Урок литературы "Женские образы в романе М. Шолохова "Тихий Дон"
план-конспект урока (11 класс) по теме
Цель:рассмотреть женские образы в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhenskie_obrazy_v_romane.docx | 122.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Краснодарского края
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
«Гулькевичский строительный техникум»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого урока по литературе на тему
«Женские образы в романе Михаила Шолохова «Тихий Дон»
Разработала преподаватель Русского языка и Литературы
М. Н. Яворская
2013
Конспект урока
Тема: Женские образы в романе Михаила Шолохова «Тихий Дон».
Цель:рассмотреть женские образы в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон».
Задачи:
- Образовательная: познакомить обучающихся с главнымиженскими образами в романе;формировать умение определять место и роль литературных героев в произведении; научить характеризовать их, сравнивать поведение персонажей в рамках эпизода; формировать умение определять роль определенного персонажа в системе всего произведения; формировать умения обучающихся отбирать нужный материал, сравнивать и сопоставлять на его основе образы разных литературных персонажей.
- Воспитательная: приобщить обучающихся к общечеловеческимдуховно-нравственным ценностям.
- Развивающая: развивать самостоятельное мышление, правильную речь; развивать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное из прочитанного.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: беседа, индивидуальная работа обучающихся.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, роман «Тихий Дон» в 2-х томах.
Ход урока.
- Организационный этап (1-2 минуты).
Приветствие, проверка наличия конспектов и ручек, проверка по списку.
- Проверка домашнего задания (3 минуты).
На дом вам было задано прочесть последнюю главу романа(18, книга 4, часть 8) и ответить на вопрос: в чем трагедия жизни Григория Мелехова? Одну трагедию мы выделили с вами на прошлом уроке. Пожалуйста, давайте вспомним ее.
- Он не смог определиться в этой войне. Он не понимал ее. За кого и за что он воюет? Он видел сожженные куреня и вытоптанные поля, видел, как казак убивает казака. Мы видим его метания между белыми и красными. С одной стороны он за старый уклад жизни, а с другой – не отрицает существования лучшей жизни, которую обещают красные. Но он не может смириться с методами, которые они используют.
Кто еще смог определить, какая трагедия коснулась его жизни?
- Его жизнь исковеркала война, отобрав все самое дорогое и важное: любимых и близких людей.
«Ему часто снились дети, Аксинья, мать и все остальные близкие, кого уже не было в живых. Вся жизнь Григория была в прошлом, а прошлое казалось недолгим и тяжким сном».
Но чем же закончился роман?
Григорий возвращается домой. Он знает, что его ищут, но больше не может скрываться. Дома он находит только сына Мишатку, который для него и становится смыслом жизни.
«Что ж, вот и сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына…
Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром».
Какой мы можем сделать вывод?
Несмотря на все лишения и горе, у главного героя остался смысл жизни, заключенный в этом маленьком человечке, его сыне.
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (2 минуты).
На сегодняшнем уроке мы продолжим разговор о романе М. Шолохова «Тихий Дон». Из романа мы узнали о сложнейшем времени в жизни России, принёсшем огромные социальные и моральные потрясения, когда рушились привычные уклады жизни, коверкались и ломались судьбы, обесценивалась человеческая жизнь. Нет ни одного действующего лица в романе, которого не задели бы горе и ужасгражданской войны. Изучив образ главного героя, мы увидели, как война изменила, исковеркала его жизнь. Это касалось всех мужчин-казаков, ушедших воевать. Но не менее тяжело пришлось в это время женщинам: женщинам-матерям, женам и сестрам, проводившим своих родных мужчин на фронт. Женские характеры, с большим мастерством раскрытые автором в произведении, сложны и многогранны. В образах донских казачек — Аксиньи, Натальи, Ильиничны, Дуняшки воплощены самые лучшие и важные женские черты: переживание матери, верность жены, страсть любовницы, дружба сестры.
Цель нашего урока:рассмотреть женские образы в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» (слайд 2).
Записываем сегодняшнее число и тему урока: «Женские образы в романе Михаила Шолохова «Тихий Дон» (слайд 3).
- Усвоение новых знаний.
Я предлагаю рассмотреть на нашем уроке образы двух женщин, женщин, которые играли в жизни главного героя очень большую роль, женщин, абсолютно разных, но в чем-то и похожих: Аксинья Астахова и Наталья Коршунова (слайд 4). Одна из задач нашего урока: сравнить и сопоставить образы этих героинь. Для того, чтобы нам легче было работать, в тетради чертим следующую таблицу (слайд 5).
- Начнем мы с описания внешности героинь. На слайде вы видите кадры из фильма: описание Аксинье как раз подходит к фотографиям. Пожалуйста, _________, прочти текст на слайде.
Чтение текста.
- Итак, что мы можем сказать о внешности Аксиньи? (Заполняем таблицу)
ШЛЫЧКА — женский головной убор, твёрдая шапочка с рожками, которая покрывалась платком.
Грациозная, гордая походка, густые черные волнистые волосы, смуглая кожа, сильная спина, налитые плечи, бесстыдно-жадные, пухловатые губы.
- С Натальей мы знакомимся во время описания сцены смотрин невесты, когда Мелеховы приехали к Коршуновым свататься. Какой она предстает перед Григорием и перед читателем? ___________________, прочти, пожалуйста.
- Какова ее внешность? (Заполняем таблицу)
Коклюшковый — связанный на коклюшках, то есть на палочках.
Коклю́шка— деревянная палочка, на которую наматываются нитки для плетения кружева.
Смелые серые глаза, большие, раздавленные работой руки, тонкая девичья фигура, бесхитростный, чуть смущенный, правдивый взгляд.
- Есть ли что-то общее во внешности этих героинь?
Нет.
- Отчертите таблицу. А мы продолжаем сравнивать наших героинь (слайд 8).
Судьбы обеих женщин до появления в их жизни Григория ни разу не пересекались. Они очень разные и до и после встречи с ним. Рассмотрим, как проходила жизнь женщин до Григория. Главу 7 прочтет _______________. Спасибо. Итак, ответьте мне на вопрос: какая трагедия случилась в жизни Аксиньи?
- Выпишите наиболее яркие факты из ее жизни в таблицу. Пожалуйста, _______, что ты записала?
Изнасилование отцом, раннее замужество, побои мужа, тяжелый труд, смерть ребенка.
Тренога - конские путы, которыми связывают передние ноги лошади с одной задней.
ИСПО́ДНИЦА - нижняя юбка; нижняя женская рубашка.
Арба́— высокая двухколёсная повозка или четырёхколёсная.
Мясое́д— период, когда по православному церковному уставу разрешена мясная пища.
КОХАТЬСЯ - любить со взаимностью.
ЖАРМЕЛКА - жена Казака, ушедшего на службу в полк.
- Хорошо. О жизни Натальи до замужества мы узнаем опять же из глав, посвященных сватовству. На презентации представлены отрывки, по которым мы можем судить о ее жизни. Пожалуйста, ___________, прочти (слайд 12).
- Совсем немного, но из этого мы можем сделать вывод, что Наталья - Любимая дочь отца, богатая казачья семья, возможность самой выбирать жениха. Заполняем таблицу.
- Как вы уже успели убедиться, их жизни были абсолютно разными. Но что-то их столкнуло друг с другом, что пересекло их в жизни?
Григорий Мелехов (любовь к Григорию).
- Совершенно верно. Любовь. Любовь, которая толкала их на отчаянные поступки. Рассмотрев следующие эпизоды, мы не только узнаем, какие поступки они совершили, но и раскроем характеры героинь. Предлагаю вашему вниманию три эпизода. Работаем следующим образом: первый эпизод читаю вам я, а второй и третий читаете вы сами. Далее на основе трех эпизодов вы самостоятельно постараетесь выделить основные черты характера героинь.
(Слайд 14) – диалог Аксиньи и Пантелея Прокофьевича.
(Слайд 15) – разговор Натальи с родителями.
(Слайд 16-17) – встреча Натальи и Аксиньи в Ягодном.
Самостоятельно заполняют таблицу, затем читают результаты.
Аксинья. Она упорно борется за свое счастье, смело и открыто восстает против всех. Она решительно протестует против загубленной молодости, против издевательств отца и нелюбимого мужа. Она борется за Григория всеми средствами. Гордая и непокорная, бесстыжая, но безоглядно любящая.
Наталья. Настойчива и упорна. Ради любимого готова пойти на унижение. Она любит Григория не так, как Аксинья. Она ревнует и переживает молча. Так же, как и Аксинья, она может совершать отчаянные поступки, чтобы сохранить свое счастье. Она законная жена и имеет на это полное право.
- Как вы думаете, кто из них счастливее? (или, кто несчастнее?). Почему? Можно ли вообще ставить такой вопрос? (У Натальи есть дом, семья, но нет любви мужа. А у Аксиньи нет ни дома, ни детей, но есть любовь Григория. Каждая счастлива и несчастна по-своему).
- Первичное закрепление изученного материала.
Итак, давайте вспомним, с какими главными героинями романа мы сегодня познакомились?
Аксинья и Наталья.
Это разные образы или они схожи между собой?
Если брать портретную характеристику и судьбу в целом, то абсолютно разные.
По какой же причине их судьбы пересеклись? Что или кто стало точкой их пересечения?
Григорий. Он точка пересечения, а любовь к нему – это то общее, что объединяет героинь.
Заключительное слово преподавателя.
Судьбы Аксиньи и Натальи зависимы одна от другой. Получается так, что если счастлива одна, то несчастна другая. М. Шолохов изобразил любовный треугольник, который существовал во все времена.
- Домашнее задание
Читать главы романа XVIкнига 4, часть 7 и XVIIкнига 4, часть 8. Дополнить таблицу, ответив на вопрос: Что еще общего было у героинь романа?
Оценки сегодня получили…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока-исследования «Женские образы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Урок-исследование по литературе для 10 класса на тему «Женские образы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»....
Урок литературы в 10 классе "Система образов в романе И.А.Гончарова "Обломов".
Система образов в романе И.А.Гончарова Обломов.Обломов и Штольц.Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына....
урок-презентация "Образ Н.Ростовой в романе Л.Толстого "Война и мир"
Углубление знаний об образе главной героини романа, подготовка учащихся к сочинению...
Конспекты уроков по литературе. 9 класс. Тема: "Система образов в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (Первый урок - в обычном учебном режиме, второй - с использованием ЭОР)
Данный урок предполагает изучение нового материала (усвоение новых знаний : знакомство с историей создания романа, с героями, их взаимоотношениями; систематизация полученного нового материала ...
Технология проектов с элементами исследовательской деятельности. Урок по теме "Женские образы в романе "Война и мир"
Урок литературы в 10 классе....
Эволюция идеи «двойничества». Страдание и очищение в романе. Символические образы в романе.
конспект занятия...
Урок литературы "Л.Н. Толстой. «Война и мир». Женские образы в романе", 10 класс
Конспект урока литературы "Л.Н. Толстой. «Война и мир». Женские образы в романе", 10 классЦели урока: на материале романа раскрыть психологический процесс становления человеческо...