Технологическая карта урока
статья на тему
Понятие "технологическая карта урока". Планирование деятельности учителя и ученика. Типизация уроков согласно ФГОС второго поколения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 64.66 КБ |
презентация | 1.47 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
учитель русского языка и литературы
Н.В.Сызранова
ГБОУ СШ №362 Московского района г.Санкт-Петербург
Если мы хотим достигнуть какой-нибудь цели воспитанием,
то должны прежде всего сознать эту цель.
К.Д.Ушинский
В основу ФГОС второго поколения положены новые принципы построения учебного занятия. Образовательный стандарт, являющийся отражением социального заказа, рассматривается разработчиками проекта как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством и представляет собой совокупность трех систем требований – к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и условиям реализации, которые обеспечивают необходимое личностное и профессиональное развитие обучающихся.
Стратегическая задача развития школьного образования в настоящее время заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижении нового качества его регулирования. Условия решения стратегических задач предполагают, во-первых, изменение общего подхода к обучению, когда учитель не просто учит, а управляет процессом учения школьника по достижению прогнозируемых дифференцированных по уровню сложности результатов в личностно ориентированном образовательном процессе; во-вторых, повышение качества и эффективности урока.
Основная задача современной школы – вовлечение обучающихся в активный процесс познания мира, себя и себя в мире. Именно самостоятельность и активность выступают сегодня ключевыми показателями успешности образования.
Технологическая карта урока –это таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам
Термин “технологическая карта” пришел в педагогику из технических, точных производств.
Технологическая карта – форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работников и т. п.
Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.
Таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам
Зачем нужна технологическая карта урока?
- Для планирования достижений метапредметных результатов
- Для самоанализа и анализа того, что делается на уроке (с разных точек зрения)
- Для четкости в постановке учебных задач
- Для создания опорного конспекта для будущих уроков
Виды технологической карты урока
- Технологическая карта темы
- Расширенная технологическая карта (форма конспекта урока)
- Краткая технологическая карта (сценарий основных составляющих урока)
Технологическая карта темы (приложение к рабочей программе):
- Цели
- Планируемые результаты
- Основные виды деятельности ученика
- Средства обучения (задания, наглядность, ИК-средства и т.д.)
- Средства контроля, оценки
- Варианты д/з
Расширенная технологическая карта
Пример 1
Деятельность ученика, планируемый результат | ||||
Этап урока | Познавательная (осуществляемые (что делает ученик?) и формируемые (чему учится?) | Коммуникативная | Регулятивно-рефлексивная | Средства обучения |
Пример 2 Расширенная ТК
Основные составляющие урока | |
Этап урока | |
Время, мин | |
Цель | Результаты |
Содержание учебного материала | |
Методы и приемы работы | |
Формы учебной деятельности | |
Деятельность учителя | |
Деятельность обучающихся |
Пример 3 Краткая ТК
- Цели как планируемые результаты
- Задачи
А) Задачи как виды деятельности
Б) Задачи как конкретизация планируемого результата изучения темы урока (личностные, предметные, метапредметные)
В) Задачи как этапы учебной работы
Примерная структура каждого типа урока по ФГОС
1. Структура урока усвоения новых знаний:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Первичное закрепление
в знакомой ситуации (типовые)
в изменённой ситуации (конструктивные)
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Актуализация знаний.
с целью подготовки к контрольному уроку
с целью подготовки к изучению новой темы
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6) Обобщение и систематизация знаний
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Обобщение и систематизация знаний
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
5. Структура урока контроля знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).
Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура
4) Рефлексия (подведение итогов занятия)
6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.
4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
5) Рефлексия (подведение итогов занятия)
7. Структура комбинированного урока.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Технологическая карта урока _____________
Разработчик(и): | |
Предмет | |
Класс | |
Тип урока | Урок изучения нового (открытия нового знания) |
Технология урока (методы, формы организации деятельности) | Технология развития критического мышления (….) |
Тема | |
Цель | Достижение обучающимися предметных и метапредметных результатов. Предметные результаты: ... Метапредметные результаты: … Личностные УУД: … Регулятивные УУД: … Познавательные УУД: … Коммуникативные УУД: … |
План урока | |
Основные понятия и термины | |
Возможная личностно-значимая проблема | |
Планируемые результаты | |
Источники информации (для учителя и учащихся) |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что это такое? Термин “технологическая карта” пришел в педагогику из технических, точных производств. Технологическая карта – форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работников и т. п. Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся. Т аблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам
Зачем нужна? Для планирования достижений метапредметных результатов Для самоанализа и анализа того, что делается на уроке (с разных точек зрения) Для четкости в постановке учебных задач Для создания опорного конспекта для будущих уроков
Виды Технологическая карта темы Расширенная технологическая карта (форма конспекта урока) Краткая технологическая карта (сценарий основных составляющих урока)
Технологическая карта - это таблица , позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам
Технологическая карта темы (приложение к рабочей программе) Цели Планируемые результаты Основные виды деятельности ученика Средства обучения (задания, наглядность, ИК-средства и т.д.) Средства контроля, оценки Варианты д / з
Расширенная технологическая карта Деятельность ученика, планируемый результат Этап урока Познавательная (осуществляемые (что делает ученик?) и формируемые (чему учится?) Коммуникативная Регулятивно-рефлексивная Средства обучения Пример 1.
Пример расширенной ТК урока Основные составляющие урока Этап урока Время , мин Цель Результаты Содержание учебного материала Методы и приемы работы Формы учебной деятельности Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Краткая ТК Цели как планируемые результаты Задачи А) Задачи как виды деятельности Б) Задачи как конкретизация планируемого результата изучения темы урока (личностные, предметные, метапредметные ) В) Задачи как этапы учебной работы
Пример Цели - изучить орфограмму "непроизносимые согласные "; вывести способ проверки данной орфограммы; развить коммуникативные навыки обучающихся Задача деятельности Виды результата Этап 1. Научить видеть проблемную ситуацию и самостоятельно формулировать учебную задачу. Познавательные - Умение решать проблемы Регулятивные УУД Умение формулировать цель деятельности Коммуникативные - Умение точно формулировать, рассуждать Постановка целей урока
Технологическая карта урока. Урок № __________ Тема ____________ Цель ____________ Задачи: Предметные__________ Метапредметные______Личностные__________
№ п / п Название этапа Задача этапа Деятельность учителя Деятельность ученика Результат этапа 1-2 мин Организационный этап Мотивация уч-ся к учебной деятельности через…(посредством…) Проявление интереса к материалу изучения. Представление собственного опыта, высказывание собственных мыслей. Включение в учебный процесс.
5-6 мин Актуализация опорных знаний Организует повторение знаний, закрепление умений Демонстрируют знаний, умения Фиксация имеющихся предметных учебные знаний (умений), известных способов деятельности 2-3 мин Целеполагания Создает ситуацию познавательных противоречий. Выделяет соподчиненность целей. Определяет их объем. Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют. Останавливают свой выбор на целях, связанных с поиском ОСД и личного совершенствования. появление цели урока Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение. Умение ставить цели, планировать свою работу.
10-11 мин Открытие нового знания Создает проблемную ситуацию, побуждает учащихся к обсуждению и выявлению причин возникших затруднений. Организует работу в группе. Побуждает перестраивать условия проблемной задачи и находить главные определяющие принципы ее построения. Побуждает к анализу собственных действий. Организует анализ учащимися проблемной задачи, ее решение. Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, выдвигают и проверяют гипотезы, варианты и способы. Формирование навыков поисковой деятельности. Развитие учебно-познавательной мотивации. Коммуникативная. Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета.
4-5 мин Первичное закрепление Организует самостоятельную, практическую работу, организует работу в паре, группе Самостоятельно работает по алгоритму, ориентирован на получение конкретного результата, излагает, объясняет учебный материал, составляет критерии и шкалы оценивания Умение организовать, контролировать и оценивать учебную деятельность. Формирование самостоятельности ответственности Уверенность в своих силах, положительные отношения к себе. Формирование самооценки, анализа выполненной работы, вычленение проблем.
4-5 мин Самостоятельная работа Создает ситуацию в которой необходимо проследить зависимость между меняющимися условиями и соответствующими результатами действия. Организация ситуации выбора в соответствии с возможностями, вариантность. Использует приобретенные знания в практической деятельности, решает творческие задачи. Ориентируется в информации. Самооценка. Выбор заданий соответствующего уровня. Предметная. Умение ориентироваться в содержании предмета. Информационная. Умение использовать информацию из разных источников, вычленять необходимую для решения учебной задачи. Коммуникативная. Освоение способов совместной деятельности. Формирование навыков речевой деятельности. Социальная. Уточнение собственных возможностей и ограничений.
4-5 мин Повторение Организовать действие по обобщению: анализ признаков объекта; выделение главных признаков; объединение словом или предложением; оформление вывода о понятии, явлении, предмета через таблицу, схему, план. Действия по контролю и оценке знаний, умений, навыков. Коллективно-распределенная деятельность. Проективная деятельность. Работа с дополнительной литературой. Организует систематизацию и обобщение совместных достижений. Организует индивидуальную работу по личным достижениям. Предметная диагностика Выявление границ применимости нового знания и выполнение заданий, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг Умение систематизировать, обобщать изученное. Соединять части в целое. Высказывать суждения по результатам сравнения. Формирование собственных представлений о предмете изучения. Реализация личностного потенциала. Правила и культура взаимодействия. Анализирует достижение цели, описывает способ достижения ее. Анализирует личностное изменение в процессе учения.
2-3 мин Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) Соотнесение цели урока и результата Создает ситуацию, связанную с приятными эмоциями, чувством удовлетворения от работы, ощущением собственной компетентности, самоуважения. анализирует деятельность по достижению цели Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование.
Технологическая карта как основа проектирования урока Тема: «Второстепенные члены предложения» (вводный урок по теме) Цель Планируемые результаты Задачи по этапам урока (деятельность учителя и ученика) Средства обучения Средства оценки
Успехов в работе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Технологическая карта урока на тему "Географическая карта". 5 класс
Технологическая карта урока .ФГОС....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.
Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...
Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)
Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...