Технология проектов с элементами исследовательской деятельности. Урок по теме "Женские образы в романе "Война и мир"
презентация к уроку по литературе (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Женские образы романе Л.Н.Толстого «Война и мир»
Целеполагание: образовательная: показать своеобразие и роль женских образов в романе «Война и мир», средства создания литературных характеров; воспитательная: формировать собственные нравственные качества на примере героев; развивающая: формировать умение определять место и роль литературных героев в произведении, характеризовать их, сравнивать поведение персонажей в рамках эпизода; формировать умение определять роль определенного персонажа в системе всего произведения и соотнесении с проблематикой романа и философских воззрений писателя по обсуждаемому вопросу.
Судьбы персонажей романа «только звено в бесконечном опыте человечества, всех людей, и прошлых, и будущих»,- сказал С.Г.Бочаров (советский и российский литературовед ).
«Нет и не может быть величия там, где нет простоты, добра и правды». Л.Н.Толстой
В романе Л. Н. Толстого “Война и мир” показана жизнь русского общества начала XIX века. Это время активной общественной деятельности. Толстой пытается осмыслить роль женщины в жизни общества, в семье. С этой целью он выводит в свой роман большое количество женских образов, которые можно условно разделить на две большие группы: в первую входят женщины - носительницы народных идеалов такие, как Наташа Ростова, Марья Болконская и другие, а ко второй группе относятся женщины высшего света такие ,как Элен Курагина, Анна Павловна Шерер , Лиза Болконская, Жюли Карагина и другие.
Смысл заглавия «Война и мир» Состояние общества, противоположное войне; отсутствие войны, раздоров и вражды между людьми. Спокойствие, тишина. Человеческое общество, мир Вселенная Вооружённая борьба между государствами или народами. Борьба, враждебные отношения с кем-чем-нибудь
Героев романа нельзя по традиции разделить условно на «отрицательных» и «положительных». Автор предлагает другой подход: герои неизменяемые, застывшие, и изменяющиеся. Неизменяемые(война) Изменяющиеся(мир) Анна Шерер Наташа Ростова Элен Курагина Жюли Карагина Лиза(маленькая княгиня) княжна Марья Соня
Женщине принадлежит особая роль в развитии общества. Женщины вносят в культуру элемент самобытности, особой духовности и нравственности. Ю.М.Лотман справедливо считает, что «…женщина с её напряжённой эмоциональностью живо и непосредственно впитывает особенности своего времени, в значительной мере обгоняя его. В этом смысле характер женщины можно назвать одним из самых чутких барометров общественной жизни». Подобную мысль высказывает и Н.А.Котляревский , характеризуя эмансипационное движение середины ХІХ века: «…женщина при чуткости своей души и впечатлительности должна была отозваться на новые веяния жизни»
Женские образы в литературе 19 века Татьяна Ларина- «милый идеал» А.С.Пушкин а Анна Сергеевна Одинцова- «натура сильная ,страстная, глубокая» И.С.Тургенев. «В ней постоянно пульсирует мысль о том, что «проиграла и просияла ее жизнь, что Бог вложил в ее жизнь душу и вынул опять... теперь уж она знала, зачем она жила и что жила не напрасно... На всю жизнь ее разлились лучи, тихий свет от пролетевших, как одно мгновение, семи лет, и нечего ей было желать больше, некуда идти». Ольга Ильинская "...Как она ясно видит жизнь! Как читает в этой мудреной книге свой путь и инстинктом угадывает и его дорогу!..» Гончаров И.А. А.Пшеницына
Итак, идеал женщины для А.С.Пушкина, И.С.Тургенева, И.А.Гончарова - свободная женщина, которая умеет любить, стремится стать соратницей своего мужа. Она может определить свое место в жизни, решить свою судьбу. Это сильная натура, способная на самопожертвование. Она романтична. А какой, на ваш взгляд, любимый женский образ Л.Н.Толстого?
«Женщина тем лучше, чем больше она отбрасывает личных стремлений для положение себя в материнское призвание»,-утверждал Л. Н. Толстой. М.К. Цебрикова в статье «Наши бабушки»упрекала Наташу Ростову в полном равнодушии к проблеме женского освобождения, эмансипации. Кто, по-вашему, прав?
ПОРТРЕТ – изображение внешнего облика персонажа, т.е. его физических признаков, манеры поведения, одежды, мимики, жестов с целью раскрытия характера, психологического состояния героя. С портретом мы можем встретиться также в живописи, скульптуре, графике, т.е. в изобразительных видах искусства. Функция портрета в литературном произведении: 1) изобразительная, 2)характерологическая
«Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка». Наташа Ростова
«Ну, как можно спать! Да ты посмотри, что за прелесть! Ах, какая прелесть! Да проснись же, Соня, - сказала она(Наташа) почти со слезами в голосе.- Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало. -Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Душенька, голубушка, поди сюда. Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки – туже, как можно туже, натужиться надо, - и полетела бы. Вот так!» Ночь в Отрадном
«Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела.» Катерина (пьеса Островского «Гроза»).
«Где, как, когда вдохнула в себя из того русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка , воспитанная эмигранткой-француженкой, - этот дух, откуда взяла она эти приемы? Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, неизучаемые , русские, которых и ждал от нее дядюшка .» Танец на охоте
«Наташа танцевала превосходно. Ножки ее в бальных атласных башмачках быстро, легко и независимо от нее делали свое дело, а лицо ее сияло восторгом счастия .» Первый бал Наташи Ростовой
« Князь Андрей чувствовал в Наташе присутствие совершенно чуждого для него, особенного мира, преисполненного каких-то неизвестных ему радостей, того чуждого мира, который еще тогда, в отрадненской аллее и на окне в лунную ночь, так дразнил его. Теперь этот мир уже более не дразнил его, не был чуждый мир; но он сам, вступив в него, находил в нем новое для себя наслаждение.» Наташа и Андрей
Наташа отличается от ищущих, умных и образованных героев тем, что воспринимает жизнь, не анализируя ее, а познает ее целостно и образно, как художественно одаренный человек. Чистая и высокая любовь к отечеству и ее защитникам проявляется в поступке Наташи Ростовой, когда она, нежная и почтительная дочь, ворвалась в комнату и гневно пристыдила своих родителей, отказавшихся отдать подводы для раненых. Под влиянием высокого патриотического чувства Наташа забывает не только все практические расчеты, но даже бережное и любовное отношение к матери. Наташа Ростова— это страстная, порывистая натура, которая не может скрывать своих чувств и переживаний. Полюбив Андрея Болконского, она не способна думать о чем-то другом. Разлука становится для нее непосильным испытанием, потому что она живет каждым мгновением и не может откладывать счастье на какой-то установленный срок.
Это качество характера Наташи толкает ее к измене, которая в свою очередь рождает в ней глубокое чувство вины перед женихом и раскаяния. Она слишком сурово судит себя, отказываясь от радостей и удовольствий, ибо считает себя недостойной счастья. Из состояния мучительного кризиса Наташу выводит известие об угрозе французов, подступивших к Москве. Общая для всей страны беда заставляет героиню забыть о своих страданиях и горестях. Как и для других положительных героев романа, для Наташи главной становится мысль о спасении России. В эти трудные дни особенно сильной становится ее любовь к людям, желание сделать все возможное, чтобы помочь им.Эта самоотверженная любовь Наташи находит свое высшее выражение в материнстве.
«Наташа не заботилась ни о своих манерах, ни о деликатности речей, ни о том, чтобы показываться мужу в самых выгодных позах, ни о своем туалете, ни о том, чтобы не стеснять мужа своей требовательностью. Она делала все противное этим правилам. Она чувствовала, что те очарования, которые инстинкт ее научал употреблять прежде, теперь только были бы смешны в глазах ее мужа, которому она с первой минуты отдалась вся – то есть всей душой, не оставив ни одного уголка не открытым для него. Предмет, в который погрузилась вполне Наташа, - была семья, то есть муж, которого надо было держать так, чтобы он нераздельно принадлежал ей, дому, - и дети, которых надо было носить, рожать, кормить, воспитывать». Наташа и Пьер
Мы видим в финале романа Толстого уже не очаровательную тоненькую и подвижную девушку, а зрелую сильную женщину, любящую жену и мать. С прежней страстью Наташа отдается заботам о муже и детях. Вся жизнь сосредотачивается для нее в здоровье детей, их кормлении, росте, воспитании. Удивительно гармоничны и чисты их отношения с Пьером. Наташина непосредственность и обостренная интуиция прекрасно дополняя интеллигентную, ищущую, анализирующую натуру Пьера. Судьба Наташи Ростовой раскрывает взгляды Толстого на роль женщины в обществе. Высшее ее призвание и назначение писатель видит в материнстве, в воспитании детей, ибо именно женщина является хранительницей семейных устоев, тем светлым и добрым началом, которое ведет мир к гармонии и красоте.
Наташа ростова Особенности характера героини Как проявляются Полнота жизни, поэтичность натуры, обостренная чуткость, внимательность Искренность, естественность в обращении с родными; восторг при виде красоты окружающего мира, умение бессознательно передать ощущение красоты другим; чувство симпатии, которое проявляется в умении понять состояние других людей и прийти им на помощь (пример с Соней, матушкой, братом, Денисовым и т. п.). Народные, национальные черты в характере Наташи Танец Наташи во время охоты, особая манера петь, решение Наташи отдать подводы раненым во время отступления из Москвы. Ошибки, цена испытаний Испытание разлукой с князем Андреем Наташа не выдерживает. Ей необходимо любить ,и она верит в чистоту и искренность чувств Анатоля Курагина. Когда обман раскроется, Наташа будет долго болеть. Ценой этой ошибки могла стать даже жизнь героини. Наташа - воплощение любви Любовь преображает Наташу. Сила любви Наташи способна преображать души других людей. Любовь Наташи к Пьеру дает герою возможность разобраться в себе и понять смысл жизни. Своим детям Наташа подарит радость познания материнской любви. На примере своей героини Толстой раскрывают одну из своих заветных идей: любовь действительная ведет к истине, чувственная страсть, принятая за любовь, ведет к неправде .
«…действительно, глаза княжны, большие, глубокие и лучистые(как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты. Но княжна никогда не видела хорошего выражения своих глаз, того выражения, которое они принимали в те минуты, когда она не думала о себе.» Марья Болконская
Эмоциональной и живой Наташе противопоставляется в романе кроткая и нежная княжна Марья, в которой смирение и сдержанность сочетаются с жаждой простого человеческого счастья. Княжна Марья безропотно подчиняется своему чудаковатому и деспотичному отцу не только из страха, но и из чувства долга дочери, не имеющей морального права судить своего отца. На первый взгляд она кажется робкой и забитой. Но в ее характере есть наследственная Болконская гордость, врожденное чувство собственного достоинства, которое проявляется, например, в ее отказе от предложения Анатоля Курагина. В портрете Марьи Болконской, как всегда у Толстого, предельно лаконичном, запоминаются ее лучистые глаза, которые делали некрасивое лицо княжны прекрасным в минуты сильного душевного подъема.
Несмотря на стремление к тихому семейному счастью, которое глубоко таит в себе эта некрасивая девушка, она не хочет стать женой светского красавца ценой унижения и оскорбления своего достоинства. С особой мощью, твердость и сила характера этой скромной, застенчивой девушки, обнаруживается в годы Отечественной войны 1812 года. Когда компаньонка-француженка пообещала княжне Марье, оказавшейся в трудном положении, покровительство своих соотечественников, она перестала общаться с ней и выехала из Богучарова , так как ее патриотическое чувство было оскорблено.Толстой все время подчеркивает ее душевную красоту и стремление делать людям добро. Именно духовность привлекает Николая к ней. Она делается привлекательной. Очень важное качество Марьи — естественность, безыскусственность .
Она не способна играть роль, не зависит от постороннего взгляда, может нарушить этикет. Княжна Марья в решающий момент ее отношений с Николаем Ростовым забывает, что хотела держаться отчужденно-вежливо. Она сидит, горько задумавшись, потом плачет, и Николай, сочувствуя ей, выходит за рамки светского разговора. Как всегда у Толстого, окончательно все решает взгляд, выражающий чувства свободнее, чем слова: “и далекое, невозможное вдруг стало близким, возможным и неизбежным”. Брак княжны Марьи и Николая Ростова оказывается счастливым, потому что они обогащают друг друга. Марья — прекрасная мать. Марья Болконская удивительно проникает в характер ребенка, заботится о духовном и нравственном воспитании.
Княжна Марья высоконравственный человек, обладающий прекрасной, нежной и очень доброй душой. Ей присущ романтизм, она умна и очень религиозна. Княжна Марья, впрочем, как и практически все женские персонажи, изображенные писателем, мечтает о прекрасном чувстве любви, о семейном счастье. Особенности характера героини Как проявляются Любящая, способная на самопожертвование «Христианская любовь к ближнему, любовь к врагам достойнее, отраднее и лучше, чем те чувства, которые могут внушить прекрасные глаза молодого человека молодой девушке». Самопожертвование, покорность судьбе сочетаются в ней с жаждой простого человеческого счастья. Образованна, умна «Ах, ежели бы не было у нас религии, жизнь была бы очень печальна». Ее религиозность проистекает из ее нравственного чувства, она добросердечна и открыта миру. Отличается терпимостью Она на протяжении долгого времени покорно терпит насмешки отца. При этом она любит Николая Андреевича. Марья Болконская
В Соне нет такого внутреннего огня, который воспел Толстой в Наташе. Соня добра, мила, честна, приветлива, она не совершает ни одного дурного поступка и несет через годы свою любовь к Николаю. Она слишком хороша и правильна, она никогда не делает ошибок, из которых она бы могла извлечь жизненный опыт и получить стимул для дальнейшего развития. В образе Сони сгруппированы те черты, которые составляют тип “женщины в полном смысле”. Вместе с тем Толстой не пытается создавать идеалы, а берет жизнь “так, как она есть”. Любимые героини Толстого живут сердцем, а не умом. СОНЯ
Она верила, что это могла быть, но воспитание в семье закладывает основу человека, оно создает его совесть, способность к самокритике и самооценке. Благодаря этому Соня выросла добрым и отзывчивым человеком, в ней много простоты и наивности. Все лучшие, заветные воспоминания Сони связаны с Николаем Ростовым: общие детские игры и шалости, святки с гаданием и ряжеными, любовный порыв Николая, первый поцелуй... Соня сохраняет свою верность любимому, отклоняя предложение Долохова. Она любит безропотно, но отказаться от своей любви она не в силах. И после женитьбы Николая Соня, конечно же, продолжает любить его.
Воспитанница Соня, полная самоотверженной и благодарной любви ко всей семье «всем готова была пожертвовать для своих благодетелей». «Мысль о самопожертвовании была любимой ее мыслью… Она не могла не любить графиню и всю семью Ростовых, но и не могла не любить Николая и не знать, что его счастье зависело от этой любви». Все то, что говорила Соня, была правда, и была такая любовь, про которую говорила Соня; но Наташа ничего подобного еще не испытывала. Широта, независимость, смелость, страстное отношение ко всем явлениям жизни - таковы черты, наполняющие этот образ. Он пленял современников и пленяет нас.
«Анна Павловна Шерер …несмотря на свои сорок лет, была преисполнена оживления и порывов. Быть энтузиасткой сделалось ее общественным положением, и иногда, когда ей даже того не хотелось, она, чтобы не обмануть ожидания людей, знавших ее, делалась энтузиасткой. Сдержанная улыбка, игравшая постоянно на лице Анны Павловны, хотя и не шла к ее отжившим чертам, выражала, как у избалованных детей, постоянное сознание своего милого недостатка, от которого она не хочет, не может и не находит нужным исправляться.» Анна Павловна Шерер
«Ее (Лизы) хорошенькая, с чуть черневшимися усиками верхняя губка была коротка по зубам, но тем милее она открывалась и тем еще милее вытягивалась иногда и опускалась на нижнюю. Как это бывает у вполне привлекательных женщин, недостаток ее – короткость губы и полуоткрытый рот – казались ее особенною, собственно ее красотой. Всем было весело смотреть на эту полную здоровья и живости хорошенькую будущую мать, так легко переносившую свое положение.» Маленькая княгиня
Муж обращается с нею с холодной вежливостью, как с посторонней женщиной. Избалованная светом, привыкшая к поклонению и обожанию, она ожидала того же от мужа, она оскорблена его холодностью и пренебрежением. Л.Толстой показывает свое отношение к таким женщинам в словах князя Андрея: «Эгоизм, тщеславие, тупоумие,— вот женщины, когда они показываются, как они есть». Маленькая княгиня не заразилась нравственною распущенностью своего круга. Ее кукольное сердечко не могло увлечься сильным чувством к человеку, способному внушить его. Князь Андрей, презирая на словах этот мир гостиных, балов и сплетен, на самом деле преклонялся перед его законами.
Лиза Болконская была натурой неглубокой, и ее крик души, которого маленькая княгиня не умела в жизни высказать сознательно – «Зачем вы выбрали меня, когда не могли любить такой женщины, как я? Я не обещала вам ничего, я ничего не знала, а вы, вы умный человек, вы, у которого есть и опыт и знание жизни и людей, зачем же вообразили, что я могу быть той женой, которая нужна вам, обещали мне любовь и счастье для того, чтобы потом с презрением оттолкнуть меня» - отразившийся на лице умирающей женщины, абсолютно справедлив. Останься в живых маленькая княгиня,— после первых радостей свидания жизнь их пошла бы прежним порядком. Но маленькая княгиня умерла, оставив по себе репутацию отлетевшего ангела, какую всегда оставляет для чувствительных душ каждая умершая молоденькая и хорошенькая женщина.
Элен была так хороша, что не только не было в ней заметно и тени кокетства, но, напротив, ей как будто совестно было за свою несомненную и слишком сильно и победительно – действующую красоту. Она как будто желала и не могла умалить действие своей красоты. Элен Курагина
Жюли— такая же светская дама, “самая богатая невеста России”, получившая состояние после гибели братьев. Как и Элен, носящая маску благопристойности, Жюли носит маску меланхолии: “Жюли казалась, разочарована во всем, говорила всякому, что она не верит ни в дружбу, ни в любовь, ни в какие радости жизни и ожидает успокоения только “там”. Даже Борис, озабоченный поисками богатой невесты, чувствует искусственность, ненатуральность ее поведения. Жюли карагина
Великосветские красавицы . Любимым героиням, Наташе Ростовой и Марье Болконской, Л.Н.Толстой противопоставляет светских красавиц – Элен Курагину, маленькую княгиню, Анну Павловну Шерер . Красота и молодость представителей высшего света принимают отталкивающий характер, ибо эта красота не согрета душой.
заключение Женская тема занимает важное место в романе-эпопее Л. Н. Толстого “Война и мир”. Это произведение — полемический ответ писателя сторонникам женской эмансипации. Создавая систему женских образов, писатель выстраивает свой идеал женщины. По-моему, этот идеал можно свести к формуле: естественность, чуткость, любовь. Для Толстого дороги в женщине чувства жены и матери, и образ Наташи Ростовой выражает тот идеал женщины, которому поклонялся писатель.
Как получиться в мире так могло? Забыв про смысл ее первопричинный , мы женщину сместили. Мы ее унизили до равенства с мужчиной.
С какой из героинь Толстого, по-вашему, легче всего строить семейную жизнь?
Какую из героинь вы выбрали бы для себя в качестве образца для подражания в будущем?
Любовь дает зоркость душам, силу - чувствам. У любимых героинь Толстого свой мир, мир добра и красоты, чистый мир.
Каждый выбирает по себе Женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку — Каждый выбирает по себе. Каждый выбирает для себя Слово для любви и для молитвы. Шпагу для дуэли, меч для битвы Каждый выбирает для себя. Каждый выбирает по себе. Щит и латы, посох и заплаты, Меру окончательной расплаты Каждый выбирает по себе. Каждый выбирает для себя… И мы тоже выбираем — как умеем. Ни к кому претензий не имеем. Каждый выбирает для себя! Ю.Левитанский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект с элементами исследовательской деятельности: "Русский народный костюм: от истоков к современности"
Представлены различные творческие проекты по народному костюму...
Сборник методических разработок по применению элементов исследовательской деятельности учащихся на уроках математики в 6-7 классах
В сборнике рассматриваются теоретические основы использования элементов исследовательской деятельности учащихся на уроках математики, делаются выводы и обобщения по результатам учителя по данной теме,...
Сборник методических разработок по применению элементов исследовательской деятельности учащихся на уроках математики в 8-9 классах
В сборнике рассматриваются теоретические основы использования элементов исследовательской деятельности учащихся на уроках математики, делаются выводы и обобщения по результатам учителя по данной теме,...
Использование метода проектов с элементами исследовательской деятельности
Программа дополнительного образования расчитана на учащихся 4-5 классов, изучающих английский язык....
Урок с элементами исследовательской деятельности "Металлы-простые вещества"
Урок позволяет сформировать знания учащихся о металлах в свободном состоянии, о характерных для них свойствах. Урок позволяет включить учащихся в активный познавательный процесс, заинтересовать пассив...
Методическая разработка урока по русскому языку с элементами исследовательской деятельности .Тема:"Изменение глаголов прошедшего времени по родам".
Данная разработка предназначена для учащихся 7 класса специальной (коррекционной )школы 8 вида..Содержит конспект урока с презентацией....
Методическая разработка урока по русскому языку с элементами исследовательской деятельности .Тема:"Несклоняемые имена существительные".
Данная разработка предназначена для учащихся 8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната....