Приемы обучения непроверяемым написаниям
методическая разработка (7 класс) по теме

Волкова Ирина Михайловна

  Методы эффективного обучения учащихся написанию слов с непроверяемыми написаниями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Со словами с непроверяемыми написаниями школьники встречаются на каждом уроке.

   К сожалению, наблюдения показывают, что учащиеся, оканчивающие школу, допускают ошибки   в написании большого количества весьма употребительных слов с непроверяемыми орфограммами, например, в таких словах, как: солдат, топор, канава и др.

  Одна из причин такого положения – неразработанность методики обучения непроверяемым написаниям , прежде всего неупорядоченность дидактического материала, на котором следует проводить работу над написаниями данного типа, и отсутствие научно обоснованных рекомендаций о том, как нужно обучать этим написаниям. Без усвоения употребительных слов с непроверяемыми написаниями учащиеся не могут в полной мере овладеть литературной речью , ее письменной формой. Это достигается с помощью специальных приемов обучения.

  Сопоставление и запись слов с «противоположными» орфограммами. Здесь имеются в виду слова типа территория – коридор и т.п. Учащимся учитель предлагает написать на уроке две-три такие пары (под диктовку).

  Подбор и запись синонимов и антонимов. Одним из эффективных приемов словарно-орфографической работы является подбор учащимися слов, близких  или противоположных по значению.  Особенно большие возможности для такой работы имеются при изучении (и повторении) частей речи. Среди подбираемых и записываемых учащимися синонимов и антонимов, как правило, встречается немало слов с непроверяемыми орфограммами.

  Например, учащимся предлагается домашняя работа на подбор и запись  с и н о н и м о в  к существительным  метель, граница, Отечество.  Учащиеся подбирают синонимы и подчеркивают в них непроверяемые гласные:

     метель – вьюга, буря, метелица, пурга;

     граница – рубеж, межа, край, предел;

     Отечество – Родина, Отчизна.  

  Предлагаются аналогичного типа задания и на подбор   а н т о н и м о в.

  Подбор и запись слов с иноязычными элементами.  Например, учитель предлагает детям подобрать и записать слова с элементами авто -, колл  -, грамм-.

  Письменный пересказ текста с использованием данных слов. Этот прием состоит в том, что учащиеся кратко в письменном виде передают содержание какого-нибудь текста, используя при этом записанные на доске слова с непроверяемыми безударными гласными и удвоенными согласными.

  Опыт показывает, что планомерное применение названных приемов дает возможность повысить эффективность обучения непроверяемым написаниям на 35-40 % по сравнению с обучением таким написаниям с помощью традиционных приемов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над словами с непроверяемыми написаниями.

Цели: раскрыть смысл, значение каждого изучаемого слова; добиваться от детей правильного произношения и написания слов; развивать навыки работы со словом и умения употреблять их в устной и письменной ...

Использование игровых приёмов при изучении слов с непроверяемым написанием.

Данный способ даёт больше эффекта при запоминании словарных слов, разнообразие, делает урок более интересным и привлекательным. Мнемонические приёмы, загадки, шуточные вопросы, кроссворды, шарады, реб...

СИСТЕМА ИЗУЧЕНИЯ НЕПРОВЕРЯЕМЫХ НАПИСАНИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.

Данная работа адресована учителям русского языка и развития речи в старших классов с ОВЗ. Из опыта работы я описала последовательность изучения слов с непроверяемым  написанием (словарные слова),...

Методика обучения непроверяемым написаниям

Методика обучения  непроверяемым написаниям...

Система работы над словами с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка

Система работы над словами с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка...