Урок литературы в 9 классе «Тема одиночества человека в мире». (По рассказу А.П. Чехова «Тоска» )
методическая разработка по литературе (9 класс)

цели:развивать умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

 

 

воспитывать чувство доброты, сострадания ,  желание  помочь ближнему в трудную минуту;  формировать ценностное отношение к человеку;
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_9_klasse.docx22.13 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 9 классе.

ТЕМА: «Тема одиночества человека в мире». (По рассказу А.П. Чехова

«Тоска» )

Цель

обучающие:

продолжить знакомство учащихся с творчеством А.П.Чехова; формировать умение

анализировать художественный текст

развивающие:

развивать умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

воспитательные:

воспитывать чувство доброты, сострадания ,  желание  помочь ближнему в трудную минуту;  формировать ценностное отношение к человеку;

Оборудование:

мультимедийный компьютер.

Методы работы

словесный, наглядный, практический, исследовательский.

Инновационные технологии

проблемное обучение,

личностно – ориентированное обучение.

Вид урока:

Комбинированный

Тема: «Тема одиночества человека в мире». (По рассказу А.П.Чехова «Тоска»)

Ход урока

1.Вступительное слово учителя.

О значении творчества Антона Павловича Чехова сказал Максим Горький: «...когда умрет Чехов - умрет один из лучших друзей России, друг умный, беспристрастный, правдивый, - друг, любящий ее, сострадающий ей во всем. И Россия вся дрогнет от горя и долго не забудет его, долго будет учиться понимать жизнь по его писаниям, освещенным грустной улыбкой любящего сердца, по его рассказам, пропитанным глубоким знанием жизни, мудрым беспристрастием и состраданием к людям, не жалостью, а состраданием умного и чуткого человека, который все понимает».

 Читая эти строки, соглашаешься с каждым словом великого русского писателя. Переоценить творчество Антона Павловича Чехова невозможно.

2.Актуализация знаний.

-Какие рассказы Чехова вы можете вспомнить?

-Выступления учеников о жизни и творчестве А.П.Чехова.

4.Постановка цели урока.

 -Как вы понимаете тему урока?

- Какую цель ставил перед собой писатель, создавая этот рассказ?

- Какова цель сегодняшнего урока?

5.Анализ рассказа

-Какое впечатление произвёл на вас рассказ А.П.Чехова «Тоска»?

-Ребята, скажите, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это слово «тоска».

Значение слова «тоска» в данном случае равнозначно значению слова «одиночество».

- Когда человек чувствует себя одиноким?

- Каково лексическое значение слова «тоска»?

- Обратимся к толковому словарю под ред. С.И. Ожегова.
Тоска. 1. Душевная тревога, уныние.
2. Скука, а также (разг.) что-нибудь очень скучное, неинтересное.

- В каком значении использовано  слово в рассказе?

 -Назовите синонимы к этому слову.  Горесть,  скорбь, огорчение, грусть, печаль, уныние.

- Каково начало рассказа? Зачитайте. 

«Вечерние сумерки. Крупный мокрый снег лениво кружится около только что зажженных фонарей и тонким мягким пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки».

Пейзаж создаёт грустную унылую атмосферу, подготавливает нас к встрече с главными героями,  Ионой и его лошаденкой. Мы понимаем, что такой пейзаж ничего хорошего предвещать не может.

 -При помощи пейзажа также передаётся внутреннее психологическое состояние человека.

- Как выглядят Иона и его лошаденка? «Он согнулся, насколько только возможно согнуться живому телу, сидит на козлах и не шевельнется» Он ничего не чувствует: «Упади на него целый сугроб, то и тогда бы, кажется, он не нашел нужным стряхивать с себя снег».

 «Его лошаденка тоже бела и неподвижна»

 

 Исследовательская работа.

-Какие детали использует автор для раскрытия состояния героя? В чём смысл использования  этих деталей?

 

 1.Для наиболее яркого раскрытия характера героя автор использует художественную деталь – «снег». Снег покрыл все, и все стало глухим, непроницаемым. На протяжении рассказа мы не один раз увидим эту деталь, передающую «глухоту», «равнодушие».

   

2.Следует обратить внимание на цвет, который преобладает в описании природы, героев рассказа.  Извозчик Иона Потапов весь «бел»; его лошаденка тоже «бела». Белый снег, белый Иона, белая лошаденка – все слилось. Иона с лошаденкой затерялись в этом мире.

-  Какова основная мысль вступления рассказа?

 Вывод. Человек затерян в мире равнодушия, глухоты, он одинок.

-  Как автор передаёт душевное состояние героя?

Глаголы  «сгибается», «не шевельнется» говорят о тяжелом душевном состоянии героя: человек согнулся от горя, не шевелится.

 

-При помощи какого литературного приёма автор подчёркивает одиночество героя?

А мир в это время весь в движении: «уличная суматоха становится все шумнее». Этот контраст подчеркивает одиночество Ионы.

-Чем вызвано такое состояние Ионы?
У героя несколько дней назад умер сын. Иона не может осознать такого страшного противоречия, что его сын, молодой и крепкий извозчик, которому еще ездить и ездить, жить и жить, умер, а он, старый и больной, остался один доживать на этом свете.

Самостоятельная работа в группах. Кому пытался рассказать о своём горе Иона, и как к этому отнеслись люди ?

1 группа ( военный)

2 группа ( трое молодых людей)

3 группа (дворник)

4 группа (молодой извозчик)

Выступления учащихся.

-Почему Иона хочет рассказать о своём горе? Чего он ждёт от людей?

Вывод.  В несчастье  человек ищет хоть кого-нибудь, кто разделил бы с

ним непосильную ношу. Иона хочет излить душу людям, хочет услышать слова сочувствия. Но каждый раз его попытка рассказать о гибели сына заканчивается неудачей. Никому нет дела до страданий старого извозчика.  

-Почему Иона « изгибается и отдаётся своей тоске»?

Вывод. Обращаться к людям считает бесполезным. Он наталкивается на стену черствости, равнодушия и непонимания.

-Какой выход он находит?

 -Кому исповедуется?

 Иона нашел выход с кем поделиться горем. Со своей старой заезженной лошадью. И хоть, бывало, он стегал ее плетью, а она упрямилась, только ей смог он рассказать о своей беде. Лошадь не умеет говорить, но она дохнула теплом на ладони извозчика. Не этого ли он ждал?

- Как вы объясните смысл названия рассказа «Тоска»?

Вывод. Чехов стремится передать в заглавии тяжелое душевное состояние своего героя. В рассказе показана тяжесть одиночества, затерянность человека в шумном городе среди равнодушных людей, которые глухи к тихой и глубокой тоске Ионы. Тоска – душевная тревога, боль, соединенная с грустью и скукой .

 

Название «Тоска» отражает не только внутреннее состояние героя, но и своеобразную болезнь целого равнодушного города, общества.

 

- Обратимся к эпиграфу рассказа. Как вы его понимаете?

 -Почему рассказу предпослан эпиграф  «Кому повем печаль мою?..»

Вывод. Эпиграф у Чехова отражает главную мысль рассказа. «Кому повем печаль мою?.. » – эта строка взята из Библии (Евангелия).

Вопрос «Кому повем печаль мою?..» заключает в себе главную идею рассказа, здесь мысль о страшном одиночестве человека в мире , о равнодушии людском, о том, что некому в этом мире поведать свою боль, не от кого получить сочувствие. Но это не нормально, это не естественно, это не по-христиански.

-Почему автор даёт своему герою имя Иона?

Сообщение ученика о разных толкованиях имени. Одно из них - Ион — древнееврейское имя. Означает: терпеливый.

 

Герой Чехова – «маленький человек». Убитый горем старик  покорно сносит хамство и пренебрежение со стороны окружающих людей,  он пребывает в состоянии тоски на протяжении всего повествования, пытается пережить ниспосланное на него испытание.

-Скажите, в чем заключается актуальность рассказа? Над какими важными вопросами заставляет нас задуматься рассказ А.П.Чехов ?

 

В нашем современном обществе, к сожалению, немало равнодушных людей, не желающих откликнуться на чужое горе. Многие ли из нас стремятся помочь близким, тем, кто понес утрату? Как часто нам проще спрятаться в своем маленьком мирке, чем пытаться помочь кому-то.

-Можем ли мы что-то изменить в сегодняшнем обществе?

Вывод. Равнодушие - это нравственная болезнь современного общества. Нужно задуматься и сделать всё, чтобы люди стали милосерднее, человечнее, и в первую очередь нужно начинать с себя. Надо помнить, что равнодушие к боли другого человека – безнравственное качество. Сочувствовать человеку -  значит любить его. Сохранять в себе человеческое достоинство – значит уважать окружающих, уметь прийти им на помощь.
6.Итоги урока.
7.Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на тему  «Равнодушие есть наивысшая жестокость»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы 6 класс тема: "Особенности тургеневского повествования" ( по рассказу И. С. Тургенева "Бирюк")

Разработка урока литературы в 6 классе по творчеству И. С. Тургенева. Материал доступен для школьников и учителей. Урок разработан с учетом современных педагогических технологий....

Урок литературы 6 класс Тема: «Трудный путь человека к правде жизни». (Урок – путешествие по произведению М.М. Пришвина «Кладовая солнца»)

На данном уроке ребята вместе с учителем отправляются в путешествие тропою писателя вслед за его героями Настей и Митрашей. Анализируя текст, выясняют,  какие трудности пришлось испытать героям...

Статья на фестиваль методических разработок "Воспитание на уроках литературы способности и потребности жить по нравственным законам" (по рассказам А.П.Чехова)

В статье освещаются вопросы нравственности в узком значении, рассматривается урок как форма решения нравственных задач на примере изучения рассказов Чехова...

урок литературы 5 класс по теме "Человек и природа в рассказе В.Астафьева "Васюткино озеро"

Урок проводиля в 5 классе,на нём использована компьютерная презентация....

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание,  угодливость в рассказе. На данном уроке: ...

Урок литературы в 8 классе "История об упущенном счастье" (По рассказу А.П.Чехова "О любви")

Урок литературы в 8 классе по рассказу А.П.Чехова "О любви"....

Конспект урока литературы в 9 классе. Тема: А. П. ЧЕХОВ. Слово о писателе. Рассказ А. П. ЧЕХОВА «Тоска». Трагизм судьбы героя рассказа.

Конспект урока литературы в 9 классе.Тема: А. П. ЧЕХОВ. Слово о писателе. Рассказ А. П. ЧЕХОВА «Тоска».  Трагизм судьбы героя рассказа....