СИСТЕМА ИЗУЧЕНИЯ НЕПРОВЕРЯЕМЫХ НАПИСАНИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.
статья (5 класс) на тему
Данная работа адресована учителям русского языка и развития речи в старших классов с ОВЗ. Из опыта работы я описала последовательность изучения слов с непроверяемым написанием (словарные слова), приёмы и методы работы над ними.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_izucheniya_neproveryaemykh_napisaniy_v_starshikh_klassakh.docx | 18.71 КБ |
Предварительный просмотр:
СИСТЕМА ИЗУЧЕНИЯ НЕПРОВЕРЯЕМЫХ НАПИСАНИЙ
В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.
Учитель русского языка коррекционной школы №8, г. Саяногорска
Григорьева Зинаида Ильинична.
Одним из показателей умственного и речевого развития школьников служит богатство их словарного запаса. Слово, как смысловая единица речи, как носитель значений, «представляет собой частицу знания, частицу обобщенного опыта, которая хранится в памяти и используется человеком в процессе мышления и речи» - М. Львов.
Поэтому, основным методическим вопросом на уроках письма и развития речи, является вопрос о том, как научить детей с нарушением интеллекта использовать язык как средство общения. Речь тесно связана с процессом мышления. Мышление не может успешно развиваться без языкового материала. Знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, т.е. мыслить. Программа каждого класса включает список слов, написание которых обучающиеся должны запомнить. Все приёмы изучения непроверяемых написаний можно разделить на три группы:
- Приёмы, направленные на запоминание орфографического облика слов, когда в центре внимания – написание слова (группировка слов по орфографическому признаку, установление сходства и различия в написании слов, вставка пропущенных букв и т. д.).
- Приёмы, направленные на развитие речи обучающихся, когда в центре внимания – значение слова (подбор синонимов и антонимов, составление словосочетаний и предложений, замена описательных оборотов отдельными словами, составление тематических групп, сочинение по опорным словам и т. д.).
3.Приёмы, направленные и на запоминание написания, и на развитие речи (подбор однокоренных слов, разгадывание кроссвордов, использование этимологической справки и т. д.)
Специфику приёмов необходимо учитывать при определении последовательности изучения слов с непроверяемыми написаниями.
Выделяют следующие этапы системы:
- Первичное восприятии группы слов.
Цель: рациональная организация запоминания орфографического облика слов, максимально исключающая их неверное написание.
- Закрепление правописания группы слов.
Цель: создание условий для прочного запоминания написания и активного употребления в речи слов с непроверяемыми написаниями (по 3 - 5 слов группы).
1-ый этап: учитель или ученик читает слова орфографически правильно с доски, карточки.
2-ой этап: орфографический разбор: ставят ударение, находят буквы, обозначающие гласные, проверяемые и непроверяемые гласные и согласные, объясняют написание проверяемых орфограмм (НАРОД – букву А надо запомнить, а Д проверить).
3 –ий этап: 30 – 60 секунд запоминание с опорой на главный тип памяти (Зрительный – без проговаривания; моторный – с негромким проговариванием; слуховой – на слух, без зрительного восприятия).
После запоминания слова на доске закрываются и записываются по диктовку ( здесь включается в работу кратковременная память).
- Проверка – по вновь открытой записи с обязательным послоговым проговариванием.
Слабые учащиеся могут отмечать чертой каждый проверенный слог (НА/РОД).
Таким образом, работа на этапе первичного восприятия слов с непроверяемыми написаниями складывается из:
- Орфографическое чтение вслух слов, записанных на доске;
- Краткий орфографический разбор;
- Запоминание с опорой на главный тип памяти;
- Запись под диктовку (при закрытых словах);
- Орфографический самоконтроль (проверка по образцу с обязательным орфографическим проговариванием).
В начале каждого последующего урока в течение 1 – 2 недель повторяется эта группа слов, но в процессе решения других задач: фонетических, лексических, речевых и т. д.
При отборе приёмов для этапа закрепления должна учитываться их специфика. На первом уроке целесообразно использовать приёмы 1-ой группы (группировка слов по орфографическому признаку: распределить слова на группы в зависимости от буквы, которую нужно запомнить).
На втором уроке – приёмы 3-ей группы ( подбор однокоренных слов + история происхождения слова ).
На третьем уроке – приёмы 2-ой группы (составление предложений).
Изучение одной группы слов осуществляется в течение 5 уроков. На каждом 3-5 минут.
На 5-ом уроке слова диктуются либо всему классу, либо одному ученику, который пишет их на доске, а остальные в тетрадях. После проверки на доске, проверяют у себя в тетрадях. Контрольные словарные диктанты проводятся по мере накопления определённого программой количества изученных слов:
5 кл. - 8 - 10 слов;
6 – 7 кл. -10 – 12 слов;
8 – 9 кл. – 12 – 15 слов.
Такой подход делает процесс усвоения слов управляемым. Учитель точно знает, сколько слов изучено на данный момент времени, сколько раз каждое слово встретилось на уроках, какие слова необходимо включить в новые группы для повторения.
Подчёркивая значение развития «дара слова» для формирования мыслительной деятельности ребёнка и для всего дальнейшего обучения, К.Д.Ушинский писал: «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета».
Библиографический список:
- Бородин С.М., Бородина В.А. Учим читать.
- Ераткина В.В. Методика обучения непроверяемым написаниям в начальной школе. – Рязань, 1989г.
- Канакина В.П. Работа над трудными словами. – М., 1991г.
- Савельева Л.В. Активизация зрительной памяти и внимания при изучении непроверяемых написаний. Ж-л «Русский язык в школе» - 1989, №3.
- Начальная школа №7 -2002 г.с.39
- Бебешина Н.Н., Самсонова Ф.Н. Уроки русского языка во вспомогательной школе Просвещение 1970г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ МЕТОДИКИ ГЛЕНА ДОМАНА ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА.
Увеличивающееся количество детей с грубыми нарушениями интеллекта, развитие которых зачастую осложнено еще тяжелыми нарушениями речи, настоятельно требует особого внимания специалистов коррекционной п...
Психолого-педагогическое сопровождение обучения детей с нарушениями интеллекта через их сенсорное развитие
В специальной педагогике игры и игровые упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагается задача формирования сенсорики ребенка, которая яв...
Дидактическая игра и игровые приемы в обучении детей с нарушением интеллекта
В связи с особенностями развития дети со сниженным интеллектом в большей мере, чем нормально развивающиеся дети, нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии взрослого. Спонтанного усвоения обще...
«Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта» Реализация дифференцированного подхода к обучению детей (педагогическая классификация по В.В. Воронковой, таблица)
Систематезированный в виде таблицы материал с характеристикой 4 типов групп учащихся и основными положениями реализации дифференцированного подхода на уроках труда, математики и русского языка....
: "Воспитание и обучение детей с нарушением интеллекта"
1. Характеристика интеллектуального нарушения2. Система воспитания, обучения и реабилиации детей с нарушением интеллекта.3. Основные направления коррекционно-педагогического процесса, осуществля...
Стандартизация обучения детей с нарушением интеллекта в условиях МКОУ Чумаковской школы-интерната
Статья о ввдении Федерального государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в "пилотном" режиме в школе...
НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ (II вариант обучения)
Принцип наглядности играет важную роль в обучении детей с нарушениями интеллекта, так как мышление учащихся специальной (коррекционной) школы требует образности и конкретности воспринимаемого материал...