Содержание программы литературного кружка "Азбука творчества"
рабочая программа (9 класс) по теме

Страданченкова Ирина Алекандровна

Программа предназначена для учащихся второго этапа обучения литературному творчеству

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soderzhanie_programmy_azbuka_tvorchestva.docx35.4 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание программы дополнительного образования по кружку «Азбука творчества»

п/п

Тема занятия

Форма проведения

Содержание материала

1.

Вводное занятие «Служенье муз не терпит суеты…»

Круглый стол

анкетирование

- цели и задачи курса, виды и тематика занятий

- анкетирование учащихся «Немного о себе»

- беседа за «круглым столом»: чему я хочу научиться на занятиях?

- самопрезентации «Мир моих увлечений»

2.

Развитие речи. Обучение выразительному чтению, умению вести себя перед аудиторией.

Практикум

- «Прочитать произведение лирическое – вовсе не безделица…»

- прослушивание классических образцов выразительного чтения

- обучение выразительному чтению

- представляем свои произведения, написанные за лето

3.

Рифма. Группы рифм и её особенности. Основные способы рифмовки.

Лекция с элементами беседы,

практикум

- основные признаки стихотворного текста: ритм, рифма

- что такое рифма, знакомство со словарём рифм

- игра «найди рифму», «угадай рифму»

- знакомство с группами рифм и их особенностями

- основные способы рифмовки

- как определить способ рифмовки

4.

Анализируем стихи русских поэтов.

Учимся определять способ рифмовки.

практикум

- анализируем стихи русских поэтов,

- учимся определять способ рифмовки

5.

Участвуем в конкурсе творческих работ ко Дню Учителя ( стихи, сочинения, рассказы, сценки).

практикум

- пишем творческие работы (в стихах или прозе) на темы

 «Мой любимый предмет»

 «Мой любимый учитель»

 «Признание в любви математике, биологии и т.п.»

6.

Корректируем и совершенствуем написанное.

Практикум

- корректировка написанных произведений

- работа над речевыми ошибками и недочётами

7.

Принципы ритмической организации стихотворного произведения.

Лекция с элементами беседы,

практикум

- знакомство с основными принципами  ритмической организации стихотворного произведения

- анализ классических образцов

8.

Системы стихосложения и основные стихотворные размеры.

Лекция с элементами беседы,

практикум

- что такое система стихосложения, виды систем

- основные стихотворные размеры и их особенности

- как определить стихотворный размер

9.

Анализируем стихи русских поэтов. Учимся определять стихотворный размер лирического произведения.

Практикум

- анализируем стихи русских поэтов,

- учимся определять стихотворный размер лирического произведения

10.

Языковые средства художественной выразительности: тропы (повторение изученного).

Лекция с элементами беседы,

практикум

- что такое средства выразительности и для чего они нужны

- омонимы, синонимы, антонимы, звукопись, эпитет, метафора, сравнение как средства выразительности, их использование в стихотворной речи

11.

«В мастерской художника»

практикум

- анализируем стихи русских поэтов,

- учимся «видеть» изобразительно-выразительные средства и определять их роль в поэтическом тексте.

12.

Час творчества «Уж небо осенью дышало…»

практикум

- пишем этюд об осени: о дожде, листопаде, осенних цветах ( в стихах или прозе)

13.

Языковые средства художественной выразительности: тропы и их разновидности

Лекция с элементами беседы,

Практикум

- олицетворение, метонимия, перифраза, гипербола, литота, ирония как средства выразительности,

- их использование в стихотворной речи

14.

«В мастерской художника»

практикум

- анализируем стихи русских поэтов,

- учимся «видеть» изобразительно-выразительные средства и определять их роль в поэтическом тексте.

15.

Лирические жанры и их особенности.

Лекция с элементами беседы,

Практикум

- ода, дума, элегия как жанры лирики

- знакомство с классическими образцами произведений данных жанров

16.

Лирические жанры и их особенности.

Лекция с элементами беседы,

практикум

- послание, эпиграмма, мадригал как жанры лирики

- знакомство с классическими образцами произведений данных жанров

17.

Лирические жанры и их особенности.

Лекция с элементами беседы,

практикум

- дифирамб, эпитафия, песня, сонет как жанры лирики

- знакомство с классическими образцами произведений данных жанров

18.

Час творчества.  Пробуем написать лирическое произведение определённого жанра.

Практикум

- пробуем написать лирическое произведение определённого жанра.

19.

Час творчества. «Сказки зимнего леса».

практикум

- пишем этюд о зиме: «Первый снег», «Метель», «Узоры на стекле», «Зимняя сказка», «Рождественское чудо», «Я – снежинка», «В зимнем лесу» ( в стихах или прозе)

20.

Корректируем и совершенствуем написанное.

практикум

- корректировка написанных произведений

- работа над речевыми ошибками и недочётами

21.

Лироэпические жанры и их особенности.

Лекция с элементами беседы,

практикум

- особенности лироэпических жанров

- баллада и её отличительные признаки, сюжеты баллад

- знакомство с классическими образцами лироэпических произведений

22.

Час творчества. Пишем балладу.

практикум

- пробуем написать балладу

23.

Корректируем и совершенствуем написанное.

практикум

- корректировка написанных произведений

- работа над речевыми ошибками и недочётами

24.

Строфа. Виды строф в лирике.

Лекция с элементами беседы,

практикум

- что такое строфа

- виды строф в лирике

- анализ образцов различных строф

25.

Час творчества «Весенняя капель».

практикум

- пишем этюд о весне: «Капель», «Подснежник», «Бегут ручьи…», «Гимн весне», «Пробуждение», «Весенняя сказка» ( в прозе или в стихах).

26.

Корректируем и совершенствуем написанное.

практикум

- корректировка написанных произведений

- работа над речевыми ошибками и недочётами

27.

Твёрдые стихотворные формы и их особенности.

Лекция с элементами беседы,

практикум

- что такое твёрдые стихотворные формы

- триолет, сонет, танка, хокку, рубаи, газель и их особенности

- знакомство с классическими образцами представленных стихотворных форм

28.

Изобразительно-выразительные средства языка: поэтический синтаксис (повторение изученного)

практикум

- фигуры речи (повторение):

риторический вопрос, восклицание, обращение;

повтор (анафора, эпифора),

антитеза, градация, инверсия и их особенности

- анализируем тексты известных авторов, учимся находить выразительные средства синтаксиса

29.

Изобразительно-выразительные средства языка: поэтический синтаксис

практикум

- знакомимся с такими фигурами речи, как

синтаксический параллелизм, парцелляция, эллипсис,

многосоюзие, бессоюзие, оксюморон и их особенностями

- анализируем тексты известных авторов, учимся находить выразительные средства синтаксиса

30.

Драматические жанры и их особенности.

Лекция с элементами беседы,

практикум

- драма как род литературы

- особенности драматических произведений

- комедия, водевиль, фарс, трагедия, драма, трагикомедия как драматические жанры

- знакомство с классическими образцами представленных жанров

31.

Эпические жанры и их особенности.

Как сочинить рассказ.

Лекция с элементами беседы,

практикум

- эпос как род литературы

- особенности эпических произведений

- рассказ, повесть, роман, сказка, притча  как эпические жанры

- знакомство с классическими образцами представленных жанров

32.

Сочиняем в прозе.

практикум

- рассказ и его композиция

- выбор темы, идеи будущего произведения

- обдумывание сюжета, выбор героев

- выбор направления: фантастика, детектив, фэнтэзи, приключения, другое.

33.

Корректируем и совершенствуем написанное.

практикум

- корректировка написанных произведений

- работа над речевыми ошибками и недочётами

34.

Итоговое занятие

«Творчество как состояние души».

Круглый стол

анкетирование

- обсуждение результатов обучения за год

- презентации «Мои достижения и успехи»

- рекомендации по творческому развитию на летних каникулах

- анкетирование «О чём я хочу узнать и чему научиться»

35.

Резерв.

Содержание программы дополнительного образования по кружку «Азбука творчества» (2013-2014 уч.год)

п/п

Тема занятия

Форма проведения

Содержание материала

1.

Вводное занятие «Служенье муз не терпит суеты…»

Круглый стол

анкетирование

- цели и задачи курса, виды и тематика занятий

- анкетирование учащихся «Немного о себе»

- беседа за «круглым столом»: чему я хочу научиться на занятиях?

- самопрезентации «Мир моих увлечений»

2.

Развитие речи. Обучение выразительному чтению, умению вести себя перед аудиторией.

Практикум

- «Прочитать произведение лирическое – вовсе не безделица…»

- прослушивание классических образцов выразительного чтения

- обучение выразительному чтению

- представляем свои произведения, написанные за лето

3.

Рифма. Группы рифм и её особенности. Основные способы рифмовки.

Лекция с элементами беседы,

практикум

- основные признаки стихотворного текста: ритм, рифма

- что такое рифма, знакомство со словарём рифм

- игра «найди рифму», «угадай рифму»

- знакомство с группами рифм и их особенностями

- основные способы рифмовки

- как определить способ рифмовки

4.

Анализируем стихи русских поэтов.

Учимся определять способ рифмовки.

практикум

- анализируем стихи русских поэтов,

- учимся определять способ рифмовки

5.

Участвуем в конкурсе творческих работ ко Дню Учителя ( стихи, сочинения, рассказы, сценки).

практикум

- пишем творческие работы (в стихах или прозе) на темы

 «Мой любимый предмет»

 «Мой любимый учитель»

 «Признание в любви математике, биологии и т.п.»

6.

Корректируем и совершенствуем написанное.

Практикум

- корректировка написанных произведений

- работа над речевыми ошибками и недочётами

7.

Принципы ритмической организации стихотворного произведения.

Лекция с элементами беседы,

практикум

- знакомство с основными принципами  ритмической организации стихотворного произведения

- анализ классических образцов

8.

Системы стихосложения и основные стихотворные размеры.

Лекция с элементами беседы,

практикум

- что такое система стихосложения, виды систем

- основные стихотворные размеры и их особенности

- как определить стихотворный размер

9.

Анализируем стихи русских поэтов. Учимся определять стихотворный размер лирического произведения.

Практикум

- анализируем стихи русских поэтов,

- учимся определять стихотворный размер лирического произведения

10.

Языковые средства художественной выразительности: тропы (повторение изученного).

Лекция с элементами беседы,

практикум

- что такое средства выразительности и для чего они нужны

- омонимы, синонимы, антонимы, звукопись, эпитет, метафора, сравнение как средства выразительности, их использование в стихотворной речи

11.

Практика. Анализируем стихи русских поэтов.

практикум

- анализируем стихи русских поэтов,

- учимся «видеть» изобразительно-выразительные средства и определять их роль в поэтическом тексте.

12.

Практика. Пишем этюд об осени.

практикум

- пишем этюд об осени: о дожде, листопаде, осенних цветах ( в стихах или прозе)

13.

Корректируем и совершенствуем написанное.

Практикум

- корректировка написанных произведений

- работа над речевыми ошибками и недочётами

14.

Теория. Лирические жанры и их особенности.

Лекция с элементами беседы,

Практикум

- ода, дума, элегия как жанры лирики

- знакомство с классическими образцами произведений данных жанров

15.

Теория. Лирические жанры и их особенности.

Лекция с элементами беседы,

практикум

- послание, эпиграмма, мадригал как жанры лирики

- знакомство с классическими образцами произведений данных жанров

16.

Теория. Лирические жанры и их особенности.

Лекция с элементами беседы,

практикум

- дифирамб, эпитафия, песня, сонет как жанры лирики

- знакомство с классическими образцами произведений данных жанров

17.

Практика.  Пробуем написать лирическое произведение определённого жанра.

Практикум

- пробуем написать лирическое произведение определённого жанра.

18.

Теория. Лироэпические жанры и их особенности.

Лекция с элементами беседы,

практикум

- особенности лироэпических жанров

- баллада и её отличительные признаки, сюжеты баллад

- знакомство с классическими образцами лироэпических произведений

19.

Практика. Сочиняем балладу.

практикум

- пробуем написать балладу

20.

Корректируем и совершенствуем написанное.

Практикум

- корректировка написанных произведений

- работа над речевыми ошибками и недочётами

21.

Практика. Пишем этюд о зиме.

практикум

- пишем этюд о зиме ( в стихах или прозе)

22.

Корректируем и совершенствуем написанное.

Практикум

- корректировка написанных произведений

- работа над речевыми ошибками и недочётами

23.

Развитие речи. Вечер русского романса.

Литературно-музыкальная гостиная

- знакомство с романсами на стихи русских поэтов

- литературно-музыкальная композиция с участием детей и педагогов

24.

Теория. Строфа. Виды строф в лирике.

Лекция с элементами беседы,

практикум

- что такое строфа

- виды строф в лирике

- анализ образцов различных строф

25.

Практика. Пишем этюд о весне.

практикум

- пишем этюд о весне: «Капель», «Подснежник», «Бегут ручьи…», «Гимн весне», «Пробуждение», «Весенняя сказка» ( в прозе или в стихах).

26.

Корректируем и совершенствуем написанное.

практикум

- корректировка написанных произведений

- работа над речевыми ошибками и недочётами

27-28.

Твёрдые стихотворные формы и их особенности.

Лекция с элементами беседы,

практикум

- что такое твёрдые стихотворные формы

- триолет, сонет, танка, хокку, рубаи, газель и их особенности

- знакомство с классическими образцами представленных стихотворных форм

29.

Теория. Изобразительно-выразительные средства языка: поэтический синтаксис (повторение изученного)

практикум

- фигуры речи (повторение):

риторический вопрос, восклицание, обращение;

повтор (анафора, эпифора),

антитеза, градация, инверсия и их особенности

- анализируем тексты известных авторов, учимся находить выразительные средства синтаксиса

30.

Теория. Драматические жанры и их особенности.

Лекция с элементами беседы,

практикум

- драма как род литературы

- особенности драматических произведений

- комедия, водевиль, фарс, трагедия, драма, трагикомедия как драматические жанры

- знакомство с классическими образцами представленных жанров

31.

Теория. Эпические жанры и их особенности.

Как сочинить рассказ.

Лекция с элементами беседы,

практикум

- эпос как род литературы

- особенности эпических произведений

- рассказ, повесть, роман, сказка, притча  как эпические жанры

- знакомство с классическими образцами представленных жанров

32.

Практика. Сочиняем в прозе.

практикум

- рассказ и его композиция

- выбор темы, идеи будущего произведения

- обдумывание сюжета, выбор героев

- выбор направления: фантастика, детектив, фэнтэзи, приключения, другое.

33.

Корректируем и совершенствуем написанное.

практикум

- корректировка написанных произведений

- работа над речевыми ошибками и недочётами

34.

Итоговое занятие

«Творчество как состояние души».

Круглый стол,

анкетирование

- обсуждение результатов обучения за год

- презентации «Мои достижения и успехи»

- рекомендации по творческому развитию на летних каникулах

- анкетирование «О чём я хочу узнать и чему научиться»

35.

Резерв.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная гостиная "Творчество Р. Бернса"

Представленное внеклассное мероприятие -проводится в рамках работы интегрированного спецкурса по творчеству Роберта Бернса. Спецкурс представляет собой концентрическую систему мероприятий по изучению ...

Басня – древний литературный жанр. Творчество И.А. Крылова

Продолжение знакомства с басней, углубление понятия...

Внеклассное мероприятие: "Литературная гостиная. Творчество Шекспира" 9-11 класы на английском языке

Это мероприятие посвящено юбилею великого английского поэта У. Шекспира. На литературной странице данного мероприятия учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством этого удивительного мастера пера....

Содержание программы литературного кружка "Занимательное стихосложение"

Пргорамма предназначена для учащихся первого этапа обучения литературному творчесту (5-8 класы)...

Разработка урока:"Литературная гостиная. Творчество Франсуа Рабле"

Целью урока является приобщение и развитие у учащихся 6 класса интереса к чтению  и знакомство с творчеством Франсуа Рабле....

Разработка урока:"Литературная гостиная. Творчество Франсуа Рабле"

Целью урока является приобщение и развитие у учащихся 6 класса интереса к чтению  и знакомство с творчеством Франсуа Рабле....

Литературная гостиная (творчество Булгакова)

Мероприятие адресовано  учащимся в возрасте 16-18 лет, занимающимся в учреждениях дополнительного образования.  Цель - знакомство с лучшими образцами русской поэзии, развитие интереса к сло...