Использование игровых приёмов при изучении слов с непроверяемым написанием.
статья по русскому языку по теме
Данный способ даёт больше эффекта при запоминании словарных слов, разнообразие, делает урок более интересным и привлекательным. Мнемонические приёмы, загадки, шуточные вопросы, кроссворды, шарады, ребусы для разных этапов изучения словарных слов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование игровых приёмов при изучении слов с непроверяемым написанием.
Данный способ даёт больше эффекта при запоминании словарных слов, разнообразие, делает урок более интересным и привлекательным. При первом изучении словарного слова важно обратить внимание детей на признак, присущий только предмету, который обозначает слово, и затем связать этот признак с орфограммой, которую надо запомнить. Например, изучаем слово берёза. Говорим о берёзе, выделяем признак, который отличает её от других деревьев: берёза белая. (В этом случае применяется и мнемонический приём.) Белая берёста у берёзки нашей,
Нет на свете деревца
И милей, и краше.
Строчки для запоминания безударной гласной е: Белые берёзы все, после «б» пишите «е». Далее следует закрепить написание изучаемого слова. В этом случае можно прибегнуть к ребусам или кроссвордам. С ребусами учащиеся знакомятся в букварный период. Тогда они учатся читать слова корова, ворона, ворота и др., написанные в виде ребусов.
- – о – о – о 2. – а – у - - а
Хочешь бегать далеко, Две гласных «а» и «у» одна.
Хочешь прыгать высоко, Угадайте-ка, друзья,
Пей почаще …(молоко)! Очень много хруста
Издаёт …(капуста).
3. В поле выросла она, 4. Прошу Вас все слова назвать,
Колосом своим горда. Где –оро- надо написать:
Может колосом гордиться - оро –
Лишь хорошая …(пшеница). - - е – иц –
5. Можно предложить к 4-му кроссворду игру «Подскажи словечко».
На жарком солнышке подсох И рвётся из стручков …(горох). (Е. Благинина)
Дедушка Рох Привезли во двор песок-
Посеял …(горох). Золотую гору:
-Уродился я неплох,- Без гвоздей и без досок
С грядки хвастался …(горох). Можно строить …(город). (И.Кононов.)
Берегите уши, нос,
Здесь ведь прячется …(мороз).
Для правильного закрепления написания словарного слова используются шуточные вопросы, загадки:
- В каких словах живёт рак? (завтрак, ракета)
- В каких словах спрятались ноты? (помидор, ребята, дорога и др.)
- Назовите слова, в которых спрятались числа. (Родина, сорока, однажды)
- Все слова хороши, но где-то спрятались ёж и ужи. (дежурный, ужин)
- Какие слова любит ворона? (карандаш, картина, картофель). А лягушка? (квартира, Москва)
- В каких словах ель растёт? (картофель, учитель, понедельник)
Очень хорошо воспринимают учащиеся загадки в форме шарад.
- Мой первый слог крик птицы.
Два других на дне пруда.
А целое в музее
Найдёте без труда.
- Прибавьте «о» к единице длины,
И вмиг она преобразится.
А как? Подумать вы должны.
Скажу лишь: под землёй помчится.
После того как написание слова хорошо усвоено и дети не делают ошибок, можно использовать загадки. Дети пишут отгадку - словарное слово. Кроме обычных загадок предлагаем загадки с хоровыми ответами.
- Поможем поэту, вставим слово. Или »Подскажи словечко».
- Рано утром всех на луг собирает нас пастух.
А к вечеру всем молока я людям дать готова.
Угадали, кто же я? Конечно же …(корова).
- Дремучий лес к стеклу прирос –
Нарисовал его …(мороз). (Г. Соколов)
- Трещала с самого утра: »Пора! Пор-р-ра!»
А что – пора? Такая с ней морока, Когда трещит …(сорока). (Е. Серова)
Вот какие игры из занимательной грамматики следует включать в работу над словарными словами.
- «Первый слог потерялся».
…радь (тетрадь) …бака (собака)
…нал (пенал) …хар (сахар)
- «Собери слоги»: Бе, за, рё; де, ный, жур; воч, кА, де; ки, ва, лен.
- «Угадай слово». Учитель показывает карточку (слоговую) с первым слогом слова: мо…, пе…, са… . (пишут мороз или молоко; пенал или петух; сапоги или сахар)
- «Из каких слов выпали гласные?»: м…ш…н… л…с…ц…
з…в…д д…р…г…
- «Где начало слова?» На доске записаны слоги. Дети вспоминают и пишут слова: …на …вод …род …фель
(машина, осина, ворона, картина, народ, завод, город, картофель). Или же показываются демонстрационные карточки с такими слогами.
- «Догадайся!» В пустые клетки дети вставляют пропущенные буквы, чтобы получить слова, обозначающие предметы.
Мо - - - мо - - - - мо - - - - -
- - ица - - - ица - - - - ица
(мороз, молоко, молоток, улица, лисица, ученица)
- «Кто как голос подаёт?»
С - бака стрекочет
С – рока поёт
В – робей лает
П – тух мычит
К – рова чирикает
- Учитель читает стихотворение, а учащиеся после его прослушивания должны записать все словарные слова. Например: Однажды, в студёную зимнюю пору,
Я из лесу вышел, был сильный мороз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых приёмов на начальном этапе обучения в классе вокала
В работе даны примеры из практического материала игровой методики обучения детей пению...
Работа над словами с непроверяемыми написаниями.
Цели: раскрыть смысл, значение каждого изучаемого слова; добиваться от детей правильного произношения и написания слов; развивать навыки работы со словом и умения употреблять их в устной и письменной ...
Этимологическое комментирование как средство развитие познавательного интереса учащихся на уроках русского языка (при изучении слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами)
Статья "Этимологическое комментирование как средство развитие познавательного интереса учащихся на уроках русского языка (при изучении слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами)" была по...
Конспект урока Тема: «Словарные слова. Слова с непроверяемым написание: сирень»
Для учащихся 3 класса...
Статья "Использование игровых приёмов при изучении азбуки оригами"
Включение в ход занятия игровых приёмов и ситуаций помогает провести это занятие интересно и увлекательно.В статье автор делится своим педагогическим опытом использования игровых приёмов при изу...
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ НАД СЛОВАМИ С НЕПРОВЕРЯЕМЫМИ ОРФОГРАММАМИ
Работа содержит материалы, помогающие осуществлять принцип преемственности при изучении словарных слов....
Система работы над словами с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка
Система работы над словами с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка...