Работа над словами с непроверяемыми написаниями.
статья по русскому языку по теме
Цели: раскрыть смысл, значение каждого изучаемого слова; добиваться от детей правильного произношения и написания слов; развивать навыки работы со словом и умения употреблять их в устной и письменной речи.<?xml:namespace prefix = o /??>
Слова с непроверяемыми написаниями много используются при объяснении нового и закреплении старого материала. Никогда не оставляю без внимания ни одного непонятного слова, встречающегося на страницах учебников. Учу видеть такие слова в статьях, рассказах, упражнениях и находить им объяснения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_nad_slovami_s_neproveryaemymi_napisaniyami.docx | 14.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа над словами с непроверяемыми написаниями.
I этап – подготовительный.
Цели: раскрыть смысл, значение каждого изучаемого слова; добиваться от детей правильного произношения и написания слов; развивать навыки работы со словом и умения употреблять их в устной и письменной речи.
Слова с непроверяемыми написаниями много используются при объяснении нового и закреплении старого материала. Никогда не оставляю без внимания ни одного непонятного слова, встречающегося на страницах учебников. Учу видеть такие слова в статьях, рассказах, упражнениях и находить им объяснения.
II этап – ознакомительный (предъявление слова).
Рассматривание карточки изучаемого слова или через загадку; установление значения.
Проговаривание хором или индивидуально с целью определения места ударения, количества слогов, произнесение по порядку всех звуков.
Чтение напечатанного слова с карточки орфографически и орфоэпически; установление разницы в произношении и написании.
Решение орфографических задач, например:
Какую букву надо проверить на письме и почему? Как эту букву проверить? Можно ли проверить?
Запись слова в тетрадь с постановкой ударения и выделением букв, при письме надо запомнить.
Подбор однокоренных слов (указывается на единообразное написание в корнях), составление словосочетаний и предложений.
Подбор синонимов, антонимов, многозначность слова, где это возможно.
Коллективный разбор, предъявление слов провожу через карточки-картинки, иллюстрации, пословицы, поговорки, загадки, описательные тексты, предложения.
На этом этапе привлекается слуховая память, потом зрительная и моторная. «Чем богаче словарь ребенка, тем точнее употребляет он слова в своей речи, чем больше родственных связей он видит между словами, тем выше уровень его орфографической грамотности» (Н.С. Рождественский).
III этап – тренировочно - закрепительный.
Цель: правильность и осознанность написания слова. На него уходит 3-4 дня и более. Использую многократное, кратковременное повторение слова с четкой артикуляцией, при этом большое значение имеют зрительные, рукодвигательные, слухоартикуляционные ощущения. Значит и упражнения должны опираться на различные восприятия слов, быть достаточно разнообразными, т.е. должны способствовать активному запоминанию содержащихся в слове трудностей.
Урок начинаю с орфографической разминки (списывание с доски с пропуском букв, работа в паре с последующей самопроверкой, использование ребусов или кроссвордов, шуточные вопросы и загадки). Использую диктанты (зрительные, с комментированием, объяснительные, выборочные, предупредительные, картинные, по памяти, творческие).
IV этап – учетно-контрольный .
Цель: проверить умения учащихся писать изученные слова в письменной работе. Для этого проводятся словарные диктанты, проверочные и контрольные по темам, куда обязательно включаю словарные слова и творческие работы.
V этап – итогово - аналитический.
Анализирую допущенные ошибки, определяю степень усвоения слов. При необходимости включаю их слова в различные тренировочные упражнения, а затем и в последующие диктанты.
Игры: «Первый слог потерялся», «Из каких слов выпали гласные», «Угадай слово», «Собери слоги», «Допиши предложения», «Фотоглаз».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-практическая работа «Корневая гласная – самая опасная!» (Зависимость усвоения слов с непроверяемой безударной гласной от приемов их предъявления)
Панкова Вера, 9а Пырирко Юлия, 8а Научный руководитель Ничкова Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Авторы данной работы исследуют проблему зависимости усвое...
Использование игровых приёмов при изучении слов с непроверяемым написанием.
Данный способ даёт больше эффекта при запоминании словарных слов, разнообразие, делает урок более интересным и привлекательным. Мнемонические приёмы, загадки, шуточные вопросы, кроссворды, шарады, реб...
Приемы обучения непроверяемым написаниям
Методы эффективного обучения учащихся написанию слов с непроверяемыми написаниями....
Конспект урока Тема: «Словарные слова. Слова с непроверяемым написание: сирень»
Для учащихся 3 класса...
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ НАД СЛОВАМИ С НЕПРОВЕРЯЕМЫМИ ОРФОГРАММАМИ
Работа содержит материалы, помогающие осуществлять принцип преемственности при изучении словарных слов....
ВИДЫ РАБОТ НАД СЛОВАМИ С НЕПРОВЕРЯЕМЫМИ ОРФОГРАММАМИ
В третьем и четвёртом классах словарные слова можно изучать по темам: "Птицы", "Животные", "Огород", "Сад", "Лес", "Поле", "Машины"...
Система работы над словами с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка
Система работы над словами с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка...