Использование игровых приёмов при изучении слов с непроверяемым написанием.
статья по русскому языку по теме

Рахмушева Альсина Мухаметгиреевна

Данный способ даёт больше эффекта при запоминании словарных слов, разнообразие, делает урок более интересным и привлекательным. Мнемонические приёмы, загадки, шуточные вопросы, кроссворды, шарады, ребусы для разных этапов изучения словарных слов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование игровых приёмов при изучении слов с непроверяемым написанием.

Данный способ даёт больше эффекта при запоминании словарных слов, разнообразие, делает урок более интересным и привлекательным. При первом изучении словарного слова важно обратить внимание детей на признак,  присущий только предмету, который обозначает слово, и затем связать этот признак с орфограммой, которую надо запомнить. Например, изучаем слово берёза. Говорим о берёзе, выделяем признак, который отличает её от других деревьев: берёза белая. (В этом случае применяется и мнемонический приём.)     Белая берёста у берёзки нашей,

                                                        Нет на свете деревца

                                                        И милей, и краше.

Строчки для запоминания безударной гласной е: Белые берёзы все, после «б» пишите «е».   Далее следует закрепить написание изучаемого слова. В этом случае можно прибегнуть к ребусам или кроссвордам. С ребусами учащиеся знакомятся в букварный период. Тогда они учатся читать слова корова, ворона, ворота и др., написанные в виде ребусов.  

  1.      – о – о – о                                2.      – а – у - - а

Хочешь бегать далеко,             Две гласных «а» и «у» одна.

Хочешь прыгать высоко,          Угадайте-ка, друзья,

Пей почаще …(молоко)!          Очень много хруста

                                                                                                      Издаёт …(капуста).

3. В поле выросла она,                                                         4. Прошу Вас все слова назвать,

   Колосом своим горда.                                                          Где –оро- надо написать:

   Может колосом гордиться                                                     - оро –

  Лишь хорошая …(пшеница).     - - е – иц –

5. Можно предложить к 4-му кроссворду игру «Подскажи словечко».

На жарком солнышке подсох             И рвётся из стручков …(горох). (Е. Благинина)

Дедушка Рох                                                         Привезли во двор песок-

Посеял …(горох).                                                 Золотую гору:

-Уродился я неплох,-                                         Без гвоздей и без досок

С грядки хвастался …(горох).                          Можно строить …(город).   (И.Кононов.)

                                           Берегите уши, нос,

                                           Здесь ведь прячется …(мороз).

Для правильного закрепления написания словарного слова используются шуточные вопросы, загадки:

  1. В каких словах живёт рак? (завтрак, ракета)
  2. В каких словах спрятались ноты? (помидор, ребята, дорога и др.)
  3. Назовите слова, в которых спрятались числа. (Родина, сорока, однажды)
  4. Все слова хороши, но где-то спрятались ёж и ужи. (дежурный, ужин)
  5. Какие слова любит ворона? (карандаш, картина, картофель). А лягушка? (квартира, Москва)
  6. В каких словах ель растёт? (картофель, учитель, понедельник)

Очень хорошо воспринимают учащиеся загадки в форме шарад.

  • Мой первый слог крик птицы.

Два других на дне пруда.

А целое в музее

Найдёте без труда.

  • Прибавьте «о» к единице длины,

И вмиг она преобразится.

А как? Подумать вы должны.

Скажу лишь: под землёй помчится.

После того как написание слова хорошо усвоено и дети не делают ошибок, можно использовать загадки. Дети пишут отгадку - словарное слово. Кроме обычных загадок предлагаем загадки с хоровыми ответами.

- Поможем поэту, вставим слово. Или »Подскажи словечко».

  1. Рано утром всех на луг собирает нас пастух.

А к вечеру всем молока я людям дать готова.

Угадали, кто же я? Конечно же …(корова).

  1. Дремучий лес к стеклу прирос –

Нарисовал его …(мороз).   (Г. Соколов)

  1. Трещала с самого утра: »Пора! Пор-р-ра!»

А что – пора? Такая с ней морока, Когда трещит …(сорока).   (Е. Серова)

Вот какие игры из занимательной грамматики следует включать в работу над словарными словами.

  • «Первый слог потерялся».

…радь (тетрадь)                                                    …бака (собака)

…нал (пенал)                                                         …хар (сахар)

  • «Собери слоги»:     Бе, за, рё;     де, ный, жур;     воч, кА, де;    ки, ва, лен.
  • «Угадай слово». Учитель показывает карточку (слоговую) с первым слогом слова: мо…, пе…, са… . (пишут мороз или молоко; пенал или петух; сапоги или сахар)
  • «Из каких слов выпали гласные?»:          м…ш…н…          л…с…ц…

                                                                         з…в…д               д…р…г…

  • «Где начало слова?»   На доске записаны слоги. Дети вспоминают и пишут слова: …на                                     …вод                  …род                                    …фель

(машина, осина, ворона, картина, народ, завод, город, картофель). Или же показываются демонстрационные карточки с такими слогами.

  • «Догадайся!»     В пустые клетки дети вставляют пропущенные буквы, чтобы получить слова, обозначающие предметы.

Мо - - -                               мо - - - -                                     мо - - - - -

- - ица                                - - - ица                                      - - - - ица

(мороз, молоко, молоток, улица, лисица, ученица)

  • «Кто как голос подаёт?»

С - бака          стрекочет

С – рока        поёт

В – робей     лает

П – тух          мычит

К – рова       чирикает

  • Учитель читает стихотворение, а учащиеся после его прослушивания должны записать все словарные слова. Например: Однажды, в студёную зимнюю пору,

                                                                                             Я из лесу вышел, был сильный мороз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых приёмов на начальном этапе обучения в классе вокала

В работе даны примеры из практического материала  игровой методики обучения детей пению...

Работа над словами с непроверяемыми написаниями.

Цели: раскрыть смысл, значение каждого изучаемого слова; добиваться от детей правильного произношения и написания слов; развивать навыки работы со словом и умения употреблять их в устной и письменной ...

Этимологическое комментирование как средство развитие познавательного интереса учащихся на уроках русского языка (при изучении слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами)

Статья "Этимологическое комментирование как средство развитие познавательного интереса учащихся на уроках русского языка (при изучении слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами)" была по...

Статья "Использование игровых приёмов при изучении азбуки оригами"

Включение в ход занятия игровых приёмов и ситуаций помогает провести это занятие интересно и увлекательно.В статье автор делится своим  педагогическим опытом использования игровых приёмов при изу...

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ НАД СЛОВАМИ С НЕПРОВЕРЯЕМЫМИ ОРФОГРАММАМИ

Работа содержит материалы, помогающие осуществлять принцип преемственности при изучении словарных слов....

Система работы над словами с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка

Система работы над словами с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка...