Конспект урока литературы "Роковые вопросы в рассказе А.П. Чехова «О любви»", 8 класс.
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Конспект урока литературы в 8 классе по творчесву А.П. Чехова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 59_chehov_o_lyubvi.doc29.17 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта учебного занятия

План занятия № 59 по дисциплине «Литература» в 8 классе

Тема занятия: Роковые вопросы в рассказе А.П. Чехова «О любви».

Тип занятия: урок изучения нового материала.

Вид занятия: урок-исследование.

Класс

Дата

Цели:

а) образовательные:

– продолжить изучение темы любви в русской литературе;

– раскрыть особенности изображения взаимоотношений мужчины и женщины в рассказе «О любви»;

– развить умение учащихся анализировать художественный текст, определять конфликт произведения и авторское отношение к поставленному вопросу;

– воспитать чуткое отношение к любви, способность понимать переживания другого человека;

б) развивающие:

– развивать общекультурную эрудицию;

– продолжить работу по развитию мыслительных операций: отбор и анализ материала по заданным вопросам;

развивать эстетический вкус учащихся;

– продолжить работу по развитию мыслительных операций: отбор и анализ материала по заданным вопросам;

– продолжить работу по развитию речи: отбор и анализ материала для домашнего сочинения;

в) воспитательные:

– способствовать формированию и укреплению чувства дружбы и товарищества;

 способствовать формированию основ мировоззренческой и нравственной культуры учащихся.

Оборудование: портрет А.П. Чехова, репродукции портретов русских художников второй половины XIX – начала XX века с изображением женщин, доска или лист ватмана для составления кластера. (В данной разработке использованы репродукции Серова, Врубеля, Крамского, Васнецова, Браза).

Эпиграф:

Как зарождается любовь (…) поскольку в любви важны вопросы личного счастья – все это неизвестно и обо всем этом можно трактовать как угодно.

Чехов. О любви.

А что такое счастье? Кто это знает? По крайней мере, я лично, вспоминая свою жизнь, ярко сознаю свое счастье именно в те минуты, когда казалось тогда, я был наиболее несчастлив…

Из письма А.П. Чехова

по воспоминаниям Л.А. Авиловой

Ход занятия:

I. Организационный момент (1 – 2 мин.).

Запись темы занятия в журнале. Подготовка рабочего места.

II. Сообщение темы занятия, постановка цели и задачи занятия (3 мин.).

Сегодня мы приступим к изучению темы «Роковые вопросы в рассказе А.П. Чехова “О любви”».  Наша задача – продолжить изучение темы любви в русской литературе; раскрыть особенности изображения взаимоотношений мужчины и женщины в рассказе «О любви»; развить умение анализировать художественный текст, определять конфликт произведения и авторское отношение к поставленному вопросу; воспитать чуткое отношение к любви, способность понимать переживания другого человека.

III. Проверка знаний учеников (0 мин.).

IV. Подведение итогов проверки (0 мин.).

V. Изложение нового материала (35 – 40 мин.).

1. Вступительное слово учителя.

А.П. Чехов страстно хотел исключить из современной ему действительности насилие, фальшь. Он мечтал о том, чтобы между людьми установились простые, чистые, добрые и гармоничные отношения. Своеобразной проверкой жизненных связей между людьми у Чехова не однажды служила любовь.

В этом учебном году нам приходилось уже читать о любви. Назовите произведения, сформулировав их основную тему.

– Обратимся к эпиграфу урока.

«Он обладал искусством всюду находить и оттенять пошлость (…), умел найти плесень пошлости там, где с первого взгляда, казалось, все устроено очень хорошо, удобно, даже с блеском..»

М. Горький.

– Прочитайте, выделите ключевые слова. Какие задачи будем сегодня решать?

2. Выявление первичного восприятия прочитанного рассказа (верные/неверные утверждения). Прочитайте высказывания, записанные на доске, обсудите в группах, обоснуйте ответы примерами из текста.

«Чехов довел до виртуозности, до гения обыкновенное изображение обыкновенной жизни».

В. Розанов.

«Если бы современная Россия исчезла с лица земли, то по произведениям Чехова можно было бы восстановить причину русского быта в конце 19-го века в мельчайших подробностях».

Дм. Мережковский.

«Боль об утраченном, о несостоявшемся, о пропущенном…».

Вл. Турбин.

3. Стадия осмысления.

Анализ главного героя через композицию произведения.

– Назовите круг тем рассказа. (Жизнь образованного русского интеллигента, одиночество, любовь, бессмысленность жизни.)

– Рассказ называется «О любви». Зачем автору понадобилось начинать повествование с истории жизни Алехина-рассказчика?

4. Анализ характеристики литературного героя.

– В группах внимательно ознакомьтесь с листом-бланком «Анализ литературного героя», заполните его, составив характеристику Алехина, приготовьте ответ.

После прослушанных выступлений учитель обращает внимание на следующие моменты: Алехин окончил университет, а тогда людей с университетским образованием было мало, Чехов часто в рассказе говорит об образовании героя, стремясь подчеркнуть его назначение; для того ли тратил отец деньги и силы, чтобы сын не реализовал полученные познания?

5.  Любовь в рассказе.

– Вернемся к началу рассказа.

Учитель читает из рассказа слова Алехина, делает логические ударения на ключевые слова «Мы, русские порядочные люди…».

Присутствует ли автор? Какого героя напоминает Алехин? Почему наш герой не способен на высокие чувства?

6. Работа с текстом.

– Найдите в тексте ответы на поставленные вопросы.

– Как выстраивает герой отношения с Анной Алексеевной? Как развиваются отношения?

7. Беседа по оценке взаимоотношений героев.

– Чехов словно проверяет, насколько свободен человек ото лжи перед самим собой. Алехин оказался несвободен.

– Что понимает Алехин, прощаясь с Анной Алексеевной?

– Заставило ли осознание Алехина изменить свою жизнь?

– Как помогает пейзаж передать внутренний мир героя, его борьбу, изменения?

– Вернемся к эпиграфу урока. Правильно ли мы определили задачи урока? Многие ли из вас смогли увидеть пошлость в рассказе А.П. Чехова? Сейчас мы это увидим.

8. Выводы. Работа в парах.

– Заполните суждение о пошлости в творчестве А.П. Чехова. Перед вами текст с пропущенными словами, в парах внимательно прочитайте и попробуйте восстановить его.

Оригинал текста.

Пошлость многолика. Это отсутствие веры и идеала в душе, это ложь и лицемерие в человеческих отношениях, это зависимость от чужой воли и чужого мнения, это равнодушие и беспринципность, это, наконец, рабская психология, которая лишает человека чувства собственного достоинства. Желание изобразить и изобличить эту пошлость сделало Чехова «певцом» хмурых людей, слабых и побежденных жизнью, певцом тусклой и печальной стороны жизни.

Слушаются работы. Прочитывается оригинал текста.

– Закончите фразу.

«Искусство видеть пошлость доступно только человеку…»  М.Горький.

Оригинал текста.

«Искусство видеть пошлость доступно только человеку высоких требований к жизни, которое создается лишь горячим желанием видеть людей простыми, красивыми, гармоничными». М. Горький.

Слушаются сочинения. Прочитывается оригинал.

9. Творческий эксперимент.

– На протяжении тысячелетий музыка является неотъемлемой частью жизни человека. Она сопровождает нас в тяжелые и радостные моменты. И всегда она нам понятна. Задумывались ли вы когда-нибудь, как композиторы пишут музыку к фильмам, спектаклям? Давайте сегодня попробуем себя в роли музыкантов. Перед вами эпизоды из рассказа А.П.Чехова «О любви». Прочитайте их, обсудите в парах, какие чувства испытывает герой.

– Я вам предлагаю прослушать отрывки из музыкальных произведений Вивальди (по выбору учителя). Подберите к каждому тексту музыкальное исполнение. Расположите тексты в порядке звучания музыки.

Обсуждение эксперимента.

VI. Закрепление изученного материала, применяемая методика – формулировка учащимися основных положений изложенного материала (1 – 2 мин.).

Итак, что же нового мы узнали на сегодняшнем уроке? Сделай вывод по плану, записанному на доске.

Сегодня на уроке

Повторили… 

Узнали… 

Учились… 

Наблюдали…

Познакомились…

Сделали вывод…

Кроме этого…

VII. Подведение итогов проведенного урока (1 – 2 мин.).

VIII. Задание для самостоятельной работы учеников во внеурочное время (1 мин.). 

1. Перечитать рассказ А.П. Чехова «О любви».

2. Составить план характеристики Алехина.

IХ. Литература, необходимая для подготовки к занятию.

1 Литература: 8 кл.: учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. / Авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2011.

Подпись преподавателя:

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.

Характеристика литературного героя

Место, занимаемое героем в произведении ________________________________________

Образование ___________________.

Общественное и семейное положение героя; обстановка, в которой он живет_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________,

Манера держаться, внешность, особенности костюма _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________,

Поступки, особенности поведения, деятельности, влияние на окружающих______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Понимание героем целей жизни, его основные интересы ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Чувства литературного героя, его отношение к другим действующим лицам_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

  Отношение других действующих лиц к данному герою ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Отношение автора к герою и значение героя в раскрытии идеи произведения_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.


ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.

Пошлость многолика. Это отсутствие ___________ и __________ в душе, это __________ и _______________ в человеческих отношениях, это зависимость от чужой ____________ и чужого _____________, это __________________________ и беспринципность, наконец, ___________________ психология, которая лишает человека чувства _____________________________________________. Желание изобразить и изобличить эту пошлость сделало Чехова «певцом» ________________ людей, слабых и побежденных, жизнью, певцом тусклой и печальной стороны жизни.

        

ПРИЛОЖЕНИЕ №3.

( Каждый текст вырезается)

«Я был несчастлив. И дома, и в поле, и в сарае я думал о ней, я старался понять тайну молодой, красивой, умной женщины»

«Я любил нежно, глубоко, но я рассуждал, я спрашивал себя, к чему может повести наша любовь, если у нас не хватит сил бороться с нею…»

«Когда тут  , в купе, взгляды наши встретились, душевные силы оставили нас обоих, я обнял ее, она прижалась лицом к моей груди, и слезы потекли из глаз… я признался ей в своей любви, и со жгучей болью в сердце я понял, как ненужно, мелко и как обманчиво было все то, что нам мешало любить…»

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Тайны текста"(по рассказу А.П.Чехова "Человек в футляре").

Урок в 10 классе - диалог - соразмышление после прочтения рассказа А.П.Чехова «Человек в футляре».       В чём сложность анализа художественного текста литературного произвед...

Урок литературы в 8 классе "Рассказ А.П.Чехова "О любви"."

Урок литературы в 8 классе "А.П.Чехов. Очерк жизни и творчества писателя. Художественное мастерство Чехова – рассказчика. Рассказ А.П. Чехова «О любви» Цели урока: расширение представлений восьмик...

План-конспект урока-викторины по ранним рассказам А.П.Чехова (6 класс)

Конспект урока-викторины по ранним рассказам А.П.Чехова...

Конспект урока внеклассного чтения по рассказу О.Генри «Последний лист» 7 класс

Урок литературы в 7 классе по УМК "В мире литературы" (под ред. А.Кутузова). Анализ рассказа  О.Генри  "Последний лист" проведен в проблемной технологии. Использованы межпредметные связи (жи...

Конспект урока по литературе по рассказу Л.Н.Андреева "Кусака" 7 класс

Урок с использованием дифференцированного подхода....

Конспект урока Фольклорные мотивы в рассказе А.П. Чехова «Ведьма»

Цели урока: Образовательные: выявить фольклорные мотивы рассказа А.П. Чехова «Ведьма»; определить черты сходства и различия чеховских героев и сказочных персонажей;Воспитательные: привить ...