урок литературы " Тема одиночества в рассказе А.П. Чехова " Тоска"
методическая разработка (6 класс) на тему
Урок с применением метода критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_konspekt.doc | 91.5 КБ |
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx | 1.17 МБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА ОДИНОЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА В РАССКАЗЕ А.П. ЧЕХОВА « ТОСКА
ЦЕЛИ: продолжить знакомство учащихся с творчествомА.П.Чехова ;
провести исследование содержания рассказа «Тоска»,
Развить навыков анализа художественного произведения ,основываясь на методе критического мышления,, выразительного чтения.
Способствовать развитию абстрактного мышления, аналитических и творческих способностей учащихся.
Создать особый эмоциональный настрой во взаимодействии с реальностью слов, помощь учащимся в написании творческих работ
Регулятивные УУД:
- обучение целеполаганию;
- самостоятельно формулировать тему, проблему и цели;
- самостоятельно ставить новые цели;
- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью;
- принимать решение в проблемной ситуации.
Познавательные УУД:
- давать определения понятиям;
- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
- излагать содержание прочитанного текста;
- строить рассуждения.
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- осуществлять сравнение;
- обобщать понятия;
- извлекать информацию, представленную в разных формах;
- пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения;
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- прогнозировать, корректировать свою деятельность;
Коммуникативные УУД:
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать с позициями партнёров в совместной деятельности;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме
- создавать тексты различного типа
- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
- осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- пользоваться монологической и диалогической формами речи;
- оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
- оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание.
Планируемые предметные , метапредметные и личностные результаты:
Предметные
- умение анализировать художественный текст, вырабатывать собственное мнение на основе прочитанного текста, аргументировать свою точку зрения
Метапредметные
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему,умение создавать устные и письменные тексты разных типов
Личностные:
Создавать условия для стремления к самовоспитанию, пониманию близких и окружающих людей.
ХОД УРОКА
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
2.СЛОВО УЧИТЕЛЯ. ВЫЗОВ. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
СЛАЙД
Мы с вами продолжаем изучать творчество великого русского писателя, которого Л.Н. Толстой в свое время назвал Пушкиным в прозе, вошедший в историю мировой культуры как непревзойденный мастер рассказа и нового типа пьесы, обладавший огромным талантом отражать тончайшие душевные переживания своих героев.
Представьте , пожалуйста, этого писателя.
Действительно, речь пойдет об Антоне Павловиче Чехове, в котором гениальный художник соединился с замечательной личностью. Первый наш урок носил название « 100 фактов о Чехове», в подготовке к которому вы искали информацию о писателе, которой нет в учебнике. Какие штрихи к портрету А. Павловича вы бы добавили?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
"В детстве у меня не было детства", - говорил Чехов.
1."Деспотизм и ложь исковеркали наше детство до такой степени, что тошно и страшно вспоминать", - писал Чехов своему брату в 1889 году. Детство Чехова, отец которого, Павел Егорович, держал торговую лавку, было подчинено поистине каторжному режиму. Жизнь юного Антона и его братьев проходила между работой в лавке, открытой с 5 утра до 11 вечера, гимназией и бесконечными репетициями в церковном хоре, организованном Павлом Егоровичем. Кроме того, все дети учились ремеслу, Антоша - портняжному. Тяжелый нрав отца, распространявшийся не только на детей, но и на жену, Евгению Яковлевну, смягчился только тогда, когда Антон стал главным кормильцем в семье.
2. Дед Чехова был крепостным
. Дед Чехова, Егор Михайлович, был из крепостных, но впоследствии смог выкупить себя и свою семью на волю. Дед Чехова был, по-видимому, первым грамотным человеком в семье, что и помогло ему получить вольную и вывести в люди своих сыновей. Сам Чехов никогда не забывал о своем происхождении. «Во мне течет мужицкая кровь», - писал Чехов книгоиздателю А. С. Суворину в марте 1894 года.
3. Чехов был врачом. Несмотря на писательскую деятельность Чехов продолжал быть врачом всю свою жизнь. В письмах к брату подписывал себя шутливо - «брат и сестра Антоний и Медицина», продолжал участвовать в медицинских съездах и знакомиться с открытиями в этой сфере. Лечил и больных в своем подмосковном Мелихове, помогал больным в Ялте.
Даже перед смертью, весной 1904 года, писал из Ялты знакомому: «Если буду здоров, то в июле или августе поеду на Дальний Восток не корреспондентом, а врачом».
4.У Чехова было около 50-ти псевдонимов
При публикации в журналах свои рассказов и «юморесок» Чехов «действовал» под псевдонимами. Скрывая настоящее имя автора, они еще и развлекали читателя, придавали произведениям больший комический эффект. Фантазия Чехова не знала границ: Шиллер Шекспирович Гете, Шампанский, Дяденька - какими только «кличками», как называл их Чехов, ни подписывал он свои произведения.
Всего у Чехова было около 50 псевдонимов, самым же известным из них, без сомнения, является «Антоша Чехонте».
5.О большом интересе Чехова к Лермонтову и о высокой оценке его творчества говорили многие современники Антона Павловича . Чехов и сам признавался: «Я не знаю языка лучшего, чем у Лермонтова. У него я учился писать».
6.Воспоминания об удивительном сочетании в характере Чехова общительности и открытости с «необычайной скромностью» «проскальзывают» практически во всех воспоминаниях о нем. Вот как, например, писал о Чехове его современник: «Он был не из тех, что любят производить впечатление... Когда он замечал, что от него ждут и, что называется, смотрят ему в рот, он как будто старался как можно меньше отличаться от всех».
7. Последними фразами чеховского письма к сестре были: "Помогай бедным. Береги мать. Живите мирно".
Действительно, Чехов обладал бесценным человеческим свойством - он умел любить людей.
Люди, которые соприкасались с Антоном Павловичем ощущали высокое благородство его натуры, тянулись к нему, общение с ним оставило у многих благодарный след.
СЛАЙД Вот еще одна цитата М. Горького
« Мимо все этой скучной, серой толпы бессильных людей прошел большой, умный, ко всему внимательный человек, посмотрел он на этих скучных жителей своей родины и с грустной улыбкой, тоном мягкого, но глубокого упрека, с безнадежной тоской на лице и в груди, красивым искренним голосом сказал:
- Скверно вы живете, господа!
- Какие качества личности отмечает М. Горький в А.П. Чехове?
Знакомы ли вам эти господа? Где мы их встречали?
Давайте вспомним о ком и чем рассказал нам писатель.
СЛАЙД
Иван Дмитриевич Червяков . В каком рассказе мы встречаем данного героя? Почему, по вашему мнению, писатель дает герою именно такую фамилию? О чем рассказ?
СЛАЙД
Толстый хотел было возразить что-то , но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкго и подал ему на прощанье руку.
Из какого рассказа данный отрывок? Прокомментируйте тему и идею данного роизведения
СЛАЙД
-Гм!!! Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто… Что-то ветром подуло… Знобит…Ты отведешь ее к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашел и прислал. И скажи, чтобы ее не выпускали на улицу… Она, может быть, дорогая , а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. Собака – нежная тварь… А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять!
Из какого рассказа отрывок? почему расска з назван « Хамелеон»?
СЛАЙД
Воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческой работы.
Выделите понятия, которые помогали нам понять тему и идею произведений ,мысль писателя?
Поэма, элегия, рассказ
Размер стихотворения, парная рифма, художественная деталь
Фантастика, мистика, реальность
Тема, идея
Заглавие , хорей, ямб.
Один известный русский писатель К. Г.Паустовский говорил : «О, эти постоянные мучительные поиски названий!» Действительно ,хорошее заглавие - большая находка автора.
Слайд Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Рассказ, с которым мы с вами сегодня познакомимся, называется « Тоска»
С какими словами у вас ассоциируется данное слово? А с каким цветом? А с какой геометрической фигурой?
Подберите , пожалуйста, синонимы к этому слову.
(Горесть, скорбь, огорчение, грусть, печаль, уныние,скука)
Посмотрите на лексические значения данного слова.
Слайд
В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка ...
Тоска(теснить) стеснение духа, томление души, мучительная грусть; душевная тревога, беспокойство, боязнь, скука, горе, печаль, нойка сердца, скорбь
2. Словарь Ожегова
Тоска
1. Душевная тревога, уныние.
2. Скука, а также (разг.) что-н. очень скучное, неинтересное.
Итак, что такое тоска мы с вами знаем. А что хотим узнать?
Мы начнем чтение рассказа не совсем обычным образом. Я прочитаю вам финал произведения, после чтения отрывка, я попрошу дать ответ на вопрос, почему герой испытывает тоску?
"Пойти лошадь поглядеть, -- думает Иона. -- Спать всегда успеешь... Небось, выспишься..."
Он одевается и идет в конюшню, где стоит его лошадь. Думает он об овсе, сене, о погоде... Про сына, когда один, думать он не может... Поговорить с кем-нибудь о нем можно, но самому думать и рисовать себе его образ невыносимо жутко...
-- Жуешь? -- спрашивает Иона свою лошадь, видя ее блестящие глаза. -- Ну, жуй, жуй... Коли на овес не выездили, сено есть будем... Да... Стар уж стал я ездить... Сыну бы ездить, а не мне... То настоящий извозчик был... Жить бы только...
Иона молчит некоторое время и продолжает:
-- Так-то, брат кобылочка... Нету Кузьмы Ионыча... Приказал долго жить... Взял и помер зря... Таперя, скажем, у тебя жеребеночек, и ты этому жеребеночку родная мать... И вдруг, скажем, этот самый жеребеночек приказал долго жить... Ведь жалко?
Лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина...
Иона увлекается и рассказывает ей всё...
- Что же случилось у Ионы?
- Что удивило вас?
-Какой вопрос нас заинтересовал? Почему Иона рассказывает о своем горе животному?
-Какой вопрос нас заинтересовал? Почему Иона рассказывает о своем горе животному? Вот на этот вопрос мы с вами и должны будем ответить в конце урока. Запишите его, пожалуйста, в центре листа. Что мы с вами должны будем сделать, чтобы получить ответ на вопрос? Как мы будем работать?
Что значит имя Иона?
Иона – древний пророк, чьи писания вошли в Библию. В переводе имя Иона означает « голубь».Голубь- символ души и связи с миром божественного, птица -вестник. Какую же весть принес нам герой по имени Иона?
Обратим внимание на эпиграф рассказа. Кому повеем печаль мою?...
Что значит слово повем?(поведаю, расскажу)
АНАЛИТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ, ОСМЫСЛЕНИЕ, СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА Применение знаний и умений в новой ситуации
1. Вечерние сумерки. Крупный мокрый снег лениво кружится около только что зажженных фонарей и тонким мягким пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки. Извозчик Иона Потапов весь бел, как привидение. Он согнулся, насколько только возможно согнуться живому телу, сидит на козлах и не шевельнется. Упади на него целый сугроб, то и тогда бы, кажется, он не нашел нужным стряхивать с себя снег... Его лошаденка тоже бела и неподвижна. Своею неподвижностью, угловатостью форм и палкообразной прямизною ног она даже вблизи похожа на копеечную пряничную лошадку. Она, по всей вероятности, погружена в мысль. Кого оторвали от плуга, от привычных серых картин и бросили сюда в этот омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей, тому нельзя не думать...
Иона и его лошаденка не двигаются с места уже давно. Выехали они со двора еще до обеда, а почина всё нет и нет. Но вот на город спускается вечерняя мгла. Бледность фонарных огней уступает свое место живой краске, и уличная суматоха становится шумнее.
-Как бы вы назвали данный отрывок?
-ГДЕ ПРОИСХОДИТ ДЕЙСТВИЕ РАССКАЗА?
- В КАКОЕ ВРЕМЯ ГОДА ПРОИСХОДИТ ДЕЙСТВИЕ РАССКАЗА?
- КАК ЗИМНИЙ ПЕЙЗАЖ РАСКРЫВАЕТ СОСТОЯНИЕ ГЕРОЯ ?
- ИОНА НАХОДИТСЯ В ТАКОЙ ПОЗЕ, ПОТОМУ ЧТО ОН ЗАМЕРЗ?
- С КЕМ СРАВНИВАЕТ ИОН ПИСАТЕЛЬ? ПОЧЕМУ КАК ПРИВИДЕНИЕ?
- КАКОЙ ВЫ ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ СЕБЕ ЛОШАДЬ?
-В ОТРЫВКЕ ПОВТОРЯЕТСЯ НЕСКОЛЬКО РАЗ ОДНО И ТОЖЕ СЛОВО?КАКОЕ?
-КОГДА ЖЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ ДВИЖЕНИЕ?
-СЛОВА ГОРОД В ЭТОМ ОТРЫВКЕ НЕТ, КАКОЕ СЛОВО ВМЕСТО СЛОВА ГОРОД ИСПОЛЬЗУЕТ АВТОР?
ОМУТ, ПОЛНЫЙ ЧУДОВИЩНЫХ ОГНЕЙ.
Оформите , пожалуйста, кластер.
2.-- Извозчик, на Выборгскую! -- слышит Иона. -- Извозчик!
Иона вздрагивает и сквозь ресницы, облепленные снегом, видит военного в шинели с капюшоном.
-- На Выборгскую! -- повторяет военный. -- Да ты спишь, что ли? На Выборгскую!
В знак согласия Иона дергает вожжи, отчего со спины лошади и с его плеч сыплются пласты снега... Военный садится в сани. Извозчик чмокает губами, вытягивает по-лебединому шею, приподнимается и больше по привычке, чем по нужде, машет кнутом. Лошаденка тоже вытягивает шею, кривит свои палкообразные ноги и нерешительно двигается с места...
-- Куда прешь, леший! -- на первых же порах слышит Иона возгласы из темной, движущейся взад и вперед массы. -- Куда черти несут? Пррава держи!
-- Ты ездить не умеешь! Права держи! -- сердится военный.
Бранится кучер с кареты, злобно глядит и стряхивает с рукава снег прохожий, перебегавший дорогу и налетевший плечом на морду лошаденки. Иона ерзает на козлах, как на иголках, тыкает в стороны локтями и водит глазами, как угорелый, словно не понимает, где он и зачем он здесь.
-- Какие все подлецы! -- острит военный. -- Так и норовят столкнуться с тобой или под лошадь попасть. Это они сговорились.
Иона оглядывается на седока и шевелит губами... Хочет он, по-видимому, что-то сказать, но из горла не выходит ничего, кроме сипенья.
-- Что? -- спрашивает военный.
Иона кривит улыбкой рот, напрягает свое горло и сипит:
-- А у меня, барин, тово... сын на этой неделе помер.
-- Гм!.. Отчего же он умер?
Иона оборачивается всем туловищем к седоку и говорит:
-- А кто ж его знает! Должно, от горячки... Три дня полежал в больнице и помер... Божья воля.
-- Сворачивай, дьявол! -- раздается в потемках. -- Повылазило, что ли, старый пес? Гляди глазами!
-- Поезжай, поезжай... -- говорит седок. -- Этак мы и до завтра не доедем. Подгони-ка!
Извозчик опять вытягивает шею, приподнимается и с тяжелой грацией взмахивает кнутом. Несколько раз потом оглядывается он на седока, но тот закрыл глаза и, по-видимому, не расположен слушать. Высадив его на Выборгской, он останавливается у трактира, сгибается на козлах и опять не шевельнется... Мокрый снег опять красит набело его и лошаденку. Проходит час, другой...
-Как бы вы назвали данный отрывок?
-Иона берет первого седока. Найдите предложение, которое раскрывает состояние Ионы.
- Прочитайте реплики других людей. Что окружает героя?
Почему Иона сначала не может издать даже звука? Почему горло его онемело?
-Дает ли надежду быть выслушанным Ионе военный?
- Найдите те строки, когда язык тела выдает огромное желание все рассказать?
- Почему военный закрывает глаза? Он на самом деле уснул? Как называется то качество, когда на беду другого человек закрывает глаза?
Оформите, пожалуйста, кластер.
3. По тротуару, громко стуча калошами и перебраниваясь, проходят трое молодых людей: двое из них высоки и тонки, третий мал и горбат.
-- Извозчик, к Полицейскому мосту! -- кричит дребезжащим голосом горбач. -- Троих... двугривенный!
Иона дергает вожжами и чмокает. Двугривенный цена не сходная, но ему не до цены... Что рубль, что пятак -- для него теперь всё равно, были бы только седоки... Молодые люди, толкаясь и сквернословя, подходят к саням и все трое сразу лезут на сиденье. Начинается решение вопроса: кому двум сидеть, а кому третьему стоять? После долгой перебранки, капризничапья и попреков приходят к решению, что стоять должен горбач, как самый маленький.
-- Ну, погоняй! -- дребезжит горбач, устанавливаясь и дыша в затылок Ионы. -- Лупи! Да и шапка же у тебя, братец! Хуже во всем Петербурге не найти...
-- Гы-ы... гы-ы... -- хохочет Иона. -- Какая есть...
-- Ну ты, какая есть, погоняй! Этак ты всю дорогу будешь ехать? Да? А по шее?..
-- Голова трещит... -- говорит один из длинных. -- Вчера у Дукмасовых мы вдвоем с Васькой четыре бутылки коньяку выпили.
-- Не понимаю, зачем врать! -- сердится другой длинный. -- Врет, как скотина.
-- Накажи меня бог, правда...
-- Это такая же правда, как то, что вошь кашляет.
-- Гы-ы! -- ухмыляется Иона. -- Ве-еселые господа!
-- Тьфу, чтоб тебя черти!.. -- возмущается горбач. -- Поедешь ты, старая холера, или нет? Разве так ездят? Хлобысни-ка ее кнутом! Но, чёрт! Но! Хорошенько ее!
Иона чувствует за своей спиной вертящееся тело и голосовую дрожь горбача. Он слышит обращенную к нему ругань, видит людей, и чувство одиночества начинает мало-помалу отлегать от груди. Горбач бранится до тех пор, пока не давится вычурным, шестиэтажным ругательством и не разражается кашлем. Длинные начинают говорить о какой-то Надежде Петровне. Иона оглядывается на них. Дождавшись короткой паузы, он оглядывается еще раз и бормочет:
-- А у меня на этой неделе... тово... сын помер!
-- Все помрем... -- вздыхает горбач, вытирая после кашля губы. -- Ну, погоняй, погоняй! Господа, я решительно не могу дальше так ехать! Когда он нас довезет?
-- А ты его легонечко подбодри... в шею!
-- Старая холера, слышишь? Ведь шею накостыляю!.. С вашим братом церемониться, так пешком ходить!.. Ты слышишь, Змей Горыныч? Или тебе плевать на наши слова?
И Иона больше слышит, чем чувствует, звуки подзатыльника.
-- Гы-ы... -- смеется он. -- Веселые господа... дай бог здоровья!
-- Извозчик, ты женат? -- спрашивает длинный.
-- Я-то? Гы-ы... ве-еселые господа! Таперя у меня одна жена -- сырая земля... Хи-хо-хо... Могила, то есть!.. Сын-то вот помер, а я жив... Чудное дело, смерть дверью обозналась... Заместо того, чтоб ко мне идтить, она к сыну...
И Иона оборачивается, чтобы рассказать, как умер его сын, но тут горбач легко вздыхает и заявляет, что, слава богу, они, наконец, приехали. Получив двугривенный, Иона долго глядит вслед гулякам, исчезающим в темном подъезде. Опять он одинок, и опять наступает для него тишина...
-Какое название вы бы дали этой части рассказа?
- Что рубль, что пятак, были бы седоки? Как вы можете объяснить эту фразу Чехова?
-Почему Иона хохочет ,и тоска его понемногу отлегает?
-Вам нравятся эти господа? Почему? Какие качества своей души они проявляют по отношению к Ионе? веселые господа .. говорит Иона.. испытывает ли он злость по отношению к этим пьянчугам?
И все-таки Иона решается рассказать о своем горе и невольно выдает мысль, которая наиболее его гложет. Найдите ее.
Господа приехали, и Иона опять остается в одиночестве. Тоска его разрастается? Найдите эпитет, какая тоска? Кого ищут глаза Ионы?
Оформите, пожалуйста, свой кластер.
4.Утихшая ненадолго тоска появляется вновь и распирает грудь еще с большей силой. Глаза Ионы тревожно и мученически бегают по толпам, снующим по обе стороны улицы: не найдется ли из этих тысяч людей хоть один, который выслушал бы его? Но толпы бегут, не замечая ни его, ни тоски... Тоска громадная, не знающая границ. Лопни грудь Ионы и вылейся из нее тоска, так она бы, кажется, весь свет залила, но, тем не менее, ее не видно. Она сумела поместиться в такую ничтожную скорлупу, что ее не увидишь днем с огнем..
Иона видит дворника с кульком и решает заговорить с ним.
-- Милый, который теперь час будет? -- спрашивает он.
-- Десятый... Чего же стал здесь? Проезжай!
Иона отъезжает на несколько шагов, изгибается и отдается тоске... Обращаться к людям он считает уже бесполезным. Но не проходит и пяти минут, как он выпрямляется, встряхивает головой, словно почувствовал острую боль, и дергает вожжи... Ему невмоготу.
"Ко двору, -- думает он. -- Ко двору!"
И лошаденка, точно поняв его мысль, начинает бежать рысцой. Спустя часа полтора, Иона сидит уже около большой грязной печи. На печи, на полу, на скамьях храпит народ. В воздухе "спираль" и духота... Иона глядит на спящих, почесывается и жалеет, что так рано вернулся домой...
"И на овес не выездил, -- думает он. -- Оттого-то вот и тоска. Человек, который знающий свое дело... который и сам сыт, и лошадь сыта, завсегда покоен..."
В одном из углов поднимается молодой извозчик, сонно крякает и тянется к ведру с водой.
-- Пить захотел? -- спрашивает Иона.
-- Стало быть, пить!
-- Так... На здоровье... А у меня, брат, сын помер... Слыхал? На этой неделе в больнице... История!
Иона смотрит, какой эффект произвели его слова, но не видит ничего. Молодой укрылся с головой и уже спит. Старик вздыхает и чешется... Как молодому хотелось пить, так ему хочется говорить. Скоро будет неделя, как умер сын, а он еще путем не говорил ни с кем... Нужно поговорить с толком, с расстановкой... Надо рассказать, как заболел сын, как он мучился, что говорил перед смертью, как умер... Нужно описать похороны и поездку в больницу за одеждой покойника. В деревне осталась дочка Анисья... И про нее нужно поговорить... Да мало ли о чем он может теперь поговорить? Слушатель должен охать, вздыхать, причитывать... А с бабами говорить еще лучше. Те хоть и дуры, но ревут от двух слов.
- Какое название дали бы этой части произведения?
-Как Иона обращается к дворнику? Может ли это обращение к другому человеку раскрыть нам характер Ионы?
- После встречи с дворником какое слово отражает состояние героя? Как ему?(изгибается),невмоготу.
- Почему и здесь его никто не выслушал, не посочувствовал? А С БАБАМИ ГОВОРИТЬ ЕЩЕ ЛУЧШЕ. ТЕ ХОТЬ И ДУРЫ, НО РЕВУТ ОТ ДВУХ СЛОВ. МОЖЕТ БЫТЬ, ПОЛУЧИВ СОЧУВСТВИЕ, ИОНА БЫ ЗАПЛАКАЛ, И ТОГДА ТОСКА прорвалась бы наружу.
Финал произведения нам известен. Герой отправляется к своей лошаденке. И пусть лошаденка ничего не сможет сказать, зато она не отвернется, не упрекнет и не уйдет.
« ЛОШАДЕНКА ЖУЕТ, СЛУШАЕТ И ДЫШИТ НА РУКИ СВОЕГО ХОЗЯИНА» ЧТО ПОЛУЧАЕТ ОТ ЛОШАДЕНКИ ИОНА?
Готовы ли вы ответить на вопрос, который мы поставили в начале урока. Почему же Иона рассказывает о своем горе лошаденке?
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
СЛАЙД
О чем же рассказал нам Антон Павлович Чехов? С чем сталкивается главный герой Иона?О какой главной человеческой заповеди пытается напомнить нам с вами Чехов?
Актуально ли произведение Чехова в наши дни? Почему? Ведь профессия ямщика уже далеко в прошлом?
Конечно,данное произведение классика актуально и по сей день. Люди в суматохе дней, под гнетом собственных забот забывают о тех, кому необходимо простое человеческое тепло. А насколько легче было бы жить, если бы у каждого из нас нашлось хотя бы одно ласковое слово для человека, нуждающегося в поддержке...
РЕФЛЕКСИЯ
Скажите мне, что конкретно вы чувствуете сейчас? Какое чувство испытывает сейчас ваше сердце?
СЛАЙД
В конце урока хочу поделиться еще одной мыслью А,П, Чехова:
« Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда- болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других»
- Скажите, пожалуйста, услышали ли сегодня вы, счастливые и довольные дети, молоточек писателя? Ваши размышления я прошу вас излить на бумагу дома. На следующем уроке мы будем читать и обсуждать ваши работы. Выбор заглавия своей работы тоже остается за вами.
Спасибо за урок! До свидания!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«МИМО ВСЕЙ ЭТОЙ СКУЧНОЙ,СЕРОЙ ТОЛПЫ БЕССИЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ ПРОШЁЛ БОЛЬШОЙ,УМНЫЙ, КО ВСЕМУ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК,ПОСМОТРЕЛ ОН НА ЭТИХ СКУЧНЫХ ЖИТЕЛЕЙ СВОЕЙ РОДИНЫ И С ГРУСТНОЙ УЛЫБКОЙ,ТОНОМ МЯГКОГО,НО ГЛУБОКОГО УПРЕКА, С БЕЗНАДЁЖНОЙ ТОСКОЙ НА ЛИЦЕ И В ГРУДИ,КРАСИВЫМ ИСКРЕННИМ ГОЛОСОМ СКАЗАЛ: - СКВЕРНО ВЫ ЖИВЁТЕ, ГОСПОДА! МАКСИМ ГОРЬКИЙ
ИВАН ДМИТРИЕВИЧ ЧЕРВЯКОВ
«ТОЛСТЫЙ ХОТЕЛ БЫЛО ВОЗРАЗИТЬ ЧТО-ТО,НО НА ЛИЦЕ У ТОНКОГО БЫЛО НАПИСАНО СТОЛЬКО БЛАГОГОВЕНИЯ, СЛАДОСТИ И ПОЧТИТЕЛЬНОЙ КИСЛОТЫ, ЧТО ТАЙНОГО СОВЕТНИКА СТОШНИЛО. ОН ОТВЕРНУЛСЯ ОТ ТОНКОГО И ПОДАЛ ЕМУ НА ПРОЩАНЬЕ РУКУ.»
-ГМ! НАДЕНЬ-КА,БРАТ ЕЛДЫРИН НА МЕНЯ ПАЛЬТО… ЧТО-ТО ВЕТРОМ ПОДУЛО… ЗНОБИТ…ТЫ ОТВЕДЕШЬ ЕЕ К ГЕНЕРАЛУ И СПРОСИШЬ ТАМ. СКАЖЕШЬ, ЧТО Я НАШЕЛ И ПРИСЛАЛ.И СКАЖИ,ЧТОБЫ ЕЕ НЕ ВЫПУСКАЛИ НА УЛИЦУ… ОНА, МОЖЕТ БЫТЬ, ДОРОГАЯ, А ЕЖЕЛИ КАЖДЫЙ СВИНЬЯ БУДЕТ ЕЙ В НОС СИГАРКОЙ ТЫКАТЬ, ТО ДОЛГО ЛИ ИСПОРТИТЬ. СОБАКА- НЕЖНАЯ ТВАРЬ… А ТЫ, БОЛВАН, ОПУСТИ РУКУ! НЕЧЕГО СВОЙ ДУРАЦКИЙ ПАЛЕЦ ВЫСТАВЛЯТЬ!
ПОЭМА, ЭЛЕГИЯ, РАССКАЗ РАЗМЕР СТИХОТВОРЕНИЯ, ПАРНАЯ РИФМА, ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ ФАНТАСТИКА, МИСТИКА, РЕАЛЬНОСТЬ ТЕМА , ИДЕЯ ЯМБ, ЗАГЛАВИЕ, ХОРЕЙ
« ТОСКА» 1886г
В.И.ДАЛЬ ТОСКА - СТЕСНЕНИЕ ДУХА, ТОМЛЕНИЕ ДУШИ, МУЧИТЕЛЬНАЯ ГРУСТЬ, ДУШЕВНАЯ ТРЕВОГА, БЕСПОКОЙСТВО, БОЯЗНЬ, ГОРЕ, ПЕЧАЛЬ, СКОРБЬ С.И.ОЖЕГОВ ТОСКА ДУШЕВНАЯ ТРЕВОГА, УНЫНИЕ СКУКА, А ТАКЖЕ (РАЗГ.)ЧТО-НИБУДЬ ОЧЕНЬ СКУЧНОЕ, НЕИНТЕРЕСНОЕ
О ЧЕМ РАССКАЗАЛ НАМ А.П. ЧЕХОВ? С ЧЕМ В ОКРУЖАЮЩЕМ ЕГО МИРЕ СТАЛКИВАЕТСЯ ПОТЕРЯВШИЙ СЫНА ЯМЩИК ИОНА? О КАКОЙ ГЛАВНОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЗАПОВЕДИ ПЫТАЕТСЯ НАПОМНИТЬ НАМ ПИСАТЕЛЬ? АКТУАЛЬНО ЛИ ПРОИЗВЕДЕНИЕ « ТОСКА» В НАШЕ ВРЕМЯ? ПОЧЕМУ?
« Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда- болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других» А.П. ЧЕХОВ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 8 классе "Рассказ А.П.Чехова "О любви"."
Урок литературы в 8 классе "А.П.Чехов. Очерк жизни и творчества писателя. Художественное мастерство Чехова – рассказчика. Рассказ А.П. Чехова «О любви» Цели урока: расширение представлений восьмик...
Презентация к уроку литературы в 7 классе "Рассказы А.П.Чехова"
В презентации представлена работа на уроке литературы в 7 классе по самостоятельно прочитанным рассказам А.П.Чехова "Репетитор", "Гриша", "Злоумышленник"...
Урок литературы в 6 классе "Рассказы А.П. Чехова. Особенности стиля писателя на основе рассказа "Радость". Урок внеклассного чтения.
Одна из основных целей урока - обобщить и систематизировать знания об особенностях стиля пистеля. Учащиеся закрепляют знания о таких понятиях, как "юмор" и "сатира". Обучающие...
Конспект урока литературы "Роковые вопросы в рассказе А.П. Чехова «О любви»", 8 класс.
Конспект урока литературы в 8 классе по творчесву А.П. Чехова....
Тема одиночества человека в многолюдном городе в рассказе А. П. Чехова «Тоска»
Цели урока: 1. продолжить знакомство учащихся с творчеством А. П. Чехова; 2. дать понятие о сюжете, композиции расск...
Урок литературы . «Тема одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок».
Урок литературы . «Тема одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок»....
Конспект урока литературы "Тема памяти в рассказе Е. И. Носова «Живое пламя» (обучение целостному анализу эпического произведения)"
Конспект урока литературы "Тема памяти в рассказе Е. И. Носова «Живое пламя» (обучение целостному анализу эпического произведения)"...