Конспект урока литературы "Тема памяти в рассказе Е. И. Носова «Живое пламя» (обучение целостному анализу эпического произведения)"
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Конспект урока литературы "Тема памяти в рассказе Е. И. Носова «Живое пламя» (обучение целостному анализу эпического произведения)"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka.docx | 23.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Тема памяти в рассказе Е. И. Носова «Живое пламя» (обучение целостному анализу эпического произведения).
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: формирование духовно-нравственных качеств личности, воспитание патриотических чувств, уважительного отношения и чувства благодарной памяти к погибшим в годы Великой Отечественной войны.
Метапредметные: продолжить формирование умений ставить цели, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль и рефлексию; развивать умения вырабатывать собственное мнение с учётом позиции других, выбирать стратегию общения, регулировать своё поведение; формировать умение понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы.
Предметные: продолжить изучение творчества Е И Носова; развивать навыки анализа текста; раскрыть идею произведения; показать многоцветность языка писателя; формировать коммуникативные и речевые умения на основе работы с текстом.
Ресурсы урока:
учебник –«Литература. 7 класс» авт. В. Я. Коровина, в. П. Журавлёв, В. И. Коровин;
рабочие листы для учащихся;
средства мультимедиа;
фонограмма музыкального произведения.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
| Приветствие. Проверка готовности к уроку. Создание благоприятной атмосферы урока. - Ребята, я думаю, что мы начнём наш урок с хорошим настроением и передадим его всем окружающим. Тем более что за окном полным ходом идёт долгожданная весна, и скоро всё зазеленеет и зацветёт. | Демонстрируют готовность к уроку. |
| - Любите ли вы цветы? Какие из них вам больше по душе? Для чего люди сажают цветы? - Конечно, цветы- это та красота, без которой невозможно представить наш мир. А слышали ли вы о том, что существует язык цветов, с помощью которого можно выразить чувства, мысли, настроение? У каждого из нас есть свои любимые цветы, по которым, говорят, можно кое-что узнать о нас самих. К сожалению, не многие своим любимым цветком считают тот, о котором у нас на уроке пойдёт речь. Какой цветок я имею в виду? - Да, это мак. Ведь дома вы должны были прочитать рассказ Евгения Ивановича Носова «Живое пламя», который, я уверена, не оставил вас равнодушными. | Отвечают на вопросы. |
| -Итак, сегодня на уроке мы продолжим изучать творчество Е. И. Носова. Портрет писателя - перед вами. (Слайд 1) Прочитав и обсудив рассказ «Кукла», мы уже очень многое поняли о его авторе. Что именно? - Действительно, герой этого рассказ близок писателю тем, что у него болит сердце за всё окружающее, он не приемлет безразличного отношения к людям, не может пройти мимо брошенной кем-то куклы. Рассказы Носова пронизаны заботой о людях, о родной природе, полны возмущения бездуховностью и чёрствостью. -Как вы думаете, о каком этапе жизненного пути писателя нам необходимо вспомнить в начале разговора о рассказе «Живое пламя»? (Пережив фашистскую оккупацию под Курском, летом 1943 года, закончив восьмой класс, он ушёл на фронт, поступил в артиллерийские войска, стал наводчиком орудия. В боях под Кенисбергом в 1945 г. был тяжело ранен и 9 мая встречал в госпитале г. Серпухова, о чём позже написал в одном из своих рассказов.) - Очень важно иметь в виду, что рассказ «Живое пламя», написанный в 1957 году, принадлежит человеку, прошедшему войну. О войне Носов писал немного, но писал так, что каждый его рассказ остаётся в сердце у читателя навсегда. Война, кончившаяся давно, мучила писателя болью памяти за тех, кто остался лежать в земле навечно. Устами одного из своих героев писатель сказал: «Дело…в нашей памяти. В нашем понимании того, какой ценой заплачено за победу над самым лютым из врагов, когда-либо нападавших на русскую землю.» | Отвечают на вопросы, обобщают изученный материал. |
| -Сформулировать тему нашего урока вам поможет следующее задание: в высказывания, пословицы, которые вы видите в своих рабочих листах (слайд 2), попытайтесь вставить пропущенное слово: 1. Потерял …- потерял себя. (пословица) 2. Прошлое, хранящееся в … , есть часть настоящего.(Т. Котарбинский) 3. Без… наше прошлое было бы мертво для нашего будущего, а настоящее безвозвратно исчезло бы в прошлом. (С. Рубинштейн) 4. …- это сокровищница и опекунша всего в мире. (Цицерон) - Да, ключевым словом, объединяющим эти высказывания, является слово «память». Итак, тема нашего урока - Тема памяти в рассказе Е. И. Носова «Живое пламя». (Слайд 3). Запишите её в рабочие листы. -Какое из этих высказываний можно взять в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку? - Ребята, на какие же вопросы вы бы хотели получить ответы на уроке? Какие цели поставите перед собой? - Да, действительно, сегодня на уроке мы постараемся проследить главную проблему произведения и её решение писателем, увидеть основные художественные приёмы, которые использовал автор, стараясь донести до нас главную мысль, и, конечно, продолжить поиск жизненных ориентиров, так необходимых нам для ответов на самые важные вопросы.(Слайд 4) | Обдумывают высказывания, предлагают варианты ответов. Формулируют тему урока, сверяют с образцом. Формулируют цели урока, сверяют с образцом. |
#1044;инамическая пауза. #1042;ключение нового знания в систему знаний. #1056;ефлексия и оценивание 9. Домашнее задание. | Первичное восприятие текста. - Ребята, а что характерно для жанра, к которому относится изучаемое нами произведение? Каковы признаки этого жанра? (Слайд 5) (Это рассказ, особенностью которого являются небольшой объём, одна сюжетная линия, ограничение места действия и времени, а также небольшое количество действующих лиц. Не забудем, какую значимость в рассказе приобретает каждая деталь, каждое слово.) -От какого лица ведётся повествование? -Какова композиция рассказа? Чтобы её определить, необходимо вспомнить, что такое композиция художественного произведения. (Слайд 6) -Текст рассказа можно разбить на 5 композиционных частей. Давайте попытаемся дать им названия, подобрав цитаты из рассказа. Что получается? (Возможный вариант: 1. Устройство клумбы («Ну, какой из мака цвет!») 2. Яркая жизнь цветов «Клумба стояла неузнаваемой.») 3. Описание цветущих маков («Два дня буйно пламенели маки.») 4. Маки отцвели («И у людей так бывает.») 5. Развязка. «…Не дать погаснуть живому огню.» -В чём особенности отражения событий рассказа во времени? (В чёткой временной последовательности есть два фрагмента, когда повествователь обращается в прошлое.) - Какие это фрагменты? -Какой образ связывает между собой все части рассказа? (В начале рассказа мак- предмет спора между рассказчиком и тётей Олей, а затем – главный герой). -Дальнейшая наша работа будет проходить в группах. Вы помните правила такой работы, постарайтесь их соблюдать: уметь слушать и слышать друг друга, уважать мнение товарищей и т. д. Деление на группы у нас соответствует композиционным частям, только последние две части мы объединим в одну. Работа в группах Задания для групп. 1 группа Что нам известно о рассказчике? Почему тётя Оля занимается разведением цветов? Какой цветок становится предметом спора рассказчика и хозяйки? Как тётя Оля отзывается о маке (выпишите слово-характеристику) и почему? Встретились ли вам незнакомые слова? Выпишите их. Как они называются? 2 группа О ком мы узнаём из 2-й части? Как изменилась клумба? Какие художественно-выразительные средства использует автор при описании цветов (выписать примеры)? Что делает это описание динамичным? Каким цветам автор уделяет особое внимание? Каковы особенности изображения маков? (Рисунки к рассказу, выполненные ученицами.) 3 группа Выразительно прочитайте описание цветущих маков. Какие художественные приёмы использует автор при описании маков? (примеры выписать) Как выглядели рядом с маками другие цветы? Сколько дней цвели маки? 4 группа Как выглядела пышная клумба без маков? Что герой–рассказчик и тётя Оля сказали, глядя на отцветший мак? Что имела в виду тётя Оля, когда сказала: «Да, сгорел… Короткая у него жизнь…» Что мы узнаём о сыне тёти Оли? Каким его себе представляем? Что изменилось впоследствии на клумбе тёти Оли? (Слайды 7-8- фотографии молодых бойцов) -Ребята, я думаю, что вы уже достаточно устали, поэтому нам необходимо сделать перерыв. Попрошу вас встать и выполнить упражнения. Наши алые цветки Распускают лепестки. Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Наши алые цветки Закрывают лепестки. Тихо засыпают, головой качают. Отчёт групп о проделанной работе. -Ребята, так почему же образ мака является ключевым в рассказе? (Он проходит через всё повествование и приобретает в художественном плане рассказа особый смысл, который отражается в его названии.) - Какое средство художественной выразительности лежит в названии рассказа? Символом чего становится мак? -О чём вы задумались после прочтения? (Метафора «живое пламя» несёт в себе всю глубину смысла, заложенного в тексте: цветущие маки - аналогия человеческой жизни, подобной им, короткой и очень яркой, и вечная память о людях, отдавших свою жизнь ради продолжения самой жизни и во имя её, и сущность самой жизни. Мать вспоминает сына, вспыхнувшего всей мощью человеческого духа и сгоревшего «без оглядки».) -А сейчас я предлагаю составить синквейн по образу погибшего на войне Алексея. Вспомним, что собой представляет этот вид работы? (слайд 9) -Ребята, как вы понимаете финал рассказа? -Да, память о героях продолжает жить в нашем сознании, в наших сердцах. Память питает корни нравственного духа народа. В рассказе Е. Носова нет описания военных баталий, да и о войне автор упоминает как бы вскользь. В нескольких предложениях он говорит о подвиге Алексея, прожившего такую короткую жизнь. Но сколько в этих строках боли! В памяти близких мальчишки, не вернувшиеся с фронта, остались вечно молодыми. Известные и безымянные бойцы, не пришедшие с войны, возвращаются в нашу жизнь тёплым летним дождиком, ярко вспыхнувшим цветком на клумбе. Вот об этом нам и сказал замечательный русский писатель Е. Носов: «Я только хочу, чтобы вы, мужчины и женщины, бывшие солдаты и солдатские жёны, участники и очевидцы, пока ещё живы, …передали бы своим детям и внукам священную память о павших из рук в руки, от сердца к сердцу.» А выбор цветка, главного героя рассказа, неслучаен. О происхождении мака существует много легенд. В христианской мифологии его происхождение связывают с кровью невинно убитого человека. Впервые будто бы мак вырос из крови распятого на кресте Христа и с тех пор растёт там, где пролилось много человеческой крови. Во многих странах символом победы является красный мак. Образ маков вдохновлял также и авторов песен, размышлявших о войне. Создателями песни, которую вы сейчас прослушаете, являются поэт-фронтовик Григорий Поженян и композитор Юрий Антонов. -Чем созвучна прозвучавшая песня рассказу? -Тема памяти объединяет эти два произведения. Прошло почти 75 лет с того дня, как закончилась Великая Отечественная война, и совсем скоро наша страна будет отмечать самый главный праздник - День Победы. За это время выросло несколько поколений людей. Но эхо войны до сих пор не утихает в людских сердцах. Мы обязаны помнить тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили, и не имеем права их забыть. -Наш урок подходит к концу, и мне хотелось бы спросить у вас: смогли ли мы достичь целей, поставленных в начале урока? -Каковы главные результаты нашей сегодняшней работы? -Как вы оцените работу групп? Какая из них продемонстрировала особенно слаженную и результативную работу? -Оцените свою работу на уроке, выбрав цветок, вырезанный из цветной бумаги. Красный: Урок был полезен для меня. Я активно работал. Трудностей в понимании материала не испытал. Жёлтый: Урок был интересен. Я принимал в нём участие. В основном я понял всё. Белый: Пользы от урока я получил мало. Я не принимал в нём участия. Я не понимал, о чём говорилось на уроке. Я в свою очередь благодарю вас за работу на уроке. Выставление оценок. Дать письменный ответ на вопрос: Каким вы себе представляете Алексея? Подготовить сообщения о лётчиках-участниках Великой Отечественной войны. | Работа с понятием «жанр произведения». Работа с понятием «композиция произведения», работа с текстом. Отвечают на проблемный вопрос. Работа с учебником, аналитическая деятельность, смысловое чтение текста, отвечают на вопросы, повторяют литературоведческие понятия, знакомятся с новым понятием - градация, делают выводы и обобщения, фиксируют ответы. Рассматривают рисунки, учатся рецензировать работы своих товарищей. Рассматривают фотографии. Выполняют упражнения. Обобщают результаты анализа, делают выводы. Выстраивание ассоциативных цепочек, развитие речевых навыков. Прослушивают песню. Сопоставляют произведения искусства. Соотносят свои результаты с поставленными целями. Определяют степень освоения материала. Учатся анализировать индивидуальную деятельность и групповую работу. |
74
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Не дать погаснуть живому огню» (по рассказу Е.И.Носова «Живое пламя»).
Материал к уроку...
Урок литературы в 7 классе по рассказу Е.И. Носова "Живое пламя"
Прошло 69лет, как закончилась Великая Отечественная война, но еѐ эхо до сих пор не затихает вчеловеческих душах. Мы должны помнить об ужасах войны, чтобы они не повторились вновь. Мыне имеем права заб...
Урок литературы. Тема. «Не дать погаснуть живому огню». (Рассказ Е. И. Носова «Живое пламя»)
Цели урока: познакомить учащихся с рассказом Е. И. Носова «Живое пламя», развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения и анализа художественного произведения, умение работать со справочной лит...
Тема урока: «Помнить, чтобы жить» (тема памяти в рассказе Е. И. Носова «Живое пламя»)
Цели урока: образовательные:познакомить учащихся с содержанием рассказа Е. И. Носова «Живое пламя»....
«Помнить, чтобы жить». (Тема Памяти в рассказе Е. И. Носова «Живое пламя») Урок лиетратуры. 7 класс. (Программа Коровиной В.Я.)
Урок с использованием технологии модерация АМО.Урок второй в системе планирования уроков по изучению рассказе Е. И. Носова. Комбинированный урок художественного восприятия и анализа произведения. Цель...
План-конспект открытого урока по литературе в 7 классе «Живое пламя» по рассказу Е.И.Носова Обучение целостному анализу эпического произведения.
конспект урока...
Урок читательской грамотности по рассказу Е.И. Носова «Живое пламя»
Цели урока: познакомить учащихся с содержанием рассказа Е.И. Носова «Живое пламя», развивать речь учащихся, умение анализировать художественный текст. воспитывать у школьников чувство патр...