Урок литературы в 8 классе "Рассказ А.П.Чехова "О любви"."
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме
Урок литературы в 8 классе "А.П.Чехов. Очерк жизни и творчества писателя. Художественное мастерство Чехова – рассказчика. Рассказ А.П. Чехова «О любви»
Цели урока:
- расширение представлений восьмиклассников о Чехове как человеке и писателе,
- раскрытие особенностей художественного мастерства Чехова–рассказчика,
- подготовка к восприятию и анализу рассказа «О любви».
Задачи урока:
- формировать литературоведческие понятия (лаконизм, подтекст, психологизм, художественная деталь, юмор),
- развивать умения анализа художественного текста,
- формировать навык конспектирования лекции и рассказа учителя,
- воспитывать интерес к личности и творчеству А. П. Чехова, любовь к чтению, положительное отношение к предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chehov_a.p._rasskazy.rar | 729.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока - Очерк жизни и творчества писателя. Художественное мастерство Чехова – рассказчика. Рассказ А.П. Чехова «О любви» (первый урок в теме)
Тип урока – комбинированный урок с применением ИКТ
Цели урока:
- расширение представлений восьмиклассников о Чехове как человеке и писателе,
- раскрытие особенностей художественного мастерства Чехова–рассказчика,
- подготовка к восприятию и анализу рассказа «О любви».
Задачи урока:
- формировать литературоведческие понятия (лаконизм, подтекст, психологизм, художественная деталь, юмор),
- развивать умения анализа художественного текста,
- формировать навык конспектирования лекции и рассказа учителя,
- воспитывать интерес к личности и творчеству А. П. Чехова, любовь к чтению, положительное отношение к предмету.
Навыки, приобретенные детьми: навык анализа произведения, конспектирования, развития речи, выразительного чтения, общения.
Формы организации работы детей: коллективная и индивидуальная, устная и письменная.
Формы организации работы учителя: лекция, аналитическая беседа, введение портрета и иллюстрации, организация конспектирования, демонстрация слайдов.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран
Ход урока:
Этапы урока и их содержание | № слайда |
Объявление темы урока. Постановка технической задачи: запись в тетрадь основных событий жизни писателя, художественных особенностей его рассказов. 2. Очерк жизни и творчества писателя (лекция с элементами беседы) А.П. Чехов. Годы жизни писателя -1860-1904. Чехов-доктор, Чехов-писатель, Чехов-человек во всем и всегда был гуманистом, он писал: «Я ненавижу ложь и насилие во всех видах… Моё святая святых – это человеческое тело, здоровье, ум, талант, вдохновение, любовь, абсолютная свобода, свобода от силы и лжи, в чём бы последние две ни выражались». А.П.Чехов родился в Таганроге 17 (29) января 1860 года. Родители писателя – люди неординарные, талантливые. Дед был крепостным, откупившимся на волю. Отец – мещанин, владевший бакалейной лавкой. Очень сложный и противоречивый характер отца сочетал в себе доброту и вспыльчивость, желание дать сыновьям образование и неумение заинтересовать их знаниями. Отец хотел дать детям религиозное воспитание, но при этом бил их, заставляя петь в церковном хоре и не стремясь воздействовать на их душу внушением. Часто его наказания были жестоки, это выработало у Чехова нетерпимость к несправедливости, обостренное чувство собственного достоинства. Мать, тоже внучка выкупившегося на волю крепостного, была очень мягкой, и ее доброта часто была для детей защитой от гнева отца. А.П.Чехов всегда относился к родителям с уважением, позднее он напишет: «Отец и мать – единственные для меня люди…, для которых я никогда ничего не пожалею. Если я буду высоко стоять, то это дело их рук». В семь царила атмосфера труда и творчества. Вот как вспоминает о жизни семьи Чеховых в Таганроге его сестра Мария. Мы привыкли к портрету Чехова – зрелого человека в пенсне и бабочке, с бородкой. И порой не узнаем писателя на его портретах более раннего возраста. И.А.Бунин оставил воспоминание о внешности Чехова. Москва стала вторым родным городом Чехова. Когда Антону было 16 лет, отец разорился и бежал от долговой тюрьмы в Москву. Антон сначала остался в Таганроге, зарабатывал уроками средства на жизнь и учебу, высылал небольшие денежные переводы семье. Затем и он переехал в Москву. Здесь началась его взрослая самостоятельная жизнь: врачебная практика и писательское творчество. Еще в Таганроге, в гимназии, Чехов пробовал писать в гимназических журналах. Писать – это было его внутренней потребностью. Будучи студентом медицинского факультета университета, на первом курсе Чехов начинает сотрудничать в различных московских и петербургских журналах. Молодой Чехов писал короткие юмористические рассказы и публиковал их под многочисленными псевдонимами. В 1883 году вышли в свет первые сборники рассказов Чехова «Сказки Мельпомены» и «Пестрые рассказы». В своих рассказах Чехов средствами юмора старался показать пошлость окружающей жизни, показать людям, как плохо, неинтересно они живут, чтобы излечить их от этого. Чехов не случайно стал врачом, он хотел лечить людей и физически, и морально. Хотел выпрямлять души людей, а не только врачевать их болезни.
Жанр рассказа Чехов довел до совершенства. Лаконизм и огромное социальное содержание – вот, что характерно для его рассказов. Главный художественный принцип Чехова – краткость. В письмах к друзьям он пишет: «Краткость – сестра таланта», «Искусство писать – это искусство сокращать». Как ему это удается? Во-первых, заглавие. Оно имеет идейное звучание. Вспомним названия чеховских рассказов. Во-вторых, сюжет строится на остром необычном положении. Вспомним рассказ «Пересолил». На чем основывается его сюжет? В-третьих, художественная деталь. Она заменяет многоречевые описания. Вспомним художественные детали в рассказе «Хамелеон». В-четвертых, юмор. Вспомним определение юмора как художественного приема. (Юмор - беззлобно-насмешливое отношение к чему-либо, изображение героев в смешном виде) Над кем и над чем смеется писатель в рассказе «Лошадиная фамилия»? В-пятых, подтекст – способ построения художественного текста, основанный на несовпадении внешнего, прямого смысла слова, и его внутреннего значения. Иллюстрацию к какому рассказу А.П. Чехова вы видите на слайде? Речь идет о толстом и тонком? Или о чем-то еще? 5. Рефлексия: Кто самый внимательный?
крылатой?
пользуется Чехов-рассказчик?
Помимо юмористических рассказов, у Чехова есть много произведений о любви. Какие пленительные женские образы рисовал он в рассказах «Дама с собачкой», «Жена» и др. В рассказах Чехова о любви проявилась еще одна особенность его как писателя-рассказчика – психологизм (полное, подробное и глубокое изображение чувств и эмоций, мыслей и переживаний литературного героя). А. П. Чехов стремится в своих рассказах проследить динамику человеческой души в разных ее проявлениях и во всей ее глубине. Его интересует обыденная, каждодневная жизнь обыкновенных людей. Но ведь обыденность и «творит личность», и Чехов стремится обратить внимание читателя на отдельные дни и часы «маленького» обывательского существования, осмыслить их и помочь человеку жить осознанно. Особого внимания, по мнению писателя, достойна душа влюбленного человека, ведь именно «влюблённость указывает человеку, каким он должен быть», «только влюбленный имеет право на звание человека». А в рассказе «О любви» устами главного героя Чехов скажет: «Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель, или не нужно рассуждать вовсе». Сообщение учащегося: Рассказ «О любви» был опубликован в 1898 году в журнале «Русская мысль» вместе с рассказами «Человек в футляре» и «Крыжовник». Эти три рассказа составили цикл, который получил название «Маленькие трилогия» или «Трилогия о «футлярной жизни». Рассказы объединены общей проблемой: человек и обстоятельства, его мечты и возможность их реализации в реальной жизни. Чехов представляет различные варианты «футляров», в которые персонажи добровольно заточают себя. В рассказе «Человек в футляре» герой, учитель Беликов, защищает модель общественных отношений, исключающую свободное проявление чувств и эмоций. Он живет по принципу: «Как бы чего не вышло». Смерть Беликова приводит его к идеалу: гроб, в котором он кажется довольным, - долгожданный, самый надежный футляр, позволяющий спрятаться от жизни. Герой рассказа «Крыжовник» заключает себя в футляр мелких чувств и интересов, футляр прошлого, никчемного существования. Верхом мечтаний оказывается крыжовник, выращенный на собственном участке и удовлетворяющий физиологическую потребность героя в еде. В конце он теряет человеческий облик и становится похожим на свинью. Заключительный рассказ трилогии «О любви» повествует о самом страшном футляре. Любящие друг друга люди даже себе не могут признаться в своих чувствах. Жизнь превращается в мучение, зато соблюдены общественные приличия. Почему же герои Чехова отказываются от любви? Как к этому относится автор? – вот вопросы, на которые мы будем отвечать на следующем уроке, после прочтения вами рассказа А.П.Чехова «О любви».
| № 1 № 2 № 3 № 4 № 5 «Семья Чеховых» № 6 №7 «Дом А.П.Чехова в Москве» №8 № 9 №10 №11 № 12 № 13 № 14 № 15 №16 №17 № 18 № 19 № 20 № 21 № 22 № 23 |
Литература:
- Коровина В.Я., Журавлева В. П., Коровин В.И. Литература: 8 кл.: Учеб.: В 2 ч. – М.: Просвещение, 2007
- Коровина В.Я., Журавлева В. П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим…: 8 кл. – М.: Просвещение, 2006
- Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: 8 кл.: Метод. советы/ Под ред. В.И.Коровина. – М.: Просвещение, 2003
- Чехов в школе: Книга для учителя/ Авт.-сост. И.Ю.Бурдина. – М.: Дрофа, 2001.
Интернет – источники:
- Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов – «Библиотека электронных наглядных пособий «Литература» (№ 22701)
- Ресурсы других источников – http://chehov.niv.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы в 5 классе "Великая сила любви в сказке Снежная королева Г.Андерсена"
Это презентация поможет в проведении урока литературы по творчеству Г.Андерсена...
Урок литературы в 11 классе. "Трагедийная концепция любви" ( По рассказу И.Бунина "Чистый понедельник"
Урок литературы в 11 классе на материале рассказа И.Бунина "Чистый понедельник". Попытка учащихся самостоятельно проанализировать текст рассказа, обобщить наблюдения над особенностями бунинской стилис...
Урок литературы "А.П.Чехов.Рассказ "О любви" как история об упущенном счастье"
Рассказ Чехова «О любви» входит в трилогию, которая объединяется темой так называемой «футлярной жизни»....
Конспект урока литературы в 6 классе «Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой»
Урок в рамках нового ФГОС...
Урок литературы и МХК "Поэзия совести и любви" (по творчеству Эдуарда Асадова)
Воспитание чувства патриотизма и нравственности на примере героической биографии Эдуарда Асадова....
Урок литературы в 6 классе Тема: «История любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой»
Цель: раскрыть своеобразие взаимоотношений Владимира Дубровского и Маши Троекуровой, рассмотреть понятие «романтическая любовь»помочь учащимся разобраться в нравственных проблем...
Урок литературы в 9 классе "Эволюция темы любви в лирике А.С.Пушкина"
Цель: показать эволюцию любовной лирики поэта, богатство и разнообразие в постижении темы любви.Задачи:формировать умения работы с поэтическим текстом;развивать устную монологическую речь учащихся.Тип...