Конспекты уроков по литературе. 9 класс. Тема: "Система образов в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (Первый урок - в обычном учебном режиме, второй - с использованием ЭОР)
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Анищенко Ирина Викторовна

 Данный урок предполагает изучение нового материала (усвоение новых знаний : знакомство с историей создания романа, с героями, их взаимоотношениями; систематизация полученного нового материала  – построение схемы «Система образов в романе»).. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                  МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №77»

                                   Методическая разработка

                                         открытого урока

                                     литературы в 9 классе

                                                по теме:

      «Система образов в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

                                                                                                                 Разработала:

                                                                                                                И.В. Анищенко,

                                                                                                                учитель литературы

                                                      Кемерово, 2012г.

Тип урока:

 Изучение нового материала (усвоение новых знаний : знакомство с историей создания романа, с героями, их взаимоотношениями; систематизация полученного нового материала  – построение схемы «Система образов в романе»).

 Цель урока:

Через систему образов в романе, взаимоотношения персонажей показать тему личной трагедии главного героя.

Задачи урока:

- Овладение умениями и навыками работы с текстом.

- Развития образного мышления и речи, воображения, сравнения, обобщения.

- Способствовать формированию духовно развитой личности, самостоятельности мышления, творческих способностей обучающихся.

Методы обучения:

- Иллюстративно-словесный (статичные иллюстрации, слово учителя, объяснение, дискуссия).

- Практический (задания по тексту).

Формы работы учащихся:

 Основная форма, использованная на уроке – фронтальная  (устный фронтальный опрос, одновременное выполнение заданий всеми учениками класса). Помимо фронтальной – индивидуальная форма работы – сообщение учащегося по теме: «История создания романа», словарная работа (индивидуальное домашнее задание).

Место данного урока в теме, его связь с предыдущим уроком: 

На роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» отведено 5 уроков. На первом уроке говорится об истории создания романа, происходит знакомство с главным героем, затрагивается тема личной трагедии главного героя, начинается анализ его взаимоотношений с другими персонажами. На данном первом уроке через систему образов вырисовывается чёткое представление об их месте в романе: кто главный, кто второстепенный герой. На предыдущем уроке мы говорили о жизни и творчестве А.С. Пушкина, о великом литературном наследии, которое он оставил после себя. Поэтому к анализу романа «Евгений Онегин» мы подошли поэтапно.

Структура и ход урока:

1.Организационная часть урока. Вступительное слово учителя. (2 мин.).

Сегодня мы с вами продолжим изучать творчество великого русского поэта А.С. Пушкина, познакомимся с его выдающимся романом «Евгений Онегин», с историей создания данного текста, с героями, их взаимоотношениями.

2. История создания романа (индивидуальным домашним заданием у ученика было подготовить небольшое сообщение, выбрав материал из ресурса, предложенного учителем) (3 мин.).

3. Слово учителя о романе. (5 мин.).

Действительно, роман «Евгений Онегин» - это уникальное произведение, в котором отражены все особенности той эпохи, того времени. Что интересно – здесь поэт выступает не только как поэт, но и как художник, делая рисунки (зарисовки) в черновом варианте текста. Вот один из рисунков: (учитель демонстрирует классу рисунок А.С. Пушкина, обсуждается тема: «Талантливый человек – талантлив во всём»).

Общеизвестна формула: «Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни (утверждение В.Г. Белинского). С «Евгения Онегина» начинается история русского реалистического романа. Задача писателей-реалистов – показать жизнь такой, какая она есть. Герои показаны в реальных жизненных обстоятельствах, в условиях так называемой жизненной правды. Давайте познакомимся с героями данного текста, как представителями той эпохи, посмотрим, что их волновало, о чём они думали, к чему стремились.

4. Основная часть урока. Система образов в романе. Работа с текстом. (25 мин.).

Кого можно считать главным героем романа? Почему?

(Евгений Онегин – главный герой романа. Он присутствует во всех сюжетных линиях. О нём, о его жизни рассказывается в тексте).

Глазами кого нам показан герой?

(Глазами Автора-повествователя, который не только повествует, но и сам является полноправным героем романа).

О Авторе мы поговорим позже…

А каким Автор показывает Евгения Онегина в начале романа? Давайте нарисуем словесный портрет героя.

(1 глава. Приятель Автора. Готов терпеть нелюбимого дядю ради наследства. Отец Евгения промотал своё состояние. Онегин – «молодой повеса», «умён, мил» - эпитеты. Светский молодой человек. Типичный представитель «высшего света». «Острижен по последней моде». «Как dandy лондонский одет». Франт, педант.

Кто такой dandy, франт, педант? (Индивидуальным домашним заданием для ученика было посмотреть в толковом словаре значение этих слов). (Dandy в данном контексте (в примечаниях А.С. Пушкина к роману) – это франт. Франт – человек, любящий наряжаться, щёголь. Педант – тот, кто излишне строг в выполнении всех формальных требований. То есть для него важно все формальности учесть).

Как он относится к обязанностям человека из «высшего света»: к посещению театра, бала, балета?

(Ему все балы, театры, балеты давно наскучили. Везде он зевает, хочет быстрей уехать домой. И дома тоже скучно, ему всё надоело, его мучает «русская хандра», «к жизни вовсе охладел»).

Списываем и комментируем эпиграф с доски о Евгении Онегине:

                                          Онегин – страдающий эгоист, которого душат бездеятельность и

                                          пошлость жизни.

                                                                                                                            В.Г. Белинский

Записываем кратко в тетрадях характеристику Евгения Онегина.

Какие взаимоотношения Автора и Евгения Онегина?

(Они приятели, Автору был симпатичен Онегин (начало романа), хотя они были во многом разные).

Получается, что Автор, повествуя о своих взаимоотношениях с Онегиным, рассказывает о себе, о своих увлечениях, жизненной позиции.

Телесного облика Автора перед нами нет, но мы видим его внутренний мир. Он выполняет функцию не только героя, но и повествователя, дающего оценку происходящему.

Давайте нарисуем словесный портрет Автора. Кратко запишем в тетрадях его характеристику.

О чём же дальше нам повествует Автор? Куда направляется его герой в надежде избавиться от скуки?

(2 глава. Евгений едет в деревню, но и там скучает).

Если в первой главе мы знакомимся с главным героем, то с кем же знакомимся во второй главе? Давайте нарисуем словесный портрет каждого из этих героев.

(С второстепенными героями: Владимиром Ленским, Татьяной Лариной, Ольгой Лариной – тоже молодые дворяне, но живут в деревне, вдали от города. Ближе к природному, естественному началу). Как можно охарактеризовать сестёр Лариных? Определите, какие фрагменты текста относятся к Татьяне, а какие к Ольге? (учитель зачитывает фрагменты).

(Ольга Ларина – младшая сестра, поверхностная, неестественная. Татьяна Ларина – старшая сестра Ольги, естественная, ранимая, «идеал русской души»).

Каковы взаимоотношения Онегина и Ленского?

(Владимир Ленский – полная противоположность Онегину, он поклонник идеалистической философии, поэт, романтик, страстно влюблённый в Ольгу, не замечает, что она его так серьёзно не воспринимает. Онегин и Ленский стали друзьями от нечего делать, «Сошлись как лёд и пламень». Романтизм Ленского кажется Онегину смешным, нелепой фантазией. Он играет с чувствами Ленского к Ольге, за что последний вызывает его на дуэль. Онегин не может противостоять обычаям общества и соглашается на дуэль. По трагической случайности он убивает своего друга. В душе Евгений сожалеет об этом поступке, но, как всегда, держит «марку» светского человека, не показывает своих настоящих чувств).

Определите, какие фрагменты текста относятся к Ленскому, а какие к Евгению Онегину? (учитель зачитывает фрагменты).

А как реагирует Автор на эту дуэль и смерть Ленского?

(Автор переживает за совсем юного, неуспевшего пожить молодого человека. К тому же Ольга сразу о нём забывает. Автор подчёркивает, что его главный герой оказался заложником формальностей того времени, порой очень жестоких, таких, как дуэль).

На следующем уроке мы рассмотрим основную сюжетную линию романа: взаимоотношения Онегина и Татьяны.

5. Заключительная часть урока. Подведение итогов. (5мин.).

Давайте составим схему, которую так и назовём: «Система образов в  романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

(В центре схемы – Евгений Онегин, вниз 2 стрелки – Татьяна Ларина, Владимир Ленский – от него стрелка – Ольга Ларина, а внизу объединяет все эти стрелки – образ Автора, который рассказывает и даёт оценку всем героям).

Из схемы видно, что главный герой романа – Евгений Онегин. Он типичный представитель светской молодёжи того времени.  Молодость – это такая прекрасная пора! Но счастлив ли он?

(Нет, ему всё надоело, у него нет цели, семьи, друзей, он равнодушен ко всему).

Евгений Онегин – яркий представитель молодого дворянства, «высшего света». Бесцельный, равнодушный, носитель личной трагедии. Но это трагедия и всего общества, в котором он живёт. Задача писателя-реалиста – показать все проблемы этого общества, не приукрашивая их – с чем блестяще справился А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин».

6. Домашнее задание. (5 мин.).

Письменно ответить на вопрос:

О чём пишет Татьяна в письме к Онегину?

Индивидуальное задание (письменно ответить на вопрос):

Можно ли считать сон Татьяны «вещим»?



Предварительный просмотр:

Анищенко Ирина Викторовна

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №77»

учитель русского языка и литературы

9 класс

Тема урока: «Система образов в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Базовый учебник: Литература. 9 класс. В 2 ч. Учеб.-хрестоматия для общеобразовательных учреждений / авт.сост.- Т.Ф. Курдюмова, С.А. Леонов; под ред. Т.Ф. Курдюмовой.- 11-е изд. стереотип.- М.: Дрофа, 2008г.

Тип урока:

 Изучение нового материала (усвоение новых знаний - знакомство с историей создания романа, с героями, их взаимоотношениями; систематизация полученного нового материала  – построение схемы «Система образов в романе»).

 Цель урока:

Через систему образов в романе, взаимоотношения персонажей показать тему личной трагедии главного героя.

Задачи урока:

- Овладение умениями и навыками работы с текстом.

- Развития образного мышления и речи, воображения, сравнения, обобщения.

- Способствовать формированию духовно развитой личности, самостоятельности мышления, творческих способностей обучающихся.

Методы обучения:

- Иллюстративно-словесный (статичные иллюстрации, слово учителя, объяснение, дискуссия).

- Практический (интерактивные задания).

Формы работы учащихся:

 Основная форма, использованная на уроке – фронтальная  (устный фронтальный опрос, одновременное выполнение заданий всеми учениками класса). Помимо фронтальной – индивидуальная форма работы – сообщение учащегося по теме: «История создания романа», словарная работа (индивидуальное домашнее задание).

Необходимое техническое оборудование: мультимедийный комплекс.

Место данного урока в теме, его связь с предыдущим уроком: на роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» отведено 5 уроков. На первом уроке говорится об истории создания романа, происходит знакомство с главным героем, затрагивается тема личной трагедии главного героя, начинается анализ его взаимоотношений с другими персонажами. На данном первом уроке через систему образов вырисовывается чёткое представление об их месте в романе: кто главный, кто второстепенный герой. На предыдущем уроке мы говорили о жизни и творчестве А.С. Пушкина, о великом литературном наследии, которое он оставил после себя. Поэтому к анализу романа «Евгений Онегин» мы подошли поэтапно.

Структура и ход урока:

1.Организационная часть урока. Вступительное слово учителя. (2 мин.).

Сегодня мы с вами продолжим изучать творчество великого русского поэта А.С. Пушкина, познакомимся с его выдающимся романом «Евгений Онегин», с историей создания данного текста, с героями, их взаимоотношениями.

2. История создания романа (индивидуальным домашним заданием у ученика было подготовить небольшое сообщение, выбрав материал из ресурса, предложенного учителем:http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c63f684b-d898-467f-95f6-6354c13b6152/view/). (3 мин.).

3. Слово учителя о романе. (5 мин.).

Действительно, роман «Евгений Онегин» - это уникальное произведение, в котором отражены все особенности той эпохи, того времени. Что интересно – здесь поэт выступает не только как поэт, но и как художник, делая рисунки (зарисовки) в черновом варианте текста. Вот один из рисунков: (учитель демонстрирует классу рисунок А.С. Пушкина, обсуждается тема: «Талантливый человек – талантлив во всём» http://school-collection.edu.ru/catalog/res/12278e28-febb-492d-8bb9-5c0975c7b1b4/view/  ).

Общеизвестна формула: «Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни (утверждение В.Г. Белинского). С «Евгения Онегина» начинается история русского реалистического романа. Задача писателей-реалистов – показать жизнь такой, какая она есть. Герои показаны в реальных жизненных обстоятельствах, в условиях так называемой жизненной правды. Давайте познакомимся с героями данного текста, как представителями той эпохи, посмотрим, что их волновало, о чём они думали, к чему стремились.

4. Основная часть урока. Система образов в романе. Работа с текстом. (25 мин.).

Кого можно считать главным героем романа? Почему?

(Евгений Онегин – главный герой романа. Он присутствует во всех сюжетных линиях. О нём, о его жизни рассказывается в тексте).

Глазами кого нам показан герой?

(Глазами Автора-повествователя, который не только повествует, но и сам является полноправным героем романа).

О Авторе мы поговорим позже…

А каким Автор показывает Евгения Онегина в начале романа? Давайте нарисуем словесный портрет героя.

(1 глава. Приятель Автора. Готов терпеть нелюбимого дядю ради наследства. Отец Евгения промотал своё состояние. Онегин – «молодой повеса», «умён, мил» - эпитеты. Светский молодой человек. Типичный представитель «высшего света». «Острижен по последней моде». «Как dandy лондонский одет». Франт, педант.

Кто такой dandy, франт, педант? (Индивидуальным домашним заданием для ученика было посмотреть в толковом словаре значение этих слов). (Dandy в данном контексте (в примечаниях А.С. Пушкина к роману) – это франт. Франт – человек, любящий наряжаться, щёголь. Педант – тот, кто излишне строг в выполнении всех формальных требований. То есть для него важно все формальности учесть).

Как он относится к обязанностям человека из «высшего света»: к посещению театра, бала, балета?

(Ему все балы, театры, балеты давно наскучили. Везде он зевает, хочет быстрей уехать домой. И дома тоже скучно, ему всё надоело, его мучает «русская хандра», «к жизни вовсе охладел»).

Списываем и комментируем эпиграф с доски о Евгении Онегине:

                                          Онегин – страдающий эгоист, которого душат бездеятельность и

                                          пошлость жизни.

                                                                                                                            В.Г. Белинский

Записываем кратко в тетрадях характеристику Евгения Онегина.

Какие взаимоотношения Автора и Евгения Онегина?

(Они приятели, Автору был симпатичен Онегин (начало романа), хотя они были во многом разные).

Получается, что Автор, повествуя о своих взаимоотношениях с Онегиным, рассказывает о себе, о своих увлечениях, жизненной позиции. Вот, что говорит об образе Автора в романе В.Г. Белинский (учитель зачитывает из первого задания только высказывание критика Белинского об Авторе http://school-collection.edu.ru/catalog/res/81a2ab6e-e9f6-4554-84b4-91d0f3658355/view/).

Телесного облика Автора перед нами нет, но мы видим его внутренний мир. Он выполняет функцию не только героя, но и повествователя, дающего оценку происходящему.

Давайте нарисуем словесный портрет Автора. Кратко запишем в тетрадях его характеристику.

О чём же дальше нам повествует Автор? Куда направляется его герой в надежде избавиться от скуки?

(2 глава. Евгений едет в деревню, но и там скучает).

Если в первой главе мы знакомимся с главным героем, то с кем же знакомимся во второй главе? Давайте нарисуем словесный портрет каждого из этих героев.

(С второстепенными героями: Владимиром Ленским, Татьяной Лариной, Ольгой Лариной – тоже молодые дворяне, но живут в деревне, вдали от города. Ближе к природному, естественному началу). Как можно охарактеризовать сестёр Лариных? Определите, какие фрагменты текста относятся к Татьяне, а какие к Ольге? Работа осуществляется с 3 шагом в задании:

http://www.fcior.edu.ru/card/15799/sravnitelnaya-harakteristika-geroev-romana-a-s-pushkina-evgeniy-onegin-tatyana-i-olga-bazovoe-izuche.html).

(Ольга Ларина – младшая сестра, поверхностная, неестественная. Татьяна Ларина – старшая сестра Ольги, естественная, ранимая, «идеал русской души).

Каковы взаимоотношения Онегина и Ленского?

(Владимир Ленский – полная противоположность Онегину, он поклонник идеалистической философии, поэт, романтик, страстно влюблённый в Ольгу, не замечает, что она его так серьёзно не воспринимает. Онегин и Ленский стали друзьями от нечего делать, «Сошлись как лёд и пламень». Романтизм Ленского кажется Онегину смешным, нелепой фантазией. Он играет с чувствами Ленского к Ольге, за что последний вызывает его на дуэль. Онегин не может противостоять обычаям общества и соглашается на дуэль. По трагической случайности он убивает своего друга. В душе Евгений сожалеет об этом поступке, но, как всегда, держит «марку» светского человека, не показывает своих настоящих чувств).

Определите, какие фрагменты текста относятся к Ленскому, а какие к Евгению Онегину? Работа осуществляется с 3 шагом в задании: http://www.fcior.edu.ru/card/15917/sravnitelnaya-harakteristika-geroev-romana-a-s-pushkina-evgeniy-onegin-onegin-i-lenskiy-uglublennoe.html 

А как реагирует Автор на эту дуэль и смерть Ленского?

(Автор переживает за совсем юного, неуспевшего пожить молодого человека. К тому же Ольга сразу о нём забывает. Автор подчёркивает, что его главный герой оказался заложником формальностей того времени, порой очень жестоких, таких, как дуэль).

На следующем уроке мы рассмотрим основную сюжетную линию романа: взаимоотношения Онегина и Татьяны.

5. Заключительная часть урока. Подведение итогов. (5мин.).

Давайте составим схему, которую так и назовём: «Система образов в  романе».

(В центре схемы – Евгений Онегин, вниз 2 стрелки – Татьяна Ларина, Владимир Ленский – от него стрелка – Ольга Ларина, а внизу объединяет все эти стрелки – образ Автора, который рассказывает и даёт оценку всем героям).

Из схемы видно, что главный герой романа – Евгений Онегин. Он типичный представитель светской молодёжи того времени.  Молодость – это такая прекрасная пора! Но счастлив ли он?

(Нет, ему всё надоело, у него нет цели, семьи, друзей, он равнодушен ко всему).

Евгений Онегин – яркий представитель молодого дворянства, «высшего света». Бесцельный, равнодушный, носитель личной трагедии. Но это трагедия и всего общества, в котором он живёт. Задача писателя-реалиста – показать все проблемы этого общества, не приукрашивая их – с чем блестяще справился А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин».

6. Домашнее задание. (5 мин.).

Письменно ответить на вопрос:

О чём пишет Татьяна в письме к Онегину?

Индивидуальное задание (письменно ответить на вопрос):

Можно ли считать сон Татьяны «вещим»?

Рекомендуемые дополнительные ресурсы к данному уроку:

1. http://www.fcior.edu.ru/card/15885/sravnitelnaya-harakteristika-geroev-romana-a-s-pushkina-evgeniy-onegin-i-m-yu-lermontova-geroy-nashe.html

2. http://www.fcior.edu.ru/card/15848/oneginskaya-strofa-vo-vkuse-umnoy-stariny-bazovoe-izuchenie.html

3. http://www.fcior.edu.ru/card/15882/oneginskaya-strofa-izobrazhu-l-v-kartine-vernoy-bazovoe-izuchenie.html

4. http://www.fcior.edu.ru/card/15906/oneginskaya-strofa-kapustu-sadit-kak-goraciy-bazovoe-izuchenie.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ИЗО 5 класс Тема: Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Уроки №1, 2, 3

В данной работе представлены конспекты  трех  уроков на тему  Древние образы, единство формы и декора  в народных игрушках....

Урок по литературе "Сатирическое изображение московского общества в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Цель урока - показать на конкретных примерах равнодушие, алчность, непорядочность, квартирные проблемы некоторых категорий московского общества. На уроке учащиеся работают в группах. Каждая группа рас...

Урок алгебры, 7 класс. Тема: "Системы двух линейных уравнений с двумя переменными".

Цели урока:обобщение и систематизация знаний учащихся по теме “ Системы двух линейных  уравнений с двумя переменными", закрепление умений решения систем уравнений различными способами, а именно: ...

Технологическая карта урока по литературе на тему «Барство дикое» в романе А.С Пушкина «Дубровский». Ссора А.Г. Дубровского и К. П.Троекурова.

Технологическая карта урока по литературе на тему «Барство дикое» в романе А.С Пушкина «Дубровский». Ссора А.Г. Дубровского и К. П.Троекурова....

Конспект урока (факультативного занятия) по теме "Системы счисления"

Материалы урока могут использоваться на уроке информатики при изучении темы "Системы счисления",при подготовке учащихся к ОГЭ....

План-конспект занятия по литературе на тему "Новозаветные образы в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Иешуа Га-Ноцри, Понтий Пилат, Иуда"

Тема: Новозаветные образы в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Иешуа Га-Ноцри, Понтий Пилат, Иуда.Тип занятия: комбинированный урок.Форма занятия: беседа с элементами диспута.Цель...

Открытый урок в 7 классе Тема: Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций.

Открытый урок в 7 классе     Тема: Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций....