Работа над словами с непроверяемыми написаниями.
статья по русскому языку по теме

Крайко Ирина Алексеевна

Цели: раскрыть смысл, значение каждого изучаемого слова; добиваться от детей правильного произношения и написания слов; развивать навыки работы со словом и умения употреблять их в устной и письменной речи.<?xml:namespace prefix = o /??>

Слова с непроверяемыми написаниями много используются при объяснении нового и закреплении старого материала. Никогда не оставляю без внимания ни одного непонятного слова, встречающегося на страницах учебников. Учу видеть такие слова в статьях, рассказах, упражнениях и находить им объяснения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nad_slovami_s_neproveryaemymi_napisaniyami.docx14.69 КБ

Предварительный просмотр:

Работа над словами с непроверяемыми написаниями.

I этап – подготовительный.

Цели: раскрыть смысл, значение каждого изучаемого слова; добиваться от детей правильного произношения и написания слов; развивать навыки работы со словом и умения употреблять их в устной и письменной речи.

Слова с непроверяемыми написаниями много используются при объяснении нового и закреплении старого материала. Никогда не оставляю без внимания ни одного непонятного слова, встречающегося на страницах учебников. Учу видеть такие слова в статьях, рассказах, упражнениях и находить им объяснения.

II этап – ознакомительный (предъявление слова).

Рассматривание карточки изучаемого слова или через загадку; установление значения.

Проговаривание хором или индивидуально с целью определения места ударения, количества слогов, произнесение по порядку всех звуков.

Чтение напечатанного слова с карточки орфографически и орфоэпически; установление разницы в произношении и написании.

Решение орфографических задач, например:

Какую букву надо проверить на письме и почему? Как эту букву проверить? Можно ли проверить?

Запись слова в тетрадь с постановкой ударения и выделением букв, при письме надо запомнить.

Подбор однокоренных слов (указывается на единообразное написание в корнях), составление словосочетаний и предложений.

Подбор синонимов, антонимов, многозначность слова, где это возможно.

Коллективный разбор, предъявление слов провожу через карточки-картинки, иллюстрации, пословицы, поговорки, загадки, описательные тексты, предложения.

На этом этапе привлекается слуховая память, потом зрительная и моторная. «Чем богаче словарь ребенка, тем точнее употребляет он слова в своей речи, чем больше родственных связей он видит между словами, тем выше уровень его орфографической грамотности» (Н.С. Рождественский).

III этап – тренировочно - закрепительный.

Цель: правильность и осознанность написания слова. На него уходит 3-4 дня и более. Использую многократное, кратковременное повторение слова с четкой артикуляцией, при этом большое значение имеют зрительные, рукодвигательные, слухоартикуляционные ощущения. Значит и упражнения должны опираться на различные восприятия слов, быть достаточно разнообразными, т.е. должны способствовать активному запоминанию содержащихся в слове трудностей.

Урок начинаю с орфографической разминки (списывание с доски с пропуском букв, работа в паре с последующей самопроверкой, использование ребусов или кроссвордов, шуточные вопросы и загадки). Использую диктанты (зрительные, с комментированием, объяснительные, выборочные, предупредительные, картинные, по памяти, творческие).

IV этап – учетно-контрольный .

Цель: проверить умения учащихся писать изученные слова в письменной работе. Для этого проводятся словарные диктанты, проверочные и контрольные по темам, куда обязательно включаю словарные слова и творческие работы.

V этап – итогово - аналитический.

Анализирую допущенные ошибки, определяю степень усвоения слов. При необходимости включаю их слова в различные тренировочные упражнения, а затем и в последующие диктанты.

Игры: «Первый слог потерялся», «Из каких слов выпали гласные», «Угадай слово», «Собери слоги», «Допиши предложения», «Фотоглаз».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-практическая работа «Корневая гласная – самая опасная!» (Зависимость усвоения слов с непроверяемой безударной гласной от приемов их предъявления)

Панкова Вера, 9а Пырирко Юлия, 8а Научный руководитель Ничкова Татьяна Анатольевна,  учитель русского языка и литературы    Авторы данной работы исследуют проблему зависимости усвое...

Использование игровых приёмов при изучении слов с непроверяемым написанием.

Данный способ даёт больше эффекта при запоминании словарных слов, разнообразие, делает урок более интересным и привлекательным. Мнемонические приёмы, загадки, шуточные вопросы, кроссворды, шарады, реб...

Приемы обучения непроверяемым написаниям

Методы эффективного обучения учащихся написанию слов с непроверяемыми написаниями....

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ НАД СЛОВАМИ С НЕПРОВЕРЯЕМЫМИ ОРФОГРАММАМИ

Работа содержит материалы, помогающие осуществлять принцип преемственности при изучении словарных слов....

ВИДЫ РАБОТ НАД СЛОВАМИ С НЕПРОВЕРЯЕМЫМИ ОРФОГРАММАМИ

В третьем и четвёртом классах словарные слова можно изучать по темам: "Птицы", "Животные", "Огород", "Сад", "Лес", "Поле", "Машины"...

Система работы над словами с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка

Система работы над словами с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка...