урок-презентация "Образ Н.Ростовой в романе Л.Толстого "Война и мир"
презентация к уроку по литературе (10 класс) по теме

Нешта Роза Газизовна

Углубление знаний об образе главной героини романа, подготовка учащихся к сочинению

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obraz_natashi_rostovoy.doc41.5 КБ
Office presentation icon obraz_n.rostovoy.ppt2.38 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы

Тема урока: «Образ Наташи Ростовой в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Цель урока:

  1. углубление знаний об образе главной героини романа, подготовка учащихся к сочинению.

Оборудование:

  1. презентация;
  2. фрагменты х/ф С.Бондарчука «Война и мир»;
  3. ОСК «Наташа Ростова»;
  4. иллюстрации;
  5. записи на доске:

        а) темы урока;

        б) эпиграфы:

  • Люди, как реки…

Л.Н.Толстой

  • Женщина тем лучше, чем больше она отбрасывает личных стремлений для положения себя в материнское призвание.

Л.Н.Толстой

  • Сущность её жизни [Наташи] - любовь.

Л.Н.Толстой

  1. требования к положительным героям Л.Н.Толстого.

Ход урока

  1. Оргмомент
  2. Слово учителя.

Беседа

- Мы продолжаем разговор о персонажах романа Толстого, чьи судьбы, по словам критика Бочарова, «только звено в бесконечном опыте человечества, всех людей, и прошлых, и будущих».

Героиня сегодняшнего урока – Наташа Ростова. Сам автор «Войны и мира» утверждал: см. 2-ой эпиграф.

Наташа – любимая героиня автора.

      ? - Почему Толстой больше всех других героинь любил Наташу? (критерии оценки положительных героев (по Толстому)

- «Люди, как реки…», - замечал автор. Как вы понимаете это?

        Остановимся на сценах, которые показывают героиню в самые яркие моменты её жизни, когда особенно ощутима «диалектика души».

        Итак, первая встреча с Наташей.

1) Зачитайте портретную характеристику героини (т. I, ч. I, гл. VIII, стр. 54)

        - В чём, по-вашему, прелесть героини, её обаяние?
(
13-летняя девочка -R)        

- Красива ли она? (Нет, Толстой много раз это подчёркивает. Обаяние её в простоте, в естественности. Наташа переполнена жаждой жизни, за один день своих именин успевает пережить и прочувствовать столько, порой даже удивляешься…)

        

2) Встреча в Отрадном (т. II, ч. III, гл. II «Князь Андрей невесёлый… - невольно с любопытством спрашивал себя князь Андрей»)

        Андрей Болконский разочарован в жизни и едет по делам через Отрадное.

        Наташина неистребимая жажда жизни каким-то образом влияла на людей, которые были с нею рядом. После встречи с Наташей пробуждается ото сна.

        3) Ночь в Отрадном (т. II, ч. III, гл. II)

        («Лунная соната» Бетховена)

        Ночь, проведённая в Отрадном, сыграла большую роль в судьбе Болконского. Она обострила восприятие того, что он увидел и почувствовал днём.

     !        Светлый, счастливый, поэтический мир Наташи помогает князю Андрею по-новому чувствовать, ощущать жизнь.

    *        Писатель оценивает героев: насколько они близки к народу и природе.

        Нелюбимые герои словно застыли в неподвижности, их почти не касается понятие «люди, как реки…»

        4) Эпизод «У дядюшки»

        Пение крепостного, затем дядюшки пробуждают что-то главное, исходное в Наташе.

        5) Сцена пляски Наташи (рассказывает наизусть ученица)

        (В этом эпизоде одна из главнейших идей писателя: в человеке ценно и прекрасно его единение с другими людьми, потребность любить и быть любимым)

     *        Сущность её жизни – любовь. (Л.Н. Толстой)

     *         Любовь определяет её жизненный путь тогда, когда она только живёт, ожидая её, и тогда, когда она становится женой и матерью.

        6) Первый бал Наташи (т. II, ч. III, гл. 16-17) – одна из самых ярких сцен романа. Волнение и тревога героини, первый выход в свет, желание быть приглашенной князем Андреем и танец с ним.

     *        Как хорошо, когда рядом оказывается человек, который поймет тебя.

        В жизни Наташи таким человеком стал Пьер.

        (Кадры из х/ф С.Бондарчука)

     ?        - Как же дальше развиваются события?

        - Что же заставило князя Андрея отсрочить свадьбу на год?

        - Зрелый человек, князь Андрей, все же посмел ослушаться отца. Или не захотел? Мог ли он не согласиться с такими условиями?

        (Мог, если бы был уверен в любви Наташи, если бы лучше понимал любимую, он опять замкнулся в себе)

      !        Но  в любви нельзя думать только о себе!

      !!! Поистине, гордость Болконских и простота Ростовых не совместимы.

      ?        - Почему Наташа увлеклась Курагиным?

     ?        - Как вы расцениваете поступок Наташи? Вправе мы судить её?

      !  Жить полно, любить, быть любимой… Перед нами живой человек!

      !!! Автор ведёт своих героев по реке жизни…

      ! Она сама себя судит!!!

        События!!!         Война 1812 года

        (Видеофрагмент)

        7) У постели умирающего князя Андрея

        8) После смерти (зачитать)

      ?        - Что же возрождает Наташу к жизни?

        Погиб Петя, мальчик, который на войне играл в войну.

        Любовь к матери показала, что сущность её жизни – любовь.

      !         Проснулась любовь и проснулась жизнь.

      *        Патриотизм (1812 - подводы)

        - К чему пришла Наташа? Чего добилась? (эпилог X гл.)

        Наташ много пережила; Толстой показал её в прекрасный период её жизни, когда важнее любви для неё ничего нет.

        Пьер – тайное общество – Сенатская площадь – декабристка.

        Итог: ОСК «Наташа Ростова»

        Наташа – родник чистой воды в болоте – всё гнилое отталкивается к берегу.

        Литература:

        №3, 2007. О пасторальных мотивах, Оленьке Племянниковой А.П.Чехова и Наташе Ростовой Л.Н.Толстого /Капустин Н.В., кандидат филологических наук, стр.9/

Приложение

Критерии для положительных героев (по Л.Толстому)

1) Каждый положительный герой важен как частица народа;

2) Живут больше сердцем, чем разумом;

3) Патриоты, близость к природе;

4) Жизнь развлечениями, разочарованиями, работой мысли, презрением к общественной лжи и фальши.

Приложение

В эпилоге романа «Война и мир» Н.Ростов говорит об отношении Наташи к Пьеру: «Ведь она его под башмаком держит, а чуть дело до рассуждений – у ней своих слов нет – она так его словами и говорит…»

Нет сомнений, что такая зависимость женских «рассуждений» от мужских понимается Толстым как привлекательнейшее свойство женской натуры. Речь, правда, не о всех женщинах, но о тех, с кем связано толстовское представление об идеальной женской сути и, в первую очередь, живущих не умом, а сердцем, подобно Наташе, «не удостаивающейся быть умной».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образ Наташи Ростовой в романе Л.Толстого "Война и мир"

Слайд 2

Дети Ростовых

Слайд 3

Встреча в Отрадном

Слайд 4

Ночь в Отрадном

Слайд 5

На охоте

Слайд 6

У дядюшки

Слайд 7

Пляска Наташи

Слайд 8

Первый взрослый бал Наташи

Слайд 9

Увлечение Курагиным

Слайд 10

Так это не правда, что он женат? Нет, это правда.

Слайд 11

У постели умирающего князя Андрея

Слайд 12

После смерти князя Андрея


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образ Наташи Ростовой в романе "Война и мир"

Образ Наташи Ростовой в романе "Война и мир"...

Урок-мастерская "Две семьи. Семья Ростовых в романе-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир" и семья Мармеладовых в романе Ф.Н. Достоевского "Преступление и наказание."

Учителям словесности на современном этапе обучения литературе особенно при подготовке к новым формам аттестации (ЕГЭ) нужно отойти от традиционного репродуктивного метода преподавания, от вопросно-отв...

Образ Наташи Ростовой в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"

Одним из самых ярких женских образов в русской литературе является образ Наташи Ростовой в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"....

Образ Наташи Ростовой в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"

Одним из самых ярких женских образов в русской литературе является образ Наташи Ростовой в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"....

Методическая разработка урока для учащихся 10 класса по теме "Образ Наташи Ростовой" по роману Л.Н. Толстого "Война и мир".

Содержание разработки отражает взгляды Л.Н. Толстого на роль женщины в жизни общества, смысл истинной красоты человека, заставляет задуматься над общечеловеческими нравственными проблемами, помогет в ...

Методическая разработка урока для учащихся 10 класса по теме "Образ Наташи Ростовой" по роману Л.Н. Толстого "Война и мир".

Содержание разработки отражает взгляды Л.Н. Толстого на роль женщины в жизни общества, смысл истинной красоты человека, заставляет задуматься над общечеловеческими нравственными проблемами, помогает в...

«Чистейшей прелести чистейший образец…» (А.С. Пушкин) Образ Наташи Ростовой в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Конспект урока по творчеству Л.Н. Толстого.«Чистейшей прелести чистейший образец…» (А.С. Пушкин)Образ Наташи Ростовой в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»Цели урок...