В.А.Моцарта и А.Сальери; гравюры А.И.Кравченко к драмам «Каменный гость» и «Пир во время чумы» -1930-е г. (Звучит лютневая средневековая музыка)
1-й ведущий: Жизнь и смерть. Сыновний и родительский долг. Сердце и ум человека, раскрывающиеся в любви. Бедность и богатство – все это в «Маленьких трагедиях» «опрокинуто» в прошлое. Пушкин словно приглашает нас – людей следующих поколений – продолжить начатое им размышление над «излияниями человеческой души».
2-й: Эти четыре пьесы помогают нам понять чувства и мысли самого Пушкина... Испанский колорит сюжетов, звон шпаги, зловещее мерцание бокала с ядом в руке гения, черная шаль страстной красавицы...
1-й: В это же время Пушкин пишет на испанский мотив стихотворение «Я здесь, Инезилья», которую «румяный критик» назвал бы «веселой песенкой». Судите сами, так ли весела эта вещь? (Вокальный дуэт исполняет романс М.И.Глинки «Я здесь, Инезилья».)
Исполняется заключительная сцена пьесы «Моцарт и Сальери». (Рассказ Моцарта и своем «Реквиеме» и отравление Моцарта Сальери). От слов: «Моцарт: Мне день и ночь покоя не дает... до конца. (Дальнейший диалог ведущих сопровождает фрагмент «Маленькой ночной серенады» Моцарта)
1-й ведущий: Вы увидели, для Пушкина искусство может создаваться только человеком, соблюдающим законы нравственности. Нельзя служить искусству и убивать – гения, гениальность...
2-й: Пушкин оставляет Сальери жить и мучиться, потому что Сальери и Моцарт несовместимы. Вот так Пушкин выразил трагичность и собственной судьбы, но отступиться нельзя, невозможно...
(Вокальный квартет исполняет романс Б.Окуджавы «Моцарт»). Занавес
Методический комментарий. Определяющий лейтмотив акта – светлая грусть приближающегося расставания поэта с осенью Болдина, одарившего его настоящим золотом драгоценных творений: образы друзей, далёкие лики прекрасных женщин и бесконечная поэзия. Возвращение к мотиву дороги. Жанр путешествия, не оставляющего зрителя ни на минуту в процессе спектакля в 4 акте обретает «финальные черты».
Акт 4. «Стоял ноябрь уж у двора...»
Сцена 1. Видеоряд – портреты А.Дельвига, П.Вяземского, Е.Баратынского П.А.Осиповой, П.Плетнёва, автопортрет Пушкина с юной М.Раевской, фото царскосельского Лицея, заснеженные пейзажи Болдина.(Всю сцену сопровождает пьеса «Ноябрь. На тройке» из цикла П.И.Чайковского «Времена года»).
Чтецы исполняют стихи Пушкина: «Не розу пафосскую...» , «В начале жизни помню школу я...», «Уж небо осенью дышало...»(из романа «Евгений Онегин»),»Мы рождены, мой брат названый».
1-й ведущий: Пушкин завершает свои «Маленькие трагедии», откладывает в сторону рукопись и принимается за письмо Н.Н.Гончаровой, но вдохновение
его не оставляет: пальцы просятся к перу.
2-й: Хорошо, что Пушкин не слышит сплетен и пересудов в обеих столицах, что-де свадьбы не будет, что его Мадонна выходит за князя Давыдова... Хорошо, что Пушкин в Болдине!..
1-й: Настроение у Пушкина определенно хорошее. А другу Антону Дельвигу пишет: «Я живу я деревне как на острове, окруженный карантинами. Жду погоды, чтобы жениться и добраться до Петербурга - но об этом не смею еще думать»...
2-й: 22 ноября поэт получил долгожданное письмо Д.С.Языкова со свидетельством на выезд Пушкина в Москву, но событие это было омрачнено печальным известием о смерти Амалии Ризнич, в которую некогда был влюблен Пушкин. Но внутреннее состояние поэта было уже другим, новым. С чувством светлой грусти поэт пишет стихотворение в память об Амалии...
Чтец исполняет стихотворение «Для берегов отчизны дальной. Последние строки стихотворения звучат на фоне звона дорожного колокольчика.
Сцена 2. Снова дорога... Вся сцена – на фоне элегии М.Глинки, посвященной памяти Пушкина «Есть пустынный край...». На сцене – две пары ведущих, поменявшиеся своими партнерами.
1-й:В конце ноября Александр Сергеевич выехал из Болдина в тяжелой карете на тройке лошадей. Его провожала дворня и священники, которых угощали в доме. Когда лошади спустились с горы и вбежали на мост через речку Азанку, ветхий мост не выдержал тяжести и провалился. Пушкин не пострадал. Он вернулся пешком домой, где еще за столом сидели гости и попросил священника отслужить благодарственный молебен...
2-й: А на берегу Азанки стояла ветряная мельница с домиком мельника Мирона Ургунина, который собрал мужиков и карету из реки вытащили...
3-й: В этот день падал легкий снежок. Придорожные рябины облетели, стрекотали неугомонные сороки, нарушая тихую картину грядущей зимы...
4-й: Пушкин вновь сел в карету, лошади рванули – и залились, зазвенели каждый на свой лад, завели свою нескончаемую песню поддужные колокольчики... ( звон колокольчиков)
Методический комментарий. Сценическое действие спектакля завершается на мажорной ноте – на фоне радужной и яркой музыкальной осени Вивальди зрители вместе с актёрами возвращаются из далёкого и такого дорогого и близкого путешествия домой.
Акт 5. Зазимок. Расставание. «Поздняя осень в Тамбове...»
Звучит фрагмент концерта №3 фа мажор «Осень» А.Вивальди.
Видеоряд - слегка припорошенные снегом пейзажи Болдина и городские пейзажи Тамбова.
1-й ведущий. Завершается наше увлекательное путешествие в Болдино. Пушкин на перекладных добирался из Москвы до Болдина несколько дней. Нам хватило двух часов, чтобы еще раз припасть к этому неиссякаемому животворному источнику, имя которому – ПУШКИН.
2-й: Наше путешествие мы завершаем на родной Тамбовской земле, где любят и чтят великого поэта как своего самого искреннего друга. Сегодня у нас в гостях участники нашей школьной литературно-творческой студии «Проба пера», которые прочтут вам стихи собственного сочинения, навеянные образом поэта и его бессмертной поэзией. ( Ребята исполняют собственные стихи).
Стихотворение нашей «школьной Ахматовой» Вики Кузнецовой, участницы литературно-творческой студии «Проба пера», было удостоено диплома лауреата областного конкурса детского и юношеского творчества «Дети и книги».
Стихотворение
« ПУШКИН И НАТАЛИ»
Кузнецовой Виктории, 10 класс
Тихий город, нежный город
В окружении полей.
Пушкин, Лермонтов, Платонов-
Кто нам ближе и родней?
Эти тропки и ступени,
Эти улицы, дома -
Знал ли их великий гений?
Что ж, проблема не нова.
Но одно давно бесспорно :
На Тамбовской на земле
Родилась она, мадонна,
Свет-Наталья Гончарова -
Это знают в мире все.
В океане судеб разных
Пушкин зорко разглядел
Облик той, и не напрасно
Бог определил удел:
На Тамбовщине далекой
Обрести рожденья свет,
Красоты своей высокой,
Чем пленен был наш поэт.
Стихотворение Петровой Нади «Пушкин в Царском Селе» удостоено грамоты и 3-его места в областном литературно-творческом конкурсе «Отечество нам Царское Село» (лицейская тематика в творчестве А.С.Пушкина)
Стихотворение
« Пушкин в Царском Селе»
Петровой Надежды, 9 класс.
Ранний снег на аллеях и елях,
Яркий свет восковых свечей.
Где-то слышен напев свирели,
Распахнул свои двери Лицей!
Юный Пушкин летящей походкой
Каблуками своих сапог
На паркете, аллеях и в гроте
Отпечатал свой след, как слог.
А волшебная Муза с цевницей
За поэтом бесшумно идет,
И следы обращаются быстро
В звуки, строки, и вечность грядет...
Стихотворение Дмитрия Казанкова (11 класс) «Памяти Пушкина».
Его автор - активный участник Литературно-творческой студии «Проба пера». Призёр многих областных и муниципальных литературно-творческих и исследовательских конкурсов по филологии. Ныне – студент филологического факультета ТГУ им.Державина, отличник учёбы.
Велик поэт, что молвил громко,
Что средь всеобщей тишины
Разбил на тысячу осколков
И слуг придворных, и чины;
Что будучи навек в опале,
Он правду молвить не отвык,
Но и его всё ж заковали.
И поднялся над миром крик,
Когда узнали добры люди
О том, что не вернуть теперь
Поэта мёртвого из жути,
Из той страны, где каждый зверь,
Где каждый с радостью готов
Продать и братьев, и отцов;
Где тихо роясь в жемчугах,
Живёт непоборимый страх...
Погиб поэт во мраке ночи,
«Пал, оклеветанный молвой».
И не поставил больше точки
В своей балладе роковой.
Погиб поэт на радость мраку,
Погиб поэт, но не в людских сердцах.
И без оглядки влез он в драку,
Что растворилась в временах.
Погиб поэт, но его речи
Навеки будут жечь умы.
Они нас неуклонно лечат
И мир спасают от чумы.
Список используемой л и т е р а т у р ы
I. Художественные произведения и художественная публицистика
1.Пушкин А.С. Сочинения. В 3 т. - М.: Худож.лит.,1986
2.Гейченко С. С. Под пологом леса: Новеллы о Михайловском. - М.: Детская литература, 1987. - С.33-51.
3.Майков А.Н. Избранное. - М.: Книга, 2007. - 211 с.
4.Полонский Я.П. Избранная лирика. - М.: Книга, 2007. - 232 с.
5.Светлое имя Пушкин / Сост. В.В.Купина. - М.: Правда, 1988.- 212 с.
6.Лихачёв Д.С.Письма о добром и прекрасном.- М.: Дрофа, 2000. - 134 с.
II. Справочная литература
1.Квятковский А. Поэтический словарь. - М.: Энциклопедия, 1998.- 176 с.
2.Литературный энциклопедический словарь / Под общ. Ред. В.М.Кожевникова, П.А.Николаева.- М.: Советская энциклопедия, 1987. - 715 с.
3.Энциклопедический словарь юного литературоведа.М.:Педагогика,1988.-264с
III. Литературоведение
1.Болдино. Осень.- М.: Планета, 1990.- 615 с.
2.Бурсов Б. Судьба Пушкина: Роман-исследование. - М.: Наука, 2001.- 237 с.
3.Маймин Е.А. О прозе А.С.Пушкина // Пушкин А.С. Драмы. Проза.- М.: Наука,
1984. - С.119-203.
4.Непомнящий В.С. Поэзия и судьба. Над страницами духовной биографии Пушкина. - М.: Советский писатель, 1987.- 234 с.
5.Непомнящий В. Пушкин. Русская картина мира. - М.: Наследие, 1999. - 276 с.
6.Непомнящий В. Пушкин через двести лет // Московский пушкинист. - М., 2000. - Вып.VII. - С.16-49.
7.Русаков В.М. Уважены за имя. - М.: Советский писатель, 1987.- С.18-44.
8.Смольников И.Ф. Болдинская осень: Научно-художественная книга.- Л.: Дет.лит., 1986.- 143 с.
9.Фейнберг И.Л. Читая тетради Пушкина.- М.: Советский писатель, 1985.-688 с.
10.Фомичёв С.А. Праздник жизни: Этюды о Пушкине.- Спб.: Наука,1995.-198 с.
11.Черейский Л.А. Современники Пушкина. - Л.: Наука, 1981. - 190 с.
12.Цявловская Т.Г. Рисунки Пушкина. - 4-е изд., стереотип. - М.: Искусство, 1987.- 354 с.
IV. Психолого-педагогическая литература
1.Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. Психологическое исследование.- М.: Астера, 2004.- 122 с.
2.Возрастная и педагогическая психология. Под ред. А.В.Петровского. -М.: Просвещение, 2001. - 288 с.
3.Выготский Л.С. Собр. соч. В 6-ти томах. - Т. IV «Детская психология». - М.: Педагогика,1998.- 432 с.
4.Каптерев П.Ф.О саморазвитии и самовоспитании // Образование. - 1987.-№1
5.Кон И.С. Психология ранней юности.- М.: Наука, 1998. - 171 с.
6.Кон И.С. Открытие «Я». - М.: Астера, 2006.- 376 с.
7.Левитов Н.Д.Детская и педагогическая психология.- М.: Астера, 2004. - 476 с.
9.Леонтьев Н.Н. Возрастная и педагогическая психология.- М.: Наука,2000.-С.23
10.Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы.-Изд.8-е.-М.:Просвещение, 2006.-221 с.
11.Рубинштейн С.Л.Психология личности.- М.: Наука, 1989. - 133 с.
V. Научно-методические источники
1.Боброва Л.И. Современный урок и мультимедийные средства // Литература в школе. - 2008. - №3.- С.48.
2.Богачёва А.Ф. «Я помню вальса звук прелестный...». Литературно-музыкальный вечер // Литература в школе. - 2004. - №1. - С.45-48.
3.Дуюнова М.В. А.С.Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» // Литература в школе. - 2007. - №7. - С.32-34.
4.Еремцова Р.Н. «Всё было в ней легко и просто...» «Барышня-крестьянка» А.С.Пушкина в 6 классе // Литература в школе. - 2006. - №10. - С.33-34.
5.Завьялова Е.М. Тема осени в словах и красках // Литература в школе. - 2007. -№9. - С.40-41.
6.Колокольцев Е.Н. Пейзажная живопись на уроках литературы // Уроки литературы. - 2007. - №3. - С.6-10.
7.Колокольцев Е.Н. Портрет на уроках литературы // Уроки литературы. - 2006. - №6. - С.6 – 12.
8.Колокольцев Е.Н. Развитие речи: 5-7 класса. - М.: Дрофа, 2002. - С.122-132.
9.Колокольцев Е.Н. Развитие речи: 8-9 классы. - М.: Дрофа, 2002. - С.111-134.
10.Корзова О.В. Сценарий праздника «Что за прелесть эти сказки!» // Уроки литературы. - 2006. - №7. - С.15-16.
11.Кузнецова Т.А. Сказка и медведихе. Материал к уроку в 7 классе // Литература в школе. - 2004. - №6. - С.38-40.
12.Кунарёв А.А. Произведения изобразительного искусства в школьном изучении // Литература в школе. - 2006. - №7. - С.45-47.
13.Лотман Ю.М. А.С. Пушкин. Биография писателя : Пособие для учащихся. -Л.: Просвещение, 1983. - 198 с.
14.Лукович И.Е. В салоне Зинаиды Волконской // Литература в школе. - 2002. - №1.- С.24-26.
17.Макарова Б.А. «Судьбы свои дары явить желала в нём...» // Читаем, учимся, играем.- 2007. - №5. -С.22 – 27.
15.Марченко Н.А. Литературный быт пушкинской поры // Литература в школе. - 1998. №2. - С.23-27.
16.Мащенко П.М. Использование музыки на уроках литературы. - М.: Просвещение, 1978. - С.15 – 122.
17.Михалёва Н.В. Пушкинская тема в школьной программе и во внеклассной работе // Литература в школе. - 2008. - №5.- С.44-45
18.Назарова Л. В. Роль учителя-филолога в формировании представлений школьника о внутренних связях литературы и музыки // Литература в школе. - 2003. - №2. - С.22-27.
19.Осенева М.С. Литературно-музыкальная композиция как средство эстетического воспитания учащихся // Литература в школе. - 2001. - №8. - С.23-25.
20.Пименова Р.А. Страсть к путешествиям и музыка // Уроки литературы. - 2004. - №7. - С.9 – 10.
20а.Полянских Н.Н. Повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель».VI класс // Литература в школе. - 1999. - №5. - С.51-58.
21.Пушкинский вечер в школе.- М.: Дет. Лит., 1988.- 123 с.
22.Рассказова Л.В. «Здесь меня таинственным щитом святое провиденье осенило...». Русская провинциальная дворянская усадьба в лирике А.С.Пушкина // Литература в школе. - 2002. - №6.- С.9-13.
23.Резник Н.А. Провинциальные барышни у Пушкина // Литература в школе. - 2006. - №2. - С.16-18.
24.Смолякова В.И. «Романса свежее дыханье...» Материал к уроку русского романса // Литература в школе. - 2007 - №10. - С.45-47.
25.Сычёв Б.П. Работа с иллюстрациями на уроках литературы // Литература в школе. - 2004. - №4. - С.37-39.
26.Шалагинова Т.А. Пушкин и музыка // Уроки литературы. - 2004. - №7. - С.11-13.
27.Шелестова З.А. Выразительное чтение драматического произведения // Литература в школе. - 2002. - №8. - С.46-48.
VI. Искусствоведческая литература
1.Асафьев Б.В. Русская живопись: Мысли и думы. - М.: Изд-во «Республика»,- 2004.- 312 с.
2.Бенуа А.Н. История русской живописи в ХIХ веке. - М.: Республика, 1995,- 412 с.
3.Григорович В.Б., Андреева З.М. Слово о музыке. - М.: Искусство, 1990. - С.11-39.
4.Литература и живопись. - Л.: Наука, 1982. - 267 с.
5.Малофеева Н.Н. Портрет. Научно-популярное издание для детей. - М.:РОСМЕН-ПРЕСС, 2003. - 189 с.
6.Маркасев Л. Серенада на все времена.- Л.: Советский композитор, 1988. - С.12-19.
7.Петинова Е. Русские художники ХVIII – начала ХIХ века: 50 биографий. - Спб.: Аврора, 2001. - 321 с.
8.Программа «Музыка»: 5-8 классы / Под ред. Д.Б.Кабалевского. - М.: Просвещение, 1994.- С.93-223.
9.Русские романсы и песни. - М.: Худож. Лит.,1989.- 217 с.
10.Чайковский П.И. Полн.собр.соч. - М.: Искусство, 1974. - Т.24. Литературные произведения и переписка. - С.18-44.
11.Шатилов В.Н.Сценическая речь. - М.: Медиа, 2004.- 123 с.
12.Яковлева А.И. В школьном театре. - М.: Дрофа, 1998. - 178 с.
VII.Краеведческая литература
1.Гордеева Н., Пешкова В. Тамбовская тропинка к Пушкину. - Т.: 1991.- 178 с.
2.Дулида Воспитание любви к «малой родине» через литературное краеведение // Литература в школе. - 2005. - №9. - С.45-46.
3.Илешин Б.И. Литературные тропинки отчего края.- М., 1986.- 176 с.
4.Милонов Н.А. Литературное краеведение. М.: Просвещение, 2003.- 194 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
И с каждой осенью я расцветаю вновь...
Данная публикация - это разработка литературно-музыкальной композиции, посвященной болдинскому периоду жизни и творчества А.С.Пушкина. Литературная композиция была озвучена музыкой П.И.Чайковского, А....
Литературно-музыкальная композиция "И с каждой осенью я расцветаю вновь"
Такая форма даёт возможность использовать силу воздействия литературы, в частности поэзии, на формирование личности учащихся, их нравственных убеждений, развитие чувства прекра...
Литературно – музыкальная композиция, посвященная 213 годовщине со дня рождения А.С.Пушкина « И с каждой осенью я расцветаю вновь».
Предлагаю вашему вниманию сценарий школьного праздника, посвященного годовщине со дня рождения А.С.Пушкина. Мероприятие посвящено Болдинскому периоду жизни и творчества поэта. Оно сопровождалось мульт...
Литературно-музыкальная композиция "А. С. Пушкин. "И с каждой осенью я расцветаю вновь". 6 - 9 классы.
Мероприятие, посвященное Александру Сергеевичу Пушкину, прошла в МБОУ «Каргальская ООШ» в рамках МО учителей русского языка и литературы. Творчество А. С. Пушкина нам хорошо известно с ран...
Внеклассное мероприятие к осеннему балу «Унылая пора - очей очарование!» для учащихся 8-11 классов
Методическая разработка данного мероприятия имеет цель организации познавательного досуга, воспитания чувства товарищества, доброжелательности среди школьников....
Театральная постановка по произведению А.С. Пушкина "Метель в рамках XIV Городского Пушкинского праздника "И с каждой осенью я расцветаю вновь"
С октября 2001 года в нашем городе полярные Зори (Мурманская область) проходит городской Пушкинский праздник. В рамках этого мероприятия проводятся различные конкурсы. Завершением праздника является П...
Презентация внеклассного мероприятия "И с каждой осенью я расцветаю вновь...",посвященное 225-летию со дня рождения А.С.Пушкина (по сказкам А.С.Пушкина),5 класс
Данная презентация -это дополнительный материал к методической разработке по данной теме....