Содержание программы литературного кружка "Азбука творчества"
рабочая программа (9 класс) по теме
Программа предназначена для учащихся второго этапа обучения литературному творчеству
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soderzhanie_programmy_azbuka_tvorchestva.docx | 35.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание программы дополнительного образования по кружку «Азбука творчества»
№ п/п | Тема занятия | Форма проведения | Содержание материала |
1. | Вводное занятие «Служенье муз не терпит суеты…» | Круглый стол анкетирование | - цели и задачи курса, виды и тематика занятий - анкетирование учащихся «Немного о себе» - беседа за «круглым столом»: чему я хочу научиться на занятиях? - самопрезентации «Мир моих увлечений» |
2. | Развитие речи. Обучение выразительному чтению, умению вести себя перед аудиторией. | Практикум | - «Прочитать произведение лирическое – вовсе не безделица…» - прослушивание классических образцов выразительного чтения - обучение выразительному чтению - представляем свои произведения, написанные за лето |
3. | Рифма. Группы рифм и её особенности. Основные способы рифмовки. | Лекция с элементами беседы, практикум | - основные признаки стихотворного текста: ритм, рифма - что такое рифма, знакомство со словарём рифм - игра «найди рифму», «угадай рифму» - знакомство с группами рифм и их особенностями - основные способы рифмовки - как определить способ рифмовки |
4. | Анализируем стихи русских поэтов. Учимся определять способ рифмовки. | практикум | - анализируем стихи русских поэтов, - учимся определять способ рифмовки |
5. | Участвуем в конкурсе творческих работ ко Дню Учителя ( стихи, сочинения, рассказы, сценки). | практикум | - пишем творческие работы (в стихах или прозе) на темы «Мой любимый предмет» «Мой любимый учитель» «Признание в любви математике, биологии и т.п.» |
6. | Корректируем и совершенствуем написанное. | Практикум | - корректировка написанных произведений - работа над речевыми ошибками и недочётами |
7. | Принципы ритмической организации стихотворного произведения. | Лекция с элементами беседы, практикум | - знакомство с основными принципами ритмической организации стихотворного произведения - анализ классических образцов |
8. | Системы стихосложения и основные стихотворные размеры. | Лекция с элементами беседы, практикум | - что такое система стихосложения, виды систем - основные стихотворные размеры и их особенности - как определить стихотворный размер |
9. | Анализируем стихи русских поэтов. Учимся определять стихотворный размер лирического произведения. | Практикум | - анализируем стихи русских поэтов, - учимся определять стихотворный размер лирического произведения |
10. | Языковые средства художественной выразительности: тропы (повторение изученного). | Лекция с элементами беседы, практикум | - что такое средства выразительности и для чего они нужны - омонимы, синонимы, антонимы, звукопись, эпитет, метафора, сравнение как средства выразительности, их использование в стихотворной речи |
11. | «В мастерской художника» | практикум | - анализируем стихи русских поэтов, - учимся «видеть» изобразительно-выразительные средства и определять их роль в поэтическом тексте. |
12. | Час творчества «Уж небо осенью дышало…» | практикум | - пишем этюд об осени: о дожде, листопаде, осенних цветах ( в стихах или прозе) |
13. | Языковые средства художественной выразительности: тропы и их разновидности | Лекция с элементами беседы, Практикум | - олицетворение, метонимия, перифраза, гипербола, литота, ирония как средства выразительности, - их использование в стихотворной речи |
14. | «В мастерской художника» | практикум | - анализируем стихи русских поэтов, - учимся «видеть» изобразительно-выразительные средства и определять их роль в поэтическом тексте. |
15. | Лирические жанры и их особенности. | Лекция с элементами беседы, Практикум | - ода, дума, элегия как жанры лирики - знакомство с классическими образцами произведений данных жанров |
16. | Лирические жанры и их особенности. | Лекция с элементами беседы, практикум | - послание, эпиграмма, мадригал как жанры лирики - знакомство с классическими образцами произведений данных жанров |
17. | Лирические жанры и их особенности. | Лекция с элементами беседы, практикум | - дифирамб, эпитафия, песня, сонет как жанры лирики - знакомство с классическими образцами произведений данных жанров |
18. | Час творчества. Пробуем написать лирическое произведение определённого жанра. | Практикум | - пробуем написать лирическое произведение определённого жанра. |
19. | Час творчества. «Сказки зимнего леса». | практикум | - пишем этюд о зиме: «Первый снег», «Метель», «Узоры на стекле», «Зимняя сказка», «Рождественское чудо», «Я – снежинка», «В зимнем лесу» ( в стихах или прозе) |
20. | Корректируем и совершенствуем написанное. | практикум | - корректировка написанных произведений - работа над речевыми ошибками и недочётами |
21. | Лироэпические жанры и их особенности. | Лекция с элементами беседы, практикум | - особенности лироэпических жанров - баллада и её отличительные признаки, сюжеты баллад - знакомство с классическими образцами лироэпических произведений |
22. | Час творчества. Пишем балладу. | практикум | - пробуем написать балладу |
23. | Корректируем и совершенствуем написанное. | практикум | - корректировка написанных произведений - работа над речевыми ошибками и недочётами |
24. | Строфа. Виды строф в лирике. | Лекция с элементами беседы, практикум | - что такое строфа - виды строф в лирике - анализ образцов различных строф |
25. | Час творчества «Весенняя капель». | практикум | - пишем этюд о весне: «Капель», «Подснежник», «Бегут ручьи…», «Гимн весне», «Пробуждение», «Весенняя сказка» ( в прозе или в стихах). |
26. | Корректируем и совершенствуем написанное. | практикум | - корректировка написанных произведений - работа над речевыми ошибками и недочётами |
27. | Твёрдые стихотворные формы и их особенности. | Лекция с элементами беседы, практикум | - что такое твёрдые стихотворные формы - триолет, сонет, танка, хокку, рубаи, газель и их особенности - знакомство с классическими образцами представленных стихотворных форм |
28. | Изобразительно-выразительные средства языка: поэтический синтаксис (повторение изученного) | практикум | - фигуры речи (повторение): риторический вопрос, восклицание, обращение; повтор (анафора, эпифора), антитеза, градация, инверсия и их особенности - анализируем тексты известных авторов, учимся находить выразительные средства синтаксиса |
29. | Изобразительно-выразительные средства языка: поэтический синтаксис | практикум | - знакомимся с такими фигурами речи, как синтаксический параллелизм, парцелляция, эллипсис, многосоюзие, бессоюзие, оксюморон и их особенностями - анализируем тексты известных авторов, учимся находить выразительные средства синтаксиса |
30. | Драматические жанры и их особенности. | Лекция с элементами беседы, практикум | - драма как род литературы - особенности драматических произведений - комедия, водевиль, фарс, трагедия, драма, трагикомедия как драматические жанры - знакомство с классическими образцами представленных жанров |
31. | Эпические жанры и их особенности. Как сочинить рассказ. | Лекция с элементами беседы, практикум | - эпос как род литературы - особенности эпических произведений - рассказ, повесть, роман, сказка, притча как эпические жанры - знакомство с классическими образцами представленных жанров |
32. | Сочиняем в прозе. | практикум | - рассказ и его композиция - выбор темы, идеи будущего произведения - обдумывание сюжета, выбор героев - выбор направления: фантастика, детектив, фэнтэзи, приключения, другое. |
33. | Корректируем и совершенствуем написанное. | практикум | - корректировка написанных произведений - работа над речевыми ошибками и недочётами |
34. | Итоговое занятие «Творчество как состояние души». | Круглый стол анкетирование | - обсуждение результатов обучения за год - презентации «Мои достижения и успехи» - рекомендации по творческому развитию на летних каникулах - анкетирование «О чём я хочу узнать и чему научиться» |
35. | Резерв. |
Содержание программы дополнительного образования по кружку «Азбука творчества» (2013-2014 уч.год)
№ п/п | Тема занятия | Форма проведения | Содержание материала |
1. | Вводное занятие «Служенье муз не терпит суеты…» | Круглый стол анкетирование | - цели и задачи курса, виды и тематика занятий - анкетирование учащихся «Немного о себе» - беседа за «круглым столом»: чему я хочу научиться на занятиях? - самопрезентации «Мир моих увлечений» |
2. | Развитие речи. Обучение выразительному чтению, умению вести себя перед аудиторией. | Практикум | - «Прочитать произведение лирическое – вовсе не безделица…» - прослушивание классических образцов выразительного чтения - обучение выразительному чтению - представляем свои произведения, написанные за лето |
3. | Рифма. Группы рифм и её особенности. Основные способы рифмовки. | Лекция с элементами беседы, практикум | - основные признаки стихотворного текста: ритм, рифма - что такое рифма, знакомство со словарём рифм - игра «найди рифму», «угадай рифму» - знакомство с группами рифм и их особенностями - основные способы рифмовки - как определить способ рифмовки |
4. | Анализируем стихи русских поэтов. Учимся определять способ рифмовки. | практикум | - анализируем стихи русских поэтов, - учимся определять способ рифмовки |
5. | Участвуем в конкурсе творческих работ ко Дню Учителя ( стихи, сочинения, рассказы, сценки). | практикум | - пишем творческие работы (в стихах или прозе) на темы «Мой любимый предмет» «Мой любимый учитель» «Признание в любви математике, биологии и т.п.» |
6. | Корректируем и совершенствуем написанное. | Практикум | - корректировка написанных произведений - работа над речевыми ошибками и недочётами |
7. | Принципы ритмической организации стихотворного произведения. | Лекция с элементами беседы, практикум | - знакомство с основными принципами ритмической организации стихотворного произведения - анализ классических образцов |
8. | Системы стихосложения и основные стихотворные размеры. | Лекция с элементами беседы, практикум | - что такое система стихосложения, виды систем - основные стихотворные размеры и их особенности - как определить стихотворный размер |
9. | Анализируем стихи русских поэтов. Учимся определять стихотворный размер лирического произведения. | Практикум | - анализируем стихи русских поэтов, - учимся определять стихотворный размер лирического произведения |
10. | Языковые средства художественной выразительности: тропы (повторение изученного). | Лекция с элементами беседы, практикум | - что такое средства выразительности и для чего они нужны - омонимы, синонимы, антонимы, звукопись, эпитет, метафора, сравнение как средства выразительности, их использование в стихотворной речи |
11. | Практика. Анализируем стихи русских поэтов. | практикум | - анализируем стихи русских поэтов, - учимся «видеть» изобразительно-выразительные средства и определять их роль в поэтическом тексте. |
12. | Практика. Пишем этюд об осени. | практикум | - пишем этюд об осени: о дожде, листопаде, осенних цветах ( в стихах или прозе) |
13. | Корректируем и совершенствуем написанное. | Практикум | - корректировка написанных произведений - работа над речевыми ошибками и недочётами |
14. | Теория. Лирические жанры и их особенности. | Лекция с элементами беседы, Практикум | - ода, дума, элегия как жанры лирики - знакомство с классическими образцами произведений данных жанров |
15. | Теория. Лирические жанры и их особенности. | Лекция с элементами беседы, практикум | - послание, эпиграмма, мадригал как жанры лирики - знакомство с классическими образцами произведений данных жанров |
16. | Теория. Лирические жанры и их особенности. | Лекция с элементами беседы, практикум | - дифирамб, эпитафия, песня, сонет как жанры лирики - знакомство с классическими образцами произведений данных жанров |
17. | Практика. Пробуем написать лирическое произведение определённого жанра. | Практикум | - пробуем написать лирическое произведение определённого жанра. |
18. | Теория. Лироэпические жанры и их особенности. | Лекция с элементами беседы, практикум | - особенности лироэпических жанров - баллада и её отличительные признаки, сюжеты баллад - знакомство с классическими образцами лироэпических произведений |
19. | Практика. Сочиняем балладу. | практикум | - пробуем написать балладу |
20. | Корректируем и совершенствуем написанное. | Практикум | - корректировка написанных произведений - работа над речевыми ошибками и недочётами |
21. | Практика. Пишем этюд о зиме. | практикум | - пишем этюд о зиме ( в стихах или прозе) |
22. | Корректируем и совершенствуем написанное. | Практикум | - корректировка написанных произведений - работа над речевыми ошибками и недочётами |
23. | Развитие речи. Вечер русского романса. | Литературно-музыкальная гостиная | - знакомство с романсами на стихи русских поэтов - литературно-музыкальная композиция с участием детей и педагогов |
24. | Теория. Строфа. Виды строф в лирике. | Лекция с элементами беседы, практикум | - что такое строфа - виды строф в лирике - анализ образцов различных строф |
25. | Практика. Пишем этюд о весне. | практикум | - пишем этюд о весне: «Капель», «Подснежник», «Бегут ручьи…», «Гимн весне», «Пробуждение», «Весенняя сказка» ( в прозе или в стихах). |
26. | Корректируем и совершенствуем написанное. | практикум | - корректировка написанных произведений - работа над речевыми ошибками и недочётами |
27-28. | Твёрдые стихотворные формы и их особенности. | Лекция с элементами беседы, практикум | - что такое твёрдые стихотворные формы - триолет, сонет, танка, хокку, рубаи, газель и их особенности - знакомство с классическими образцами представленных стихотворных форм |
29. | Теория. Изобразительно-выразительные средства языка: поэтический синтаксис (повторение изученного) | практикум | - фигуры речи (повторение): риторический вопрос, восклицание, обращение; повтор (анафора, эпифора), антитеза, градация, инверсия и их особенности - анализируем тексты известных авторов, учимся находить выразительные средства синтаксиса |
30. | Теория. Драматические жанры и их особенности. | Лекция с элементами беседы, практикум | - драма как род литературы - особенности драматических произведений - комедия, водевиль, фарс, трагедия, драма, трагикомедия как драматические жанры - знакомство с классическими образцами представленных жанров |
31. | Теория. Эпические жанры и их особенности. Как сочинить рассказ. | Лекция с элементами беседы, практикум | - эпос как род литературы - особенности эпических произведений - рассказ, повесть, роман, сказка, притча как эпические жанры - знакомство с классическими образцами представленных жанров |
32. | Практика. Сочиняем в прозе. | практикум | - рассказ и его композиция - выбор темы, идеи будущего произведения - обдумывание сюжета, выбор героев - выбор направления: фантастика, детектив, фэнтэзи, приключения, другое. |
33. | Корректируем и совершенствуем написанное. | практикум | - корректировка написанных произведений - работа над речевыми ошибками и недочётами |
34. | Итоговое занятие «Творчество как состояние души». | анкетирование | - обсуждение результатов обучения за год - презентации «Мои достижения и успехи» - рекомендации по творческому развитию на летних каникулах - анкетирование «О чём я хочу узнать и чему научиться» |
35. | Резерв. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная гостиная "Творчество Р. Бернса"
Представленное внеклассное мероприятие -проводится в рамках работы интегрированного спецкурса по творчеству Роберта Бернса. Спецкурс представляет собой концентрическую систему мероприятий по изучению ...
Басня – древний литературный жанр. Творчество И.А. Крылова
Продолжение знакомства с басней, углубление понятия...
Внеклассное мероприятие: "Литературная гостиная. Творчество Шекспира" 9-11 класы на английском языке
Это мероприятие посвящено юбилею великого английского поэта У. Шекспира. На литературной странице данного мероприятия учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством этого удивительного мастера пера....
Содержание программы литературного кружка "Занимательное стихосложение"
Пргорамма предназначена для учащихся первого этапа обучения литературному творчесту (5-8 класы)...
Разработка урока:"Литературная гостиная. Творчество Франсуа Рабле"
Целью урока является приобщение и развитие у учащихся 6 класса интереса к чтению и знакомство с творчеством Франсуа Рабле....
Разработка урока:"Литературная гостиная. Творчество Франсуа Рабле"
Целью урока является приобщение и развитие у учащихся 6 класса интереса к чтению и знакомство с творчеством Франсуа Рабле....
Литературная гостиная (творчество Булгакова)
Мероприятие адресовано учащимся в возрасте 16-18 лет, занимающимся в учреждениях дополнительного образования. Цель - знакомство с лучшими образцами русской поэзии, развитие интереса к сло...