Урок литературы в 9 классе «Тема одиночества человека в мире». (По рассказу А.П. Чехова «Тоска» )
методическая разработка по литературе (9 класс)
цели:развивать умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
|
воспитывать чувство доброты, сострадания , желание помочь ближнему в трудную минуту; формировать ценностное отношение к человеку; |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_9_klasse.docx | 22.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 9 классе.
ТЕМА: «Тема одиночества человека в мире». (По рассказу А.П. Чехова
«Тоска» )
Цель | |
обучающие: | продолжить знакомство учащихся с творчеством А.П.Чехова; формировать умение анализировать художественный текст |
развивающие: | развивать умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; |
воспитательные: | воспитывать чувство доброты, сострадания , желание помочь ближнему в трудную минуту; формировать ценностное отношение к человеку; |
Оборудование: | мультимедийный компьютер. |
Методы работы | словесный, наглядный, практический, исследовательский. |
Инновационные технологии | проблемное обучение, личностно – ориентированное обучение. |
Вид урока: | Комбинированный |
Тема: «Тема одиночества человека в мире». (По рассказу А.П.Чехова «Тоска»)
Ход урока
1.Вступительное слово учителя.
О значении творчества Антона Павловича Чехова сказал Максим Горький: «...когда умрет Чехов - умрет один из лучших друзей России, друг умный, беспристрастный, правдивый, - друг, любящий ее, сострадающий ей во всем. И Россия вся дрогнет от горя и долго не забудет его, долго будет учиться понимать жизнь по его писаниям, освещенным грустной улыбкой любящего сердца, по его рассказам, пропитанным глубоким знанием жизни, мудрым беспристрастием и состраданием к людям, не жалостью, а состраданием умного и чуткого человека, который все понимает».
Читая эти строки, соглашаешься с каждым словом великого русского писателя. Переоценить творчество Антона Павловича Чехова невозможно.
2.Актуализация знаний.
-Какие рассказы Чехова вы можете вспомнить?
-Выступления учеников о жизни и творчестве А.П.Чехова.
4.Постановка цели урока.
-Как вы понимаете тему урока?
- Какую цель ставил перед собой писатель, создавая этот рассказ?
- Какова цель сегодняшнего урока?
5.Анализ рассказа
-Какое впечатление произвёл на вас рассказ А.П.Чехова «Тоска»?
-Ребята, скажите, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это слово «тоска».
Значение слова «тоска» в данном случае равнозначно значению слова «одиночество».
- Когда человек чувствует себя одиноким?
- Каково лексическое значение слова «тоска»?
- Обратимся к толковому словарю под ред. С.И. Ожегова.
Тоска. 1. Душевная тревога, уныние.
2. Скука, а также (разг.) что-нибудь очень скучное, неинтересное.
- В каком значении использовано слово в рассказе?
-Назовите синонимы к этому слову. Горесть, скорбь, огорчение, грусть, печаль, уныние.
- Каково начало рассказа? Зачитайте.
«Вечерние сумерки. Крупный мокрый снег лениво кружится около только что зажженных фонарей и тонким мягким пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки».
Пейзаж создаёт грустную унылую атмосферу, подготавливает нас к встрече с главными героями, Ионой и его лошаденкой. Мы понимаем, что такой пейзаж ничего хорошего предвещать не может.
-При помощи пейзажа также передаётся внутреннее психологическое состояние человека.
- Как выглядят Иона и его лошаденка? «Он согнулся, насколько только возможно согнуться живому телу, сидит на козлах и не шевельнется» Он ничего не чувствует: «Упади на него целый сугроб, то и тогда бы, кажется, он не нашел нужным стряхивать с себя снег».
«Его лошаденка тоже бела и неподвижна»
Исследовательская работа.
-Какие детали использует автор для раскрытия состояния героя? В чём смысл использования этих деталей?
1.Для наиболее яркого раскрытия характера героя автор использует художественную деталь – «снег». Снег покрыл все, и все стало глухим, непроницаемым. На протяжении рассказа мы не один раз увидим эту деталь, передающую «глухоту», «равнодушие».
2.Следует обратить внимание на цвет, который преобладает в описании природы, героев рассказа. Извозчик Иона Потапов весь «бел»; его лошаденка тоже «бела». Белый снег, белый Иона, белая лошаденка – все слилось. Иона с лошаденкой затерялись в этом мире.
- Какова основная мысль вступления рассказа?
Вывод. Человек затерян в мире равнодушия, глухоты, он одинок.
- Как автор передаёт душевное состояние героя?
Глаголы «сгибается», «не шевельнется» говорят о тяжелом душевном состоянии героя: человек согнулся от горя, не шевелится.
-При помощи какого литературного приёма автор подчёркивает одиночество героя?
А мир в это время весь в движении: «уличная суматоха становится все шумнее». Этот контраст подчеркивает одиночество Ионы.
-Чем вызвано такое состояние Ионы?
У героя несколько дней назад умер сын. Иона не может осознать такого страшного противоречия, что его сын, молодой и крепкий извозчик, которому еще ездить и ездить, жить и жить, умер, а он, старый и больной, остался один доживать на этом свете.
Самостоятельная работа в группах. Кому пытался рассказать о своём горе Иона, и как к этому отнеслись люди ?
1 группа ( военный)
2 группа ( трое молодых людей)
3 группа (дворник)
4 группа (молодой извозчик)
Выступления учащихся.
-Почему Иона хочет рассказать о своём горе? Чего он ждёт от людей?
Вывод. В несчастье человек ищет хоть кого-нибудь, кто разделил бы с
ним непосильную ношу. Иона хочет излить душу людям, хочет услышать слова сочувствия. Но каждый раз его попытка рассказать о гибели сына заканчивается неудачей. Никому нет дела до страданий старого извозчика.
-Почему Иона « изгибается и отдаётся своей тоске»?
Вывод. Обращаться к людям считает бесполезным. Он наталкивается на стену черствости, равнодушия и непонимания.
-Какой выход он находит?
-Кому исповедуется?
Иона нашел выход с кем поделиться горем. Со своей старой заезженной лошадью. И хоть, бывало, он стегал ее плетью, а она упрямилась, только ей смог он рассказать о своей беде. Лошадь не умеет говорить, но она дохнула теплом на ладони извозчика. Не этого ли он ждал?
- Как вы объясните смысл названия рассказа «Тоска»?
Вывод. Чехов стремится передать в заглавии тяжелое душевное состояние своего героя. В рассказе показана тяжесть одиночества, затерянность человека в шумном городе среди равнодушных людей, которые глухи к тихой и глубокой тоске Ионы. Тоска – душевная тревога, боль, соединенная с грустью и скукой .
Название «Тоска» отражает не только внутреннее состояние героя, но и своеобразную болезнь целого равнодушного города, общества.
- Обратимся к эпиграфу рассказа. Как вы его понимаете?
-Почему рассказу предпослан эпиграф «Кому повем печаль мою?..»
Вывод. Эпиграф у Чехова отражает главную мысль рассказа. «Кому повем печаль мою?.. » – эта строка взята из Библии (Евангелия).
Вопрос «Кому повем печаль мою?..» заключает в себе главную идею рассказа, здесь мысль о страшном одиночестве человека в мире , о равнодушии людском, о том, что некому в этом мире поведать свою боль, не от кого получить сочувствие. Но это не нормально, это не естественно, это не по-христиански.
-Почему автор даёт своему герою имя Иона?
Сообщение ученика о разных толкованиях имени. Одно из них - Ион — древнееврейское имя. Означает: терпеливый.
Герой Чехова – «маленький человек». Убитый горем старик покорно сносит хамство и пренебрежение со стороны окружающих людей, он пребывает в состоянии тоски на протяжении всего повествования, пытается пережить ниспосланное на него испытание.
-Скажите, в чем заключается актуальность рассказа? Над какими важными вопросами заставляет нас задуматься рассказ А.П.Чехов ?
В нашем современном обществе, к сожалению, немало равнодушных людей, не желающих откликнуться на чужое горе. Многие ли из нас стремятся помочь близким, тем, кто понес утрату? Как часто нам проще спрятаться в своем маленьком мирке, чем пытаться помочь кому-то.
-Можем ли мы что-то изменить в сегодняшнем обществе?
Вывод. Равнодушие - это нравственная болезнь современного общества. Нужно задуматься и сделать всё, чтобы люди стали милосерднее, человечнее, и в первую очередь нужно начинать с себя. Надо помнить, что равнодушие к боли другого человека – безнравственное качество. Сочувствовать человеку - значит любить его. Сохранять в себе человеческое достоинство – значит уважать окружающих, уметь прийти им на помощь.
6.Итоги урока.
7.Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на тему «Равнодушие есть наивысшая жестокость»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературы 6 класс тема: "Особенности тургеневского повествования" ( по рассказу И. С. Тургенева "Бирюк")
Разработка урока литературы в 6 классе по творчеству И. С. Тургенева. Материал доступен для школьников и учителей. Урок разработан с учетом современных педагогических технологий....
Урок литературы 6 класс Тема: «Трудный путь человека к правде жизни». (Урок – путешествие по произведению М.М. Пришвина «Кладовая солнца»)
На данном уроке ребята вместе с учителем отправляются в путешествие тропою писателя вслед за его героями Настей и Митрашей. Анализируя текст, выясняют, какие трудности пришлось испытать героям...
Статья на фестиваль методических разработок "Воспитание на уроках литературы способности и потребности жить по нравственным законам" (по рассказам А.П.Чехова)
В статье освещаются вопросы нравственности в узком значении, рассматривается урок как форма решения нравственных задач на примере изучения рассказов Чехова...
урок литературы 5 класс по теме "Человек и природа в рассказе В.Астафьева "Васюткино озеро"
Урок проводиля в 5 классе,на нём использована компьютерная презентация....
Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей
Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. На данном уроке: ...
Урок литературы в 8 классе "История об упущенном счастье" (По рассказу А.П.Чехова "О любви")
Урок литературы в 8 классе по рассказу А.П.Чехова "О любви"....
Конспект урока литературы в 9 классе. Тема: А. П. ЧЕХОВ. Слово о писателе. Рассказ А. П. ЧЕХОВА «Тоска». Трагизм судьбы героя рассказа.
Конспект урока литературы в 9 классе.Тема: А. П. ЧЕХОВ. Слово о писателе. Рассказ А. П. ЧЕХОВА «Тоска». Трагизм судьбы героя рассказа....