Урок литературы "Л.Н. Толстой. «Война и мир». Женские образы в романе", 10 класс
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Чуйко Александра Николаевна

Конспект урока литературы "Л.Н. Толстой. «Война и мир». Женские образы в романе", 10 класс

Цели урока:

  1. на материале романа раскрыть психологический процесс становления человеческой личности и её совершенствования; создать условия для исследовательского чтения и личностной интерпретации кульминационных эпизодов в мировоззрении главных героев романа; 
  2. способствовать совершенствованию навыков чтения и анализа художественного текста; развивать интегративные качества мышления и художественного восприятия, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать творческие способности учащихся; развивать эмоционально-нравственную сферу учащихся;
  3. воспитывать интерес к духовному миру личности; способствовать воспитанию читательской культуры; воспитывать умение работать в команде.

 

Задачи урока: работая над текстом, определить отношение автора к женским образам, почему одних можно считать любимыми героинями, а других — нелюбимыми, за что автор одних героинь ценит, а других презирает. Определить, как Толстой представляет красоту истинную и красоту ложную.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы

Тема: Л.Н. Толстой. «Война и мир». Женские образы в романе

Класс: 10-а

Дата проведения: 19.03.2018 г.

Преподаватель: Чуйко А.Н.

Цели урока:

  1. на материале романа раскрыть психологический процесс становления человеческой личности и её совершенствования; создать условия для исследовательского чтения и личностной интерпретации кульминационных эпизодов в мировоззрении главных героев романа;  
  2. способствовать совершенствованию навыков чтения и анализа художественного текста; развивать интегративные качества мышления и художественного восприятия, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать творческие способности учащихся; развивать эмоционально-нравственную сферу учащихся;
  3. воспитывать интерес к духовному миру личности; способствовать воспитанию читательской культуры; воспитывать умение работать в команде.

Задачи урока: работая над текстом, определить отношение автора к женским образам, почему одних можно считать любимыми героинями, а других — нелюбимыми, за что автор одних героинь ценит, а других презирает. Определить, как Толстой представляет красоту истинную и красоту ложную?

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Форма проведения: беседа с элементами диспута, групповая работа, исследовательская работа с элементами проекта, презентация результатов, аналитическое чтение с маркировкой текста, ответы на проблемные вопросы, применение приема «Ассоциация», составление сопоставительных характеристик, работа с видео, музыкальными фрагментами, вариативные задания.
Технологии: РКМЧП, проблемного обучения, проектного обучения, сотрудничества.

Оборудование: учебник, текст романа «Война и мир», иллюстрации к роману, презентация, индивидуальные листы.

Ход урока

Высшая задача таланта — своим произведением дать людям понять смысл и цену жизни. В этом и состоит задача литературы, её высший смысл…

 Василий Ключевский

Женщина тем лучше, чем больше она отбрасывает личных стремлений для положения себя в материнское призвание.

Л.Н. Толстой

             Вступительное слово учителя. (Чтение эпиграфов, предупреждение о том, что вернемся к ним в конце урока). Женская тема очень важна в романе. На одном из полюсов художественного исследования находятся многочисленные типы великосветских красавиц, хозяек великолепных салонов в Петербурге и Москве А.П. Шерер, Элен Курагиной, Жюли Карагиной, а на другом – искренние, великодушные, чистые сердцем Наташа Ростова, Марья Болконская, Соня. Женскими характерами Толстой описал сложность человеческой натуры, особенности отношений между людьми, в семье, браке, материнстве, счастье.

Задачи урока — работая над текстом, определить отношение автора к женским образам, почему одних можно считать любимыми героинями, а других — нелюбимыми, за что автор одних героинь ценит, а других презирает.

Особенности писательской манеры Толстого в изображении внутреннего мира героев Чернышевский назвал «диалектикой души», имея в виду развитие, основанное на внутренних противоречиях. Противоречива и непостоянна женская натура в изображении писателя, но он ценит и любит в ней:

— хранительницу очага, основу семьи;

— высокие нравственные начала: доброту, простоту, бескорыстие, искренность, естественность, связь с народом, патриотизм, понимание общественных проблем;

— движение души.

С этих позиций он и подходит к своим героиням, относясь к ним неоднозначно. Что можно сказать о героинях романа по авторскому отношению к ним?

«Люди как реки: вода во всех одинаковая, и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие…» – писал Л.Н. Толстой.

  • Что такое «диалектика души»?
  • Наташа – любимый идеал Толстого. Почему? (Постановка проблемного вопроса)

Любимые

Нелюбимые

Сложно определить

Наташа Ростова

Марья Болконская

А.П. Шерер

Элен Курагина

Жюли Карагина

Соня

Вера

А.М. Друбецкая

Лиза Болконская

Словарная работа

Распределить данные слова, соотнося их с разными группами героинь, — это и будут их основные черты.

Видеоряд: Тщеславие, высокомерие, любовь, милосердие, лицемерие, ненависть, ответственность, совесть, бескорыстие, патриотизм, великодушие, карьеризм, достоинство, скромность, позерство.

  • Зачитайте, как вы распределили слова. Почему?

Следует остановиться на одном женском образе, рассмотрев его подробно, например образе Наташи Ростовой, а остальные дать в сопоставлении с ним.

Вопросы и задания для исследовательской работы

Вопросы и задания для исследовательской работы (4 группы, предварительная подготовка). Выступление групп до 5 минут (отследить время), четко, хорошие развернутые ответы с привлечением текста (портрет, яркие фразы-иллюстрации высказанных мыслей, фактов).

1 группа

Наташа

  • Очаровательный ребенок (Именины)
  • открытая (всегда в состоянии влюбленности: Борис, Денисов)
  • пленительная девушка, мечтающая в лунную ночь (Отрадное)

2 группа

Наташа и Андрей

  • первый бал
  • предложение Андрея, свадьба отсрочена на год
  • переживание, неопределенность, желание любить
  • увлекающаяся и увлеченная (охота)
  • «графинюшка», понявшая прелесть русской песни и пляски (У дядюшки)
  • унизительная встреча с Болконскими
  • разрыв

3 группа

Наташа и Анатоль Курагин

  • В опере, первое восприятие, ощущение фальши (Эпизод «В театре»)
  • увлечение Анатолем, причины этого, роль Элен
  • Любовь Наташи наваждение? или были причины (свойства характера), которые способствовали сближению с Анатолем?
  • болезнь, душевный кризис

4 группа

Наташа – зрелый человек, забывая свою драму, помогает людям  

  • Наташа – зрелый человек, реально спасающий от гибели защитников родины (события 1812 года: подводы раненым)
  • Наташа и раненый князь Андрей.  Что означает встреча с умирающим Болконским для Наташи?
  • Наташа, потерявшая Андрея и врачующая душу матери после гибели Пети. 

Заполнение таблицы

Любимые героини

Наташа Ростова

Марья Болконская

Особенности

характера

Как проявляются

Особенности

характера

Как проявляются

1. Первое знакомство с Наташей (т. 1, ч. 1, гл. VIII, IX, X, XVI).

— Сравните портреты Наташи, Сони, Веры. Почему в одной автор подчеркивает «некрасивая, но живая», в другой — «тоненькая, миниатюрная брюнетка», в третьей — «холодная и спокойная»?

— Что дает для понимания образа Сони сравнение с кошечкой? («Кошечка, впиваясь в него глазами, казалась каждую секунду готовою заиграть и высказать всю свою кошачью натуру».)

— В повести «Детство» Толстой писал: «В одной улыбке состоит то, что называется красотой лица: если улыбка прибавляет прелесть лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то обыкновенно; если портит его, то оно дурно». Понаблюдайте, как улыбаются героини. Наташа: «смеялась чему-то», «ей все смешно казалось», «расхохоталась так громко и звонко, что все, даже чопорная гостья, против воли засмеялись», «сквозь слезы смеха», «заливалась своим звонким смехом». Соня: «улыбка ее не могла ни на мгновение обмануть никого», «притворную улыбку». Жюли: «вступил с улыбающейся Жюли в отдельный разговор». Вера: «Но улыбка не украсила лица Веры, как это обыкновенно бывает; напротив, лицо ее стало неестественно и оттого неприятно». Элен: «...что было в общей улыбке, украшавшей всегда ее лицо» (т. 1, ч. 3, гл. II).

— Сравните объяснения в любви Сони и Николая, Наташи и Бориса.

— Как меняются лица Сони и Наташи, когда они плачут?

— Сопоставьте поведение А. М. Друбецкой на вечере у А. П. Шерер, на именинах у Ростовых и во время смерти графа Безухова (т. 1, ч. 1, гл. XVIII, XIX, XX, XXI, XXII).

— Сопоставьте Наташу Ростову и княжну Марью. Что в них общего? (т. 1, ч. 1, гл. XXII, XXIII). Почему автор рисует их с любовью?

— Почему автор сближает Соню и Лизу Болконскую по одной черте: Соня — кошечка, Лиза — «зверское, беличье выражение»?

— Вспомните вечер в салоне А. П. Шерер. Как там ведут себя героини?

2. Поведение Наташи во время возвращения Николая (т. 2, ч. 1, гл. I).

— Сравните поведение Сони, Наташи и Веры.

— Как раскрывает состояние Наташи фраза «Наташа сделалась влюблена с самой той минуты, как она вошла на бал» (т. 2, ч. 1, гл. XII)?

— Наблюдая за глаголами в сцене «Вечер у Йогеля», расскажите о состоянии Наташи (т. 2, ч. 1, гл. XV).

3. Наташа в Отрадном. Лунная ночь (т. 2, ч. 3, гл. II). Просмотр видеофрагмента.

— Сравните поведение Сони и Наташи.

— Что почувствовал в Наташе князь Андрей?

4. Первый бал Наташи (т. 2, ч. 3, гл. XV—XVII). Просмотр видеофрагмента.

— Чем привлекла Наташа князя Андрея?

— Что он сумел в ней увидеть и почувствовать?

— Почему именно с ней связал Андрей свои надежды на будущее?

5. Наташа у дядюшки (т. 2, ч. 4, гл. VII). Просмотр видеофрагмента.

— Какими способами изображает Толстой истинную красоту души и народный дух в песне дядюшки и в пляске Наташи?

— Как в этом эпизоде раскрывается характер Наташи?

6. Связь Наташи с Анатолем и разрыв с Андреем (т. 2, ч. 4, гл. XII, XIII).

— Сравните поведение Наташи в театре с поведением Элен на вечере у А. П. Шерер.

— Как меняется Наташа под влиянием Элен?

7. Наташа в период духовного кризиса (т. 3, ч. 1, гл. XVII).

— О чем говорит тот факт, что Наташа потеряла веселость?

— Как молитва помогает ей вернуться к жизни?

8. Состояние Наташи во время войны 1812 года.

— Какие качества Наташи раскрываются в сцене передачи подвод раненым (т. 3, ч. 4, гл. XVI)?

— Зачем Толстой «соединяет» Наташу и раненого Андрея (т. 4, ч. 4, гл. XXXI, XXXII)?

— Какая духовная сила заключена в Наташе, помогающей матери после смерти Пети (т. 4, ч. 4, гл. II)?

9. Семейное счастье (эпилог, ч. 1, гл. X—XII).

— Как воплотилась идея Толстого о месте женщины в обществе в образе Наташи?

  • Почему Наташа – это идеал женщины, по Толстому? (Решение проблемного вопроса)

Итог беседы. «Сущность ее жизни — любовь», — так сказал о Наташе Л.Н. Толстой. Наташа Ростова, как и другие любимые герои, проходит сложный путь исканий: от радостного, восторженного восприятия жизни, через кажущееся счастье от помолвки с Андреем, через ошибки жизни — измену Андрею с Анатолем, через духовный кризис и разочарование в себе, через возрождение под влиянием необходимости помощи близким (матери), через высокую любовь к раненому князю Андрею — к постижению смысла жизни в семье в роли жены и матери.

  • Как Толстой представляет красоту истинную и красоту ложную? (Постановка проблемного вопроса)

Вопросы для двух человек (индивидуальное задание-исследование)

10. Княжна Марья.

— Первая встреча. Портрет героини. Деспотичная любовь отца. (т. 1, ч. 1, гл. XXII-XXV)

— Переписка с Жюли Карагиной. Как переписка характеризует Марью? (т. 1, ч. 1, гл. XXII)

— Какие взлеты и падения переживает Марья? (Мечта выйти замуж за Анатоля Курагина. В период трудных взаимоотношений с отцом перед его болезнью и смертью, когда он приблизил к себе  мадмуазель Бурьен и отдалил дочь, Марья думает о смерти отца как о своем освобождении от его деспотизма и страшится своих мыслей.) (т. 1, ч. 3, гл. III-V; т. 2, ч. 5, гл. II-IV.)

— Спасение Марьи Николаем Ростовым. Любовь. (т. 3, ч. 2, гл. XIII-XXIV)

— Семейное счастье (эпилог, ч. 1, гл. XV).

— Как воплотилась идея Толстого о месте женщины в обществе в образе Марьи? Почему княжна – любимая героиня Толстого?

  • Как Толстой представляет красоту истинную и красоту ложную? (Решение проблемного вопроса)

...что есть красота,

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

                                   Н.А. Заболоцкий

Итог беседы. Марья мечтает о семье, любит детей, преданна своей семье: отцу, Андрею; религиозна, духовна. Не желает покориться французам, в отличие от мадмуазель Бурьен. «Сущность ее жизни — любовь», — так сказал о Наташе Л.Н. Толстой. Эти же слова мы можем отнести к Марье, но ее любовь общечеловеческая, жертвенная: примиряет и соединяет в своем доме непримиримые два лагеря (кн. Лизу мадмуазель Бурьен и, с другой стороны, Болконских, сына и отца). Страшится своих мыслей в отношении отца, но, когда он уходит, так же строга и деспотична по отношению к себе. Как и другие любимые герои, проходит сложный путь исканий: отказывается  от помолвки с Анатолем, видя его измену, но жалея мадмуазель Бурьен и давая себе обещание устроить ее судьбу. Проходит через возрождение под влиянием необходимости помощи близким (отцу, Андрею), через неосознанный патриотизм — к постижению смысла жизни в семье в роли жены и матери.

Заключительное слово учителя. (Возвращение к эпиграфам, беседа о том, какую смысловую нагрузку они несут).

Вывод урока. Любимые героини автора проходят сложный путь исканий к постижению смысла жизни в семье в роли жены и матери. Идеал женщины, по Л.Н. Толстому, — естественность, чуткость, любовь к людям.

Урок может завершиться обсуждением тем для домашних письменных работ.

Домашнее задание:

  1. Подготовиться к аналитической работе ««Мысль семейная» в романе. Семьи Ростовых и Болконских, Бергов и Курагиных», подобрать цитатный материал
  2. Сочинение-рассуждение на выбор:
  1. Общее и особенное в характерах героинь Л.Н. Толстого (Наташа Ростова — княжна Марья — Элен — Соня).
  2. Диалектика внешнего и внутреннего в женских образах героинь романа.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Выступление групп до 5 минут (отследить время), четко, хорошие развернутые ответы с привлечением текста (портрет, яркие фразы-иллюстрации высказанных мыслей, фактов)

1 группа

Наташа

  • Очаровательный ребенок (Именины)
  • открытая (всегда в состоянии влюбленности: Борис, Денисов)
  • пленительная девушка, мечтающая в лунную ночь (Отрадное)

Выступление групп до 5 минут (отследить время), четко, хорошие развернутые ответы с привлечением текста (портрет, яркие фразы-иллюстрации высказанных мыслей, фактов)

2 группа

Наташа и Андрей

  • первый бал
  • предложение Андрея, свадьба отсрочена на год
  • переживание, неопределенность, желание любить
  • увлекающаяся и увлеченная (охота)
  • «графинюшка», понявшая прелесть русской песни и пляски (У дядюшки)
  • унизительная встреча с Болконскими
  • разрыв

Выступление групп до 5 минут (отследить время), четко, хорошие развернутые ответы с привлечением текста (портрет, яркие фразы-иллюстрации высказанных мыслей, фактов)

3 группа

Наташа и Анатоль Курагин

  • В опере, первое восприятие, ощущение фальши (Эпизод «В театре»)
  • увлечение Анатолем, причины этого, роль Элен
  • Любовь Наташи наваждение? или были причины (свойства характера), которые способствовали сближению с Анатолем?
  • болезнь, душевный кризис

Выступление групп до 5 минут (отследить время), четко, хорошие развернутые ответы с привлечением текста (портрет, яркие фразы-иллюстрации высказанных мыслей, фактов)

4 группа

Наташа – зрелый человек, забывая свою драму, помогает людям  

  • Наташа – зрелый человек, реально спасающий от гибели защитников родины (события 1812 года: подводы раненым)
  • Наташа и раненый князь Андрей.  Что означает встреча с умирающим Болконским для Наташи?
  • Наташа, потерявшая Андрея и врачующая душу матери после гибели Пети. 


Предварительный просмотр:

Класс__________________________________________________

Воспитанница___________________________________________

Л.Н. Толстой. «Война и мир». Женские образы в романе.

Высшая задача таланта — своим произведением дать людям понять смысл и цену жизни. В этом и состоит задача литературы, её высший смысл…

 Василий Ключевский

Женщина тем лучше, чем больше она отбрасывает личных стремлений для положения себя в материнское призвание.

Л.Н. Толстой

Словарная работа

Любимые

Нелюбимые

Сложно определить

Наташа Ростова

Марья Болконская

А.П. Шерер

Элен Курагина

Жюли Карагина

Соня

Вера

А.М. Друбецкая

Лиза Болконская

Домашнее задание

  1. Подготовиться к аналитической работе ««Мысль семейная» в романе. Семьи Ростовых и Болконских, Бергов и Курагиных», подобрать цитатный материал                          
  2. Сочинение-рассуждение на выбор:
  1. Общее и особенное в характерах героинь  Л.Н. Толстого (Наташа Ростова — княжна Марья — Элен — Соня).
  2. Диалектика внешнего и внутреннего в женских образах героинь романа.

Любимые героини

Наташа Ростова

Марья Болконская

Особенности

характера

Как проявляются

Особенности

характера

Как проявляются



Предварительный просмотр:

Материал для подготовки:

http://www.a4format.ru/book-titles.php?lt=Т&author=61&dtls_books=1&title=271&submenu=4

http://www.a4format.ru/book-titles.php?lt=Т&author=61&dtls_books=1&title=271&submenu=3

Вопросы и задания для исследовательской работы

1. Первое знакомство с Наташей (т. 1, ч. 1, гл. VIII, IX, X, XVI).

— Сравните портреты Наташи, Сони, Веры. Почему в одной автор подчеркивает «некрасивая, но живая», в другой — «тоненькая, миниатюрная брюнетка», в третьей — «холодная и спокойная»?

— Что дает для понимания образа Сони сравнение с кошечкой? («Кошечка, впиваясь в него глазами, казалась каждую секунду готовою заиграть и высказать всю свою кошачью натуру».)

— В повести «Детство» Толстой писал: «В одной улыбке состоит то, что называется красотой лица: если улыбка прибавляет прелесть лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то обыкновенно; если портит его, то оно дурно». Понаблюдайте, как улыбаются героини. Наташа: «смеялась чему-то», «ей все смешно казалось», «расхохоталась так громко и звонко, что все, даже чопорная гостья, против воли засмеялись», «сквозь слезы смеха», «заливалась своим звонким смехом». Соня: «улыбка ее не могла ни на мгновение обмануть никого», «притворную улыбку». Жюли: «вступил с улыбающейся Жюли в отдельный разговор». Вера: «Но улыбка не украсила лица Веры, как это обыкновенно бывает; напротив, лицо ее стало неестественно и оттого неприятно». Элен: «...что было в общей улыбке, украшавшей всегда ее лицо» (т. 1, ч. 3, гл. II).

— Сравните объяснения в любви Сони и Николая, Наташи и Бориса.

— Как меняются лица Сони и Наташи, когда они плачут?

— Сопоставьте поведение А.М. Друбецкой на вечере у А.П. Шерер, на именинах у Ростовых и во время смерти графа Безухова (т. 1, ч. 1, гл. XVIII, XIX, XX, XXI, XXII).

Сопоставьте Наташу Ростову и княжну Марью. Что в них общего? (т. 1, ч. 1, гл. XXII, XXIII). Почему автор рисует их с любовью?

— Почему автор сближает Соню и Лизу Болконскую по одной черте: Соня — кошечка, Лиза — «зверское, беличье выражение»?

— Вспомните вечер в салоне А. П. Шерер. Как там ведут себя героини?

2. Поведение Наташи во время возвращения Николая (т. 2, ч. 1, гл. I).

— Сравните поведение Сони, Наташи и Веры.

— Как раскрывает состояние Наташи фраза «Наташа сделалась влюблена с самой той минуты, как она вошла на бал» (т. 2, ч. 1, гл. XII)?

— Наблюдая за глаголами в сцене «Вечер у Йогеля», расскажите о состоянии Наташи (т. 2, ч. 1, гл. XV).

3. Наташа в Отрадном. Лунная ночь (т. 2, ч. 3, гл. II).

Сравните поведение Сони и Наташи.

— Что почувствовал в Наташе князь Андрей?

4. Первый бал Наташи (т. 2, ч. 3, гл. XV—XVII).

— Чем привлекла Наташа князя Андрея?

— Что он сумел в ней увидеть и почувствовать?

— Почему именно с ней связал Андрей свои надежды на будущее?

5. Наташа у дядюшки (т. 2, ч. 4, гл. VII).

Какими способами изображает Толстой истинную красоту души и народный дух в песне дядюшки и в пляске Наташи?

— Как в этом эпизоде раскрывается характер Наташи?

6. Связь Наташи с Анатолем и разрыв с Андреем (т. 2, ч. 4, гл. XII, XIII).

— Сравните поведение Наташи в театре с поведением Элен на вечере у А.П. Шерер.

— Как меняется Наташа под влиянием Элен?

7. Наташа в период духовного кризиса (т. 3, ч. 1, гл. XVII).

— О чем говорит тот факт, что Наташа потеряла веселость?

— Как молитва помогает ей вернуться к жизни?

8. Состояние Наташи во время войны 1812 года.

— Какие качества Наташи раскрываются в сцене передачи подвод раненым (т. 3, ч. 4, гл. XVI)?

— Зачем Толстой «соединяет» Наташу и раненого Андрея (т. 4, ч. 4, гл. XXXI, XXXII)?

— Какая духовная сила заключена в Наташе, помогающей матери после смерти Пети (т. 4, ч. 4, гл. II)?

9. Семейное счастье (эпилог, ч. 1, гл. X—XII).

— Как воплотилась идея Толстого о месте женщины в обществе в образе Наташи? 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Галерея женских образов в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"

Презентация " Галерея женских образов в романе Л.Н. Толстого "Война и мир" служит наглядным материалом, дающим возможность увидеть портреты главных героинь. Данная презентация увеличивает скорость под...

Урок литературы "Женские образы в романе М. Шолохова "Тихий Дон"

Цель:рассмотреть женские образы в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»....

Женские образы в романе «ВОЙНА И МИР

Женские образы в романе «ВОЙНА И МИР...

ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ "ВОЙНА И МИР"

ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ "ВОЙНА И МИР"...

Женские образы в романе "Война и мир" Л.Н. Толстого

сравнительная характеристика женских образов в романе, их роль и протатипы героинь....

«Что есть красота?» Женские образы в романе «Война и мир»

Наташа, как и другие любимые герои, проходит сложный путь исканий: от радостного, восторженного восприятия жизни, через кажущееся счастье от помолвки с Андреем, через ошибки жизни...