урок-презентация "Образ Н.Ростовой в романе Л.Толстого "Война и мир"
презентация к уроку по литературе (10 класс) по теме
Углубление знаний об образе главной героини романа, подготовка учащихся к сочинению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obraz_natashi_rostovoy.doc | 41.5 КБ |
obraz_n.rostovoy.ppt | 2.38 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы
Тема урока: «Образ Наташи Ростовой в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»
Цель урока:
- углубление знаний об образе главной героини романа, подготовка учащихся к сочинению.
Оборудование:
- презентация;
- фрагменты х/ф С.Бондарчука «Война и мир»;
- ОСК «Наташа Ростова»;
- иллюстрации;
- записи на доске:
а) темы урока;
б) эпиграфы:
- Люди, как реки…
Л.Н.Толстой
- Женщина тем лучше, чем больше она отбрасывает личных стремлений для положения себя в материнское призвание.
Л.Н.Толстой
- Сущность её жизни [Наташи] - любовь.
Л.Н.Толстой
- требования к положительным героям Л.Н.Толстого.
Ход урока
- Оргмомент
- Слово учителя.
Беседа
- Мы продолжаем разговор о персонажах романа Толстого, чьи судьбы, по словам критика Бочарова, «только звено в бесконечном опыте человечества, всех людей, и прошлых, и будущих».
Героиня сегодняшнего урока – Наташа Ростова. Сам автор «Войны и мира» утверждал: см. 2-ой эпиграф.
Наташа – любимая героиня автора.
? - Почему Толстой больше всех других героинь любил Наташу? (критерии оценки положительных героев (по Толстому)
- «Люди, как реки…», - замечал автор. Как вы понимаете это?
Остановимся на сценах, которые показывают героиню в самые яркие моменты её жизни, когда особенно ощутима «диалектика души».
Итак, первая встреча с Наташей.
1) Зачитайте портретную характеристику героини (т. I, ч. I, гл. VIII, стр. 54)
- В чём, по-вашему, прелесть героини, её обаяние?
(13-летняя девочка -R)
- Красива ли она? (Нет, Толстой много раз это подчёркивает. Обаяние её в простоте, в естественности. Наташа переполнена жаждой жизни, за один день своих именин успевает пережить и прочувствовать столько, порой даже удивляешься…)
2) Встреча в Отрадном (т. II, ч. III, гл. II «Князь Андрей невесёлый… - невольно с любопытством спрашивал себя князь Андрей»)
Андрей Болконский разочарован в жизни и едет по делам через Отрадное.
Наташина неистребимая жажда жизни каким-то образом влияла на людей, которые были с нею рядом. После встречи с Наташей пробуждается ото сна.
3) Ночь в Отрадном (т. II, ч. III, гл. II)
(«Лунная соната» Бетховена)
Ночь, проведённая в Отрадном, сыграла большую роль в судьбе Болконского. Она обострила восприятие того, что он увидел и почувствовал днём.
! Светлый, счастливый, поэтический мир Наташи помогает князю Андрею по-новому чувствовать, ощущать жизнь.
* Писатель оценивает героев: насколько они близки к народу и природе.
Нелюбимые герои словно застыли в неподвижности, их почти не касается понятие «люди, как реки…»
4) Эпизод «У дядюшки»
Пение крепостного, затем дядюшки пробуждают что-то главное, исходное в Наташе.
5) Сцена пляски Наташи (рассказывает наизусть ученица)
(В этом эпизоде одна из главнейших идей писателя: в человеке ценно и прекрасно его единение с другими людьми, потребность любить и быть любимым)
* Сущность её жизни – любовь. (Л.Н. Толстой)
* Любовь определяет её жизненный путь тогда, когда она только живёт, ожидая её, и тогда, когда она становится женой и матерью.
6) Первый бал Наташи (т. II, ч. III, гл. 16-17) – одна из самых ярких сцен романа. Волнение и тревога героини, первый выход в свет, желание быть приглашенной князем Андреем и танец с ним.
* Как хорошо, когда рядом оказывается человек, который поймет тебя.
В жизни Наташи таким человеком стал Пьер.
(Кадры из х/ф С.Бондарчука)
? - Как же дальше развиваются события?
- Что же заставило князя Андрея отсрочить свадьбу на год?
- Зрелый человек, князь Андрей, все же посмел ослушаться отца. Или не захотел? Мог ли он не согласиться с такими условиями?
(Мог, если бы был уверен в любви Наташи, если бы лучше понимал любимую, он опять замкнулся в себе)
! Но в любви нельзя думать только о себе!
!!! Поистине, гордость Болконских и простота Ростовых не совместимы.
? - Почему Наташа увлеклась Курагиным?
? - Как вы расцениваете поступок Наташи? Вправе мы судить её?
! Жить полно, любить, быть любимой… Перед нами живой человек!
!!! Автор ведёт своих героев по реке жизни…
! Она сама себя судит!!!
События!!! Война 1812 года
(Видеофрагмент)
7) У постели умирающего князя Андрея
8) После смерти (зачитать)
? - Что же возрождает Наташу к жизни?
Погиб Петя, мальчик, который на войне играл в войну.
Любовь к матери показала, что сущность её жизни – любовь.
! Проснулась любовь и проснулась жизнь.
* Патриотизм (1812 - подводы)
- К чему пришла Наташа? Чего добилась? (эпилог X гл.)
Наташ много пережила; Толстой показал её в прекрасный период её жизни, когда важнее любви для неё ничего нет.
Пьер – тайное общество – Сенатская площадь – декабристка.
Итог: ОСК «Наташа Ростова»
Наташа – родник чистой воды в болоте – всё гнилое отталкивается к берегу.
Литература:
№3, 2007. О пасторальных мотивах, Оленьке Племянниковой А.П.Чехова и Наташе Ростовой Л.Н.Толстого /Капустин Н.В., кандидат филологических наук, стр.9/
Приложение
Критерии для положительных героев (по Л.Толстому)
1) Каждый положительный герой важен как частица народа;
2) Живут больше сердцем, чем разумом;
3) Патриоты, близость к природе;
4) Жизнь развлечениями, разочарованиями, работой мысли, презрением к общественной лжи и фальши.
Приложение
В эпилоге романа «Война и мир» Н.Ростов говорит об отношении Наташи к Пьеру: «Ведь она его под башмаком держит, а чуть дело до рассуждений – у ней своих слов нет – она так его словами и говорит…»
Нет сомнений, что такая зависимость женских «рассуждений» от мужских понимается Толстым как привлекательнейшее свойство женской натуры. Речь, правда, не о всех женщинах, но о тех, с кем связано толстовское представление об идеальной женской сути и, в первую очередь, живущих не умом, а сердцем, подобно Наташе, «не удостаивающейся быть умной».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дети Ростовых
Встреча в Отрадном
Ночь в Отрадном
На охоте
У дядюшки
Пляска Наташи
Первый взрослый бал Наташи
Увлечение Курагиным
Так это не правда, что он женат? Нет, это правда.
У постели умирающего князя Андрея
После смерти князя Андрея
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образ Наташи Ростовой в романе "Война и мир"
Образ Наташи Ростовой в романе "Война и мир"...
Урок-мастерская "Две семьи. Семья Ростовых в романе-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир" и семья Мармеладовых в романе Ф.Н. Достоевского "Преступление и наказание."
Учителям словесности на современном этапе обучения литературе особенно при подготовке к новым формам аттестации (ЕГЭ) нужно отойти от традиционного репродуктивного метода преподавания, от вопросно-отв...
Образ Наташи Ростовой в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"
Одним из самых ярких женских образов в русской литературе является образ Наташи Ростовой в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"....
Образ Наташи Ростовой в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"
Одним из самых ярких женских образов в русской литературе является образ Наташи Ростовой в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"....
Методическая разработка урока для учащихся 10 класса по теме "Образ Наташи Ростовой" по роману Л.Н. Толстого "Война и мир".
Содержание разработки отражает взгляды Л.Н. Толстого на роль женщины в жизни общества, смысл истинной красоты человека, заставляет задуматься над общечеловеческими нравственными проблемами, помогет в ...
Методическая разработка урока для учащихся 10 класса по теме "Образ Наташи Ростовой" по роману Л.Н. Толстого "Война и мир".
Содержание разработки отражает взгляды Л.Н. Толстого на роль женщины в жизни общества, смысл истинной красоты человека, заставляет задуматься над общечеловеческими нравственными проблемами, помогает в...
«Чистейшей прелести чистейший образец…» (А.С. Пушкин) Образ Наташи Ростовой в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
Конспект урока по творчеству Л.Н. Толстого.«Чистейшей прелести чистейший образец…» (А.С. Пушкин)Образ Наташи Ростовой в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»Цели урок...