Урок литературы "Л.Н. Толстой. «Война и мир». Женские образы в романе", 10 класс
план-конспект урока по литературе (10 класс)
Конспект урока литературы "Л.Н. Толстой. «Война и мир». Женские образы в романе", 10 класс
Цели урока:
- на материале романа раскрыть психологический процесс становления человеческой личности и её совершенствования; создать условия для исследовательского чтения и личностной интерпретации кульминационных эпизодов в мировоззрении главных героев романа;
- способствовать совершенствованию навыков чтения и анализа художественного текста; развивать интегративные качества мышления и художественного восприятия, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать творческие способности учащихся; развивать эмоционально-нравственную сферу учащихся;
- воспитывать интерес к духовному миру личности; способствовать воспитанию читательской культуры; воспитывать умение работать в команде.
Задачи урока: работая над текстом, определить отношение автора к женским образам, почему одних можно считать любимыми героинями, а других — нелюбимыми, за что автор одних героинь ценит, а других презирает. Определить, как Толстой представляет красоту истинную и красоту ложную.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока. Л.Н. Толстой. «Война и мир». Женские образы в романе | 34.62 КБ |
Презентация | 2.14 МБ |
Задания для групп | 27.88 КБ |
Индивидуальный лист | 30.58 КБ |
Материал для подготовки | 41.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы
Тема: Л.Н. Толстой. «Война и мир». Женские образы в романе
Класс: 10-а
Дата проведения: 19.03.2018 г.
Преподаватель: Чуйко А.Н.
Цели урока:
- на материале романа раскрыть психологический процесс становления человеческой личности и её совершенствования; создать условия для исследовательского чтения и личностной интерпретации кульминационных эпизодов в мировоззрении главных героев романа;
- способствовать совершенствованию навыков чтения и анализа художественного текста; развивать интегративные качества мышления и художественного восприятия, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать творческие способности учащихся; развивать эмоционально-нравственную сферу учащихся;
- воспитывать интерес к духовному миру личности; способствовать воспитанию читательской культуры; воспитывать умение работать в команде.
Задачи урока: работая над текстом, определить отношение автора к женским образам, почему одних можно считать любимыми героинями, а других — нелюбимыми, за что автор одних героинь ценит, а других презирает. Определить, как Толстой представляет красоту истинную и красоту ложную?
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Форма проведения: беседа с элементами диспута, групповая работа, исследовательская работа с элементами проекта, презентация результатов, аналитическое чтение с маркировкой текста, ответы на проблемные вопросы, применение приема «Ассоциация», составление сопоставительных характеристик, работа с видео, музыкальными фрагментами, вариативные задания.
Технологии: РКМЧП, проблемного обучения, проектного обучения, сотрудничества.
Оборудование: учебник, текст романа «Война и мир», иллюстрации к роману, презентация, индивидуальные листы.
Ход урока
Высшая задача таланта — своим произведением дать людям понять смысл и цену жизни. В этом и состоит задача литературы, её высший смысл…
Василий Ключевский
Женщина тем лучше, чем больше она отбрасывает личных стремлений для положения себя в материнское призвание.
Л.Н. Толстой
Вступительное слово учителя. (Чтение эпиграфов, предупреждение о том, что вернемся к ним в конце урока). Женская тема очень важна в романе. На одном из полюсов художественного исследования находятся многочисленные типы великосветских красавиц, хозяек великолепных салонов в Петербурге и Москве А.П. Шерер, Элен Курагиной, Жюли Карагиной, а на другом – искренние, великодушные, чистые сердцем Наташа Ростова, Марья Болконская, Соня. Женскими характерами Толстой описал сложность человеческой натуры, особенности отношений между людьми, в семье, браке, материнстве, счастье.
Задачи урока — работая над текстом, определить отношение автора к женским образам, почему одних можно считать любимыми героинями, а других — нелюбимыми, за что автор одних героинь ценит, а других презирает.
Особенности писательской манеры Толстого в изображении внутреннего мира героев Чернышевский назвал «диалектикой души», имея в виду развитие, основанное на внутренних противоречиях. Противоречива и непостоянна женская натура в изображении писателя, но он ценит и любит в ней:
— хранительницу очага, основу семьи;
— высокие нравственные начала: доброту, простоту, бескорыстие, искренность, естественность, связь с народом, патриотизм, понимание общественных проблем;
— движение души.
С этих позиций он и подходит к своим героиням, относясь к ним неоднозначно. Что можно сказать о героинях романа по авторскому отношению к ним?
«Люди как реки: вода во всех одинаковая, и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие…» – писал Л.Н. Толстой.
- Что такое «диалектика души»?
- Наташа – любимый идеал Толстого. Почему? (Постановка проблемного вопроса)
Любимые | Нелюбимые | Сложно определить |
Наташа Ростова Марья Болконская | А.П. Шерер Элен Курагина Жюли Карагина | Соня Вера А.М. Друбецкая Лиза Болконская |
Словарная работа
Распределить данные слова, соотнося их с разными группами героинь, — это и будут их основные черты.
Видеоряд: Тщеславие, высокомерие, любовь, милосердие, лицемерие, ненависть, ответственность, совесть, бескорыстие, патриотизм, великодушие, карьеризм, достоинство, скромность, позерство.
- Зачитайте, как вы распределили слова. Почему?
Следует остановиться на одном женском образе, рассмотрев его подробно, например образе Наташи Ростовой, а остальные дать в сопоставлении с ним.
Вопросы и задания для исследовательской работы
Вопросы и задания для исследовательской работы (4 группы, предварительная подготовка). Выступление групп до 5 минут (отследить время), четко, хорошие развернутые ответы с привлечением текста (портрет, яркие фразы-иллюстрации высказанных мыслей, фактов).
1 группа
Наташа
- Очаровательный ребенок (Именины)
- открытая (всегда в состоянии влюбленности: Борис, Денисов)
- пленительная девушка, мечтающая в лунную ночь (Отрадное)
2 группа
Наташа и Андрей
- первый бал
- предложение Андрея, свадьба отсрочена на год
- переживание, неопределенность, желание любить
- увлекающаяся и увлеченная (охота)
- «графинюшка», понявшая прелесть русской песни и пляски (У дядюшки)
- унизительная встреча с Болконскими
- разрыв
3 группа
Наташа и Анатоль Курагин
- В опере, первое восприятие, ощущение фальши (Эпизод «В театре»)
- увлечение Анатолем, причины этого, роль Элен
- Любовь Наташи наваждение? или были причины (свойства характера), которые способствовали сближению с Анатолем?
- болезнь, душевный кризис
4 группа
Наташа – зрелый человек, забывая свою драму, помогает людям
- Наташа – зрелый человек, реально спасающий от гибели защитников родины (события 1812 года: подводы раненым)
- Наташа и раненый князь Андрей. Что означает встреча с умирающим Болконским для Наташи?
- Наташа, потерявшая Андрея и врачующая душу матери после гибели Пети.
Заполнение таблицы
Любимые героини
Наташа Ростова | Марья Болконская | ||
Особенности характера | Как проявляются | Особенности характера | Как проявляются |
1. Первое знакомство с Наташей (т. 1, ч. 1, гл. VIII, IX, X, XVI).
— Сравните портреты Наташи, Сони, Веры. Почему в одной автор подчеркивает «некрасивая, но живая», в другой — «тоненькая, миниатюрная брюнетка», в третьей — «холодная и спокойная»?
— Что дает для понимания образа Сони сравнение с кошечкой? («Кошечка, впиваясь в него глазами, казалась каждую секунду готовою заиграть и высказать всю свою кошачью натуру».)
— В повести «Детство» Толстой писал: «В одной улыбке состоит то, что называется красотой лица: если улыбка прибавляет прелесть лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то обыкновенно; если портит его, то оно дурно». Понаблюдайте, как улыбаются героини. Наташа: «смеялась чему-то», «ей все смешно казалось», «расхохоталась так громко и звонко, что все, даже чопорная гостья, против воли засмеялись», «сквозь слезы смеха», «заливалась своим звонким смехом». Соня: «улыбка ее не могла ни на мгновение обмануть никого», «притворную улыбку». Жюли: «вступил с улыбающейся Жюли в отдельный разговор». Вера: «Но улыбка не украсила лица Веры, как это обыкновенно бывает; напротив, лицо ее стало неестественно и оттого неприятно». Элен: «...что было в общей улыбке, украшавшей всегда ее лицо» (т. 1, ч. 3, гл. II).
— Сравните объяснения в любви Сони и Николая, Наташи и Бориса.
— Как меняются лица Сони и Наташи, когда они плачут?
— Сопоставьте поведение А. М. Друбецкой на вечере у А. П. Шерер, на именинах у Ростовых и во время смерти графа Безухова (т. 1, ч. 1, гл. XVIII, XIX, XX, XXI, XXII).
— Сопоставьте Наташу Ростову и княжну Марью. Что в них общего? (т. 1, ч. 1, гл. XXII, XXIII). Почему автор рисует их с любовью?
— Почему автор сближает Соню и Лизу Болконскую по одной черте: Соня — кошечка, Лиза — «зверское, беличье выражение»?
— Вспомните вечер в салоне А. П. Шерер. Как там ведут себя героини?
2. Поведение Наташи во время возвращения Николая (т. 2, ч. 1, гл. I).
— Сравните поведение Сони, Наташи и Веры.
— Как раскрывает состояние Наташи фраза «Наташа сделалась влюблена с самой той минуты, как она вошла на бал» (т. 2, ч. 1, гл. XII)?
— Наблюдая за глаголами в сцене «Вечер у Йогеля», расскажите о состоянии Наташи (т. 2, ч. 1, гл. XV).
3. Наташа в Отрадном. Лунная ночь (т. 2, ч. 3, гл. II). Просмотр видеофрагмента.
— Сравните поведение Сони и Наташи.
— Что почувствовал в Наташе князь Андрей?
4. Первый бал Наташи (т. 2, ч. 3, гл. XV—XVII). Просмотр видеофрагмента.
— Чем привлекла Наташа князя Андрея?
— Что он сумел в ней увидеть и почувствовать?
— Почему именно с ней связал Андрей свои надежды на будущее?
5. Наташа у дядюшки (т. 2, ч. 4, гл. VII). Просмотр видеофрагмента.
— Какими способами изображает Толстой истинную красоту души и народный дух в песне дядюшки и в пляске Наташи?
— Как в этом эпизоде раскрывается характер Наташи?
6. Связь Наташи с Анатолем и разрыв с Андреем (т. 2, ч. 4, гл. XII, XIII).
— Сравните поведение Наташи в театре с поведением Элен на вечере у А. П. Шерер.
— Как меняется Наташа под влиянием Элен?
7. Наташа в период духовного кризиса (т. 3, ч. 1, гл. XVII).
— О чем говорит тот факт, что Наташа потеряла веселость?
— Как молитва помогает ей вернуться к жизни?
8. Состояние Наташи во время войны 1812 года.
— Какие качества Наташи раскрываются в сцене передачи подвод раненым (т. 3, ч. 4, гл. XVI)?
— Зачем Толстой «соединяет» Наташу и раненого Андрея (т. 4, ч. 4, гл. XXXI, XXXII)?
— Какая духовная сила заключена в Наташе, помогающей матери после смерти Пети (т. 4, ч. 4, гл. II)?
9. Семейное счастье (эпилог, ч. 1, гл. X—XII).
— Как воплотилась идея Толстого о месте женщины в обществе в образе Наташи?
- Почему Наташа – это идеал женщины, по Толстому? (Решение проблемного вопроса)
Итог беседы. «Сущность ее жизни — любовь», — так сказал о Наташе Л.Н. Толстой. Наташа Ростова, как и другие любимые герои, проходит сложный путь исканий: от радостного, восторженного восприятия жизни, через кажущееся счастье от помолвки с Андреем, через ошибки жизни — измену Андрею с Анатолем, через духовный кризис и разочарование в себе, через возрождение под влиянием необходимости помощи близким (матери), через высокую любовь к раненому князю Андрею — к постижению смысла жизни в семье в роли жены и матери.
- Как Толстой представляет красоту истинную и красоту ложную? (Постановка проблемного вопроса)
Вопросы для двух человек (индивидуальное задание-исследование)
10. Княжна Марья.
— Первая встреча. Портрет героини. Деспотичная любовь отца. (т. 1, ч. 1, гл. XXII-XXV)
— Переписка с Жюли Карагиной. Как переписка характеризует Марью? (т. 1, ч. 1, гл. XXII)
— Какие взлеты и падения переживает Марья? (Мечта выйти замуж за Анатоля Курагина. В период трудных взаимоотношений с отцом перед его болезнью и смертью, когда он приблизил к себе мадмуазель Бурьен и отдалил дочь, Марья думает о смерти отца как о своем освобождении от его деспотизма и страшится своих мыслей.) (т. 1, ч. 3, гл. III-V; т. 2, ч. 5, гл. II-IV.)
— Спасение Марьи Николаем Ростовым. Любовь. (т. 3, ч. 2, гл. XIII-XXIV)
— Семейное счастье (эпилог, ч. 1, гл. XV).
— Как воплотилась идея Толстого о месте женщины в обществе в образе Марьи? Почему княжна – любимая героиня Толстого?
- Как Толстой представляет красоту истинную и красоту ложную? (Решение проблемного вопроса)
...что есть красота,
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Н.А. Заболоцкий
Итог беседы. Марья мечтает о семье, любит детей, преданна своей семье: отцу, Андрею; религиозна, духовна. Не желает покориться французам, в отличие от мадмуазель Бурьен. «Сущность ее жизни — любовь», — так сказал о Наташе Л.Н. Толстой. Эти же слова мы можем отнести к Марье, но ее любовь общечеловеческая, жертвенная: примиряет и соединяет в своем доме непримиримые два лагеря (кн. Лизу мадмуазель Бурьен и, с другой стороны, Болконских, сына и отца). Страшится своих мыслей в отношении отца, но, когда он уходит, так же строга и деспотична по отношению к себе. Как и другие любимые герои, проходит сложный путь исканий: отказывается от помолвки с Анатолем, видя его измену, но жалея мадмуазель Бурьен и давая себе обещание устроить ее судьбу. Проходит через возрождение под влиянием необходимости помощи близким (отцу, Андрею), через неосознанный патриотизм — к постижению смысла жизни в семье в роли жены и матери.
Заключительное слово учителя. (Возвращение к эпиграфам, беседа о том, какую смысловую нагрузку они несут).
Вывод урока. Любимые героини автора проходят сложный путь исканий к постижению смысла жизни в семье в роли жены и матери. Идеал женщины, по Л.Н. Толстому, — естественность, чуткость, любовь к людям.
Урок может завершиться обсуждением тем для домашних письменных работ.
Домашнее задание:
- Подготовиться к аналитической работе ««Мысль семейная» в романе. Семьи Ростовых и Болконских, Бергов и Курагиных», подобрать цитатный материал
- Сочинение-рассуждение на выбор:
- Общее и особенное в характерах героинь Л.Н. Толстого (Наташа Ростова — княжна Марья — Элен — Соня).
- Диалектика внешнего и внутреннего в женских образах героинь романа.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Выступление групп до 5 минут (отследить время), четко, хорошие развернутые ответы с привлечением текста (портрет, яркие фразы-иллюстрации высказанных мыслей, фактов)
1 группа
Наташа
- Очаровательный ребенок (Именины)
- открытая (всегда в состоянии влюбленности: Борис, Денисов)
- пленительная девушка, мечтающая в лунную ночь (Отрадное)
Выступление групп до 5 минут (отследить время), четко, хорошие развернутые ответы с привлечением текста (портрет, яркие фразы-иллюстрации высказанных мыслей, фактов)
2 группа
Наташа и Андрей
- первый бал
- предложение Андрея, свадьба отсрочена на год
- переживание, неопределенность, желание любить
- увлекающаяся и увлеченная (охота)
- «графинюшка», понявшая прелесть русской песни и пляски (У дядюшки)
- унизительная встреча с Болконскими
- разрыв
Выступление групп до 5 минут (отследить время), четко, хорошие развернутые ответы с привлечением текста (портрет, яркие фразы-иллюстрации высказанных мыслей, фактов)
3 группа
Наташа и Анатоль Курагин
- В опере, первое восприятие, ощущение фальши (Эпизод «В театре»)
- увлечение Анатолем, причины этого, роль Элен
- Любовь Наташи наваждение? или были причины (свойства характера), которые способствовали сближению с Анатолем?
- болезнь, душевный кризис
Выступление групп до 5 минут (отследить время), четко, хорошие развернутые ответы с привлечением текста (портрет, яркие фразы-иллюстрации высказанных мыслей, фактов)
4 группа
Наташа – зрелый человек, забывая свою драму, помогает людям
- Наташа – зрелый человек, реально спасающий от гибели защитников родины (события 1812 года: подводы раненым)
- Наташа и раненый князь Андрей. Что означает встреча с умирающим Болконским для Наташи?
- Наташа, потерявшая Андрея и врачующая душу матери после гибели Пети.
Предварительный просмотр:
Класс__________________________________________________
Воспитанница___________________________________________
Л.Н. Толстой. «Война и мир». Женские образы в романе.
Высшая задача таланта — своим произведением дать людям понять смысл и цену жизни. В этом и состоит задача литературы, её высший смысл…
Василий Ключевский
Женщина тем лучше, чем больше она отбрасывает личных стремлений для положения себя в материнское призвание.
Л.Н. Толстой
Словарная работа
Любимые | Нелюбимые | Сложно определить |
Наташа Ростова Марья Болконская | А.П. Шерер Элен Курагина Жюли Карагина | Соня Вера А.М. Друбецкая Лиза Болконская |
Домашнее задание
- Подготовиться к аналитической работе ««Мысль семейная» в романе. Семьи Ростовых и Болконских, Бергов и Курагиных», подобрать цитатный материал
- Сочинение-рассуждение на выбор:
- Общее и особенное в характерах героинь Л.Н. Толстого (Наташа Ростова — княжна Марья — Элен — Соня).
- Диалектика внешнего и внутреннего в женских образах героинь романа.
Любимые героини
Наташа Ростова | Марья Болконская | ||
Особенности характера | Как проявляются | Особенности характера | Как проявляются |
Предварительный просмотр:
Материал для подготовки:
http://www.a4format.ru/book-titles.php?lt=Т&author=61&dtls_books=1&title=271&submenu=4
http://www.a4format.ru/book-titles.php?lt=Т&author=61&dtls_books=1&title=271&submenu=3
Вопросы и задания для исследовательской работы
1. Первое знакомство с Наташей (т. 1, ч. 1, гл. VIII, IX, X, XVI).
— Сравните портреты Наташи, Сони, Веры. Почему в одной автор подчеркивает «некрасивая, но живая», в другой — «тоненькая, миниатюрная брюнетка», в третьей — «холодная и спокойная»?
— Что дает для понимания образа Сони сравнение с кошечкой? («Кошечка, впиваясь в него глазами, казалась каждую секунду готовою заиграть и высказать всю свою кошачью натуру».)
— В повести «Детство» Толстой писал: «В одной улыбке состоит то, что называется красотой лица: если улыбка прибавляет прелесть лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то обыкновенно; если портит его, то оно дурно». Понаблюдайте, как улыбаются героини. Наташа: «смеялась чему-то», «ей все смешно казалось», «расхохоталась так громко и звонко, что все, даже чопорная гостья, против воли засмеялись», «сквозь слезы смеха», «заливалась своим звонким смехом». Соня: «улыбка ее не могла ни на мгновение обмануть никого», «притворную улыбку». Жюли: «вступил с улыбающейся Жюли в отдельный разговор». Вера: «Но улыбка не украсила лица Веры, как это обыкновенно бывает; напротив, лицо ее стало неестественно и оттого неприятно». Элен: «...что было в общей улыбке, украшавшей всегда ее лицо» (т. 1, ч. 3, гл. II).
— Сравните объяснения в любви Сони и Николая, Наташи и Бориса.
— Как меняются лица Сони и Наташи, когда они плачут?
— Сопоставьте поведение А.М. Друбецкой на вечере у А.П. Шерер, на именинах у Ростовых и во время смерти графа Безухова (т. 1, ч. 1, гл. XVIII, XIX, XX, XXI, XXII).
— Сопоставьте Наташу Ростову и княжну Марью. Что в них общего? (т. 1, ч. 1, гл. XXII, XXIII). Почему автор рисует их с любовью?
— Почему автор сближает Соню и Лизу Болконскую по одной черте: Соня — кошечка, Лиза — «зверское, беличье выражение»?
— Вспомните вечер в салоне А. П. Шерер. Как там ведут себя героини?
2. Поведение Наташи во время возвращения Николая (т. 2, ч. 1, гл. I).
— Сравните поведение Сони, Наташи и Веры.
— Как раскрывает состояние Наташи фраза «Наташа сделалась влюблена с самой той минуты, как она вошла на бал» (т. 2, ч. 1, гл. XII)?
— Наблюдая за глаголами в сцене «Вечер у Йогеля», расскажите о состоянии Наташи (т. 2, ч. 1, гл. XV).
3. Наташа в Отрадном. Лунная ночь (т. 2, ч. 3, гл. II).
— Сравните поведение Сони и Наташи.
— Что почувствовал в Наташе князь Андрей?
4. Первый бал Наташи (т. 2, ч. 3, гл. XV—XVII).
— Чем привлекла Наташа князя Андрея?
— Что он сумел в ней увидеть и почувствовать?
— Почему именно с ней связал Андрей свои надежды на будущее?
5. Наташа у дядюшки (т. 2, ч. 4, гл. VII).
— Какими способами изображает Толстой истинную красоту души и народный дух в песне дядюшки и в пляске Наташи?
— Как в этом эпизоде раскрывается характер Наташи?
6. Связь Наташи с Анатолем и разрыв с Андреем (т. 2, ч. 4, гл. XII, XIII).
— Сравните поведение Наташи в театре с поведением Элен на вечере у А.П. Шерер.
— Как меняется Наташа под влиянием Элен?
7. Наташа в период духовного кризиса (т. 3, ч. 1, гл. XVII).
— О чем говорит тот факт, что Наташа потеряла веселость?
— Как молитва помогает ей вернуться к жизни?
8. Состояние Наташи во время войны 1812 года.
— Какие качества Наташи раскрываются в сцене передачи подвод раненым (т. 3, ч. 4, гл. XVI)?
— Зачем Толстой «соединяет» Наташу и раненого Андрея (т. 4, ч. 4, гл. XXXI, XXXII)?
— Какая духовная сила заключена в Наташе, помогающей матери после смерти Пети (т. 4, ч. 4, гл. II)?
9. Семейное счастье (эпилог, ч. 1, гл. X—XII).
— Как воплотилась идея Толстого о месте женщины в обществе в образе Наташи?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Галерея женских образов в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"
Презентация " Галерея женских образов в романе Л.Н. Толстого "Война и мир" служит наглядным материалом, дающим возможность увидеть портреты главных героинь. Данная презентация увеличивает скорость под...
Урок литературы "Женские образы в романе М. Шолохова "Тихий Дон"
Цель:рассмотреть женские образы в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»....
Женские образы в романе «ВОЙНА И МИР
Женские образы в романе «ВОЙНА И МИР...
ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ "ВОЙНА И МИР"
ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ "ВОЙНА И МИР"...
Технология проектов с элементами исследовательской деятельности. Урок по теме "Женские образы в романе "Война и мир"
Урок литературы в 10 классе....
Женские образы в романе "Война и мир" Л.Н. Толстого
сравнительная характеристика женских образов в романе, их роль и протатипы героинь....
«Что есть красота?» Женские образы в романе «Война и мир»
Наташа, как и другие любимые герои, проходит сложный путь исканий: от радостного, восторженного восприятия жизни, через кажущееся счастье от помолвки с Андреем, через ошибки жизни...